20. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
20.1. ПРАВА СЕРБСКИХ ГРАЖДАН В КОНСТИТУЦИИ 1901 ГОДА
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
kpolovchenko@gmail.com
Аннотация: конституция 1901 года объединила в себе либеральные идеи радикалов и консервативные идей прогрессистов. Согласно статье 1 Конституции Сербия являлась наследственной конституционной монархией с Народным представительством. В Конституции 1901 года в отличие от Конституции 1888 даже не упоминался принцип разделения властей. Король являлся носителем исполнительной власти и обладал весомыми полномочиями в законодательной сфере. Народное представительство (парламент) впервые в сербской истории имело двухпалатное устройство. В отличие от Конституции 1888 года Конституция 1901 года предусмотрела «недепутатский» состав Правительства. Министры могли быть привлечены только к уголовной ответственности на условиях, предусмотренных еще Конституцией 1869 года. Судебной власти в Конституции 1901 года была посвящена всего лишь одна статья. Такой оригинальной системе органов государственной власти соответствовал своеобразный каталог конституционных прав, анализ которых представлен в данной статье.
Ключевые слова: Королевство Сербия, История сербского конституционализма, Конституция Сербии 1901 года, Король, Народная скупщина, Двухпалатный парламент, Сенат, Министерский совет, Кассационный суд Сербии, Регентский совет.
THE RIGHTS OF SERBIAN CITIZENS IN THE CONSTITUTION OF 1901
Polovchenko Konstantin A. PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law
Work place: MGIMO - University
kpolovchenko@gmail.com
Annotation: the Constitution of 1901 combined the liberal ideas of radicals and the conservative ideas of progressists. According to Article 1 of the Constitution, Serbia was a hereditary constitutional monarchy with the People's Representation. The Constitution of 1901, unlike the Constitution of 1888, did not even mention the principle of separation of powers. The king was a bearer of executive powers and possessed significant powers in the legislative sphere. The People's representation for the first time in Serbian history had a bicameral structure. Unlike the Constitution of 1888, the Constitution of 1901 provided a «non-parliamentary» composition of the Government. The ministers could be brought to criminal responsibility under the conditions stipulated by the Constitution of 1869. Only one article was devoted to the judiciary in the Constitution of 1901. Such an original system of public authorities corresponded to a peculiar catalog of constitutional rights, the analysis of which is presented in this article.
Keywords: Kingdom of Serbia, History of Serbian constitutionalism, Constitution of Serbia of 1901, Mng, Bicameral Parliament, National Assembly, Senate, Ministerial Council, Court of Сassation, Regency Council.
С принятием Конституции 1888 года в Сербии был заложен фундамент парламентаризма. В течение пяти лет после принятия Конституции 1888 года на ее основании и в ее исполнение в Сербии был принят ряд прогрессивных законов, принципиально изменивших «политический климат» в государстве и реально установивших либерально-демократический режим в Сербии. В результате, был реально обеспечен широкий спектр личных и политических прав, создана действенная системы самоуправления как на оп-штинском, так и на окружном уровне.
При этом, еще одним результатом принятия Конституции 1888 года стало то, что король Милан Обренович, с одной стороны, дискредитировав себя своей недальновидной внешней политикой, а, с другой, не желая смириться со столь либеральной Конституцией, по соглашению с Правительством радикалов 22 февраля 1889 года отрекся от престола в пользу своего
несовершеннолетнего сына Александра, от имени которого королевскую власть в Сербии осуществлял Регентский совет. Однако первого апреля 1893 года король Александр, до достижения восемнадцатилетнего возраста, провозгласил себя совершеннолетним. В начале 1894 года в Сербию возвратился отрекшийся от престола король Милан, который ранее (по соглашению с Правительством радикалов) обязался навсегда покинуть территорию государства. К весне 1894 года стало очевидным стремление короны взять реванш за политические потери, связанные с принятием Конституции 1888 года. В итоге, девятого мая 1894 года король Александр 1 Обренович отменил Конституцию 1888 года и восстановил действие Конституции 1869 года. В качестве предлога для отмены Конституции 1888 года, король Александр указал на то, что «за время его несовершеннолетия были принят ряд законов, противоречащих Конституции, а многие государственные институты ос-
новывались на ненадлежащем фундаменте». При этом, профессор Евтич обращает внимание на то, что действительной причиной отмены Конституции 1888 года являлось стремлении молодого короля Александра 1 Обреновича установить режима личной власти1. Наиболее ярко сущность режима, установленного молодым королем, проявилась к 1898 году, когда был принят ряд реакционных законов: Закон об объединениях, Закон о печати, Закон о выборах др. Так, по Закону о выборах были лишены активного избирательного права учителя, журналисты, адвокаты, государственные чиновники. Кроме того, 1900 году в государстве была проведена налоговая реформа, вызвавшая недовольство в широких слоях общественности. Так, дефицит государственного бюджета привел к тому, что даже жалованье чиновникам выдавалось со значительными перебоями. К 1901 году нестабильность и частая смена правительств привела к полному расстройству экономики Сербии. К внутренним проблемам добавились обострившиеся в самом начале 20-го века внешние угрозы. В результате, участились народные выступления, возглавляемые радикалами.
