Научная статья на тему 'ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ'

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
699
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчагина Татьяна Александровна, Москалец Юлия Васильевна

Данная статья включала в себя обсуждение проблемы буллинга в школах. Были рассмотрены основные характеристики детей, которые могут стать жертвами травли, а также причины появления буллинга. Особое внимание уделено необходимости профилактики данной проблемы в школьной среде, в том числе различными методами, которые можно использовать для создания безопасной и дружественной атмосферы в классе и школе в целом. В заключении подчеркивается важность повышения осведомленности о проблеме буллинга и реализации эффективных мер для ее решения в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL BULLYING IS A SOCIAL PROBLEM OF OUR TIME

This conversation covered the issue of bullying in schools. The main characteristics of children who may become victims of bullying were discussed, as well as the reasons for the emergence of bullying. Special attention was paid to the need for prevention of this problem in the school environment, including various methods that can be used to create a safe and friendly atmosphere in the classroom and school as a whole. In conclusion, the importance of raising awareness about the problem of bullying and implementing effective measures to solve it in the educational environment is emphasized.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ»

«Форсайт-сессии» - позволяют прогнозировать и моделировать желаемую картину будущего (период оговаривается в зависимости от цели, объекта, процесса). Здесь усилен мотивационный аспект, поскольку участники проектируют собственную текущую деятельность: каждый педагог словно приобретает для себя индивидуальную дорожную карту, следуя которой, будет добиваться воспитательного результата. Примерная последовательность форсайт-сессии сложена этапами создания образа (к чему идём), создание маршрута для перехода «из сейчас в завтра» (как идём) и создание конкретного механизма достижения, включающего проекты, договорённости, события (что предпринимаем, чтобы прийти). Участие в форсайт-сессии приводит к пониманию того, что будущий результат напрямую связан с затраченными усилиями, креативностью и продуктивностью мышления, что он вариативен, но иногда непредсказуем. Поэтому важно наметить узловые точки, чтобы скорректировать воспитательные решения в случае необходимости.

Например, группе классных руководителей можно предложить форсайт-сессию «Мой пятый «В» уже седьмой», «От классного часа - к классной неделе», а советникам директора по воспитанию, педагогам-организаторам - «Олимпиадная панорама: невозможно пропустить», «Движение первых в нашей школе» и т.п. Генерация образов и выработка совместных решений положительно влияют на инновационный воспитательный ресурс педагогов-участников.

Несмотря на то, что объективно измерить уровень инновационного воспитательного педагогических кадров не представляется возможным, методы анкетирования, интервьюирования, праксиметрические методы, а также диагностика креативности в динамике, адаптированная для профессиональной деятельности в области воспитания, позволяют свидетельствовать, что инновационный потенциал педагога не является раз и навсегда заданным параметром. Он пребывает в движении, обусловленном внешними и внутренними стимулами, и нуждается в развитии.

Выводы. Анализ понятий «инновационный потенциал» и «воспитательный потенциал» в сфере современного образования приводит к возможности рассматривать специфику «инновационного воспитательного потенциала педагога», содержательные аспекты которого должны базироваться, на наш взгляд, не только на психологическом портрете педагога (характерологические, типологические и др. признаки), но и на соответствующих нормативных основаниях и стандартах. Условиями его развития служат компетентностный подход, непрерывность инновационной практики, долгосрочность инициатив, корректный подбор организационных подходов и интерактивных техник с обязательной рефлексивной составляющей.

Литература:

1. Борисова, Н.Г. Терминологическое пространство образовательных технологий / Н.Г. Борисова, В.П. Бугрин. -Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 52 с.

2. Глоссарий современного образования / [В.И. Астахова и др.]; под ред. Е.Ю. Усик. - Харьков: НУА, 2014. - 532с.

3. Дьяков, И.А. Содержание категории «воспитательный потенциал» в современных исследованиях / И.А.Дьяков // Современное педагогическое образование. - 2021. - №5. - С. 271-273

4. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели / М.В.Кларин. - Москва: Наука, 1997. - 223 с.

5. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - Москва: Арена, 1994. - 222 с.

6. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация / Л.Д. Лебедева // Педагогика. - 2001. - № 10. - С. 21-25

7. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / [Н.Б. Крылова и др.]; под ред. Н.Б. Крыловой. - Москва: Институт педагогических инноваций РАО, 1995. - 110 с.

8. Письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях»)

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 года № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»»

10. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся: Федеральный закон №304-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 июля 2020 г.: одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г.]

11. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Сост. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. -Москва: Компания Спутник+, 2006. - 189 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Корчагина Татьяна Александровна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск); кандидат биологических наук, доцент кафедры основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии Москалец Юлия Васильевна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ - СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Аннотация. Данная статья включала в себя обсуждение проблемы буллинга в школах. Были рассмотрены основные характеристики детей, которые могут стать жертвами травли, а также причины появления буллинга. Особое внимание уделено необходимости профилактики данной проблемы в школьной среде, в том числе различными методами, которые можно использовать для создания безопасной и дружественной атмосферы в классе и школе в целом. В заключении подчеркивается важность повышения осведомленности о проблеме буллинга и реализации эффективных мер для ее решения в образовательной среде.

Ключевые слова: школьный буллинг, травля, образовательное учреждение, профилактика буллинга. Annotation. This conversation covered the issue of bullying in schools. The main characteristics of children who may become victims of bullying were discussed, as well as the reasons for the emergence of bullying. Special attention was paid to the need for prevention of this problem in the school environment, including various methods that can be used to create a safe and friendly atmosphere in the classroom and school as a whole. In conclusion, the importance of raising awareness about the problem of bullying and implementing effective measures to solve it in the educational environment is emphasized. Key words: school bullying, bullying, educational institution, bullying prevention.

Введение. Буллинг (англ. bullying) - это форма агрессии, при которой один человек или группа людей устойчиво и целенаправленно оказывает негативное воздействие на другого человека или группу людей, причиняя им физический, эмоциональный или психологический вред.

Буллинг может проявляться в разных ситуациях, например, в школе, на работе, в общественных местах и даже в семье. Он может иметь различные формы и проявляться через словесные оскорбления, насмешки, физическое насилие, шантаж, изоляцию и другие действия.

Буллинг может привести к серьезным последствиям для жертвы, включая психологические проблемы, депрессию, тревогу, снижение самооценки, а в некоторых случаях даже к суициду. Поэтому важно брать буллинг на серьезную критику и принимать меры для предотвращения его появления и пресечения его в случае возникновения.

Формы буллинга могут различаться в зависимости от конкретной ситуации и контекста, однако обычно можно выделить следующие формы:

1) Физический буллинг: нападение на жертву, физическая агрессия, избиение, удары, пинки, подталкивания и т.д.

2) Вербальный буллинг: оскорбления, насмешки, унижения, угрозы, пренебрежительное отношение, использование неприличных слов и т.д.

3) Психологический (эмоциональный) буллинг: изоляция, игнорирование, шантаж, подавление личности, навязывание своей воли, унижение и т.д.

4) Кибербуллинг: использование интернета и социальных сетей для оскорблений, угроз, унижений, критики и т.д.

5) Сексуальный буллинг: навязывание сексуальных отношений, использование слов и жестов сексуального характера, непристойные шутки и комментарии, сексуальное домогательство и т.д.

Это не полный список форм буллинга, но это наиболее распространенные из них.

Важно определить формы буллинга, которые имеют место в школе. Это поможет оценить ситуацию и определить, какие меры необходимо предпринять. Также, знание форм школьного буллинга дает возможность специалистам оценить масштаб буллинга и проанализировать его причины.

Ученики могут проявлять буллинг через физическую агрессию, словесное насилие, запугивание, изоляцию, вымогательство и повреждение имущества. Взрослые могут унижать учеников, которые не успевают в учёбе или являются уязвимыми в других отношениях, делая негативные или саркастические высказывания по поводу их внешности или происхождения. Они также могут использовать устрашающие жесты и выражения.

