вопросы КОМПЕТЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
COMPETENCE ISSUES IN POLICE PROTECTION ACTIVITIES TO ENSURE TRANSPORT SAFETY
УДК 342.9
А.Л. ДЕЛНХ,
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород)
С.Н. МАХННА,
доктор юридических наук, профессор (Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж) [email protected]
ANTON L. TSELICH,
Adjunct
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SVETLANA N. MAKHINA,
Doctor of Law, Professor (Voronezh State University, Voronezh, Russia)
Аннотация: в статье авторами рассмотрены особенности компетенции полиции при обеспечении транспортной безопасности; делается акцент на то, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства являются объектами охраны со стороны полиции, которые нуждаются в особой административно-правовой защите от угроз не только социального, но и природного и техногенного характера. В статье обращено внимание именно на права и обязанности транспортной полиции в обеспечении транспортной безопасности; на взаимодействие сотрудников транспортной полиции и оказание содействия подразделениям безопасности аэропортов, которое должно быть полноценным и комплексным. Кроме того, авторами делается акцент на особенностях компетенции сотрудников транспортной полиции при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в целях обеспечения транспортной безопасности.
В статье затрагиваются также проблемные вопросы обеспечения транспортной безопасности на отдельных видах транспорта; сформулированы выводы об особенностях полномочий транспортной полиции по обеспечению транспортной безопасности на основе проведенного анализа действующего законодательства Российской Федерации федерального уровня и ведомственных нормативных правовых актов МВД России и Минтранса России; определено, что большая их часть сводится к взаимодействию, оказанию содействия подразделениям авиационной безопасности, безопасности судоходства, администрациям бассейнов внутренних водных путей; делается вывод о том, что на железнодорожном транспорте транспортная полиция играет главную роль в обеспечении транспортной безопасности сопровождения поездов дальнего следования и пригородных электропоездов.
Ключевые слова: полиция, транспорт, транспортная безопасность, компетенция, защита прав.
Для цитирования: Целих А.Л., Махина С.Н. Вопросы компетенции в деятельности полиции по обеспечению транспортной безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 23-27.
Abstract: in the article, the authors considered the features of the police competence in ensuring transport security; It emphasizes that transport infrastructure facilities and vehicles are protected by the police, who need special administrative and legal protection against threats not only of social, but also of natural and man-made. The article focuses precisely on the rights and duties of the transport police in ensuring transport security; Attention was drawn to the interaction of the transport police officers and the provision of assistance to airport security units, which should be complete and integrated. In addition, the authors emphasize the particular competence of the transport police officers in the use of physical force, special means and firearms in order to ensure transport security. The article also addresses the problematic issues of transport security in certain types of transport; conclusions are drawn up about the peculiarities of the powers of the transport police to ensure transport security on the basis of an analysis of the current legislation of the Russian Federation at the federal level and departmental regulatory acts of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Ministry of Transport of Russia; it was determined that most of them come down to interaction, assistance to aviation security, navigation safety, administrations of the basins of inland waterways; it is concluded that the transport police in railway transport plays a major role in ensuring the transport safety of escorting long-distance trains and commuter trains.
Keywords: police, transport, transport security, competence, protection of rights protection.
For citation: Tselich A.L., Makhina S.N. Competence issues in police protection activities to ensure transport safety // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 1. Рр. 23-27.
На протяжении всей истории существования государственного аппарата большую роль играло установление объема прав и обязанностей того или иного органа государственной власти. По мнению Б.М. Лазарева, «.. .анализ компетенции имеет очень большое значение для совершенствования не только системы органов, но и структуры каждого из них. Обусловлено это тем, что структура управления должна создавать наилучшие условия для реализации тех управленческих функций и полномочий, которые возложены на данный орган» [4, с. 5].
Так, не могут не вызвать определенный интерес заключения Б.М. Лазарева, которые связаны с проблемами компетенции, в том числе:
- принцип законности, который предполагает, что деятельность органов управления регламентирована правовыми нормами, которые неуклонно соблюдаются;
- несмотря на важность проблем компетенции государственных органов, общетеоретические проблемы компетенции, как правило, оставались в тени;
По его мнению, «компетенция органа управления - это система его полномочий, т.е. субъективных прав и обязанностей особого рода, и ее нельзя смешивать с объективным правом - правовыми нормами».