В сложившейся ситуации король Александр 1 Обренович дал согласие на разработку проекта новой Конституции. Ее составителями стали радикал Милан Милованович, сторонник либеральных идей, заложенных в Конституции 1888 года и прогрессист Павле Маринкович, сторонник консервативных идей, заложенных в проекте Конституции, разработанном Правительством Стояна Новаковича еще в 1896 году. Значительное влияние на составление проекта Конституции 1901 года оказал король Александр, высоко ценивший Конституцию Сербии 1869 года. В результате, как отмечает профессор Маркович, Конституция 1901 года стала своеобразным полем битвы зачастую контрадикторных идей радикалов и прогрессистов2. Конституционный текст представлял собой причудливое сочетание демократических положений, заимствованных из Конституции 1888 года, консервативных положений, заимствованных из проекта Конституции 1898 года, а реакционную составляющую Конституции 1901 года составляли отдельные выдержки из Конституции 1869 года.
Итак, Конституция 1901 года установила, что Сербия является наследственной конституционной монархией с народным представительством (ст. 1). По Конституции король являлся носителем исполнительной власти и обладал весомыми полномочиями в законодательной сфере. Народное представительство (парламент) впервые в сербской истории имело двухпалатное устройство, которое напрямую было связано с попыткой ограничения всевластия парламентского большинства, принадлежащего Радикальной партии и обеспечением интересов короны в лице представителей Прогрессивной партии. В отличие от Конституции 1888 года Конституция 1901 года предусмотрела «недепутатский» состав Правительства. В статье 78 Конституции предусматривалось, что министры правительства не могут быть ни депутатами Народной скупщины, ни избранными сенаторами под страхом утраты должности министра. Министры могли быть привлечены только к уголовной ответственности на условиях, предусмотренных еще Конституцией 1869 года. Причем судебное производство по обвинению министра в совершении преступления осуществлял Сенат. Согласно Конституции 1901 года по форме государственного устройства Сербия являлась унитарным государством с единой системой местного самоуправления.
1 JeB™ft Д. Устав од 1901 године . Устави кнежевине и кралевине Срб^е 1835—1903 гг. Београд. 1988. С. 161.
2 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 102.
То, на что сразу же можно обратить внимание при анализе Конституции 1901 года, является явная краткость глав, посвященных правам и свободам и судам, по сравнению как с главами, посвященными этим вопросам, в Конституции 1888 года, так и по сравнению с главами Конституции 1901 года, посвященными королю, а также Народному представительству.
Итак, конституционным правам сербских граждан была посвящена глава III Конституции 1901 года. Статья 25 Конституции устанавливала равенство граждан Сербии перед законом. Кроме того, Конституцией специально был предусмотрено, что в Сербии не признавались и не присваивались дворянские титулы.
В Конституции 1901 года достаточно широко представлены права, обеспечивающие неприкосновенность личности. Так, каждому сербскому гражданину Конституция гарантировала личную свободу. Гражданин Сербии не мог быть привлечен к ответственности иначе, как в порядке и в случаях, установленных законом. При этом согласно части 3 статьи 26 Конституции гражданин Сербии не мог быть задержан или иным образом лишен свободы без письменного и на законном основании принятого решения компетентного следственного органа, за исключением задержания гражданина на месте преступления. Решение о задержании должно быть сообщено и передано задержанному лицу в момент задержания или не позднее чем через 24 часа после задержания. Задержанный вправе был обжаловать решение о задержании в компетентном суде первой инстанции. Если задержанный в течение первых трех дней после задержания не обжаловал решение в суде, то следственный орган обязан был направить дело в суд на четвертый день и без обжалования. В любом случае суд обязан был в течение 24 часов после принятия дела решение следственного органа о задержании либо утвердить, либо отменить. Решение суда подлежало немедленному исполнению, но при этом оно могло быть обжаловано в Кассационном суде. Часть 6 статьи 26 Конституции 1901 года предусматривала, что органы власти, нарушившие вышеприведенные положения, подлежали наказанию за незаконное лишение свободы.
