Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АВИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT SAFETY / TRANSPORT COMPLEX SAFETY / ROAD SAFETY / AVIATION SAFETY / FLIGHT SAFETY / NAVIGATION SAFETY / RAILWAY TRAFFIC SAFETY / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко А. В., Черняков С. А.

В статье авторами предпринята попытка проведения научно-правового анализа дефиниции «транспортная безопасность» как объекта правового регулирования в Российской Федерации. Раскрывается содержание и сущность определений «безопасность» и «транспортная безопасность». В основу методологии настоящего исследования легли методы формальной логики, позволившие выявить логические противоречия в существующем понятийно-категориальном аппарате безопасности в целом и транспортной безопасности, в частности, а также системный метод, позволивший провести системный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности в сфере транспортного комплекса. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу об отсутствии системного подхода в законодательном регулировании деятельности по обеспечению транспортной безопасности, об отсутствии родового понятия безопасности в целом, о противоречивости существующих дефиниций безопасности, содержащихся в различных нормативных правовых актах действующего законодательства, о связанных с этим сложностях правоприменения норм, регулирующих отношения в сфере транспортной безопасности. В итоге авторы приходят к выводу о том, что понятийно-категориальный аппарат обеспечения транспортной безопасности нуждается в уточнении посредством проведения научных исследований сущности и содержания понятий «безопасность» и «транспортная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS FOR ENSURING TRANSPORT SECURITY

In this article, the authors attempt to conduct a scientific and legal analysis of the definition of «transport security» as an object of legal regulation in the Russian Federation. The content and essence of the definitions «security» and «transport security» are revealed. The methodology of this study is based on the methods of formal logic, which allowed us to identify logical contradictions in the existing conceptual and categorical apparatus of security in General and transport security in particular, as well as the system method, which allowed us to conduct a systematic analysis of regulatory legal acts regulating security in the transport sector. In the study the authors come to the conclusion that the lack of a systematic approach to the regulation of activities to ensure transport safety, the lack of a generic notion of security, in General, the inconsistency of existing definitions of security contained in various regulations of the current legislation, the related difficulties of enforcement of norms regulating relations in the sphere of transport security. As a result, the authors come to the conclusion that the conceptual and categorical apparatus for ensuring transport security needs to be clarified through scientific research of the essence and content of the concepts of security and transport security.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

PROBLEMS OF THE CONCEPTUAL AND CATEGORICAL APPARATUS FOR ENSURING TRANSPORT SECURITY

УДК 342.9

А.В. МАКСИМЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

ALEXANDER V. MAKSIMENKO,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

С.А. ЧЕРНЯКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]

SERGEI A. CHERNYAKOV,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье авторами предпринята попытка проведения научно-правового анализа дефиниции «транспортная безопасность» как объекта правового регулирования в Российской Федерации. Раскрывается содержание и сущность определений «безопасность» и «транспортная безопасность». В основу методологии настоящего исследования легли методы формальной логики, позволившие выявить логические противоречия в существующем понятийно-категориальном аппарате безопасности в целом и транспортной безопасности, в частности, а также системный метод, позволивший провести системный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности в сфере транспортного комплекса. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу об отсутствии системного подхода в законодательном регулировании деятельности по обеспечению транспортной безопасности, об отсутствии родового понятия безопасности в целом, о противоречивости существующих дефиниций безопасности, содержащихся в различных нормативных правовых актах действующего законодательства, о связанных с этим сложностях правоприменения норм, регулирующих отношения в сфере транспортной безопасности. В итоге авторы приходят к выводу о том, что понятийно-категориальный аппарат обеспечения транспортной безопасности нуждается в уточнении посредством проведения научных исследований сущности и содержания понятий «безопасность» и «транспортная безопасность».

Ключевые слова: транспортная безопасность, безопасность транспортного комплекса, безопасность дорожного движения, авиационная безопасность, безопасность полетов, безопасность судоходства, безопасность железнодорожного движения, национальная безопасность.

Для цитирования: Максименко А.В., Черняков С.А. Проблемы понятийно-категориального аппарата обеспечения транспортной безопасности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 3. С. 74-78.

Abstract: in this article, the authors attempt to conduct a scientific and legal analysis of the definition of «transport security» as an object of legal regulation in the Russian Federation. The content and essence of the definitions «security» and «transport security» are revealed. The methodology of this study is based on the methods of formal logic, which allowed us to identify logical contradictions in the existing conceptual and categorical apparatus of security in General and transport security in particular, as well as the system method, which allowed us to conduct a systematic analysis of regulatory legal acts regulating security in the transport sector. In the study the authors come to the conclusion that the lack of a systematic approach to the regulation of activities to ensure transport safety, the lack of a generic notion of security, in General, the inconsistency of existing definitions of security contained in various regulations of the current legislation, the related difficulties of enforcement of norms regulating relations in the sphere of transport security. As a result, the authors come to the conclusion that the conceptual and categorical apparatus for ensuring transport security needs to be clarified through scientific research of the essence and content of the concepts of security and transport security.

