2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
2.1. ИНСТИТУТ МОНАРХИИ В СЕРБИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: kpolovchenko@gmail.com
Аннотация: Девятого мая 1894 года король Сербии Александр 1 Обренович отменил либеральную Конституцию 1888 года и восстановил действие более авторитарной Конституции 1869 года. С отменой Конституции 1888 года были также отменены и все законы, принятые в ее исполнение и заложившие основу парламентаризма в государстве. А в 1898 году был принят ряд реакционных законов, в частности, Закон об объединениях, Закон о печати, Закон о выборах. В государстве был установлен режим личной власти короля Александра 1 Обреновича. Однако обострившиеся в самом начале 20-го века внешние угрозы, частая смена правительств, растущая экономическая нестабильность, а также активное выступление радикалов заставили короля Александра октроировать относительно либеральную Конституцию 1901 года, так называемую «Апрельскую конституцию». В данной статье представлен правовой анализ института монархии в Сербии по Конституции 1901 года.
Ключевые слова: Королевство Сербия. История сербского конституционализма. Конституция Сербии 1901 года. Король. Народная скупщина. Сенат. Министерский совет. Кассационный суд Сербии. Регентский совет. Наследник престола.
THE INSTITUTION OF THE MONARCHY IN SERBIA AT THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURY
Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: kpolovchenko@gmail.com
Annotation: On May 9, 1894, the King of Serbia, Alexander 1 Obrenovic, abolished the liberal Constitution of 1888 and restored the more authoritarian Constitution of 1869. With the abrogation of the Constitution of 1888, all the laws adopted to fulfill it and layed the foundation of parliamentarism in the state were also abolished. In 1898 a number of reactionary laws were adopted, in particular, the Law on Associations, the Law on Press, the Law on Elections. The regime of personal power of King Alexander 1 Obrenovic was established in the state. However, the external threats, the frequent change of governments, growing economic instability, as well as the opposition of the radicals forced the king Alexander to octroy relatively liberal Constitution of 1901, the so-called "April Constitution". This article presents a legal analysis of the institution of the monarchy in Serbia according to the Constitution of 1901.
Keywords: Kingdom of Serbia. History of Serbian constitutionalism. Constitution of Serbia of 1901. К/'ng.. National Assembly. Senate. Ministerial Council. Court of Сassation. Regency Council. Heir to throne.
Наиболее значительным результатом принятия Конституции Сербии 1888 года стало то, что, по мнению выдающегося сербского исследователя Слободана Йо-
вановича, в Сербии началась «пора парламентариз-
1
ма» , что ознаменовало переход от дуалистическои к парламентарной монархии. Однако, как отмечал другой сербский исследователь Стоян Новакович, король Милан с принятием Конституции 1888 года был уверен в том, что она являлась лишь временным решением, будучи чрезмерно либеральной, и сербский народ несколько позднее пожелает вернуться к «самодержавной королевской власти».2 Мнение короля о временном характере Конституции 1888 года разделяли не только представители Королевского дома, но и весомые политические силы того времени, в частности, сторонники Сербской прогрессивно партии. Фактически это была декларация о намерениях короля Милана. Однако в сложившейся ситуации в целях сохранения политического влияния Королевского дома Обреновичей в условиях «господства» в государстве самой массовой и влиятельной Народной радикальной партии радикалов король Милан Обренович пошел на экстраординарные меры. Он заключил соглашение с Правительством радикалов. Во исполнение этого соглашения 22 февраля 1889 года король Милан Обренович отрекся от престола в пользу своего несовершеннолетнего сына Александра, от имени которого королевскую власть в Сербии осуществлял Регентский совет в составе Йована Ристича, генерал Йована Белимарковича и генерала Косты Протича. Кроме того, в соответствии с соглашением Милан Обренович обязался покинуть после отречения государство и больше не возвращаться в Сербию, за исключением случая болезни молодого короля Александра. Более того, по соглашению Милан Обре-нович отказывался от членства в Королевском доме и сербского гражданства. За это он получал три миллиона франков, из которых два миллиона были предоставлены российским императором. Вышеуказанное соглашение было утверждено специально принятым законом с тем, чтобы обеспечить его соблюдение.
