Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
транспортная безопасность / административно-правовое регулирование / подготовка сил обеспечения транспортной безопасности / профессиональная подготовка / непрерывное профессиональное образование / transport security / administrative and legal regulation / training of transport security forces / professional training / continuing professional education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землин Александр Игоревич

В статье на основе критического анализа организационно-правовых основ действующего порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности исследуются проблемные вопросы, создающие сложности в практической деятельности по обеспечению транспортной безопасности, безопасности населения на транспорте и безопасности транспортного комплекса. По результатам применения инструментария лингво-семиотического, формально-догматического и системно-правового подходов автор обосновывает позицию, согласно которой подготовка сил обеспечения транспортной безопасности должна рассматриваться в качестве важнейшей составляющей системы обеспечения безопасности транспортного комплекса. При этом сделан вывод относительно недостаточной четкости правового закрепления и эффективности организационного сопровождения порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Особый акцент автором сделан на необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования специалистов и должностных лиц, участвующих в обеспечении транспортной безопасности. В результате реализации методик системно-функционального и системно-структурного подходов автор предлагает концептуальные подходы к построению системы непрерывного образования специалистов и должностных лиц, участвующих в обеспечении транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте. Реализация в позитивном российском праве предложенного подхода позволит, по мнению автора, обеспечить повысить уровень безопасности транспортного комплекса от все возрастающих угроз.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TRANSPORT SECURITY FORCES

Based on a critical analysis of the organizational and legal foundations of the current procedure for training transport security forces, the article examines problematic issues that create difficulties in practical activities to ensure transport security, public safety in transport and the security of the transport complex. Based on the results of applying the tools of linguistic-semiotic, formal-dogmatic and system-legal approaches, the author justifies the position that the training of transport security forces should be considered as the most important component of the security system of the transport complex. At the same time, the conclusion is made regarding the lack of clarity of legal consolidation and the effectiveness of organizational support for the training of transport security forces. Special emphasis is placed on the need to improve the system of continuing professional education of specialists and officials involved in ensuring transport security. As a result of implementing the methods of system-functional and system-structural approaches, the author offers conceptual approaches to building a system of continuous education of specialists and officials involved in ensuring transport security, as well as personnel involved in ensuring transport security, including in the prevention and protection from natural and man-made emergencies in transport. The implementation of the proposed approach in positive Russian law will allow, in the author’s opinion, to increase the level of security of the transport complex from ever-increasing threats

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10963 ЗЕМЛИН Александр Игоревич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института Российского университета транспорта, Заслуженный деятель науки Российской Федерации,

e-mail: [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИЛ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ1

Аннотация. В статье на основе критического анализа организационно-правовых основ действующего порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности исследуются проблемные вопросы, создающие сложности в практической деятельности по обеспечению транспортной безопасности, безопасности населения на транспорте и безопасности транспортного комплекса. По результатам применения инструментария лингво-семиотического, формально-догматического и системно-правового подходов автор обосновывает позицию, согласно которой подготовка сил обеспечения транспортной безопасности должна рассматриваться в качестве важнейшей составляющей системы обеспечения безопасности транспортного комплекса. При этом сделан вывод относительно недостаточной четкости правового закрепления и эффективности организационного сопровождения порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Особый акцент автором сделан на необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования специалистов и должностных лиц, участвующих в обеспечении транспортной безопасности. В результате реализации методик системно-функционального и системно-структурного подходов автор предлагает концептуальные подходы к построению системы непрерывного образования специалистов и должностных лиц, участвующих в обеспечении транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте. Реализация в позитивном российском праве предложенного подхода позволит, по мнению автора, обеспечить повысить уровень безопасности транспортного комплекса от все возрастающих угроз.

Ключевые слова: транспортная безопасность, административно-правовое регулирование, подготовка сил обеспечения транспортной безопасности, профессиональная подготовка, непрерывное профессиональное образование.

ZEMLIN Alexander Igorevich,

Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Transport Law, Law Institute of the Russian University of Transport, Honored Scientist of the Russian Federation

CURRENT ORGANIZATIONAL AND LEGAL ISSUES OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF TRANSPORT SECURITY FORCES

Annotation. Based on a critical analysis of the organizational and legal foundations of the current procedure for training transport security forces, the article examines problematic issues that create difficulties in practical activities to ensure transport security, public safety in transport and the security of the transport complex. Based on the results of applying the tools of linguistic-semiotic, formal-dogmatic and system-legal approaches, the author justifies the position that the training of transport security forces should be considered as the most important component of the security system of the transport complex. At the same time, the conclusion is made regarding the lack of clarity

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

of legal consolidation and the effectiveness of organizational support for the training of transport security forces. Special emphasis is placed on the need to improve the system of continuing professional education of specialists and officials involved in ensuring transport security. As a result of implementing the methods of system-functional and system-structural approaches, the author offers conceptual approaches to building a system of continuous education of specialists and officials involved in ensuring transport security, as well as personnel involved in ensuring transport security, including in the prevention and protection from natural and man-made emergencies in transport. The implementation of the proposed approach in positive Russian law will allow, in the author's opinion, to increase the level of security of the transport complex from ever-increasing threats.

