ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
PROSPECTS OF IMPROVING THE STATUS OF PROTECTION OF OBJECTS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE
УДК 342.9
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) akaragodin@mvd.ru
ALEXANDER V. KARAGODIN,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Р.М. СТЕПКИН,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Stepkin-RM@list.ru
ROMAN M. STYOPKIN,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в статье рассмотрены перспективы развития в области обеспечения транспортной безопасности, проведен анализ приоритетных направлений «Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», а также исследован зарубежный опыт системы обеспечения транспортной безопасности.
Ключевые слова: транспорт, транспортная инфраструктура, объекты транспортной инфраструктуры, Транспортная стратегия Российской Федерации, транспортная безопасность, обеспечение безопасности.
Abstract: the artide insiders the prospers of development in the field of transport se^ty, the analysis of the priorities оf the «Comprehensive program of safety on transport», and also studied foreign experience of the system of transport security.
Keywords: transport, transport infrastructure, transport infrastructure, Transport strategy of the Russian Federation, transport security, security.
Транспорт - это важнейшая составляющая экономики России. Транспортные коммуникации выступают необходимым условием территориальной целостности страны, обеспечивают единство ее экономического пространства, а также ее внешнеэкономические связи в целях интеграции в глобальную экономическую систему.
Транспорт России продолжает сохранять свой потенциал. В настоящее время Российская Федерация располагает всеми видами
транспорта, ее транспортные коммуникации по размещению и структуре в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономи-ческим связям страны1.
1 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р (ред. от 11 июня 2014 г.) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94460/#94460.
Перспективы развития в области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.: формирование системы нормативных правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности России с учетом современного законодательства [2, с. 89]:
1) незамедлительная разработка и совершенствование нормативной правовой базы транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными стандартами;
2) реконструкция на всех видах пунктов пропуска транспорта на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах, а именно оснащение этих пунктов пропуска новыми, современными и инновационными техническими средствами систем безопасности. Требуется ужесточить контроль исполнения требований законодательства, касающихся безопасности в транспортной сфере, особенно на метрополитене;
3) разработка эффективной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы России. Требуется усилить контроль исполнения требований законодательства по экологической безопасности на всех видах транспорта;
4) реорганизация системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности;
5) усовершенствование федерального органа исполнительной власти, отвечающего за транспортную безопасность в стране.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285 принята «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте». Основной целью данного акта является защита:
- жизни и здоровья граждан на всех видах транспорта от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности;
- от чрезвычайных ситуаций различного характера.
Основными направлениями Программы явля-ются2:
1) повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства;
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98992/#review.
2) гармонизация законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы;
3) формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте, особенно на воздушном транспорте и метрополитене;
4) создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности;
5) создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
При рассмотрении вопроса перспектив развития обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации следует обратиться к зарубежному опыту по защите транспортной инфраструктуры. Рассмотрим систему транспортной безопасности на примере Израиля, Испании и Ирландии.
Транспортная система Израиля чаще всего подвергается актам терроризма. Агентство безопасности Израиля (ISA) в начале 1970-х годов начало разработку и внедрение в практику более совершенных современных и инновационных технологий и концепций противодействия террористической деятельности и защиты транспортного комплекса от террористических атак [4].
Все сотрудники Агентства безопасности обучаются в Академии безопасности агентства (ISA SecurityAcademy). В Академии обучающиеся изучают «классические» методы поиска и «изоляции» опасности во время массового скопления граждан, например, среди пассажиров воздушных судов - особенности проверки, выявления и задержания потенциально опасных личностей. В таком случае к различным пассажирам, например, к пассажирам трамвая, метро, самолета, методы должны быть разными, учитывая обстоятельства и поведение человека.
В Академии безопасности «селекторов» профессионально подготавливают к тому, чтобы они смогли тонко воспринимать характерные особенности поведения людей, обращать внимание на малейшие признаки возможного появления или наличия опасности. В нашей стране используется «профайлинг», с помощью которого должностные лица обеспечивающих
транспортную безопасность структур на основе психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека, на основе анализа наиболее информативных частных признаков, характеристик внешности и вербального поведения выявляют пассажиров с взрывными устройствами. С помощью этих специалистов не раз удавалось обнаружить в багаже пассажиров взрывные устройства, заложенные туда в некоторых случаях даже без их ведома.
Как особенно подчеркивает руководство Академии, предупреждение и предотвращение террористических актов на пассажирских воздушных суднах Израиля - одна из главных задач агентства. С целью реализации данной задачи агентство ввело новейшие стандарты и методы работы с гражданами, пользующимися всеми видами транспорта.
