Научная статья на тему 'Особенности статуса королевской власти по Конституции Сербии 1888 года'

Особенности статуса королевской власти по Конституции Сербии 1888 года Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Королевство Сербия / История сербского конституционализма / Конституция Сербии 1888 года / Ко-роль / Народная скупщина / Министерский совет / Кассационный суд Сербии / Наследник престола / Регентский совет / Kingdom of Serbia / History of Serbian constitutionalism / Constitution of Serbia of 1888 / Кing / Ministerial Council / Na-tional Assembly / Court of Сassation / Heir to throne / Regency Council

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

конституция 1888 года стала первым конституционным актом независимого Королевства Сербия. Принятие Конституции 1888 года ознаменовало начало эпоха парламентаризма в Сербии. В соответствии со статьей 1 Конституции Королевство Сербия являлось конституционной монархией с Народным представительством. Несмотря на то, что в новой Конституции прерогативы короля как главы государства были заметно заужены по сравнению с предыдущими сербскими конституциями, тем не менее, монарх продолжал играть значительную роль в осуществлении государственной власти Сербии. В данной статье представлен правовой анализ института монархии по Конституции 1888 года. Ключевые слова: Королевство Сербия, История сербского конституционализма, Конституция Сербии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATUS OF ROYALTY UNDER THE SERBIAN CONSTITUTION OF 1888

the Constitution of 1888 was the first Сonstitutional Аct of the independent Kingdom of Serbia. It was the adoption of the Constitution of 1888 that marked the beginning of the era of parliamentarism in Serbia. In accordance with Article 1 of the Con-stitution, the Kingdom of Serbia was a constitutional monarchy with the People's Representation. In the new Constitution, the pre-rogatives of the king narrowed considerably compared to the previous Serbian constitutions. Nevertheless, the monarch continued to play a significant role in the exercise of state power in Serbia. This article presents a legal analysis of the institution of the monar-chy under the Constitution of 1888.

Текст научной работы на тему «Особенности статуса королевской власти по Конституции Сербии 1888 года»

II. ПРАВО

7. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

7.1. ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ 1888 ГОДА

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: конституция 1888 года стала первым конституционным актом независимого Королевства Сербия. Принятие Конституции 1888 года ознаменовало начало эпоха парламентаризма в Сербии. В соответствии со статьей 1 Конституции Королевство Сербия являлось конституционной монархией с Народным представительством. Несмотря на то, что в новой Конституции прерогативы короля как главы государства были заметно заужены по сравнению с предыдущими сербскими конституциями, тем не менее, монарх продолжал играть значительную роль в осуществлении государственной власти Сербии. В данной статье представлен правовой анализ института монархии по Конституции 1888 года.

Ключевые слова: Королевство Сербия, История сербского конституционализма, Конституция Сербии 1888 года, Король, Народная скупщина, Министерский совет, Кассационный суд Сербии, Наследник престола, Регентский совет.

THE STATUS OF ROYALTY UNDER THE SERBIAN CONSTITUTION OF 1888

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department of Constitutional Law Work place: MGIMO University, Moscow, Russian Federation

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: the Constitution of 1888 was the first Сonstitutional Act of the independent Kingdom of Serbia. It was the adoption of the Constitution of 1888 that marked the beginning of the era of parliamentarism in Serbia. In accordance with Article 1 of the Constitution, the Kingdom of Serbia was a constitutional monarchy with the People's Representation. In the new Constitution, the prerogatives of the king narrowed considerably compared to the previous Serbian constitutions. Nevertheless, the monarch continued to play a significant role in the exercise of state power in Serbia. This article presents a legal analysis of the institution of the monarchy under the Constitution of 1888.

Keywords: Kingdom of Serbia, History of Serbian constitutionalism, Constitution of Serbia of 1888, Кпд, Ministerial Council, National Assembly, Court of СавваГюп, Heir to throne, Regency Council.