Компетенция органов исполнительной власти включает:
- установление целей создания органов исполнительной власти;
- определение задач по достижению этих целей;
- регламентацию функций как «меры должного поведения» конкретного органа исполнительной власти;
- законодательное закрепление объема полномочий, при реализации которых будут выполнены задачи и достигнуты цели, стоящие перед данным органом исполнительной власти, установлены вид и основания ответственности за результаты деятельности этого органа власти или управления, должностного лица, его возглавляющего» [3, с. 78].
Также компетенция определяется как «... важнейший институт публичного, в том числе административного, права, который представляет комплексную нормативно оформленную характеристику полномочий государственного или общественного органа, организации, должностного лица, иного служащего в определенной сфере государственного или общественного управления» [6].
Приведенное определение, как нам представляется, вполне подходит к предмету нашего исследования, поскольку оно отражает институциональный и функциональный аспект деятельности полиции в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Как отмечал М.В. Костенников, «.компетенция закрепляет правовой статус органов, является условием возникновения, изменения и прекращения законных правоотношений, направленных на решение конкретно поставленных задач» [5, с. 90].
С данным подходом следует согласиться, поскольку без определения компетенции прак-
тически невозможно определить цели и задачи управления, определить границы персональной ответственности соответствующего субъекта. В этой связи вопрос о компетенции полиции в сфере обеспечения транспортной безопасности имеет реальное практическое значение.
Исследуя полномочия полиции по обеспечению транспортной безопасности, основной упор в настоящей работе будет сделан на правах и обязанностях именно транспортной полиции. Данная служба обеспечивает безопасность дорожного движения как составную часть транспортной безопасности в широком ее понимании.
Можно сделать вывод, что личность, общество, государство, а также объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства являются объектами охраны со стороны полиции и нуждаются в особой административно-правовой защите от различного рода угроз социального, природного и техногенного характера. Данную защиту, согласно одному из основных направлений деятельности полиции, осуществляет транспортная полиция.
Сложно представить эффективную охрану и защиту наших прав и законных интересов другими, кроме полицейских, органами и организациями. Немало людей испытывают страх за свою жизнь и здоровье, если поблизости много сотрудников разных правоохранительных ведомств, подразделений служб безопасности Минтранса России, частных охранных организаций. Все ясно понимают, что только полиция может дать самый мощный отпор любым угрозам безопасности посредством хотя бы вышеуказанного гласного наблюдения за оперативной обстановкой. Безусловно, большинство актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса не совершается благодаря открытому присутствию на объектах транспортной инфраструктуры полицейских в форме. Пассажиры и иные граждане знают об этом и чувствуют себя более спокойными, защищенными именно рядом с сотрудниками полиции, несмотря даже на небольшой процент доверия к данной структуре. Вот почему роль подразделений транспортной полиции в обеспечении безопасности людей на транспорте является все-таки ведущей, а повышение уровня доверия населения к полиции является одной из приоритетных задач органов внутренних дел на ближайшее время.
Федеральный закон «О полиции» предоставляет органам полиции на транспорте достаточно широкий объем полномочий для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
Прежде всего, следует тщательно проанализировать оперативную обстановку в зоне обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей пер-
спективе. После чего в полной мере должны быть учтены многочисленные факторы, такие как: время суток; график движения транспортных средств; пораженность определенных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями правопорядка; типы транспортных средств и виды станций (грузовые, сортировочные, участковые, пассажирские и промежуточные); наличие своих, а также приданных сил и средств и их реальные возможности; расположение соседних учреждений и органов внутренних дел, как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, воинских нарядов, их профессиональные возможности; наличие дополнительных сил и средств общественных формирований и их возможности.
Важной организационно-тактической формой работы транспортной полиции по обеспечению охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте являются заслоны, то есть наряды, перекрывающие одно или несколько железнодорожных направлений в целях недопущения проникновения правонарушителей, экстремистских групп в населенные пункты, где проводятся массовые мероприятия различной направленности. Также заслоны пресекают кражи грузов, своевременно задерживают злоумышленников. Сотрудники, задействованные в заслоне, могут быть назначены в наряд сопровождения пассажирского поезда, например, в случае выявления футбольных фанатов, следующих железнодорожным транспортом к месту проведения матча [2, а 344].