Статья 27 Конституции 1901 года гарантировала право каждого на рассмотрение его дела надлежащим судом. При этом при отправлении правосудия каждому гарантировалось право быть надлежащим образом заслушанным, а также пользоваться всеми законными средствами защиты. Что же касается мер наказания, то согласно Конституции 1901 года они могли быть установлены только законом и применялись только к деяниям, совершенным после их установления. Мера наказания в виде смертной казни могла быть назначена только за умышленное убийство, вымогательство, покушение на убийство короля или членов Королевского Дома и за преступления, за которые такая мера ответственности предусматривалась военным законодательством. В результате, как отмечает профессор Йови-чич, из всех конституций, действовавших до Первой мировой войны, Конституция 1901 года установила наиболее узкий круг преступлений, за совершение которых предусматривалась
3
смертная казнь .
Особое внимание в Конституции 1901 года отведено гарантиям прав, связанных с духовной независимостью личности. Так, Конституция 1901 года гарантировала свободу мысли, указывая на то, что каждому гражданину Сербии гарантировалась свобода выражения и предания гласности своих мыслей.
3 Jовичиft М. Лексикон српске уставности 1804-1918. Београд. 1999 Стр. 270
Ограничения в этом могли быть установлены только законом. Однако установление цензуры не допускалось даже законом.
Конституция гарантировала свободу совести, указывая на то, что эта свобода не может быть ограничена. Все признанные религии находились под защитой закона, поскольку исполнение их ритуалов не нарушало общественный порядок или мораль. При этом запрещалась любая деятельность, направленная против государственной религии, в частности, прозелитизм. Кроме того, не допускалось освобождение сербских граждан от гражданских и военных обязанностей со ссылкой на правила своей религии.
Следует обратить внимание на то, что статья 3 Конституции устанавливала государственную религию в Королевстве Сербия, которой являлась восточная православная церковь. При этом в специальной главе XI Конституции достаточно детально урегулировался статус иных религиозных конфессий на территории Сербии. Конституция предусматривала, что специальным законом, после заслушивания Архиерейского Собора, должна была регулироваться организация церковных властей. При этом статья 98 Конституции устанавливала, что все церковные власти в Королевстве находились под надзором министра по делам церкви. В результате, все стороны организации жизни религиозных конфессий регулировались правилами конфессий только по вопросам внутренней организации, а по всем остальным вопросам они подлежали надзору, осуществляемому министром по делам церкви. Так, например, никакая переписка между церковными властями чужого (не православного) вероисповедания в Королевстве с властями, находящимися за границей, не допускалась без одобрения министра по делам церкви. Кроме того, никакой акт, изданный властями иностранного государства, не мог быть опубликован в Королевстве без одобрения министра по делам церкви.
Отдельное внимание Конституция 1901 года уделила гарантиям защиты частной жизни. Статья 35 Конституция гарантировала тайну переписки и телеграфных сообщений. Исключение из этого правила составляли необходимость проведения уголовных расследований, а также условия военного времени. Конституция предусматривала, что Законом должны были быть установлены виды ответственности соответствующих государственных органов за нарушение вышеуказанного конституционного права.
Конституция 1901 года гарантировала неприкосновенность жилища гражданина Сербии. Обыск в жилище мог быть осуществлен только компетентным органом и только в порядке и в случаях предусмотренных законом. В случае обыска, гражданину, в жилище которого проводился обыск, сразу же должен был быть предоставлен письменный акт, в котором указывались лица проводившие обыск, лица принявшие решение о его проведении, основания проведения обыска и результаты его проведения.
Следует заметить, что Конституция 1901 года достаточно надежно гарантировала личные права граждан, тем не менее, именно этот сегмент регулирования Конституции стал предметом значительной критики со стороны Либеральной партии, представители которой, часто необоснованно, утверждали, что Конституция не установила надежных гарантий защиты личных прав граждан4.
В отличие от Конституции 1888 года Конституция 1901 года предельно мало внимания уделила регулированию политиче-
4 Маг^С R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 102.
ских прав сербских граждан. В связи с чем сербский исследователь Ольга Попович-Обрадович обратила внимание на то, что таким образом, были созданы условия, при которых законодатель обладал полной свободой в том, чтобы сузить или расширить их содержание5.
