ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРБИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
10.4. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРБИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
Половченко Константин Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
Аннотация: с принятием Конституции 1888 года в Королевстве Сербия была установлена парламентская система правления. В соответствии со статьей 1 Конституции Королевство Сербия являлось конституционной монархией с Народным представительством. Народное представительство осуществляла Народная скупщина, обладавшая широкими законодательными и контрольными полномочиями. Депутаты Народной скупщины избирались прямыми выборами, в которых участвовали совершеннолетние граждане мужского пола. Конституцией были предусмотрены некоторые ограничения активного избирательного права, центральным из которых был существенный имущественный ценз. Впервые в истории сербской государственности Конституция 1888 года предусмотрела тайное голосование с использованием разноцветных шаров. Важнейшим достижением развития сербского конституционализма можно считать введение в Сербии смешанной избирательной системы. Большинство народных депутатов избиралось по пропорциональной избирательной системе, что и позволяло широкому кругу политических сил быть представленными в органе народного представительства Сербии. Институт избирательного права Сербии на рубеже XIX-XX веков является предметом исследования настоящей статьи
Ключевые слова: королевство Сербия, История сербского конституционализма, Конституция Сербии 1888 года, Народная скупщина, Парламентаризм, Принципы избирательного права, Тайное голосование, Избирательная система, Избирательные органы.
THE ELECTORAL SYSTEM OF SERBIA AT THE TURN OF XIX-XX CENTURIES
Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, associate professor, associate professor department of Constitutional Law Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation
Abstract: with the adoption of the Constitution of 1888 in the Kingdom of Serbia, a parliamentary system of government was established. In accordance with Article 1 of the Constitution, the Kingdom of Serbia was a constitutional monarchy with the people's representation. The people's representation was carried out by the National Assembly, which had wide legislative and control powers. Deputies of the People's Assembly were elected by direct elections, in which adult male citizens participated. The Constitution provided for certain restrictions on active suffrage. For the first time in the history of Serbian statehood, the Constitution of 1888 provided for a secret ballot with the use of multi-colored balls. The most important achievement of the development of Serbian constitutionalism can be considered the introduction of a mixed electoral system in Serbia. Most of the deputies were elected under the proportional electoral system that allowed a wide range of political forces to be represented in the National Assembly. The Institute of Electoral Law of Serbia at the turn of the 19th and 20th centuries is the subject of this article.
Keywords: kingdom of Serbia, History of the Serbian constitutionalism, Constitution of Serbia of 1888, National Assembly, Parliamentarism, Principles of Electoral Law, Secret balloting, Electoral system of Serbia, Electoral bodies.
В конце 70-х начале 80-х годов XIX века Сербия переживала один из наиболее драматических отрезков в своей истории1. С одной стороны в результате длительной борьбы за независимость и на основании решений Берлинского конгресса 1878 года стала независимым государством. С другой стороны, к началу 80-х годов Сербия оставалась дуалистической монархией, с отдельными признаками парламентаризма. Такая форма правления и соответствующий ей авторитарный государственный режим абсолютно не соответствовал бурному социально-экономическому развитию сербского государства, явно сдерживая его. Поэтому фундаментальная конституционная реформа была вопросом времени. Направление этой реформы олицетворяли три политические силы, оформившиеся в конце 70-х годов в три политические партии: 1. Прогрессивная партия, отстаивая во многом инте-
1 Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017. Стр. 19.
ресы короны и верхушки землевладельцев, выступала за медленное поступательное развитие государства в направлении парламентаризма.
2. Либеральная партия стремилась к формированию либеральной политической системы, обеспечившей самостоятельность скупщины, ответственность перед ней правительства в качестве условия качественного преобразования экономической системы государства в направлении ее либерализации. Эта партия выражала интересы преимущественно финансистов и промышленников.
3. Народная радикальная партия, изначально была настроена на радикальные реформы, в направлении народного суверенитета и самоуправления, что, по сути, ставило под вопрос институт монархии. Ее поддерживало большинство крестьянства, составлявшего абсолютное большинство населения государства.
Ввиду того, что к началу 80-х годов XIX века Либеральная партия постепенно утратила политический вес и влияние на общественные процессы в Сербии, на сербском политическом поле остались две партии (прогрессисты и
Социально-политические науки
6'2017
радикалы), выступавшие с диаметрально противоположными взглядами на будущее общественно-политического развития Сербии. Поэтому потенциальный политический конфликт между ними был неизбежным.