Буллинг можно разделить на две группы. Косвенный буллинг, когда агрессор действует исподтишка через игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции или распускание негативных слухов. Прямой буллинг, когда агрессор напрямую высказывает жертве свое отношение через физическую агрессию, психологическое или сексуальное насилие.

Важно помнить, что буллинг может нанести серьезный вред жертве, включая психологические проблемы, депрессию, тревогу, снижение самооценки и даже суицид. Поэтому необходимо брать эту проблему на серьезную критику и предпринимать меры для предотвращения ее возникновения, а также для ее пресечения, если она уже происходит.

Агрессивное поведение учеников в школе является серьезной проблемой, которая требует внимательного внимания и решения. Поведение, такое как буллинг, физическая или вербальная агрессия, насилие или угрозы, могут приводить к негативным последствиям как для жертв, так и для агрессоров.

Проблема агрессивного поведения может быть вызвана различными факторами, такими как домашняя среда, социальные условия, психические заболевания, проблемы в школе и т.д. Поэтому для решения этой проблемы необходимо подходить комплексно, учитывая все возможные факторы и причины.

Предупреждение буллинга - это важная задача для всех, кто заботится о благополучии детей в школе и за ее пределами.

Программа Дана Ольвеуса является одной из самых распространенных и эффективных антибуллинговых программ в мире. Она была разработана в Швеции в 1980-х годах и с тех пор была адаптирована для использования в разных странах мира.

Программа Дана Ольвеуса основана на комплексном подходе, который включает в себя меры на уровне школы, класса и индивидуального уровня. Она направлена на профилактику буллинга, а также на поддержку жертв и агрессоров.

Программа включает в себя следующие этапы:

1) Обучение педагогов и родителей навыкам распознавания и противодействия буллингу.

2) Создание безопасной и дружественной атмосферы в школе, которая способствует проявлению доброты и уважения между учениками.

3) Работа с учениками на уровне класса, направленная на профилактику буллинга и на развитие социальных навыков.

4) Индивидуальная работа с учениками, которые стали жертвами буллинга, и с теми, кто проявляет агрессивное поведение.

Программа Дана Ольвеуса показала хорошие результаты во многих странах мира. Она помогает создать безопасную и дружественную атмосферу в школе, уменьшает количество случаев буллинга и помогает жертвам и агрессорам справиться с проблемами.

Многолетние исследования показывают положительный эффект от применения программы Д. Ольвеуса. Согласно исследованиям, применение программы приводит к снижению количества учащихся, подвергавшихся буллингу, а также к уменьшению таких показателей антисоциального поведения, как вандализм, воровство, пьянство и прогуливание уроков.

Кроме того, социальный климат в школьном классе улучшается, появляются более положительные социальные взаимоотношения между учениками, а также улучшается их отношение к школьной жизни в целом. Все эти показатели говорят о том, что программа Д. Ольвеуса действительно может быть эффективным средством борьбы с буллингом и улучшения социальной среды в школе.

Родители играют важную роль в решении проблемы буллинга, так как семейные факторы могут влиять на возникновение этой проблемы. Некоторые из этих факторов включают недостаток внимания и участия родителей в жизни ребенка, недостаток контроля и наблюдения, попустительство и жесткие методы воспитания, которые могут включать физическое насилие. Родители должны защищать своих детей, не только от того, чтобы стать жертвой буллинга, но и от того, чтобы не стать агрессором. Чтобы эффективно бороться с проблемой буллинга, необходимо объединить усилия родителей, учителей и других социальных институтов, уделить больше внимания этой проблеме и принимать меры для ее решения.

Изложение основного материала статьи. В ходе работы с использованием литературных источников изучались понятие, формы и спсообы проявления буллинга среди школьников. При проведении исследования на основании данных статистических источников (ВЦИОМ) оценивался количественный состав россиян, подвергавшихся буллингу в разные возрастные периоды, этапы жизни.