Что касается избирательных прав граждан Сербии, то активным избирательным правом на выборах в Народную скупщину обладал каждый гражданин Сербии, достигший двадцатиоднолетнего возраста и уплачивающий государству не менее 15 динаров прямых налогов, что представляло довольно солидную сумму. При этом его уплата должна была быть подтверждена не за год, как в Конституции 1888 года, а за три года. Доказательством уплаты соответствующей суммы налога являлась налоговая книжка. Кстати, для участия в выборах в Сенат имущественный ценз был еще больше и составлял 45 динаров уплаты налогов в год. Права избирать и быть избранными были лишены офицеры и военнослужащие рядового состава, находящиеся на действительной военной службе. Кроме того, Законом о выборах устанавливались случаи, при наступлении которых утрачивалось избирательное право. Решения по спорам, касающиеся обладания избирательным правом в соответствии с Конституцией и законом принимали компетентные суды первой инстанции. Они также осуществляли надзор за должным составом списков избирателей и вносили в них исправления на основании жалобы либо если сами обнаруживали какие-либо недочеты (ч. 2 ст. 50 Конституции). Как отмечает профессор Янкович, завышенные избирательный ценз привел к значительному сокращению избирательного корпуса. В результате, в период действия Конституции 1901 года избирательный корпус на выборах Народной скупщины составлял половину от общего количества всех налогоплательщиков в Сербии6.
Что же касается пассивного избирательного права, то требования Конституции, связанные с реализацией этого права были гораздо более высокими, чем активного избирательного права. Так, пассивным избирательным правом на выборах народных депутатов в соответствии со статьей 67 Конституции обладали сербские граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, постоянно проживающие в Королевстве и уплачивающие не менее 60 динаров прямых налогов. Однако адвокаты и все, кто закончил университет в Сербии или за границей, могли быть избраны, даже если они платили 30 динаров в год прямых налогов. Не обладали правом избираться депутатами Народной скупщины: лица, не обладавшие правом избирать, а также лица, которые были не в состоянии исполнить это право; действующие чиновники (ст. 68 Конституции).
Конституцией 1901 года гарантировалась свобода собраний. Так, согласно статье 36 Конституции сербские граждане обладали правом собираться без оружия в соответствии с положениями закона. При этом для проведения собрания в закрытых помещениях достаточно было только уведомления властей. Однако порядок проведения собраний под открытым небом, которые не допускались без предварительного одобрения, должен был стать предметом специального регулирования закона. Кроме того, в соответствии с Конституцией 1901 года сербские граждане обладали правом на объединения в целях, не противоречащих Конституции и законам (ст. 37).
5 Попови^-Обрадови^ О. Парламентаризам у Срб^и 1903-1914. Београд. Службени лист СР.1.1998. Стр. 88.
6 ^нкови^ Д. Државна истогр^а ^гослав^е. Београд. 1984. Стр. 27.
Итак, большинство политических прав, развернуто представленных в Конституции 1888 года, были значительно заужены или вообще отсутствовали в Конституции 1901 года, а их регулирование стало предметом специальных законов. При этом единственным исключением из этого правила стало то, что Конституция 1901 года впервые в истории становления сербского конституционализма в статье 38 предусмотрела право граждан на петицию.
Следует заметить, что в соответствии с Конституцией 1901 года каждый гражданин Сербии обладал правом обжалования действий властей. Так, если компетентный орган устанавливал, что жалоба являлась необоснованной, то он обязан был сообщить заявителю жалобы в установленный срок о решении, в котором должен был изложить законные основания, в соответствии с которыми жалоба была отклонена. Кроме того, если в установленный законом срок орган не выносил решения по жалобе, то считалось, что она отклонена, в связи с чем заявитель жалобы получал право на жалобу в вышестоящий орган. Каждый гражданин Сербии вправе был непосредственно и без какого-либо разрешения, направлять в суд гражданские иски на государственных чиновников и органы самоуправления, если они в ходе своей служебной деятельности нарушили его права. На министров, судей и военных, находившихся на действительной военной службе, распространялись специальные положения Конституции и законов, предусматривающие особый порядок привлечения их к ответственности.
Уже в 1901-1902 годах был принят ряд законов, регулирующих политические права сербских граждан. Например, Закон о выборах членов Народного представительства от 12.12.1902 года, Закон о печати от 12.02.1901 года. Так, Закон о печати предусмотрел возможность запрета на выпуск очередного номера газеты, если в нем содержались оскорбительные высказывания в отношении короля и Королевского дома или призывы к восстанию. При этом, как отмечал Слободан Йова-нович, большое значение этого Закона заключалось в том, что клевета и оскорбление были так определены в Законе, что могли быть использованы для защиты чести как короля, так и граждан. При этом король был защищен от оскорблений и
7
клеветы, но не от критики его деятельности .
