Научная статья на тему 'Особенности обеспечения готовности сотрудников полиции к несению службы в условиях проведения крупных спортивных мероприятий'

Особенности обеспечения готовности сотрудников полиции к несению службы в условиях проведения крупных спортивных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3017
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / POLICE / PUBLIC ORDER / PUBLIC SAFETY / SPORTS EVENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шапошников В.Л., Звертаева Ю.Ю.

Оказывать, в соответствии с законодательством Российской Федерации, содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения одна из обязанностей полиции. К числу таких мероприятий можно отнести международные спортивные массовые мероприятия. В 2018 году в Российской Федерации пройдет чемпионат мира по футболу, где органы внутренних дел Российской Федерации должны продемонстрировать уровень подготовленности к действиям, связанным с решением задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, не допустить совершения противоправных действий как в отношении многочисленных зрителей, так и спортсменов. В статье предпринята попытка раскрыть правовые и организационные основы участия органов внутренних дел Российской Федерации в поддержании правопорядка при проведении крупных спортивных мероприятий, включая представителей образовательных организаций системы МВД России, сформулировать и ответить на актуальные вопросы обеспечения высокого уровня готовности сотрудников полиции к участию в отдельных видах мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Здесь же представлены современные подходы теории и практики к определению качества несения службы сотрудниками полиции в особых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шапошников В.Л., Звертаева Ю.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PROVIDING THE READINESS OF POLICE EMPLOYEES FOR SERVICE IN CONDITIONS OF HOLDING MAJOR SPORTS EVENTS

One of the duties of the police is to render assistance, in accordance with the legislation of the Russian Federation, to the organizers of sports, entertainment and other mass events in ensuring the protection of public order and the safety of citizens in the places where these events are held. One of such events are the international sports mass events. In 2018, the Russian Football Federation will host the FIFA World Cup, where the internal affairs bodies of the Russian Federation must demonstrate the level of training for actions related to the tasks of protecting public order and ensuring public safety, preventing unlawful actions against both numerous spectators and athletes. The article attempts to disclose the legal and organizational basis for the participation of the internal affairs bodies of the Russian Federation in maintaining law and order during major sporting events, including representatives of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to formulate and answer the topical issues of ensuring the high level of readiness of police employees to participate in certain types of security measures in ensuring public order and safety. It also presents modern approaches to theory and practice to determine the quality of service by police officers under special conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности обеспечения готовности сотрудников полиции к несению службы в условиях проведения крупных спортивных мероприятий»

ч4

Y

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ J

ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К НЕСЕНИЮ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

PECULIARITIES OF PROVIDING THE READINESS OF POLICE EMPLOYEES FOR SERVICE IN CONDITIONS OF HOLDING

MAJOR SPORTS EVENTS

УДК 342.95

В.Л. ШАПОШНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) v.shaposhnikov@mail.ru

Ю.Ю. ЗВЕРТАЕВА

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) yzvertaeva@mail.ru

VITALY L. SHAPOSHNIKOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

YULIA YU. ZVERTAEVA

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: оказывать, в соответствии с законодательством Российской Федерации, содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения - одна из обязанностей полиции. К числу таких мероприятий можно отнести международные спортивные массовые мероприятия. В 2018 году в Российской Федерации пройдет чемпионат мира по футболу, где органы внутренних дел Российской Федерации должны продемонстрировать уровень подготовленности к действиям, связанным с решением задач по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, не допустить совершения противоправных действий как в отношении многочисленных зрителей, так и спортсменов.

В статье предпринята попытка раскрыть правовые и организационные основы участия органов внутренних дел Российской Федерации в поддержании правопорядка при проведении крупных спортивных мероприятий, включая представителей образовательных организаций системы МВД России, сформулировать и ответить на актуальные вопросы обеспечения высокого уровня готовности сотрудников полиции к участию в отдельных видах мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Здесь же представлены современные подходы теории и практики к определению качества несения службы сотрудниками полиции в особых условиях.

