Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / буллинг / младший школьный возраст / методы / воспитательная среда общеобразовательной организации / программы / prevention / bullying / primary school age / methods / educational environment of a general educational organization / programs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баталов Дмитрий Рамильевич

В статье раскрывается актуальная проблема профилактики буллинга в школах, которая затрагивает многих детей и может иметь серьезные последствия для их психологического и эмоционального благополучия. Однако, существует множество методов и техник, которые могут помочь предотвратить появление буллинга в школе. Один из ключевых методов профилактики буллинга это создание безопасной и поддерживающей воспитательной среды для учеников на базе общеобразовательной организации. На основе анализа научной литературы, практических разработок по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста анализируются факторы проявления буллинга среди школьников. Также дается характеристика методов и форм профилактики буллинга в воспитательной среде общеобразовательной организации. Представлены программы профилактики буллинга среди младших школьников и проанализированы разнообразные методы и формы работы с детьми, которые эффективно зарекомендовали себя в воспитательной среде общеобразовательной организации. Существующие программы позволяют школьникам научиться справляться с агрессорами, повышать свою самооценку и развивать социальные и эмоциональные навыки, учить уважению к другим и к себе. Такие программы способствуют развитию толерантности, дружбы и уважения в нашем обществе. Представлена программа «Буллингу дружное «НЕТ!», которая реализуется с учетом: обоснованных пространственно-активизирующих возможностей, соответствующих им функции, свойств, компонентов воспитательной среды общеобразовательной организации, а также определенной педагогической стратегии средообразования. Программа включает разнообразные технологии, формы и методы работы с детьми (социально-психологические, игровые, проектные, культуротворческие, коммуникативные и многие другие).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the actual problem of bullying prevention in schools, which affects many children and can have serious consequences for their psychological and emotional well-being. However, there are many methods and techniques that can help prevent bullying at school. One of the key methods of bullying prevention is the creation of a safe and supportive educational environment for students on the basis of a general education organization. Based on the analysis of scientific literature, practical developments on the problem of preventing bullying among children of primary school age, the factors of manifestation of bullying among schoolchildren are analyzed. It also gives a description of the methods and forms of bullying prevention in the educational environment of a general educational organization. Bullying prevention programs among younger schoolchildren are presented and various methods and forms of work with children are analyzed, which have effectively proven themselves in the educational environment of a general educational organization. Existing programs allow students to learn how to deal with aggressors, increase their self-esteem and develop social and emotional skills, teach respect for others and for themselves. Such programs contribute to the development of tolerance, friendship and respect in our society. The program "To bullying is a friendly" NO! The program includes a variety of technologies, forms and methods of working with children (social-psychological, game, design, cultural, communicative and many others).

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Педагогика

УДК 379.8

аспирант Баталов Дмитрий Рамильевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ПРАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье раскрывается актуальная проблема профилактики буллинга в школах, которая затрагивает многих детей и может иметь серьезные последствия для их психологического и эмоционального благополучия. Однако, существует множество методов и техник, которые могут помочь предотвратить появление буллинга в школе. Один из ключевых методов профилактики буллинга - это создание безопасной и поддерживающей воспитательной среды для учеников на базе общеобразовательной организации. На основе анализа научной литературы, практических разработок по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста анализируются факторы проявления буллинга среди школьников. Также дается характеристика методов и форм профилактики буллинга в воспитательной среде общеобразовательной организации. Представлены программы профилактики буллинга среди младших школьников и проанализированы разнообразные методы и формы работы с детьми, которые эффективно зарекомендовали себя в воспитательной среде общеобразовательной организации. Существующие программы позволяют школьникам научиться справляться с агрессорами, повышать свою самооценку и развивать социальные и эмоциональные навыки, учить уважению к другим и к себе. Такие программы способствуют развитию толерантности, дружбы и уважения в нашем обществе. Представлена программа «Буллингу - дружное «НЕТ!», которая реализуется с учетом: обоснованных пространственно-активизирующих возможностей, соответствующих им функции, свойств, компонентов воспитательной среды общеобразовательной организации, а также определенной педагогической стратегии средообразования. Программа включает разнообразные технологии, формы и методы работы с детьми (социально-психологические, игровые, проектные, культуротворческие, коммуникативные и многие другие).

Ключевые слова: профилактика, буллинг, младший школьный возраст, методы, воспитательная среда общеобразовательной организации, программы.

