ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ
PUBLIC SECURITY AND SECURITY OF SOCIETY: THE RATIO OF
CONCEPTS
УДК 343
И.Е. ИЛЬИЧЕВ,
доктор технических наук, доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) ilicigor@yandex.ru
IGOR E. ILICHEV,
Doctor of Technical Sciences, Doctor of Law, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) gospd406@mail.ru
EDUARD V. BOGMATSERA,
Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: несмотря на то, что термин «общественная безопасность» вошел в юридический оборот России еще в 1919 году1, понятие общественной безопасности, методы ее обеспечения, формирования необходимых правовых основ остаются предметом довольно активной дискуссии в научных кругах, в том числе и после утверждения Концепции общественной безопасности в 2013 году2. Ретроспективный анализ позволяет выстроить хронологию формирования представлений о сущности общественной безопасности. В то же время практически за пределами внимания исследователей остаются понятие безопасности общества, соотношение этих двух понятий. Между тем осмысление этих понятий в их соотношении и взаимодействии, по мнению авторов, способно создать синергетический эффект в транзитивном обществе. На основе такого эффекта может быть достигнута наивысшая эффективность обеспечения общественной безопасности в стране. Авторская концепция состоит в необходимости не только признания первичности и приоритета безопасности общества над общественной безопасностью, но также в вычленении в составе безопасности общества безопасности его структурных элементов -семьи, населения муниципальных образований по их видам, регионов России и, наконец, населения всей страны. Такой подход позволит дифференцировать теорию и практику обеспечения безопасности современного российского социума и общественной безопасности как по уровням, так и интегрально, будет способствовать конкретизации усилий органов исполнительной власти, включая МВД России, по обеспечению общественной безопасности и безопасности общества.
1 Постановление Народного комиссариата юстиции РСФСР от 12 декабря 1919 года «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР».
2 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г № Пр-2685).
Ключевые слова: транзитивное общество, общественная безопасность, безопасность общества, место в системе национальной безопасности.
Abstract: despite the fact that the term "public security" entered into legal circulation in Russia in 1919, the concept of public security, methods of its provision, the formation of the necessary legal framework remain the subject of quite active discussion in the scientific community, including after the approval of the Concept of public security in 2013. Retrospective analysis allows you to build a chronology of the formation of ideas about the essence of public security. At the same time, the concept of social security and the relationship between these two concepts remain almost beyond the attention of researchers. Meanwhile, the understanding of these concepts in their relationship and interaction, according to the authors, can create a synergetic effect in the transitive society. On the basis of this effect, the highest efficiency of ensuring public safety in the country can be achieved. The author's concept consists in the need not only to recognize the primacy and priority of security of society over public security, but also in the allocation in the composition of the security of society the security of its structural elements - the family, the population of municipalities by their types, the regions of Russia and, finally, the population of the whole country. This approach will allow differentiating the theory and practice of ensuring the security of the modern Russian society and public security both by levels and integrally, and will contribute to the concretization of the efforts of the executive authorities, including the Ministry of Internal Affairs of Russia, in ensuring public safety and security of the society.
Keywords: transitive society, public security, security of society, place in the system of national security.
Юридический энциклопедический словарь (1984 г.) дает развернутую характеристику общественной безопасности, определяя ее как систему общественных отношений и юридических норм, регулирующих эти отношения в целях обеспечения общественного спокойствия, неприкосновенности жизни и здоровья населения, нормального труда и отдыха граждан, нормальной деятельности государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий [1, с. 204].
А.П. Алехин и соавторы (1996 г.) определяют общественную безопасность как систему отношений, которые складываются в процессе предупреждения и устранения угрозы жизни, здоровья граждан и их имущества [2, с. 559], Б.П. Кон-драшов (1998 г.) представляет общественную безопасность как социально-правовую категорию и сформировавшуюся систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется государством и обществом1, В.В. Гущин (1998 г.), апеллируя к конституционным ценностям человека, его правам и свободам, предлагает определять общественную безопасность как социальную безопасность, используя эти термины как синонимы2. В. Лукьянов (2001 г.) полагает, что общественная безопасность - это состояние реальной действительности, исключающее возможность причинения вреда жизни, здоровью
1 Кондрашов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 1998. С. 16.