К началу 60-х годов XIX века в Сербии продолжала действовать так называемая «турецкая» Конституция 1838 года1. Все попытки князя Милоша Обреновича провести конституционную реформу, направленную на расширение автономных прав Сербии в составе Османской империи и возвращение его княжеских прерогатив потерпели неудачу. Ситуация резко изменилась, когда 1860 году в результате смерти князя Милоша на престол вступил амбициозный князь Михаил Обренович. Основной целью своего княжения он объявил отмену «турецкой» Конституции 1838 года и предоставление ему особого статуса, возвышающего его как над Советом, так и над Скупщиной. Уже к концу 1960 года был подготовлен проект новой конституции. Однако этот проект не встретил поддержки Великих держав и князь Михаил решил добиваться реализации своих целей посредством принятия специальных законов, формально сохра-

1 См.: Половченко К.А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017. Половченко К.А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.

няя действие Конституции 1838 года. В результате, был принят ряд законов, среди них Закон о Государственном совете, Закон о Народной скупщине, Закон о Министерском совете, Закон об општинах, Закон о чиновниках, которые принципиально изменяли базовые положения Конституции 1838 года. По справедливому мнению профессора Николича, с принятием вышеописанных законов, князем Михаилом был создан абсолютистский режим2.

В 1869 году Михаил Обренович в результате заговора был убит, и к власти до наступления совершеннолетия его наследника князя Милана пришли либералы во главе с Йованом Ри-стичем и Миливоем Блазнавацем, которые и разработали проект новой Конституции 1869 года. При этом, Слободан Йовано-вич по этому поводу отмечал, что при разработке текста Кости-туции Йован Ристич и его единомышленники вполне сознавали невозможность создания как режима личной власти по типу

2 Николи^ Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави Кнежевине и Кралевине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 84.

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ 1888 ГОДА

того, что был при князе Михаиле, так и той скупщинской системы, о которой мечтали «святоандреевские» либералы3. Поэтому принятая в 1869 году так называемая «Регентская конституция», носила черты той половинчатой реформы, результатом которой она и явилась. Так, Конституция 1869 года установила в княжестве наследственную конституционную, которая носила все характерные черты дуалистической, монархию. Князь, являясь главой исполнительной власти, назначал министров и отстранял их от должности, являлся верховным главнокомандующим. Правительство несло политическую ответственность перед князем. При этом, назначая 1/4 депутатов Скупщины, исключительно князь обладал правом законодательной инициативы и мог при этом активно влиять на законотворческий процесс. Многие современники оценивали Конституцию 1869 года как более реакционную по содержанию, чем даже Конституция 1838 года (в редакции 1858 года)4. Поэтому принятие новой более прогрессивной конституции было вопросом времени.

Огромную роль в дальнейшем развитии сербского конституционализма сыграл внешний фактор. Получив независимость от Османской империи по итогам Берлинского конгресса в 1878 году, Сербия как независимое государство начала свое поступательное движение в направлении построения современной парламентарной монархии. Так, после освобождения от турок в Сербии возникают политические партии: Народная радикальная, Либеральная и Прогрессивная партии, олицетворявшие три различных направления конституционных реформ в Сербии. При этом зачастую вопреки национальным интересам, высшие сановники Сербии во главе с князем Миланом (1868-1889), рассчитывая удержать политическую власть в государстве с помощью Австро-Венгрии, проводили консервативную австрофильскую политику. Например, в результате заключения Австро-сербской конвенция 1881 года Сербия фактически оказалась под протекторатом Австро-Венгрии. В то же время при поддержке Австро-Венгрии князь Милан в 1882 провозгласил себя королем, а Сербию - королевством. Сербская общественность восприняла это событие с ликованием, что на какое то время сняло вопрос о принятии новой конституции. Однако в 1885 году король Милан начал братоубийственную войну с Болгарией5. После поражения в ней Сербии, по мнению сербских ученых Драгоша Евтича и Драголюба Поповича, исключительно ради «спасения династии Обреновичей» король Милан решил принять новую конституцию и в дальнейшем отречься от престола в пользу своего сына Александра6.

14 октября 1888 года король издал указ о начале процесса принятия новой конституции. А уже 21 декабря 1888 года специально для этого созванная Большая народная скупщина приняла новую Конституцию, а на следующий день, король Милан театрально, в ходе своего выступления, закрывая заседания Большой народной скупщины подписал конституцию7.