В течение пяти лет после принятия Конституции 1888 года на ее основании и в ее исполнение в Сербии был принят ряд прогрессивных законом, принципиально изменивших «политический климат» в государстве и реально установивших либеральный режим в Сербии. Однако после смерти генерала Протича и конфликта Правительства радикалов с Регентским советом относительно назначения нового его члена, Правительство радикалов было отправлено в отставку и сформировано Правительство либералов (Либеральной партии Сербии). Это обстоятельство в значительной степени повлияло на то, что первого апреля 1893 года король Александр, не достигнув восемнадцатилетнего возраста, провозгласил себя совершеннолетним. Причем, если либералы встретили эту новость предельно сдержанно, то радикалы одобрили эти действия Александра Обреновича. Уже в январе 1894 года, нарушив соглашение, в Сербию незаконно вернулся отрекшийся от
1 JoBaHOBi/ifi С. Влада Милана Обренови^а К^ига тре^а. Бео-град: Геца Кон. 1934. Стр. 55.
2 Новакови^ С. Двадесет година уставне политике у Срб^и: 1883-1903. Београд. 1912. Стр. 28
престола король Милан и сразу начал активную политическую деятельность. Пресса жестоко критиковала Милана Обреновича за его вмешательство в государственные дела, несмотря на то, что действующая Конституция 1888 года запрещала критику членов Королевского дома в прессе. Однако не следует забывать, что, как указывалось выше, Милан Обренович по соглашению отказался от членства в Королевском доме и даже утратил сербское гражданство. К весне 1894 года стало очевидным стремление короны взять реванш за политические потери 1888 года.
Политические перемены не заставили себя долго ждать. Двадцать первого мая 1894 года король Александр I Обренович своей прокламацией отменил Конституцию 1888 года и восстановил действие Конституции 1869 года. Отмену Конституции 1888 года король Александр обосновал тем, «что за время его несовершеннолетия были принят ряд законов, противоречащих Конституции, а многие государственные институты основывались на ненадлежащем фундаменте». В то же время, по мнению профессора Евтича, реальной причиной отмены Конституции 1888 года было создание условий для установления режима личной власти короля Александра.3
Таким образом, как отмечает профессор Маркович, под предлогом установления нейтрального Правительства фактически 1893 году в Сербии произошел возврат к авторитарным формам правления времен раннего короля Милана Обреновича и репрессиям как методу осуществления государственной власти. Сразу же были отменены все либеральные законы, принятые на основании и во исполнение Конституции 1888 года. А несколько позднее в 1898 году был принят ряд реакционных законов, в частности, Закон об объединениях, Закон о печати, Закон о выборах. Например, по Закону о выборах активного избирательного права были лишены учителя, журналисты, адвокаты, государственные чиновники. Такая политическая ситуация сохранялась вплоть до 1901 года. Однако обострившиеся в самом начале 20-го века внешние угрозы, частая смена правительств, растущая экономическая нестабильность4, а также активное выступление радикалов заставили Короля Александра согласиться на принятие новой относительно либеральной Конституции в 1901 году, так называемой «Апрельской конституции».5 Не последнюю роль в принятии Конституции 1901 года сыграло давление России, которая требовала от короля Александра перейти от режима личной власти к «конституционному режиму».6 Причем король Александр настоял на том, чтобы Конституция была им октроирована, нарушив традицию принятия сербских конституций на Великих народных скупщинах и, соответственно, требования действовавшей на тот момент Конституции 1869 года, поэтому в сербской научной литературе эту Конституцию часто называют «октроированной».
В разработке новой Конституции участвовали помимо самого короля Александра, для которого идеалом оставалась Конституция 1869 года, также крупнейшие политические деятели того времени: радикал Милан Мило-
3 JeBTMñ Д. Устав од 1901 године . Устави кнежевине и кра^евине Срб^е 1835—1903 гг. Београд. 1988. С. 161.
4 Так, налоговая реформа 1900 года вызвала широкое недовольство в широких слоях общественности. Дефицит государственного бюджета привел к тому, что даже жалованье чиновникам выдавалось со значительными перебоями.