Такой конфликт разразился между Народной радикальной и правящей Прогрессивной партией уже в 1882 году, что привело к затяжному парламентскому кризису , который ясно продемонстрировал, что конституционные реформы являются вопросом, но их реализация будем лежать в плоскости поиска компромисса между позицией двора и прогрессистов, с одной стороны, и радикалов, с другой.
Время пересмотра Основного закона Сербии наступило в 1888 году. А искомый компромисс стал результатом деятельности Учредительной комиссии, в состав которой вошли всех трех партий (Прогрессивной, Либеральной, и Народной радикальной) под руководством короля Милана. Проект новой Конституции, разработанный Учредительной комиссией, был вынесен на голосование Великой Народной скупщины и был принят абсолютным большинством ее делегатов 21 декабря 1888 года, а на следующий день подписан королем.
При этом следует отметить, что по большинству наиболее важных вопросов организации государственной власти Конституция 1888 года явилась точным отражением того компромисса, который был достигнут в ходе ее обсуждения между ведущими политическими силами Сербии. Важнейшим итогом принятия Конституции стало то, что, по мнению Слободана Йовановича, в Сербии началась «пора парламентаризма3», т. е. дуалистическая монархия была преобразована в парламентарную. Так, согласно статье 76 Конституции Народное представительство осуществлялось Народной скупщиной, которая становилась центральным органом власти в государстве. Она состояла из депутатов, свободно избираемых народом в соответствии с положениями Конституции. Мандат депутата Народной скупщины был свободный. Так, каждый народный депутат представлял весь народ, а не только тех, кто его избрал. Кроме того, избиратели не вправе были давать, а народные депутаты получать обязательные к исполнению наказы (ст. 84).
Особое внимание при разработке Конституции 1888 года было уделено созданию работоспособной избирательной системы. Так, в ходе работы над проектом Конституции один из выдающихся сербских ученых-юристов указал на то, что «избирательная система является ядром Конституции», несколько позднее ходе обсуждения Йован Ристич и король Милан повторили эту мысль, указав на то, что избирательная система является «душой» конституционности4».
Итак, в соответствии со статьей 78 Конституции 1888 года «выборы народных депутатов являются прямыми». Правом избирать обладали сербы, мужского пола, достигшие 21 летнего возраста, и платившие государству не менее 15 динаров прямых налогов в год. Таким образом, выборы по Конституции 1888 года
2 Поводом для парламентского кризиса стало банкротство акционерного общества «Генеральный союз», которое на момент банкротства имело финансовый долг перед Сербией более чем 34 миллиона, что нанесло тяжелый удар по правительству прогрессистов и способствовало росту популярности оппозиции в лице Народной радикальной партии.
3 Jовановиl^ С. Влада Милана Обренови^а К^ига тре^а. Бео-град: Геца Кон. 1934. Стр. 55.
4 Павлович М. Народна скупштина у уставима Кнежевине и
Кра^евине Срб^е. Два века српске уставности. Београд. 2011. Стр. 111.
не являлись всеобщими. При чем установление имущественного ценза, было тем условием, на которое пришлось согласиться представителям Народной радикальной партии в Учредительном собрании, несмотря на то, что они настаивали на всеобщем избирательном праве. Интересно то, что в ходе обсуждения в Учредительном собрании в пользу введения имущественного ценза звучали разные аргументы. Так, выдающийся сербский политический деятель и историк Йован Ристич оправдывал наличие имущественного ценза сложившейся еще со времени принятия Конституции 1869 года традицией того, что избиратель платил «гражданскую подать». Либерал Алимпие Васильевич, отстаивая позицию о необходимости сохранения имущественного ценза в Конституции 1888 года, указывал на то, что только материально обеспеченный человек может быть политически самостоятельным и введение всеобщего избирательного права, только бы дала возможность богатым влиять на бедных, экономически от них зависимых5.
Интересным фактом является то, что Конституция предусмотрела порядок регистрации избирателей, с помощью которого осуществлялся контроль за соблюдением имущественного ценза. Так, согласно части 3 статьи 85 Конституции каждый, кто хотел воспользоваться своим правом голоса, должен был предварительно получить избирательную карточку. А орган, обеспечивающий проведение голосования, обязан был выдать избирательную карточку только тем, кто мог доказать предоставлением соответствующих документов, факт уплаты налога, в прошлом или в текущем полугодии.
