Научная статья на тему 'Роль полиции в обеспечении транспортной безопасности Российской Федерации как одного из элементов системы национальной безопасности страны'

Роль полиции в обеспечении транспортной безопасности Российской Федерации как одного из элементов системы национальной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2281
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT SECURITY / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / ПОЛНОМОЧИЯ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE POWERS OF THE POLICE TO ENSURE TRANSPORTATION SECURITY FEATURES ADMINISTRATIVE / ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОГО СТАТУСА ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / LEGAL STATUS OF THE POLICE IN ENSURING TRANSPORT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапенкова Ирина Викторовна

Исследуются вопросы правового статуса подразделений и служб полиции в обеспечении транспортной безопасности. Выделен комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности. Определены полномочия органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности; представлена их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the police in ensuring traffic security of the Russian Federation as one element of the system of national security of the country

Explored the issues of transport security and the role of the departments and services of the police. The selected set of measures aimed at ensuring security. Defines the powers of the bodies of internal Affairs on transport security and presents their classification.

Текст научной работы на тему «Роль полиции в обеспечении транспортной безопасности Российской Федерации как одного из элементов системы национальной безопасности страны»

основная цель — устроить массовые погромы, драки в присутствии прессы и большого скопления граждан.

Информация о болельщиках категории В и С тщательно анализируется. Многие из них берутся на учет, и их действия контролируются полицией. На международных футбольных матчах полиции Германии предоставлено право вынести фанатам категории В и С предупреждение об ответственности за самовольный выезд, а также объявить, что за ними будет установлен официальный контроль.

Одной из предупредительных мер является временное изъятие паспорта в целях исключения возможности приобретения билета на поезд или самолет. Законом предусмотрен и такой способ, как приглашение на профилактическую беседу в полицейский участок во время проведения футбольного матча.

В связи с этим нашим правоохранительным органам необходимо изучать опыт зарубежных коллег по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении крупных спортивных мероприятий, что позволит более эффективно противодействовать вызовам и угрозам преступности.

Литература

1. URL://http://www.poHs.osce.org/countries/deta-ils?item_id=24&lang=ru

2. URL://http://www.rassian.rtxom/artide/38761#-ixzz37p9QMNjG

3. URL://http://www.tvc.ru/news/show/id/43356

4. URL://http://www.gazeta.ru/brazil2014/2014/07/-01/а_6093677^Ыт1

5. URL://http://www.rt1.fr/sport/footba11/coupe-du-monde-2014-pas-d-ecran-geant-mais-un-dispositif-spe-tia1-pour-1es-fans-a1geriens-7772903028

РОЛЬ ПОЛИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАК ОДНОГО ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

ИРИНА ВИКТОРОВНА ПОТАПЕНКОВА,

преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук

E-mail: [email protected]

Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Исследуются вопросы правового статуса подразделений и служб полиции в обеспечении транспортной безопасности. Выделен комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности. Определены полномочия органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности; представлена их классификация.

Ключевые слова: транспортная безопасность, объекты транспортной инфраструктуры, полномочия полиции по обеспечению транспортной безопасности, особенности административно — правового статуса полиции по обеспечению транспортной безопасности.

Annotation. Explored the issues of transport security and the role of the departments and services of the police. The selected set of measures aimed at ensuring security. Defines the powers of the bodies of internal Affairs on transport security and presents their classification.

Keywords: transport security, transport infrastructure, the powers of the police to ensure transportation security features administrative — legal status of the police in ensuring transport security.

Построение модели национальной безопасности в Российской Федерации осуществляется в рамках решения вопросов обеспечения государственной и общественной безопасности.

Федеральным законом РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» определяются основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасно-

сти, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ1, хотя ни одно из указанных понятий в рассматриваемом законе не определено.

В качестве иного вида безопасности ФЗ РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» представлена транспортная безопасность как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В настоящее время ФЗ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ выделено понятие зоны транспортной безопасности, объектом которой является транспортная инфраструктура, ее часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных. При этом под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; метрополитены; тоннели, эстакады, мосты; морские терминалы, акватории морских портов; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ.

Что касается деятельности по обеспечению транспортной безопасности и административно-правового статуса полиции, то, на взгляд автора, необходимо выделить некоторые особенности.

Функции по контролю в сфере обеспечения транспортной безопасности выполняет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, которая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398, осуществляет надзор в сфере гражданской авиации, внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, на метрополи-тене2. Методами контроля в области транспортной безопасности являются: плановые проверки; внеплановые

проверки; систематическое наблюдение; досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности.

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р3 в подпрограмме «Полиция» предусматривает безопасность на транспорте в качестве основного приоритетного мероприятия, выделяя в качестве отдельного направления безопасность дорожного движения. При этом полиция в зонах транспортной безопасности и на объектах транспортной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ «О полиции». Таким образом, полиция не наделяется специальными надзорными и контрольными полномочиями в сфере обеспечения транспортной безопасности, а выполнят общие функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность по обеспечению безопасности граждан на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах4. Таким образом, полиция, осуществляя комплекс мер по обеспечению безопасности граждан на объектах транспортной инфраструктуры, обеспечивает и транспортную безопасность от актов незаконного вмешательства.