Keywords: transport safety, transport complex safety, road safety, aviation safety, flight safety, navigation safety, railway traffic safety, national security.

For citation: Maksimenko A.V., Chernyakov S.A. Problems of the conceptual and categorical apparatus for ensuring transport security // Problems of Law Enforcement Activity. 2020. № 3. P. 74-78.

Безопасность - одна из ключевых потребностей человека, общества и государства. Постоянная трансформация потенциальных угроз, посягающих на безопасную жизнедеятельность в различных сферах требует перманентного научного мониторинга таких угроз, разработки и внедрения адекватных и актуальных мер реагирования на негативные изменения в системе обеспечения безопасности.

Транспортная безопасность является одним из наиболее важных видов безопасности, и в тоже время - особенно уязвимым [3, с. 63]. Транспортная инфраструктура находится в постоянном развитии. Роль транспорта в современном российском и международном обществе стремительно возрастает, в связи с чем вопросы транспортной безопасности становятся ключевыми и приоритетными. Совершенно очевидно, что повышение уровня транспортной безопасности возможно только в условиях системных и глубоких научных исследований, центральным объектом которых является обоснованное определение и формирование понятийно-категориального аппарата. Легальные понятия нормативных терминов лежат в основе законодательства в целом и способствуют успешной и эффективной правоприменительной практике.

В интересах достижения целей настоящего исследования представляется целесообразным провести научный анализ понятия «безопасность» как родового и базового к исследуемому понятию [4, с. 92]. В результате приходим к выводу о том, что его сущность неоднозначно устанавливается только в результате сравнительно-правового анализа различных нормативных актов. Федеральный закон от 28.12.2010 г.

№ 90-ФЗ «О безопасности»1, как ни странно, его не дает, а раскрывает содержание безопасности через предмет регулирования этого федерального закона и содержание деятельности по обеспечению безопасности. При этом предшествующий ему и утративший силу Закон РФ от 5 марта 1992 г. 2446-1 «О безопасности»2 содержал четкие легальные определения:

- «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»;

- «Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства»;

- «К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

В пояснительной записке к проекту действующего Федерального закона «О безопасности» говорится: «Практика применения Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» показала необходимость его корректировки, уточнения основ и содержания деятельности по обеспечению безопасности, полномочий органов государственной власти в данной области, а также статуса Совета Безопасности Российской Федерации» [1], что свидетельствует о сохранении актуальности содержания

1 Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 2.

2 Российская газета. № 103. 06.05.1992.

основных понятий, указанных в утратившем силу законе. Также нормативные определения отраслевых терминов безопасности предусмотрены Стратегией национальной безопасности3, где «Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

Впервые самостоятельная категория «транспортная безопасность» появилась в постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июня 2004 г. № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации». Предпосылкой явились нарастающие террористические угрозы, а результатом - создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства.

Сравнительно-правовой анализ указанных нормативных и нормативных правовых актов дает возможность полагать, что транспортная безопасность понимается как: 1) часть национальной безопасности; 2) состояние защищенности от всех внутренних и внешних угроз; 3) состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов и экстремистской деятельности; 4) один из элементов обеспечения экономической безопасности.

Законодательно закрепленное определение термина «транспортная безопасность» появилось с принятием Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»4, где оно определяется следующим образом: «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства».

Анализ признаков транспортной безопасности, содержащихся в его определении, выявляет его противоречивость. Так, рассматриваемый закон определяет понятие транспортной инфраструктуры как технологический комплекс, включающий в себя исчерпывающий перечень объектов, имеющих непосредственное отношение к функционированию транспортной системы. Однако актом незаконного вмешательства закон именует «противоправное действие (бездействие), в том числе тер-

3 Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

4 Собрание законодательства РФ. 12.02.2007. № 7. Ст. 837.

рористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий»5. В свою очередь, транспортный комплекс определяется рассматриваемым законом как объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства. То есть в предмет действия рассматриваемого закона посредством анализа признаков транспортной безопасности включается субъект транспортной инфраструктуры, который также определяется как «юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании»6.

Согласно юридической технике такое определение должно носить универсальный характер распространения своего действия на все транспортные подотрасли, любые виды транспортных средств и соответствующие им субъекты и объекты транспортной инфраструктуры, а также на лиц, пользующихся транспортным комплексом. Однако при детальном анализе признаков, характеризующих транспортную безопасность, содержащихся в рассматриваемом определении, мы приходим к выводу об отсутствии такой универсальности. Возвращаясь к понятию акта незаконного вмешательства, можно наблюдать узость предмета регулирования рассматриваемого закона, в связи с чем многие направления значимых общественных отношений, подлежащих регулированию в сфере транспортного комплекса, не охватываются действующим законодательством о безопасности [2, с. 28]. При этом создается впечатление, что понятийное определение транспортной безопасности в большей степени удовлетворяет потребность обеспечения безопасности только лишь в условиях потенциальных террористических угроз. Такое впечатление усиливается после ознакомления с Перечнем потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. № 52/112/134. В таком случае нормативная регламентация обеспечения

