Научная статья на тему 'Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта'

Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1997
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СЛУЖБА АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ТЕРРОРИЗМ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров Валерий Валентинович

В статье рассмотрены некоторые особенности правового обеспечения безопасности объектов воздушного транспорта, а также предложения по улучшению данного вида деятельности. Автор предлагает ввести понятие «воздушный транспортный комплекс», обосновывает целесообразность введения такого термина. Проведен анализ правовых норм в области безопасности воздушного транспорта, даны предлагаемые направления совершенствования законодательства в данной сфере и конкретные предложения по его улучшению. Предложения представленные в статье откроют возможность повышения уровня взаимодействия и координации всех органов и структур, в том числе и органов внутренних дел, причастных к обеспечению безопасности на воздушном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal issues of security at the facilities air transport

This paper discusses some features of the legal security of air transport facilities, as well as suggestions for improving the activity. The author proposes to introduce the concept of "air transport industry", justifies the feasibility of introducing such a term. The analysis of legal norms in the field of air transport safety, given the proposed directions improving the legislation in this area, and specific suggestions for improvement. Proposals presented in the article will open the possibility of increasing the level of cooperation and coordination of all organs and structures, including the internal affairs agencies involved in the safety of air transport.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Комаров В.В.

7.2. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Комаров Валерий Валентинович, соискатель. Должность: старший преподаватель. Место работы: Академия управления МВД России. Подразделение: кафедра управления органами внутренних дел в особых условиях. E-mail: 84991912028 @ mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены некоторые особенности правового обеспечения безопасности объектов воздушного транспорта, а также предложения по улучшению данного вида деятельности. Автор предлагает ввести понятие «воздушный транспортный комплекс», обосновывает целесообразность введения такого термина. Проведен анализ правовых норм в области безопасности воздушного транспорта, даны предлагаемые направления совершенствования законодательства в данной сфере и конкретные предложения по его улучшению. Предложения представленные в статье откроют возможность повышения уровня взаимодействия и координации всех органов и структур, в том числе и органов внутренних дел, причастных к обеспечению безопасности на воздушном транспорте.

Ключевые слова: авиационная безопасность, служба авиационной безопасности, терроризм, воздушный транспорт, организация безопасности.

LEGAL ISSUES OF SECURITY AT THE FACILITIES AIR TRANSPORT

Komarov Valery Valentinovich, competitor. Position: Senior Lecturer. Place of employment: Management Academy of MIA Russia. Department: management bodies of internal affairs in special circumstances. E-mail: 84991912028 @ mail.ru

Annotation: This paper discusses some features of the legal security of air transport facilities, as well as suggestions for improving the activity. The author proposes to introduce the concept of "air transport industry”, justifies the feasibility of introducing such a term. The analysis of legal norms in the field of air transport safety, given the proposed directions improving the legislation in this area, and specific suggestions for improvement. Proposals presented in the article will open the possibility of increasing the level of cooperation and coordination of all organs and structures, including the internal affairs agencies involved in the safety of air transport.

Keywords: aviation safety, aviation service, without the danger of terrorism, air transport, business security.

Состояние безопасности на воздушном транспорте Российской Федерации имеет ряд недостатков.

Несмотря на предпринимаемые меры, полностью устранить угрозы совершения актов незаконного вмешательства на воздушном транспортном комплексе не удается. Это объясняется такими специфическими особенностями, как большая протяженность транспортных маршрутов, обслуживание большого потока пассажиров и грузов, различные формы собственности объектов инфраструктуры и транспортных средств.

Уровень осуществления мер по предупреждению и своевременному пресечению актов незаконного вмешательства на объектах воздушного транспорта на

основе действующего законодательства явно недостаточен.

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция и федеральные законы, а также международные договоры Российской Федерации.

Конституция РФ обязывает к государственноуправленческой деятельности по обеспечению транспортной безопасности в стране. Так, от. 71 п.п. «и» Основного закона относит к ведению Российской Федерации: « федеральный транспорт и пути сообщения».1 Федеральные транспорт, пути сообщения составляют основу транспортной системы и включают железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт и федеральные автомобильные дороги. Транспорт и транспортная инфраструктура являются одним из ключевых факторов обеспечения социальной функции государства, связанной со свободой перемещения людей, товаров и грузов, территориальной мобильностью трудовых ресурсов, выполнением задач по обеспечению безопасности, поддержанию обороноспособности, ликвидации последствий стихийных и техногенных катастроф. Статья 72 Конституции относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ обеспечение правопорядка, общественной безопасности, экологической безопасности, борьбу с катастрофами и ликвидацию их последствий, в том числе в области транспортной деятельности1 2.