5 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Str. 103.
6 Данченко С. И. Развитие сербской государственности и Россия 1878—1903. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН. 1996. С. 383.
ванович, внесший в проект новой Конституции многое из Конституции 1888 года, и прогрессист Павле Марин-кович, отстаивавший конституционные идеи, из проекта 1896 года Стояна Новаковича. Таким образом, являясь во многом производной от проекта, представленного Правительством Стояна Новаковича в 1896 году, Конституция 1901 представляла собой некий компромисс между авторитарностью Конституции 1869 года и либерализмом Конституции 1888 года. По мнению самого короля, новая конституция призвана была обеспечить рост «популярности королевской власти», заметно снизившейся к 1901 году.
Итак, сербская Конституция, октроированная королем Александром 1 Обреновичем 6 апреля 1901 состояла из 107 статей и 14 глав. Она не содержала преамбулу, а основные ее принципы были изложены по традиции в главе 1 Конституции. Так, в соответствии статьей 1 Конституции 1901 года по форме правления Королевство Сербия, как и предыдущей Конституции 1888 года, оставалось наследственной конституционной монархией с народным представительством. Символами Сербского королевства по Конституции 1901 года являлись герб Королевства Сербии - двуглавый белый орел на красном щите с королевской короной. Над обеими головами двуглавого орла располагается королевская корона, а под каждым когтем - один цветок. На груди двуглавого орла - герб Сербского княжества: белый крест на красном щите, с огнивом в каждом углу креста. Национальный флаг был трехцветным с красным цветом сверху, синим посередине и белым внизу.
Специальная глава II. Конституции 1901 года «Король» следовала сразу за первой главой, посвященной «Форме правления, государственной религии и территории Сербии» и перед третьей главой «Народное представительство» и была посвящена регулированию статуса короля и королевской семьи, что, несомненно, подчеркивало особое положение монарха в системе государственной власти Сербии. Это кардинально отличало Конституцию 1901 года от Конституции 1888 года, в которой глава, посвященная регулированию статуса монарха, следовала, в том числе и за главой, регулирующей конституционные права сербских граждан, что было достаточно символичным.
Правовой анализ института монархии по Конституции 1901 года по традиции следует начать с характеристики порядка престолонаследия, закрепленного в «апрельской» Конституции. Так, в статье 6 указывалось, что Королевстве Сербия властвует король Александр I, из династии Обреновичей, а все королевские права, неоднократно подтвержденные решениями народными, наследуются представителями его Династии. Сербский престол подлежал наследованию потомками короля Александра в следующем порядке: престол наследовал потомок мужского пола от законного брака по праву первородства. Если же король не оставлял после себя потомков мужского потомства, то наследование переходило к боковой линии, но в случае отсутствия в Королевском Доме Обреновичей потомков мужского пола, право на наследование престола переходило к прямым потомкам короля женского пола, рожденным в законном браке. Таким образом, в отличие от салической системы престолонаследия, установленной Конституцией 1888 года, новая Конституция 1901 года установила австрийскую систему престолонаследия, которая также, например, действовала в Российской империи с 1797 по 1917 годы и суть которой заключалась в том, что женщины наследовали престол при полном отсутствии мужчин во всех поколениях данной династии. Это был
первый и последний случай отказа от салической системы престолонаследия за всю конституционную историю Сербии, что было вызвано опасениями короля Александра остаться без потомков мужского пола. Поэтому именно он настоял на введении этого положения в Конституцию 1901 года. При этом в Конституции 1901 года предусматривалось принятие специального Закона о наследовании престола, который более подробно регулировал вопросы наследования Сербского престола. Король в соответствии с Конституцией являлся главой Королевского дома. Конституцией 1901 года устанавливались специальные требования к представителям Королевского Дома Сербии. Так, учитывая то, что согласно статье 3 Конституции в Сербском королевстве государственной являлась автокефальная Восточная православная церковь, закономерным являлось конституционная обязанность короля и его потомков быть православными (ст. 7). Устройство Королевского Дома регулировалось в соответствии с Конституцией королем путем принятия специального устава, который по принятии представлялся Народному представительству. В Конституции предусматривалось, что король не мог быть главой другого государства, без предварительного согласия Народного представительства.