Итак, согласно статья 1 Конституции Сербии 1888 года Королевство Сербия являлось наследственной конституционной

3 Jовановиft С. Држава 1-11. Београд. 1936. С. 127.

4 Новакови^ С. Двадесет година уставне политике у Срб^и: 18831903. Београд. 1912. С. 21

5 Главной причиной этой сербско-болгарской войны было объединение Княжества Болгарии и Восточной Румелии.

6 Jевтиft Д.; Попови^ Д.Народна правна истор^а. Београд. 2003. Стр. 141.

7 Новакови^ С. Двадесет година уставне политике у Срб^и: 1883-

1903. Београд. 1912. С. 22.

монархией с народным представительством. Власть в государстве по Конституции 1888 года осуществляли: монарх, Народная скупщина, Министерский совет, Государственный совет и суды. Ни о каком народном суверенитете в Конституции 1888 года речи не шло. Согласно статье 32 Конституции все государственные органы должны были соблюдать положения Конституции, действие которой ни при каких обстоятельствах не могла быть приостановлена ни в целом, ни частично. Таким образом, Сербия по Конституции 1888 года являлась типичной конституционной монархией 8.

Анализ правового регулирования института монархии по Конституции 1888 года целесообразно начать с характеристики порядка престолонаследия, закрепленного в этой Конституции. Так, в статье 57 указывалось, что Королем Сербии является Милан из династии Обреновичей. Королевское достоинство и все конституционные права короля наследует после него королевич Александр из народной династии Обреновичей. Как и по Конституции 1869 года король должен был исповедовать православную веру, являясь при этом защитником всех признанных религий в Сербии. Потомок королевича Александра должен был по Конституции 1888 года наследовать сербский престол в следующем порядке: трон наследует старший сын от законного брака. Если король не оставит после себя мужского потомства, то наследование престола переходит к старшему потомку мужского пола нисходящей линии. Таким образом, Конституция 1888 года установила салическую систему престолонаследия. Король и наследник престола вступали в совершеннолетие по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 58). Наследник престола и остальные члены королевской семьи не могли вступить в брак без согласия короля.

В случае смерти короля к наследнику престола немедленно переходила королевская власть, а его вступление на престол объявлялось народу путем издания прокламации. При этом новый король обязан был созвать Народную скупщину в течение десяти дней после объявления о смерти покойного короля с тем, чтобы в присутствии депутатов Народной скупщины принести предусмотренную Конституцией присягу. Если Народная скупщина ранее была распущена, а новая еще не была избрана, то для проведения данной процедуры собиралась распущенная Народная скупщина, эта же процедура проводилась и в том случае, если здравствующий король передавал престол своему наследнику.

Итак, согласно статье 60 Конституции 1888 года король, принимая королевскую власть в свои руки, приносил присягу перед Народной скупщиной, которая гласила: «Я, вступая на престол Королевства Сербии и принимая королевскую власть, клянусь всемогущим Богом, и всем, что является самым святым и дорогим на этом свете, что буду оберегать независимость Сербии и ее целостность, буду оберегать неприкосновенность Конституции, буду править по Конституции и законам, и во всех своих устремлениях и делах буду благополучие людей перед глазами иметь. Торжественно произнеся эту клятву перед Богом и народом, я призываю в свидетели Господа Бога, которому буду дам ответ на его страшном суде. Да поможет мне Господь Бог! Амин!»

Если же в случае смерти короля престолонаследник оказывался несовершеннолетним, то в этом случае королевскую власть до достижения наследником совершеннолетия осу-

8 Стс^ичи^ С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кралевине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 122.

ществлял регентский совет в составе трех человек. Следует обратить внимание на то, что Конституция 1888 года особо тщательно регулировала статус регентов, видимо, с учетом недавней сербской истории9. Регентов избирала Народная скупщина, специально созванная для этого, из шести лиц, которых покойный король в своем завещании назначил в качестве кандидатов в регенты. Такое завещание король должен был собственноручно написать и подписать в трех экземплярах, на каждом из которых ставилась королевская печать. Один экземпляр передавался на хранение Государственному совету, второй - Кассационному суду и третий - Хранителю государственной печати. Следует обратить внимание на то, что завещание не требовало контрасигнации министров. При этом все члены Министерского совета должны были его подписать в качестве свидетелей. Если король не указывал в завещании кандидатуры регентов, то в этом случае созывалась Большая народная скупщина для избрания королевских регентов. Большая народная скупщина должна была быть созвана не позднее месяца после смерти упокоившегося короля (ст. 63).