В настоящее время, в социальном плане произошли изменения, которые сказались на функциях семьи. Экономические трудности, связанные с увеличением рабочего времени родителей, ослабили внутрисемейные связи, а школы стали уделять меньше внимания воспитанию, сосредоточившись на обучении и сокращая финансирование дополнительных занятий. Подростки остались без содержательной занятости после школы, что привело к тому, что функцию социализации приняли на себя СМИ. В результате, агрессивное поведение стало рекламироваться как признак успеха в жизни. Культурные ценности также изменились, перейдя от советских к обществу потребления. Девиантное поведение - это проявление деформации ценностей и норм, которые определяют способы изменения социальных норм и ожиданий через демонстрацию своего отношения к ним.

Данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 26 июля 2021 года, свидетельствуют о том, что 78% опрошенных россиян не имели неприятных ощущений при общении с другими людьми, тогда как 22% респондентов сообщили об обратном опыте. 18% признались, что были объектами травли, еще 16 % не были жертвами, однако могли наблюдать травлю близких, около 3% не побоялись признаться в том, что сами были агрессорами и устраивали травлю, однако, подавляющее большинство (63%) вообще не имели ничего общего с таким явлением как буллинг (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты опроса ВЦИОМ по вопросам буллинга (2021 г.)

Возрастные категории респондентов были представлены следующим образом: всего 2% сталкивались с травлей в раннем детстве (3-6 лет), 10% имели подобный опыт в 7-10 лет, около 26% могли быть жертвами в 11-14 лет, 20% были участниками травли в старших классах в 15-17 лет, половина (53%) были подвержены травле уже будучи взрослыми людьми, и только 8% имели подобный опыт неоднократно (рис. 2).

и

s

о а. в

о о а

ь

1>

о И

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

11 ЛОУ

о В

26,0%

1 2 0,0й/ ■ 0

10,0% 8,0%

2,0%

3-6 лет 7-10 лет 11-14 лет 15-17 лет 1S лет н старшей в детстве нво

взрослом возрасте

Рисунок 2. Количество опрошенных россиян, столкнувшихся с травлей в разном возрасте (%)

Если смотреть на характер места происшествия травли, то результаты исследования дают следующие данные: чаще всего травля происходит в школе (подтвердили почти 40%), чуть менее (32%) имели такой опыт уже на работе, 15% опрошенных могли иметь такой опыт в семье или при общении с близкими, 13% также сталкивались с травлей, но в вузах, 11% признались о травле во время службы в армии, и 7% указали интернет как место травли. (рис. 3).

Рисунок 3. Количество опрошенных россиян, столкнувшихся с травлей в разные этапы жизни

Из результатов исследования можно сделать вывод, что большинство респондентов (78%) не сталкивались с травлей и не испытывали неприятных ощущений при общении с другими людьми. Однако, 22% респондентов сообщили о негативном опыте, причем 18% признались, что были жертвами травли. Интересно, что наибольшее количество случаев травли происходит в школе (почти 40%) и на работе (32%). Также 15% опрошенных могли иметь такой опыт в семье или при общении с близкими, что указывает на то, что буллинг может происходить в разных сферах жизни. Возрастные категории респондентов также важны для понимания распространенности травли: чаще всего она происходит в возрасте от 11 до 14 лет (26%), а уже будучи взрослыми ей подвергаются 53% опрошенных. Также стоит отметить, что 3% респондентов признались в том, что сами были агрессорами и устраивали травлю. Это указывает на то, что буллинг может быть двусторонним и требует мер по противодействию не только для защиты жертв, но и для работы с агрессорами.

Хотя каждый ребенок уникален, некоторые характеристики могут увеличивать вероятность того, что он может стать объектом травли. Вот некоторые из этих характеристик:

1) Отличие от стандартов социальной нормы: дети, которые выделяются из-за своих внешних особенностей, культурных или религиозных принадлежностей, могут стать объектами травли из-за этого.

2) Низкая самооценка и уверенность в себе: дети, которые чувствуют себя неуверенно и имеют низкую самооценку, могут стать более уязвимыми для травли.

3) Отсутствие друзей или социальной поддержки: дети, которые не имеют друзей или не могут найти социальную поддержку, могут стать объектами травли.