Что же касается финансового обеспечения Королевского дома, то статья 17 Конституции предусматривала, что содержание цивильного листа определяется законом. При этом согласно Конституции 1901 года единожды принятый цивильный лист, как и по Конституции 1888 года не мог быть увеличен без согласия Народного представительства или уменьшен без согласия короля. Кстати, часть 2 статьи 95 Конституции предусматривала, что имущество, являющееся частной собственностью короля, не смешивается с государственным имуществом Сербии. Кроме того, согласно части 3 статьи 88 Конституции король и члены Королевского Дома не были плательщиками никаких налогов.
Совершеннолетие короля и престолонаследника наступало по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае смерти короля, совершеннолетний престолонаследник немедленно обретал королевскую власть и обнародовал прокламацией свое вступление на сербский престол. Не позднее десяти дней после его интронизации король обязан был созывать Народное представительство для принесения конституционно установленной присяги следующего содержания: «Клянусь Всемогущим Богом, что я буду охранять независимость и единство Королевства, которым буду править в соответствии с Конституцией и законами, буду обеспечивать нерушимость прав народных, и во всех своих делах и устремлениях всегда заботиться о благополучии народном. Да поможет мне Господь Бог». При этом Конституция предусматривала, что если Народная скупщина была ранее распущена, а новая еще не была избрана, то для принесения присяги распущенная Народная скупщина в обязательном порядке созывается. Обязанность принесения присяги распространялась и на случаи, когда несовершеннолетний король, после наступления совершеннолетия приступал к непосредственному осуществлению королевских полномочий.
Видимо, с учетом уроков сербской истории последних 50-ти лет Конституция 1901 года уделила регулированию вопросов регентства. Так, согласно статье 21 Конституции, если на момент смерти короля наследник является несовершеннолетним, то королевскую власть до совершеннолетия наследника должна был осуществлять, от его имени и в качестве королевского регента, вдова королева. Как справедливо замечает, профессор
Павлович, это был первый случай в сербской конституционной истории, когда Конституцией предусматривалось, что королевским регентом могла быть женщина -вдова покойного короля.7 И только в случае ее отсутствия королевским регентом должен был быть один из совершеннолетних мужчин-членов Королевского Дома, который в порядке наследования престола является следующим в наследственной очереди. По Конституции королевский регент после вступления в должность обязан был прокламировать то, что принял на себя ответственность по осуществлению королевской власти и в течение не более десяти дней после смерти короля или вступления в должность созвать Народное представительство для принесения перед ним королевской присяги.
Следует обратить внимание на то, что Конституция 1901 года в целом качественно пересмотрела вопросы регентства, как они были урегулированы Конституцией 1888 года. Собственно, при разработке проекта новой Конституции 1901 года на этом настоял король Александр. Так, только в том случае, если в Королевском Доме не было никого, кто бы в соответствии Конституцией мог осуществлять королевскую власть, король вправе был назначить Регентский совет, состоявший из трех лиц. Если король не осуществлял назначение, то исполнение королевской власти принимал на себя Министерский совет и не позднее десяти день после смерти короля, обязан был созвать Народное представительство с тем, чтобы оно на совместном заседании под председательством председателя Сената, который в этом случае становился первым Регентом, избрало еще двоих Королевских Регентов из выдающихся сербских государственных деятелей, которые немедленно приносили присягу перед Народным представительством. Однако если из-за несовершеннолетия члена Королевского Дома, который по праву должен был стать Регентом, он не мог исполнять обязанности регента, то в этом случае регентами становились лица из числа заслуженных государственных деятелей, но их назначение прекращалось с наступлением совершеннолетия вышеуказанного члена Королевского Дома.
