УДК 342.739 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3305-2019-10075
Право собственности как способ реализации экономической основы конституционного строя России
Property Right as a Way to Implement the Economic Basis of the Constitutional System of Russia
Марат Вильданович САУДАХАНОВ,
кандидат юридических наук
E-mail: [email protected]
Научный консультант: Б.С. Эбзеев, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. На основе анализа конституционных положений, законодательства и научных публикаций показана важность исследования экономических прав (на примере права собственности) во взаимодействии с принципами экономических основ конституционного права. Раскрыта основная особенность подобного взаимодействия — консолидация интересов разных видов собственников и обеспечение стабильности в обществе.
Ключевые слова: экономическая основа, конституционный строй, конституционные принципы, частная собственность, муниципальная собственность, государственная собственность
Abstract. On the basis of the analysis of constitutional provisions, legislation and scientific publications the importance of the analysis of economic rights (for example, property rights) in interaction with the principles of economic foundations of constitutional law is shown. The main feature of such interaction — consolidation of interests of different types of owners and ensuring stability in society — is revealed.
Key words: economic basis, constitutional system, constitutional principles, private property, municipal property, state property
Экономические основы — одна из важнейших составных частей конституционного строя Российской Федерации, привлекающих внимание многих известных ученых1. В частности, авторы учебника «Конституционное право России» отмечают, что «экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство. В его рамках производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции»2.
В отечественной науке конституционного права практически отсутствуют работы, специально направленные на системные исследования, посвященные решению современных проблем взаимодействия экономических основ российского конституционного строя с экономически-
ми правами человека и гражданина. Например, Л.Р. Бухонова отмечает, что это — «экономическая и идейная предпосылка свободы личности, мощный стимул к улучшению индивидуальных результатов экономической деятельности, фактор экономического роста и динамизма всего общества, развития демократии, достойного материального уровня жизни человека, предпосылка удовлетворения множества самых разнообразных человеческих потребностей, а также развития науки, духовности и культуры в це-лом»3. В подобном ключе о частной собственности пишут и другие авторы4. Именно исследование данной актуальной проблемы обусловило основную цель и задачи настоящей статьи.
Для более полной характеристики экономической основы как составной части конституционного строя и возникающих на ее базе экономических прав необходимо изменить акценты в рассмотрении структурных элементов экономической системы и в определении понятия основ кон-
ституционного строя, а экономические права рассматривать во взаимодействии с экономической основой конституционного строя.
Прежде всего, это касается принципа признания равной защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ)5, являющегося одним из основных принципов, которые составляют экономическую основу конституционного строя.
Как видно из его названия, данный принцип имеет универсальное содержание, охватывающее своим руководящим воздействием все формы собственности — частную, государственную, муниципальную и иные, которые имеют разные отраслевые особенности и их правовое регулирование. Универсальное содержание принципа распространяет его регулирующее воздействие на всю территорию государства, а также на всех субъектов, участвующих в соответствующем виде правоотношений.
Из экономических прав под содержание данного принципа в максимальной степени подходит право собственности. Одним из достоинств рассмотрения права собственности во взаимодействии с принципом равенства всех форм собственности состоит в том, что через универсальное содержание принципа можно увидеть консолидирующую роль собственности. Когда разные формы собственности анализируются сами по себе, в большей степени выявляются их отличительные особенности и различия, обособленность, а не консолидация.
Например, ст. 213—215 ГК РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 3 августа 2018 г.) установлены общие требования в отношении права собственности граждан и юридических лиц, государственной собственности и муниципальной собственности. При этом ст. 213 ГК РФ для собственности граждан и юридических лиц установлено универсальное правомочие собственника: у них может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам6.
Конституционное и муниципальное законодательство для государственной и муниципальной собственности, наоборот, установили ее целевое использование. Например, в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 18 марта 2019 г.) в собственности субъекта РФ мо-
жет находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности его органов государственной власти, государственных служащих, работников государственных унитарных предприятий и работников государственных учреждений в соответствии с законами субъекта РФ; имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами и др.7
Целевое использование установлено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 6 февраля 2019 г.) и для муниципальной собственности. Статья 50 указанного Закона установила, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных соответствующими законами; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; и др.8
В соответствии со ст. 51 ФЗ № 131 органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом; со ст. 26.12 ФЗ № 184 органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ.
Как видим, объем и целевое использование частной, муниципальной и государственной собственности разные. Разные у них субъекты управления собственностью, их количественный состав и правовой статус, пространственная юрисдикция. Но их объединяет одно — принцип равенства форм собственности.
Благодаря универсальности содержания этого принципа создаются реальные основы для их развития и постоянное совершенствование через конкуренцию и совершенствование эффективности производства товаров и уменьшения издержек. Данный принцип способствует не только развитию конкуренции, но и взаимодействия, поскольку собственность должна служить социальным целям (ст. 7 Конституции РФ).
2019 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры
65
1 См.: Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под научн. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эбзее-ва. 10-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 137—139; Клишас A.A. Социальное государство: Монография. М.: Международные отношения, 2017. С. 54—75; Косаренко H.H. Социальное государство: политические, правовые и социально-экономические факторы: Монография. М.: Юстиция, 2016. С. 87— 89; Осавелюк A.M., Тутханян ГА. О роли правовых основ в деятельности социального государства в России // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 5. С. 34—37; Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е изд. М.: Проспект, 2013. С. 104—180.
2 Конституционное право России: Учебник для сту-
дентов вузов / Под научн. ред. В.О. Лучина, Б.С. Эб-зеева. 10-е изд. перераб. и доп. С. 137.
3 См.: Бухонова Л.Р. Конституционно-правовое регулирование частной собственности в современном мире. Тенденции и перспективы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. С. 3.
4 См.: Осавелюк A.M. Конституционно-правовое регулирование права частной собственности (духовно-нравственный аспект) // Конституция и экономика: Материалы кругл. стола 1 октября 2012 г. / Под ред. И.А. Алебастровой. М.: МГЮА, 2013. С. 137—141.
5 СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
6 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
7 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
8 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Эриашвили Н.Д., Чухвичев Д.В., Червонюк В.И. Законодательная техника. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 495 с.
ISBN 978-5-238-03289-4
Раскрываются основные теоретические и практические вопросы, связанные с законодательным регулированием, процессом создания, изменения и отмены нормативных правовых актов, дается характеристика системы законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются основные правила законотворческой деятельности, научные концепции, связанные с законодательной техникой, способы, приемы и правила, применяемые при создании и принятии нормативных правовых актов, а также методология кодификации имеющегося законодательства. Характеризуются некоторые наиболее существенные проблемы законодательного ре-