2. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
2.1. ВОССТАНОВЛЕНИЕ
СЕРБСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В КОНСТИТУЦИИ 1903 ГОДА
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: [email protected]
Аннотация: К началу 1903 года в Сербии назрела ситуация, когда компромиссная Конституция 1901 года перестала устраивать и короля Александра Обреновича, стремившегося к сохранению королевских прерогатив, и радикалов, настоятельно требующих демократических перемен. Поэтому король решил вернуться к режиму личной власти: 24 марта 1903 года король Александр Обренович временно приостановил действие Конституции 1901 года для того, чтобы за это время распустить Народную скупщину, назначить новых судей в государстве и издать новый избирательный закон. Однако в ночь с 28 на 29 мая Александр Обренович был убит группой офицеров-заговорщиков. Уже 2 июня Народное представительство приняло новую Конституцию 1903 года и избрало нового короля Петра 1 Карагеоргие-вича. Конституция 1903 обеспечила восстановление парламентской системы правления в Сербии. Особенности принятия и содержания Конституции 1903 года является предметом настоящего исследования.
Ключевые слова: Королевство Сербия. История сербского конституционализма. Конституция Сербии 1903 года. Народная скупщина. Король. Министерский совет. Парламентаризм.
THE RECONSTRUCTION OF SERBIAN PARLIAMENTARISM IN THE CONSTITUTION OF 1903
Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: By the beginning of 1903 the compromise Constitution of 1901 ceased to suit also the King Alexander Obrenovic, who strove to preserve the royal prerogative, and the radicals, who demanded democratic changes in Serbia. The king decided to return to the regime of personal power: on March 24, 1903, King Alexander Obrenovich temporarily suspended the Constitution of 1901 in order to dissolve the National Assembly, appoint new judges in the state and issue a new election law. However, on the night of 28 to 29 May, Alexander Obrenovic was killed by a group of conspirators. On June 2, the People's Representatives adopted a new Constitution of 1903 and elected a new king, Peter 1 Karageorgievich. The Constitution of 1903 ensured the restoration of the parliamentary system of government in Serbia. The particularities of the adoption and content of the Constitution of 1903 are the subject of this study. Keywords: Kingdom of Serbia. History of Serbian constitutionalism. Constitution of Serbia of 1903. Na-
tional Assembly. К/'ng. Ministerial Council. Parliamentarism.
Октроированная Конституция 1901 года абсолютно не оправдала надежды короля Александра Обреновича на восстановление стабильности в Сербии как в сфере экономики, так и в сфере внутренней и внешней политики. Не способствовало ее принятие росту популярности Королевского Дома Обренивочей. Как отмечают сербские исследователи Драголюб Попович и Драгоша Евтич, народ в массе своей был недоволен Апрельской Конституцией. Она рассматривалась как продукт «сделки» между королем и политическими партиями и средство реализации личных амбиций короля Александра.1 Предметом особой критики сербской общественности была введенная Конституцией 1901 года верхняя палата парламента (Сенат), который должен был по задумке короля Александра сдерживать «ретивость» Народной скупщины.
Кроме того, вопреки ожиданиям короля, по итогам первых же после вступления в силу Конституции 1901 года выборов в палаты Народного представительства, большинство и в Народной скупщине, и даже в Сенате составляли представители Народной радикальной партии и отколовшейся от нее Независимой радикальной партии, требовавшие восстановления парламентаризма в стране, заложенного принятием Конституции 1888 года. В то же время поддержка в народе Прогрессивной партии Сербии, являвшейся опорой короля Александра, стремилась к нулю. Росло всеобщее ощущение того, что консервативная политика Александра Обреновича стоит на пути прогресса, сдерживая развитие капиталистического уклада в экономике. Предметом растущего неуважения к короне в самых широких массах сербского общества стала женитьба короля Александра Обреновича на бывшей фрейлине королевы Натальи, вдове Драге Машин. Все выше обозначенное стало причиной создания в среде младших офицеров сербской армии тайных организаций, планировавших физическое устранения короля и высших сановников государства.