Общественная безопасность в сфере функционирования транспортных средств представляет собой совокупность общественных отношений, обеспечивающих защиту интересов безаварийного функционирования транспортных средств, охрану жизни и здоровья людей, материальных ценностей, окружающей природной среды.3 Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах может привести к общественно опасным последствиям, например - взрыв в аэропорту Домодедово (Москва) в январе 2011 г.

В настоящее время издан целый ряд документов, регулирующих вопросы безопасности в транспортной сфере, в частности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности», «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» Указ Президента Российской Федерации;4 Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»5 утверждена соответствующая программа; принят ряд подзаконных актов. Субъектам транспортной инфраструктуры было поручено разработать планы обеспечения безопасности.

Анализ действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте приводит к выводу о необходимости его совершенст-

1 Конституция Российской Федерации; М., Астрель, 2012, с.21;

2 Конституция Российской Федерации; М., Астрель, 2012, с.21,22;

3 ФЗ «О транспортной безопасности».

4 О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403. Российская газета от 5 апреля 2010 г. №10, СЗ РФ от 05.04.2010 г.№14 ст.1637;

5 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р., СЗ РФ от 9 августа 2010 г. №32 ст. 4359.

201

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

вования по ряду направлений. Эти направления должны быть связаны единым замыслом и направлены на повышение эффективности деятельности всех субъектов обеспечения безопасности на воздушном транспорте, в т.ч. органов внутренних дел по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта. Прежде всего необходимо осуществить систематизацию нормативно-правовых актов, регулирующих отношения на воздушном транспорте, оказывающих влияние на обеспечение безопасности в данной области. Действенной мерой обеспечения оптимального функционирования системы безопасности на воздушном транспорте будет являться кодификация законодательства в области организации воздушного движения. В едином кодификационном акте необходимо урегулировать существующие проблемы гражданского, налогового, валютного законодательства в части, касающейся организации воздушного движения, и обеспечения его безопасности. На его основе продолжить реорганизацию транспортной системы в полном соответствии с мировым опытом, рекомендациями ИКАО, требованиями безопасности воздушного движения, как составной части национальной безопасности России.

Основными направлениями совершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте, по нашему мнению, должны быть:

Введение ряда новых терминов и понятий в действующее законодательство в связи с происходящими изменениями как на воздушном транспорте, так и в процессе обеспечения его безопасности;

Четкое определение функций и задач всех ведомств, причастных к предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта;

Детальное раскрытие компетенции органов внутренних дел в обеспечении безопасности функционирования воздушного транспорта;

Определение прав и обязанностей собственников, эксплуатантов и т.п. объектов за предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность воздушного транспорта.

Уточнение функций, задач служб авиационной безопасности.

Следует признать, что принятые в последнее время нормативные правовые акты не вполне структурируют обязанности тех или иных субъектов обеспечения безопасности на воздушном транспорте, что и порождает споры.

Например, правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры утвержденные постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42 6, содержат диалектически двойственные представления об организации охраны, не раскрывающие ее систему и возлагающие организацию подобной охраны исключительно на «лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры».7

В настоящее время сложилась такая практика, что с увеличением количества задействованных служб

6 Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42. Российская газета от 8 февраля 2011 г. №25, СЗ РФ от 7 февраля 2011 г. №6 от. 890;

7 Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их ин-

фраструктуры. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42. Ст.3 Российская газета от 8 февраля 2011 г. №25, СЗ РФ от 7 февраля 2011 г. №6 от. 890;

уменьшается согласованность их действий. Так, поскольку названные подразделения имеют различную принадлежность и считаются полностью независимыми от администрации аэропорта, они не связаны с ней единой системой управления. Негативными последствиями указанной обстановки является принятие управленческих решений в сфере обеспечения безопасности каждым из субъектов ее обеспечения в отдельности в условиях отсутствия полной и достоверной информации о текущем состоянии дел, а также, что вызывает особую настороженность, конфликт интересов при появлении опасных факторов или нештатных ситуаций. Следовательно, налицо отсутствие единого понимания в вопросе о разделении сфер ответственности в области обеспечения транспортной безопасности между государственными органами и бизнесом, недостаточное использование потенциала механизма государственно-частного партнерства в данной сфере.8

Сложившаяся ситуация неопределенности в правовом поле сложилась в том числе и потому, что законодатель в различных правовых нормах рассматривает и устанавливает такие понятия как «воздушное судно», «аэропорт» и т.д.