На взгляд автора, деятельность по обеспечению безопасности в той или иной ее интерпретации (безопасность граждан, общественная безопасность, безопасность дорожного движения, транспортная безопасность) представляет собой комплекс мер, а именно: 1) выработка основных приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности; 2) установление, обобщение, анализ и оценка угроз действующей безопасности и прогнозирование предполагаемых угроз в перспективе; 3) правовое регулирование деятельности в области обеспечения безопасности; 4) определение перечня субъектов обеспечения безопасности; 4) разработка и применение комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и ней-

1 Российская газета. 2010. 29 дек.

2 СЗ РФ. 2004. № 3. Ст. 3345.

3 СЗ РФ. 2013. № 11. Ст. 1145.

4 Пункт 5 ст. 12 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 30. Ст. 4595.

трализации последствий их проявления; 5) обеспечение применения специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработка, производство и внедрение современных технологий в целях обеспечения безопасности; 7) организация научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) установление полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности и реализация механизма их взаимодействия; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отличительные особенности правовой характеристики транспортной безопасности позволяют определить правовой статус подразделений полиции по ее обеспечению.

Объект транспортной безопасности — угроза транспортной инфраструктуры, в отличие от общественной безопасности, к объектам которой относятся общественные отношения, возникающие между людьми в процессе удовлетворения их потребностей, реализации прав и выполнения возложенных обязанностей. Объектная принадлежность транспортной безопасности определяет компетенцию полиции, которая заключается в выполнении ее целевого предназначения и выражается, например, в обеспечении правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения путем сопровождения пассажирских поездов нарядами полиции на транспорте5, в участии в проведении досмотра, досмотра багажа, ручной клади, предполетного и послеполетного досмотра и др.

Обеспечение транспортной безопасности направлено на реализацию национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем.

В ходе обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия, направленные не только на обеспечение общественной безопасности, характеризующейся уровнем соблюдения правил норм обращения с источниками повышенной опасности, но и на охрану общественного порядка, а именно общественных отношений, складывающихся между людьми в общественных местах по средствам норм права.

Постановление Правительства РФ от 4 октября 2013 г. № 880 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности»6 устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры обязательных требований, в области транспортной безопасности.

Кроме того, указанное Постановление обязывает соответствующие министерства и службы органов исполнительной власти утвердить порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации при проведении плановых и внеплановых выездных проверок с применением специальных технических средств в отношении субъектов транспортной инфраструктуры. Данная постановка вопроса позволяет определить полномочия органов внутренних дел по обеспечению транспортной безопасности и классифицировать их на два вида: во-первых, это полномочия по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры в рамках выполнения основных задач возлагаемых на полицию ФЗ «О полиции»; во-вторых, полномочия, по обеспечению транспортной безопасности исходя из требований, предъявляемых в качестве условий деятельности транспортных объектов, осуществляемых совместно с субъектами транспортной инфраструктуры. Такими полномочиями являются: 1) информационный обмен о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортных средств (ТС); 2) проведение совместных учений и тренировок по реализации планов обеспечения транспортной безопасности в рамках предоставленной компетенции; 3) организация работы с лицами, нару-

5 Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1022/487 «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» // Российская газета. 2014. 14 февр.

6 URL://http://www.pravo.gov.ru

шающими пропускной и внутриобъектовый режим, проносящими или провозящими предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критический элемент ОТИ или ТС, лицами, совершающими или подготавливающими акты незаконного вмешательства; 4) принимать участие в проведении досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа7.

Такое положение дел не совсем устраивает субъекты транспортной инфраструктуры. В 2012 г. в суд первой инстанции Верховного суда РФ ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал» подано заявление об оспаривании нормативного правового акта — приказа Минтранса № 40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта»8. В заявлении оспаривались свыше 70 пунктов приказа Минтранса. Заявители обосновывали свою жалобу тем, что требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта, возложенные на субъекты транспортной инфраструктуры, представляют собой не что иное как государственную функцию по обеспечению национальной безопасности, которая возлагается на органы исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким необоснованным обязанностям субъекты транспортной инфраструктуры относят обязанности: 1) пресекать попытки противоправных действий, в том числе терактов; 2) выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты; 3) выявлять совершение/подготовку противоправных действий, в том числе терактов; 4) выявлять признаки совершения/подготовки к совершению противоправных действий, в том числе терактов; 5) не допустить подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов.

Апелляционная коллегия ВС РФ вынесла определение (от 9 декабря 2012 г. № КАС12-13); она сочла незаконными нормы, которые устанавливают время, в течение которого нарушители, запрещенные предметы и вещества должны передаваться названными субъектами федеральным органам власти в сфере внутренних дел, обосновывая это тем, что орган вла-

сти, который издал данный ведомственный акт, вышел за пределы компетенции. Время совершения подобных действий зависит от целого ряда обстоятельств и должно определяться в каждом конкретном случае. В остальной части, коллегия определила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал» — без удовлетворения9.

7 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от

8 февраля 2011 г. № 41 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» // Российская газета. 2011. 16 марта.

8 Российская газета. 2011. 16 марта.

9 URL://http://www.tbexpert.ru/law_practic/

Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административного права: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА.

Актуальные проблемы & дм и и ист рати вн о го права

Рассмотрен комплекс вопросов административного права и административной деятельности органов власти и управления: общетеоретические аспекты административного права, проблемы управленческого права, административной ответственности и административного процесса, проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, налогов, финансов, банковской деятельности. Раскрыты вопросы обеспечения законности в сфере административной деятельности органов государственной власти и управления, некоторые средства обеспечения законности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.