Key words: transport security, administrative and legal regulation, training of transport security forces, professional training, continuing professional education.

Согпасно проекту Транспортной стратегии Российской Федерации до 2035 года, одобренному в основном на заседании Правительства Российской Федерации от 26 марта 2020 года (протокол № 10), важнейшей самостоятельной цепью развития является обеспечение безопасности транспортного комплекса. При этом следует учитывать, что обеспечение безопасности одновременно выступает в качестве неотъемлемой и базовой составляющей системы мероприятий, предусмотренных для достижения остальных четырех целей развития: обеспечения транспортной связанности территорий страны; организации эффективной перевозки грузов; обеспечения доступных и качественных перевозок пассажиров, а также встраивания транспортной системы в мировую транспортную сеть.

Таким образом, следует согласиться с мнением о том, что правовое обеспечение и организационное сопровождение комплекса мер по обеспечению безопасности транспортного комплекса является важнейшим условием оптимального функционирования и эффективного развития транспортной системы России[4; 5; 9; 11; 12; 23; 28; 31], ее встраивания в мировую транспортную сеть[27. С. 44-52]. Именно в связи с этим вопросы, связанные с правовым и организационным обеспечением системы транспортной безопасности стали предметом повышенного внимания представителей транспортно-правовой науки[1. С. 138; 2. С. 201-208; 4. С. 159 - 161; 5; 9; 13. С. 154; 17; 18. С.26 - 29; 23. С. 56; 25. С. 30 - 31; 28. С. 54 -59; 29. Р. 4071 - 4079; 31. Р. 67 - 78], а также достаточно подробно рассматриваются в учебной литературе, предназначенной для подготовки специалистов на транспорте[7; 8; 14].

Роль и значение безопасности транспортного комплекса в современных условиях особо отмечены на совещании по вопросам развития транспортной отрасли, проведенном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в режиме видеоконференции 7 мая 2020 года[24].

Определяя практическое значение исследуемого вопроса, полагаем возможным согласиться

с теми авторами, которые обоснованно отмечают, что решения и меры, применяемые органами государственной власти для укрепления транспортной безопасности в общей структуре и в инфраструктуре каждого вида транспорта, должны носить упреждающий характер, гарантировать равенство всех перед законом и неизбежность ответственности, обязаны опираться на широкую поддержку современного российского общества. По нашему мнению, достижение указанной цели становится делом весьма проблематичным без должного уровня подготовки сил обеспечения транспортной безопасности. Более того, функционирование системы транспортной безопасности невозможно при отсутствии соответствующей организационной составляющей, которой и являются силы обеспечения транспортной безопасностью. С. 68 - 69]. На значимость вопросов надлежащего уровня квалификации различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности обращает внимание ряд специалистов[3. С. 43; 6. С. 211; 12. С. 99-100; 26. С. 180 - 191; 30. Р. 4972].

Согласно положениям Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р (ред. от 04.07.2019), созданной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», под «безопасностью населения на транспорте» понимается состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, а под «обеспечением безопасности населения на транспорте» -реализация системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Комплексная программа особо предусматривает такое направление, как «Создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте». В рамках указанного направления предусмотрено решение задачи «Обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности», затраты на которые учтены в федеральном бюджете.

Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ (последняя редакция) определяет обеспечение транспортной безопасности как «реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства».

При этом в числе субъектов, обеспечивающих транспортную безопасность выделяются подразделения транспортной безопасности - подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица, осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств; специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности, в установ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

ленной сфере деятельности. Порядок аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требования к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Следует отметить, что до внесения в 2019 году изменений в Комплексную программу обеспечения безопасности населения на транспорте понятие «обеспечение безопасности пассажиров на транспорте» предусматривало не только предотвращение угроз, связанных с актами незаконного вмешательства, как это определено в настоящее время, но и с «чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера на транспорте», то в настоящее время оно по генезису угроз полностью совпадает с определением, содержащимся в Федеральном законе «О транспортной безопасности». Полагаем указанный подход не вполне основательным с гносеологической и соответствующим современным вызовам и угрозам с праксиологической точек зрения[11. С. 14]. На неоднозначность и противоречивость определений, используемых в законодательстве о транспортной безопасности, указывается целым рядом ученых[5; 10. С. 12; 17; 18. 27; 19. С. 51 - 54], что во многом предопределено отмечаемой иными авторами недостаточной системностью и упорядоченностью правотворческого процесса в указанной сфере[20. С. 24 - 32; 21. С. 194-197].