2 Гущин В.В. Правовые и организационные основы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.02. - Москва, 1998.
людей, имуществу и живой природе, поскольку оно контролируется разумной волей человека, руководствующегося в своих действиях соответствующими правилами и нормами [3].
Авторы учебника по административному праву (2001 г.) видят в общественной безопасности систему общественных отношений, складывающихся в соответствии с правовыми, техническими, строительными и другими нормами при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность для людей и общества в целом, или при наступлении особых условий в связи со стихийными бедствиями либо по другим чрезвычайным обстоятельствам социального или техногенного характера3.
Концепция развития Службы общественной безопасности МВД России (2002 г.) определяла общественную безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от общественно опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных обстоятельств, вызванных криминогенной ситуацией в Российской Федерации, а также чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными чрезвычайными событиями4.
А.М. Воронов (2004 г.) определяет общественную безопасность как правовое состояние защищенности личности и общества от факторов,
3 Административное право: учебник / под общ. ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - Москва, 2001. С. 689.
4 Концепция развития Службы общественной безопасности МВД России (утверждена приказом МВД России от 15 марта 2002 г. № 240).
создающих потенциальную и реальную опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, выраженных, в частности, в общественно опасных действиях (бездействии) и охраняемых системой норм административного, информационного, уголовного, экологического и других отраслей права [4, с. 35], А.И. Сапожников (2006 г.) представляет общественную безопасность как социально-правовое явление, под которым понимается совокупность общественных отношений, регулируемых системой юридических норм в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно важным интересам граждан и обществу в целом5. Определяя общественную безопасность как общенаучную и правовую категорию, А.М. Воронов (2006 г.) формулирует концептуальные основы обеспечения общественной безопасности Российской Федерации [5].
Б.Ф. Калачев, П.Н. Кобец (2006 г.) видят в общественной безопасности отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства от опасных деяний и негативного воздействия чрезвычайных ситуаций, вызванных социальными конфликтами, неконтролируемой миграцией, стихийными бедствиями, катастрофами, авариями, пожарами, эпидемиями и иными особыми обстоятельствами [6, с. 37]. И.И. Бондаревский (2006 г.) ищет связь между понятием и содержанием общественной безопасности [7]. И.В. Демин (2007 г.) исследует теоретико-методологические аспекты общественной безопасности [8]. А.В. Жаглин (2007 г.) видит в общественной безопасности и социальное явление, и элемент системы национальной безопасности [9]. И.В. Демин (2008 г.) формулирует научные основы обеспечения общественной безопасности в современной России [10]. И.Б. Кардашова (2008 г.) полагает недопустимым характеризовать общественную безопасность как стабильность, обосновывая это утверждение тем, что стабильность и общественная безопасность являются условиями развития государства. Обеспечение стабильной внешней и внутренней среды для государства, полагает автор, неотделимо от уровня обеспечения общественной безопасности. Если государство может ощущать себя в безопасности и в период нестабильности или активных перемен, то общественную безопасность следует рассматривать как ее системное свойство, позволяющее развиваться и процветать
5 Сапожников А.И. Административно-правовой режим общественной безопасности: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.04. - Москва, 2006.
в условиях опасностей и угроз. Автор настаивает на необходимости теоретической разработки понятия «общественная безопасность» как методологической основы принятия правовых, организационных, правоприменительных и иных мер [11]. М.И. Агалабаев (2009 г.) видит в общественной безопасности и способах ее обеспечения одну из сложнейших теоретико-прикладных проблем современности [12].
Общее определение термина формулирует С.И. Гирько (2009 г.): общественная безопасность есть защищенность общества от внутренних и внешних угроз [13]. Общественная безопасность, по мнению автора, входит в систему основных общегосударственных мер по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, законных интересов предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений. Автор видит в общественной безопасности исключительно важную теоретическую и практическую проблему, от решения которой напрямую зависит и определение стратегии правоохранительной деятельности по обеспечению общественной безопасности в Российской Федерации.
Если В.А. Цымбал (2010 г.) ищет подходы к определению содержания общественной безопасности [14], то Б.Т. Хамхоев (2010 г.) исследует генезис формирования ее сущности [15]. Опираясь на исследования отечественных ученых 60 - 80-х годов прошлого столетия (М.И. Еропкин, Л.Л. Попов, И.И. Веремеенко), А.Г. Коротких (2011 г.) приходит к выводу о необходимости понимания общественной безопасности в широкой и узкой трактовках [16].