На наш взгляд, если мы хотим повысить эффективность деятельности различных служб и ведомств по предотвращению и пресечению актов незаконного вмешательства в функционирование объектов воздушного транспорта, то целесообразно ввести понятие «авиационный транспортный комплекс» или «воздушный транспортный комплекс», который включал бы в себя и воздушное судно, аэропорт, прилегающие к нему территории (включая подъездные пути с конечными остановками наземного транспорта, стоянки автомашин для авиапассажиров и встречающих (в том числе и сотрудников данного воздушного комплекса), близлежащую территорию в зоне набора высоты воздушного судна и снижения на посадку, а также необходимые обслуживающие предприятия.

Это позволит прийти к более системному и много-уровнему подходу к данной проблеме.

Предлагаем в Воздушный кодекс Российской авиации, Федеральный закон «О транспортной безопасности», в Федеральный закон «О полиции» вместо слова «аэропорт» внести «воздушный транспортный комплекс».

Введение термина «воздушный транспортный комплекс» позволяет:

- выделить составные части данного комплекса, их выполняемые функции и решаемые задачи;

- определить порядок и формы их взаимодействия и координируемой деятельности;

- выявить структуры, органы, ответственные за обеспечение безопасности функционирования воздушного транспортного комплекса;

- проанализировать деятельность всех структур, причастных к обеспечению безопасности воздушного транспортного комплекса;

- сформулировать и реализовать комплексный план по повышению уровня безопасности воздушного транспортного комплекса, включающий правовые, организационные, технические, информационноаналитические и другие мероприятия.

8 Саядова A. С., Угрозы Транспортной безопасности Российской Федерации. Ростов -на- Дону, Изд-во Ростовского юридического института МВД России. 2012 г.;

202

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Комаров В.В.

В настоящее время вопросы транспортной безопасности в первую очередь регулируются Федеральным законом от 9 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» №16- ФЗ. В пункте 4 статьи 1 данного закона под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

По мнению ряда правоведов, закон вызывает определенные вопросы в части установления предметов ведения, полномочий, организации взаимодействия субъектов обеспечения транспортной безопасности.

Таким образом, можно говорить о наличии определенных противоречий между наименованием законодательного акта, характером содержащихся в нем предписаний и кругом их адресатов.

Внешне эта противоречивость проявляется в разбалансировке механизмов управления:

- ответственность за обеспечение транспортной безопасности возложена на владельцев транспортных средств и транспортной инфраструктуры, в том числе частных лиц (они же несут основные материальные затраты по обеспечению транспортной безопасности);

- вопросы обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта, по сути, отнесены к ведению органов управления в транспортной сфере (Минтранса России и подчиненных ему федеральных агенств);

- на традиционные субъекты обеспечения безопасности (включая органы внутренних дел и органы федеральной службы безопасности) законом возложены лишь вспомогательные функции по оказанию содействия субъектам транспортной инфраструктуры, в том числе частным лицам, в обеспечении безопасности полетов.9

Транспортная безопасность раскрывается законодателем через понятие «акт незаконного вмешательства», которое обозначает основную угрозу транспортной безопасности и вокруг которого законодателем выстраивается система мер правового характера, направленных на обеспечение транспортной безопасности. Сам акт незаконного вмешательства при этом определяется как «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». 10

Целью государственной политики в области транспортной безопасности выступают обеспечение национальной безопасности и реализация национальных интересов при транспортной деятельности, устойчивость функционирования транспорта, предотвращение вреда здоровью и жизни людей, ущерба имуществу и окружающей среде, общенационального экономического ущерба при транспортной деятельности.

Полагаем, что акцент должен быть сделан на использование комплексного подхода в области обеспе-

9 Материалы начальника ФГКУ «НИЦ ФСБ России» А.Ю. Ма-руева к заседанию секции по проблемам нейтрализации внутренних угроз национальной безопасности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.(2013 г.)