Статья 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» определяет в качестве целей обеспечения транспортной безопасности устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

К числу основных задач обеспечения транспортной безопасности отнесены подгоо товка и аттестация сил обеспечения транспортс ной безопасности.

Статья 12.1 Закона закрепляет положение о том, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта,

по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Порядок подготовки сил обеспечения транспортной безопасности» (утв. приказом Минтранса России от 31.07.2014 № 212) устанавливает, что указанная подготовка направлена на приобретение знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, и необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, а также на непрерывное профессиональное образование сил обеспечения транспортной безопасности и осуществляется посредством реализации основных программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ.

При этом законодательно установлено, что подготовка сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку. Относительно значимости именно тренажерной подготовки для сил обеспечения неоднократно говорится как в нормах законодательства о транспортной безопасности, так и в образовательном законодательстве. В связи с изложенным организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, Что касается практической подготовки, то согласно норме ст. 2 согласно норме ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 № 403-ФЗ) практическая подготовка - это форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Немаловажным обстоятельством является то, что согласно норме ст. 73. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разработка типовых основных программ профессионального обучения сил обеспечения транспортной безопасности, а также их обучение по указанным программам осуществляется в случае включения отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности в перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в сфере образования.

Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно норме Федерального закона «О транспортной безопасности» аттестация сил обеспечения транспортной безопасности представляет собой установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы,непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 172 (с посл. изм.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Требования к знаниям, умениям, навыкам сил обеспечения транспортной безопасности, личностным (психофизиологическим) качествам, уровню физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, включая особенности проверки соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности применительно к отдельным видам транспорта _ утверждены приказом Минтранса России от 21.08.2014 № 231 (с посл. изм.).

Проверка соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется с использованием перечней вопросов, разрабатываемых постоянно действующими комиссиями, созданными при центральных аппаратах компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности, подлежащих применению органами аттестации, аттестующими организациями.

В ходе проверки знаний, умений, навыков аттестуемому лицу необходимо:

ответить на три тематических вопроса и решить две практические задачи, содержащиеся в билетах;

пройти письменный (компьютерный) тест, содержащий не менее 50 вопросов с четырьмя и более многовариантными ответами.

Проверка знаний, умений, навыков проводится с использованием компьютерного тестирования и тренажеров. Протокол результатов проверки знаний, умений, навыков формируется непосредственно после проведения проверки.

Определяясь в роли и значении непрерывного профессионального образования сил обеспечения транспортной безопасности, необходимо осуществить анализ терминов и определений, используемых в законодательстве об образовании, что позволит уяснить сущность и содержание исследуемой категории и социально-правового явления. В этих целях наиболее применимыми представляются методики лингво-семиотического, формально-логического и формально-догматического подходов.

Согласно норме ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения.

При этом воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку. Обучение же представляет собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Таким образом, представляется обоснованным вывод о том, что воспитующее воздействие направлено в первую очередь на формирование аксиологической, ценностной составляющей правовой культуры личности, формирование уважительного отношения к действующим в российском государстве и обществе нормам и правилам поведения, а обучающее воздействие ориентировано в основном на формирование гносеолгической и праксиологической составляющих правосознания личности, создание системы знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизнедеятельности человека, осуществления профессиональной деятельности, а в нашем случае -исполнения обязанностей в интересах обеспечения транспортной безопасности[10. С. 65].

Важно при этом учитывать, что профессиональное образование рассматривается как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Поскольку профессиональное обучение определено в ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» также как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий), следует сделать вывод о том, что профессиональное обучение отличается от профессионального образования тем, что для приобретения обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции в рамках профессионального образования могут применяться не только основные профессиональные образовательные программы, а также тем, что профессиональное обучение ориентировано на потребности выполнения определенных

трудовых, служебных функций, а не только конкретных профессии или специальности.