Регентами могли быть только сербские граждане по рождению восточного православного вероисповедания, обладавшие всеми гражданскими и политическими правами, достигшие сорокалетнего возраста. Это должны были быть высокопоставленные лица. Так, согласно статье 65 Конституции 1888 года регенты должны были быть министрами, государственными советниками, генералами, посланниками, аккредитованными при иностранных дворах, или ранее должны были занимать вышеуказанные должности. Избрание регентов предусматривалось с использованием тайного голосования.

Каждый регент за время исполнения своих обязанностей получал 60 000 динаров в год из цивильного листа короля. Прежде чем начать исполнять королевские прерогативы регенты должны были принести перед избравшей их Большой народной скупщиной присягу, гласившую следующее: присягаю в том, что буду верным королю и буду править в соответствии с Конституцией и законам государства. После принесения присяги специальной прокламацией обнародовалось то, что регенты во имя короля приняли на себя королевские прерогативы10.

Согласно статье 69 Конституции если король не мог самостоятельно осуществлять королевскую власть, то от его имени вправе был властвовать совершеннолетний наследник престола. Однако если наследник престола оказывался несовершеннолетним, то в этом случае король вправе был назначить временных регентов. Следует обратить внимание на то, что если король окончательно передал свою власть своему несовершеннолетнему наследнику, он был вправе самостоятельно назначить троих королевских регентов. При этом на назначенных таким образом регентов распространялись все положения Конституции 1888 года, касающиеся регентов, избираемых Народной скупщиной.

В случае смерти или болезни регента, в силу которой по заключению трех врачей, назначенных Государственным советом, он больше не был в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае его отставки, два других регента управляли государственными делами вдвоем, но до первого заседания Народной скупщины, обязанной избрать третьего регента.

9 Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.

10 Стс^ичи^ С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кралевине

Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 123.

Если одному из трех регентов необходимо было покинуть Сербию на некоторое время, то два других регента вправе были полноправно отправлять государственные дела в течение его отсутствия. Но в этом случае покидавший государство регент обязан был оставить письменное заявление своим коллегам о том, что он согласен на все их действия совершенные в рамках конституционно установленных властных полномочий. В каждом из вышеописанных случаев должна были быть объявлены непосредственные основания, в соответствии с которыми только два регента осуществляли королевские прерогативы.

Согласно статье 72 Конституции Сербии 1888 года кроме осуществления королевских прерогатив регенты обязаны были обеспечить воспитание несовершеннолетнего короля. Однако если же несовершеннолетний король получал королевскую власть в результате отречения короля, то обеспечением его воспитания самостоятельно занимался передавший ему власть король. Заботу об имуществе несовершеннолетнего короля обеспечивали попечители, назначенные покойным королем в завещании или назначаемые регентами по согласованию с Государственным советом, если покойный король их не назначил. Если же король не оставлял после своей смерти наследника мужского пола, но на момент его смерти королева была беременна, то до рождения королевского наследника королевскую власть должны были осуществлять в качестве временных регентов: председатель Государственного совета, председатель Кассационного суда и министр юстиции.

Во всех случаях, когда в соответствии с положениями Конституции 1888 года должны были быть избраны королевские регенты, до их избрания королевскую власть временно под свою ответственность осуществлял Министерский совет. В этом случае Министерский совет обязан был немедленно обнародовать прокламацию, гласящую о том, на каком основании он принял на себя ответственность по осуществлению королевской власти. Кроме того, в случае, если престол, в соответствии с положениями Конституции, оставался без наследника, то Министерский совет обязан был принять королевскую власть на себя. При этом он обязан был в течение месяца после смерти короля созвать Большую народную скупщину, которая и должна была принять решение о судьбе престола (ст. 75).

Особое внимание следует уделить анализу места главы государства в системе государственной власти Сербии по Конституции 1888 года. Итак, согласно статье 40 Конституции 1888 года король являлся главой государства, обладал всеми правами государственной власти, осуществляя их в соответствии с положениями Конституции. Личность короля была неприкосновенна. Король не нес ответственность за свои действия и решения, и не мог быть обвинен в судебном порядке (ст. 40).