В начале 1970-х гг. в Израиле заработала программа по сопровождению полетов сотрудниками безопасности, имеющими при себе оружие. Учитывая возможный уровень риска на определенном виде транспорта и на конкретном маршруте, специальным подразделением Службы общей безопасности определяется число сотрудников. Оно может быть различным в зависимости от времени года и поступающей оперативной информации. В кабинах пилота установлены усиленные пуленепробиваемые двери.
Авиакомпании Израиля принимают также дополнительные меры для обеспечения безопасности, многие из которых используются скрыто. На всей территории аэропорта имени Бен-Гуриона (Тель-Авив) по периметру выстроена стена, которая оборудована многочисленными видеокамерами панорамного контроля. С их помощью контроль прибывающих в аэропорт пассажиров осуществляется уже с того момента, когда они приближаются к аэропорту. Первоначальный контактный контроль начинается при въезде автомототранспортных средств на прилегающую к аэропорту территорию: специально обученные специалисты тщательно осматривают и при необходимости останавливают автотранспорт.
В здании аэропорта существует определенное количество уровней проверки. Осуществляется обязательный опрос во время паспортного контроля и регистрации: выясняются цели полета, наличие чужого багажа, а также лицо, собиравшее багаж - все по специальной анкете. Пассажиры проходят фейсконтроль, их багаж и одежда проверяются с помощью технических средств. В толпе среди лиц, находящихся в аэропорте, растворяются переодетые в гражданскую одежду специалисты-психологи и ведут наблюдение поведенческих реакций окружающих. По периметру
зон, в которых находятся пассажиры, прошедшие паспортный контроль, установлены пуленепробиваемые стекла.
Сотрудники, обеспечивающие безопасность на объектах транспортной инфраструктуры Израиля, принимают меры по внедрению и использованию адаптированных к задачам опознавания людей новейших сенсорных технологий, ранее созданных с целью оснащения высокоточных ракетных систем, а в настоящее время приспосабливаемых для специальных систем контроля и «экранирования» большого потока пассажиров в аэропортах и на другом транспорте. Весь наземный транспорт Израиля оборудован специальными системами, позволяющими остановить террориста на этапе его выявления. С помощь данных систем происходит обнаружение взрывчатки, после чего осуществляется блокировка входа.
В рамках изучения опыта зарубежных стран следует отметить систему обеспечения транспортной безопасности Испании, так как особый режим безопасности на транспорте в этой стране постоянно поддерживается на высоком уровне на протяжении уже многих лет. Особую роль в обеспечении транспортной безопасности сыграли события 11 марта 2004 г., связанные с многочисленными терактами в Мадриде, которые нанесли большой урон безопасности страны в целом.
Сейчас система обеспечения транспортной безопасности Испании включает в себя проведение следующих мероприятий:
1) проверка документов в общественных местах;
2) проверка багажа и ручной клади в аэропортах, на метрополитене и железнодорожном транспорте;
3) частная вооруженная охрана мест массового пребывания граждан дополнена сотрудниками отряда «Кентавры», в задачу которых входит патрулирование метрополитена;
4) использование служебных сыскных собак при поиске взрывчатых веществ;
5) оснащение территорий аэропортов, метрополитенов и железнодорожных вокзалов дополнительными системами видеонаблюдения.
В случае существенного ухудшения оперативной обстановки в городе, на случай террористических актов, на объектах транспорта увеличивается число сотрудников правоохранительных органов, которые обеспечивают соблюдение общественной безопасности, выявляют лиц, совершающих правонарушения и преступления, предупреждают совершение правонарушений и преступлений.
Следует отметить, что основной задачей, стоящей перед правоохранительными органами Испании, является обеспечение безопасности в наземном и подземном транспорте, в
связи с чем постоянно модернизируются системы камер видеонаблюдения и увеличивается число сотрудников полиции, патрулирующих наиболее криминогенно-опасные транспортные объекты города.
Также следует отметить некоторые особенности обеспечения транспортной безопасности на примере Ирландии. Эта страна в полной мере использует современные информационные технологии, обеспечивая транспортную безопасность, что является очень эффективным. К таким мероприятиям, в первую очередь, относится внедрение комплексных систем безопасности, увязанных в один единый «ситуационный центр» информации, получаемой от локальных систем видеонаблюдения и технического контроля. А также использование биометрической системы снятия отпечатков пальцев. Работа данной системы обеспечивает оперативность снятия отпечатков пальцев, их дальнейшее отправление в центральную базу данных отпечатков на проверку [4].
Исследуя систему обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации и зарубежных стран, можно прийти к выводу, что безопасность в рамках каждой из систем определяется как состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития.
Следует отметить, что приоритетным направлением обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации на современном этапе развития общества выступает внедрение в качестве субъекта обеспечения транспортной безопасности войск национальной гвардии3, которые образуются в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и на транспорте.