10 Некоторые вопросы транспортной безопасности и безопасности иных категорий высокорисковых объектов в контексте угроз совершения актов незаконного вмешательства. М.В. Назаркин. Труды Академии управления МВД России, №4(24), декабрь 2012.

чения транспортной безопасности России, в рамках которого формируются меры (требования), определен перечень не только потенциальных, но и реальных угроз, от которых необходимо защищать транспортный комплекс, распределены функции государственных органов и представителей бизнес-сообщества, ответственных за реализацию указанных мер, что позволит обеспечить непрерывный процесс защиты транспортного комплекса.

Федеральный закон «О транспортной безопасности» рассматривает транспортный комплекс как особую и достаточно самостоятельную систему высокорисковых объектов, к тому же обладающих единством с точки зрения подведомственности.

Практическая значимость и необходимость внесения изменений в этой области в первую очередь обуславливается первостепенной важностью задач по обеспечению безопасности данных объектов на территории Российской Федерации. Во-вторых, необходимостью перераспределения функций по обеспечению безопасности таких объектов и вычленения роли и места органов внутренних дел и собственных служб безопасности таких объектов, определением степени ответственности за непринятие эффективных мер безопасности. В-третьих, изменением требований к государственным органам в части организации контроля над деятельностью собственников негосударственных объектов воздушного транспорта.

Спорным, на наш взгляд, являются утвержденные 8 февраля 2011 года приказом Минтранса России № 40 Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Объективно можно говорить о том, что указанный Приказ не внес ясности в разграничение между субъектами транспортной инфраструктуры, МВД и ФСБ обязанностей по обеспечению безопасности. В соответствии с приказом Минтранса России № 40 транспортники обязаны выявлять и задерживать лиц, подготавливающих преступления, в том числе террористические акты, производить личный досмотр граждан и их вещей в так называемых «зонах свободного доступа», выявлять и изымать у граждан предметы, запрещенные или ограниченные для перемещения в зоне свободного доступа и т.д. При этом перечень таких предметов законодательно не определен. Как именно выполнять подобные весьма специфические функции в приказе не оговорено, тем более субъекты транспортной инфраструктуры, в том числе и САБы не подпадают под действие Федеральных законов № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» и № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и правовых оснований заниматься оперативно-розыскной деятельностью у них нет. Безусловно охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, борьба с преступностью на всех объектах транспорта, включая контроль за оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ должны являться функцией линейных органов внутренних дел на транспорте, в то время как вопросы предполетной подготовки, технического оснащения средствами безопасности, наблюдения за пассажиропотоком и т.д. должны быть отнесены к компетенции служб аэропортов и иных авиационных объектов.

Следует определить правовой статус служб транспортной безопасности, уточнить права членов экипажей транспортных средств и сотрудников безопасно-

203

3'2014

Пробелы в российском законодательстве

сти по применению специальных средств, раскрыть процедуру обращения с проблемными пассажирами, которые могут представлять угрозу безопасности воздушному транспорту.

В целях детального раскрытия компетенции органов внутренних дел в обеспечении безопасности функционирования воздушного транспорта целесообразно внести в действующее законодательство ряд изменений.

Следует отметить, что система обеспечения авиационной безопасности имеет некоторую специфику по сравнению с обеспечением безопасности на иных объектах транспорта. Прежде всего, она заключается в наличии на объектах авиационной инфраструктуры собственных служб авиационной безопасности (САБ), которые были образованы в 1993 году.

В Воздушном кодексе России целесообразно было бы указать: какие Министерства и службы участвуют в обеспечении безопасности и порядок их взаимодействия с САБ. В случае угрозы или совершения террористического акта все мероприятия проводятся во главе с органами ФСБ России; в каких случаях на первых ролях выступают подразделения МВД и т.д. В данном акте необходимо также прописать взаимодействие с подразделениями МЧС и Министерства обороны Российской Федерации.

Также требуют административно-правового регулирования некоторые вопросы обеспечения безопасности граждан на воздушном транспорте.

В частности, необходимо внести изменения в Федеральный закон «О транспортной безопасности».

В этих изменениях можно будет решить ряд проблемных вопросов, в том числе по участию сотрудников полиции в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на объектах воздушного транспорта.