При определении значения непрерывного профессионального образования сил обеспечения транспортной безопасности следует учитывать то обстоятельство, что статья 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющая структуру системы образования, устанавливает, что система образования создает условия для непрерывного образования посредством:

реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ,

предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ,

а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования

Таким образом, представляется возможным утверждать, что непрерывное образование предполагает многоуровневость и многопрофильность образовательных программ; возможность их ком-плексирования и индивидуализации с учет потребностей обучающегося, его работодателя; обеспечение преемственности, поступательности развития знаний, навыков и умений, поэтапности формирования и совершенствования компетенций.

Термин «непрерывное образование» использован в 1968 году в материалах ЮНЕСКО, а в последующем получил свое окончательное закрепление в руководящих документах указанной организации. В частности, в 1972 году было принято решение ЮНЕСКО, признавшее непрерывное образование «руководящей конструкцией» для реформирования систем образования во всех странах мира.

Отмечается, что развитие системы непрерывного образования — одно из важнейших направлений образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах дошкольного, общего среднего, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования [22. С. 39-40].

Возможным вариантом повышения готовности сил обеспечения транспортной безопасности к все более возрастающим угрозам как совершения актов незаконного вмешательства, так и угрозам техногенного, природного, иного характера, может стать формирование концепции непрерывного профессионального образования сил обеспечения транспортной безопасности, представляющая собой совокупность взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов в указанной сфере.

Представляется, что при определении цели и основных задач концепции должны быть учтены

требования законодательства об обеспечении транспортной безопасности, об образовании, национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года и целевые показатели, характеризующие достижение указанных целей (указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»), а именно: в рамках национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» - «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности...»; в рамках национальной цели «Цифровая трансформация»: «достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе . образования, а также государственного управления».

Реализация концепции может быть осуществлена в рамках ряда федеральных проектов, а именно:

«Информационная безопасность» и «Нормативное регулирование цифровой среды» (Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации») - может быть реализована программа высшего образования «Правовое обеспечение транспортной безопасности, контрольно-надзорной и правоохранительной деятельности на транспорте» по направленю полготовки «Юриспруденция», целью которой является подготовка магистров юриспруденции, обладающих теоретическими и практическими знаниями а также навыками для ведения самостоятельной научной, педагогической и практической деятельности в процессе выполнения должностных обязанностей в контрольно-надзорных органах в транспортной сфере, в корпоративных субъектах, осуществляющих транспортную деятельность, а также обеспечение транспортной безопасности, а также программа непрерывного дополнительного профессионального образования «Правовое и информационное обеспечение системы транспортной безопасности. Информационная безопасность на транспорте»;

«Кадры для цифровой экономики» и «Цифровое государственное управление» - может быть реализована программа непрерывного дополнительного профессионального образования «Правовая и антикоррупционная культура специалиста в сфере цифровой экономики, транспорта и транспортной безопасности»;

«Информационная инфраструктура» и «Цифровые технологии» - может быть реализована программа непрерывного дополнительного профессионального образования «Правовое обеспечение развития информационной инфраструктура и правовая защита информации в условиях цифровизации экономики и транспортной логистики».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

Финансовое обеспечение реализации указанных проектов может быть реализовано посредством применения программно-целевого, а отчасти и проектного методов, используемых, в частности, в рамках исполнения Государственной программы «Развитие транспортной системы» [15. С. 129 - 136; 16. С. 211-218].

Система непрерывного среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования послужит целям систематического и постоянного приобретения знаний, умений, навыков, установленных требованиями законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, формирования и совершенствования компетенций, необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Представляется, что в качестве принципов реализации концепции следует выделить:

Принцип законности, который подразумевает строгое, точное и неуклонное соблюдение требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих отношения, возникающие в области обеспечения транспортной безопасности в процессе исполнения задач и осуществления мероприятий, запланированных в рамках реализации концепции.

Принцип системности, подразумевающий взаимосвязь поставленных задач, направлений развития непрерывного профессионального образования сил обеспечения транспортной безопасности с мероприятиями в интересах достижения запланированных результатов концепции, построение системы непрерывного образования на основе четкого взаимодействия всех ее структурных элементов, упорядоченного по целям, задачам, формам и методам воздействия со стороны функционирующих организаций и должностных лиц.

Принцип взаимосвязи обучения и воспитания, предполагающий построение системы непрерывного ведомственного образования на традициях и методике воспитательно-обучающей деятельности, обеспечение взаимосвязи обучения и воспитания, процессов формировании профессионального мировоззрения обучающихся, включающего верность профессиональному долгу, непримиримое отношение к коррупционным проявлениям и иным нарушениям законности в процессе обеспечения транспортной безопасности.

