Научная статья на тему 'БУЛЛИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД КОНФЛИКТА В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ'

БУЛЛИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД КОНФЛИКТА В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1639
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / КОНФЛИКТ / АГРЕССИЯ / ТРАВЛЯ / НАСИЛИЕ / ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА / ОСОБЕННОСТИ БУЛЛИНГА / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вторушина Юлия Сергеевна, Митрухина Светлана Владимировна, Власова Евгения Николаевна, Антонов Владимир Петрович

Актуальность настоящей статьи обусловлена сохраняющимся и в то же время возрастающим интересом исследователей к разным сторонам такого социального явления, как школьный буллинг, представляющий собой в самом общем смысле систематическую травлю одного из членов ученического коллектива. Возрастающий интерес и теоретиков, и практиков к рассматриваемой проблеме находит отражение в росте количества публикаций, в которых их авторы решают ряд задач, связанных с попытками чёткого определения понятия, разграничением буллинга и смежных явлений (например, агрессии, насилия, виктимизации), разработкой практических рекомендаций по профилактике и противостоянию буллингу и др. В данной статье предложена краткая история исследования понятия «буллинг», предпринята попытка выделить основные признаки этого феномена, описаны наиболее существенные, на наш взгляд, его свойства. Отдельное внимание уделено характеристике особенностей буллинга как группового процесса взаимоотношений членов социума (ученического, студенческого, уличного подросткового и др.). Названы и охарактеризованы социальные роли, которые негласно распределяются в данном групповом процессе. Помимо этого, авторами предложены дефиниции рассматриваемого явления с позиций конфликтологии и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вторушина Юлия Сергеевна, Митрухина Светлана Владимировна, Власова Евгения Николаевна, Антонов Владимир Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING AS A SPECIAL TYPE OF CONFLICT IN CHILDREN AND ADOLESCENT ENVIRONMENT

The relevance of this article is due to the continuing and at the same time growing interest of researchers in different aspects of such a social phenomenon as school bullying, which in the most general sense is the systematic bullying of one of the members of the student team. The growing interest of both theorists and practitioners in the problem under consideration is reflected in the growth in the number of publications in which their authors solve several problems related to attempts to clearly define the concept, distinguish between bullying and related phenomena (for example, aggression, violence, victimization), and the development of practical recommendations on prevention and confrontation bullying, etc. This article proposes a brief history of the study of the concept of «bullying», an attempt to highlight the main features of this phenomenon is made, the most significant, in our opinion, its features are described. Special attention is paid to the characteristics of bullying as a group process of relationships between members of society (pupils, students, street teenagers, etc.). The social roles that are secretly distributed in this group process are named and characterized. In addition, the authors proposed definitions of the phenomenon under consideration from the standpoint of conflictology and psychology.

Текст научной работы на тему «БУЛЛИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД КОНФЛИКТА В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ»

УДК 316.48-053.5

БУЛЛИНГ КАК ОСОБЫЙ ВИД КОНФЛИКТА В ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

1Вторушина Юлия Сергеевна,

педагог-психолог

2Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины

2Власова Евгения Николаевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры общепрофессиональных дисциплин

2Антонов Владимир Петрович,

старший преподаватель кафедры русской филологии и журналистики 1Средняя общеобразовательная школа № 30 г. Хабаровска (г. Хабаровск) ^Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Актуальность настоящей статьи обусловлена сохраняющимся и в то же время возрастающим интересом исследователей к разным сторонам такого социального явления, как школьный буллинг, представляющий собой в самом общем смысле систематическую травлю одного из членов ученического коллектива. Возрастающий интерес и теоретиков, и практиков к рассматриваемой проблеме находит отражение в росте количества публикаций, в которых их авторы решают ряд задач, связанных с попытками чёткого определения понятия, разграничением буллинга и смежных явлений (например, агрессии, насилия, виктимизации), разработкой практических рекомендаций по профилактике и противостоянию буллингу и др.

В данной статье предложена краткая история исследования понятия «буллинг», предпринята попытка выделить основные признаки этого феномена, описаны наиболее существенные, на наш взгляд, его свойства. Отдельное внимание уделено характеристике особенностей буллинга как группового процесса взаимоотношений членов социума (ученического, студенческого, уличного подросткового и др.). Названы и охарактеризованы социальные роли, которые негласно распределяются в данном групповом процессе. Помимо этого, авторами предложены дефиниции рассматриваемого явления с позиций конфликтологии и психологии.

