Научная статья на тему 'Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи gsm-r на безопасность перевозочного процесса'

Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи gsm-r на безопасность перевозочного процесса Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
431
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Отказ / сбой / GSM-R / поездная радиосвязь / надежность / безопасность / уровни полноты безопасности / EN 50126 / EN 50129 / передача речи / передача данных. / Failure / malfunction / GSM-R / train radio / reliability / safety / safety integrity levels / EN 50126 / EN 50129 / voice transmission / data transmission

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Шматченко Владимир Владимирович, Роенков Дмитрий Николаевич, Плеханов Павел Андреевич, Иванов Виктор Геннадьевич, Яронова Наталья Валерьевна

Цель: Оценить действие отказов и сбоев систем цифровой радиосвязи стандарта GSM-R, использовавшихся различными правообладателями на железных дорогах Европы, на своевременность прибытия поездов и безопасность перевозочного процесса. Методы: Использовались методы анализа риска, включающие идентификацию опасных событий, оценку частоты их появления, оценку тяжести последствий, а также определение мер по снижению риска опасных событий (в соответствии со стандартами Комитета CENELEC EN 50126 и EN 50129). Результаты: В ходе выполненного исследования были получены следующие основные результаты: 1) обработаны статистические данные по отказам и сбоям технических средств системы цифровой радиосвязи GSM-R на железных дорогах Европы; 2) определены причины появления этих отказов и сбоев в технических средствах цифровой радиосвязи стандарта GSM-R; 3) получена классификация отказов и сбоев при выполнении основных функций (функций передачи речи и передачи данных) стандарта GSM-R, как причин снижения безопасности и готовности перевозочного процесса; 4) выполнена оценка отказов и сбоев функций передачи речи и данных стандарта GSM-R в терминах уровней полноты (гарантированности) безопасности; 5) разработаны рекомендации по минимизации действия этих отказов и сбоев, которые включают предложения организационного характера (например, совершенствование правил эксплуатации железнодорожной радиосвязи), технического характера (повышение надежности сетевого оборудования) и системного характера (совершенствование процедуры аварийного вызова). Практическая значимость: Полученные классификация отказов и сбоев, методика оценки риска могут быть применены при проектировании сетей связи стандарта GSM-R и других систем цифровой радиосвязи на железнодорожном транспорте, а также при разработке доказательства безопасности этих систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Шматченко Владимир Владимирович, Роенков Дмитрий Николаевич, Плеханов Павел Андреевич, Иванов Виктор Геннадьевич, Яронова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF MALFUNCTIONS AND FAILURES OF GSM-R DIGITAL RADIO ON RAILWAY TRANSPORTATIONS SAFETY

Objective: To evaluate the effect of failures and malfunctions of GSM-R digital radio, used by different dutyholders of European railways, on the railway safety and availability. Methods: Methods of risk analysis including hazard identifi cation, assessment of their frequencies and consequences, and risk minimization measures determination, as well, were used (in accordance with CENELEC Committee EN 50126 and EN 50129 standards). Results: 1. European railways FRACAS systems data processing concerning malfunctions and failures of the GSM-R systems components. 2. The causes determination of the malfunctions and failures in the GSM-R system devices and subsystems. 3. Classifi cation of failures and malfunctions, taking place in the processes of main functions of GSM-R fulfi llment (voice and data functions), as the causes of railway transportation safety and availability reducing. 4. Evaluation of failures and malfunctions, taking place in GSM-R voice and data functions, in terms of safety integrity levels. 5. Proposals development to minimize the effect of these failures and malfunctions; the proposals include operational measures (i. e. operational rules improvement), technical measures (i. e. network equipment reliability improvement) and system measures (i. e. emergency call procedure improvement). Practical importance: The classifi cation and technique received can be applied for designing of GSM-R and other digital radio systems and for Safety Case preparation as well.