Что же касается прав в экономической и социальной сферах, то в Конституции они были представлены предельно узко. Так, «Апрельская» Конституция гарантировала неприкосновенность права собственности независимо от правовых оснований приобретения имущества (ст. 31). Только в случаях государственной или иной публичной необходимости допускалось ограничение или лишение права собственности гражданина Сербии, но только в соответствии законом и на условиях предварительной компенсации. Кроме того, статья 32 Конституции устанавливала специальный запрет на конфискацию. Однако допускала возможность изъятия вещей, являвшихся орудиями преступления.
В отдельной Главе XII Конституции регулировались основы благотворительной деятельности в Сербии. Статья 99 Конституции, в частности, предусмотрела, что средства и имущество благотворительных или частных учебных заведений, созданных на основании законах земли, не могли быть использованы ни на какие-либо другие цели, кроме тех, для которых они были предназначены. Специальным законом предписывалось, как необходимо было поступить, если возникали обстоятельства, в соответствии с которыми невозможно было использо-
7 Joвaнoвиft С. Влaдa Aлeксaндрa Oбрeнoвиfta II. Бeoгрaд. БИГЗ. 1990. Стр. 232.
вать эти средства на то, для чего они были предназначены, как должен был осуществляться надзор государственных органов за всеми институтами такого типа.
Особое внимание Конституция 1901 года уделила регулированию статуса иностранцев на территории Сербии. Так, статья 40 Конституции предусматривала, что иностранцы в Сербии находились под защитой законов Сербии. Это касалось, в том числе, их личности и имущества. При этом иностранцы обязаны были нести как военные, так и все другие обязанности, установленные государственными, општинскими и другими органами самоуправления, если иное не было предусмотрено международными договорами. Конституция 1901 года содержала специальную статью, установившую запрет на выдачу лиц, преследуемых за политические преступления. Порядок приобретения и прекращения сербского гражданства устанавливался специальным законом.
Что же касается вопросов, связанных с реализацией права граждан Сербии на местное самоуправление, то одним из выдающихся достижений Конституции 1888 года было то, что она заложила основы для реального осуществления местного самоуправления как на уровне општин, так и на уровне других административно-территориальных единиц. Во исполнение положений Конституции 1888 года о местном самоуправлении был принят детальный Закон, обеспечивший реализацию конституционных принципов на практике. Однако с отменой Конституции 1888 года и законов, принятых в ее исполнение, действие системы местного самоуправления было в значительной степени заморожен. Кстати, уже в программе Стояна Новако-вича, представленной королю в связи с формированием Правительства прогрессистов было предусмотрено в качестве важнейшей задачи ограничение излишеств самоуправления в пользу единства государственной власти. Эти намерения и были отражены в проекте Конституции, подготовленном Правительством Стояна Новаковича в 1896 году, который в значительной степени был реализован при принятии Конституции 1901 года. В результате, Конституция 1901 года упразднила местное самоуправление во всех территориальных единицах кроме општин, в рамках которых оно продолжало осуществляться. Так, согласно статье 97 Конституции 1901 года управление в општинах в отношении сугубо внутренних дел осуществлялось на началах самоуправления. При этом Конституция, посвятив лишь одну статью регулированию статуса општин, предусмотрела, что правовые пределы их самоуправления устанавливались специальным законом. Таким Законом стал принятый в 1902 году Закон об општинах от 21.03.1902. Вышеуказанный Закон детально урегулировала порядок осуществления општинского самоуправления
Закон об општинах оказался весьма демократического содержания: были установлены небольшие општины, достаточно низкий избирательный ценз, Закон предъявлял минимальные требования к председателям општин (для них не было установлено требование, связанное с письменной грамотностью), а король не назначал председателей Белградской и Нишской општин, но только утверждал их избрание. При этом министр внутренних дел был уполномочен осуществлять надзор за општинскими властями и их актами. Он вправе был приостановить действие опшинских актов. Тем не менее, Слободан Йованович обращал внимание на то, что окончательное решение по ним принимал Государственный совет, как орган,
уполномоченный на разрешение разногласий, возникающих между полицейскими и општинскими властями8.
Важным аспектом Конституции 1901 года, заслуживающим отдельного внимания в статье, является статус судебных органов, осуществлявших правосудие в Сербии в тот исторический период. Следует обратить внимание на то, что в Конституции 1901 года в отличие от Конституции 1888 года не только не был последовательно проведен принцип разделения властей, но и он вообще не упоминал. Более того, вообще не упоминалась в Конституции 1901 года судебная власть в качестве отдельной ветви государственной власти. Тем не менее, в «Апрельской» Конституции имеется отдельная глава VII, посвященная судам. Однако она состоит лишь из одной статьи, устанавливающей принципы, лежащие в основе судебной системы и статуса судей. Так, в соответствии с Конституцией, с одной стороны, правосудие осуществлялось на основании закона и от имени короля, с другой стороны, при осуществлении судами правосудия гарантировалась их независимость. Конституция 1901 года установила важнейший принцип, в соответствии с которым, не допускалось прекращение расследования и судебного разбирательства в отношении неполитических преступлений.
