Научная статья на тему 'Техническое регулирование в системе административно-правового обеспечения транспортной безопасности (на примере железнодорожного транспорта)'

Техническое регулирование в системе административно-правового обеспечения транспортной безопасности (на примере железнодорожного транспорта) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / ФОРМАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГЛАМЕНТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПУТИ СООБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Землин А. И.

В статье с использованием методик историко-правового анализа исследованы источники российского права, отражающие этапы реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта, результаты которого показали необходимость административно-правового регулирования отношений в сфере эксплуатации транспорта и обеспечения транспортной безопасности. Предметом исследования с использованием инструментария формально-догматического подхода выступили нормы правовых актов современного российского транспортного законодательства и законодательства о техническом регулировании. Подготовка статьи была детерминирована потребностями выявления закономерностей развития системы технического регулирования в сфере железнодорожного транспорта, фиксации перспективных направлений, принципов и актуальных форм развития правовых и организационных основ системы технического регулирования в интересах обеспечения транспортной безопасности. Исследование осуществлено с использованием методики системно-правового анализа, применением формально-юридического подхода, методов историко-правового анализа. Представленные научные результаты могут послужить отправной точкой для дальнейшей дискуссии о перспективах, тенденциях и направлениях развития российского транспортного законодательства, системы технического регулирования в интересах обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Техническое регулирование в системе административно-правового обеспечения транспортной безопасности (на примере железнодорожного транспорта)»

Техническое регулирование в системе административно-правового обеспечения транспортной безопасности (на примере железнодорожного транспорта)

Землин Александр Игоревич,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Транспортное право» Юридического института МИИТ, zemlin.aldr@yandex.ru

В статье с использованием методик историко-правового анализа исследованы источники российского права, отражающие этапы реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта, результаты которого показали необходимость административно-правового регулирования отношений в сфере эксплуатации транспорта и обеспечения транспортной безопасности. Предметом исследования с использованием инструментария формально-догматического подхода выступили нормы правовых актов современного российского транспортного законодательства и законодательства о техническом регулировании. Подготовка статьи была детерминирована потребностями выявления закономерностей развития системы технического регулирования в сфере железнодорожного транспорта, фиксации перспективных направлений, принципов и актуальных форм развития правовых и организационных основ системы технического регулирования в интересах обеспечения транспортной безопасности. Исследование осуществлено с использованием методики системно-правового анализа, применением формально-юридического подхода, методов историко-правового анализа. Представленные научные результаты могут послужить отправной точкой для дальнейшей дискуссии о перспективах, тенденциях и направлениях развития российского транспортного законодательства, системы технического регулирования в интересах обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте. Ключевые слова: транспорт, транспортное законодательство, историко-правовой анализ, формально-правовой анализ, административно-правовое регулирование, техническое регулирование, регламент, железнодорожный транспорт, пути сообщения

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-011-00658 «Транспортная безопасность: теоретико-правовые основы, административно-правовые и уголовно-правовые средства обеспечения в Российской Федерации».

Сколько-нибудь претендующий на научную основательность и полноту анализ системы правового обеспечения транспортной безопасности невозможен без применения инструментария исто-рико-правового исследования. Дело в том, что именно опыт правового регулирования строительства и эксплуатации сети железных дорог в дореволюционной России со всей очевидностью продемонстрировал пагубность одних и выигрыш-ность иных подходов к выбору системы управления путями сообщения.

Указ Е.И.В. от 26 января 1857 г. обозначил особый этап в истории путей сообщения в целом и железнодорожного дела России - в частности, Вопрос о способе строительства рельсовых путей, которого правительство полагало целесообразным придерживаться в долгосрочной перспективе, Указ решал, отдавая преимущество системе постройки и эксплуатации железных дорог частными компаниями. Содействие правительствавыражалось в представлении такого рода компаниям гарантий определенной доходности капиталовложений. Одновременно с обнародованием Указа были опубликованы и утвержденные императором Положение об основных условиях для устройства первой сети железных дорог в России и Устав компании, которой было предоставлено сооружение такой сети.

С этого момента, как метко и образно отметил Н. А. Кислинский, «начался памятный в летописях нашего железнодорожного дела период бесконтрольного расходования собранных за акции Главного общества денег»[1, с. 100],с чем трудно не согласиться, поскольку в течение года собранные средства были полностью истрачены, а строительство оказалось начатым единственно только по С.-Петербурго-Варшавской дороге.