Ключевые слова: буллинг, конфликт, агрессия, травля, насилие, признаки буллинга, особенности буллинга, конфликтология, психология.

BULLYING AS A SPECIAL TYPE OF CONFLICT IN CHILDREN AND ADOLESCENT ENVIRONMENT

1Vtorushina Yulia Sergeevna,

teacher-psychologist

2Mitruhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the Fundamental Medicine Department

2Vlasova Evgenia Nikolaevna,

Ph.D. in Psychology, Associate Professor of the General Professional Disciplines Department

2Antonov Vladimir Petrovich,

Senior Lecturer of the Russian Philology and Journalism Department Secondary school No. 30 of Khabarovsk (Khabarovsk)

2Katanov Khakass State University (Abakan)

The relevance of this article is due to the continuing and at the same time growing interest of researchers in different aspects of such a social phenomenon as school bullying, which in the most general sense is the systematic bullying of one of the members of the student team. The growing interest of both theorists and practitioners in the problem under consideration is reflected in the growth in the number of publications in which their authors solve several problems related to attempts to clearly define the concept, distinguish between bullying and related phenomena (for example, aggression, violence, victimization), and the development of practical recommendations on prevention and confrontation bullying, etc.

This article proposes a brief history of the study of the concept of «bullying», an attempt to highlight the main features of this phenomenon is made, the most significant, in our opinion, its features are described. Special attention is paid to the characteristics of bullying as a group process of relationships between members of society (pupils, students, street teenagers, etc.). The social roles that are secretly distributed in this group process are named and characterized.

In addition, the authors proposed definitions of the phenomenon under consideration from the standpoint of conflictol-ogy and psychology.

Key words: bullying, conflict, aggression, baiting, violence, signs of bullying, features of bullying, conflictology, psychology.

В последние годы проблема буллинга среди несовершеннолетних является одной из самых актуальных, обусловленной тем, что зачастую травля становится причиной снижения успеваемости обучаемых, их эмоциональных и невротических проблем, а также эскалации агрессии и суицидальных настроений в детской среде. Сказанное предопределяет важность предотвращения случаев проявления жесткости среди несовершеннолетних, и это становится первоочередной задачей педагогических коллективов и педагогов-психологов общеобразовательных учреждений.

Следует отметить, что случаи агрессии в среде несовершеннолетних имеют высокую латентность, что осложняет своевременную превенцию нежелательного поведения подростков. Часто информация о случаях буллин-га просто не доходит до педагогов, а значит, остаётся без должного внимания. Сложность своевременного реагирования на агрессивное поведение несовершеннолетних заключается в том, что оно очень часто нелогично, немотивированно и безнравственно. Как отмечают исследователи, в последнее время характер общения между подростками изменился коренным образом [1]. Использование ненормативной лексики, сексуально окрашенные высказывания, отсутствие внутренних «табу», бравада аморальными поступками, отсутствие эмпатии - это лишь незначительная часть современной подростковой субкультуры.

В самом широком смысле буллинг (травля) представляет собой разновидность конфликта. В психологии конфликт рассматривается как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия между людьми и заключаются в противодействии субъектов конфликта; обычно такого рода межличностный конфликт

сопровождается негативными эмоциями и выходит за рамки общепринятых норм и правил социального поведения [2, с. 78].

Считаем необходимым остановиться подробнее на описании признаков буллинга, акцентируя при этом внимание на наиболее существенных его особенностях (они будут выделяться курсивным шрифтом).

Буллинг - это наиболее острый способ разрешения противоречий. Острота (внутренняя напряжённость) буллинга в данном случае основана как на открытом противоборстве сторон, так и на скрытом (накопительном) эффекте такого конфликта. Со стороны агрессора это противоборство находит внешнее проявление острых конфликтных отношений (употребление в адрес противной стороны конфликта эмоционально грубых, оскорбительных, агрессивных, нелицеприятных и других подобных слов, применение болевых ударов и т. п.), а со стороны жертвы «противоборство» проявляется во внутриличностной напряжённости (тревожность, психологический дискомфорт, боязнь нападающей стороны, страх перед нею, душевная боль и др.). Силы противоборствующих сторон неравны, но возникший конфликт от этого не становится менее острым.