В 1901 -1902 годах король Александр безуспешно пытался договориться с радикалами: он с завидным постоянством менял правительства, участвовал в заседаниях Народной скупщины, предпринимал ряд иных шагов, направленных на поиск компромисса с радикалами, но это не дало никаких положительных результатов для короны. Каждое очередное «нейтральное» Правительство требовало конституционных перемен, ядром которых было упразднение введенного недавно принятой Конституцией 1901 года Сената.2 Кроме того, «непослушная» Народная скупщина в течение 1901-1902 годов во исполнение Конституции 1901 года приняла ряд демократических законов, направленных на либерализацию режима, вопреки желаниям короля.
Именно поэтому к концу 1902 года король Александр Обренович принял стратегическое решение вернуться к режиму личной власти. Король решился на принятие ряда предельно не популярных мер, направленных на попытку перехватить инициативу у радикальной оппо-
1 JasiMfi Д.; Попович Д. Народна правна историка. Београд. 2003. Стр. 27.
2 Jовановиl^ С. Влада Александра Обреновича. II. Београд. 1990. Стр. 293.
зиции. Так, профессор Павлович отмечает, что по личной инициативе короля на два месяца был отложен созыв Народного представителя, в результате оппозиция могла подвергать нападкам королевскую власть только в прессе.3 На это оппозиция ответила организацией массовых демонстраций против режима личной власти короля Александра Обреновича и за возвращение народу прав и свобод. Крупнейшая демонстрация прошла 23 марта 1903 года. В ней участвовали широкие слои общественности: от студентов, до мелких лавочников и средней буржуазии. Король расценил массовые выступления как злоупотребление гражданскими правами и стремление к свержению законной власти. Поэтому для разгона этой демонстрации была применена армия, что привело к жертвам среди протестующих. Более того, дабы упредить дальнейшие акции, направленные против восстановления режима личной власти, король решился на беспрецедентные даже для его правления меры: 24 марта 1903 года за 45 минут до полуночи Александр Обренович приостановил действие Конституции 1901 года для того, чтобы за это время распустить Народную скупщина и издать временный избирательный закон, упраздняющий значительное количество гарантий избирательных прав, которые были предусмотрены действующим на тот момент избирательным законом, после чего действие Конституции 1901 года восстанавливалось. Кроме того, за эти 45 мину были назначены новые судьи всех судов (кроме председателя Кассационного суда) и отменены почти все законы принятые во исполнение Конституции 1901 года, среди которых Закон о печати от 12.02. 1901 года, Закон об општинах от 21.03.1902 года, и восстановлено действие, законов, принятых во исполнение Конституции 1869 года. Например, Закон о печати от 12.02. 1881 года, Закон об општинах от 24.03. 1866 года. С наступлением 25 марта 1903 года король Александр восстановил действие Конституции 1901 года. Таким образом, в государстве было восстановлено положение, которое существовало сразу после октроирования королем Александром Апрельской Конституции.4 Специальным королевским указом назначались выборы в Скупщину на 19 мая 1903 года. Кроме того, король назначил новых сенаторов и новый состав Сената. Что же касается вышеупомянутого временного избирательного закона, который в значительной степени ограничивал избирательные права граждан, то в нем, в частности, был предусмотрен высокий имущественный ценз, впервые в конституционной истории Сербии вводилось голосование посредством избирательных бюллетеней, при этом за «неграмотных» избирателей должны были голосовать образованные лица. Также вышеуказанным временным избирательным законом был введена мажоритарная избирательная система относительного большинства, предусматривающая, что победитель на выборах в избирательных округах.5 В результате, радикальная оппозиция вообще отказалась участвовать во внеочередных выборах в Народную скупщину. Как итог, в состав Народной скупщины по результатам выборов 19 мая вошли исключительно представители прогрессистов и либералов.
В ночь с 28 на 29 мая группа офицеров-заговорщиков при поддержке гражданских лиц убили короля Александра Обренович и его супругу, что означало гибель ди-
3 Павлович Ъ. Устав Кра^евине Срб^е из 1901. године. http://doiserbia.nb.rs/ft.aspx?id=0352-57321344509P. Стр. 519.
4 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 103.
5 Jовановиl^ С. Влада Александра Обреновича. II. Београд.
1990. Стр. 309.