Тем самым, как показал опыт, государство оказалось бессильно оградить публичные интересы в развитии транспортной системы исключительно средствами частноправового регулирова-ния.Именно в связи с осознанием необходимости административно-правового регулирования в сфере железно-дорожного транспорта в интересах осуществления технического надзора (контроля) за работой общества формируется Главная инспекция частных железных дорог[2, с. 68].

Закономерно, что в таких условиях рост числа частных железнодорожных линий с различными

5'

гп

о

а

Н А

У А

нормами и правилами технической эксплуатации, несогласованностью в действиях с соседними дорогами сопровождались усложнением перевозочного процесса, крайне недостаточным удовлетворением потребностей промышленности, сельского хозяйства, торговли и населения в перевозках, снижением безопасности железных дорог.

После того, как положение в железнодорожной отрасли России обострилось до крайности, долги обществ правительству приняли неоплатный характер, правительство вынуждено было сознаться в несостоятельности концессионной системы, поддерживаемой и рассматриваем в качестве наиболее приемлемой и выгодной им все эти годы.

Очевидная необходимость подробной и тщательной регламентации железнодорожного дела с использованием методов именно публично правового регулирования потребовала принятия административно-правовых мер, создания специального железнодорожного законодатель-ства.Осознание необходимости изменения методов управления железнодорожным транспортом России повлекло принятие единого Устава железных дорог, который и был утвержден 12 июня 1885 г.

В соответствии с буквой и духом закона, в Министерстве путей сообщения создаются специальные подразделения для заведывания эксплуатацией, строительством и осуществления надзорных функций на железнодорожном транспорте. Несколько позднее (в конце XIX столетия) были разработаны Правила технической эксплуатации железных дорог общего пользования. При этом за основу были взяты ранее опубликованные Правила содержания и охранения паровозных железных дорог, открытых для общего пользования, Положение по сигналам, Правила по службе подвижного состава и тяге.

Таким образом, даже самый абрисный истори-ко-правовой анализ со всей очевидностью показал не только самую насущную необходимость, но и то непреходящее значение, которое имеет административно-правовое регулирование в системе транспортной безопасности посредством обеспечения соблюдения технических норм и правил эксплуатации элементов транспортной системы. Автор ограничился приведением в качестве примера правового регулирования в области железнодорожного транспорта, поскольку именно в этой сфере транспортных коммуникаций процесс перехода от применения мер частноправового к мерам административно-правового характера протекал наиболее очевидно, явно и болезненно. Анализ показывает, что и в других отраслях транспорта обеспечение эффективной и безопасной эксплуатации транспортных средств и коммуникаций без х применения государственно-властного метода 2 правового регулирования, характерного именно оп для публичных отраслей права, к которым отно-© сится административное право, невозможно. ^ Особая техническая сложность транспортных

2 средств, объектов транспортной инфраструктуры,

необходимость установления и обеспечения соблюдения с использованием потенциала административно-правовых средств их безопасной эксплуатации, повлекло за собой оформление блока нормативных предписаний технического и технологического характера, расширение сферы действия которых существенно увеличивается с каждым годом.

В настоящее время в связи с усложнением системы транспортной безопасности потребность в жестком, ригоричном, определенном властными нормами, характерными для публичного права, регулировании отношений, связанных с обеспечением транспортной безопасности все более увеличивается.

Праксиологический и формально-юридический анализ вопросов правового регулирования транспортной безопасности позволяет вполне основательно отметить тот факт, что ранее, до введения в действие Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулирова-нии»основу системы обеспечения безопасности транспорта составляла созданная и наработанная в советский период истории транспортного права и транспортного законодательства нормативная система технического регулирования и система обязательной сертификации, включавшая многочисленные правовые акты МПС СССР и России, ГОСТы, СНиПы, отраслевые стандарты, а также документы системы сертификации, которые устанавливали требования к техническим средствам транспорта, порядку их эксплуатации и обслуживания.

В настоящее время вопросы безопасности продукции и связанных с ней процессов, в том числе, применительно к эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, регламентируются, в первую очередь, нормами Федерального закона «О техническом регулировании», предусмотревшими построение в современной России системы правового регулирования, включающей три уровня.

Первый уровень указанной системы составляют технические регламенты, которые вводятся федеральными законами и устанавливают обязательные для исполнения требования по безопасности к продукции и связанным с ней процессам. Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности услуг, соблюдение которых носит императивный характер для всех участников регулируемых правоотношений. Требования, не включенные в технические регламенты, не могут носить обязательного характера.