Войска национальной гвардии уже сейчас стали для страны революционным шагом в контексте ее развития. Федеральная служба войск национальной гвардии России также сокращенно именуется Росгвардией. Эта недавно созданная и абсолютно новая служба является федеральным органом исполнительной власти, который будет заниматься борьбой с террористическими проявлениями и преступностью.
Росгвардия, начиная с 2016 г., выполняет огромное количество задач. Спектр задач, в первую очередь, сводится к тому, чтобы обе-
3 Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Российская газета. 2016. № 73.
спечить безопасность граждан страны в мирное время. Самая главная задача — обеспечение безопасности России, борьба с террористическими и экстремистскими проявлениями еще на этапе зарождения.
Считается, что Федеральная служба войск национальной гвардии сможет бороться со всеми видами преступлений и не допускать их возникновения. Следующей задачей вновь созданного правоохранительного органа является разработка государственной политики вместе с ее последующей реализацией. Кроме того, в задачи Национальной гвардии Российской Федерации с 2016 г. входит обеспечение общественного порядка и охрана стратегических государственных объектов. Общественный порядок войска национальной гвардии должны будут обеспечивать всегда и там, где это необходимо в первую очередь.
Согласно пункту 6 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 на Росгвардию возлагаются следующие задачи: участие совместно с подразделениями полиции по охране общественного порядка в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; участие в борьбе с экстремистскими проявлениями; участие в борьбе с терроризмом и в обеспечении правового режима контртеррористической операции; участие в территориальной обороне Российской Федерации; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации; осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также осуществление вневедомственной охраны.
Перечисленные выше задачи всецело будут обеспечивать защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которые позволят гарантировать закрепленные в Конституции Российской Федерации права, свободы, суверенитет, территориальную целостность и экономическое развитие России, оборону и безопасность государства. Все это находит свое отражение в системе обеспечения транспортной безопасности, на которую возложено выполнение перечисленных выше задач, имеющих в рамках обеспечения национальной безопасности Российской Федерации большое значение. Следует отметить, что вопросы повышения эффективности транспортной безопасности должны интересовать не только субъектов,
занимающихся обеспечением безопасности на активно участвовать в решении задач по обе-
транспорте, но также граждан и других субъек- спечению транспортной безопасности.
тов. Как показывает практика, государственные Участие каждого гражданина в обеспечении
органы, занимающиеся вопросами безопасно- транспортной безопасности позволит усилить
сти на транспорте, не могут и не должны решать правопорядок на объектах транспортной инфра-
эту проблему в одиночку [2, с. 65]. Граждане, структуры, тогда каждый будет чувствовать себя
юридические лица и другие субъекты обязаны защищенным.
Литература
1. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - 5-е изд., перераб. - Москва: ИЦ «Академия», 2012. 288 с.
2. Гурова М.А. Некоторые проблемы обеспечения транспортной безопасности // Транспортное право и безопасность. 2016. № 3 (3). С. 59-65.
3. Каликина Т.Н. и др. Транспортная безопасность: учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / авт.- сост.: Т.Н. Каликина, А.И. Ташлыкова, Н.А. Кузьмина [и др.]. - Хабаровск: ДВГУПС, 2015. 103 с.
4. Токманцев Д.В. Уголовно-правовые средства охраны транспортной безопасности от посягательств террористической направленности // Библиотека криминалиста. 2015. № 2. С. 84-89.
5. Опыт обеспечения безопасности на транспорте в разных странах. [Электронный ресурс] // РИА Новости: [сайт]. Режим доступа: http://ria.ru/spravka/20100331/217463570.html (дата обращения: 15.05.2016).
= References =
1. Buralev Ju.V. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti na transporte: uchebnik dlja studentov uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovanija. - 5-e izd., pererab. - Moskva: IC «Akademija», 2012. 288 s.
2. Gurova M.A. Nekotorye problemy obespechenija transportnoj bezopasnosti // Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2016. № 3 (3). S. 59-65.
3. Kalikina T.N. i dr. Transportnaja bezopasnost': uchebnoe posobie : v 2 ch. Ch. 2 / avt.- sost.: T.N. Kalikina, A.I. Tashlykova, N.A. Kuz'mina [i dr.]. - Habarovsk: DVGUPS, 2015. 103 s.
4. Tokmancev D.V. Ugolovno-pravovye sredstva ohrany transportnoj bezopasnosti ot posjagatel'stv terroristicheskoj napravlennosti // Biblioteka kriminalista. 2015. № 2. S. 84-89.
5. Opyt obespechenija bezopasnosti na transporte v raznyh stranah. [Jelektronnyj resurs] // RIA Novosti: [sajt]. Rezhim dostupa: http:// ria.ru/spravka/20100331/217463570.html (data obrashhenija: 15.05.2016).
(статья сдана в редакцию 22.03.2017)