настии Обреновичей, властвующей в Сербии с 1815 года, с перерывом с 1842 по 1858 год6, весь девятнадцатый век. Кроме того, были убиты ряд высших сановников: председатель Министерского совета, министр внутренних дел и военный министр. Фактически переворотом 1903 года завершился очередной этап (18941903) истории развития сербского конституционализма, который Слободан Йованович охарактеризовал как «период реакции»7. Так, всего за десять лет самостоятельного (без регентов) правления король Александр успел совершить три государственных переворота, четырежды внести кардинальные изменения в конституционные основы государства сменить двенадцать правительств.
Сразу же после переворота в ночь с 29 на 30 марта заговорщики обеспечили формирование нового состава Министерского совета на многопартийной основе во главе с либералом Йованом Авакумовичем. Министерский совет принял на себя осуществление королевской власти на основании статьи 22 Конституции 1901 года. Прокламацией Министерского совета было восстановлено действие всех законов, отмененных 24 марта. При этом важнейшим вопросом был вопрос о судьбе сербского трона. На престол был приглашен представитель династии Карагеоргиевичей, князь Петр Карагеоргие-вич, пребывавший в принудительной эмиграции в Женеве, который после недолгого размышления дал согласие занять сербский королевский престол.
Для решения вопроса будущего королевской власти и Конституции Сербии Министерский совет назначил на второе июня заседание Народной скупщины, причем в том составе, в котором она была до признанных незаконными выборов 19 марта. Это стало причиной проведения собраний политических партий, представители которых были членами Народного представительства, на которых обсуждался широкий спектр вопросов дальнейшего конституционного строительства. Так, профессор Миркович обращает внимание на то, что на совместной конференции ведущих политических сил: радикалов и независимых радикалов возникли серьезные споры. В частности, причиной разногласий стал вопрос о том, может ли новый король принести присягу на действующей Конституции 1901 года, на чем настаивали радикалы или на отмененной бывшим королем Александром Обреновичем Конституция 1888 года? Фактически речь шла о том, следует ли сохранить действие Конституции 1901 года или восстановить действие Конституции 1888 года. Как указывает профессор Ольга Попович-Обрадович дебаты об изменении Конституции не были однонаправленными. За сохранения действия Конституция 1901 года поначалу выступили прогрессисты и «старые» радикалы, обладавшие большинством в обеих палатах, но позднее передумали, поскольку фактическая власть уже была у независимых радикалов и либералов, которые выступали за отмену Конституции 1901 года. Независимые радикалы настаивали на восстановлении действия Конституции 1888 года, в качестве аргументов указывая на то, что эта конституция была принята при соблюдении всех необходимых конституционных требований, чего нельзя было сказать об ее отмене королем Александром. Но главное ее преимущество, по мнению большинства участников, заключа-
6 С 1842 по 1858 год в Сербии властвовала династия Карагеоргиевичей.
7 Joвaнoвиl^ С. Влaдa Aлeксaндрa Oбрeнoвиl^a II. Бeoгрaд. БИГЗ. 1990. Стр. 236.
8 Пoпoвиl^-Oбрaдoвиl^ O. Пaрлaмeнтaризaм у Срб^и 19031914. Београд. Службени лист СРJ.1998. Стр. 99.
лось в том, что она устанавливала наиболее надежные гарантии парламентаризма в государстве, значительно ограничив возможности узурпации власти монархом, с одной стороны, и обеспечив широкий спектр прав и свобод, с другой. Взгляды независимых радикалов на будущее конституционного развития Сербии оказались преобладающими, определив во многом голосование по конституции в Народном представительстве.
Итак, Народная скупщина собралась на заседание второго июня 1903 года в Белграде. Первым был решен вопрос об избрании Председателя Народной скупщины. Кандидатами на эту должность были выдвинуты Аца Станоевич и Петр Максимович. Тайным голосованием был избран Станоевич, за которого проголосовало 116 депутатов, в то время как за Максимовича только один депутат.
