УДК 342
Голубкина Ксения Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории
и истории государства и права Государственного морского университета
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Абрамян Сюзанна Кароевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории
и истории государства и права Государственного морского университета
имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Ksenia V. Golubkina
сandidate of legal Sciences, docent of Department
of theory and history of state and law of the
«State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov»
Sуuzanna K. Abramyan
Candidate of legal Sciences, docent of Department
of theory and history of state and law of the
«State Maritime University named after Admiral F. F. Ushakov»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
LEGAL REGULATION OF TRANSPORT SECURITY IN RUSSIA
Аннотация. В данной статье отмечается, что транспорт -важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения. Современный период развития транспорта и транспортной инфраструктуры выдвигает новые задачи к формированию комплексной системы транспортной безопасности. Ежегодно в результате транспортных катастроф в Российской Федерации погибает около 100 тыс. людей. В данной статье рассматриваются вопросы правового регулирования обеспечения транспортной безопасности в России
Ключевые слова: транспорт, транспортная деятельность, правовое регулирование, безопасность, транспортная безопасность
Abstract. Transportation is the most important part of the production infrastructure of Russia. Its sustainable and effective functioning is a prerequisite for stabilization, recovery and structural adjustment of the economy, ensure the
integrity and national security and defence, improvement of conditions and living standards of the population. The modern period of development of transport and transportation infrastructure sets new goals aimed at establishing an integrated system of transport safety. Every year as a result of transport accidents in the Russian Federation killed about 100 thousand. people. This article discusses the issues of legal regulation of transport security in Russia
Key words: transport, transport activities, legal regulation, security, transport security
Безопасная эксплуатация объектов железнодорожного транспорта является гарантией обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Большое внимание обеспечению безопасности уделяется в Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года. Однако этих мер все еще недостаточно для создания эффективной системы управления транспортной безопасностью. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» при реализации надзорных полномочий транспортными прокурорами приоритетным направлением является исполнение законов о транспортной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, инженерных сооружений и технических средств, непосредственно обеспечивающих его безопасное функционирование, защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, охране их жизни, здоровья и имущества.
Безопасность движения и эксплуатации железнодорожных транспортных средств, а также порядок эксплуатации и требования к техническому состоянию других объектов железнодорожного транспорта (путевого хозяйства, средств управления движением поездов и т.д.), регулируются различными нормативными документами. Так, Федеральным законом РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 №17-ФЗ определены основные положения по организации обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, Устав железных дорог Российской Федерации, утвержденный Федеральным законом от 10.01.2003 № 18-ФЗ, регулирует правоотношения, возникающие между владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей общего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта. Основная часть норм, регулирующих безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, содержится в нормативных документах ОАО «РЖД».
Южной транспортной прокуратурой было проведено обобщение результатов проверки исполнения законодательства о безопасности эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Анализ результатов проведенной надзорной работы свидетельствует о сохранении серьезных
упущений в деятельности владельцев инфраструктуры и подвижного состава, органов управления и контроля, ответственных за обеспечение безопасного функционирования железнодорожного транспорта. Следует отметить, что в указанной сфере надзора в 2013 году транспортными прокурорами выявлено более 6000 нарушений закона. В целях устранения выявленных нарушений законодательства в 2013 году внесено более 500 представлений, по итогам их рассмотрения 752 работника железнодорожного транспорта привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 431 лицо. О недопустимости нарушения закона предостережено 12 должностных лиц. В суды направлено 116 исковых заявлений. Анализ состояния аварийности на железнодорожном транспорте в границах деятельности Северо-Кавказской железной дороги -филиала ОАО «РЖД» свидетельствует о стабильно значительном числе транспортных событий, произошедших по причинам техногенного характера, а также по вине персонала, обеспечивающего эксплуатацию и ремонт инфраструктуры и подвижного состава. Согласно полученным данным в 2013 году во всех регионах Северо-Кавказской железной дороги зафиксировано 483 событий, из них по вине железной дороги - 208. Несмотря на проведенную во взаимодействии с субъектами транспортной деятельности и органами государственной власти работу, направленную на обеспечение безопасности функционирования железнодорожного транспорта, в 2013 году не удалось исключить резонансные транспортные происшествия, связанные с причинением вреда здоровью граждан, значительного материального ущерба [1, с. 101]. Особую озабоченность вызывают случаи причинения вреда жизни и здоровью граждан, также часто происходят случаи травмирования граждан железнодорожным транспортом со смертельным исходом [2, с. 89].