Принцип адресности и индивидуализиро-ванности обучения, которые обязывают учитывать в ходе реализации мероприятий Концепции потребности обучающихся из числа различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности в формировании и совершенствовании

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

компетенций, необходимых для успешного исполнения обязанностей по предстоящему должностному предназначению (занимаемой должности), реализовывать в процессе обучения практико-о-риентированный подход, обеспечивающий качественную прикладную профильную подготовку.

Принцип плановости и оперативности, предполагающий построение плановой системы непрерывного индивидуального образования различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности с учетом необходимости оперативной корректировки плановых показателей, что обеспечивается за счет разработки типовых про-фессиограмм для различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, подготовки и утверждения на их основе индивидуальных планов профессионального роста сотрудника на среднесрочную перспективу с ежегодной корректировкой его содержания с учетом динамично изменяющихся и постоянно возрастающих требований к деятельности сил обеспечения транспортной безопасности, а также ежегодное изменение учебных планов и программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных категорий сил обеспечения транспортной безопасности в целях актуализации их содержания и структуры, оперативного внесения изменений, учитывающих изменения в действующем законодательстве, новые достижения в науке и технике, возникающие угрозы транспортной безопасности.

Принцип транспарентности (открытости) в сочетании с обязательностью обеспечения сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны, который предполагает широкое взаимодействие в процессе организации непрерывного профессионального образования сил обеспечения транспортной безопасности с образовательными и научными организациями, институтами гражданского общества, средствами массовой информации, включая широкое объективное освещение результатов реализации и отдельных мероприятий, предусмотренных концепцией, с одновременным неуклонным исполнением требований, установленных законодательством о защите государственной и иной охраняемой законом тайне.

Принцип постоянного и объективного контроля за исполнением мероприятий Концепции и достижением запланированных результатов, который предполагает обязательность непрерывного мониторинга, планового и инициативного предварительного, оперативного (текущего) и последующего контроля в целях получения объективной информации и оценки степени решения задач концепции и достижения запланированных результатов в установленных контрольных точках с использованием соответствующих индикаторов.

Автор полагает, что результаты анализа, осуществленного в рамках представленной на суд заинтересованного читателя статьи, изложенные в виде суждений и умозаключений, не претендующих ни коим образом на окончательность, способны, тем не менее, послужить отправной точкой для научной дискуссии по правовым и организационным проблемам подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, а принципиальные подходы к построению концепции непрерывного профессионального образования сил обеспечения транспортной безопасности, изложенные, хотя и весьма схематично, в данной работе, способны стать основой для формирования указанной концепции, легализация которой в позитивном праве России может способствовать совершенствованию правовой и организационной составляющих системы обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Артамонова С.Н. К вопросу о совершенствовании административно-правового регулирования обеспечения безопасности автомобильного транспорта // Вестник Екатерининского института.

2017. № 4 (40). С. 136-140.

[2] Артамонова С.Н. Формирование правовых основ обеспечения безопасности автомобильного транспорта в России // Транспортное право и безопасность. 2018. № 1 (25). С. 201-208.

[3] Гуцуляк В.Н. Правовые средства борьбы с пиратством и терроризмом на морском транспорте // Транспортное право и безопасность. 2018. № 4. С. 41-44.

[4] Духно Н.А. Школа транспортного права Транспортное право и безопасность. 2019. № 4(32). C. 159-166.

[5] Духно Н.А., Землин А.И., Землина О.М., Лещов Г.Ю., Николаева Н.В., Опенышев О.С., Павлова В.А., Пищелко А.В., Холиков И.В., Чеботарева А.А. Правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности: монография / под общ. ред. А. И. Землина; предисл. Н.А. Духно. (монография). М.: Юридический институт МИИТ,

2018. 120 с.

[6] Едигарева Ю.Г., Мазурок О.И. Обзор актуального состояния безопасности на воздушном транспорте в мире // Вестник Юридического института МИИТ. 2018. № 1 (21). С. 209-214.

[7] Землин А.И., Козлов В. В., Землина О.М., Холиков И.В. Правовые и организационные аспекты обеспечения противодействия терроризму на транспорте: учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 156 с.

[8] Землин А.И., Козлов В.В. Безопасность жизнедеятельности для транспортных специальностей: противодействие терроризму на транспорте. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020.

[9] Землин А.И., Холиков И.В., Мельникова А.А. Актуальные проблемы правового обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры: монография. М.: Юридический институт МИИТ, 2019. 92 с.