На заседании Народной скупщины практически не было никаких споров относительно судьбы Конституции и избрания короля, поскольку всем была ясна необходимость решения этих вопросов в кратчайшие сроки. На совместном заседании Народной скупщины и Сената была единогласно принята резолюцию, предусматривающую восстановление действия Конституции 1888 года и всех законов, принятых в ее исполнение, с изменениями и дополнениями, которые были необходимы с учетом текущей политической и социальной ситуации в Сербии. В резолюции было предусмотрено, что все поправки должны быть внесены в течение текущего созыва Народного представительства. Сразу же на заседании был сформирован Комитет по разработке проекта Конституции. В него было избрано девять человек, под председательством Петра Максимовича.
Поскольку король в соответствии с Конституцией 1888 года также являлся участником конституционно-правового процесса, то вопрос его избрания, требующий незамедлительного решения, был решен уже в тот же день второго июня 1903 года. В полдень второго июня 1903 года состоялось второе совместное заседание Народной скупщины и Сената. Голосование за избрание короля было открытым и поименным и проходило в отсутствие Петра Карагергиевича. Петр Максимович, как и все присутствующие, единогласно проголосовал за избрание королем Петра Карагеоргиевича. Протокол об избрании был подписан всеми должностными лицами Сената и Народной скупщины и всеми сенаторами и депутатами. Информация об избрании короля Петра 1 Карагеоргиевича была немедленно обнародована.
Обсуждение предложений по проекту Конституции Комитетом было проведено и завершилось к 4 июня. Как указывал, Живойин М. Перич предметом анализа Комитета был широкий круг вопросов, среди которых, например, введение всеобщего избирательного права, но это предложение не нашло поддержки парламентариев. Кроме того, предлагалось исключить из текста проекта положения о квалифицированных членах Народного представительства, что являлось новеллой Конституции 1888 года, это предложение также не нашло поддержки парламента. При этом, например, было принято предложение Комитета по продлению срока, в течение которого парламент мог предъявить обвинение министру, с четырех до пяти лет с момента совершения деяния.
Итогом обсуждения проекта Конституции 1903 года четвертого июня стало то, что Народная скупщина приняла новую Конституцию подавляющим большинством голосов: 106 депутатов проголосовали за принятие Кон-
9 ПериЧ Ж.М. Политичке студне. Београд. 1908. Стр. 356.
ституции и только 3 из них против, в то время как в Сенате Конституция была принята единогласно. Пятого июня 1903 года все члены Министерского совета подписали Конституцию. Справедливости ради следует заметить, что в ходе принятия Конституции 1903 года не была полностью соблюдена процедура, установленная Конституцией 1901 года, поскольку в процессе принятия новой конституции не участвовал еще один необходимый участник учредительного процесса. Речь шла о короле. Однако после возвращения из эмиграции Петр Карагеоргиевич 12 июня 1903 принял присягу на новой Конституции 1903 года и приступил в отправлению королевских полномочий в качестве короля Петра 1 Кара-георгиевича.
Итак, Конституция 1903 года представляла собой адаптированную под социально-экономические и политические требования начала 20-го века Конституцию 1888 года, ознаменовавшую когда-то начало развития парламентаризма в Сербии. В этом смысле принятие Конституция 1903 года представляло собой новый шаг в развитии сербского конституционализма. Фактически по сравнению с текстом Конституции 1888 года текст новой Конституции содержал 42 поправки, из которых примерно тридцать представляли собой ничто иное, нежели редакторские правки. Однако остальные представляли собой весьма значительные новации, направленные на изменение соотношения главных акторов политического процесса в государстве, что не могло не влиять на форму государственного устройства Сербии. Речь идет о том, что Конституция 1903 года окончательно исключила даже малейшие проявления дуализма в форме правления, преобразовав Сербию в парламентарную монархию классического типа. Речь идет не только о том, что король благодаря поправкам лишился ряда знаковых прерогатив. Так, например, согласно статье 135 Конституции 1901, также как и статья 136 Конституции 1888 года предусматривала, что министры за свою служебную деятельность несли ответственность как перед королем, так и перед Народной скупщиной. При этом каждый государственный акт короля, требовал контрассигнации компетентного министра. Однако если часть 3 статьи 136 Конституции 1888 года предусматривала, что письменный и устный приказ короля ни при каких обстоятельствах не вправе был освободить от ответственности министров. То в Конституции 1903 года положения части 3 статьи 135 распространялись уже абсолютно на всех государственных служащих в государстве. Кроме того, положения статьи 140 Конституции 1888 года в которых предусматривалось, что король не вправе был амнистировать осужденного министра без согласия Народной скупщины министру, были дополнены в Конституции 1903 года положением о том, что король также не вправе был прекратить расследование в отношении обвиняемого министра (ст. 139 Конституции 1903 года). Еще одним наглядным примером ограничения королевских прерогатив стало внесение значительных коррективов в регулирование Конституцией бюджетного процесса. Так, согласно части 2 статьи 175 Конституции 1888 года в случае, если Народная скупщина была распущена до принятия бюджета, то король вправе был самостоятельно принять решение о продлении прошлогоднего бюджета максимум на 4 месяца. В отличие от Конституции 1888 года, часть 2 статьи 174 Конституции 1903 года предусматривала, что для продления прошлогоднего бюджета на четыре месяца королю требовалось согласие Государственного совета.