В общем, широком понимании общественная безопасность определяется автором как состояние защищенности личности и общества от совокупности угроз противоправного, техногенного, природного, космического, экологического и иного характера различными по своему характеру и значимости мерами.
Узкая трактовка определяет общественную безопасность как состояние защищенности жизни и здоровья граждан, интересов общества от противоправных посягательств на улицах, стадионах, парках, скверах, всех видах общественного транспорта, в культурных, образовательных, религиозных, учреждениях и иных общественных местах правовыми, организационными, инженерно-техническими, воспитательными, принудительными и иными мерами на законных основаниях [16].
К.А. Краснова, Э.Т. Сибагатуллина (2011 г.), отмечая многоаспектный характер общественной безопасности, определяют ее как совокупность общественных отношений, создающую нормальные безопасные условия общественной жизни
[17], Б.Т. Хамхоев (2011 г.), анализируя проблемы, связанные с определением термина, настаивает на необходимости его нормативного закрепления
[18], формулирует проблему определения общественной безопасности на региональном уровне
[19], Н.А. Босхамджиева (2012 г.) выделяет в общественной безопасности, с одной стороны, социально-правовую категорию [20], а с другой -объект административно-правового обеспечения [21], В.Н. Конин (2013 г.) видит в общественной безопасности направление деятельности российской полиции [22].
Ряд исследований посвящен изучению сущности и соотношения близких, однокоренных понятий: «безопасность», «общественная безопасность», «общественный порядок», «национальная безопасность» [16, 23, 24].
14 ноября 2013 года Президент Российской Федерации утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации.
Концепция (п. 4) определяет общественную безопасность как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Из нормативного определения вытекает объектный состав общественной безопасности, а также основные направления ее обеспечения.
В качестве объектов обеспечения общественной безопасности Концепция называет, во-первых, человека и гражданина, во-вторых, материальные и духовные ценности общества.
Основные направления (векторы) обеспечения общественной безопасности согласно Концепции:
1) преступные и иные противоправные посягательства в отношении объектов общественной безопасности;
2) проблемы социальных и межнациональных конфликтов;
3) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Таким образом, Концепция существенно сужает притязания науки как по объектному составу, так и по направлениям обеспечения общественной безопасности.
Концепция (п. 6), помимо базового, формулирует также пять определений иных терминов, которые включает в состав основных. Это: 1) угроза общественной безопасности; 2) обеспечение общественной безопасности; 3) система обеспечения общественной безопасности; 4) государственная система мониторинга состояния общественной безопасности; 5) средства обеспечения общественной безопасности.
Угрозу общественной безопасности Концепция определяет как прямую или косвенную возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества.
Обеспечение общественной безопасности обозначается как реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система обеспечения общественной безопасности согласно Концепции включает в себя силы и средства обеспечения общественной безопасности.
Государственная система мониторинга состояния общественной безопасности в соответствии с Концепцией представляет собой единую межведомственную многоуровневую автоматизированную информационную систему наблюдения за состоянием общественной безопасности. Система предназначена для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности.
Средства обеспечения общественной безопасности - это технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами. Совокупность указанных средств используется для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии общественной безопасности и мерах по ее укреплению.
Определяя средства обеспечения общественной безопасности, Концепция, к сожалению, не определяет состава и полномочий сил обеспечения общественной безопасности. По-видимому, и эту задачу должен решить предлагаемый Федеральный закон «Об общественной безопасности» [21].
Утверждение Концепции стало поворотным моментом в научных дискуссиях относительно всего спектра проблем, связанных с теорией и практикой обеспечения общественной безопасности в стране.
Профессор А.В. Ростокинский аргументированно критикует Концепцию за повторение «прежних политико-пропагандистских клише» и
неадекватную оценку приоритетов наличных угроз общественной безопасности [25].
Появились работы, сопоставляющие нормативное определение понятия общественной безопасности, формулируемое Концепцией, и научные.
По мнению М.А. Камилова, Концепция абсолютно правильно исключает из содержания определения состояние защищенности государства, институтов государства, так как это позволяет индивидуализировать общественную безопасность как вид национальной безопасности [26].