Активного избирательного права по Конституции 1888 года были лишены офицеры, в том числе и запаса, солдаты, находившиеся на действительной службе, а также были лишены избирательного права (ст. 87). Кроме того, временно утрачивали право голоса:
- лица, приговоренные судом к заключению до восстановления своих прав;
- лица, осужденные за совершение преступления, связанного с утратой гражданской чести в течение срока действия такого приговора;
- лица, осужденные за то, что злоупотреблением своей власти, угрозами, подарками или обещаниями таковых пытались обеспечить избрание себя или других лиц, а также осужденные за продажу своего голоса.
Лишение избирательного права длилось столько времени, сколько было предусмотрено приговором. Не вправе были также голосовать:
- лица, находившиеся под стражей;
- лица, находившиеся под опекой;
- лица, поступившие на службу иностранного государства без разрешения сербского правительства;
- лица, являющиеся адептами непризнанных вероучений, осужденные за неисполнение гражданских и военных обязанностей в течение срока, установленного приговором суда.
Вышеуказанные положения Конституции 1888 года, несомненно, свидетельствуют о том особом значении, которое придавалось творцами Конституции активному избирательному праву.
Что же касается пассивного избирательного права, то народными депутатами не могли быть избраны лица, не обладавшие активным избирательным правом. Депутатом Народной скупщины могло быть избрано лицо, которое помимо соответствия условиям, предусмотренным для обретения активного избирательного права, также соответствовало следующим требованиям:
1. Являлось сербом по рождению, или являясь нату-
5 Там же.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРБИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
рализированным сербом, проживало на момент выборов в Сербии в течение не менее пяти лет;
2. Обладало всеми гражданскими и политическими правами;
3. Имело постоянное место жительства на территории Сербии, за исключением тех, кто постоянно занимался за границей сербскими государственными делами;
4. Достигло 30-летнего возраста;
5. Выплачивало государству не менее 30 динаров прямого налога в год.
Как видно, вышеуказанные требования выглядят вполне современно. За исключением, имущественного ценза в 30 динаров налоговых платежей, что, кстати, являлось весьма внушительной на тот исторический период суммой. В то же время согласно статья 97 Конституции не обладали пассивным избирательным правом сотрудники полиции.
Следует обратить внимание на то, что в Учредительном собрании достаточно активными были дебаты, посвященные введению верхней палаты сербского парламента в качестве элемента сдерживания «ретивости» Скупщины. Однако верх одержала позиция, сохранившая однопалатный парламента. Однако Конституция 1888 года предусмотрела избрание двух видов депутатов обычных и квалифицированных. Таким образом, среди депутатов, избираемых в каждом округе должны были быть два лица, которые в дополнение к вышеуказанным конституционным требованиям, удовлетворяли еще дополнительным требованиям, а именно: закончили университет в Сербии или за границей или высшее профессиональное училище, приравнивающееся к университету. При этом считались удовлетворившими этому требованию лица, не закончившие университет или высшее профессионально-техническое училище, но являвшиеся председателями или заместителями председателя Народной скупщины; министры и дипломатические агенты, в том числе и бывшие; председатель, заместитель председателя и члены Государственного совета, в том числе и бывшие; генералы и полковники в отставке. Причем, такие два депутата избирались в округах в тот же день и в том же порядке, что и другие депутаты, но отдельно от них. По мнению Слободана Йованови-ча, в какой-то мере, введение квалифицированных депутатов, являлось качественной заменой института назначения части парламентского корпуса королем, что было предусмотрено в Конституции 1869 года6 С другой стороны, в ходе обсуждений в Учредительном собрании введение квалифицированных депутатов связывалось с необходимостью в «научной и практической подготовки» депутатского корпуса. Одни депутаты указывали на то, что «депутаты без квалификации внесут в Скупщину знание о потребностях народных, а квалифицированные депутаты спроектируют на основании этого знания законы». Другие депутаты введение в состав Скупщины квалифицированных депутатов оправдывали словами «Джона Стюарта Милля о том, что интеллигенцию следует смешать с народом7». Кстати, король со своей стороны в ходе дискуссии указал,
6 Jовановиl^ С. Влада Милана Обренови^а К^ига тре^а. Бео-град: Геца Кон. 1934. Стр. 46.
7 Павлович М. Народна скупштина у уставима Кнежевине и
Кра^евине Срб^е. Два века српске уставности. Београд.