Annotation. The article reveals the actual problem of bullying prevention in schools, which affects many children and can have serious consequences for their psychological and emotional well-being. However, there are many methods and techniques that can help prevent bullying at school. One of the key methods of bullying prevention is the creation of a safe and supportive educational environment for students on the basis of a general education organization. Based on the analysis of scientific literature, practical developments on the problem of preventing bullying among children of primary school age, the factors of manifestation of bullying among schoolchildren are analyzed. It also gives a description of the methods and forms of bullying prevention in the educational environment of a general educational organization. Bullying prevention programs among younger schoolchildren are presented and various methods and forms of work with children are analyzed, which have effectively proven themselves in the educational environment of a general educational organization. Existing programs allow students to learn how to deal with aggressors, increase their self-esteem and develop social and emotional skills, teach respect for others and for themselves. Such programs contribute to the development of tolerance, friendship and respect in our society. The program "To bullying is a friendly" NO! The program includes a variety of technologies, forms and methods of working with children (social-psychological, game, design, cultural, communicative and many others).

Key words: prevention, bullying, primary school age, methods, educational environment of a general educational organization, programs.

Введение. Буллинг, или еще называемый школьный террор, является одной из актуальных проблем в современном образовании. Несмотря на то, что школьники страдают от этого явления со времен Сократа, ранее насилие было более скрытым, а в настоящее время оно получило большую популярность благодаря активному использованию социальных сетей, беспредельного доступа к мобильным телефонам, пространству виртуальной реальности и средствам массовой информации, которые могут использоваться для дискриминации, угроз, оскорблений. Сегодня мы видим социально незащищенных детей, которые испытывают травлю сверстниками в школьных коридорах, угрозы в мобильных приложениях и сетевых сообщениях.

Буллинг в школах - это серьезная проблема, которая затрагивает многих детей и часто имеет серьезные последствия для их психологического и эмоционального благополучия. Однако, существует множество методов и техник, которые могут помочь предотвратить появление буллинга в школе.

Изложение основного материала статьи. Проблема буллинга в школе - это одна из наиболее серьезных проблем, которая затрагивает многих детей по всему миру. В целом, проблема буллинга в школе требует внимания со стороны общества и государства.

Российское общество начинает осознавать важность проблемы буллинга и усиливать меры по ее решению, учитывая тот фактор, что наличие такого явления в школах, где дети проводят большую часть своего времени, часто приводит к формированию противоположных проблем, например, ухудшение качества образования, проблемы со здоровьем, а также рост числа суицидов среди школьников.

Буллинг - это форма агрессии, которая проявляется в доминировании, запугивании, унижении и насилии над другими людьми.

К сожалению, мы можем констатировать тот факт, что буллинг часто имеет серьезные последствия для жертвы (приводит к низкой самооценке, депрессии, тревожности, социальной изоляции, а также к суицидальным мыслям).

Буллинг встречается между учениками разного возраста и пола. Часто жертвами буллинга становятся дети, которые отличаются от других своими внешними или внутренними характеристиками, например, из-за своей расы, внешности, религии, ориентации или инвалидности. Также буллинг может происходить из-за того, что жертва является новичком в школе, не обладает теми же социальными навыками, что и другие дети, или не может защитить себя.

Буллинг проявляется не только в агрессии, но и в межличностных отношениях. Иногда буллинг может быть просто словесным (насмешкой или издевательством), но часто он включает в себя физическое насилие или угрозы. Он может происходить как в реальной жизни, так и в виртуальном пространстве, через социальные сети и мессенджеры.

Одним из главных факторов, способствующих возникновению буллинга, является недостаток эмоциональной и социальной компетентности у детей младшего школьного возраста и подростков. Некоторые из них не умеют эффективно общаться с другими, не могут контролировать свои эмоции, не понимают, как решать конфликты мирным путем [1].

Однако, проблему буллинга можно предотвратить, создавая особую воспитательную среду для школьников. Воспитательная среда школы включает в себя множество факторов, которые могут влиять на поведение и отношения учащихся друг с другом. Если воспитательная среда создана правильно, она может помочь детям развивать социальные и эмоциональные навыки, научить их уважению к другим и к себе, а также осознанию последствий своих действий.