В Конституции 1888 года было предусмотрено, что все органы, осуществляющие государственную власть, действуют в соответствии с Конституцией. Так, согласно статье 33 Конституции законодательную власть осуществляли король и народное представительство совместно. В отличие от Конституции 1869 года право предлагать законопроекты принадлежало по новой Конституции не только королю, но и Народной скупщине. Причем для принятия любого закона необходимо было согласие обоих законодателей. Правом давать общеобязательное толкование законов принадлежало только законодательной власти, т.е. и королю и Народной скупщине (ст. 37 Конституции). Король утверждал и обнародовал законы. Никакой закон не мог вступить в силу до его обнародования королем.

Половченко К. А.

ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ПО КОНСТИТУЦИИ СЕРБИИ 1888 ГОДА

Король из предыдущей Конституции сохранил прерогативу по созыву Народной скупщины на регулярные и внеочередные сессии. Он открывал и закрывал заседания Народной скупщины лично или через Министерский совет, посланием или указом. Также как и по Конституции 1869 король вправе был отложить заседание Народной скупщины, но не более чем на два месяца, но не мог это осуществить повторно в течение той же сессии без согласия Народной скупщины. Из Конституции 1869 года сохранил глава государства и право роспуска Народной скупщины. Однако в соответствии с частью 4 статьи 54 Конституции 1888 года акт о роспуске должен был содержать указание о проведении новых выборов не позднее чем в течение двух месяцев, а также указание о созыве Народной скупщины не позднее чем через три месяца после роспуска, что, несомненно, гарантировало стабильность деятельности органа народного представительства.

Согласно статье 38 Конституции 1888 года король обладал исполнительной властью в государстве. Он осуществлял ее через своих ответственных министров в соответствии с положениями Конституции. Министры назначались и освобождались от должности королем.

Являясь главой государства, король назначал всех государственных чиновников (ст. 45 Конституции). От имени короля и под его верховным контролем осуществлялось все территориальное управление в государстве. Кроме того, король являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил государства. Он присваивал воинские звания в соответствии с положениями закона. Король награждал законно установленными орденами и другими знаками отличия. Король объявлял амнистию, обладал правом помилования за совершение преступления. Он мог пересмотреть приговор, вынесенный преступнику, смягчив его или вообще отменив (ст. 51 Конституции).

Что касается королевских прерогатив в сфере внешней политики, то Король представлял Сербию во всех отношениях с зарубежными государствами. Он объявлял войну, заключал мирные, союзные и другие договоры и сообщал об этом Народной скупщине, насколько и когда это позволяли интересы и безопасность государства. Однако торговые соглашения и соглашения, исполнение которых требовало расходов из государственной казны или изменений в законах государства или ограничений государственных или частных прав сербских граждан, вступали в силу только после их одобрения Народной скупщиной (ч.2 ст. 52 Конституции).

Цивильный лист, предусматривавший государственные средства на содержание королевской семьи, устанавливался законом. При этом средства, предусмотренные в цивильном листе, не могли быть увеличены без согласия Народной скупщины, в то же время не допускалось и их уменьшение без согласия короля11.

Таким образом, вышесказанное, казалось бы, свидетельствует в пользу того, что Сербия по Конституции 1888 года оставалась дуалистической монархией, поскольку король по Конституции 1888 года оставался в центре принятия государственных решений в королевстве, являясь активным и непременным участником законодательного процесса, обладая правом роспуска Народной скупщины, ему принадлежала исполнительная власть в государстве, он назначал всех должностных лиц государства. Однако, наличие отдельных право-

11 Стс^ичип С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кралевине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 124.

вых институтов, предусмотренных Конституцией 1888 года, позволяет сделать принципиально отличные, от вышеизложенных, выводы. В частности, речь идет об институте контрасигнатуры. Так, согласно статье 56 Конституции 1888 года ни один акт короля, относящийся к государственным делам, не обладал юридической силой и не подлежал исполнению, если он не был контрассигнован компетентным министром, который нес, таким образом, за него ответственность. Это, в том числе, касалось и посланий и указов короля, которые в обязательном порядке контрассигновались всеми министрами (ч. 2 ст. 54 Конституции). Например, всеми министрами контрассигновался указ короля о роспуске Народной скупщины. Более того, согласно части 3 статьи 136 Конституции письменный или устный приказ короля не освобождал министров от ответственности.