Текст научной работы на тему «Влияние отказов и сбоев системы радиосвязи gsm-r на безопасность перевозочного процесса»

УДК 621.396.931

В. В. Шматченко, Д. Н. Роенков, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов, Н. В. Яронова

ВЛИЯНИЕ ОТКАЗОВ И СБОЕВ СИСТЕМЫ РАДИОСВЯЗИ GSM-R НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА

Дата поступления: 29.09.2016 Решение о публикации: 28.10.2016

Цель: Оценить действие отказов и сбоев систем цифровой радиосвязи стандарта GSM-R, использовавшихся различными правообладателями на железных дорогах Европы, на своевременность прибытия поездов и безопасность перевозочного процесса. Методы: Использовались методы анализа риска, включающие идентификацию опасных событий, оценку частоты их появления, оценку тяжести последствий, а также определение мер по снижению риска опасных событий (в соответствии со стандартами Комитета CENELEC EN 50126 и EN 50129). Результаты: В ходе выполненного исследования были получены следующие основные результаты: 1) обработаны статистические данные по отказам и сбоям технических средств системы цифровой радиосвязи GSM-R на железных дорогах Европы; 2) определены причины появления этих отказов и сбоев в технических средствах цифровой радиосвязи стандарта GSM-R; 3) получена классификация отказов и сбоев при выполнении основных функций (функций передачи речи и передачи данных) стандарта GSM-R, как причин снижения безопасности и готовности перевозочного процесса; 4) выполнена оценка отказов и сбоев функций передачи речи и данных стандарта GSM-R в терминах уровней полноты (гарантированности) безопасности; 5) разработаны рекомендации по минимизации действия этих отказов и сбоев, которые включают предложения организационного характера (например, совершенствование правил эксплуатации железнодорожной радиосвязи), технического характера (повышение надежности сетевого оборудования) и системного характера (совершенствование процедуры аварийного вызова). Практическая значимость: Полученные классификация отказов и сбоев, методика оценки риска могут быть применены при проектировании сетей связи стандарта GSM-R и других систем цифровой радиосвязи на железнодорожном транспорте, а также при разработке доказательства безопасности этих систем.

Отказ, сбой, GSM-R, поездная радиосвязь, надежность, безопасность, уровни полноты безопасности, EN 50126, EN 50129, передача речи, передача данных.

Vladimir V. Shmatchenko, Cand. Eng., assistant professor, [email protected]; Dmitriy N. Roenkov, Cand. Eng., assistant professor, [email protected]; Pavel A. Plekhanov, Cand. Eng., assistant professor, [email protected]; Viktor G. Ivanov, senior lecturer, ivanov. v.g.spb@ gmail.com; *Natalya V. Yaronova, postgraduate student, [email protected] (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) EFFECT OF MALFUNCTIONS AND FAILURES OF GSM-R DIGITAL RADIO ON RAILWAY TRANSPORTATIONS SAFETY

Objective: To evaluate the effect of failures and malfunctions of GSM-R digital radio, used by different dutyholders of European railways, on the railway safety and availability. Methods: Methods of risk analysis including hazard identification, assessment of their frequencies and consequences, and risk minimization measures determination, as well, were used (in accordance with CENELEC Committee EN 50126 and EN 50129 standards). Results: 1. European railways FRACAS systems data processing concerning malfunctions and failures of the GSM-R systems components. 2. The causes determination

of the malfunctions and failures in the GSM-R system devices and subsystems. 3. Classification of failures and malfunctions, taking place in the processes of main functions of GSM-R fulfillment (voice and data functions), as the causes of railway transportation safety and availability reducing. 4. Evaluation of failures and malfunctions, taking place in GSM-R voice and data functions, in terms of safety integrity levels. 5. Proposals development to minimize the effect of these failures and malfunctions; the proposals include operational measures (i. e. operational rules improvement), technical measures (i. e. network equipment reliability improvement) and system measures (i. e. emergency call procedure improvement). Practical importance: The classification and technique received can be applied for designing of GSM-R and other digital radio systems and for Safety Case preparation as well.

Failure, malfunction, GSM-R, train radio, reliability, safety, safety integrity levels, EN 50126, EN 50129, voice transmission, data transmission

Введение

Одной из основных задач применения цифровой поездной радиосвязи (ПРС) на железнодорожном транспорте, в том числе на высокоскоростных железных дорогах [1, 2], является обеспечение безопасности движения поездов [3-5]. При этом основными функциями цифровой ПРС являются следующие:

- функции передачи речи (индивидуальный и групповой вызовы);

- функции передачи данных (передача пакетов).