Буллинг выходит за рамки установленных в социуме общепринятых норм и правил. Действия агрессора могут носить противоправный характер и идти вразрез с правилами поведения, принятыми в обществе. Нередки ситуации, когда действия агрессора попадают под конкретную норму уголовного или административного законодательства, и только в силу латентности деяния или возраста агрессора либо формального примирения сторон такое действие остаётся ненаказуемым.

Буллинг - это социальное взаимодействие, где превалируют негативные эмоции. Агрес-

сор может оправдывать свои действия следующими уловками: «мы просто пошутили...», «он просто шуток не понимает.», «это был розыгрыш». Однако задача любого взрослого, а особенно педагога, психолога, школьного социального работника - донести до ребёнка простые истины: «шутка - это там, где смешно и весело всем», «ситуации, когда один смеётся, а другой страдает от этого, неприемлемы», «шутки и розыгрыши агрессивного характера никогда до добра не доводят» и под.

Буллинг можно отнести к деструктивным, нереалистичным, межличностным, насильственным, открытым конфликтам. Деструкция выражается в том, что буллинг всегда ведёт к разрушению отношений между его участниками, негативно отражается на психическом и физическом здоровье сторон. Нереалистичность конфликта говорит о том, что часто буллинг - это конфликт ради конфликта. Целью такого взаимодействия является демонстрация негатива, причём какие-либо реальные проблемы и причины конфликта часто отсутствуют или носят надуманный характер (например, «мне он не нравится», «он отличается от нас», «он другой»).

Буллинг - это межличностный (между личностью и группой) и открытый конфликт. Недовольство открыто конфликтующей стороны выражается эксплицитно (явно, прямо), посредством активных действий или же демонстративного бездействия. Целью такого конфликта часто является открытая демонстрация негатива и силы. Открытость конфликта выражается в публичном характере буллинга. Агрессор часто демонстрирует силу при свидетелях или же впоследствии рассказывает об этом другим участникам группы. Можно сказать, что буллинг носит публичный характер.

Таким образом, буллинг можно определить как наиболее острый и открытый способ взаимодействия между как минимум двумя личностями или группой и личностью, сопровожда-

ющийся выплеском негативных эмоций, выходящий за рамки установленных в социуме норм и правил, носящий деструктивный характер. Такое определение отражает сущность буллинга в конфликтологии, однако оно не раскрывает всех особенностей самого процесса взаимодействия конфликтующих сторон. Поэтому обратимся к анализу сущности данного понятия с позиций психологической науки.

Для более полного понимания сущности рассматриваемого явления обратимся к его семантике. Термин «буллинг» (bullying) заимствован из английского языка, в котором он образован от bully, в переводе на русский означающий «хулиган», «грубиян», «насильник». Изучение словарей иностранных слов, двуязычных англо-русских словарей, а также словарей, справочников и энциклопедий по психологии показало, что данный термин в них пока не зафиксирован, что, скорее всего, объясняется недавним появлением не самого феномена в социуме, а термина, называющего его. Само же явление стало предметом пристального внимания исследователей более полувека тому назад и изучалось как агрессивное поведение людей, травля кого-нибудь из членов группы или коллектива, издевательство одних над другими (см. об этом ниже). Поэтому за сведениями о сущности этого явления мы обратились к Википедии, в которой термин переводится как «запугивание», «травля» и в которой предлагается следующее его определение: «Травля (буллинг - англ. bullying в переводе «запугивание») - агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива» [3]. Здесь же находим дополнительные сведения о буллинге, в частности, то, что организатором травли, как правило, является один из агрессивно настро-

енных сообщников, иногда сообщники выступают совместно, а большинство же членов группы остаются лишь свидетелями. При этом жертва травли, которая может проявляться как в физической, так и в психологической форме и которая может встречаться во всех возрастных и социальных группах, оказывается не в состоянии защитить себя от нападок. Этот факт, по мнению автора материалов, отличает травлю от конфликта, в которой силы сторон примерно равны [3].

Одним из первых исследователей, кто детально изучил данный феномен и получил широкое признание как пионер его исследований, считается шведско-норвежский психолог Дэн Олвеус. Заметим, что в изученных нами источниках встречается и иная орфография личного имени и фамилии учёного - Дан Ольвеус; см., к примеру, в работе С. Трошиной: «Термин «буллинг» ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году» [4], или см. в статье К. Хломова: «...наибольший вклад в решение проблемы внесли скандинавские исследователи... , особенно норвежский психолог-исследователь Дан Ольвеус [5]. В данной работе используется вариант, чаще всего употребляемый в специальной литературе и уже применённый нами выше.

