ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ
TRANSPORT SECURITY IN THE MODERN SENSE
А.В. СИДОРЕНКО,
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
С.Н. МАХИНА,
доктор юридических наук, профессор (Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж) [email protected]
ANASTASIA V. SIDORENKO,
Adjunct
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SVETLANA N. MAHINA,
Doctor of Law, Professor (Voronezh State University, Voronezh, Russia)
Аннотация: в статье раскрывается содержание понятия «транспортная безопасность» и ее роль в обеспечении национальных интересов Российской Федерации. Авторы обращают внимание на понятие «обеспечение транспортной безопасности», его место и роль в категории транспортной безопасности. При анализе законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности прослеживаются иные цели, не связанные с основными приоритетными задачами, ради которых принимались нормативные правовые акты в области транспортной безопасности. Рассматривается несовершенство законодательства в области обеспечения транспортной безопасности как одной из главных проблем применительно к практической деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России на транспорте, что отрицательно сказывается не только на эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России на транспорте, но и на деятельности должностных лиц, отвечающих за реализацию транспортной безопасности.
Вступление в силу новых нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности требует внесения изменений в большинство внутриорганизационных документов, в том числе - распорядительных, целью которых является реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности. В связи с этим потребуется определенное количество времени, что существенно снизит эффективность обеспечения транспортной безопасности на объектах транспорта.
Ключевые слова: безопасность, транспорт, акт незаконного вмешательства, транспортная инфраструктура, угроза транспортной безопасности.
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'18 ^^^^^^^^^^^^^^
70
Для цитирования: Сидоренко А.В., Махина С.Н. Обеспечение транспортной безопасности в современном понимании // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 4. С. 70-73.
Abstract: the article reveals the content of the concept of «transport security» and its role in ensuring the national interests of the Russian Federation. The author also draws attention to the concept of transport security, its place and role in the category of transport security. Analyzing the legislation in the field of transport security, there are other goals that are not related to the main priorities for which the legal acts in the field of transport security were adopted. We consider the imperfection of the legislation in the field of transport security as one of the main problems that originate in relation to the practical activities of employees of the internal Affairs bodies of the Ministry of internal Affairs of Russia in transport, which adversely affects not only the effective activity of employees of the internal Affairs bodies of Russia in transport, but also the officials responsible for the implementation of transport security.
The entry into force of new legal acts in the field of transport security requires changes in most internal documents, including administrative ones, the purpose of which is to implement measures to ensure transport security. In this regard, a certain amount of time will be required, which will significantly reduce the efficiency of transport security at transport facilities.
Keywords: security, transport, act of unlawful interference, transport infrastructure, threat to transport security.
For citation: Anastasia V. Sidorenko, Svetlana N. Mahina. Transport security in the modern sense // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 4. Рр. 70-73.
Практика показывает, что для всесторонней защиты объектов транспортной инфраструктуры требуются большие средства, которые можно сравнить с обеспечением деятельности всей транспортной системы. Ни одна страна мира не может этого себе позволить. Сейчас прослеживается тенденция защиты отдельных объектов инфраструктуры, позволяющая снизить ущерб от угроз в сфере транспортной безопасности. Оптимизация работы транспортной инфраструктуры - это научная задача, от правильного решения которой зависит работа системы обеспечения транспортной безопасности. Не случайно повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы заявлено в качестве приоритетной цели Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России»1.
Действие Федеральной целевой программы досрочно прекращено с 1 января 2018 г. в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1243, поэтому реализация мероприятий данной программы будет осуществляться в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы»2.
постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (20102021 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4895.
постановление Правительства РФ от 12 октября 2017 г. № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2017. № 43. (Часть II). Ст. 6324.
Федеральный закон от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ предусматривает категорирование объектов инфраструктуры, разработку уровневой системы обеспечения транспортной безопасности3. Вышеуказанный закон занимает особое место в системе транспортного законодательства, так как регулирует специальный институт транспортного права - транспортную безопасность, его принятие указывает на обособленность данной группы правоотношений.
Согласно статье 1.10 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. В транспортную инфраструктуру входят все виды транспортных средств, включая подземный, а также трубопроводы, все виды дорог и путей, мосты и тоннели, контактные линии, все виды станций и вокзалов, стоянки автотранспортных средств, судов, все виды морских и речных портов и портовых средств, гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также все иные объекты, обеспечивающие функционирование транспортного комплекса: строения, устройства и оборудование. По диапазону и уровню возможных угроз транспортная инфраструктура относится к числу наиболее критических из объектов.
3Федеральный закон Российской Федерации «О транс-
портной безопасности» от 09.02.2007 года № 16-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Таким образом, акт незаконного вмешательства может быть совершен посредством исполнения действий, которые данное конкретное лицо совершать не должно, например, нарушение правил безопасности дорожного движения, правил перевозки опасных грузов и т.п. Также подобный акт реализовывается в случае несовершения лицом действий, которые оно должно было и могло совершить. Широта понятия «транспортная безопасность» определяется тем, что оно предусматривает возникновение угрозы здоровью людей, их жизни, безопасной деятельности транспортного комплекса.
В наиболее общем смысле понятие «транспортная безопасность» может быть определено как система реализации целей национальной безопасности в транспортном комплексе в целом, предупреждение, противодействие и пресечение преступлений в транспортной сфере, включая терроризм, а также как система предупреждения чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.
Понятие «обеспечение транспортной безопасности» ФЗ «О транспортной безопасности» представляет как реализацию «определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства».
По содержанию понятие «обеспечение транспортной безопасности» уступает такому понятию, как «обеспечение национальной безопасности». В Стратегии национальной безопасности РФ 2015 года оно определено как «гарантированная защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз»4. А последние изменения в Федеральном законе «О транспортной безопасности» принимались уже после появления Стратегии национальной безопасности РФ 2015 года, 23 июня 2016 года.