Одним из ключевых аспектов воспитательной среды является безопасность и поддержка. Дети должны чувствовать себя в безопасности и защищенности, чтобы они могли открыто общаться друг с другом и выражать свои мысли и чувства. Школа должна предоставлять поддержку учащимся, которые сталкиваются с проблемами, в том числе и с буллингом. Это может быть достигнуто через участие педагогов, психологов, тьютеров и администрации школы [10].

Другим важным аспектом является обучение учащихся навыкам межличностного общения, эмоциональной саморегуляции и разрешения конфликтов. Школа имеет возможности для развития этих навыков, например, через проведение специальных занятий, тренингов и семинаров, что поможет детям общаться друг с другом эффективно и уважительно, а также решать конфликты мирным путем.

Кроме того, важно учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. В школе могут проводиться индивидуальные консультации с детьми, которые имеют трудности в общении или дети испытывают проблемы с агрессией. Такие занятия помогут выявить причины их поведения и найти способы решения проблемы.

Многие образовательные учреждения включают в план работы школы профилактические программы и мероприятия, которые могут помочь предотвратить появление буллинга в школе. Однако, для эффективного управления профилактическими мерами, необходим мониторинг профилактики буллинга в общеобразовательной организации [8].

Мониторинг профилактики буллинга включает в себя систематическое сбор и анализ информации о наличии, типах и последствиях буллинга в общеобразовательной организации. Эта информация важна для понимания того, какие меры эффективны и на какие проблемы нужно обратить особое внимание. Например, если школа обнаруживает, что большинство случаев буллинга происходят во время перемены между уроками, то это может быть показателем необходимости усилить контроль за перемещением учеников или созданию дополнительных мер безопасности во время перемены.

Мониторинг также может помочь в оценке эффективности текущих мероприятий по предотвращению буллинга и выяснении того, нужно ли дополнительное финансирование для улучшения профилактики на перспективу. В целом, мониторинг профилактики буллинга является необходимым компонентом системы предотвращения буллинга в общеобразовательной организации. Он помогает оценить текущую ситуацию, определить проблемные области и разработать эффективный план действий для предотвращения буллинга в будущем. Важно, чтобы все общеобразовательные организации уделяли должное внимание этой проблеме и продолжали работу в этом направлении для обеспечения безопасной и продуктивной среды для своих учеников.

Остановимся на анализе некоторых программ профилактики буллинга среди подростков и молодежи.

Одной из программ, которая работает на территории России, является "Антибуллинг в школе". Она ориентирована на старшеклассников, имеет специальный учебный курс, который включает в себя знакомство с видами насилия, способами действия против буллеров и культурой мирного сосуществования. Программа оказывает большое внимание формированию навыков общения и сотрудничества, и благодаря ее реализации школьникам становится доступна система взаимодействия с психологами, которые помогают им справиться с проблемами.

Еще одной успешной программой является "Школа уважения". Она включает в себя психологические тренинги, индивидуальную работу с школьниками, педагогический и родительский контроль, а также авторские методические материалы по различным аспектам буллинга. Основной целью программы является формирование ценностей уважения, любви, доброты и понимания в окружающей среде.

Кроме того, существует ряд государственных программ, таких как "Безопасный интернет", которые ориентированы на увеличение информированности школьников, родителей и педагогов в вопросах интернет безопасности и противодействия буллингу. В программе присутствует инструкция по использованию мобильных телефонов, создания сильных паролей, использования безопасных сетей и тому подобное [4].

Нами разработана социально ориентированная программа «Буллингу - дружное «НЕТ!», которая реализуется с учетом: обоснованных пространственно-активизирующих возможностей, соответствующих им функции (позитивного стимулирования и разумного ограничения поведенческой активности школьников), свойств (событийности, потенциальной креативности), компонентов (предметно-пространственного, событийно-поведенческого, информационно-культурного) воспитательной среды общеобразовательной организации, а также определенной педагогической стратегии средообразования («Среда как поле активности личности и освоения социально одобряемых правил поведения») [2].

Программа включает разнообразные технологии, формы и методы работы с детьми (социально-психологические, игровые, проектные, культуротворческие, коммуникативные и многие другие).

Раскроем используемые технологии более подробно. Социально-психологические технологии включают в себя методы, направленные на формирование толерантного отношения учащихся друг к другу. Такие методы, как тренинги, консультации и психологические семинары, помогают учащимся понять значения термина «уважение», научиться конструктивному решению конфликтов и правильному общению. На уроках можно проводить различные психологические игры и круги общения, где дети могут научиться справляться со своими эмоциями и находить общий язык с другими.