В Конституции 1901 года был предусмотрен и случай, если король после смерти не оставит потомка, который мог бы стать наследником престола, но на момент смерти короля королева была беременна. В этом случае королевская власть должна до рождения наследника осуществляться временным регентством в составе председателя Сената, председателя Государственного совета и председателя Кассационного суда (ст. 24). Из вышеизложенного хорошо видно то, что Конституция 1901 года достаточно надежно урегулировала порядок преемства королевской власти в Королевстве Сербия.
Важным правилом, установленным Конституцией 1901 года представляется положение, в соответствии с которым до достижения королем совершеннолетия, не допускалось не только внесение каких-либо изменений в Конституцию, и начало производства по подобным проектам.
Что же касается места короля в системе органов государственной власти по Конституции 1901 года, то король являлся главой государства. Важным является то, что принцип разделения властей вообще не упоминается в Конституции 1901 года. Согласно статье 5 Конституции он обладал всеми правами государственной власти, которые осуществлял в соответствии с положения-
7 Павлович Ъ. Устав Кра^евине Срб^е из 1901. године. http://doiserbia.nb.rs/ft.aspx?id=0352-57321344509P. Стр. 513.
ми Конституции. При этом личность короля являлась неприкосновенной. Так, король был носителем исполнительной власти. Он назначал и отправлял в отставку министров. Согласно статье 76 Конституции назначал одного из министров на должность председателя Правительства (Министерского совета), который мог быть и министром без портфеля. При этом вступая в должность, министры приносили королю клятву в том, что, во-первых, будут сохранять верность королю и только, во-вторых, честно осуществлять положения Конституции и законов.
Король согласно Конституции не нес ответственности за свои действия и решения. Конституция 1901 года предусмотрела институт контрасигнатуры. Так, согласно части 2 статьи 11 Конституции каждый королевский акт, касающийся государственных дел, должен был в обязательном порядке контрассигнован компетентным министром, который и нес за него ответственность. При этом указ о награждении орденом, а также другими знаками отличия мог быть подписан и канцером королевских орденов. В соответствии с Конституцией 1901 года министры несли ответственность за свою деятельность на должности министра перед королём и Народным представительством. Согласно статье 79 Конституции министр не освобождался от ответственности за свои действия, даже если совершал их с письменного или устного указания короля. Кроме того, он назначал на должность всех государственных чиновников, которые несли перед ним ответственность. Все государственные учреждения осуществляли свои полномочия от имени короля.
В качестве главы государства король награждал орденами и другими знаками отличия в соответствии с законом. Обладал правом выпуска денежные средства Сербии. Предоставлял амнистию за политические преступления. Обладал правом помилования. Однако акт помилования не мог аннулировать судебные решения по гражданским делам. Как правило, свои решения король облекал в форму королевских указов, требовавших, как указывалось выше, контрассигнации компетентным министром. Так, согласно статье 16 Конституции король своим указом определял, кто и в каких границах должен был осуществлять конституционную королевскую власть, когда король находился за пределами государства.
Что же касается королевских прерогатив в сфере международных отношений, то согласно статье 13 Конституции король представлял Сербию в отношениях с зарубежными государствами. Он обладал конституционным правом объявлять войну и заключать мирные, союзнические и другие договоры и информировал об этом Народное представительство «в той мере, в какой и когда это позволяли государственные интересы». В то же время Конституция требовала предоставления предварительного одобрения Народного представительства для заключения королем как торговых, так и все других соглашения, которые предусматривали дополнительную нагрузку на государственные финансы Королевства. Предварительного одобрения Народного представительства также требовали международные договоры, предусматривающие изменение законов Сербии или ограничение публичных или частных прав граждан Сербии (ст. 13). Король также являлся верховным главнокомандующим вооруженных сил. И в качестве верховного главнокомандующего присваивал в соответствии с законом воинские звания.