5 П. 1 Ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

6 П. 9 Ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

транспортной безопасности исключает значительную часть иных потенциальных угроз, которые в случае их реализации способны существенно снизить уровень безопасности субъектов отношений в транспортной сфере. Такими угрозами могут быть разнообразные иные посягательства на жизнь и здоровье, собственность пользователей транспортной инфраструктуры; на их половую свободу и половую неприкосновенность; общественный порядок; экологическую безопасность и т.д. Также из рассматриваемого определения следует, что закон не обеспечивает транспортную безопасность относительно непротивоправных угроз, в том числе природных, техногенных, социальных и т.д.

Помимо этого, террористическая угроза объективно имеет различный потенциал для различных видов транспорта: если такая угроза максимальна для воздушного транспорта, то для водного транспорта более актуальны проблемы технического состояния инфраструктуры, действия, угрожающие безопасности ее эксплуатации.

Противоречивость легальных определений терминов, используемых правовыми нормами, неизбежно влечет сложности правоприменения. Некоторые нормы отечественных отраслей права (ст. 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) [6, с. 18] содержат дефиницию «Транспортная безопасность», попадая в связи с этим в категорию бланкетных, и чтобы их применить, необходимо четко руководствоваться содержанием этого термина, легально определенного соответствующим законом. С учетом узкого определения транспортной безопасности, сводящегося лишь к защищенности от незаконного вмешательства, существенно ограничиваются возможности таких норм.

Транспортная безопасность как родовое понятие, по нашему мнению, должно системно

объединять понятия своих подвидов [5, с. 99]. Однако такие понятия, как «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», «безопасность дорожного движения», «безопасность судоходства», «безопасность воздушного движения», «безопасность полетов воздушных судов» и «авиационная безопасность», утвержденные соответствующими нормативными правовыми актами7, системно не взаимосвязаны и содержат различные признаки, а в Федеральном законе «О транспортной безопасности» (который по своей сущности должен быть базовым нормативным правовым актом в данной сфере) есть упоминание лишь авиационной безопасности.

В итоге можно сделать вывод о том, что сегодня в действующем российском законодательстве отсутствует научно обоснованное обобщающее определение транспортной безопасности, которое могло бы использоваться всеми отраслями права в их взаимодействии по регулированию данных общественных отношений, а имеет место законодательная перегруженность, которая создает сложности в правоприменительной практике. Таким образом, действующее законодательство о безопасности сегодня нуждается в научных исследованиях сущности и содержания понятий «безопасность» и «транспортная безопасность», формировании надежного понятийно-категориального аппарата.

7 Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.01.2003. № 2. Ст. 169;Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. № 11. Ст. 1001; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

- Литература -

1. Информационно-правовой портал Гарант.ру [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://base.garant.ru/57263368/ (дата обращения 18.09.2020).

2. Ирошников Д.В. Теоретические проблемы легального определения транспортной безопасности и смежных с ней категорий // Вопросы безопасности. 2020. № 1. С. 17-29.

3. Лебедева М.Ю., Михеев В.Л., Пиджаков А.Ю. Нормативно-правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации // Научный вестник МГТУ ГА. 2011. № 170. С. 60-65.

4. Рязанов Н.С. К вопросу о соотношении понятий «безопасность» и «транспортная безопасность» // Вестник Омской юридической академии. 2017. № 3. С. 89-94.

5. Степаненко Ю.В. Административно-правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности // Актуальные вопросы публичного права. 2013. № 6. С. 92-104.

6. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика: монография. - Москва: Проспект, 2018. - 242 с.

= References =

1. Informacionno-pravovoj portal Garant.ru [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/57263368/ (data obrashcheniya 18.09.2020).

2. Iroshnikov D.V. Teoreticheskie problemy legal'nogo opredeleniya transportnoj bezopasnosti i smezhnyh s nej kategorij // Voprosy bezopasnosti. 2020. № 1. S. 17-29.

3. Lebedeva M.Yu., Miheev V.L., Pidzhakov A.Yu. Normativno-pravovoe regulirovanie transportnoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii // Nauchnyj vestnik MGTU GA. 2011. № 170. S. 60-65.

4. Ryazanov N.S. K voprosu o sootnoshenii ponyatij «bezopasnost'» i «transportnaya bezopasnost'» // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. 2017. № 3. S. 89-94.

5. Stepanenko Yu.V. Administrativno-pravovye problemy obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. 2013. № 6. S. 92-104.

6. Chuchaev A.I., PozharskijA.Yu. Transportnye prestupleniya: ponyatie, vidy, harakteristika: monografiya. - Moskva: Prospekt, 2018. - 242 s.

(статья сдана в редакцию 25.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.