[10] Землин А. И.Организационные и правовые проблемы подготовки кадров для системы обеспечения транспортной безопасности // Элекп тронный журнал Транспортное право и транспорта ная безопасность. 2019. №4 (32). С. 65- 74

[11] Землин А.И. Административно-правовые аспекты обеспечения транспортной безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2019. № 4 (28). С. 10-14.

[12] Землин А.И., Землина О.М., Швыдченко О.Н. Актуальные вопросы технического регулироу вания безопасности метрополитенов //Вестник Юридического института МИИТ. 2018. № 1 (21). С. 87-101.

[13] Землин А.И., Пищелко А.В. Актуальные вопросы правового обеспечения транспортной безопасности // Материалы международной научной конференции «Борьба с правонарушениями в сфере экономики: правовые, процессуальные и криминалистические проблемы». Новосибирск, 2019. С. 51-54. (В рамках Международного юридического форума).

[14] Землин А.И., Тимонина И.В., Химич Т.М., Филиппова М.Ю., Корякин В.М., Расулов А.В., Гоц Е.В., Землина О.М., Матвеева М.А., Пищелко А.В., Эфендиев Т.С., Мельникова Ю.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности для транспортных специальностей. Учебник (3-е изд., пер. и доп.) / Москва, 2019.

[15] Землина О.М. Правовые аспекты финансового обеспечения развития транспортной системы России в условиях программно-целевого и проектного финансирования / Актуальные проблемы транспортного права и транспортной безопасности в контексте современных вызовов и угроз: сб. научных трудов / Под ред. А.И. Землина, И.В. Холикова. предисл. Н.А. Духно. — М.: Издательство Юридического института МИИТ, 2020. С. 129-137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[16] Землина О.М. Финансово-правовые основы обеспечения транспортной безопасности: проектный подход / Правовые аспекты цифрови-зации международного транспорта и логистики // Материалы II Международного транспортно-пра-вового форума / под ред. А.А. Чеботаревой, В.Е. Чеботарева; вступительное слово Н.А. Духно. М.: Издательство Юридического института МИИТ, 2020 С. 211-218.

[17] Ирошников Д.В. Методологические аспекты исследования транспортной безопасности в юридической науке // Национальная безопасность: nota bene. 2019. № 6

[18] Корякин В.М. О соотношении понятия «транспортная безопасность» со смежными поня-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

тиями в области безопасности на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2017. № 11. С. 26-32.

[19] Корякин В.М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 3. С. 51-59.

[20] Матвеева М.А. Концепция правотворческой политики: проблема теоретического обоснования // Образование и права. 2017. № 3. С. 24-32.

[21] Матвеева М.А. Правотворчество как юридическая деятельность: проблемы теоретического осмысления // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2016. № 5. С. 191-201.

[22] Пережовская, А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А.Н. Пережовская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. С. 38-41. URL: https://moluch.ru/conf/ ped/archive/149/7617/ (дата обращения: 22.09.2020).

[23] Пищелко А.В. Развитие систем транспортной безопасности в условиях цифровизации транспортного комплекса. В сб. материалов Международной научно-практической конференции «Юридическая наука вХХ1 веке: Актуальные проблемы и перспективы их решения». Круглый стол № 4. Шахты, ДОНГУ, 2020. С. 56-58.

[24] Путин В.В. Выступление на совещании по вопросам развития транспортной отрасли. 7 мая 2020 г. // transportrussia. ги>Кет.. .v-usloviyakh-pandemii.html

[25] Сидоркин А.И. Отражение различия взглядов на безопасность в терминологии политико-правовой мысли // Аграрное и земельное право. 2019. 12(180). С. 30-31.

[26] Холиков И.В., Клёнов М.В. Правовые и организационные вопросы контроля за состоянием здоровья работников и оказания медицинской помощи пассажирам на транспорте в России // Мир транспорта № 3, 2019. С. 180-191.

[27] Харламова Ю.А. Борьба за Евразию в фокусе транспортных геостратегий. Монография. М.: Инфра-М, 2020.

[28] Чеботарева А.А., Чеботарев В.Е. Обеспечение транспортной безопасности: организационно-правовые проблемы и цифровые решения / Актуальные проблемы транспортного права и транспортной безопасности в контексте современных вызовов и угроз: сб. научных трудов / Под ред. А.И. Землина, И.В. Холикова. предисл. Н.А. Духно. — М.: Издательство Юридического института МИИТ, 2020. С. 54 - 59.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

[29] Bagreeva E. G., Zemlin A. I., Shamsunov S. Kh. Environmental Safety Conditions in the Transport Sector by Improving the Culture of Lawmaking. Ekoloji, 2019, T. 28. № 107. P. 40714079.