В законодательной сфере король обладал достаточно широкими полномочиями. Так, согласно статье 43 Кон-
ституции король осуществлял законодательную власть совместно с Народным представительством, которое составляли Сенат и Народная Скупщина. Так, король обладал правом законодательной инициативы. Кроме того, Правительство вносило законопроекты от имени короля. Также сербский монарх утверждал и обнародовал законы, принятые Народным Представительством (ст. 10).
Весьма значительными были полномочия сербского монарха по Конституции 1901 года в бюджетной сфере. Так, Народное представительство не вправе было отклонить проект бюджета, представленный исполнительной властью, в принципе (ст. 92), а если учесть то, что король обладал правом в предусмотреть исполнение прошлогоднего бюджета на следующий бюджетный год (ч.2 ст. 93), то значимость исполнительной власти и лично короля по этому вопросу еще более возрастает.
Именно король созывал Народное представительство на очередные и внеочередные сессии. После своего формирования обе Палаты должны были быть представлены королю. Король лично назначал 30 членов Сената пожизненно в то время, как остальные сенаторы избирались на шестилетний срок. Кстати, из тридцати назначенных членов Сената король назначал всех пятнадцать членов Государственного совета. Король открывал и закрывал заседания Народного представительства или лично, вступительной речью, или своим указом, требовавшим контрассигнации всех министров. Также король обладал правом отложить заседание Народного представительства, но без согласия Народного представительства король не вправе был повторно отложить заседание эта в ходе одной сессии, а также не мог это сделать более чем на два месяца.
Важнейшим полномочием Короля было право распустить Народную Скупщину. Указ о роспуске нижней палаты Народного представительства контрассигновался всеми министрами. Указом о роспуске в обязательном порядке предусматривалась дата проведения новых выборов в течение трех месяцев со дня роспуска с тем, чтобы Народное Представительство было созвано не позднее чем через четыре месяца после роспуска Народной Скупщины.
Что же касается взаимоотношений короля и судебной власти, то следует обратить внимание на то, что Конституция 1901 года вообще не предусматривала существование судебной власти в качестве отдельной ветви власти. Более того, как справедливо отмечает Танасие Маринкович, король назначал всех судей в государстве как обычных государственных чиновников.8 Согласно статье 87 Конституции правосудие осуществлялось в соответствии с законом и от имени короле. При этом при вынесении судебных решений суды являлись независимыми.
Как отмечает профессор Маркович, к началу 1903 года в Сербии назрела ситуация, когда компромиссная Конституция 1901 года перестала устраивать практически всех за свою умеренность: и Короля, стремившегося к консервации государственного режима и радилов, настоятельно требующих демократических перемен. В результате, король Александр перестал соблюдать даже те незначительные ограничения его власти, которые были предусмотрены Конституцией 1901 года. По мнению Драгослава Янковича, «никогда скупщинская система и политическая жизнь в Сербии в целом не были
8 Маринкович Т. Jемства суд^ске независности у уставима Кнежевине и Кра^евине Срб^е. Анали Правног факултета у Београду. Бр. 2/2010. Стр. 155.