Таким функционалом обладают разработанные институтом ETSI (European Telecommunications Standards Institute - Европейский институт стандартов в области телекоммуникаций) стандарты радиосвязи TETRA (TErrestrial Trunked RAdio), DMR (Digital Mobile Radio), GSM-R (Global System for Mobile communications - Railway), которые применяются на железных дорогах.

Классификация отказов и сбоев в сетях GSM-R

В настоящее время на европейских железных дорогах, включая высокоскоростные, широкое распространение получила цифровая радиосвязь стандарта GSM-R [6], которая, как показал 15-летний опыт ее применения [7], имеет не только достоинства, но и недостатки.

Европейским железнодорожным агентством (ERA - European Railway Agency) был составлен вопросник аудита, включающий следующие блоки вопросов:

- достоинства и недостатки функции передачи речи;

- достоинства и недостатки функции передачи данных;

- возможности совершенствования функций передачи речи и данных.

Ответы на вопросы аудита были получены от организаций, представленных в табл. 1.

По результатам проведенного аудита был подготовлен отчет [7], в котором представлены данные об отказах и сбоях ПРС, имевших место при эксплуатации GSM-R, проанализированы их последствия и мнения линейного персонала по существу этих последствий и возможностей их предотвращения. В табл. 2 приведен перечень этих отказов и сбоев.

У всех перечисленных сбоев и отказов имеются причины, представленные в табл. 3, которая также содержит описание последствий сбоев и отказов для безопасности движения поездов.

Анализ действия отказов и сбоев в сетях GSM-R на безопасность движения поездов

Данные, представленные в табл. 3, позволяют оценить эти отказы и сбои по уровням

572 Современные технологии - транспорту

ТАБЛИЦА 1.Перечень респондентов аудита

Вид организации Страны

Менеджер инфраструктуры Швейцария, Бельгия, Германия, Финляндия, Швеция, Австрия, Франция, Чешская республика, Великобритания, Словакия, Италия, Нидерланды

Национальный регулирующий орган в области транспортной безопасности Финляндия, Польша, Чешская республика, Германия, Испания, Великобритания, Литва, Италия, Нидерланды

Оператор-перевозчик Финляндия, Швеция, Норвегия, Австрия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Великобритания

Поставщики NSN (Nokia Siemens Network), Kapsch, Siemens

Другие RSSB - орган по стандартизации в области железнодорожной безопасности (Великобритания)

ТАБЛИЦА 2. Отказы и сбои при выполнении основных функций ПРС

стандарта вБМ-Я

Отказы и сбои функций передачи речи Отказы и сбои функций передачи данных

Сбой при тестировании. Отказ в доступе к услугам связи. Проблемы передачи соединения при пересечении национальных границ. Проблемы регистрации подвижного состава при пересечении национальных границ

Ошибочный аварийный вызов. Отказ передачи аварийного вызова. Отказ передачи индивидуального вызова, группового вызова, прерывание группового соединения. Неверная адресация при индивидуальном вызове или аварийном вызове ДНЦ^-ТЧМ (поездной диспетчер ^ машинист локомотива) Задержка передачи данных о маршруте следования

ТАБЛИЦА 3. Отказы и сбои в цифровой системе ПРС стандарта вБМ-Я и меры по снижению связанного с ними риска

Отказы и сбои Причины Последствия Уровень полноты безопасности Меры по снижению риска

Сбой при тестировании Неисправность оборудования ПРС Нет

Задержка передачи данных по радиоканалу о маршруте следования Сбой канала GPRS

Продолжение табл. 3

Уровень

Отказы и сбои Причины Последствия полноты безопасности Меры по снижению риска

Ошибочный Недоработка Недостаточность гарантий без- SIL 2 Совершенствование

аварийный человеко- опасности (возможное экстрен- интерфейса и про-

вызов машинного ное торможение в результате цедуры передачи ава-

интерфейса ошибочного аварийного вызова имеет потенциал серьезного травмирования людей) рийного вызова