Ключевые слова: полиция, общественный порядок, общественная безопасность, спортивные мероприятия.

Для цитирования: Шапошников В.Л., Звертаева Ю.Ю. Особенности обеспечения готовности сотрудников полиции к несению службы в условиях проведения крупных спортивных мероприятий // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2018. № 2. С. 54-58.

Abstract: one of the duties of the police is to render assistance, in accordance with the legislation of the Russian Federation, to the organizers of sports, entertainment and other mass events in ensuring the protection of public order and the safety of citizens in the places where these events are held. One of such events are the international sports mass events. In 2018, the Russian Football Federation will host the FIFA

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2018'2

World Cup, where the internal affairs bodies of the Russian Federation must demonstrate the level of training for actions related to the tasks of protecting public order and ensuring public safety, preventing unlawful actions against both numerous spectators and athletes.

The article attempts to disclose the legal and organizational basis for the participation of the internal affairs bodies of the Russian Federation in maintaining law and order during major sporting events, including representatives of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, to formulate and answer the topical issues of ensuring the high level of readiness of police employees to participate in certain types of security measures in ensuring public order and safety. It also presents modern approaches to theory and practice to determine the quality of service by police officers under special conditions.

Keywords: police, public order, public safety, sports events.

For citation: Shaposhnikov V.L., Zvertaeva Yu.Yu. Peculiarities of providing the readiness of police employees for service in conditions of holding major sports events // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2018. № 2. P. 54-58.

Международные и массовые спортивные мероприятия - это крупные общественные события мирового масштаба, привлекающие тысячи спортсменов и миллионы зрителей. К организации их проведения подключаются десятки представителей различных стран, которые, в свою очередь, привлекают сюда зрителей из самых разных географических регионов планеты. Сегодня особо актуальны вопросы обеспечения законности, правопорядка при проведении крупных международных и массовых спортивных мероприятий. Данные проблемы постоянно находятся в центре внимания законодателя, органов государственной власти, средств массовой информации и граждан в преддверии чемпионата мира по футболу, который пройдет в Российской Федерации в 2018 году. Правовое обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий является важнейшим направлением развития законодательства Российской Федерации в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, поэтому проблемы совершенствования законодательного регулирования деятельности государственных органов в этих условиях неоднократно обсуждались и учеными, и практиками [1, с. 15-16; 2; 7, с. 62-65; 8, с. 204-208].

Меры безопасности на чемпионате мира по футболу должны быть эффективными, но ненавязчивыми, не создавать проблем, дискомфорта для спортсменов и болельщиков. Охрана общественного порядка, безопасность в период подготовки и проведения чемпионата мира - одна из гарантий, которые дала Россия как страна -хозяйка ЧМ-2018 [з, с. 30].

При этом Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств [5, с. 151; 9, с. 223].

Ключевая роль в обеспечении организованного проведения крупных международных и массовых спортивных мероприятий отводится органам внутренних дел Российской Федерации. Именно на них в значительной степени ложится бремя охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, оказания необходимого конструктивного содействия, помощи их организаторам. В соответствии с ч. 1 п. 6 ст. 12 Федерального закона «О полиции»1 обязанностью полиции является обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать, в соответствии с законодательством Российской Федерации, содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах их проведения [10].

Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в сложившихся сегодня условиях представляет собой одну из самых широкомасштабных операций по обеспечению правопорядка и безопасности. В МВД России координацию деятельности органов внутренних дел в этом направлении осуществляет Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации2.

Обеспечение правопорядка при проведении крупных международных и массовых спортив-

1 Российская газета. 2011. 8 февраля.

2 Приказ МВД России от 25 июня 2011 г. № 724 «Об утверждении Положения об Управлении по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

2018'2

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

ных мероприятий предполагает решение органами внутренних дел Российской Федерации целого комплекса задач:

охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений;

обеспечения соблюдения участниками мероприятия, а также зрителями установленных правил поведения;

своевременного реагирования на попытки нарушения установленного порядка проведения мероприятия;

оказания помощи пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья.