В 1970-х годах Дэн Олвеус провёл систематическое исследование издевательств над детьми, которое вылилось в труд под названием «Агрессия в школах: хулиганы и мальчики для битья» [6]. Эта работа была опубликована в Скандинавии в 1973 году, а в 1978 году - в США и считается первым научным исследованием издевательств в мире. Кроме того, в 1993 году была выпущена книга психолога «Издевательства в школе: что мы знаем и что мы можем сделать» [7], которая впоследствии была переведена на 20 языков мира. А в 1996 году учёный опубликовал первое систематическое исследование издевательств, совершаемых учителями по отношению к ученикам. Ни одна из этих ра-

бот Д. Олвеуса, насколько нам это известно, не переведена на русский язык.

Заметим, что в процитированной выше работе С. Трошиной утверждается, что в научное употребление термин «буллинг» был введён Д. Ольвеусом в 1993 году. Скорее всего, это утверждение правомерное, хотя в некоторых источниках можно встретить и указание на другую дату, ничем не подтверждённую. В 1993 году у Д. Олвеуса вышла работа под названием «Bullying at school: What we know and what we can do» [7], в котором первое слово и есть искомое «буллинг» (перевод названия труда учёного на русский язык см. выше).

Через десять лет после первого своего масштабного исследования по проблемам травли детей в школах Д. Олвеус стал заниматься над программой по борьбе с издевательствами и её внедрением в школы. Успех этой программы привёл к тому, что правительство Норвегии внедрило её во всех норвежских начальных и средних школах. Вскоре она станет известна как Программа предотвращения издевательств Olweus [OBPP]). OBPP направлена на сокращение издевательств путём реструктуризации школьного класса и поощрения позитивного поведения школьников.

Эффективность OBPP неоднократно оценивалась в ходе неоднократных крупномасштабных исследований. В частности, в Норвегии в таком программном исследовании приняли участие более 30 000 студентов, его результаты показали значимое (около 35-45 %) сокращение числа сообщений о запугивании и издевательствах над другими. Эффективность программы в течение трёх лет оценивалась также в школах США, количество участвующих в ней было почти 70 000 учащихся. И это исследование показало снижение числа сообщений учащихся об издевательствах над ними и над другими. Вполне естественно, что OBPP была внедрена в Норвегии и США, а также была принята в Исландии, Швеции и Литве, опробована в Мексике, Бразилии и Германии [8].

Нужно сказать, что рассматриваемая нами проблема не является для науки абсолютно новой: первые публикации на тему травли появились почти 120 лет назад - в 1905 году. Начала изучения проблемы заложили скандинавские исследователи: шведский школьный врач Петер-Пауль Хайнеманн, норвежский психолог-исследователь Дэн Ольвеус, педагог и социолог Эрлинг Георг Руланн, эстонско-шведский психолог Анатоль Пикас. В последние годы заметный вклад в исследование и разработку системы профилактики буллинга в сфере образовании сделан финским психологом Кристиной Салмивалли. Несомненна роль в разработке и самой проблемы, и внедрения в практику программы предотвращения буллин-га Дэна Ольвеуса: именно благодаря ему феномен буллинга стал в психологической науке актуальным на многие годы и надолго определил вектор исследований в мировой психологии - и прежде всего зарубежной. В России исследованием разных аспектов проблемы буллинга занимаются А. А. Бочавер [9], О. Л. Глазман [10], И. С. Кон [11], С. В. Кривцова [12-14], Д. А. Лейн [15], И. Г. Малкина-Пых [16], Е. Н. Ожиёва [17], К. Д. Хломов [5; 9] и др.

Активность российских исследователей к проблеме буллинга и разным его аспектам подтверждается широким обсуждением данного социального явления на разных по характеру мероприятиях (заседаниях дискуссионных клубов, семинаров, научно-практических конференциях), освещением разных сторон бул-линга в научных и научно-практических изданиях, созданием и реализацией программ по профилактике явлений буллинга и пр. (см., например: [18-30]).

Буллинг понимается Д. Ольвеусом как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек неоднократно и на протяжении довольно длительного по времени периода сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого чело-

века или группы людей в контексте диспропорциональных властных отношений [6]. Субъект травли остро переживает агрессию, но по разным причинам не может на неё ответить. Иначе говоря, буллинг представляет собой преднамеренное и систематически повторяющееся враждебное поведение агрессора, отличающееся неравенством социальной власти или физической силы по отношению к запугиваемой стороне.