Второй уровень системы правового регулирования транспортной безопасности в части эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры представлен межгосударственными стандартами (ГОСТ), национальными стандартами (ГОСТ Р) и сводами правил (СП), исполняемыми на добровольной основе в целях подтверждения соответствия соответствующих элементов системы обязательным требованиям технических регламентов.

И на третьем уровне системы правового регулирования транспортной безопасности предусмотрено использование организациями своих собственных стандартов, необходимость в разработке которых возникает тогда, когда требования, содержащиеся в них, превышают требования, установленные соответствующими стандартами и сводами правил.

Применительно к интересующим нас особо техническим регламентам безопасности продукции и связанных с ней процессов, в части, устанавливающей правила эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, справедливым будет утверждение о том, что именно ими устанавливаются минимально необходимые требования по безопасности, качественно определяющие минимально необходимый уровень безопасности, гарантированный государством для всех субъектов правоотношений. Соответственно, в техническом регламенте, как основном нормативном правовом документе, должны быть однозначно и исчерпывающе перечислены все те объекты, на которые распространяются установленные регламентом правила и требования, а также в нем должны быть четко определены правила идентификации, т.е. признания тождественности (соответствия) объекта характерным признакам, установленным техническим регламентом. В равной степени сказанное относится и к признакам опознания объекта. Таким образом, технический регламент должен содержать набор идентификационных признаков, позволяющих с достаточной степенью основательности визуализировать соответствие конкретного объекта отличительным характеристикам, присущим соответствующей группе элементов (процессов), подлежащих техническому регулированию. Такого рода должна иметь, во-первых, основательный, т.е иметь легальное подтверждение и обоснование, во-вторых, верифицируемый, т.е. проверяемый, и, в-третьих, как правило, рутинный, т.е. не требовать проведения специальных экспертиз и привлечения к процессу идентификации высококвалифицированных специалистов, характер.

При этом следует учитывать, что система технического регулирования, хотя и является важной и неотъемлемой составляющей системы правового обеспечения транспортной безопасности, охватывает своим воздействием лишь часть отношений, возникающих по поводу обеспечения транспортной безопасности, определенную предметом технического регулирования. В частности, это особо характерно для отношений, связанных с обеспечением безопасного использования транспортных средств и объектов транспорт ной инфраструктуры^, Р. 4072].

В связи с этим разграничение отношений, подпадающей под действие законодательства о техническом регулировании, и отношений, остающейся за пределами его действия, но оказывающих не менее существенное воздействие на транспортную безопасность, требующих правового регулирования в рамках иных правовых и законодатель-

ных институтов. Более того, деятельность транспорта в ряде случаев подпадает под действие не только и не столько федерального, сколько международного законодательства^, с. 56, 5, с. 96], а в отдельных случаях - законодательства субъектов Российской Федерации[6, с. 87].

Соответственно, следует признать обоснованным утверждение о том, что в современных условиях еще более возрастает необходимость систематизации и гармонизации законодательства о транспортной безопасности, приведения разнови-довых и разноуровневых норм к внутреннему единству, устранения пробелов и коллизий[7, с. 37 - 58].

Вопросы транспортной безопасности и смежные с ними вопросы регламентированы многочисленными законодательными и подзаконными актами, весьма противоречиво и не всегда однозначно определяющие правовые понятия, термины и категории, используемые в системе транспортного права для определения понятия «транспортная безопасность» и смежных понятий в области безопасности на транспорте, на что вполне обоснованно указывают специалисты в области транспортного права[8, с. 28, 9, с. 24, 10, с. 48].

К таковым правовым актам следует, в первую очередь, отнести Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определяющий понятие транспортной безопасности; процесс ее обеспечения; устанавливающий основы соблюдения транспортной безопасности; очерчивающий зону транспортной безопасности; содержащий признаки акта незаконного вмешательства; содержащий характеристику иных, значимых для обеспечения транспортной безопасности понятий и процессов.

Нормами ст. 2 Закона в качестве целей обеспечения транспортной безопасности определены: устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В числе легализованных Законом основных задач обеспечения транспортной безопасности особо выделено нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности и др.

Очевидно, что общие подходы и требования, легализованные в Федеральном законе "О транспортной безопасности" должны быть учтены и реализованы рамках дальнейшей разработки про- р блем транспортной безопасности. Поскольку нор- Д мы указанного законодательного акта имеют об- Ч щий характер, они не в дальнейшем могут быть С изменены, но лишь, возможно, отчасти скорректи- А рованы и уточнены применительно к конкретной Н задаче с учетом специфики регулируемых объек- у тов. А

В частности, в условиях все более возрастающей потребности в повышении эффективности противодействия транспортному терроризму все более необходимым становится совершенствование системы участия институтов гражданского общества в сфере транспортной безопасности, что возможно обеспечить посредством легализации имеющихся и вновь формируемых подходов к правовому урегулированию указанного института [11, с. 48 - 49].