Нельзя не выделить системность подхода к обеспечению транспортной безопасности, а также целостную составляющую безопасности на транспорте. О.Е. Трофимов говорит о том, что в стратегии национальной безопасности
4Указ Президента РФ от 21.12.2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Российской Федерации отсутствует тезис о взаимосвязанности и взаимозависимости обеспечения транспортной безопасности и обеспечения национальной безопасности5.
Сегодня уже ни у кого не возникает вопросов, касающихся понятия «национальная безопасность». Оно прочно вошло в лексикон современного общества и государства во многих странах мира.
Фактически наблюдается нарушение представленных в Федеральном законе «О транспортной безопасности» принципов обеспечения транспортной безопасности, таких как взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте есть новые понятия - «безопасность населения на транспорте» и «обеспечение безопасности населения на транспорте». Их содержание:
- «безопасность населения на транспорте - состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- «обеспечение безопасности населения на транспорте - реализация системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также угрозам природного и техногенного характера».
Необходимо отметить, что задачами обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В заключение хотелось бы отметить, что анализ законодательства в области обеспечения транспортной безопасности показывает, что несмотря на внесение дополнений в нормативно-правовую базу оно далеко от идеала, так как понятие «обеспечение транспортной безопасности» не систематизировано. Системность обеспечения транспортной безопасности должна быть частью законодательной базы.
5Трофимов О.Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на транспорте: автореферат дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Москва, 2013.
Литература
1. Тимченко А.В. Институционализация государственной политики обеспечения транспортной безопасности как форма интеграции системы государственной транспортной политики // Политическая наука. 2017. № 5. С. 124-136.
2. Пичугин В.А. Современные вопросы обеспечения транспортной безопасности в России // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2014. № 3 (3). С. 46-49.
3. Долгополов А.А., Белоконь А.В. К вопросу об организации взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами обеспечения транспортной безопасности // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016. № 3 (33). С. 156-161.
4. Белов П.Г. Методологические основы обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2006. № 3(8).С.67-70.
5. Буркин, А.И., Возжеников, А.В. Синеок, Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических институтов/ под ред. А.В. Возженикова. Изд. 2-е доп. - Москва: Изд-во РАГС, 2008. - 511 с.
6. Одуденко Т.А., Кузьмина Н.А. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта // Транспорт Азиатско-Тихоокеанского региона. 2017. № 2 (11). С. 11-14.
7. Потапенкова И.В. Роль полиции в обеспечении транспортной безопасности российской федерации как одного из элементов системы национальной безопасности страны // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С. 182-185.
8. Пономарев В.М. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и в метрополитене. Часть 1. Транспортная безопасность на железных дорогах и метрополитене. - Москва: МГУПС (МИИТ), 2014.- 279 с.
9. Стрельченко В.В. Региональная безопасность в Российской Федерации: теория, политика и стратегия обеспечения / под общ.ред. А.В. Возженикова. - Москва: Изд-во РАГС, 2010. - 327 с.
10. Терроризм и безопасность на транспорте: сборник материалов XI международной научно-практической конференции. - Москва: Юриспруденция, 2013. - 277 с.
= References =
1. Timchenko A.V. Institucionalizaciya gosudarstvennoj politiki obespecheniya transportnoj bezopasnosti kak forma integracii sistemy gosudarstvennoj transportnoj politiki // Politicheskaya nauka. 2017. № 5. S. 124-136.
2. Pichugin V.A. Sovremennye voprosy obespecheniya transportnoj bezopasnosti v Rossii // Rassledovanie prestuplenij: problemy i puti ih resheniya. 2014. № 3 (3). S. 46-49.
3. Dolgopolov A.A., Belokon' A.V. K voprosu ob organizacii vzaimodejstviya organov vnutrennih del s drugimi sub»ektami obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 3 (33). S. 156-161.
4. Belov P.G. Metodologicheskie osnovy obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. 2006. № 3(8).S.67-70.
5. Burkin, A.I., Vozzhenikov, A.V. Sineok, N.V. Nacional'naya bezopasnost' Rossii v kontekste sovremennyh politicheskih institutov/ pod red. A.V. Vozzhenikova. Izd. 2-e dop. - Moskva: Izd-vo RAGS, 2008. - 511 s.
6. Odudenko T.A., Kuz'mina N.A. Obespechenie transportnoj bezopasnosti na ob»ektah transportnoj infrastruktury i transportnyh sredstv zheleznodorozhnogo transporta // Transport Aziatsko-Tihookeanskogo regiona. 2017. № 2 (11). S. 11-14.
7. Potapenkova I.V. Rol' policii v obespechenii transportnoj bezopasnosti rossijskoj federacii kak odnogo iz ehlementov sistemy nacional'noj bezopasnosti strany // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 12. S. 182-185.
8. Ponomarev V.M. Kompleksnaya bezopasnost' na zheleznodorozhnom transporte i v metropolitene. CHast' 1. Transportnaya bezopasnost' na zheleznyh dorogah i metropolitene. - Moskva: MGUPS (MIIT), 2014.- 279 s.
9. Strel'chenko V.V. Regional'naya bezopasnost' v Rossijskoj Federacii: teoriya, politika i strategiya obespecheniya / pod obshch. red. A.V. Vozzhenikova. - Moskva: Izd-vo RAGS, 2010. - 327 s.
10. Terrorizm i bezopasnost' na transporte: sbornik materialov XI mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Moskva: YUrisprudenciya, 2013. - 277 s.
(статья сдана в редакцию 23.11.2018)