Обеспечение безопасности воздушного транспортного комплекса России:
правовые вопросы
Б. Д. МАХАКОВ,
доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях
центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Х. Ш. КИЛЯСХАНОВ,
доцент кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях
центра командно-штабных учений, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России) E-mail: [email protected]
Security of the Air Transport Complex of Russia: Legal Issues
B. D. MAKHAKOV,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Management of Bodies and Units
of the Internal Affairs in Special Conditions (Centre for Command Staff Trainings)
Kh. Sh. KILYASKHANOV,
Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Management of Bodies and Units
of the Internal Affairs in Special Conditions (Centre for Command Staff Trainings) (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье приведена специфика системы обеспечения авиационной безопасности в сравнении с такой деятельностью на иных объектах транспорта. Отражены проблемы, возникающие при осуществлении авиационной безопасности, в том числе связанные с недостатками правовой основы для ее обеспечения на воздушном транспорте.
Авиационная безопасность, воздушный транспортный комплекс, объект воздушного транспортного комплекса.
УДК 347.822.4
The paper considers the specifics of system in aviation security in comparison with security in other objects of transport. The issues raising in aviation security including connected with disadvantages of a legal basis on air transport are also reflected.
Aviation safety, air transport complex, object of air transport complex.
Объекты воздушного транспортного комплекса (далее — ВТК) относятся к высоко рисковым сложным организационным техническим система. Проблема обеспечения безопасности такой системы является перво-
степенной. К правовой основе, регулирующей безопасность названной системы относятся: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности», Федеральный закон «О транспортной безопасности» [1], Указ
Президента России «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [2]. Законодатель продолжает разработку плана обеспечения безопасности населения на объектах транспорта. Учитывая особенности деятельности ОВД по обеспечению безопасности населения на транспорте, в соответствии с Указом Президента РФ 31 января 2011 г. в системе МВД России контроль за безопасностью на транспорте возложен на одного из заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации.
Важнейшим направлением деятельности ОВД по обеспечению транспортной безопасности является обеспечение безопасности населения на объектах воздушного транспорта [4]. Система обеспечения авиационной безопасности (далее — АБ) имеет особенности в сравнении с такой деятельностью на иных объектах транспорта. Она заключается в наличии на объектах авиационной инфраструктуры нескольких уполномоченных субъектов этой деятельности, в том числе собственных служб авиационной безопасности (далее — САБ), которые были образованы в 1993 г.
САБ в своей деятельности руководствуются нормами Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ и приказом Федеральной авиационной службы Российской Федерации от 15 июля 1998 г. № 222 «Об утверждении и введении в действие типового положения о службе авиационной безопасности авиапредприятия (эксплуатанта) гражданской авиации» [3].
Наличие нескольких субъектов, призванных обеспечивать безопасность на воздушном транспорте, привело к дублированию и перетягиванию функций между ними. Анализ деятельности субъектов обеспечения АБ свидетельствует об увеличении количества задействованных сил и средств, что в свою очередь приводит к негативным последствиям, разрозненности служб и снижении согласованности их действий. Отсутствует единая система управления службами и подразделения, привлекаемыми к обеспечению АБ. Такое состояние дел часто приводит к неэффективному принятию решений в области управления при организации обеспечения АБ каждым из субъектов, обладая собственной несогласованной информационной базой, средствами и методами взаимодействия, решает проблему АБ в рамках индивидуальной ограниченности, в состоянии отсутствия достоверной, а также обладающей полнотой информации о существующем состоянии дел. Приведенная обстановка вызывает обеспокоенность, возможный конфликт интересов при появлении нештатных ситуаций или опасных факторов.
Главной проблемой эффективности в обеспечении безопасности на транспорте представляется отсутствие комплексных системных мер по решению большого объема задач, начиная с оперативного предотвращения террористических актов, преступлений, актов незаконного воздействия, также недостаточным контролем и координацией действий технического персонала, сотрудников службы безопасности и других подразделений.
Качество реализации мероприятий по своевременному предупреждению и пресечению террористических актов на основе текущего законодательства явно недостаточно. Концептуальные документы основополагающего характера в указанной области имеют в основном оборонительную направленность и не рассчитаны на упреждение. В связи с этим, по мнению профессора А. Ф. Майдыкова, «государственные институты фактически обречены на постоянное отставание от новых угроз терроризма»
[5].