Игровые технологии могут быть эффективным инструментом в профилактике буллинга среди детей. Они могут помочь детям и подросткам развить социально-эмоциональные навыки и научить эффективно взаимодействовать друг с другом.

Одной из форм игровых технологий является использование компьютерных игр. Некоторые игры могут помочь детям развивать навыки сотрудничества, коммуникации и конфликтного разрешения. Например, игры, в которых игрокам необходимо работать в команде - развивают навыки сотрудничества и коммуникации.

Еще одной формой игровых технологий может быть использование ролевых игр. Ролевые игры нацелены на то, чтобы развить эмпатию и понимание чувств других людей. Они также способствуют тому, чтобы дети могли научиться эффективно выражать свои мысли и чувства, а также убедительно аргументировать свою точку зрения. При использовании этого метода, дети играют определенные роли в конфликтной ситуации, постепенно решая проблему методом проб и ошибок. Это позволяет детям учиться уважать других и понимать, что каждый имеет право на свои чувства и мнения [3].

Кроме того, игровые технологии используются для создания безопасного и поддерживающего окружения для детей. Примером может служить созданное виртуальное пространство, в котором дети не только общаются друг с другом, но и обмениваются опытом и поддерживают друг друга.

Игровая терапия - это метод, основанный на использовании игр как средства для достижения психологического и физического благополучия у детей. Эта техника используется в различных областях, включая медицину и психологию, а также образование.

Существует множество способов, которыми учителя могут интегрировать игровую терапию в своей работе, чтобы помочь детям достичь успеха в учебе и развиваться в других областях. Одним из основных видов игровой терапии,

используемых в школах, является игровая терапия для социальной адаптации. Этот метод направлен на помощь детям, испытывающим трудности в установлении связей с другими учениками, чтобы научиться более эффективно взаимодействовать с группой. Для этого используются игровые сценарии, которые требуют от детей сотрудничества, коммуникации и решения конфликтов.

Еще одним распространенным видом игровой терапии является кинезиологическая терапия, где использование физических упражнений позволяет улучшить физическое и эмоциональное здоровье детей. Эта техника также может быть эффективной в обучении учеников различным навыкам, например, координации движений, пространственным навыкам и балансу.

Наконец, игровая терапия может быть использована в классе для обучения учеников различным умственным навыкам, например, чтению и математике. Некоторые игры помогают ученикам улучшить память, другие ускоряют мыслительные процессы и способствуют развитию творческого мышления. В создании таких игр учителя могут использовать как готовые видеоигры, так и создавать свои собственные игры, специально разработанные для конкретных уроков.

Для проведения игровой терапии в школах используются различные технологии. Это могут быть как традиционные настольные игры, так и более современные компьютерные игры. В настоящее время существует множество образовательных программ и приложений, которые могут быть использованы в классе для проведения игровой терапии [5].

В целом, игровая терапия может быть очень полезной в школах, помогая учителям добиться не только учебных результатов, но и дать детям возможность развития социальных, эмоциональных и физических навыков. Это также позволяет ученикам получить удовольствие от учебного процесса и вовлечься в обучение с большим энтузиазмом.

Однако, важно помнить, что игровые технологии не являются панацеей от буллинга. Они могут быть эффективным инструментом в профилактике, но необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирать подходящие игры и методы для каждого случая.

В целом, игровые технологии развивают социально-эмоциональные навыки, создают безопасную и поддерживающую среду и учат эффективно взаимодействовать друг с другом.

В последнее время эффективно используется технология социально-культурной анимации. Это совокупность технологий и методов, которые позволяют создать благоприятную социальную среду в школе и развивать межличностные отношения между учениками.

В рамках социально-культурной анимации в школах используются следующие формы и методы работы:

1. Интерактивные занятия - это метод, который позволяет ученикам взаимодействовать друг с другом и решать задачи вместе. Это помогает развивать их коммуникативные и межличностные навыки, а также учит их сотрудничать и находить общие интересы.

2. Конфликтологические тренинги - это специально разработанные занятия, которые помогают ученикам изучать конфликты и находить способы их разрешения. Это помогает ученикам научиться устойчиво реагировать на конфликтные ситуации и находить компромиссные решения.

3. Интерактивные шоу - это творческий подход, который позволяет создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между учениками. Интерактивные шоу, такие как музыкальные концерты, театральные представления и танцевальные шоу, позволяют ученикам проявить свои таланты и умения, а также поработать в команде.

