Научная статья на тему 'Осуществление функций МВД России как основа предупреждения административных правонарушений на транспорте'

Осуществление функций МВД России как основа предупреждения административных правонарушений на транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
405
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / FUNCTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS ON TRANSPORT / PREVENTION OF OFFENSES / ENSURING PUBLIC ORDER AND ENSURING PUBLIC SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоренко А.В., Махина С.Н.

На Министерство внутренних дел Российской Федерации и подведомственные ему органы возлагается широкий спектр функций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и общественной безопасности. Обеспечение безопасности общества и личности является одной из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его развитие. Современная концепция правового регулирования деятельности подразделений МВД России на транспорте не может формироваться без учета качественно новой социально-политической ситуации. А если это так, то прежде чем разрабатывать подобную концепцию, необходимо сначала определиться с ее предпосылками, то есть с ее исходными положениями. В юридической теории, к сожалению, они не содержатся в готовом к применению виде. Ряд этих положений нуждается в пересмотре, уточнении, разграничении, признании в качестве таковых. В статье делается вывод о необходимости обозначения научно обоснованных рекомендаций, необходимых для совершенствования деятельности субъектов, реализующих функции как управленческого, так и юрисдикционного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE FUNCTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AS A BASIS FOR THE PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES IN TRANSPORT

The Ministry of internal Affairs of the Russian Federation and its subordinate bodies are entrusted with a wide range of functions in the field of protection of human and civil rights and freedoms, law enforcement and public security. Ensuring the security of society and the individual is one of the priority functions of any state. It is from the state of protection of these elements depends largely prosperous and promising its development. The modern concept of legal regulation of activity of divisions of the Ministry of internal Affairs on transport cannot be formed without taking into account qualitatively new social and political situation. If so. Before developing such a concept, it is necessary to first determine its prerequisites, that is, its initial provisions. In legal theory, unfortunately, they are not contained in a ready-to-use form. A number of these provisions need to be revised, clarified, delimited and recognized as such. It is necessary to identify evidence-based recommendations necessary to improve the activities of entities that implement the functions of both management and legal nature.

Текст научной работы на тему «Осуществление функций МВД России как основа предупреждения административных правонарушений на транспорте»

осуществление функций мвд россии как основа предупреждения административных правонарушений на транспорте

implementation of the functions of the ministry of internal affairs of russia as a basis for the prevention of administrative offenses in transport

УДК 342.9:656.2

а.в. сидоренко,

адъюнкт

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) sidorenko.av07@yandex.ru

с.н. махина,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) svetlana_mahina@mail.ru

anastasia v. sidorenko,

Postgraduate

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

svetlana n. makhina,

Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: на Министерство внутренних дел Российской Федерации и подведомственные ему органы возлагается широкий спектр функций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и общественной безопасности.

Обеспечение безопасности общества и личности является одной из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его развитие.

Современная концепция правового регулирования деятельности подразделений МВД России на транспорте не может формироваться без учета качественно новой социально-политической ситуации. А если это так, то прежде чем разрабатывать подобную концепцию, необходимо сначала определиться с ее предпосылками, то есть с ее исходными положениями. В юридической теории, к сожалению, они не содержатся в готовом к применению виде. Ряд этих положений нуждается в пересмотре, уточнении, разграничении, признании в качестве таковых.

В статье делается вывод о необходимости обозначения научно обоснованных рекомендаций, необходимых для совершенствования деятельности субъектов, реализующих функции как управленческого, так и юрисдикционного характера.

Ключевые слова: функции МВД России на транспорте, предупреждение правонарушений, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности.

для цитирования: Сидоренко А.В., Махина С.Н. Осуществление функций МВД России как основа предупреждения административных правонарушений на транспорте // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 2. С. 60-63.

Abstract: the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation and its subordinate bodies are entrusted with a wide range of functions in the field of protection of human and civil rights and freedoms, law enforcement and public security.

безопасность

натранспорте

2019' 2

Ensuring the security of society and the individual is one of the priority functions of any state. It is from the state of protection of these elements depends largely prosperous and promising its development.

The modern concept of legal regulation of activity of divisions of the Ministry of internal Affairs on transport cannot be formed without taking into account qualitatively new social and political situation. If so. Before developing such a concept, it is necessary to first determine its prerequisites, that is, its initial provisions. In legal theory, unfortunately, they are not contained in a ready-to-use form. A number of these provisions need to be revised, clarified, delimited and recognized as such.

It is necessary to identify evidence-based recommendations necessary to improve the activities of entities that implement the functions of both management and legal nature.

Keywords: functions of the Ministry of internal Affairs on transport, prevention of offenses, ensuring public order and ensuring public safety.