В целях предупреждения травмирования граждан на объектах ОАО «РЖД» в плановом порядке принимаются определенные меры по обустройству инфраструктуры, информированию населения о потенциальных угрозах. Так, на указанные цели ОАО «РЖД» для обеспечения безопасности в зоне ответственности Северо-Кавказской железной дороги на 2012-2013 года было выделено около 200 млн. рублей. В то же время оценка эффективности реализации указанных инвестиционных мероприятий подлежит дополнительной правовой проверке. Так как возможно эти денежные средства были ненадлежащим образом использованы. В ходе проведенных проверок транспортными прокурорами выявлены несанкционированные пешеходные переходы через железнодорожные пути. В подавляющем большинстве случаев нормативных оснований для обустройства пешеходных переходов нет, поскольку соответствующие участки пути оборудованы пешеходными мостами (переходами). Проход граждан в неустановленных местах связан с игнорированием либо незнанием правил пересечения железнодорожной инфраструктуры. Существует и обратная ситуация, когда в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, недопущения фактов травмирования граждан, в том числе со
смертельным исходом, транспортные прокуроры обращаются в суд, для того, чтобы обязать ОАО «РЖД» установить пешеходный переходной мост.
В 2012-2014 гг. в целях устранения нарушений в сфере безопасности движения в судебные органы направлено 21 заявление, из них 12 исков предъявлены к ОАО «РЖД» об обязанности исполнить требования законодательства о транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта. По результатам рассмотрения 2-х заявлений об обязанности провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры судами производство по делам прекращено в связи с добровольным исполнением требований прокурора. На рассмотрении суда находятся 10 заявлений, предъявленных в 2014 году. Мерами судебного понуждения устранялись нарушения безопасности движения на путях необщего пользования, а также связанные с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава с истекшим сроком службы, ремонтом и надлежащим содержанием пешеходного моста через железную дорогу, техническое состояние которого представляет непосредственную угрозу для движения железнодорожного транспорта.
Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте представляет собой единый комплекс мероприятий, включающий в себя и правовые, и организационные, и технические мероприятия. Рассмотрение документов прокурорского реагирования, а также вопросы исполнения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта находятся на особом контроле в Южной транспортной прокуратуре. В ходе надзорных мероприятий выявлены также факты ненадлежащего проведения предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях в сфере обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, нарушения разумных сроков уголовного судопроизводства. Учитывая специфику расследования уголовных дел о нарушении правил движения и эксплуатации железнодорожного транспорта предмет доказывания по уголовным делам о нарушении правил движения и эксплуатации железнодорожного транспорта имеет особенности, вызванные двойственной структурой нормы, предусмотренной статьей 263 УК РФ: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; последствия, наступившие в результате этих нарушений. Обе эти части должны быть тщательно исследованы и доказаны органами предварительного следствия, равно как и причинная связь между нарушениями правил и последствиями. Своевременное выявление прокурором неполноты и односторонности расследования на любом его этапе обеспечит принятие им мер по устранению этих недостатков. Обвинение в нарушении правил движения и эксплуатации железнодорожного транспорта может быть предъявлено лицу только при получении достаточного объема доказательств, устанавливающих все элементы состава инкриминируемого деяния, а также подтверждающие обоснованность квалификации содеянного по соответствующей норме УК РФ. Анализ уголовных дел данной категории показывает, что наиболее
проблемным вопросом при организации предварительного следствия является недостаточное исследование и анализ должностных обязанностей и специфики нормативно-правовой базы, регламентирующей данные правоотношения, что требует от транспортных прокуроров тщательной проверки и оценки полученных доказательств и принятия при необходимости мер реагирования.
Неверная оценка обстоятельств преступления и ненадлежащее изучение должностных инструкций, регламентов, приказов, и иных ведомственных нормативных актов, зачастую, приводит к избранию неверной квалификации действий виновных лиц. Необходимо при оценке процессуальных решений следователей о возбуждении уголовного дела, привлечении лица в качестве обвиняемого тщательно анализировать обстоятельства произошедшего, изучать нормативно-правовую базу, регламентирующую конкретную сферу правоотношений.
Таким образом, вопрос обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте все еще остается открытым, для его решения необходимо прибегнуть к кардинальным мерам, связанным с построением интегрированной системы управления транспортной безопасностью, одним из направлений которой является внедрение государственных и международных отраслевых стандартов в области обеспечения транспортной безопасности.
Литература
1. Духно Н.А. Надзор за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта // Аграрное и земельное право. - М.: Право и государство пресс, 2013, № 9 (105). - С. 99-104
2. Ким Е.В. Правовое регулирование безопасности на железнодорожном транспорте: Оптимизация российского законодательства // Актуальные проблемы права: Сборник научных трудов: Оптимизация российского законодательства. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012, Вып. 1. - С. 87-94
3. Мотин. В.В. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры: монография. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.79 с.
Literature
1. Dukhno N. A. Supervision of compliance with the law in the sphere of safety of high-speed railway transport//the Agrarian and land right. - M.: Right and state press, 2013, No. 9 (105). - Page 99-104
2. Kim E. V. Legal regulation of safety on railway transport: Optimization of the Russian legislation/Urgent problems of the right: Collection of scientific works: Optimization of the Russian legislation. - Khabarovsk: DVGUPS publishing house, 2012, Issue 1. - Page 87-94
3. Motin. V. V. Bezopasnost on objects of transport infrastructure: monograph. - M.: UNITY-DANA: Law and right, 2013. - 79pages.