4. Клубы по интересам - это группы, которые объединяют учеников по увлечениям и участвуя в них создается особая атмосфера дружественной и поддерживающей среды, где ученики могут общаться и находить общие интересы.

5. Межкультурные программы - это программы, которые помогают ученикам узнавать другие культуры, обычаи и привычки. Участие в подобных программах помогает формировать толерантность и уважение к иным культурам, научиться видеть различия как богатство культурного разнообразия [6].

Таким образом, использование социально-культурной анимации в школах позволяет создать благоприятную социальную среду, способствующую развитию межличностных отношений между учениками и направленную на предотвращение буллинга. Также это помогает ученикам научиться сотрудничать, решать конфликты, находить компромиссы и мирно договариваться.

Еще одним методом профилактики буллинга является работа с родителями. Родителей желательно привлекать учить своих детей навыкам межличностного общения и эмоциональной регуляции, а в школе желательно проводить родительские собрания и консультации о проблеме буллинга. Необходимы родительские встречи, совместные мероприятия и прочие активности, которые помогут родителям лучше понимать сложности, с которыми сталкиваются их дети.

Эффективной формой являются тренинги по межличностным коммуникациям, эмоциональной регуляции и разрешению конфликтов. Такие занятия в состоянии помочь ученикам научиться выражать свои чувства и эмоции, а также научиться слушать других и уважать различия между людьми.

Хорошо себя зарекомендовал метод круга друзей. Он состоит в том, что дети садятся в круг и говорят о своих чувствах и мыслях, которые вызывает у них конфликт. Этот метод позволяет детям узнать друг друга и понимать, что их друзья могут им помочь.

Социальные ситуации в школе - это важная составляющая учебно-воспитательного процесса, они влияют на эмоциональное, психологическое и интеллектуальное развитие школьников. Моделирование социальных ситуаций в школе - это один из способов анализа и оптимизации этих процессов.

Одним из методов моделирования социальных ситуаций в школе является семейное моделирование, при котором образующиеся при взаимодействии семьи способы поведения и роли могут быть использованы при изучении социальных ситуаций в школе. Этот метод активно используется в социальном и педагогическом проектировании [7].

Результаты моделирования социальных ситуаций в школе могут быть использованы для разработки новых программ повышения качества образования, повышения уровня социализации и снижения конфликтов в школьных коллективах. Важно отметить, что моделирование социальных ситуаций в школе является непременной частью педагогического процесса и дает возможность выявлять причины и находить решения интеллектуально-эмоциональных задач в школе.

В целом, интерактивные методы играют ключевую роль в профилактике буллинга среди детей. Они помогают решать проблемы, повышать свою эмпатию, учат их более конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Неважно, какой метод будет использован в работе с детьми, самое главное, что бы он был интерактивным и способствовал процессу обучения и развития детей.

Нельзя не упомянуть о том, что успешность программ профилактики буллинга зависит не только от их количества, но и от поддержки со стороны общества и государства, а также участия всех участников образовательного процесса - учителей, родителей и классных руководителей.

Выводы. Проблема буллинга в школе - это сложная и многогранная проблема, и решать ее нельзя изолированно. Но результаты профилактической работы могут быть достигнуты при использовании разнообразных техник и технологий, которые сегодня разработаны специалистами различного профиля. Профилактика буллинга среди детей младшего

школьного возраста должна опираться на специализированные программы и эффективные методы воспитательной работы, позволяющие помогать школьникам научиться справляться с агрессорами, повышать свою самооценку и развивать социальные и эмоциональные навыки, учить уважению к другим и к себе [9]. Такие программы способствуют развитию толерантности, дружбы и уважения в нашем обществе.

Правильно подобранные программы и методики помогут взрослым и учащимся найти выход из крайних ситуаций, избежать вредных негативных влияний, проявлять уважение друг к другу, формировать положительные отношения в классе.