При этом Конституция не урегулировала вопрос устройства судов, указав на то, что, что судоустройство подлежит регулированию специальным законом в соответствии с принципом независимости судов (ч. 3 ст. 87). Однако анализ других глав Конституции 1901 года указывал на наличие в структуре судебной системы Сербии Кассационного суда (ст.ст. 23, 26, 46 и 68) и Апелляционного суда (ст. 68), что, как указывает профессор Павлович, в определенном смысле представляло ограничение для законодателя при принятии Закона о судоустройстве.9 Кроме того, помимо гражданских судов Конституция предусматривала существование военных судов, к юрисдикции которых относилось рассмотрение преступлений военных, находившихся на действительной военной службе. К тому же, в Конституции упоминался Главный контрольный орган, осуществлявший надзор за расходами государства, округов, срезов и општин, в то же время являвшийся 10
расчетным судом . В части 4 статьи 87 Конституции 1901 года специально было установлено то, что ни устройство судов, ни их компетенция не могли быть установлены, изменены или отменены каким-либо иным образом, кроме принятия закона. Что же касается регулирования Конституцией статуса судьи, то Конституцией был установлен принцип несменяемости судей, направленный на обеспечение их независимости. В то же время независимость судей ставилась под вопрос тем, что, как справедливо указывает профессор Ма-ринкович, все судьи в соответствии с Конституцией назначались королем как обычные государственные чиновники и.
Отдельное внимание следует уделить, изменившемуся по сравнению с тем, как был урегулирован статус этого органа Конституцией 1888 года, правовому положению Государственного совета, который являлся, в соответствии со своими полномочиями Верховным административным судом Сербии. Так,
8 .Ъванови^ С. Влада Александра Обренови^а II. Београд. БИГЗ. 1990. Стр. 234-235.
9 Павлович Ъ. Устав Кралевине Срб^е из 1901. године. http://doiserЫa.nb.rs/ft.aspx?id=0352-57321344509P. Стр. 512.
10 Там же
11 Маринкови^ Т. Jемства суд^ске независности у уставима Кнеже-
вине и Кралевине Срб^е. Анали Правног факултета у Београду. Бр.
2/2010. Стр. 150.
согласно статья 83 Конституции 1901 года Государственный совет состоял из 15 членов, которых король назначал из состава назначенных им членов Сената. Государственные советники входили в число государственных чиновников. Однако в отличие от иных чиновников государственные советники не могли, без своего на то согласия, быть смещены со своей должности или переведены на другие позиции государственной службы. Они вправе были уйти на пенсию по собственной инициативе или могли быть отправлены на пенсию только по достижении семидесятилетнего возраста. До достижения вышеуказанного возраста они могли быть отправлены на пенсию по достижении сорокалетнего стажа работы на государственной службе или если настолько утрачивали работоспособность, что не могли исполнять свои должностные обязанности.
Если государственный советник становится министром, то его место в Совете не замещалось, а после прекращения исполнения полномочий министра, он мог возвратиться на свое место в Совет. В том случае, если в Совете оставалось меньше членов, чем количество, которое Закон о порядке деятельности Государственного совете установил для принятия общеобязательных решений, то только в этом случае сразу же заполнялось столько мест, сколько было необходимо для осуществления Советом своей деятельности. Важной составляющей статуса государственных советников был их индемнитет. Они получали весьма значительную плату за свою деятельность, объем которой был установлен непосредственно Конституцией. Так, вознаграждение советников составляло 10 000 динаров в год. При этом дополнительно к вышеуказанному вознаграждению председатель Совета получал еще 4000 динаров в год.
Итак, согласно статье 85 Конституции 1901 года Государственный совет осуществлял следующие полномочия:
- рассматривал и принимал решения по жалобам на указы, нарушавшие законные права частных лиц12;
- рассматривал и принимал решения по жалобам на решения министров в связи с административными спорами. Такие решения Госсовета были обязательными для министра;
- рассматривал и принимал решения по жалобам на решения министров, принятые по делам, когда министр не обладал законной компетенцией или принятые с превышением законом установленных полномочий13;
- принимал окончательное решение о компетенции в случае наличия спора о компетенции между административными органами;
- принимал решение о сборах в пользу округов, срезов и општин, если они превышали сумму, которую административный орган сам установил в соответствии с законом, а также о заимствованиях округов, срезов и општин;
- принимал решения по одобрению продажи и иной формы отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего округам, срезам и општинам;
- утверждал сделки между государством и частными лицами, представляющие интерес для государства;
- одобрял вступление в сербское гражданство в исключительном порядке;
- осуществлял иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами14.