Е.Г. Федотова (2014 г.) предлагает под общественной безопасностью понимать безопасность всех в совокупности общественных интересов и общественных отношений, в том числе тех, которые не являются правоотношениями.
Исходя из формулируемого определения, автор обозначает цель обеспечения общественной безопасности, которая заключается в выявлении, устранении и предупреждении угроз, способных нанести ущерб общественным интересам, соответствующим общественным отношениям во всех сферах, и предмет обеспечения общественной безопасности, каковым автор объявляет население конкретного государства, общности, группы населения (по территориальным, национальным, культурным, социальным, профессиональным и иным критериям), общественные институты, организации.
С последним утверждением согласиться невозможно. Население, его общности и группы являются объектом, но не предметом обеспечения общественной безопасности. Предметная сфера общественной безопасности - это основные направления (векторы) деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения общественной безопасности (см. выше).
Основываясь на результатах анализа точек зрения различных авторов и определений Концепции, автор приходит к выводу о том, что обеспечение общественной безопасности является более широким понятием, чем понятие безопасности государства. Автор аргументирует свою позицию тем, что обеспечение общественной безопасности предполагает развитие международных отношений как суверенных государств, так и иных субъектов, в том числе в рамках международных неправительственных организаций [27]. Данное положение также не выдерживает критики, поскольку безопасность государства в еще большей степени невозможна без развития соответствующих международных отношений.
А.В. Степанов на основе анализа научного и нормативного определений термина предлагает авторский вариант, согласно которому общественная безопасность понимается автором как государственно-правовой институт, включающий
комплекс механизмов и структур по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз в различных областях общественной жизни (социальной и межнациональной, правоохранительной, пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной) [28].
Завершая терминологический обзор, рассмотрим соотношение понятий «общественная безопасность» и «безопасность общества».
Если Закон «О безопасности» 1992 года6 в преамбуле говорил о безопасности личности, общества и государства, то Федеральный закон 2010 года7 говорит уже о безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видах безопасности.
Безопасность общества и общественная безопасность - понятия, безусловно, не совпадающие.
Формально-логический подход позволяет определить безопасность общества как состояние его защищенности от внутренних и внешних угроз [13]. Общество, таким образом, является объектом, нуждающимся в обеспечении его безопасности, защите от внутренних и внешних угроз.
Однако что же следует понимать под термином «общество»?
Наиболее общее толкование определяет общество как совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности [29, с. 432].
Общество - это среда, которая сопровождает каждого от рождения до кончины, в которой живет и развивается, приспосабливается к жизни каждый человек.
Общество определяют также как социокультурную систему - систему, в которой человек взаимодействует с другими людьми, миром природы и рукотворным миром - миром вещей, фундаментальных общественных ценностей, идей, знаний, верований - всего того, что выделяет человека из мира животных. Социокультурная система способствует социализации человека -усвоению им общепринятых правил поведения и выстраиванию собственной жизни в соответствии с этими правилами.
Общество, социум - это «многоэтажная» конструкция, в основании которой находится первичная ячейка общества - семья. Семья - элемент социума, в котором связи ее членов наиболее крепки и устойчивы - в силу кровного родства и
6 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности».
7 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ
«О безопасности».
духовной близости. В семье выстраивается иерархия поколений, распределение обязанностей между ее членами, происходит передача жизненного опыта от старших членов семьи младшим. Дети усваивают первичные социальные ценности как правила должного поведения, сталкиваются с первыми проблемами, в том числе связанными с обеспечением личной безопасности.
Следующий «этаж» социума - это население поселка, села, города. Поселок, село, город - это малая родина, с которой человека связывают воспоминания детства, сохранившаяся с детства дружба, любовь к красотам и достопримечательностям родного края, нередко - любовь и уже собственная семья как плод этой любви. Психологически связи между жителями поселка, села, города тем слабее, чем больше численность их населения. Однако их объединяет общее желание найти себе применение на родине, сделать ее еще более прекрасной и комфортной для жизни.
Следующий «этаж» - население всей страны. Здесь объединяющим началом для членов общества выступает патриотизм, гордость за свою «большую» Родину. Мерилом патриотизма каждого является стремление внести свой вклад в развитие родного края и страны в целом, готовность встать на защиту Отечества в его трудную минуту.