Литература:

1. Андрианова, P.A. Проблемы и ресурсы комплексной профилактики агрессивного поведения в образовательной организации / P.A. Андрианова, A.A. Шемшурин, В.А. Чернов, Е.П. Селиванова // Психолого-педагогические исследования. -2021.-Т. 13,-№4.-С. 107-125

2. Баталов, Д.Р. Роль современных технологий в процессе профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста / Д.Р. Баталов // Культура и образование. - Москва, 2022. - № 4. - С. 123-131

3. Григорьева, Е.П. Профилактика девиантного поведения участников контркультурных подростковых объединений экстремистской направленности в условиях досуга / Е.П. Григорьева, В.В. Негин, М.Н. Солнцев // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития: материалы Междун. научн. конф. - СПб., 2019. - С. 274-278

4. Калинина, P.P. Психолого-педагогическая программа профилактики буллинга среди школьников / P.P. Калинина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 52. - С. 52-56

5. Олевская, И.А. Профилактика девиантного поведения подростков средствами коллективной творческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ирина Александровна Олевская. - М., 2020. - 28 с.

6. Пак, Л.Г. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации [Электронный ресурс] / Л.Г. Пак, Е.В. Харитонова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26304

7. Погодина, E.K. Формирование бесконфликтной образовательной среды: пособие для педагогов учреждений общ. сред, образования с белорус, и рус. яз. обучения / Е.К. Погодина, В.В. Мартынова, Е.Л. Евдокимова. - Минск: Национальный институт образования, 2021. - 184 с.

8. Предотвращение насилия в образовательных организациях: информационно-методическое пособие для руководителей и педагогических работников образовательных организаций / [Л.А. Глазырина и др.]: под ред. Т.А. Епояна. -Барнаул, 2017. - 150 с.

9. Противодействие школьной травле. Комплексная межсекторная модель: итоговый пакет материалов // Авторский коллектив межрегионального проекта «Конструктор социальных практик НКО-2»; под ред. В.И. Кожарская. - Пермь, 2021.- 188 с.

10. Ткачева, Ю.В. Воспитательная среда школы: сущность и структура / Ю.В. Ткачева // Символ науки. - 2020. - № 3. - С. 87-90

Педагогика

УДК 372.874

кандидат педагогических наук, доцент Батчаева Зумат Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск); магистрант Койчуева Майя Адеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» (г. Карачаевск)

РОЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ

Аннотация. Авторами статьи рассматривается тематическое рисование как эффективное средство выражения школьниками своего восприятия предложенных сюжетов. Изучено иллюстрирование литературных произведений в аспекте отражения проблем художественного текста. Выявлена роль тематического рисования в развитии эстетической культуры личности учащихся на уроках ИЗО в школе. Обозначена важность знакомства учащихся с произведениями искусства -достоянием человеческой цивилизации, которое позволяет школьникам постигать внутренний мир других людей, так как в художественном труде с особой выразительностью запечатлена сила человеческого духа. В качестве источников для творческих работ выбраны рассказ отечественного писателя, родоначальника русского экспрессионизма Л.Н. Андреева «Кусака» (1901) и зарубежного прозаика О. Генри «Дары волхвов» (1905), изучаемые на уроках литературы в 7 классе.

Ключевые слова: уроки ИЗО в школе, развитие эстетической культуры обучающихся, тематическое рисование, иллюстрации к литературным произведениям, художественно-образное мышление учащихся, раскрытие творческого потенциала школьников, приобщение к искусству, изобразительная деятельность, художественная идея.

Annotation. The authors of the article consider thematic drawing as an effective means for schoolchildren to express their perception of the proposed plots. The article studies the illustration of literary works in the aspect of reflecting the problems of the artistic text. The role of thematic drawing in the development of aesthetic culture of students' personality at the lessons of Fine Arts at school is revealed. The importance of acquaintance of pupils with works of art - an asset of human civilization, which allows schoolchildren to comprehend the inner world of other people, as the power of the human spirit is captured with special expressiveness in artistic work. As sources for creative works we have chosen the story «Kusaka» (1901) by the Russian writer, the founder of Russian expressionism L.N. Andreev and «The Gifts of the Magi» (1905) by the foreign novelist O. Henry, which are studied at the lessons of literature in the 7th grade.

Key words: fine arts lessons at school, development of aesthetic culture of students, thematic drawing, illustrations to literary works, artistic and figurative thinking of students, revealing the creative potential of schoolchildren, introduction to art, visual arts activities, artistic idea.

Введение. Проблема формирования и развития эстетической культуры личности достойна причисления к вечным вопросам педагогики в целом и дидактики в частности. Индивидуальный уровень эстетической культуры соотносится со становлением таланта человека, его врожденных творческих способностей, субъективными представлениями нравственно-эстетического идеала. Социальный уровень является отражением культурных аспектов различных сфер деятельности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.