12 При этом Главный контрольный орган вправе был подавать жалобы от имени государства, если указом нарушались государственные материальные интересы в пользу частных лиц.
13 Такие решения, как и вышеуказанные, являлись обязательными для министра.
14 В соответствии со статьей 86 Конституции Регламент Государственного совета утверждался принятием специального закона.
Таким образом, Конституция 1901 года, в сравнении с Конституцией 1888 года, в значительной степени изменила состав, порядок формирования и роль Государственного совета в системе государственных органов Сербии. С одной стороны, в рамках предварительного рассмотрения Государственный совет больше не рассматривал законопроекты, что, по справедливому мнению профессора Павловича, было вполне логичным, учитывая те изменения, которые произошли в его составе. С другой стороны, впервые этому органу были предоставлены, наряду с полномочиями, связанными с решением определенных административных и финансовых вопросов, полномочия по рассмотрению жалоб на королевские указы, решения министров в рамках административных споров, а также полномочие по рассмотрению жалоб на решения министра по вопросам, не относящимся к его компетенции. Однако вопреки положениям Конституции Закон об устройстве Государственного совета, установил, что Государственный совет не может отменить указ короля в том же порядке, как и решение министра. Вышеуказанным Законом было предусмотрено, что отмена указа короля допускалась только на совместном заседании Министерского совета и Государственного совета, на котором только те министры, которые были назначены из числа советников, имели право голоса. При этом для принятия решения на таком заседании было необходимо квалифицированное большинство в две третьих голосов участников голосования. Как отмечал Слободан Йованович, это отступление от буквы Конституции имело место по настоятельному требованию короля Александра, который настаивал на том, что порядок отмены министерских решений должен, непременно, отличаться от порядка отмены его указов15.
Профессор Маркович отмечает, что к началу 1903 года в Сербии назрела ситуация, когда компромиссная Конституция 1901 года перестала устраивать практически всех за свою умеренность: и короля, стремившегося к консервации государственного режима и радикалов, настоятельно требующих демократических перемен. Поэтому затяжной конфликт между королем и радикалами привел к тому, что 24 марта 1903 года за 45 минут до полуночи Александр Обренович приостановил действие Конституции 1901 года для того, чтобы за это время издать новый избирательный закон, упраздняющий значительное количество гарантий избирательных прав, которые были предусмотрены действующим на тот момент избирательным законом, после чего действие Конституции 1901 года восстанавливалось. Кроме того, за эти 45 минут были распущена Народная скупщина, назначены новые судьи всех судов (кроме председателя Кассационного суда) и отменены почти все законы принятые во исполнение Конституции 1901 года, среди которых вышеупомянутые Закон о печати от 12.02. 1901 года, Закон об општинах от 21.03.1902 года, и восстановлено действие, законов, принятых во исполнение Конституции 1869 года. Например, Закон о печати от 12.02. 1881 года, Закон об општинах от 24.03. 1866 года. С наступлением 25 марта 1903 года король Александр восстановил действие Конституции 1901 года. Таким образом, в государстве было восстановлено положение, которое существовало сразу после октроирования королем Александром Апрельской Конституции16. Специальным королевским указом назначались выборы в Скупщину на 19 мая 1903 года. Однако в ночь с 28 на 29 мая Александр Обренович был убит группой офицеров-заговорщиков. Этим
15 Joвaнoви1^ С. Влaдa Aлeксaндрa Oбрeнoвиfta II. Бeoгрaд. БИГЗ. 1990. Стр. 236-237.
16 MarkoviC R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 103.
убийством завершился очередной этап (1894-1903) истории развития сербского конституционализма, который Слободан Йованович охарактеризовал как «период реакции»17.
Анализ Конституция 1901 года позволяет говорить о том, что ее текст стал своеобразным полем битвы либеральных идей радикалов и консервативных идей прогрессистов. Так, в Конституции 1901 года в отличие от Конституции 1888 года не только не был последовательно проведен принцип разделения властей, но он вообще не упоминался. Более того, Конституции 1901 года в качестве отдельной ветви государственной власти вообще не упоминалась в судебной власть, которой была посвящена всего лишь одна статья Конституции. В то же время особое внимание в «Апрельской» Конституции уделялось положению Государственного совета, который являлся в соответствии со своими полномочиями Верховным административным судом Сербии. Более того, в Конституции 1901 года впервые этому органу было предоставлено, наряду с полномочием по рассмотрению жалоб на решения министра, также полномочие по рассмотрению жалоб на королевские указы.