Проблема обеспечения АБ, как одна из острых, но нерешенных задач, обусловливает необходимость сосредоточения достаточного количества существующих сил и средств для предотвращения внешних и внутренних угроз транспортному комплексу.
В настоящее время назрела потребность в комплексном решении указанной проблемы. Нужна адекватная правовая основа для обеспечения безопасности на воздушном транспорте. Требуется возложение большего объема работы на компетентные органы государственной власти как в повседневных (обычных) условиях оперативной обстановки, так и при ее осложнении.
Для целей повышения эффективности деятельности служб безопасности, а также подразделений, занимающихся предотвращением и пресечением актов незаконного вмешательства в функционирование объектов, относящихся к категории воздушного транспорта, представляется целесообразным включить такое понятие как «авиационный транспортный комплекс» либо «воздушный транспортный комплекс», которое бы включало в себя аэропорт, воздушное судно, прилегающие к аэропорту территории (включая пути подъезда с остановочными пунктами наземного транспорта, стоянки для автотранспорта), авиапассажиров и встречающих (включая сотрудников указанного воздушного комплекса), территория, близлежащая к зоне набора высоты воздушного судна и снижения на посадку, и, кроме того, различные предприятия обслуживающие деятельность аэропорта. Представляется, что такое понятие может способствовать
формированию многоуровневого и системного подхода к обеспечению безопасности в сфере авиации.
Также на наш взгляд целесообразно пересмотреть ряд положений Воздушного кодекса РФ и особенно приказа ФАС Российской Федерации № 222 от 15 июля 1998 г., которые противоречат другим Законам Российской Федерации и требуют корректировки и уточнения.
Так, ст. 84 п. 2 «Воздушного кодекса Российской Федерации» от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ гласит: «авиационная безопасность обеспечивается посредством»: ...п.п. 5 «реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов» [3].
Данная статья носит общий характер, не учитывает нормы Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федерального закона № З-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности».
В данной норме, на наш взгляд, целесообразно прописать какие ведомства и службы в каких ситуациях как действуют и порядок их взаимодействия с САБ. При угрозе совершения или при совершении теракта необходимые мероприятия проводятся под эгидой органов ФСБ, в каких случаях на первых ролях выступают подразделения МВД и т. д. Также в данной статье необходимо прописать взаимодействие с подразделениями МЧС и Министерства обороны.
При выполнении задач по предупреждению и пресечению АНВ на объектах ВТК особо следует обратить внимание на решении вопросов, связанных с правовым статусом служб транспортной безопасности, определить права членов экипажей транспортных средств и сотрудников безопасности по применению спе-
циальных средств, установить процедуру обращения с проблемными пассажирами, которые могут представлять угрозу безопасности воздушному транспорту. Поскольку в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности», и, как мы видим, в реальности САБ в повседневной деятельности наиболее часто соприкасаются с пассажирами и обслуживающим персоналом.
Совершенствование правовых норм деятельности САБ, ОВД на транспорте, других правоохранительных органов и специальных служб объективно требует четкого правового регулирования, поскольку различные идеи качественного повышения работ государственного органа или организации, не подкрепленная правовой составляющей, теряет всякий смысл.
Глобальные процессы все чаще затрагивают различные сферы человеческой деятельности. Все это, безусловно, влияет на содержание государственной политики в области обеспечения АБ, программы ее реализации, на вырабатывание механизмов исполнения указанной политики и приведение ее в действие. Российская Федерация, являясь гарантом благополучия и развития, формирует новые подходы к государственной политике в области безопасности транспорта. Осуществление определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере ВТК, соответствующих угрозам при этом, является одним из обязательных условий обеспечения его национальной безопасности. Для качественного исполнения задачи по обеспечению безопасности граждан на воздушном транспорте целесообразно максимально расширить полномочия федеральным органам исполнительной власти в этой области. Необходимо в большей мере задействовать органы и подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы:
1. О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в ред. 03.08.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
2. О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте: указ Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в ред. 03.08.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Бецков А. В. О правовом обеспечении авиационной безопасности в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).
5. Майдыков А. В. Проблемы взаимодействия европейских стран в борьбе с международным терроризмом // Чрезвычайное законодательство и борьба с терроризмом: сб. науч. статей. М.: Академия управления МВД России, Институт социологии РАН, 2003.