Научная статья на тему 'К аспекту обеспечения транспортной безопасности'

К аспекту обеспечения транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
412
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT OBJECTS / TRANSPORT SECURITY / LEGAL REGULATION / SECURITY ACTIVITY / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Квасов В. Б.

В статье рассматриваются организационные и межведомственные меры, применяемые для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном и воздушном транспорте. Включающие в себя механизм выработки, принятия и реализации нормативно-правового регулирования, управленческих решений, обеспечительных мер. Дается применяемый перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности. Тем не менее, указаны недостатки в реализации, как принимаемых мер, так и в актах нормативно-правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ASPECT OF PROVIDING TRANSPORT SECURITY

The article deals with organizational and interdepartmental measures used to ensure transport security in rail and air transport. Including the mechanism of development, adoption and implementation of legal regulation, management decisions, interim measures. The applied list of technical means of ensuring transport safety is given. Nevertheless, there are shortcomings in the implementation of both the measures taken and in the acts of regulatory regulation.

Текст научной работы на тему «К аспекту обеспечения транспортной безопасности»

УДК 342.9 : 656 С. 76—78

К АСПЕКТУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Квасов В. Б.

Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России Е-таП: VladKwasov@yandex.ru

В статье рассматриваются организационные и межведомственные меры, применяемые для обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном и воздушном транспорте. Включающие в себя механизм выработки, принятия и реализации нормативно-правового регулирования, управленческих решений, обеспечительных мер. Дается применяемый перечень технических средств обеспечения транспортной безопасности. Тем не менее, указаны недостатки в реализации, как принимаемых мер, так и в актах нормативно-правового регулирования.

Ключевые слова: объекты транспорта, транспортная безопасность, правовое регулирование, охранная деятельность, безопасность.

TO THE ASPECT OF PROVIDING TRANSPORT SECURITY

Kvasov V. B.

Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia

E-mail: VladKwasov@yandex.ru

The article deals with organizational and interdepartmental measures used to ensure transport security in rail and air transport. Including the mechanism of development, adoption and implementation of legal regulation, management decisions, interim measures. The applied list of technical means of ensuring transport safety is given. Nevertheless, there are shortcomings in the implementation of both the measures taken and in the acts of regulatory regulation.

Keywords: transport objects, transport security, legal regulation, security activity, security.

Введение

Транспортный комплекс является одним из основных потенциальных объектов подверженных совершению правонарушений. Объекты транспорта не редко становятся средством достижения преступных целей лиц и организаций, вынашивающих противоправные цели, пытающихся путем совершения антисоциальных акций добиться удовлетворения имущественных, политических, религиозных и иных целей, подвергая при этом опасности сотни человеческих жизней. В частности преступления террористического характера, как правило, отличаются тщательной подготовкой, изощренностью и как показывают события последних лет - обращение к новым техническим средствам их совершения [1, с. 34]. В связи с этим, правоохранительными органами России на постоянной основе реализуется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение безопасности населения и объектов

транспортной инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей от террористических и иных противоправных посягательств.

Описание исследования

Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16 «О транспортной безопасности» (далее — Закон «О транспортной безопасности») дает определение: «Обеспечение транспортной безопасности — реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса , соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательств»!. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная распоряжением Правительства

1 О транспортной безопасности. Федеральный закон от 9. февраля 2007 г. № 16 // Собрание законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Российской Федерации от 30.07.2011 № 1285-р под обеспечением безопасности населения на транспорте понимает реализацию системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также угрозам природного и техногенного характер»1. Данные меры, как отмечает В. И. Майоров, «осуществляются уполномоченными субъектами транспортной безопасности» [2, с. 36].

В целях исполнения указанных нормативно-правовых актов подразделениями полиции МВД России на транспорте совместно с территориальными органами ФСБ России и МВД России по субъектам, Управлениями железных дорог ОАО «РЖД», в том числе и Региональными центрами безопасности ОАО «РЖД» на подконтрольных объектах, органами Прокуратуры, УФСВНГ России по субъектам, Таможенными органами, службами авиационной безопасности аэропортов, авиапредприятиями, организациями обеспечивающими безопасность на автомобильных вокзалах и станциях принимаются меры к повышению защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Руководители правоохранительных органов принимают участие в работе Советов безопасности и антитеррористических комиссиях муниципальных органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации, Оперативных штабах Национального антитеррористического комитета в субъектах Российской Федерации, координационных совещаниях в надзорных органах, в том числе транспортных, расположенных на территории оперативного обслуживания.

Совместно с предприятиями транспортного комплекса разработаны и в полной мере реализуются регламенты и инструкции по профилактике противоправных действий, в том числе при обеспечении пропускного режима, по взаимодействию при обеспечении безопасности и порядка действий в чрезвычайных ситуациях на железнодорожном, воздушном и наземном транспорте.

На постоянной основе проводятся тренировки и комиссионные проверки антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса и мест массового пребывания граждан с задействованием всех вышеперечисленных правоохранительных органов, в том числе проводимые негласно.

1 Обеспечение безопасности населения на транспорте. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2011 № 1285-р // Российская газета. 2010. 11 ноября.