Что же касается каталога прав и свобод, закрепленного в этой Конституции, то он не отличался тем завидным объемом, которым славилась Конституция 1888 года. Тем не менее, личные права и свободы представлены в Конституции достаточно широко. Это касается и прав и свобод, обеспечивающих неприкосновенность личности и прав и свобод, обеспечивающих духовную независимость личности, а также конституционных гарантий защиты частной жизни, предусмотренных Конституцией 1901 года. К особым заслугам «Апрельской» Конституции можно отнести то, что в сравнении со всеми конституциями, действовавшими в Сербии до Первой мировой войны, Конституция 1901 года установила наиболее узкий круг преступлений, за совершение которых предусматривалась смертная казнь. Конституция предусмотрела возможность ограничения отдельных конституционных прав, но только законом. При этом в Конституции предусматривалось, что установление цензуры не допускалось даже законом.
Что же касается политических прав, то по сравнению с Конституцией 1888 года, в Конституции 1901 года они были значительно заужены или вообще отсутствовали, а их регулирование стало предметом регулирования специальных законов. При этом единственным исключением из этого правила стало то, что Конституция 1901 года впервые в истории становления сербского конституционализма в статье 38 предусмотрела право граждан на петицию. Избирательные права по Конституции 1901 года были в значительной степени ограничены высокими избирательными цензами. Так, например, в результате введения Конституцией 1901 года высокого имущественного ценза избирательный корпус на выборах Народной скупщины составлял половину от общего количества всех налогоплательщиков в Сербии.
Конституция 1901 года гарантировала право собственности независимо от правовых оснований приобретения имущества, установив специальный запрет на конфискацию. В отдельной Главе XII Конституции заложила правовые основы благотворительной деятельности в Сербии. В то же время Конституция 1901 года в значительной степени затормозила активное развитие местного самоуправления в Сербии, ограничив его действие исключительно на општинском уровне.
17 Joвaнoви1^ С. Влaдa Aлeксaндрa Oбрeнoвиfta II. Београд. БИГЗ. 1990. Стр. 236.
Таким образом, Конституция 1901 года, выражая временный компромисс между ведущими политическими силами государства, отраженный в сочетании демократических и консервативных конституционных положений стала лишь эпизодом в процессе развития сербского конституционализма в первой четверти XX века.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 98,29%.
Список литературы:
1. Jевтиfi Д. Устав од 1901 године . Устави кнежевине и кралевине Срби]е 1835—1903 Београд. 1988.
2. Jевтиfl Д.; Поповип Д. Народна правна истор^а. Београд. 2003.
3. Jовановиfi М. Политички систем Срби]е. Хрестомати]а. Београд. 2008.
4. Jовановиfi С. Држава I-II. Београд. 1936.
5. Jовановиfi С. Влада Милана Обреновипа Кжига трепа. Београд. 1934.
6. Jовановиfi С. Влада Александра Обреновипа. II. Београд. 1990.
7. Joвичиfl М. Лексикон српске уставности 1804-1918. Београд. 1999. Стр.188.
8. Глава государства в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016
9. Данченко С. И. Развитие сербской государственности и Россия 1878—1903. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН. 1996.
10. Депутат зарубежного парламента: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2014.
11. Кандид Л>. Устав од 1838 године. „Турски Устав". Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1988.
12. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.
13. Маринковий Т. ]емсгва суд^ске независности у уставима Кнежевине и Кралевине Срби]е. Анали Правног факултета у Београду. Бр. 2/2010.
14. Николий Д. Устав од 1869. године („Намеснички устав") // Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.
15. Новаковий С. Двадесет година уставне политике у Срби|и: 18831903. Београд. 1912.
16. Павлович Ъ. Устав Кралевине Срби]е из 1901. године. ИНр://Ьо15егЫа.пЬ.Г!;/1*.а5рх?1Ь=0352-57321344509Р.
17. Половченко К.А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.
18. Половченко К.А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.
19. Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
20. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
21. Половченко К.А. Туманов В.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
22. Поповий Д. Упоредни поглед на српске уставе // Уставни развитак Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989
23.Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008.
24. Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремян-ская; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет.
25. Становий Д. Устав Србие од 1888. и лудска права. Београд. 2011.
26. Становий Д. Уставно право. Ниш. 2009.
27. Стоячий С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.