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" устанавливает организационные и правовые основы защиты населения, земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имеющие общий характер и применяемые на всей территории России.

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" не только устанавливает принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Указанный правовой акт содержит правовую характеристику терминов «терроризм», «террористическая деятельность», «террористический акт», раскрывает содержание и направления деятельности по противодействию терроризму, в том числе, предупреждению терроризма.

К предмету Федерального закона "О техническом регулировании" относятся отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к выполнению работ или оказанию услуг в целях добровольного подтверждения соответствия; оценке соответствия[1].

Особое значение для исследования именно правовых основ технического регулирования, определения значения административно-правовой составляющей исследуемого процесса, имеет леН] гализованное в российском законодательстве 2 определение термина «техническое регулирова-оч ние» именно как правового регулирования соот-© ветствующих предметной области отношений. Та-^ ким образом, отношения, возникающие по поводу 2 установления, применения и исполнения имеющих

обязательный характер требований к продукции, соотносимым и взаимосвязанным с указанными императивными требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия, выступают именно в качестве правоотношений. Урегулирование указанных вопросов возможно исключительно с использованием правовых средств и с использованием инструментария правового регулирования. Одновременно очевидно, что адекватное восприятие, научное осмысление и исследование правоотношений, возникающих по поводу и в связи с техническим регулированием возможно только с использованием достижений правовой науки.

Исходя из определения технического регламента, содержащемся в норме Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому он представляет собой правовой документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации), постольку вопросы обеспечения транспортной безопасности являются предметом правового регулирования с использованием именно технического регламента.

Примером соответствующих нормативных документов может служить Технический регламент о безопасности зданий и сооружений, действующий в форме федерального закона, который устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Анализ опыта технической регламентации в области транспортной безопасности приводит к выводу о том, что на уровне Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) в отношении железнодорожного транспорта в 2011 году был принят ряд документов такого рода, а именно:

Технический регламент Таможенного союза «ТР ТС 001/2011. Технический регламент ТС. О безопасности железнодорожного подвижного состава». Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710»;

Технический регламент Таможенного союза «ТР ТС 002/2011. Технический регламент ТС. О

безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта». Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710»;

Технический регламент Таможенного союза «ТР ТС 003/2011. Технический регламент ТС. О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта». Утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 г. № 710)».

Структурно любой технический регламент такого рода должен включать:

- определение цели и задач регулирования;

- понятие, виды и перечень объектов регулирования;

- определение, систему и правовой статус субъектов регулирования;

- правовую основу технического регулирования (должны быть учтены и систематизированы нормы законодательства о техническом регулировании, о транспортной и иных видах безопасности, антитеррористического законодательства и др.);

-термины и определения (исходя из необходимости устранения пробелов и противоречий многочисленных нормативных правовых актов различной отраслевой принадлежности);

- процедуры технического регулирования;

- требования и нормативы (с указанием Свода правил, СНиПов и ГОСТов, например: СП 132.13330.2010; СНиП 31-06-2009; ГОСТ Р 5077595; ГОСТ Р 51241-2008; ГОСТ Р 51558-2008; ГОСТ Р 53704-2009 и др.);

- критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры; классификацию объектов регулирования в зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу; качественной и количественной оценки возможных последствий реализации угроз безопасности объектов; степени ответственности и т.п., а также качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов в интересах их категорирования;

- основания и порядок назначения и проведения экспертизы (независимой и государственной) безопасности объектов регулирования;

- порядок и процедуры оценки степени уязвимости объектов транспортной инфраструктуры (с учетом требований оценки уязвимости ОТИ и имеющихся особенностей их функционирования);

- порядок учета и использования результатов экспертизы и оценки в интересах обеспечения транспортной безопасности;

- порядок вступления в силу и др. элементы.

Анализ показывает, что техническая регламентация объектов и процессов, имеющих значение для обеспечения транспортной безопасности, является крайне сложным видом деятельности, имеющей научный комплексный характер.