Отказ в до- Неисправ- Недостаточность гарантий SIL 2 Повышение надеж-

ступе к услу- ность сетевой безопасности (повышение ве- ности сетевого обо-

гам связи инфраструктуры GSM-R роятности появления опасных событий из-за неполучения важного распоряжения) рудования

Проблемы Недоработка Недостаточность гарантий без- SIL 4+ Совершенствование

регистрации процедуры опасности (повышение вероят- процедуры роуминга

подвижного межнацио- ности появления опасных со- и правил эксплуа-

состава при нального роу- бытий из-за неполучения важ- тации. Временное

пересечении минга, обу- ного распоряжения (15-30 мин применение других

националь- словленная на 1 поезд)) средств связи

ных границ различиями в правилах эксплуатации

Проблемы Несовершен- Недостаточность гарантий SIL 4+ Совершенствование

передачи со- ство процеду- безопасности (повышение ве- процедуры передачи

единения при ры передачи роятности появления опасных соединения. Времен-

пересечении соединения событий из-за задержек полу- ное применение дру-

националь- чения важного распоряжения, гих средств связи

ных границ потери связи на время до 20 с

Отказ переда- Неисправ- Недостаточность гарантий SIL 4+ Повышение надеж-

чи аварийно- ность обору- безопасности (две аварийных ности оборудования

го вызова дования ПРС ситуации подряд с потенциа- ПРС. Временное

вБМ-Я (из-за по- лом схода 2-го поезда и гибели применение других

вреждения людей в нем) средств связи

при круше- Недостаточность гарантий без- SIL 4+

нии поезда опасности (возможное ухудше-

на каменной ние состояния травмированных

осыпи) при сходе поезда пассажиров из-за несвоевременной помощи)

Помехи со Недостаточность гарантий без- SIL 4+ Частотно-

стороны пу- опасности (повышение тяжести территориальное

бличных се- последствий опасного события планирование (ЧТП)

тей GSM из-за несвоевременности передачи аварийного вызова) + государственное регулирование в сфере распределения частот

Окончание табл. 3

Отказы и сбои Причины Последствия Уровень полноты безопасности Меры по снижению риска

Отказ передачи группового вызова, прерывание группового соединения Помехи со стороны публичных сетей GSM Недостаточность гарантий безопасности (несколько столкновений при маневровых работах (без человеческих жертв, но со значительным потенциалом их появления)) SIL 4+ ЧТП + государственное регулирование в сфере распределения частот

Отказ передачи индивидуального вызова в8М-Я Недостаточность гарантий безопасности (повышение вероятности появления опасных событий из-за задержек получения важного распоряжения) SIL 4+

Неверная адресация при инди-видуаль-ном вызове ДНЦ^ТЧМ Неправильное определение соты, в которой находится поезд Недостаточность гарантий безопасности (вызов ДНЦ был направлен в соту, из которой вызываемый поезд уже вышел, повышение вероятности появления опасных событий из-за неполучения важного распоряжения) SIL 4+ Настройка системы на автоматическое перенаправление вызова при отсутствии соединения

Неверная адресация при аварийном вызове ДНЦ^ТЧМ SIL 4+

полноты безопасности (Safety Integrity Levels - SIL) [8, 9]. Полнота безопасности - способность системы к выполнению функции безопасности при всех заданных условиях в течение установленного промежутка времени. Для определения уровня полноты безопасности можно использовать метод [8, 10], который иллюстрируется рисунком.

Параметры риска С, Т, P, F определены в табл. 4.

Для этих параметров действуют следующие соотношения:

С 1 < С 2 < С 3 < C 4' T1 < T2'

Р < Р

1 2'

F < F < F

1 2 3

Параметрами риска выражаются факторы, действие которых носит ключевой характер для обеспечения безопасности и соответственно для ее классификации по уровням SIL.

Определение уровней SIL осуществляется следующим образом:

- выбирается одно значение С из четырех, т. е. возможный потенциал последствий опасного события;

- выбирается одно значение T из двух, т. е. значительное или незначительное время экспозиции;

- выбирается одно значение Р из двух, т. е. можно или нельзя предотвратить опасное событие;

- выбирается одно значение F из трех, т. е. является ли опасное событие частым, редким или очень редким.