2011. Стр. 111.
что «в настоящее время интеллигенция слишком далека от народа. Поэтому она непременно должна идти в народ, если хочет управлять его политическим воспитанием. Именно поэтому предложено обеспечить включение интеллигенции в состав народной скупщины8».
Народные депутаты избирались по округам и городам. В каждом округе избиралось количество депутатов пропорциональное количеству налогоплательщиков. Так, согласно статье 79 Конституции на каждые 4500 налогоплательщиков приходился один депутат. Если после такого распределения в округе оставались более 3000 неучтенных в процессе распределения налогоплательщиков, то в этом случае в нем избирался еще один дополнительный депутат. В это количество избираемых в округе депутатов, включались и квалифицированные депутаты. Подсчетом количества налогоплательщиков в округе и количества избираемых в округе депутатов в соответствии с положениями Конституции, определяла на каждых выборах специальная комиссия в составе председателя Государственного совета, председателя и двух заместителей председателя последней Скупщины и председателя Кассационного суда. Помимо округов депутаты избирались и в городах. Так, от Белграда избирались четыре депутата, от городов Ниш и Крагуевац по два, от городов Алексинац, Вальево, Вранье, Горний Милано-вац, Заечар, Княжевац, Крушевац, Лозница, Лесковац, Неготин, Парачин, Пирот, Пожаревац, Смедерево, Чуприя, Ужице, Чачак и Шабац и других по одному депутату. Кроме того, по одному депутату каждая избирали деревенская општина, к которой относилось деревушке Добринье в Ужицком округе, а также деревенская општина, к который относилась деревня Таково, по горному округу.
Что же касается порядка голосования, то каждый избиратель вправе был избирать только в одном месте, и в том избирательном округе, в котором он был зарегистрирован в качестве избирателя. При этом все избиратели округа составляли единое электоральное целое, голосуя не за отдельных кандидатов, а за весь список кандидатов. Точно так же избирались депутаты и в тех населенных пунктах, от которых должно было быть избрано более одного депутата. Согласно статье 90 Конституции 1888 года голосование в округах проходило на избирательных участках, на которые делился округ в соответствии с положениями избирательного закона. Город также делился на несколько избирательных участков, если этого требовал закон.
Что же касается избирательных органов, то согласно статье 91 Конституции на каждом избирательном участке формировалась избирательная комиссия, в состав которой входили: општинский советник, избираемый општинским комитетом, по одному представителю от каждого списка избирателей, а также один судья, чиновник суда или адвокат. При этом в каждом административном центре округа, а также в городах, в которых избирались более одного депутата, формировалась главная избирательная комиссия, которая подсчитывала все поданные в округе или городе голоса избирателей, а также объявляла результаты выборов и подтверждала депутатские полномочия. В состав такого комиссии входили в качестве председателя один член Государственного совета или Кассационно-
8 Милованови^ М. Државно право. Стр.1 69
Социально-политические науки
6 '2017
го суда определяемые жребием, а членами комиссии являлись: один член постоянного окружного комитета, председатель местного општинского комитета, один член Апелляционного суда или председатель суда первой инстанции и два представителя от каждого списка избирателей. В городах, в которых избирался один депутат, а также в тех општинах, которые также получили право избирать депутата в соответствии со статьей 82 Конституции, формировалась своя избирательная комиссия, подтверждавшая полномочия депутата, которая состояла из: от одного судьи местного или ближайшего суда первой инстанции, определяемого жребием, председателя општинского суда и по одному представителю от каждого кандидата.
Согласно статье 78 Конституции 1888 года голосование на выборах народных депутатов было тайным с использованием шаров для голосования. Особого внимания заслуживает анализ избирательной системы, применяемой на выборах народных депутатов. Так, согласно статье 93 Конституции в каждом округе группа в составе более ста избирателей (а в каждом городе, в котором избиралось более одного депутата, соответственно, более пятидесяти избирателей) вправе были составить свой избирательный список. В каждом избирательном списке должно было содержаться столько имен, сколько депутатов избиралось в соответствующем округе или городе. Избирательный список носил имя кандидата, указанного в нем первым. Каждому избирательному списку на всех избирательных участках соответствовала своя урна для голосования.