Однако помимо конституционных ограничений прерогатив короля на сокращение властных полномочий ко-
ролевской власти значительным образом повлияли и косвенные факторы, связанные с принятием Конституции 1903 года. Так, по мнению профессора Мирковича, само принятие Конституции 1903 года в его отсутствие, и последующая присяга короля вновь созданному конституционному порядку, означали, что Конституция 1903 года должна была стать альфой и омегой всей его деятельности. В результате, Петра I Карагеоргиевич за все время действия этой Конституции практически не вмешивался в политический процесс в государстве. Это стало причиной того, что в сербской конституционно-правовой теории появилась синтагма «пассивная неконституционность государя», означавшая бездействие или воздержание главы государства от действий, предписанных Конституцией.10
С другой стороны в новых положениях Конституции 1903 особо проявилось стремление конституционного законодателя в максимальной степени обеспечить демократизм избирательного процесса, что неминуемо должно было отразиться на повышении статуса Народной скупщины в системе органов государственной власти. Так, несмотря на то, что при принятии Конституции 1903 года парламентарии отказались ввести всеобщее избирательное право, тем не менее, имущественный ценз, предусмотренный для участия в избрании депутатов Народной скупщины, был снижен за счет того, что в сумму всех прямых налогов в 15 динаров, предусмотренную Конституцией 1888 года, внесение которой было условием обретения избирательного права (ст. 85) был включен по Конституции 1903 года также специальный государственный налог (ст. 84), в результате чего количество граждан, обладавших избирательным правом, значительно возросло. Значительной новеллой Конституции 1903 года стало и то, что она увеличила срок депутатских полномочий с трех лет, предусмотренных Конституцией 1888 года, до четырех лет в Конституции 1903 года. Как указывает профессор Мирко-вич, таким образом срок полномочий депутата, соответственно, Народной скупщины приобрел «искомый временной оптимум».11 Кроме того, по сравнению с Конституцией 1888 года Конституция 1903 года в рамках контрольной деятельности, наряду с правом проведения парламентских расследований, Народная скупщина обрела право на запросы по избирательным и административным вопросам.
Огромное значение в деле обеспечения верховенства парламента в системе органов государственной власти сыграло устранение в Конституции 1903 года двухпалатной системы парламента. Введение Конституцией 1901 года Сената в качестве верхней палаты Народного представительства было напрямую связано со стремлением короны сдерживать демократические устремления Народной скупщины, что должно было достигаться высокими избирательными цензами на выборах сенаторов, а также тем, что треть сенаторов назначалась королем. Поэтому упразднение Сената высвободило креативную энергию Народной скупщины. В результате, начиная с 1903 года, ее верховенство в системе органов государственной власти неуклонно росло. Помимо законодательной функции к Народной скупщине постепенно переходила и административная, все более исключая монархический элемент из системы управления. Так, отдельные королевские прерогативы постепенно переходили в компетенцию ответственных министров,
10 ПериЧ Ж.М. Политичке студне. Београд. 1908. Стр. 21.
11 МирковиЧ М. Устав од 1901 године. Устави Кнежевине и Кра^евине Срб^е 1835 - 1903. Београд. 1989. Стр. 194.