Одновременно требуется внесение изменений в Воздушный кодекс РФ и приказы Минтранса России №104-2007 г. «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» и № 1422005 г. «Федеральные авиационные правила. Требования авиационной безопасности к аэропортам» в части приведения их в соответствие с полномочиями сотрудников полиции, установленными Федеральным законом «О полиции».

Также необходимо отметить, что в соответствии с ФЗ «О полиции» порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ или нормативных правовых актов Правительства РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В связи с этим нормативные правовые акты Минтранса России, регламентирующие вопросы реализации прав полиции, не могут распространяться на сотрудников полиции, участвующих в досмотре пассажиров воздушного транспорта. Поэтому необходимо разработать проект нормативного правового акта МВД России, который регламентировал бы вопросы участия сотрудников полиции в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на воздушном транспорте, а также осуществления такого досмотра самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки воздушным транспортом.

Совершенствование деятельности органов внутренних дел на транспорте объективно требует четкого правового опосредствования, поскольку в правовом государстве, каковым объявила себя Россия, любая идея повышения качества работы государственного

органа или организации, не подкрепленная правом, теряет всякий смысл.

В обеспечении безопасности воздушного транспорта активную роль выполняют службы авиационной безопасности (САБ). Они руководствуются в своей деятельности нормами Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года, утвержденного Федеральным законом от №60 - ФЗ, а также Приказом авиационной службы от 15 июня 1998 года №222 « Об утверждении и введении в действие типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации.

Среди основных задач службы авиационной безопасности на первое место выдвинуто «предотвращение совместно с САБ аэропорта, правоохранительными органами и другими федеральными органами исполнительной власти актов незаконного вмешательства в деятельность авиапредприятия (эксплуатанта).11

Службы авиационной безопасности аэропортов подчиняются непосредственно руководителям администрации аэропортов. САБэ обеспечивают выполнение требований по авиационной безопасности, в том числе они обязаны организовывать и обеспечивать пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах. Пропускной и внутриобъектовый режим в аэропортах организуется в соответствии с инструкцией, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделениями вневедомственной охраны, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

«В контролируемой зоне аэропорта под постоянной охраной должны находится: воздушные суда, террито-риии отдельно стоящих объектов и транспортные средства с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами; почтово-грузовые материалы; цеха бортового питания; коммерческие склады; склады хранения опасных грузов; КПП».11 12

Анализ Федерального Закона от 9.02.2007 г. №16 -ФЗ «О транспортной безопасности» Федерального закона от 2006 г. № -ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 г. №114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с последующими изменениями и дополнениями Федерального Закона от 7.02.2011 г. №3 - ФЗ «О полиции», а также Приказа ФАС РФ от 15.07.1998 г. №222 «Об утверждении и введении в действие Положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации показывает особое внимание законодателя к проблеме обеспечения взаимодействия всех структур, причастных к предотвращению и пресечению актов незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность авиапредприятия.

Но в этих документах нечетко раскрыты:

- порядок взаимодействия вышеуказанных структур;

- «границы» компетентности каждого из субъектов обеспечения безопасности функционирования воздушного транспорта;

- кто несет ответственность за обеспечение безопасности воздушного транспортного комплекса в целом и каждого составного элемента.

11 Приказ ФАС РФ от 15.07.1998 г. №222 «Об утверждении и введение в действие Положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации».

12 Цит. По «Проблемы и перспективы противодействия угрозам личности». С. 250.

204

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Комаров В.В.

Безопасность воздушного транспорта обеспечивается четкими мероприятиями и действиями на земле» и в «воздухе». Но эти мероприятия осуществляются как конкретными правоохранительными органами, так и лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация вышеуказанных предположений по совершенствованию правовых основ деятельности по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства в работу воздушного транспорта откроет возможность повышения уровня взаимодействия и координации всех органов и структур, в том числе и органов внутренних дел, причастных к обеспечению безопасности на воздушном транспорте.

Список литературы:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года Ф3-№60, М., ЭКСМО, 2013. С.84,85.

2. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря

1996 года №150-ФЗ. М., ООО «Рид Групп». 2011.

3. О транспортной безопасности. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. №16 -ФЗ. // Российская газе-та.14.02.2007 г. Федеральный выпуск № 4294.

4. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте. Указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №403. Российская газета от 5 апреля 2010 г. №10, СЗ РФ от 05.04.2010 г.№14 ст.1637;

5. Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42.Российская газета от 8 февраля 2011 г. №25, СЗ РФ от 7 февраля 2011 г. №6 от. 890;

6. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р., СЗ РФ от 9 августа 2010 г. №32 от. 4359.

7. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Современные аспекты и проблемы обеспечения безопасности на транспорте. Теория права и государства. 2011 г., №4 (7б). E-mail: [email protected];

8. Саядова A. С., Угрозы Транспортной безопасности Российской Федерации. Ростов -на- Дону, Изд-во Ростовского юридического института МВД России. 2012 г.;

9. Профайлинг как современная технология предотвращения противоправных действий на транспорте. Профессионал. 2012. №6. С.12.

10. Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (Doc 8973, издание 6-2002 ИКАО), часть 1, глава 2, п. 2.1.1.

11. Борьба с преступностью за рубежом. ВИНИТИ РАН. 2012. №9. С.37.

12. Комаров В.В., Киреев М.П. Особенности организации безопасности на объектах воздушного транспорта // Пробелы в российском законодательстве. -2014. - №1

13. Лапупина Н.Н. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава: история криминализации и вопросы судебной практики // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2004. - №4.

Literature list:

1. The Air Code of the Russian Federation on March 19,

1997 FZ -№ 60, Moscow, Penguin Books, 2013. P.84, 85.

2. On Arms: The Federal Law of 13 December 1996 № 150 -FZ. M., LLC " Reed Group". 2011.

3. Transport Security. Federal Law of February 9, 2007 № 16 -FZ. / / Russian gazeta.14.02.2007 of Federal Issue number 4294.

4. On creation of an integrated system of public safety in transportation. Presidential Decree of March 31, 2010 № 403. Russian newspaper on April 5, 2010 number 10, SZ RF from 05.04.2010 № 14 st.1637;

5. On approval of rules for the protection of airports and related infrastructure. Government Decree of February 1, 2011 number 42.Rossiyskaya ha - zeta from February 8, 2011 number 25, SZ RF February 7, 2011 № 6 tablespoons. 890;

6. On creation of an integrated system of public safety in transportation. " Decree of the Russian Federation of July 30, 2010 № 1285 - p., NW Russian Federation from August 9, 2010 Article number 32. 4359.

7. Dukhno NA, FP Vasil'ev Modern aspects and problems of transport security. Theory of Law and State. 2011, № 4 (76 ). E-mail: [email protected];

8. Sayadova A. S., Threats Transportation Security of the Russian Federation. Rostov- on-Don, Rostov Publ Law Institute Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012;

9. Profiling as modern technology to prevent illegal actions on transport. Professional. 2012. № 6. C.12.

10. Security Manual for Safeguarding Civil Aviation Against Acts of Unlawful Interference (Doc 8973, ICAO edition 6-2002 ), Part 1, Chapter 2, paragraph 2.1.1.

11. Combating crime abroad. ViNiTI. 2012. № 9. C.37.

Рецензия

на статью соискателя Академии управления МВД России В.В. Комарова «Правовые вопросы обеспечения безопасности на объектах воздушного транспорта» для опубликования в журнале «Пробелы в Российском законодательстве»

Статья подготовлена на актуальную тему по проблеме организации безопасности на объектах воздушного транспорта.

Автор рассмотрел особенности обеспечения безопасности на воздушном транспорте в современное время, проанализировал роль и место органов внутренних дел и служб авиационной безопасности по данной проблеме.

На наш взгляд, удачно показаны нечеткости и упущения в правовом обеспечении безопасности, что снижает эффективность деятельности правоохранительных органов, служб авиационной безопасности по противодействию терроризму на объектах воздушного транспорта.

В статье выдвинуты аргументированные предложения по дальнейшему совершенствованию нормативноправового обеспечения безопасности на воздушном транспорте.

Заслуживает одобрения положения автора о необходимости разработки и принятия предложенных дополнений в действующую нормативно правовую базу. Введение в законодательство понятия «воздушный транспортный комплекс» может привести к более системному обеспечению вопросов безопасности на объектах воздушного транспорта.

Целесообразно опубликовать данную статью в журнале «Пробелы в Российском законодательстве», она вызовет интерес у читателей.

Профессор кафедры организации ОРД Академии управления МВД России, доктор философских наук, профессор Г.И. Демин

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.