так далеки от парламентаризма и ближе к автократии, чем в последние годы правления Александра Обрено-вича».9
В итоге, затяжной конфликт между королем и радикалами привел к тому, что 24 марта 1903 года за 45 минут до полуночи Александр Обренович приостановил действие Конституции 1901 года для того, издав прокламацию, в которой обвинил Сенат и Народную скупщину в том, что они за время действия Конституции приняли законы, оказавшиеся для государства и народа негодными. За 45 минут король издал новый избирательный закон, упраздняющий значительное количество гарантий избирательных прав, которые были предусмотрены действующим на тот момент избирательным законом. В полночь 25 марта новой королевской прокламацией действие Конституции 1901 года восстанавливалось. Согласно новому, принятому Королем Александром закону, Народная скупщина распускалась, а специальным королевским указом назначались выборы в Скупщину на 19 мая 1903 года. Однако в ночь с 28 на 29 мая Александр Обренович был убит группой офицеров-заговорщиков.10 Этим убийством завершился очередной этап (1894-1903) истории развития сербского конституционализма, который Слободан Йованович охарактеризовал как «период реакции».11
Итак, по мнению сербских консерваторов, Конституция 1901 года олицетворяла собой некое состояние равновесия власти между Народной радикальной партией, которая, по мнению Слободана Йовановича, стремилась к диктатуре Народной скупщины и Королевским Домом Обреновичей, стремившимся к диктатуре королевской власти.12 Конституция во многом олицетворяла отход от принципа парламентаризма и возврат к дуалистической монархии. Едва ли ни центральное место в Конституции занимает порядок наследования престола. Конституция 1901 года впервые в истории Сербии вводила австрийскую систему престолонаследия. Что же касается статуса короля, то в соответствии с «октроированной» Конституцией король являлся носителем государственной власти. В Конституции не было ни слова о разделении властей. Король осуществлял исполнительную власть, совместно с Народным представительством осуществлял законодательную власть, обладая при этом правом роспуска Народной скупщины, самостоятельно назначал судей. Кроме того, в сфере финансов монарх обладал правом продления до года прошлогоднего бюджета, правом чеканки сербских денег. В сфере международных отношений королю принадлежало право не только заключать международные договоры, но и их ратифицировать, а также право информировать Народное представительство о ратификации международных договоров «в той мере, в какой и когда это позволяли государственные интересы». Таким образом, Конституция 1901 года, по истине, была «откатом назад» на пути к парламентаризму и демократии. А если учесть тот факт, что начиная со второй половины 80-х годов король при осуществлении полномочий главы государства перестал «принимать во внимание» и положения этой авторитарной Конституции, то речь шла о реальной политической реакции. Но, как известно, реакционные режимы надолго не задерживают-
ся. С падением режима личной власти Александра 1 Обреновича ушла с исторической сцены династия Обреновичей, правившая в Сербии, с перерывом с 1842 по 1858 год, с 1815 года.
Список литературы:
1. JевтиЧ Д. Устав од 1901 године . Устави кнежевине и кра^евине Срби|е 1835—1903 гг. Београд. 1988.
2. JевтиЧ Д.; Половив Д. Народна правна истори]а. Београд. 2003.
3. JовановиЧ М. Политички систем Срби|е. Хрестомати|а. Београд. 2008.
4. JовановиЧ С. Држава I-II. Београд. 1936.
5. JовановиЧ С. Влада Милана Обреновича К^ига трепа. Београд. 1934.
6. Данченко С. И. Развитие сербской государственности и Россия 1878—1903. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН. 1996.
7. Кандид Л. Устав од 1838 године. „Турски Устав". Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 - 1903. Београд. 1988.
8. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.
9. МаринковиЧ Т. Jемства суд^ске независности у уста-вима Кнежевине и Кра^евине Срби]е. Анали Правног фа-култета у Београду. Бр. 2/2010.
10. НиколиЧ Д. Устав од 1869. године („Намеснички устав") // Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 -1903. Београд. 1989.
11. НоваковиЧ С. Двадесет година уставне политике у Срби>1: 1883-1903. Београд. 1912.
12. Павлович Ъ. Устав Кра^евине Срби|е из 1901. године. http://doiserbia.nb.rs/ft.aspx?id=0352-5732134 4509P.
13. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4.
14. Половченко К.А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.
15. Половченко К.А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.
16. Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
17. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
18. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.
19 Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.
20. ПоповиЧ Д. Упоредни поглед на српске уставе // Ус-тавни развитак Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989
21. С^ановиЧ Д. Устав Србие од 1888. и ^удска права. Београд. 2011.
22. С^ановиЧ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
23. Сто]ичиЧ С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 - 1903. Београд. 1989.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 90,72%
9 Данченко С. И. Развитие сербской государственности и Россия 1878—1903. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН. 1996. С. 388.
10 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Str. 103.
11 JовановиЧ С. Држава I-II. Београд. 1936. Стр. 201.
12 JoвaнoвиЧ С. Влада Александра ОбреновиЧа. Београд: БИГЗ. 1990. Стр. 233..