В дальнейших наших рассуждениях под обществом будем понимать российское общество, то есть совокупность людей, проживающих (и находящихся) на территории Российской Федерации.
Современное российское общество определяют как транзитивное общество, то есть общество, находящееся в переходном состоянии.
Если политическая система, структура органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации после распада СССР установились сравнительно быстро, то изменения в общественном сознании и, соответственно, в психологии общества происходят более медленными темпами, что и определяет транзитивный, то есть переходный его характер.
Транзитивные сообщества характеризуют особенности, связанные с их «догоняющим характером»8: высокая интенсивность их развития, активное внедрение инноваций во всех сферах общественного бытия9, формирование новой философии [30, с. 15-25] и ценностей этого бы-
8 Тимофеенко В.А. Фактор темпоральности в репрезентациях транзитивного общества: дис. ... канд. филос. наук. -Ростов-н-Дону: РИНХ, 2014. С. 112-129.
9 Агранович В.Б. Инновации в транзитивном обществе: социально-философский анализ: дис. . канд. филос. наук. - Москва, 2007.
тия [31, с. 27], закрепляемых в нормах права [8], и, одновременно, широкий спектр проблем социальных взаимодействий [32, с. 3-10]. В таких сообществах изменяется система и структура политической власти10, возрастают риски человеческого развития, которые становятся факторами уязвимости общества [33]. Усложняется гражданская социализация молодежи11. Меняется спектр, возникают новые угрозы безопасности общества [34, с. 212-215].
Из изложенного вытекает, что безопасность общества - это более масштабная категория, чем общественная безопасность. Общественную безопасность следует воспринимать как один из элементов, безусловно, очень важный, безопасности общества. Безопасность общества и общественная безопасность, таким образом, соотносятся как целое и его часть.
Подведем итоги.
1. Общественная безопасность - это:
- общенаучная и правовая категория [5];
- одна из сложнейших теоретико-прикладных проблем современности [12];
- исключительно важная теоретическая и практическая проблема [13];
- системное свойство, позволяющее [обществу] развиваться и процветать в условиях опасностей и угроз [11];
- система общественных отношений [1, с. 204; 2, с. 559];
- совокупность общественных отношений, создающая нормальные безопасные условия общественной жизни [17];
- государственно-правовой институт [28];
- система общественных юридических норм [1, с. 204];
- социально-правовая категория;
- социальное явление [9];
- социально-правовое явление;
- социальная безопасность;
- состояние реальной действительности [3];
- защищенность общества от внутренних и внешних угроз [13];
- состояние защищенности личности и общества [16];
- состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества;
- состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
10 Кусля А.А. Социально-философский анализ феномена политической власти в транзитивном обществе: дис. . канд. филос. наук. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2012.
11 Красная М.А. Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе: дис. ... канд. психол. наук. - Москва: МГУ, 2015. 469 с.
- безопасность всех в совокупности общественных интересов и общественных отношений [27];
- правовое состояние защищенности личности и общества [4, с. 35];
- состояние защищенности жизни и здоровья граждан, интересов общества от противоправных посягательств [16];
- отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства [6, с. 37];
- элемент системы национальной безопасности [9];
- объект административно-правового обеспечения [21];
- направление деятельности российской полиции [22].
2. Общественная безопасность в нормативном понимании - это:
1) объектный состав:
а) человек и гражданин;
б) материальные и духовные ценности общества;
2) направления (векторы) обеспечения:
а) преступные и иные противоправные посягательства в отношении объектов общественной безопасности;
б) проблемы социальных и межнациональных конфликтов;
в) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
3. Наука трактует общественную безопасность расширительно, как комплексное явление общественного бытия современной России, как ожидания общества в данной сфере, провозглашаемые устами ученых, тогда как Концепция общественной безопасности трактует данный предмет как сферу реальных действий правоохранительных органов, в первую очередь МВД России и МЧС России, во взаимодействии с институтами гражданского общества и социально активными гражданами.
Из изложенного следует, что безопасность общества - это более масштабная категория, чем общественная безопасность в нормативном ее понимании. Безопасность общества и общественная безопасность соотносятся как целое и его часть.