Полагаем, что работа над созданием технических регламентов должна начинаться с применения методик, характерных для историко-правового и сравнительно-правового анализ. В частности, должен быть проанализирован опыт правового обеспечения технического регулирования без-

опасности на различных видах транспорта и соотносимых в той или иной степени объектах (процессах) в обозримой исторической перспективе. Помимо того, компаративно-правовой анализ, позволяющий осмыслить опыт правового регулирования, организации и методологии технического регулирования безопасности на соответствующем виде транспорта в иностранных государствах (США, Великобритания, Франция, ФРГ, КНР и др.), способен дать основу для дальнейшего анализа перспектив поисковой работы в соответствующем направлении.

По результатам такого рода исследования, осуществленного с привлечением специалистов различного профиля, целесообразно подготовить и предложить к использованию как наиболее перспективные, так и возможные к применению направления дальнейшей исследовательской работы по совершенствованию системы транспортной безопасности.

Особо сложной задачей, о решении которой, как правило, забывают как разработчики технической документации (задания на разработку регламента), так и сами исполнители, является подготовка системно упорядоченного комплекса проектов о внесении изменения в нормативные правовые акты различной отраслевой принадлежности (акты законодательства о техническом регулировании, о транспортной и иных видах безопасности, антитеррористического законодательства, административного, гражданского, уголовного законодательства и др.) в целях приведения правовых норм в соответствие с потребностями обеспечения безопасности на транспорте, новеллами, вводимыми нормами технического регламента. Отсутствие изначального понимания исполнителями необходимости подготовки проектов правовых актов в целях устранения многочисленных пробелов и противоречий правового регулирования, как имевшихся ранее, так и возникших в результате принятия регламента, подготовки комплекта подзаконных актов, административных регламентов, устанавливающих порядок и процедуры реализации новых норм, как правило, и ведет к затягиванию, а то и срыву, работы по реализации правового акта.

В процессе формирования законопроекта представляется надлежит особое внимание уделить статье «Основные понятия», в котором должно быть снято противоречие между многочисленными и неоднозначными легальными определениями правовых терминов и правозначимых понятий, связанных с безопасностью на транспорте, имеющиеся в актах транспортного законодательства, законодательства о безопасности, антитеррористического законодательства и законодательства о специальных административно-правовых режимах (чрезвычайное положение, военное положение, контртеррористическая операция) и т.д.

Кроме того, должны быть устранены пробелы правового регулирования в части отсутствия в российском законодательстве легального определения значительного числа правовых терминов и

5'

гп

о

а

Н

А

У А

категорий, либо непосредственно используемых для регулирования обеспечения безопасности на метрополитене, либо имеющих существенное значение для однозначного восприятия однородных и одновидовых правозначимых явлений и процессов. Без формирования адекватного потребностям и специфике обеспечения транспортной безопасности понятийного аппарата невозможно решение задачи по выработке критериев оценки рисков и угроз для безопасности метрополитена, а также других проблемных вопросов, связанных с тематикой исследования.

Очевидно, что уточнение понятийного аппарата требует внесения многочисленных системных изменений в акты смежного законодательства.

При подготовке технического регламента следует учесть необходимость внесения значительного числа изменений и дополнений в массив законодательных и подзаконных актов, регламентирующих вопросы, связанные с транспортной деятельностью различной отраслевой (подотрасле-вой) принадлежности.

Таким образом, вполне очевидна насущная необходимость и своевременность разработки с привлечением специалистов в области транспортного права соответствующих законопроектов, устанавливающих основы технической регламентации безопасности на различных видах транспорта, которые должны распространяться на все виды правоотношений, возникающих в процессе и по поводу функционирования транспортной системы (здания и сооружения, транспортная инфраструктура, подвижной состав).

Литература

1. Кислинский Н. А. Наша железнодорожная политика по документам архива Комитета Министров. Т. 1. СПб., 1902.

2. Актуальные проблемы развития транспортного законодательства в России:монография / А. И. Землин, Ю. И. Петров, Ю. А. Харламова. - М.: РУСАЙНС, 2019. (Научная школа: Российский университет транспорта).

3. Elena G. Bagreeva, SalikhKh. Shamsunov, Alexanderl. Zem-lin.EnvironmentalSafetyConditionsintheTransportSect orbylmprovingtheCultureofLawmaking// Ekoloji, 2019, Issue 107, Pages: 4071-4076.

4. Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). М.: Издательство «Граница», 2017.

5. Холиков И.В. Международно-правовые аспекты реализации Транспортной стратегии Российской Федерации в сфере медицинского обеспечения на транспорте. Транспортное право и

1 безопасность. 2018. № 4(28).