[30] Bagreeva E. G., Zemlin A.I., Shamsunov S. Kh. Does Environmental Safety Depend Upon the Legal Culture of Transport Specialists? Ekoloji, 2019, Issue 107, Pages: 4961-4965.

[31] Zemlin A., Pishchelko A., Kharlamova Y. Problems of realisation of public oversight in the field of transport counterterrorism policy // Kutafin University Law Review. Volume 7.Issue 1. 2020. P. 67 - 78.

Spisok literatury:

[1] Artamonova S.N. K voprosu o sovershen-stvovanii administrativno-pravovogo regulirovaniya obespecheniya bezopasnosti avtomobil'nogo transporta // Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2017. № 4 (40). S. 136-140.

[2] Artamonova S.N. Formirovanie pravovyh osnov obespecheniya bezopasnosti avtomobil'nogo transporta v Rossii // Transportnoe pravo i bezopas-nost'. 2018. № 1 (25). S. 201-208.

[3] Guculyak V.N. Pravovye sredstva bor'by s piratstvom i terrorizmom na morskom transporte // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2018. № 4. S. 41-44.

[4] Duhno N.A. Shkola transportnogo prava Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2019. № 4(32). C. 159-166.

[5] Duhno N.A., Zemlin A.I., Zemlina O.M., Leshchov G.Yu., Nikolaeva N.V., Openyshev O.S., Pavlova V.A., Pishchelko A.V., Holikov I.V., CHebo-tareva A.A. Pravovye problemy obespecheniya trans-portnoj bezopasnosti: monografiya / pod obshch. red. A. I. Zemlina; predisl. N.A. Duhno. (monografiya). M.: YUridicheskij institut MIIT, 2018. 120 s.

[6] Edigareva Yu.G., Mazurok O.I. Obzor aktu-al'nogo sostoyaniya bezopasnosti na vozdushnom transporte v mire // Vestnik YUridicheskogo instituta MIIT. 2018. № 1 (21). S. 209-214.

[7] Zemlin A.I., Kozlov V. V., Zemlina O.M., Holikov I.V. Pravovye i organizacionnye aspekty obespecheniya protivodejstviya terrorizmu na transporte: uchebnik dlya vuzov — 2-e izd., pererab. i dop. M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. 156 s.

[8] Zemlin A.I., Kozlov V.V. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti dlya transportnyh special'nostej: protivodejstvie terrorizmu na transporte. Uchebnoe posobie. M.: Yurajt, 2020.

[9] Zemlin A.I., Holikov I.V., Mel'nikova A.A. Aktual'nye problemy pravovogo obespecheniya bezopasnosti transportnoj infrastruktury: monografiya. M.: Yuridicheskij institut MIIT, 2019. 92 s.

[10] Zemlin A. I.Organizacionnye i pravovye problemy podgotovki kadrov dlya sistemy obespech-

eniya transportnoj bezopasnosti // Elektronnyj zhur-nal Transportnoe pravo i transportnaya bezopasnost'. 2019. №4 (32). S. 65- 74

[11] Zemlin A.I. Administrativno-pravovye aspekty obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe plan-irovanie. 2019. № 4 (28). S. 10-14.

[12] Zemlin A.I., Zemlina O.M., Shvydchenko O.N. Aktual'nye voprosy tekhnicheskogo reg-ulirovaniya bezopasnosti metropolitenov //Vestnik Yuridicheskogo instituta MIIT. 2018. № 1 (21). S. 87-101.

[13] Zemlin A.I., Pishchelko A.V. Aktual'nye voprosy pravovogo obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Bor'ba s pravonarusheniyami v sfere ekonomiki: pravovye, processual'nye i kriminalistich-eskie problemy». Novosibirsk, 2019. S. 51-54. (V ramkah Mezhdunarodnogo yuridicheskogo foruma).

[14] Zemlin A.I., Timonina I.V., Himich T.M., Fil-ippova M.Yu., Koryakin V.M., Rasulov A.V., Goc E.V., Zemlina O.M., Matveeva M.A., Pishchelko A.V., Efen-diev T.S., Mel'nikova Yu.V. Pravovoe obespechenie professional'noj deyatel'nosti dlya transportnyh spe-cial'nostej. Uchebnik (3-e izd., per. i dop.) / Moskva, 2019.

[15] Zemlina O.M. Pravovye aspekty finansovogo obespecheniya razvitiya transportnoj sistemy Rossii v usloviyah programmno-celevogo i proektnogo finansirovaniya / Aktual'nye problemy transportnogo prava i transportnoj bezopasnosti v kontekste sovremennyh vyzovov i ugroz: sb. nauch-nyh trudov / Pod red. A.I. Zemlina, I.V. Holikova. pre-disl. N.A. Duhno. — M.: Izdatel'stvo Yuridicheskogo instituta MIIT, 2020. S. 129-137.