4) Особенности поведения: дети, которые имеют особенности поведения, такие как стеснительность, агрессивность, эмоциональность, неспособность контролировать свои эмоции или социальные навыки, могут стать объектами травли.

5) Отсутствие навыков социального взаимодействия: дети, которые не знают, как правильно взаимодействовать со сверстниками, могут стать более уязвимыми для травли.

6) Наличие ограниченных интересов: дети, которые имеют узкие интересы и не могут находить общий язык со сверстниками, могут стать объектами травли.

Противодействие буллингу в школе - это процесс, направленный на предотвращение и уменьшение случаев жестокого поведения в отношении учеников. Вот несколько действий, которые школы и педагоги могут предпринять, чтобы противодействовать буллингу в школе:

1) Создание безопасной и дружелюбной школьной среды - создание культуры, которая поддерживает уважение, толерантность и включение, может помочь предотвратить случаи буллинга. Школы могут проводить тренинги для учителей и учеников, чтобы помочь им понять, как быть более включающими и уважительными к различным культурам и людям с различными потребностями.

2) Обучение учеников здоровым коммуникационным навыкам - обучение учеников тому, как правильно общаться друг с другом и как уважительно выражать свои мысли и чувства, может помочь предотвратить конфликты, которые могут привести к буллингу.

3) Развитие навыков эмоционального интеллекта - помощь ученикам в понимании и управлении своими эмоциями может помочь им предотвратить конфликты и научиться более конструктивно решать проблемы.

4) Разработка и реализация политик и процедур противодействия буллингу - школы могут разработать и реализовать строгие правила противодействия буллингу, которые могут включать в себя наказания за нарушения и систему отчетности для учеников, которые стали свидетелями или жертвами буллинга.

5) Проведение обучающих мероприятий для учителей и родителей - учителям и родителям нужно обучаться, как определять и реагировать на буллинг в школе. Они также могут научиться, как помочь ученикам, которые стали жертвами буллинга.

6) Поддержка жертв буллинга - школы могут предоставить жертвам буллинга поддержку и защиту.

Выводы. С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг - это форма агрессивного поведения, которая характеризуется намеренным и систематическим причинением вреда, страдания или ущерба другому человеку или группе людей. Это может включать в себя физическое насилие, устные оскорбления, угрозы, гонения, изоляцию, шантаж, клевету, разрушение имущества и другие формы насилия. Буллинг, как правило, является длительным процессом, который может продолжаться многие годы и привести к серьезным психологическим, эмоциональным и физическим проблемам для жертвы.

Основные причины буллинга в школьном возрасте можно разделить на несколько категорий: низкая самооценка, стремление к доминированию, неудовлетворенность собственной жизнью, внешность, меньшая физическая или социальная сила, инвалидность и т.д.

Проблема буллинга особенно актуальна в школьном возрасте. В этот период ребенок находится в процессе формирования своей личности и социальных навыков, а также стремится найти свое место в обществе сверстников. Негативный опыт взаимодействия с другими детьми может оказать серьезное влияние на развитие личности и психологическое здоровье ребенка.

Для того, чтобы школа могла взять проблему буллинга под контроль, необходимо реализовать несколько мероприятий и стратегий: обучение учителей и персонала школы, создание безопасной школьной среды, тренинги и программы для учеников, открытый диалог и коммуникация, сотрудничество с родителями и с общественностью.

Итак, мы рассмотрели проблему буллинга в школах и выяснили, что это серьезная социальная проблема, которая может нанести значительный вред психическому и физическому здоровью детей и подростков.

Мы также выяснили, что буллинг может иметь различные формы и проявляться в разных ситуациях, но наиболее распространенными местами происхождения являются школа и интернет.

Были рассмотрены факторы, которые могут повышать вероятность стать объектом травли, и факторы, которые могут влиять на появление агрессивного поведения.

Мы обсудили несколько подходов к предотвращению буллинга в школах, включая образовательные программы, участие родителей и сообщества, а также внедрение соответствующих политик и процедур в школьную жизнь.