По результатам проверок и тренировок в адрес руководства транспортных предприятий направляются информационные письма с предложениями принять меры к устранению выявленных недостатков, устанавливаются сроки устранения и обеспечивается контроль за надлежащей организацией и обеспечением транспортной безопасности.

Кроме того, указанные объекты, в основном включенных в перечень «критически важных» объектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года № 411-РС2. Данный факт несомненно повышает как значимость объектов так и расширяет правовое поле обеспечения безопасности данных объектов, учитывая, кроме того их количество.

Вместе с тем Распоряжение Правительства РФ от 27 июня 2009 г. № 891-р «Об утверждении перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта»3 конкретизирует эти объекты охраны и относит к ним объекты управления, связи, базы, склады, парки, строения, сооружения и помещения. Оставляя без внимания залы ожидания, посадочные платформы и территории прибытия граждан

Под охраной подразделений ФГП Во ЖДТ (структура ОАО РЖД) России находится свыше 2300 объектов железнодорожной инфраструктуры, в том числе более 1500 «наиболее важных», вместе с тем под требования закона «О транспортной безопасности» подпадает порядка 23 тысяч объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», остальные охраняются частными предприятиями.

Заключение

На объектах где осуществляется охрана ФГП ВО ЖДТ России основными недостатками при проведении комиссионных проверок являются:

— входные группы железнодорожных вокзалов не оснащены металлодетектора-ми, интроскопами и газоанализаторами для идентификации и распознавания запрещенных или ограниченных в гражданском обороте

2 О внесении в перечень критически важных объектов Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.03 2006 № 411-РС. Текст документа официально опубликован не был.

3 Об утверждении перечня наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта. Распоряжение Правительства РФ от 27 июня 2009 г. № 891-р (ред. от 5 мая 2017 г.). Текст документа официально опубликован не был.

предметов и веществ, а также предусмотреть возможность создания специализированного подразделения безопасности вокзальных комплексов;

— имеются недостатки, связанные с организацией и осуществлением пропускного и внутриобъектового режимов, ведением служебной документации, а также отсутствием технических средств охраны и видеонаблюдения с программным обеспечением идентификации личности;

— железнодорожные объекты, которые оснащены камерами видеонаблюдения, не интег-рироваными в систему «Безопасный город», территориальных органов внутренних дел;

— на железнодорожных станциях и остановочных платформах где отсутствует система связи «гражданин-полиция».

Однако следует отметить и положительные моменты: поезда пригородного сообщения в большинстве случаев оборудованы системой «пассажир-полиция», с помощью которой пассажиры могут оперативно связаться с машинистом для вызова наряда полиции.

Кроме того, результаты проверок указывают на необходимость организации деятельности полицейских подразделений с ориентацией на общественность. Ориентация на общественность - это не только активные действия полицейских, но и участие граждан в охране общественного порядка и общественной безопасности [3, с. 2; 4, с. 27].

Вместе с тем ФГУП «УВО Минтранса России» организованы упредительные и профилактические мероприятия в аэропортах, где установлены стационарные рамки металлодетекторов, досмотровое оборудование для обнаружения взрывчатых веществ, в том числе рентгено-те-левизионные интроскопы и газоанализаторы, системы радиационного обнаружения, ручные металлоискатели.

Эффективной мерой обеспечения транспортной безопасности является проверка пассажиров, приобретающих билеты по паспортам, с помощью программно-технических комплексов поточной проверки документов для выявления лиц, представляющих интерес для органов внутренних дел.

Список литературы

1. Пестов, Н. Н. Угрозы безопасности объектов железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Основные направления деятельности по обеспечению транспортной безопасности органов внутренних дел на транспорте МВД России / Н. Н. Пестов, А. А. Соловьев // Труды Академии управления МВД России. — 2015. — № 2 (34). — С. 34-38.

2. Майоров, В. И. Правовое регулирование деятельности подразделений транспортной безопасности / В. И. Майоров // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2019. — № 1. — С. 35-40.

3. Майоров, В. И Деятельность полиции с ориентацией на общественность / В. И. Майоров // Административное право и процесс. — 2015. — № 5. — С. 21-24.

4. Майоров, В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции / В. И. Майоров // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2014. — № 4. — С. 26-29.

References

1. Pestov, N. N. Ugrozy bezopasnosti obektov zheleznodorozhnogo, vozdushnogo i vodnogo transporta. Osnovnye napravleniya deyatelnosti po obespecheniyu transportnoy bezopasnosti organov vnutrennikh del na transporte MVD Rossii / N. N. Pestov, A. A. Solovev // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. — 2015. — № 2 (34). — S. 34-38.

2. Mayorov, V. I. Pravovoe regulirovanie deyatelnosti podrazdeleniy transportnoy bezopasnosti / V. I. Mayorov // Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 1. — S. 35-40.

3. Mayorov, V. I Deyatelnost politsii s orientatsiey na obshchestvennost / V. I. Mayorov // Administrativnoe pravo i protsess. — 2015. — № 5. — S. 21-24.

4. Mayorov, V. I. Formirovanie partnerstva v deyatelnosti politsii / V I. Mayorov // Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. — 2014. — № 4. — S. 26-29.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.12.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.