Практическая деятельность, связанная с обеспечением общественной безопасности, безоговорочно и в полном объеме должна реа-лизовывать положения Концепции общественной безопасности. Эта деятельность, в соответствии с Федеральным законом «О полиции», Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации12, в основном своем объеме возлагается на МВД России, его территориальные органы и подразделения в муниципальных образованиях. Именно здесь, «на земле» государство через сотрудников полиции осуществляет прямое воздействие на население, отдельных граждан, призывая, а в необходимых случаях и принуждая их к соблюдению общественного порядка, тем самым обеспечивая и общественную безопасность на муниципальном уровне.
Но деятельность по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности по политическим соображениям должна включать в себя и меры, связанные с реализацией ожиданий общества в данной сфере. Если первая часть - это задачи и функции правоохранительных органов, то к решению второй группы задач, по нашему мнению, должны самым широким образом привлекаться институты гражданского общества и граждане. Тем самым будет достигаться синер-гетический эффект, наивысшая эффективность обеспечения общественной безопасности в стране. Это - тоже одна из перспективных задач органов внутренних дел, миссия полиции в ее работе с населением.
12 Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699).
- Литература -
1. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев. - Москва., 1984. 418 с.
2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - Москва, 1996. 269 с.
3. Лукьянов В. Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 55-56.
4. Воронов А.М. Общественная безопасность: административные и информационно-правовые проблемы обеспечения и организации управления. - Москва, 2004. 204 с.
5. Воронов А.М. Проблемы теории и практики обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. - Москва: ВНИИ МВД России, 2006. 224 с.
6. Калачев Б.Ф., Кобец П.Н. Проблемы борьбы с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности Российской Федерации. - Москва: ВНИИ МВД России, 2006. 140 с.
7. Бондаревский И.И. О понятии и содержании общественной безопасности // Философия социальных коммуникаций. 2006. № 1. С. 35-39.
8. Демин И.В. Общественная безопасность: теоретико-методологические аспекты // Юридический мир. 2007. № 6. С.35-40.
9. Жаглин А.В. Общественная безопасность как социальное явление и элемент системы национальной безопасности // Вестник Воронежского института МВД России. 2007. № 1. С. 31-34.
10. Демин И.В. Научность основ обеспечения общественной безопасности // Закон и право. 2008. № 3. С. 36-37.
11. Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 2. С. 27-30.
12. Агалабаев М.И. Методология становления и развития теории общественной безопасности // Российский следователь. 2009. № 18. С. 36-40.
13. Гирько С.И. Обеспечение общественной безопасности в системе мер защиты личности, общества и государства: состояние, проблемы, перспективы // Административное право и процесс. 2009. № 5. С. 16-19.
14. ЦымбалВ.А. О подходах к определению содержания общественной безопасности // Современное право. 2010. № 5. C. 26-28.
15. Хамхоев Б.Т. Генезис формирования понятия сущности общественной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8. С. 176-183.
16. Коротких А.Г. О сути и значении понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. № 3. С. 37-42.
17. Краснова К.А., Сибагатуллина Э.Т. Роль миграционного законодательства в укреплении государственного суверенитета и обеспечении общественной безопасности Российской Федерации // Миграционное право. 2011. № 3. С. 6-9.
18. Хамхоев Б.Т. Проблемы определения общественной безопасности // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 40-42.
19. Хамхоев Б.Т. Проблемы определения общественной безопасности на региональном уровне // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 346-347.
20. Босхамджиева Н.А. Общественная безопасность как социально-правовая категория // Административное право и процесс. 2012. № 11. С. 33-35.
21. Босхамджиева Н.А. Общественная безопасность как объект административно-правового обеспечения // Юридический мир. 2012. № 9. С. 51-57.
22. Конин В.Н. Обеспечение общественной безопасности как направление деятельности российской полиции // Административное право и процесс. 2013. № 1. С. 63-64.
23. Демин И.В. Сущность и содержание понятий «безопасность», «общественная безопасность» и «национальная безопасность» // Вестник Екатерининского института. 2009. № 1. С. 29-30.
24. Бредихин И.Д. О проблеме соотношения общественного порядка, правопорядка, законности, общественной безопасности и общественного благоустройства: административно-правовой аспект // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 4. С. 186-191.