которые не вправе были иметь мнение отличное от мнения Правительства в целом»12, деятельность которого осуществлялась под непосредственным контролем Народной скупщины. В связи с этим заслуживает внимания критика Народной скупщины политическими деятелями того периода, представляющими консервативные политические силы. В частности, выдающийся политический деятель Стоян Новакович в связи с вышеизложенным указывал на то, что неприемлемость диктата как государя, так и парламентского большинства указывала на необходимость наличия верхней палаты Народного представительства в качестве политического контрбаланса. Именно Сенат, по мнению профессора Новаковича, являлся тем столпом, на котором держалась вся государственная система, поэтому упразднение Сената являлось наиболее значительной ошибкой конституционного переворота 1903 года.13
Однако реалии демонстрировали иное. Возвышение роли Народной скупщины и становление в государстве парламентаризма обеспечили рост политической активности различных слоев населения, что не могло не привести к формированию развитой партийной системы в Сербии того периода. Как справедливо отмечает профессор Миркович, в отсутствие авторитаризма политические партии уже не могли оправдывать свои политические промахи происками короны. В результате, партийный ландшафт Сербии сильно изменился. Так, Либеральная партия предсказуемо распалась. А на ее политической основе образовались Национальная и Демократическая партии, а затем Народная. В 1906 году была восстановлена Прогрессивная партия Сербии. Тон в политической борьбе преимущественно задавали радикалы и независимые радикалы, конкурируя друг с другом за поддержку мелких и средних слоев буржуазии, а также интеллигенции. В качестве защитника чаяний крестьянства на политической арене Сербии возникла Сербская народная крестьянская партия. В 1903 году была образована социал-демократическая партия Сербии в качестве выразителя интересов оформлявшегося рабочего класса. Таким образом, принятие Конституции 1903 года обеспечило создание широкого спектра политических партий, выражавших интересы всех составляющих сербского гражданского общества того исторического периода.
Итак, принятие Конституции 1903 года - последней Конституции старой Сербии14 - стало основой восстановления парламентской системы правления, заложенной принятием Конституции 1888 года и нарушенной государственным переворотом короля Александра Об-реновича в 1893 году. Именно поэтому выдающийся сербский политический деятель и историк Слободан Йованович указывал на то, что с принятием Конституции 1903 года в конституционной истории Сербии начинается «период восстановленного парламентаризма». Несмотря на то, что ряд сербских историков считают Конституцию 1888 года лишь восстановленной Конституцией 1903 года. Такой вывод нельзя назвать однозначным, поскольку Конституции 1903 года содержала ряд новаций по сравнению с Конституцией 1888 года. Так, профессор Ратко Маркович насчитал сорок два из-
12 ПериЧ Ж.М. Политичке студне. Београд. 1908. Стр. 21.
13 Цитируется по ПериЧ Ж.М. Политичке студне. Београд. 1908. Стр. 13.
14 В 1918 году было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, ядро которого составило Королевство Сербия, а в 1921 году была принята Конституция Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев.
менения по сравнению с Конституцией 1888 года.15 При этом если тридцать из них носили редакционный характер, то остальные имели весомое конституционное значение и были преимущественно направлены на ограничение власти монарха, не затрагивая при этом базовые положения Конституции, сформулированные в 1888 году. Историческая роль принятия Конституции 1903 года состоит в том, что на ее основе в государстве до начала Первой мировой войны были проведены коренные преобразования политической системы: это касается и формирования зрелой партийной системы в государстве и роста значения парламента в жизни государства, когда Правительство короля последовательно было преобразовано в правительство Народной скупщины, осуществлявшей реальный контроль за его деятельностью. Упрочение парламентаризма повлекло за собой восстановление широкого спектра гражданских прав. Весьма показательным является то, что 1907-1910 годах Народная скупщина рассматривала четыре проекта конституционных поправок, направленных на введение всеобщего избирательного права и предусматривающих как отмену имущественного ценза, так и уравнение избирательных прав граждан независимо от религиозной принадлежности и пола, а также введение тайного голосования.16 И несмотря на то, что вышеуказанные конституционные поправки так и не были приняты, такая повестка дня Народной скупщины достаточно наглядно характеризует политический климат в Сербии в тот исторический период. Становлению парламентаризма в Сербии соответствовали экономический подъем и активное развитие науки и культуры. Несмотря на то, что более 80 процентов населения были сельскими жителями, тем не менее, стремительно росло городское население Сербии. Так, с 1903 по 1913 год население Белграда увеличилось на более чем на треть. В 1905 году в столице появились первые линии электрических трамваев. В 1905 году Высшая школа была преобразована в Белградский университет, в состав которого входили пять факультетов. В 1906 году в Белграде появился первый кинотеатр. В 1911 году в Сербии взлетел первый самолет сербского производства. К 1914 году в Белграде уже было более ста библиотек. Наконец, всемирную славу снискали такие гениальные сербские ученые как Никола Тесла, Михайло Пупин, Йован Цвий-ич и другие. Эти колоссальные изменения, несомненно, стали результатом возвращения Сербии на стезю конституционного развития.