Отечественный психолог И. С. Кон предлагает следующий вариант определения данного социально-психологического явления: «Бул-линг - это запугивание, физический или психологический террор, агрессия, направленный на то, чтобы вызвать страх у другого субъекта и тем самым подчинить его себе» [11, с. 15]. Приведём ещё одно понимание рассматриваемого нами феномена, принадлежащее исследователю С. В. Кривцовой. Она полагает, что буллинг является психологическим или физическим давлением, насилием, прессингом, тре-тированием, запугиванием, травлей индивидуума другим индивидуумом или группой в ситуации, когда жертва не может себя защитить [12].

Ввиду того, что буллинг довольно часто проявляется в социуме, иначе в коллективе (школьной, студенческой, уличной подростковой и другой среде), остановимся на признаках буллинга как особого группового процесса взаимодействия членов определённого коллектива.

- Буллинг - это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и всех, кто является свидетелем насилия (см. далее о тех ролях, которые выполняют свидетели), весь школьный класс или студенческую группу, где происходит травля слабого.

- Буллинг - это агрессивное негативное поведение враждебно настроенной стороны по отношению к выбранной ею жертве. Такое поведение часто проявляется в совокупности негативного воздействия на двух уровнях од-

новременно - физическом и психологическом. Агрессорами могут применяться различные варианты социального изолирования жертвы: активные физические действия (толчки, болевые удары, подзатыльники и т. д.); вербальные средства соответствующего характера (насмешки, колкие шутки, обзывания, оскорбительные слова, нелицеприятные характеристики и другие подобные словесные средства); пассивные, явно не выраженные действия (бойкоты, намеренное игнорирование жертвы, «боязнь» случайно её коснуться и т. п.); сочетание активных и пассивных мер воздействия на жертву буллинга.

- Буллинг - это продолжающийся процесс, носящий систематический характер и состоящий из множества эпизодов (конкретных однократных актов агрессии). Негативное агрессивное поведение при буллинге осуществляется систематически, он не прекращается сам по себе - требуется вмешательство извне в виде защиты и помощи пострадавшим и свидетелям и, как это ни покажется странным, даже инициаторам буллинга (обидчикам). Закономерно возникает вопрос о том, какое количество эпизодов можно отнести к феномену буллинга. С одной стороны, конфликты, акты агрессии, стычки, споры, столкновения между несовершеннолетними происходят нередко и это своеобразный этап взросления, становления личности. Единичные акты агрессии часто находят то или иное своё разрешение. Например, стороны конфликта мирятся, или игнорируют друг друга, или находят компромисс.

- Напротив, эпизоды буллинга носят накопительный эффект, и затяжной конфликт только нарастает с течением времени. При этом повторный (совершённый дважды) акт агрессии с одним и тем же субъектным составом также не всегда является буллингом. Поэтому при анализе агрессивного поведения подростков следует принимать во внимание иные факторы, как-то: цель, мотив, умысел поведения сторон конфликта. Агрессивное

действие, совершаемое три и более раза, уже следует рассматривать как систематическое. В этом случае акт буллинга становится более очевидным (естественно - при наличии остальных признаков буллинга). Опуская терминологические тонкости, отметим, что оперативная реакция педагогического коллектива на инцидент не должна зависеть от однократности, повторности или систематичности агрессии.

- Важным признаком буллинга является его асимметричность, заключающаяся в том, что силы сторон неравны и агрессия проявляется по отношению к более слабому участнику намеренных враждебных действий. В этом состоит основное отличие буллинга от обычного конфликта. Стороны обычного конфликта примерно равны, тогда как при буллинге одна из сторон более слаба (физически, интеллектуально, в силу возраста или особенностей характера) и не в состоянии защитить себя от агрессии. Силы у субъектов такого конфликта неодинаковы. Более слабый участник конфликта - это тот, который не готов к симметричному адекватному ответу на агрессию, и, что немаловажно, агрессор это понимает. Причём вовсе не обязательно, что речь идёт о возрасте, физической силе, росте, мышечной массе или половой принадлежности жертвы конфликта. Слабость адекватного ответа на агрессию может зависеть от особенностей нервной системы, темперамента, состояния физического и психического здоровья и других факторов страдающей стороны.