Литература:

1. Белеева, И.Д. Буллинг как социальная проблема в образовательном учреждении / И.Д. Белеева, Л.Э. Панкратова, Н.Б. Титова // Педагогическое образование в России. - 2019. - №8. - (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.rU/article/n/bulling-kak-sotsialnaya-problema-v-obrazova telnom-uchrezhdenii (дата обращения: 14.1l.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воронцов, Д.Б. Особенности буллинга в школе / Д.Б. Воронцов // Вестник ЧГУ. - 2020. - №2 (95). - (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole (дата обращения: 29.12.2022)

3. Гришаева, Н.А. Буллинг в школе / Н.А. Гришаева. - Текст: непосредственный // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. - Москва: Буки-Веди, 2015. - С. 66-68. - (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://moluch.ru/conf/ psy/archive/158/8175/ (дата обращения:19.12.2022)

4. Матвиенко, С.В. Буллинг как социально-педагогическая проблема / С.В. Матвиенко // Вестник науки и образования. - 2018. - №3 (39). - (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-kak-sotsialno-pedago gicheskaya-problema (дата обращения: 16.11.2022)

5. Мосина, О.А. Проблема буллинга в образовательной среде / О.А. Мосина, В.С. Устенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 29. - С. 144-148

6. Сластихина, О.А. Буллинг в школьной среде и его профилактика / О.А. Сластихина, Ю.Н. Желонкина, И.О. Южакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1. - (Электронный ресурс). - Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkolnoy-srede-i-ego-profilaktika (дата обращения: 26.12.2022)

Педагогика

УДК 378

кандидат философских наук, доцент Корякина Анжелина Анатольевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Гоголева Нарыйаана Михайловна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

БАРЬЕРЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В центре внимания этой статьи находится проблема препятствий и недопонимания - так называемых барьеров - в межкультурной коммуникации. Авторами проанализировано понятие «межкультурная коммуникация» сквозь призму культуры и коммуникации, рассмотрены барьеры межкультурной коммуникации. В результате выявлено несколько барьеров в межкультурной коммуникации, - тревога, предположение о сходстве вместо различия, этноцентризм, стереотипы и предубеждения, язык и неверная невербальная интерпретация - которые необходимо преодолеть каждому в процессе межкультурной коммуникации для улучшения ее эффективности.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, культура, барьеры межкультурной коммуникации.

Annotation. The focus of this article is the problem of obstacles and misunderstandings - the so - called barriers - in intercultural communication. The authors analyzed the concept of "intercultural communication" through the prism of culture and communication, considered the barriers of intercultural communication. As a result, several barriers in intercultural communication were identified - anxiety, the assumption of similarity instead of difference, ethnocentrism, stereotypes and prejudices, language and incorrect non-verbal interpretation - that everyone should overcome in the process of intercultural communication in order to improve its effectiveness.

Key words: intercultural communication, culture, barriers of intercultural communication

Введение. В мире сильно возросла потребность в коммуникации между людьми из разных культур. Язык, безусловно, является препятствием для межкультурной коммуникации, но еще большее препятствие заключается в том, как ориентироваться в культурных различиях. Подсчитано, что от двух третей до трех четвертей нашего общения составляют невербальные действия и поведение [7]. Таким образом, недопонимание, вызванное неправильным восприятием и неправильным толкованием, всегда сопутствуют межкультурной коммуникации. Цель этой статьи - изучить проблему препятствий и недопонимания - так называемых барьеров - в межкультурной коммуникации между представителями разных культур.

Изложение основного материала статьи. Коммуникация и культура являются важными частями межкультурной коммуникации. Вот почему для четкого понимания термина «межкультурная коммуникация» важно также понимать значение терминов «коммуникация» и «культура».

Коммуникация - это процесс передачи сообщений от одного человека к другому. Исследователи определили, что процесс коммуникации представляет собой цепочку, состоящую из идентифицируемых звеньев. Звенья в этом процессе включают в себя отправителя, кодирование, носителя, декодирование, получателя и обратную связь [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.