Список литературы:
1. JевтиЛ Д.; Половив Д. Народна правна историка. Бео-град. 2003.
2. JевтиЛ Д. Устав од 1901 године . Устави кнежевине и краъевине Срби|е 1835—1903 Београд. 1988.
3. JовановиЛ М. Политички систем Срби|е. Хрестомати|а. Београд. 2008.
4. JовановиЛ С. Држава 1-11. Београд. 1936.
5. JовановиЛ С. Влада Милана ОбреновиЛа К^ига треЛа. Београд. 1934.
6. JовановиЛ С. Влада Александра ОбреновиЛа. II. Београд. 1990.
7. JoвичиЛ М. Лексикон српске уставности 1804-1918. Београд. 1999. Стр. 188.
8. Глава государства в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Н.А. Славкиной; Моск. гос. ин-т междунар. отношений
(ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2016
9. Данченко С. И. Развитие сербской государственности и Россия 1878—1903. — М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН. 1996.
10. Депутат зарубежного парламента: коллективная монография / [Е.Я. Павлов и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2014.
11. КандиЛ Л. Устав од 1838 године. „Турски Устав". Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 - 1903. Београд. 1988.
12. МарковиЛ Р. Уставно право. Београд. 2014.
13. МаринковиЛ Т. Jемства суд^ске независности у ус-тавима Кнежевине и Кра^евине Срби]е. Анали Правног факултета у Београду. Бр. 2/2010.
14. МирковиЛ М. Устав од 1901 године. Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 - 1903. Београд. 1989.
15. НиколиЛ Д. Устав од 1869. године („Намеснички устав") // Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 -1903. Београд. 1989.
16. НоваковиЛ С. Двадесет година уставне политике у Срби>1: 1883-1903. Београд. 1912.
17. ПавловиЛ Ъ. Устав Кра^евине Срби|е из 1901. године. http://doiserbia.nb.rs/ft.aspx?id=0352-57321344509P.
18. ПериЛ Ж.М. Политичке студне. Београд. 1908.
19. Половченко К.А. Первая Конституция Сербского княжества // Пробелы в российком законодательстве. №4. 2017.
20. Половченко К.А. Роль Конституции 1838 года в развитии сербского конституционализма //Социально-политические науки. №4. 2017.
21. Половченко К.А. Особенности организации власти в Сербском княжестве по Конституции 1869 года // Пробелы в российском законодательстве. №5. 2017.
22. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017.
23. Половченко К.А. Туманов В.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лей-бо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.
24. ПоповиЛ Д. Упоредни поглед на српске уставе // Ус-тавни развитак Срби]е 1835 - 1903. Београд. 1989.
25. ПоповиЛ-ОбрадовиЛ О. Парламентаризам у Срби]и 1903-1914. Београд. Службени лист СРJ.1998. Стр. 88.
26.Шашкова А.В. Конституционное право зарубежных стран, курс лекций // М.: Линкор, 2008.
27. Современное зарубежное избирательное право: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. А.Г. Орлова, Е.А. Кремянская; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет.
28. С^ановиЛ Д. Устав Србие од 1888. и ^удска права. Београд. 2011.
29. С^ановиЛ Д. Уставно право. Ниш. 2009.
30. Сто]ичиЛ С. Устав од 1888 године. Устави Кнежевине и Кра^евине Срби|е 1835 - 1903. Београд. 1989.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 99,7%
15 МарковиЛ Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 102.
16 Вышеуказанные конституционные поправки не были приняты.