[16] Zemlina O.M. Finansovo-pravovye osnovy obespecheniya transportnoj bezopasnosti: proektnyj podhod / Pravovye aspekty cifrovizacii mezhdunarodnogo transporta i logistiki // Materialy II Mezhdunarodnogo transportno-pravovogo foruma / pod red. A.A. Chebotarevoj, V.E. Chebotareva; vstupitel'noe slovo N.A. Duhno. M.: Izdatel'stvo Yuridicheskogo instituta MIIT, 2020 S. 211-218.

[17] Iroshnikov D.V. Metodologicheskie aspekty issledovaniya transportnoj bezopasnosti v yuridich-eskoj nauke // Nacional'naya bezopasnost': nota bene. 2019. № 6

[18] Koryakin V.M. O sootnoshenii ponyatiya «transportnaya bezopasnost'» so smezhnymi ponya-tiyami v oblasti bezopasnosti na transporte // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2017. № 11. S. 26-32.

[19] Koryakin V.M. Ponyatie transportnoj bezopasnosti i ee mesto v obshchej sisteme nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2016. № 3. S. 51-59.

[20] Matveeva M.A. Koncepciya pravot-vorcheskoj politiki: problema teoreticheskogo obos-novaniya // Obrazovanie i prava. 2017. № 3. S. 24-32.

[21] Matveeva M.A. Pravotvorchestvo kak yuridicheskaya deyatel'nost': problemy teoreticheskogo osmysleniya // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 5. S. 191201.

[22] Perezhovskaya, A.N. Nepreryvnoe obrazovanie: celi, zadachi, soderzhanie, funkcii, perspek-tivy razvitiya / A.N. Perezhovskaya. — Tekst: nep-osredstvennyj // Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', aprel' 2015 g.). Perm': Merkurij, 2015. S. 38-41. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/149/7617/ (data obrashcheniya: 22.09. 2020).

[23] Pishchelko A.V. Razvitie sistem transportnoj bezopasnosti v usloviyah cifrovizacii transportnogo kompleksa. V sb. materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Yuridicheskaya nauka v XXI veke: Aktual'nye problemy i perspektivy ih resheniya». Kruglyj stol № 4. Shahty, DONGU, 2020. S. 56-58.

[24] Putin V.V. Vystuplenie na soveshchanii po voprosam razvitiya transportnoj otrasli. 7 maya 2020 g. // transportrussia.ru>item...v-usloviyakh-pandemii. html

[25] Sidorkin A.I. Otrazhenie razlichiya vzg-lyadov na bezopasnost' v terminologii politiko-pravo-voj mysli // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. 12(180). S. 30-31.

[26] Holikov I.V., Klyonov M.V. Pravovye i organizacionnye voprosy kontrolya za sostoyaniem zdorov'ya rabotnikov i okazaniya medicinskoj pomoshchi passazhiram na transporte v Rossii // Mir transporta № 3, 2019. S. 180-191.

[27] Harlamova Yu.A. Bor'ba za Evraziyu v fok-use transportnyh geostrategij. Monografiya. M.: Infra-M, 2020.

[28] Chebotareva A.A., Chebotarev V.E. Obespechenie transportnoj bezopasnosti: organizacion-no-pravovye problemy i cifrovye resheniya / Aktual'nye problemy transportnogo prava i transportnoj bezopasnosti v kontekste sovremennyh vyzovov i ugroz: sb. nauchnyh trudov / Pod red. A.I. Zemlina, I.V. Holikova. predisl. N.A. Duhno. — M.: Izdatel'stvo YUridicheskogo instituta MIIT, 2020. S. 54-59.

[29] Bagreeva E. G., Zemlin A. I., Shamsunov S. Kh. Environmental Safety Conditions in the Transport Sector by Improving the Culture of Lawmaking. Ekoloji, 2019, T. 28. № 107. R. 4071-4079.

[30] Bagreeva E. G., Zemlin A.I., Shamsunov S. Kh. Does Environmental Safety Depend Upon the Legal Culture of Transport Specialists? Ekoloji, 2019, Issue 107, Pages: 4961-4965.

[31] Zemlin A., Pishchelko A., Kharlamova Y. Problems of realisation of public oversight in the field of transport counterterrorism policy // Kutafin University Law Review. Volume 7.Issue 1. 2020. R. 67-78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.