Таким образом, Конституция 1888 года предусмотрела применение пропорциональной избирательной системы на выборах народных депутатов. Следует обратить внимание на то, что пропорциональная система только появилась в тот период в Европе и была новой теоретической разработкой, мало проверенной на практике. К этому времени пропорциональная система была уже апробирована исключительно Швейцарией и Данией. По мнению современного сербского исследователя Марко Павловича, теоретиком-вдохновителем введения пропорциональной системы в Сербии в 1888 году был парижский доктор права Милован Милованович, который указывал на то, что необходимо народное представительство организовать таким образом, чтобы в нем были представлены все течения, существующие в народной среде, независимо от их направленности; необходимо, чтобы парламент стал «картиной народа в миниатюре», выражая его мысли и чувства9». В отличие от большинства государств Европы, где на выборах в парламент доминировала мажоритарная система абсолютного большинства, неспособная обеспечить представленность широкой палитры мыслей и чувств народных, введение пропорциональной избирательной системы в Сербии, с одной стороны, отражало стремление учредителей Конституции 1888 года обеспечить такую представленность, но, с другой, была попыткой путем внедрения системы пропорционального представительства ограничить потенциальную власть большинства Народной радикальной партии, имеющей колоссальную поддержку в народе в тот период. Аргументируя свою позицию, один их сторонников введения пропорциональной системы, либерал Йован Ристич, в частности указывал: «Основной проблемой парла-
9 Павлович М. Народна скупштина у уставима Кнежевине и Кра^евине Срб|ф. Два века српске уставности. Београд. 2011. Стр. 111.
ментской системы в Европе является то, что большинство притесняет меньшинство, а также то, что большинство аккумулирует посредственностей, а выдающимся людям не дает возможности получить место в парламенте. Обращаясь в представителям Народной радикальной партии в Учредительном собрании, король Милан заметил, было бы несправедливым, если бы партии, оставшиеся в меньшинстве, вообще бы выдавливались и с парламента и с «лица земли», поскольку от таких действий и до линчевания недалеко. При этом король заметил, что ничего страшного не случиться, если большинство станет несколько меньше за счет присутствия меньшинства в парламенте10». Подобные аргументы оказались определяющими для того, что представители радикалов согласились на введение пропорциональной избирательной системы в конституционную систему государства.
Следует заметить то, что в Конституции 1888 года на выборах депутатов Скупщины наряду с пропорциональной использовалась и мажоритарная избирательная система. Так, в соответствии со статьей 94 Конституции в городах, в которых избирался один депутат, а также в тех општинах, которые также получили право избирать депутата в соответствии со статьей 82 Конституции, избранным считался кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей. При этом, если ни один кандидат не получал абсолютного большинства голосов, то в этом случае проводились повторные выборы. На новых выборах для избрания депутатом достаточно было получить относительное большинство голосов; и в случае равного количества голосов, полученных двумя и более кандидатами, судьба депутатского мандата решалась жребием. Таким образом, об избирательной системе, применяемой в Сербии в соответствии с Конституцией 1888 года можно говорить как о смешанной с доминированием пропорциональной составляющей.
Важным является то, что механизм подсчета голосов на выборах был предусмотрен непосредственно в Конституции. Так, согласно статье 93 Конституции общее количество проголосовавших избирателей делилось на количество депутатов, которые должны были быть избраны в округе или городе, что позволяло определить избирательное частное, в соответствии с которым каждому избирательному списку предоставлялось пропорциональное количество депутатских мандатов. В результате, каждый избирательный список получал столько депутатских мест, сколько избирательных частных вмещалось в общем количестве голосов, полученных каждым избирательным списком. На выборах использовались закрытые избирательные списки. Так, в каждом избирательном списке первое набранное количество голосов, соответствующее избирательному частному, присваивалось кандидату, фамилия которого стояла во главе избирательного списка, а другим кандидатам в том порядке, в котором они были указаны в избирательном списке до тех пор, пока не исчерпывалось количество полученных избирательным списком голосов.
Если после вышеуказанного распределения оставались нераспределенными депутатские мандаты, и ни у одного списка не оставалось количество голосов, равное избирательному частному, то в этом случае депутатский мандат получал тот список, количество оставшихся неучтенными при распределении голосов которого было
10 Гор^и дом Србф. Отацбина. К^ига XXVIII. 1891. Стр. 444.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СЕРБИИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
больше чем оставшееся неучтенными при распределении депутатских мандатов количество голосов, полученных другими избирательными списками. Если количество оставшихся неучтенными голосов при распределении депутатских мандатов оказывалось одинаковым у нескольких избирательных списков, то судьба нераспределенного депутатского мандата решалась жребием. Таким образом, при распределении депутатских мандатов применялся так называемый метод Томаса Хэйра, известный в Европе с 1855 года.