- Признаком буллинга является также преднамеренность, умысел совершаемого деяния. Акт агрессии по отношению к более слабому участнику конфликта всегда происходит с прямым умыслом агрессора, желающим нанести физические и душевные страдания тому, кто выбран целью насилия. Здесь уместно будет обратиться к юриспруденции и ответить на вопрос, что такое прямой умысел. Под умыслом в правоведении понимается осозна-

ние неправомерности (незаконности) своих действий, предвидение негативных последствий и желания их наступления [31]. Строго говоря, нарушитель осознаёт, что причиняет вред кому-либо своей агрессией, предполагает последствия в виде унижения (запугивания, причинения физического и материального вреда) и желает наступления этих последствий.

- Буллинг носит разрушительный характер, он пагубно (вследствие длительного воздействия) влияет на физическое и психическое здоровье пострадавшего, подрывает у него уверенность в себе, отрицательно сказывается на самооценке, самоуважении и чувстве человеческого достоинства.

Особое внимание следует обратить на то, что ситуация, когда два субъекта конфликта не сошлись во взглядах и стали выяснять отношения с применением физической силы, - это ещё не буллинг. Весьма важно то, что в результате буллинга у пострадавшего подрывается уверенность в себе, разрушается его здоровье, жертва буллинга теряет самоуважение и человеческое достоинство. Поэтому, чтобы определить характер конфликта, необходима комплексная оценка возникшей негативной ситуации.

Отметим, что в широком смысле что бул-линг - это групповой процесс, который носит публичный характер. Поэтому у него есть свидетели - некая группа людей, которая может не одобрять поведение агрессора. Однако наличие свидетелей позволяет агрессору ещё больше самоутвердиться в группе, а цель бул-линга в виде унижения (запугивания) жертвы достигается ещё быстрее. Даже если акт агрессии происходит один на один («агрессор -жертва»), то в большинстве случаев агрессор впоследствии делится подробностями своих действий со свидетелями.

Выделим роли, которые негласно распределяются в данном групповом процессе. Помимо ребёнка или подростка-агрессора, ребёнка или

подростка-жертвы, можно обозначить следующие позиции: дети или подростки-последователи, дети или подростки-наблюдатели, дети или подростки-защитники. Нередко такие позиции закрепляются за детьми надолго, вплоть до распада группы (например, окончания обучения). Так или иначе, свою роль в этом групповом процессе получает каждый участник такого сообщества (детского/подросткового коллектива).

Остановимся подробнее на каждой из пяти ролей.

1. Агрессор (буллер). Его характеризует уверенность в себе, склонность к доминированию, часто он имеет хорошую физическую форму, морально устойчив, однако легко впадает в гнев, импульсивен. Буллер имеет низкий уровень эмпатии. Буллинг позволяет ему утвердиться ещё больше в своём статусе, доказать себе и другим свою доминирующую позицию.

2. Жертва буллинга. Ему характерны высокий уровень тревожности, низкая самооценка, трудности с самоутверждением. Как правило, у пострадавшего отсутствуют друзья или друзей у него немного. Часто жертвы буллинга физически слабы; они могут отличаться определёнными особенностями внешности, поведения, сексуальной ориентации, привлекающими к себе внимание потенциальных агрессоров. Пострадавшие от буллинга могут принадлежать к этническому, национальному или религиозному меньшинству. У них наблюдается повышенная тревожность в отношении собственной внешности и тела.

3. Последователи. Часто к ним относятся участники, входящие в ближний круг агрессора. Целью такой позиции может быть желание заслужить одобрение лидера, страх оказаться на месте жертвы, самоутверждение или желание развлечься. Они ведомы так называемым «стадным чувством».

4. Наблюдатели. В эту категорию относятся не только те, кто наблюдает непосредственно

за агрессивным действием лидера и его последователей, но и те, кто включён в состав закрытой группы (класса), кто знает о буллинге и не вмешивается в травлю выбранной жертвы. Однако даже позиция невмешательства опасна для наблюдателей психологическими травмами, ибо понимание собственной беспомощности перед насилием, страх самому стать жертвой, чувство вины за молчание - всё это может серьёзно травмировать детскую и подростковую психику. Нередко эта категория буллинга также нуждается в психологической помощи.