Fi

F2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F3

Ci

Pi

C2

C3

C4

Ti P2

T2 Pi

P2

Ti

T2 Pi

P2

Ti

Pi

T2

P2

0 - -

i 0 -

2 i 0

3 2 i

4 3 2

4+ 4 3

Определение уровней полноты безопасности ТАБЛИЦА 4. Определение уровней полноты безопасности

Параметры риска Градация параметров

Тяжесть последствий С! Легкие травмы, незначительный ущерб

С2 Тяжелые травмы, смерть одного человека, значительный, но поправимый ущерб

С3 Несколько погибших, значительный ущерб с длительным восстановлением

С4 Множество погибших, катастрофический ущерб

Время экспозиции Ti Незначительно е

T2 Значительное и постоянное

Возможность предотвращения (подконтрольность) P i Предотвращение опасного события возможно

P2 Событие неотвратимо

Вероятность появления опасного события Fi Очень низкая (очень редкие события)

F2 Низкая (редкие события)

F3 Высокая (частые события)

В результате будет получено одно из значений SIL:

допустимый риск, никакие требования по безопасности не предъявляются;

0 могут быть предъявлены специ-

альные требования по безопасности (требования заказчика);

SIL i низкий уровень полноты безопасности;

SIL 2 повышенный уровень полноты безопасности;

SIL 3 высокий уровень полноты безопасности;

SIL 4 наивысший уровень полноты безопасности;

SIL 4+ необходимы диверситет электрических или электронных систем и глубокий анализ причинно-следственных связей.

Мероприятия по обеспечению уровней полноты безопасности SIL 1, SIL2, SIL3, SIL4 изложены в документе Европейского комитета по стандартизации в области электротехники CENELEC EN 50126 (действующая редакция - стандарт IEC 62278 [9]), а действия по контролю этих мероприятий - в документе EN 50129 (действующая редакция - стандарт IEC 62425 [11]).

Применение рассмотренного метода к причинам и последствиям отказов и сбоев цифровой системы ПРС стандарта GSM-R позволило получить оценки уровней SIL для этих отказов и сбоев и предложить меры по снижению связанного с ними риска (см. табл. 3) [12].

Для того чтобы исключить указанные последствия, необходима такая система радиосвязи, отказы и сбои которой должны быть сведены к минимуму.

При этом меры по предотвращению возможных последствий можно разделить на три группы:

- реализация дополнительных функций обеспечения безопасности;

- совершенствование процессов применения системы радиосвязи;

- настройки системы радиосвязи.

Большинство отказов и сбоев являются серьезными и измеряются уровнями полноты безопасности SIL 4+ [12] (в качестве последствий может быть гибель людей).

Представленный подход к оценке уровней полноты безопасности позволяет эффективно классифицировать опасные события (отказы и сбои) и определить меры по снижению связанного с ними риска в соответствии с этой классификацией.

Заключение

В статье рассмотрено применение методологии определения уровней полноты безопасности [9, 10] для анализа риска отказов и сбоев, имевших место на железных дорогах Европы [7]. Результаты анализа риска позволили установить высокий уровень угроз, связанных с некоторыми отказами и сбоями. Определенные угрозы были выражены уровнями полноты безопасности (SIL) в соответствии с действующими стандартами [9, 11]. Предложены меры по снижению риска, связанного с отказами и сбоями, направленные на уменьшение вероятности появления и время экспозиции, а также на возможность предотвращения этих отказов и сбоев. Данные меры должны быть обязательно рассмотрены и учтены в [13-15], а также при проектировании систем управления движением транспортных средств.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным провести анализ отказов и сбоев в сетях GSM-R на своевременность прибытия поездов (готовность).

Библиографический список

1. Специальные технические условия «Железнодорожная электросвязь участка Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург. Технические нормы и требования к проектированию и строительству железнодорожной радиосвязи». - СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. - 50 с.

2. Специальные технические условия «Проверка действия и контроль параметров поездной радиосвязи и беспроводных систем передачи данных на участке Москва-Казань высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург». - СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. -30 с.

3. Плеханов П. А. Вопросы обеспечения безопасности железнодорожных телекоммуникационных систем международных транспортных коридоров / П. А. Плеханов // Бюл. результатов науч. исследований. - 2012. - № 3 (2). - С. 85-97.