При решении этих задач учитывается опыт зарубежных государств при проведении подобных мероприятий [6].

В соответствии с решением МВД России к участию в обеспечении правопорядка в составе комплексных сил могут быть привлечены курсанты, слушатели, адъюнкты, докторанты, руководящий и профессорско-преподавательский состав и иные сотрудники образовательных организаций системы МВД России.

При принятии решения о привлечении курсантов к участию в охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при проведении крупных международных и массовых спортивных мероприятий учитывается наличие у кандидатов базовых знаний об охране общественного порядка в особых условиях, способности выполнять поставленные перед ними конкретные задачи на высоком профессиональном уровне.

Подготовка данной категории сотрудников органов внутренних дел к мероприятиям начинается задолго до их проведения и предполагает особую роль как образовательных организаций МВД России, так и представителей территориальных органов МВД России.

При подготовке курсантов к участию в конкретных формах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности перед профессорско-преподавательским составом образовательных организаций ставятся следующие задачи:

воспитание чувства ответственного отношения к выполнению обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

ознакомление с новыми положениями теории и практики в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопас-

ности с учетом опыта участия в подобных мероприятиях (например, в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи);

выработка практических умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Кроме того, перед учебным процессом ставится сложная задача во взаимодействии с подразделениями МВД России, ответственными за организацию подготовки личного состава, построить его таким образом, чтобы знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения, могли быть оперативно реализованы в условиях проведения мероприятий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Организация подготовки курсантов к мероприятиям по охране общественного порядка осуществляется на трех взаимосвязанных между собой периодах (этапах).

Особенностью первого этапа является то, что подготовка курсантов проводится в значительной степени в стенах образовательной организации и включает в себя выработку следующих навыков:

несения службы как в ходе проведения отдельных видов массовых мероприятий, так и на отдельных объектах;

определения угроз совершения актов незаконного вмешательства (угроз взрыва, угроз размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ)) и принятия мер по их нейтрализации;

выявления потенциально опасных лиц и ситуаций (профайлинг);

проведения досмотровых мероприятий, проверки документов, являющихся основанием для прохода лиц на территорию проведения массового мероприятия, основанием перемещения предметов и грузов и т.п.;

эффективной коммуникации с гражданами, в том числе с отдельными категориями граждан, включая иностранных граждан.

В свою очередь, подготовка курсантов к проведению досмотровых мероприятий включает:

психологическую подготовку (психологические основы общения сотрудников органов внутренних дел в ходе досмотра, визуальная психодиагностика личности при проведении досмотровых мероприятий и т.д.) [4, с. 66];

тактико-специальную подготовку (тактику несения службы, взаимодействия между подразделениями полиции, организаторами мероприятия, знание признаков взрывчатых веществ и взрывных устройств, способов их обнаружения);

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2018'2

юридическую подготовку (основания и процессуальный порядок проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, применения мер процессуального принуждения);

изучение порядка использования досмотровой и поисковой техники при проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, выявлении оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д.;

медицинскую подготовку, включающую выработку навыков оказания первой помощи лицам, которые в ней нуждаются.

Подготовка курсантов к действиям по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности предполагает проведение теоретических и практических занятий при активном использовании новых педагогических и компьютерных технологий.

Теоретическими занятиями являются: лекции, на которых рассматриваются нормативные акты, регламентирующие организацию охраны общественного порядка, порядок реализации содержащихся в них положений, права и обязанности сотрудников полиции, меры ответственности за нарушение правопорядка; анализируются современные организационные, тактические и технические возможности подразделений и служб органов внутренних дел, позволяющие повысить уровень безопасности в местах проведения массовых мероприятий;

семинары, где у обучающихся проходит проверка знаний нормативных актов в сфере охраны общественного порядка, рассматриваются алгоритмы действий в условиях возможных экстремальных ситуаций в период осложнения оперативной обстановки.