В целях обеспечения безопасности пассажиров на объектах транспорта активно используются возможности средств экстренной связи «Пассажир-полиция», в том числе установленных в пригородных электропоездах. Значительную помощь в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений и правонарушений оказывают видеонаблюдение и тепловизоры, часть которых подключена к аппаратно-программным комплексам «Безопасный Город» муниципальных образований и выведена в дежурные части соответствующих линейных управлений и отделов. В связи с совершенствованием объектов транспортной системы количество данных устройств неуклонно растет.
Следующим по популярности и пассажиропере-возкам после железнодорожного транспорта является авиационный транспорт, который, несмотря на участившиеся случаи крушений самолетов, беспорядков в салонах воздушных судов, террористических актов в аэропортах, по-прежнему является самым надежным видом транспорта. И здесь неоценима заслуга не только пилотов и членов экипажей воздушных судов, но и подразделений службы авиационной безопасности и, конечно, транспортной полиции.
Обеспечение транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта также имеет свою специфику. Как справедливо отмечает А.А. Булавкин, «...с учетом имеющегося опыта работы гражданской авиации комплекс безопасности воздушных перевозок включает в себя ограждение территории и служебных помещений, изоляция их от территории общего пользования; поддержание внутриобъектового и пропускного режимов; охрана специальными службами воздушных судов; предполетный (в том числе технический) осмотр самолетов по перечню мест осмотра; досмотр ручной клади, багажа, грузов и личный досмотр пассажиров; поддержание высокого уровня бдительности личного состава полиции и работников авиакомпаний. Особой функцией нарядов полиции является оказание профессиональной помощи сотрудникам службы авиационной безопасности при проведении мероприятий по досмотру пассажиров, ручной клади и багажа, которые в настоящее время постоянно проводятся работниками службы авиационной безопасности аэропорта, контролерами пограничных контрольно-пропускных пунктов, инспекторами таможенных постов в специально оборудованных пунктах досмотра» [2, с. 344].
Задача транспортной полиции состоит в оказании всяческого содействия подразделениям безопасности аэропортов, но это содействие должно быть полноценным, комплексным. Службы безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших требования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и почту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздушным перевозкам. Кроме того, в случаях угрозы жизни или здоровью пассажиров, а также членов экипажа воздушного судна или других граждан соответствующие должностные лица вправе реагировать в соответствии с нормами российского законодательства. Исследователь правовых аспектов обеспечения транспортной полицией авиационной безопасности Н.Ю. Венецкая вполне обоснованно, на наш взгляд, считает, что «.имеются существенные трудности и определенные факторы, оказывающие воздействие на деятельность правоохранительных органов, в частности на объектах воздушного транспорта».
Во-первых, это уменьшение числа полицейских и времени их пребывания на объектах авиационной инфраструктуры в связи с нехваткой кадров в линейных органах МВД России на транспорте.
Во-вторых, особой разработки требует вопрос о возможности прямого участия сотрудников полиции на авиационном транспорте в проведении досмотра пассажиров на входном контроле. В современных условиях намечается определен-
ная тенденция перепрофилирования органов транспортной полиции из сил, обеспечивающих охрану общественного порядка в полном объеме, в силы, занимающиеся функциями контроля и надзора за деятельностью субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на объектах воздушного транспорта.
Таким образом, воздушный транспорт, наряду с другими, имеет отличительные особенности по охране общественного порядка, обеспечению безопасности на объектах гражданской авиации, и сотрудники полиции при исполнении обязанностей по обеспечению транспортной безопасности должны это учитывать. Их присутствие на объектах воздушного транспорта во многом предупреждает акты незаконного вмешательства как террористического, так и экстремистского характера.
Традиционно речная полиция обеспечивала в свое время надзор за точным исполнением действующих постановлений и распоряжений по судоходству и охране порядка как на воде, так и на береговых объектах; порядок следования судов для их беспрепятственного плавания по рекам и каналам столицы; контроль за своевременной погрузкой и выгрузкой товаров на берег; принятие мер к спасению утопающих людей и тонущих судов; наблюдение за должным содержанием паровых и гребных судов; общественный порядок и общественную безопасность на водах, задержание воров и бродяг.
В настоящее время функциональные обязанности транспортной полиции по обеспечению безопасности на воде практически не изменились, однако к ним добавились такие обязанности, как противодействие терроризму и экстремизму, поскольку водный транспорт в настоящее время все больше становится объектом террористических и экстремистских посягательств.