4. Шматченко В. В. Расширение функциональной полноты и требований по безопасности к поездной радиосвязи при переходе с аналоговых на цифровые технологии / В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, Д. Н. Роенков, В. Г. Иванов, П. Е. Ерлыков // Бюл. результатов науч. исследований. - 2015. -№ 2 (15). - С. 61-71.

5. Шматченко В. В. Требования по надежности, готовности и ремонтопригодности для сетей GSM-R / В. В. Шматченко, П. Н. Ерлыков, П. А. Плеханов // Изв. ПГУПС. - 2010. - Вып. 1. - С. 94106.

6. Роенков Д. Н. Основные требования к организации радиосвязи на высокоскоростной магистрали /Д. Н. Роенков, В. В. Шматченко, П. А. Плеханов, В. Г. Иванов // Транспорт Российской Федерации. -2015. - № 2 (57). - С. 49-52.

7. Operational requirements of railway radio communication systems. - European railway agency, 2014. - 77 p.

8. ГОСТ Р МЭК 61508-5-2012. Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. - М. : ФГУП «Стандартинформ», 2013. - 47 с.

9. IEC 62278 Railway applications - Specification and demonstration of reliability, availability, maintainability and safety (RAMS)1. - М. : ФГУП «Стандар-тинформ», 2002. - 162 с.

10. IEC 62280 Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety-related communication in transmission systems 2. - М. : ФГУП «Стандартинформ», 2014. - 136 с.

11. IEC 62425 Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety related electronic systems for signalling 3. - М.: ФГУП «Стандартинформ», 2007. - 198 с.

1 Железнодорожные приложения - Обоснование и подтверждение выполнения требований по надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности.

2 Железнодорожные приложения - Системы связи, сигнализации и обработки данных. Безопасная передача данных в системах связи.

3 Железнодорожные приложения - Системы связи, сигнализации и обработки данных. Безопасные электронные системы сигнализации.

12. Шматченко В. В. Основные функциональные требования к системе радиосвязи для магнитол евитационного транспорта / В. В. Шматченко, Д. Н. Роенков, Н. В. Яронова // 4-я Междунар. науч. конференция «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии». - СПб. : ФГБОУ ВО ПГУПС, 2016. - С. 85-86.

13. EIRENE (European Integrated Railway Radio Enhanced Network). Functional Requirements Specification / Version 7.3.0. - European railway agency, 2012. - 111 p. - URL: http://www.era.europa.eu (дата обращения: 20.08.2016).

14. EIRENE (European Integrated Railway Radio Enhanced Network). System Requirements Specification / Version 16.0.0. - European railway agency, 2015. - 197 p. - URL: http://www.era.europa.eu (дата обращения: 20.08.2016).

15. GSM-R Implementation and Procurement Guide / Version V 1.0-15.03.2009. Paris: UIC, 2009. -251 p.

References

1. Spetsial'nye tekhnicheskie usloviya "Zhelez-nodorozhnaya jelektrosvyaz' uchastka Moskva-Kazan' vysokoskorostnoj zheleznodorozhnoj magistrali Mosk-va-Kazan'-Ekaterinburg. Tekhnicheskienormy itrebo-vaniya k proektirovaniju i stroitel'stvu zheleznodorozhnoj radiosvyazi" [Project-specific design code "Railway telecommunications on the Moscow-Kazan section of high-speed railway line Moscow-Kazan-Yekaterinburg.Technical standards and requirements for the planning and construction of railway radio communications"]. Saint Petersburg, FGBOU VO PGUPS Publ., 2016, 50 p. (In Russian)

2. Spetsial'nye tekhnicheskie usloviya "Proverka dejstviya i kontrol'parametrovpoezdnoj radiosvyazi i besprovodnykh sistem peredachi dannykh na uchastke Moskva-Kazan' vysokoskorostnoj zheleznodorozhnoj magistrali Moskva-Kazan'-Ekaterinburg" [Project-specific design code "Functional check and parameter checkout of train radio communications and wireless data transmission systems on the Moscow-Kazan section of high-speed railway line Moscow-Kazan-Yekaterinburg"]. Saint Petersburg, FGBOU VO PGUPS Publ., 2016, 30 p. (In Russian)