25. Ростокинский А.В. Неудобные вопросы авторам Концепции общественной безопасности в Российской Федерации // Российский следователь. 2014. № 6. С. 40-43.
26. Камилов М.А. Определение общественной безопасности в соответствии с новой Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 775-778.
27. Федотова Е.Г. Понятие общественной безопасности Российской Федерации // Российская юстиция. 2014. № 11. С. 2-5.
28. Степанов А.В. Общественная безопасность: теоретико-правовой анализ // Вестник Прикамского социального института. Серия Правоведение. 2015. № 1 (69). С. 29-37.
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва: АЗЪ, 1995. 928 с.
30. Тюгашев Е.А. Философия и право в транзитивном обществе: гендерная перспектива / Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: сборник научных трудов. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. С. 15-25.
31. Булыгина А.А. Ценности транзитивного российского общества / Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 27.
32. Удальцова М.В. Транзитивное общество и его проблемы / Проблемы социальных взаимодействий в транзитивном обществе. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. С. 3-5.
33. Удальцова М.В., Абрамова Е.А. Риски человеческого развития в современном российском обществе как факторы его уязвимости // Вестник НГУЭУ (Новосибирск), 2015. № 2. С. 46-54.
34. Удальцова М.В. Транзитивность современного российского общества как фактор уязвимости человеческого развития / Дни науки-2015: сборник трудов VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17-20 марта 2015 г.: в 2 ч. Ч. 2. - Новосибирск: НОУ ВПО «Сибирский университет потребительской кооперации», 2015. С. 212-215.
= References =
1. Yuridicheskii entsiklopedicheskii slovar' / Gl. red. A.Ya. Sukharev. - Moskva, 1984. 418 s.
2. Alekhin A.P., Karmolitskii A.A., Kozlov Yu.M. Administrativnoe pravo Rossiiskoi Federatsii. - Moskva, 1996. 269 s.
3. Luk'yanov V. Administrativnye pravonarusheniya, posyagayushchie na obshchestvennuyu bezopasnost' // Rossiiskaya yustitsiya. 2001. № 8. S. 55-56.
4. Voronov A.M. Obshchestvennaya bezopasnost': administrativnye i informatsionno-pravovye problemy obespecheniya i organizatsii upravleniya. - Moskva, 2004. 204 s.
5. Voronov A.M. Problemy teorii i praktiki obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2006. 224 s.
6. Kalachev B.F., Kobets P.N. Problemy bor'by s prestupnost'yu v sisteme obespecheniya vnutrennei bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. - Moskva: VNII MVD Rossii, 2006. 140 s.
7. Bondarevskii I.I. O ponyatii i soderzhanii obshchestvennoi bezopasnosti // Filosofiya sotsial'nykh kommunikatsii. 2006. № 1. S. 35-39.
8. Demin I.V. Obshchestvennaya bezopasnost': teoretiko-metodologicheskie aspekty // Yuridicheskii mir. 2007. № 6. S.35-40.
9. Zhaglin A.V. Obshchestvennaya bezopasnost' kak sotsial'noe yavlenie i element sistemy natsional'noi bezopasnosti // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2007. № 1. S. 31-34.
10. Demin I.V. Nauchnost' osnov obespecheniya obshchestvennoi bezopasnosti // Zakon i pravo. 2008. № 3. S. 36-37.
11. Kardashova I.B. Ob obshchestvennoi bezopasnosti // Administrativnoe pravo i protsess. 2008. № 2. S. 27-30.
12. Agalabaev M.I. Metodologiya stanovleniya i razvitiya teorii obshchestvennoi bezopasnosti // Rossiiskii sledovatel'. 2009. № 18. S. 36-40.
13. Gir'ko S.I. Obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti v sisteme mer zashchity lichnosti, obshchestva i gosudarstva: sostoyanie, problemy, perspektivy // Administrativnoe pravo i protsess. 2009. № 5. S. 16-19.
14. Tsymbal V.A. O podkhodakh k opredeleniyu soderzhaniya obshchestvennoi bezopasnosti // Sovremennoe pravo. 2010. № 5. S. 26-28.
15. Khamkhoev B.T. Genezis formirovaniya ponyatiya sushchnosti obshchestvennoi bezopasnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 8. S. 176-183.