5. Защитники. Часто такие лица обладают качествами, схожими с личностными характеристиками агрессора. Они уверены в себе, склонны к лидерству, но имеют высокий уровень эмпатии, обострённое чувство справедливости, желание защитить слабого. Хорошая физическая подготовка, высокий уровень интеллекта, живой ум играют важную роль в их попытках защитить жертву буллинга и противостоять буллеру.

Буллинг может носить физический, сексуальный и психологический характер. Характеры агрессии могут пересекаться и дополняться.

Наиболее распространены следующие формы детского и подросткового буллинга: вербальный (угрозы, обзывания, клевета, обидные клички, словесные оскорбления, злые шутки, насмешки и др.); физический (умышленные толчки, инки, подножки, болезненные удары, побои, нанесение иных телесных повреждений и другие злонамеренные действия); психологический (запугивание, шантаж, обидные жесты, изоляция от группы/класса - запирание в пустом помещении, объявление бойкота, игнорирование жертвы, иначе любое насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму); денежный (отъём или вымогательство денег, принуждение украсть их у кого-либо); имущественный (отъём вещей, повреждение и/или хищение вещей по-

страдавшего, принуждение что-нибудь украсть и пр.); сексуальный (действия сексуального характера); кибербуллинг (виртуальный террор, травля в сети Интернет; кибербуллинг отличается от традиционного буллинга особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью шантажировать жертву в любом месте и в любое время).

Развитие цифровых информационных технологий привело к распространению новых форм насилия, в том числе детского и подросткового, которое активно проникает и в школьную среду. Современные реалии, а именно доступность разных социальных сетей, игровых платформ, веб-сайтов и мессендже-ров, повлекли за собой отсутствие контроля за контентом, который потребляют несовершеннолетние, и кругом их онлайн-общения, в том числе случаями запугивания, угрозы, шантажа как со стороны буллеров, так и их жертв. Тот факт, что причинить непосредственный физический вред онлайн невозможно, не делает ки-бербуллинг менее опасным или травмирующим психологически. Здесь наличествуют иные особенности нанесения морального вреда: возможны угрозы (шантаж) распространить информацию, фото или видео неограниченному кругу лиц. Кроме того, воздействие на жертву и доступ агрессора к жертве в интернет-сети возможно в любое время. При этом следует иметь в виду, что «поражающая способность» акта кибербуллинга для психического здоровья человека ничуть не меньше.

Итак, проблема буллинга актуальна и, несомненно, требует дальнейшего теоретического осмысления. Проведённое в данной работе исследование позволяет предложить следующее определение рассмотренного социального феномена, которое, по нашему мнению, наиболее полно отражает его основные признаки: буллинг - это особый тип отрытого, деструктивного, нереалистичного, межличностного конфликта, состоящего из систе-

матических умышленных актов агрессии в отношении более слабого участника группы/класса/сообщества.

Современный детский и подростковый бул-линг как вид неприемлемого негативного поведения характеризуется исследователями как старое явление (которое само по себе, пожалуй, известно с незапамятных времён, с эпохи появления homo sapiens), которому новое время придало специфические черты. Психологические особенности детей и подростков цифровой эпохи, к которым следует отнести сни-

жение эмпатии, низкий уровень коммуникативной культуры, исчезновение дворовой состязательной игры как уникального средства усвоения социальных норм, появление новых цифровых агентов социализации, являются триггерами возрастающей детской агрессивности. Она рассматривается исследователями как база для возникновения долговременной травли одних представителей социума другими, в нашем случае детских и подростковых коллективов, при неравенстве сил буллеров и их жертв.

Библиографический список

1. Патрикеева Э. Г., Калинина Т. В. Воспитание морально-нравственных ценностей у современных подростков в условиях образовательного учреждения // Концепт. 2019. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitame-moralno-nravstvennyh-tsennostey-u-sovremennyh-podrostkov-v-usloviyah-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 12.11.2022).

2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 551 с.

3. Травля // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://wiki2.org/ru/Травля (дата обращения: 12.11.2022).

4. Трошина С. Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться. URL: https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html (дата обращения: 12.11.2022).

5. Хломов К. Психология подросткового возраста: проблема буллинга. URL: https://www.psychol-ok.ru/lib/poppsy/2017/0724.html (дата обращения: 12.11.2022).

6. Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, DC: Hemisphere (Wiley), 1978. P. 160-183.