3. Plekhanov P.A. Voprosy obespecheniya bezopas-nosti zheleznodorozhnykh telekommunikatsionnykh sistem mezhdunarodnykh transportnykh koridorov [Safety arrangements for railway telecommunications systems in international transportation corridors]. Scientific research results bulletin, 2012, no. 3 (2), pp. 85-97. (In Russian)

4. Shmatchenko V. V., Plekhanov P. A., Roen-kov D. N., Ivanov V. G.&Erlykov P. E. Rasshirenie funktsional'noj polnoty i trebovanij po bezopasnosti k poezdnoj radiosvyazi pri perekhode s analogovykh na tsifrovye tekhnologii [Increasing the functional integrity and safety requirements for train radio communications when transferring from analog to digital technology]. Scientific research results bulletin, 2015, no. 2 (15), pp. 61-71. (In Russian)

5. Shmatchenko V. V., Erlykov P. N.& Plekhanov P. A. Trebovaniya po nadezhnosti, gotovnosti i remontoprigodnosti dlya setej GSM-R [Reliability, readiness and maintainability requirements for GSM-R networks]. IzvestiyaPeterburgskogo universitetaputej soobshcheniya [The St. Petersburg Transport University Bulletin}. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2010, issue 1, pp. 94-106. (In Russian)

6. Roenkov D. N., Shmatchenko V. V., Plekhanov P. A.& Ivanov V. G. Osnovnye trebovaniya k or-ganizatsii radiosvyazi na vysokoskorostnoj magistrali [Principal requirements for the organization of radio communications on a high-speed railway line]. Transport Rossijskoj Federatsii [Transport of the Russian Federation], 2015, no. 2 (57), pp. 49-52. (In Russian)

7. Operational requirements of railway radio communication systems. European railway agency, 2014, 77 p.

8. GOST IEC 61508-5-2012. Functional safety of electrical, electronic, programmable electronic safety-

related systems. Moscow, FGUP Standartinform Publ., 2013, 47 p. (In Russian)

9. IEC 62278 Railway applications - Specification and demonstration of reliability, availability, maintainability and safety (RAMS). Moscow, FGUP Standartinform Publ., 2002, 162 p.

10. IEC 62280 Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety-related communication in transmission systems. Moscow, FGUP Standartinform Publ., 2014, 136 p.

11. IEC 62425 Railway applications - Communication, signalling and processing systems - Safety related electronic systems for signalling. Moscow, FGUP Standartinform Publ., 2007, 198 p.

12. Shmatchenko V. V., Roenkov D. N. & Yaro-nova N. V. Osnovnye funktsional'nye trebovaniya k sisteme radiosvyazi dlya magnitolevitatsionnogo transporta [Primary functional requirements for the radio communications system used in magnetic levitation vehicles]. 4th International Workshop "Magnetic levitation transport systems and technologies". Saint Petersburg, FGBOU VO PGUPS Publ., 2016, pp. 85-86. (In Russian)

13. EIRENE (European Integrated Railway Radio Enhanced Network). Functional Requirements Specification/Version 7.3.0. European railway agency, 2012, 111 p. URL: http://www.era.europa.eu (retrieved on: 20.08.2016).

14. EIRENE (European Integrated Railway Radio Enhanced Network). System Requirements Specification/Version 16.0.0. European railway agency, 2015, 197 p. URL: http://www.era.europa.eu (retrieved on: 20.08.2016).

15. GSM-R Implementation and Procurement Guide/Version V 1.0. 2009, 15 March. Paris, UIC, 2009, 251 p.

ШМАТЧЕНКО Владимир Владимирович - канд. техн. наук, доцент, railwayradio@gmail. com; РОЕНКОВ Дмитрий Николаевич - канд. техн. наук, доцент, [email protected]; ПЛЕХАНОВ Павел Андреевич - канд. техн. наук, доцент, [email protected]; ИВАНОВ Виктор Геннадьевич - старший преподаватель, ivanov. [email protected]; *ЯРОНОВА Наталья Валерьевна - аспирант, [email protected] (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.