Практическими занятиями являются: тактико-специальные занятия, проводимые в большинстве своем с участием сотрудников органов внутренних дел - специалистов в сфере охраны общественного порядка, а также в сфере эксплуатации специальных технических средств, применяемых в конкретных условиях. Занятия сопряжены с разбором типичных ситуаций, возникающих при несении службы по охране общественного порядка, анализом действий сотрудников полиции и правонарушителей, в том числе на основе данных, полученных от сотрудников органов внутренних дел из числа представителей территориальных органов МВД России, а также по итогам просмотра учебных видеофильмов, где раскрывается тактика несения службы в обычных и особых условиях, связанных с осложнением оперативной обстановки;

тактико-специальные тренировки, на которых вырабатываются навыки несения службы по охране общественного порядка посредством отработки конкретных вводных с последующим разбором результатов. Повышает эффективность занятий их проведение на учебных полигонных комплексах, располагающих в том числе техническими средствами досмотра граждан, а также находящихся при них вещей. Проведение занятий на полигонах позволяет отчасти воссоздать обстановку мест проведения массовых мероприятий или обстановку, возникающую на отдельных объектах. При моделировании ситуаций курсанты закрепляют теоретические знания, отрабатывают алгоритмы действий в условиях, приближенных к реальным.

Особое место в подготовке курсантов занимает проведение практических занятий с выходом на объекты, схожие по своему функциональному назначению с объектами, где предполагается нести службу (спортивно-зрелищные и иные объекты проведения массовых мероприятий, объекты транспортной инфраструктуры, где проводятся досмотровые мероприятия и т.п.). Цель этих занятий - уяснение обстановки на перечисленных объектах, изучение особенностей несения службы нарядами полиции, а также особенностей работы представителей частных охранных структур, общественных формирований правоохранительной направленности, привлекаемых к участию в мероприятиях по охране общественного порядка.

Еще одной особенностью подготовки курсантов к мероприятиям по охране общественного порядка является проведение комплексных учений, в ходе которых отрабатываются способы решения поставленных задач, совершенствуется механизм действий в составе подразделений, в том числе при получении сигналов о возможном возникновении групповых нарушений общественного порядка.

Комплексное использование всех видов учебных занятий позволяет поднять качество решения задач по охране общественного порядка на более высокий уровень, предоставляет возможность своевременного выявления ошибок в организации службы на ранних стадиях.

Неоценимый опыт по охране общественного порядка курсанты приобретают при их привлечении к охране общественного порядка на массовых спортивных мероприятиях регионального, городского (районного) уровней. Это позволяет ощутить атмосферу, существующую на спортивных комплексах, оценить уровень организации его проведения, собственную готовность к несению службы.

Исполнительный период начинается с момента прибытия курсантов к месту проведения

2018'2

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

массового мероприятия и завершается одновременно с его окончанием. Включает в себя совокупность действий, проводимых накануне массового мероприятия непосредственно на месте его проведения. Во многом именно здесь закладывается основа для качественного несения службы: производится расстановка нарядов, уточняются задачи каждому из сотрудников, проверяется реальность установленных сроков развертывания сил, отрабатываются вопросы взаимодействия с другими привлекаемыми силами на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств.

В ходе непосредственного участия в охране общественного порядка при проведении спортив-

ных мероприятий курсанты выполняют конкретные действия, решают поставленные задачи в соответствии с назначением, приобретают бесценный опыт несения службы в особых условиях.

И, наконец, заключительный период определения уровня готовности курсантов к несению службы относится ко времени после проведения спортивного мероприятия, связан с подведением итогов несения службы, изучением и анализом ее результатов, обобщением и распространением положительного опыта, аккумулированием информации для ее дальнейшего использования при постановке новых задач по охране общественного порядка при проведении крупных спортивных мероприятий.

Литература

1. Алексеева А.П. Законодательные инициативы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных соревнований // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 15-16.