For citation: Sidorenko A.V., Makhina S.N. Implementation of the functions of the Ministry of Internal Affairs of Russia as a basis for the prevention of administrative offenses in transport // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 2. P. 60-63.

Проведение соответствующего комплексного глубокого исследования в обозначенной в названии статьи сфере позволит решить целый спектр имеющихся проблем, сформулировать научно обоснованные рекомендации, необходимые для дальнейшего совершенствования деятельности субъектов, реализующих функции как управленческого, так и юрисдикционного характера в системе подразделений МВД России на транспорте.

Необходимо рассмотреть функции МВД России на транспорте, как закрепленные законодательством Российской Федерации, так и выработанные сотрудниками линейных подразделений МВД России на транспорте, и их роль в предупреждении преступности на транспорте.

Исходя из редакции ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О полиции», назначение полиции - защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. Причем обеспечением общественной безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки, должны заниматься специализированные подразделения полиции. Прежде всего именно эти подразделения призваны выполнять следующие обязанности полиции:

- обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

- обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митин-

гов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

- принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

- оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации;

- участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

- участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования на выборах, референдумах и на территориях вокруг них;

- иные подобного рода обязанности.

Функции полиции подразделяются на уголовно-процессуальные (выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, осуществление экспер-тно-криминалистической деятельности); оперативно-розыскные (розыск лиц; выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; установление лиц, совершивших преступление) и административные, которые мы рассмотрим подробнее.

2019' 2

безопасность

на транспорте

Административные функции регулируются нормами административного права и осуществляются линейными подразделениями. Функции полиции напрямую зависят от целей и задач, которые поставлены перед сотрудниками полиции органами государственной власти. Данный вид функций направлен на поддержание условий и порядка, которые благоприятны для реализации спектра прав, свобод субъектов, и выполнение иных обязанностей подразделений МВД России на транспорте по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Необходимо обозначить, что функции полиции носят общенаправленный характер, не имеют разграничений по специфике подразделений и специфике деятельности, что обусловлено рядом определенных проблем, решение которых должно быть вынесено на законодательный уровень. Поэтому административные функции будут равнозначны как для территориальных подразделений, так и для линейных подразделений МВД России на транспорте.

К наиболее общим мы отнесем такие функции, как обеспечение безопасности на объектах транспорта, охрана имущества и объектов на территории обслуживания, обеспечение правопорядка на транспорте. Разница между вышеуказанными категориями состоит в том, что административные функции линейных подразделений имеют четкий категорированный объект -транспорт, на который направлены осуществление и реализация всех вышеуказанных функций.

Осуществление функций полиции на транспорте определяется как правомерная деятельность сотрудников МВД России на транспорте, то есть сформулированные в законе полномочия, направленные на реализацию задач, обязанностей и организацию работы подразделений на транспорте.

Одной из основных функций любого линейного отдела МВД России на транспорте является профилактика и предупреждение правонарушений, так как вышеуказанные функции эффективнее других методов и средств борьбы с правонарушениями на объектах транспорта.

Анализ практики Белгородского ЛО МВД России на транспорте по предупреждению и профилактике борьбы с правонарушениями на объектах транспорта позволяет заключить, что

правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, характеризуются определенной стабильностью, и хочется верить в то, что имеется тенденция к снижению. Хотя никаких предпосылок для вышесказанного нет. В данном направлении как одну из главных проблем можно выделить неквалифицированность кадрового аппарата, что обусловлено нехваткой времени для подготовки и совершенствования навыков сотрудников (повышение квалификации). Для правонарушений, совершаемых на объектах транспорта, характерен тот факт, что большая часть правонарушений направлена на категорированный объект - транспорт. В связи с чем данная категория правонарушений имеет особую важность, так как транспорт - это объект повышенной опасности для жизни и здоровья граждан.

Сотрудники линейных подразделений МВД России на транспорте стараются совершенствовать механизмы расследования и проводить анализ правонарушений с целью уменьшения их количества и повышения уровня раскрываемости, а приоритетным направлением является предупреждение правонарушений на транспорте. Данные правонарушения можно представить в виде схемы «человек - транспорт - среда -фиксация правонарушений». В среду включаем механизм следообразования, а под фиксацией правонарушений мы рассматриваем формирование материалов, содержащих достаточную доказательную базу для рассмотрения дела об административном правонарушении на транспорте, с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции видеозаписи. К сожалению, и в этом направлении есть свои проблемы, и главная - это финансовая составляющая, но есть и определенные положительные тенденции, направленные прежде всего на предупреждение правонарушений.