Применение транспортной полицией в целях обеспечения транспортной безопасности физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в рамках своей компетенции также имеет свои особенности. Рядом ученых отмечается, что «стоит учитывать несколько условий, по которым обычно приходится действовать сотрудникам правоохранительных органов при задержании правонарушителей в рамках осуществления транспортной безопасности.
Изначально задержание злоумышленника может осуществляться в небольших по размерам помещениях: автомобилях, вагонах, каютах, и т.д.
Также эти же действия могут проводиться в местах большого скопления людей (причалы, аэропорты, железнодорожные вокзалы, станции метрополитена). Помимо этого, время длительного нахождения транспорта в движении исклю-
чает возможность применения масштабных сил и средств органами полиции. Отмечается, что применение огнестрельного оружия чаще всего нецелесообразно ввиду возможности случайного выстрела либо рикошета с учетом плотного скопления людей в ограниченном пространстве.
Зачастую в толпе людей тяжело различить правонарушителей и законопослушных прохожих, в связи с чем не представляется возможным применение на законном основании табельного оружия.
В заключение стоит отметить, что полномочия транспортной полиции по обеспечению транспортной безопасности нашли свое отражение в Федеральном законе «О полиции», Федеральном законе «О транспортной безопасности», Воздушном кодексе Российской Федерации, Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федера-
ции и особенно в ведомственных нормативных правовых актах МВД России и Минтранса России. Большая их часть сводится к взаимодействию, оказанию содействия подразделениям авиационной безопасности, безопасности судоходства, администрациям бассейнов внутренних водных путей. И только на железнодорожном транспорте транспортная полиция играет главную роль в обеспечении транспортной безопасности сопровождения поездов дальнего следования и пригородных электропоездов. Специфические условия службы в органах МВД России на транспорте в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта обусловливают особенности применения сотрудниками физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
- Литература -
1. Лаврухина Е.А. Обеспечение безопасности на транспорте как фактор реализации транспортной стратегии до 2030 года [Электронный ресурс] II Apriori. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 1. Режим доступа: www.apriori-journal.ru
2. Булавкин A.A. Основные особенности и специфика организации охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного, авиационного и морского транспорта I Административно-правовое регулирование правоохранительной деятельности: теория и практика: сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию доктора юридических наук, профессора В.В. Денисенко. - Краснодар, 2016. С. 344.
3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Органы государственной власти современной России. - Москва, 2003. С. 78.
4. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. - Москва, 1972. С. 5.
5. Костенников М.В. Административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на объектах гражданской авиации. - Москва, 1995. С. 90.
6. Словарь административного права I отв. ред. Бачило И.Л., Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю. - Москва, 1999. С. 169.
7. Журочко A.A. Особенности обеспечения безопасности на транспорте II Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2015. Т. 7. № 5. С. 146-160.
= References =
1. Lavruhina E.A. Obespechenie bezopasnosti na transporte kak faktor realizacii transportnoj strategii do 2030 goda [EHlektronnyj resurs] II Apriori. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. № 1. Rezhim dostupa: www.apriori-journal.ru
2. Bulavkin A.A. Osnovnye osobennosti i specifika organizacii ohrany obshchestvennogo poryadka i obespecheniya obshchestvennoj bezopasnosti na ob»ektah zheleznodorozhnogo, aviacionnogo i morskogo transporta I Administrativno-pravovoe regulirovanie pravoohranitel'noj deyatel'nosti: teoriya i praktika: sbornik trudov V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 60-letiyu doktora yuridicheskih nauk, professora V.V. Denisenko. - Krasnodar, 2016. S. 344.
3. Gabrichidze B.N., CHernyavskijA.G. Organy gosudarstvennoj vlasti sovremennoj Rossii. - Moskva, 2003. S. 78.
4. Lazarev B.M. Kompetenciya organov upravleniya. - Moskva, 1972. S. 5.
5. Kostennikov M.V. Administrativno-pravovaya ohrana obshchestvennogo poryadka i obespechenie obshchestvennoj bezopasnosti na ob»ektah grazhdanskoj aviacii. - Moskva, 1995. S. 90.
6. Slovar' administrativnogo prava I otv. red. Bachilo I.L., Salishcheva N.G., Hamaneva N.Yu. - Moskva, 1999. S. 169.
7. Zhurochko A.A. Osobennosti obespecheniya bezopasnosti na transporte II Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke. 2015. T. 7. № 5. S. 146-160.
(статья сдана в редакцию 15.02.2019)