16. Korotkikh A.G. O suti i znachenii ponyatii «obshchestvennyi poryadok» i «obshchestvennaya bezopasnost'» // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2011. № 3. S. 37-42.
17. Krasnova K.A., Sibagatullina E.T. Rol' migratsionnogo zakonodatel'stva v ukreplenii gosudarstvennogo suvereniteta i obespechenii obshchestvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Migratsionnoe pravo. 2011. № 3. S. 6-9.
18. Khamkhoev B.T. Problemy opredeleniya obshchestvennoi bezopasnosti // Administrativnoe pravo i protsess. 2011. № 7. S. 40-42.
19. Khamkhoev B.T. Problemy opredeleniya obshchestvennoi bezopasnosti na regional'nom urovne // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2010. № 3. S. 346-347.
20. Boskhamdzhieva N.A. Obshchestvennaya bezopasnost' kak sotsial'no-pravovaya kategoriya // Administrativnoe pravo i protsess. 2012. № 11. S. 33-35.
21. Boskhamdzhieva N.A. Obshchestvennaya bezopasnost' kak ob»ekt administrativno-pravovogo obespecheniya // Yuridicheskii mir. 2012. № 9. S. 51-57.
22. Konin V.N. Obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti kak napravlenie deyatel'nosti rossiiskoi politsii // Administrativnoe pravo i protsess. 2013. № 1. S. 63-64.
23. Demin I.V. Sushchnost' i soderzhanie ponyatii «bezopasnost'», «obshchestvennaya bezopasnost'» i «natsional'naya bezopasnost'» // Vestnik Ekaterininskogo instituta. 2009. № 1. S. 29-30.
24. Bredikhin I.D. O probleme sootnosheniya obshchestvennogo poryadka, pravoporyadka, zakonnosti, obshchestvennoi bezopasnosti i obshchestvennogo blagoustroistva: administrativno-pravovoi aspekt // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2010. № 4. S. 186-191.
25. RostokinskiiA.V. Neudobnye voprosy avtoram Kontseptsii obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii // Rossiiskii sledovatel'. 2014. № 6. S. 40-43.
26. Kamilov M.A. Opredelenie obshchestvennoi bezopasnosti v sootvetstvii s novoi Kontseptsiei obshchestvennoi bezopasnosti v Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2014. № 8. S. 775-778.
27. Fedotova E.G. Ponyatie obshchestvennoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii // Rossiiskaya yustitsiya. 2014. № 11. S. 2-5.
28. StepanovA.V. Obshchestvennaya bezopasnost': teoretiko-pravovoi analiz // Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta. Seriya Pravovedenie. 2015. № 1 (69). S. 29-37.
29. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. - Moskva: AZ»», 1995. 928 s.
30. Tyugashev E.A. Filosofiya i pravo v tranzitivnom obshchestve: gendernaya perspektiva / Sotsial'nye vzaimodeistviya v tranzitivnom obshchestve: sbornik nauchnykh trudov. - Novosibirsk: NGAEiU, 2001. S. 15-25.
31. Bulygina A.A. Tsennosti tranzitivnogo rossiiskogo obshchestva / Problemy sotsial'nykh vzaimodeistvii v tranzitivnom obshchestve. - Novosibirsk: NGAEiU, 1999. S. 27.
32. Udal'tsova M.V. Tranzitivnoe obshchestvo i ego problemy / Problemy sotsial'nykh vzaimodeistvii v tranzitivnom obshchestve. - Novosibirsk: NGAEiU, 1999. S. 3-5.
33. Udal'tsova M.V., Abramova E.A. Riski chelovecheskogo razvitiya v sovremennom rossiiskom obshchestve kak faktory ego uyazvimosti // Vestnik NGUEU (Novosibirsk), 2015. № 2. S. 46-54.
34. Udal'tsova M.V. Tranzitivnost' sovremennogo rossiiskogo obshchestva kak faktor uyazvimosti chelovecheskogo razvitiya / Dni nauki-2015: sbornik trudov VI vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, 17-20 marta 2015 g.: v 2 ch. Ch. 2. - Novosibirsk: NOU VPO «Sibirskii universitet potrebitel'skoi kooperatsii», 2015. S. 212-215.
(статья сдана в редакцию 11.08.2017)