В заключение необходимо отметить, что в юридической теории, к сожалению, весь комплекс осуществления функций МВД России на транспорте, несмотря на свой основополагающий, базовый характер, недостаточно разработан, а ряд принципиально важных положений нуждается в пересмотре, уточнении, разграничении, наполнении содержанием, отвечающим современным потребностям и реалиям.

литература

1. Белов П.Г. Методологические основы обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2006. № 3 (8). С. 67-70.

2. Буркин А.И., Возжеников А.В., СинеокН.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических институтов / под ред. А.В. Возженикова. - 2-е изд., доп. - Москва: РАГС, 2008. 478 с.

3. Глухое Н.И., Серёдкин С.П. Транспортная безопасность. - Иркутск: ИрГУПС, 2014. 40 с.

безопасность

натранспорте

2019' 2

4. Каликина Т.Н. Транспортная безопасность: в 2-х ч. - Хабаровск: ДВГУПС, 2015. Ч. 1. 84 с.

5. ПономаревВ.М. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и в метрополитене. Часть 1. Транспортная безопасность на железных дорогах и метрополитене. - Москва: МГУПС (МИИТ), 2014. 279 с.

6. Стрельченко В.В. Региональная безопасность в Российской Федерации: теория, политика и стратегия обеспечения / под общ. ред. А.В. Возженикова. - Москва: РАГС, 2010. 327 с.

7. Макаров Н.Н. О состоянии законности при обеспечении безопасности и противодействии терроризму на транспорте / Терроризм и безопасность на транспорте: сб. материалов международной научно-практической конференции. - Москва: Юриспруденция, 2011. С. 16-25.

8. Степаненко Ю.В. Административно-правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности / Актуальные вопросы административного и информационного права: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Г.Ф. Ручкиной, М.А. Лапиной. - Москва: Финансовый университет, 2013. С. 193-203.

9. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Правовые основы обеспечения транспортной безопасности на современном этапе // Транспортное право и безопасность. 2016. № 1 (1). С. 12-20.

10. Васильев Ф.Н., Духно Н.А., Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и ее административно-правовое регулирование // Крымский научный вестник. 2015. № 5. С. 19-42.

References

1. BelovP.G. Metodologicheskie osnovy obespecheniya transportnoi bezopasnosti // Transportnaya bezopasnost' i tekhnologii. 2006. № 3 (8). S. 67-70.

2. BurkinA.I., VozzhenikovA.V., SineokN.V. Natsional'naya bezopasnost' Rossii v kontekste sovremennykh politicheskikh institutov / pod red. A.V. Vozzhenikova. - 2-e izd., dop. - Moskva: RAGS, 2008. 478 s.

3. Glukhov N.I., Seredkin S.P. Transportnaya bezopasnost'. - Irkutsk: IrGUPS, 2014. 40 s.

4. Kalikina T.N. Transportnaya bezopasnost': v 2-kh ch. - Khabarovsk: DVGUPS, 2015. Ch. 1. 84 s.

5. Ponomarev V.M. Kompleksnaya bezopasnost' na zheleznodorozhnom transporte i v metropolitene. Chast' 1. Transportnaya bezopasnost' na zheleznykh dorogakh i metropolitene. - Moskva: MGUPS (MIIT), 2014. 279 s.

6. Strel'chenko V.V. Regional'naya bezopasnost' v Rossiiskoi Federatsii: teoriya, politika i strategiya obespecheniya I pod obshch. red. A.V. Vozzhenikova. - Moskva: RAGS, 2010. 327 s.

7. Makarov N.N. O sostoyanii zakonnosti pri obespechenii bezopasnosti i protivodeistvii terrorizmu na transporte I Terrorizm i bezopasnost' na transporte: sb. materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Moskva: Yurisprudentsiya, 2011. S. 16-25.

8. Stepanenko Yu.V. Administrativno-pravovye problemy obespecheniya transportnoi bezopasnosti / Aktual'nye voprosy administrativnogo i informatsionnogo prava: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii / pod red. G.F. Ruchkinoi, M.A. Lapinoi. - Moskva: Finansovyi universitet, 2013. S. 193-203.

9. Dukhno N.A., Vasil'ev F.P. Pravovye osnovy obespecheniya transportnoi bezopasnosti na sovremennom etape II Transportnoe pravo i bezopasnost'. 2016. № 1 (1). S. 12-20.

10. Vasil'ev F.N., Dukhno N.A., Koryakin V.M. Sovremennoe tolkovanie o transportnoi bezopasnosti v Rossii i ee administrativno-pravovoe regulirovanie // Krymskii nauchnyi vestnik. 2015. № 5. S. 19-42.

(статья сдана в редакцию 12.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.