Еще одним институтом, значительно ограничившим королевскую власть, был предусмотренный Конституцией 1888 года институт парламентской ответственности правительства. Так, несмотря на то, что согласно части 1 статьи 132 Конституции Министерский совет, возглавлявший систему исполнительных органов в Сербии, подчинялся непосредственно коро-лю12. Тем не менее, согласно части 1 статьи 136 Конституции министры несли ответственность, как перед королем, так и перед Народной скупщиной. Конституция допускала, что народные депутаты могли быть одновременно министрами13. Король и Народная скупщина вправе были возбудить обвинение в отношении министров за совершение ряда должностных преступлений, предусмотренных в статье 137 Конституции.

Судебную власть в Сербии осуществляли суды, решения и приговоры которых, выносились и приводились в исполнение именем короля на основании закона (ст. 39 Конституции). При этом суды были независимыми. При вынесении судебных решений не подчинялись никакому органу, но только закону. Никакая иная власть в государстве ни законодательная, ни исполнительная, не вправе была осуществлять судебную деятельность (ст. 47 Конституции).

Таким образом, детальный анализ Конституция 1888 года позволяет говорить о том, что с принятием этой Конституции Сербия была преобразована из дуалистической в парламентарную монархию. Конституцию 1888 года отличает детальное всестороннее регулирование института монархии и весьма существенные ограничения прерогатив короля. Собственно, абсолютно закономерным является то, что выдающийся сербский исследователь Слободан Йованович связывал с принятием этой Конституции наступление в Сербии эпохи парламентаризма14.

Как указывает другой сербский исследователь Стоян Новако-вич, король Милан после принятия Конституции был уверен в том, что вновь принятая Конституция 1888 года является лишь временным решением, являясь слишком либеральной, и что рано или поздно у сербского народа вновь появится желание вернуться к «самодержавной королевской власти»15. Это во многом отражало отношение королевской семьи к Конституции 1888 года и предрекало не долгое существование новой

12 При этом в статье 134 Конституции Сербии 1888 года было предусмотрено, что никто из членов королевской семьи не мог быть назначен на должность министра.

13 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Str. 102.

14 Jованови1^ С. Држава I-II. Београд. 1936. С. 136.

15 Новаковип Степан. Двадесет година уставне политике у Срб^и: 1883-1903. Београд. 1912. Стр. 28

Конституции. В 1889 году король Милан Обренович отрекся от престола в пользу своего несовершеннолетнего сына Александра Обреновича, а в 1893 высшие сановники во главе с королем Александром, распустившим регентский совет и провозгласившим себя совершеннолетним, совершили государственный переворот16. Король Александр 21 мая 1894 года издал королевскую прокламацию, которой отменил Конституцию 1888 года, установившую в государстве парламентарную форму правления и восстановил действие Конституции 1869, вернув сербское государство снова к дуалистической форме правления на долгие восемь лет.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,95%.

Список литературы:

1. Jевтиfl Д.; Поповип Д. Народна правна истор^а. Београд. 2003.

2^вановип М. Политички систем Срби]е. Хрестомати]а. Београд.

2008.

3. Jовановиfi С. Држава I-II. Београд. 1936.

4. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

5. Кандид Л>. Устав од 1838 године. «Турски Устав». Устави Кнеже-

вине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.

6. Николип Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави

Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.

7. Новаковий С. Двадесет година уставне политике у Срби]и: 18831903. Београд. 1912.

8. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4.

9. Половченко К.А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.

10. Половченко К.А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.

11. Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.

12. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.

13. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.

14 Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.

15. Поповий Д. Упоредни поглед на српске уставе // Уставни развитак Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989

16. Становий Д. Устав Србие од 1888. и лудска права. Београд. 2011.

17. Становий Д. Уставно право. Ниш. 2009.

Стоячий С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 122.

16 Статья 68 Конституции 1888 года предусматривала, что до совершеннолетия короля не допускалось внесение каких-либо изменений в Конституцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.