2 6. Землин А.И., Землина О. М., Швыдченко О. о» Н.Актуальные вопросы технического регулирова-о ния безопасности метрополитенов // Электронный «в научный журнал «Вестник Юридического институ-2 та МИИТ». 2018. № 1 (21).

7. Землин А.И. Правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности: монография / под общ. ред. А. И. Землина ; предисл. Н. А. Духно. М.:Юридический институт МИИТ, 2018.

8. Корякин В.М. О соотношении понятия «транспортная безопасность» со смежными понятиями в области безопасности на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2017. № 11. С. 26 - 32.

9. Землин А.И. Транспортное право в системе российского права // Транспортное право: общая часть : учебник / под ред. Н. А. Духно, А. И. Землина. — М. : Юридический институт МИИТа, 2017. С. 21—30.

10. Корякин В.М. Понятие транспортной безопасности и ее место в общей системе национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право и безопасность. 2016. № 3.

11. Землин А.И., Николаева Н.В. Общественный контроль в сфере транспортной безопасности и противодействия транспортному терроризму: проблемы реализации и перспективы в современной России // Противодействие терроризму. Проблемы XXI века - COUNTER-TERRORISM. 2018. № 3. С. 46-53

Technical regulation in the system of transport security administrative and legal providing (case of rail transport) Zemlin A.I.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MIIT

In this article on the base of historical and law analysis was issued sources of Russian law, reflected the stages of public policy realized in the field of railway transport. Result of this analysis shown the needs of administrative and law regulation in the field transport of transport and providing of transport safety. Subject of this issue is Russian legislation in the field of transport regulation and technical regulation with implementation of formal and dogmatic approach. Preparation of this article was determined of demand of detection of trends of technical regulation system in field of railway transport, fixing perspective directions, principles and actual forms of development of the legal and organizational foundations of the technical regulation system in the interests of transport security. This issue was realized by using the methods of system-legal analysis, formal legal approach, methods of historical and legal analysis. The presented scientific results can be genesis for further discussion about the prospects, trends and directions of development of Russian transport legislation, the system of technical regulation for ensuring safety in railway transport. Keywords: transport, transport legislation, historical and legal analysis, formal legal analysis, administrative and legal regulation, technical regulation, regulation, railway transport, means of communication References

1. Kislinsky N. A. Our railway policy on documents from the archive

of the Committee of Ministers. V. 1. SPb., 1902.

2. Actual problems of the development of transport legislation in

Russia: monograph / A. I. Zemlin, Yu. I. Petrov, Yu. A. Kharla-mov. - M .: RUSAINS, 2019. (Scientific school: Russian University of Transport).

3. Elena G. Bagreeva, SalikhKh. Shamsunov, AlexanderI. Zem-lin.EnvironmentalSafetyConditionsintheTransportSectorbyImpro vingtheCultureofLawmaking // Ekoloji, 2019, Issue 107, Pages: 4071-4076.

4. Gutsulyak V.N. Russian and international maritime law (public

and private). M .: The publishing house "Border", 2017.

5. Kholikov I.V. International legal aspects of the implementation of

the Transport Strategy of the Russian Federation in the field of

medical provision in transport. Transport Law and Security. 2018. No. 4 (28).

6. Zemlin A.I., Zemlin O.M., Shvydchenko O.N. Actual issues of

technical regulation of metro safety // Electronic scientific journal "Bulletin of the Law Institute of MIIT". 2018. No. 1 (21).

7. Zemlin A.I. Legal problems of transport security: monograph / ed.

ed. A.I. Zemlina; foreword N. A. Spiritually. M.: Law Institute MIIT, 2018.

8. Koryakin V.M. On the relationship between the concept of "transport safety" and related concepts in the field of transport security // Transport law and safety. 2017. No. 11. P. 26 - 32.

9. Zemlin A.I. Transport law in the system of Russian law // Transport law: general part: textbook / ed. N. A. Dukhno, A. I. Zemlin. - M.: Law Institute MIIT, 2017. P. 21-30.

10. Koryakin V.M. The concept of transport security and its place in the general system of national security of the Russian Federation // Transport law and safety. 2016. № 3.

11. Zemlin A.I., Nikolaev N.V. Public control in the field of transport security and countering transport terrorism: problems of implementation and prospects in modern Russia // Counter-terrorism. Problems of the XXI century - COUNTER-TERRORISM. 2018. No. 3. P. 46-53

5'

-C

m

o

a

H

A y

t; A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.