7. Olweus, D. Bullying at school: What we know and what we can do. Malden, MA: Blackwell Publishing, 1993. 140 pp.

8. Дэн Олвеус // Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.192cc111-63cb9cf5-02a01487-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Dan_0lweus (дата обращения: 12.11.2022).

9. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. С. 149-159. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/bulling-kak-obekt-issledovaniy-i-kulturnyy-fenomen (дата обращения: 12.11.2022).

10. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 159-165.

11. Кон И. С. Что такое буллинг, как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.

12. Кривцова С. В. Буллинг в школе vs сплочение неравнодушных. Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противодействия насилию. М.: ФИРО, 2011. 119 с.

13. Кривцова С. В. Модель работы по противодействию буллингу на основе взаимодействия образовательного учреждения и общественных институтов. М.: МГУ, 2013. 56 с.

14. Кривцова С. В. Вместе против насилия в школе. Организационная культура школы для профилактики насилия в ученической среде: практическое пособие для педагогов и администрации образовательных организаций. М. Русское слово, 2018. 88 с.

15. Лейн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер, 2001. С. 240-276.

16. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы. М.: Изд-во Эксмо, 2006. 1008 с.

17. Ожиёва Е. Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг. URL: http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/ Psihologia/37294.doc.htm (дата обращения: 12.11.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Проблема школьного буллинга решается системно: мат-лы второго заседания Дискуссионного клуба по вопросам образовательной тематики / Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС. 7 февраля 2019 года. URL: https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/konferentsii-i-seminary/236-diskussionnyj-klub-bulling (дата обращения: 12.11.2022).

19. Организационная работа школы со случаями ученического буллинга и кибербуллинга: экспертный семинар / Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС. 28 сентября 2022 состоялся. URL:

https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/veb-meropriyatiya/1336-ekspertnyj-seminar-organizatsionnaya-rabota-shkoly-so-sluchayami-uchenicheskogo-bullinga-i-kiberbullinga (дата обращения: 12.11.2022).

20. Мерцалова С. Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. № 3. С. 25-32.

21. Ушакова Е. Буллинг - новый термин для старого явления // Директор школы. 2009. № 6. С. 84-87.

22. Рулан Э. Как остановить травлю в школе. М.: Генезис, 2012. 165 с.

23. Школа без насилия: методическое пособие / под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «ЦНПРО», 2015. 150 с.

24. Белевич А. А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ. Научный ежегодник. 2015. № 3. Т. 2. С. 68-82.

25. Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Школьный буллинг: об опыте исследований распространённости буллинга в школах Германии, Австрии, России // Образовательная политика. 2016. Т. 3. № 73. С. 2-25.

26. Филатова В. О., Бутовская М. Л., Калиниченко О. В. Буллинг в российской школе: что говорят ученики и что знают учителя // Вопросы психологии. 2018. №. 2. С. 27-41.

27. Реан А. А., Коновалова И. А., Новикова М. А., Молчанова Д. В. Профилактика агрессии и деструктивного поведения молодёжи: анализ мирового опыта / под ред А. А. Реана. СПб.: Изд.-полиграфическая компания «КОСТА», 2021. 296 с.

28. Реан А. А., Коновалова И. А., Новикова М. А., Молчанова Д. В. Профилактика буллинга и кибербуллинга: программы противодействия травле // Альманах Института коррекционной педагогики. 2022. № 48. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-48/prevention-of-aggression-and-destructive-behavior-of-youth-analysis-of-world-experience (дата обращения: 21.11.2022).

29. Кий Н. М., Медведева С. М., Мин Л. И. Реализация системы профилактики школьного буллинга в образовательных организациях Белгородской области // Вестник Белгородского института развития образования. 2020. Т. 7. № 3 (17). С. 103-114.

30. Программа по профилактике явлений буллинга в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Президентский лицей» города Грозного на 2022-2023 учебный год (г. Грозный, 2022 г.). URL: https://pl-kolibri. educhr.ru/ index. php?component=download&file=0aa3816213611 f2ad99ccb12ab5e6b9e483768caace3196a27d1ed479b4bdcd c&view=1 (дата обращения: 12.11.2022).

31. Формы вины. Краткое законодательное и доктринальное толкование. Специально для системы Гарант. 2015 год // Электронный ресурс. Правовая база Гарант. URL: https://base.garant.ru/57488512/ (дата обращения: 12.11.2022).

© Вторушина Ю. С., Митрухина С.В., Власова Е. Н., Антонов В. П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.