2. Иванова С.И., Черкасова Е.К. Правовые основания принятия решения о необходимости охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий силами сотрудников ОВД // Концепт. 2014. № S15. С. 11-15.

3. Корнеев К.В., Тараканов А.Ю., Хоруженко А.Ф. Роль и влияние культуры безопасности жизнедеятельности на обеспечение безопасности при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году // Технологии гражданской безопасности. 2015. № 2 (44). С. 26-32.

4. ЛапчукВ.С. Психологические аспекты подготовки сотрудников ОВД к охране общественного порядка // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 66-69.

5. Новиков С.В. Обеспечение правопорядка на спортивных мероприятиях негосударственными структурами безопасности в преддверии проведения чемпионата мира по футболу в России // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 11. С. 151-153.

6. Пожидаев С.Г. Некоторые вопросы антитеррористической деятельности в зарубежных странах при проведении крупномасштабных спортивных мероприятий международного уровня // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). С. 91-94.

7. Семенистый А.В. Совершенствование правового регулирования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности при проведении массовых культурно-зрелищных мероприятий // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27). С. 62-65.

8. Сердюков А.В. Законодательный аспект обеспечения безопасности при проведении физкультурных и спортивных мероприятий // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 1 (34). С. 204-208.

9. Халиуллина Л.И. Спортивный экстремизм: подходы к определению и пути преодоления // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 1. С. 223-225.

10. Чапчиков С.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 7 (13). С. 84-100.

References

1. Alekseeva A.P. Zakonodatelnye iniciativy v sfere ohrany obshestvennogo poryadka i obespecheniya obshestvennoj bezopasnosti pri provedenii sportivnyh sorevnovanij // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2013. № 3. S. 15-16.

2. Ivanova S.I., Cherkasova E.K. Pravovye osnovaniya prinyatiya resheniya o neobhodimosti ohrany obshestvennogo poryadka pri provedenii massovyh meropriyatij silami sotrudnikov OVD // Koncept. 2014. № S15. S. 11-15.

3. Korneev K.V., Tarakanov A.Yu., Horuzhenko A.F. Rol i vliyanie kultury bezopasnosti zhiznedeyatelnosti na obespechenie bezopasnosti pri provedenii chempionata mira po futbolu v 2018 godu // Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti. 2015. № 2 (44). S. 26-32.

4. Lapchuk V.S. Psihologicheskie aspekty podgotovki sotrudnikov OVD k ohrane obshestvennogo poryadka // Psihopedagogika v pravoohranitelnyh organah. 2013. № 2 (53). S. 66-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Novikov S.V. Obespechenie pravoporyadka na sportivnyh meropriyatiyah negosudarstvennymi strukturami bezopasnosti v preddverii provedeniya chempionata mira po futbolu v Rossii // Socialno-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2016. № 11. S. 151-153.

6. Pozhidaev S.G. Nekotorye voprosy antiterroristicheskoj deyatelnosti v zarubezhnyh stranah pri provedenii krupnomasshtabnyh sportivnyh meropriyatij mezhdunarodnogo urovnya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1 (37). S. 91-94.

7. SemenistyjA.V. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya ohrany obshestvennogo poryadka i obespecheniya obshestvennoj bezopasnosti pri provedenii massovyh kulturno-zrelishnyh meropriyatij // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2013. № 3 (27). S. 62-65.

8. Serdyukov A.V. Zakonodatelnyj aspekt obespecheniya bezopasnosti pri provedenii fizkulturnyh i sportivnyh meropriyatij // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». 2013. № 1 (34). S. 204-208.

9. Haliullina L.I. Sportivnyj ekstremizm: podhody k opredeleniyu i puti preodoleniya // Probely v rossijskom zakonodatelstve. 2012. № 1. S. 223-225.

10. Chapchikov S.Yu. Postatejnyj kommentarij k Federalnomu zakonu «O policii» ot 7 fevralya 2011 goda № 3-FZ // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie. 2011. № 7 (13). S. 84-100.

(статья сдана в редакцию 12.04.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.