Согласно статье 101 Конституции депутаты избирались на три года. Таким образом, раз в три года 14 сентября в православный праздник Воздвижения в Сербии проводились выборы в Народную скупщину. Если всеобщие выборы проходили после роспуска Скупщины, то трехлетний период легислатуры рассчитывался с сентября следующего года. До начала этого периода Скупщина могла быть созвана на чрезвычайную сессию. Депутаты, избранные на дополнительных выборах, обретали мандат до завершения соответствующей скупщинской легислатуры, в течение которой были избраны. Дополнительные выборы должны были быть проведены не позднее чем через месяц после того, как соответствующее депутатское место оказывалось вакантным.
Все депутаты после подтверждения их депутатских полномочий приносили присягу следующего содержания: «Я клянусь единым Богом и всем, что для меня свято и мило на этом свете, что буду верно, охранять Конституцию, и что в за время моей депутатской деятельности только общее благо Короля и народа в моей душе, сознании и перед глазами моими будет. И да поможет мне Бог в этом».
Итак, с принятием Конституции 1888 года Сербия началась «пора парламентаризма». Важнейшей его характеристикой являлось развитое избирательное законодательство. Специфика последнего проявлялась, прежде всего, в том, что не только базовые принципы, но и регулирование отдельных аспектов организации и проведения выборов было осуществлено на конституционном уровне. Во многом это стало следствием предыдущего этапа развития сербского конституционализма, когда принятые во исполнение основных принципов, установленных Конституцией, нормативно-правовые акты фактически сводили на нет сами конституционные принципы. Конституция 1888 года предусмотрела прямые выборы народных депутатов, в которых участвовало совершеннолетние граждане мужского пола. Конституцией были предусмотрены некоторые ограничения активного избирательного права, центральным из которых был существенный имущественный ценз. Впервые в истории сербской государственности Конституция 1888 года предусмотрела тайное голосование с использованием разноцветных шаров. Важнейшим достижением развития сербского конституционализма можно считать введение в Сербии смешанной избирательной системы. Большинство народных депутатов избиралось по пропорциональной избирательной системе, что было
практически незнакомо избирательной практике абсолютного большинства европейских государств того исторического периода (за исключением, Швейцарии и Дании) и позволяло широкому кругу политических сил быть представленными в органе народного представительства Сербии. Таким образом, можно сделать вывод о том, что избирательное законодательство по Конституции 1888 года носило прогрессивный характер и во многом стало залогом развития сербской государственности в направлении дальнейшей демократизации ее политического режима.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,08%.
Список литературы:
1. Горжи дом Срби|е. Отацбина. Кжига XXVIII. 1891. Стр. 444.
2. Jевтиt^ Д.; ПоповиЬ Д. Народна правна истор^а. Бео-град. 2003.
3. Jovanovic S. Vlada Milana Obrenovica. Knjiga treca. Be-ograd. 19342^ванови1й М. Политички систем Срби]е. Хрестомати]а. Београд. 2008.
4. Jовановиt^ С. Држава I-II. Београд. 1936.
5. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.
6. Кандид Устав од 1838 године. «Турски Устав». Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.
7. Кандид Т. Судска власт у уставном и законодавном разво]у Републике Срьи]е. Докторска дисертац^а. Београд. 2012.
8. НиколиЬ Д. Устав од 1869. године («Намеснички устав») // Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 -1903. Београд. 1989.
9. НоваковиЬ С. Двадесет година уставне политике у Срб^и: 1883-1903. Београд. 1912.
10. Половченко К. А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. 2015. №4.
11. Половченко К. А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.
12. Половченко К. А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.
13. Половченко К. А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
14. Половченко К. А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
15. Половченко К. А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т. И., Орлов А. Г., Ракитская И. А., Половченко К. А. Научная редакция А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. Москва. 2009.
16. Половченко К. А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.
17. ПоповиЬ Д. Упоредни поглед на српске уставе // Уставни развитак Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989
18. Сто]ановиЬ Д. Устав Србие од 1888. и лудска права. Два века српске уставности. Београд. 2011.
19. Сто]ановиЬ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
20. Сл^ичи^ С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кралевине Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.