ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
¡S3
«о §
И5
I
SJ
го
У
§
СЦ
si
hq
Научная статья УДК 371.015 ББК 88.840.1
DOI 10.25588/CSPU.2021.42.61.013
Е. Ю. Волчегорская1, М. В. Жукова2, К. И. Шишкина3
1ORCID № 0000-0001-6764-7747 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-1184-9977 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0003-0925-4616 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail:[email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПРЕВЕНЦИИ БУЛЛИНГА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Введение. Данная статья посвящена проблеме буллинга как коллективной модели поведения детей младшего школьного возраста. В статье проведен анализ литературных источников по проблеме профилактики буллинга, рассмотрены существующие программы профилактики, выявлено два эффективных подхода, которые показывают наибольшую перспективу для снижения числа проявления буллинга в школе.
Материалы и методы. Всестороннее изучение предмета ис-
@ Волчегорская Е. Ю., Жукова М. В., Шишкина К. И., 2021
следования, в качестве которого выступает профилактика проявлений буллинга в современной общеобразовательной начальной школе, потребовало широкого анализа научных источников. Основными материалами послужили труды американских и российских ученых по профилактике школьного буллинга.
Результаты. Проблема школьной травли как социальный феномен современного общества является серьезной угрозой для здоровья и безопасности младших школьников, являясь «пусковым механизмом» различного рода эмоциональных, социальных и медицинских проблем в будущем. Предполагается, что в качестве эффективной меры, способствующей нивелированию влияния школьной травли либо ее предупреждения, может стать внедрение
превентивных программ. О
-к
Обсуждение. Подчеркивается наличие множества трактовок §
л
содержания понятия «школьный буллинг» и, как следствие, разно- | образие существующих антибуллинговых программ, результаты и
I
внедрения которых невозможно трактовать как однозначные. О
г
и
л
е
с и
е
Вследствие чего возникает необходимость в исследованиях, позволяющих создать программы, способствующие формированию адаптивного поведения детей и формирование навыков эмоцио- а нальной грамотности.
Заключение. Делается вывод о том, что обеспечить эффективность программы превенции школьного буллинга может ее конструирование на основе двух подходов: создания психологически комфортной и благоприятной социальной среды в образовательном учреждении и обучение детей ряду позитивных эмоцио-
3
сг и
|
№ и
3 е
№ е
н -К
нальных навыков. и
у
- школьная травля является одной из форм коллективного агрессивного поведения в социальной общности и широко распрост-
8 н
й §
Ключевые слова: буллинг; профилактика буллинга; агрессия; запугивание; программа профилактики буллинга; жертва;
начальная школа. н
ч
Основные положения: §
о* н
| Й
л
ранена в российских школах; е
- внедрение превентивных программ, особенностью которых является создание благоприятного социального климата и развитие эмоциональной компетентности, позволит избежать негативных последствий в ближайшем и отдаленном будущем.
1 Введение (Introduction)
Проблема школьного буллинга — одна из распространенных проблем как на международном, так и на российском уровне — является важной темой для эмпирических исследований и поиска путей для эффективного вмешательства. Несмотря на внимание во всем мире к проблеме детского буллинга, за последние годы не только не наблюдается снижение школьных издевательств, но отмечается их небольшой рост. Запугивание происходит повсюду, даже в школах с самыми высокими показателями. И это вредно для всех участников образовательного процесса, в том числе для свидетелей и даже для самих агрессоров.
В докладе, опубликованном Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, 2018 г.), говорится, что издевательства и другие формы насилия затрагивают примерно треть детей. Там же выдвигается тезис, что создание образовательных пространств, свободных от насилия и g создающих безопасные условия обучения для всех детей, должно стать глобальным приоритетом.
2 Материалы и методы (Materials and methods) Школьные издевательства — сложное социальное явление,
которое может охватывать группу сверстников от 4-х до 18-ти лет. Проявления буллинга нарастают с дошкольного детства к моменту перехода из начальной в среднюю школу и в дальнейшем уменьшаются к концу подросткового возраста (Sumter, 2015; Huitsing, 2018) [1]. Однако большинство исследователей и педагогов, анализируя впечатляющие цифры распространенности буллинга в
¡S3 а
«о §
аз
I
SJ
го у
§ школьных сообществах, обращают внимание в основном на прояв-
сц
si
hq тором приняли участие 376 младших школьников 3-4 классов, по-
ление буллинга у подростков. Между тем наше исследование, в ко-
казало, что каждый десятый ребенок сталкивался с данной проблемой, обучаясь в начальной школе. Поэтому крайне важно, чтобы учителя начальных классов внедряли эффективные программы борьбы с издевательствами в своих школах, чтобы защитить младших школьников от буллинга и его потенциальных негативных последствий.
3 Результаты (Results)
В течение последних 20-ти лет буллингу и его негативному влиянию на школьную жизнь уделялось большое внимание, вызванное серьезным беспокойством по поводу повышения безопасности в школах.
В школьном контексте буллинг является сложным социальным явлением, которое редко происходит между агрессором и жертвой «в изоляции» (Salmivalli, 2010). В этом случае дети могут быть вовлечены в издевательства не только как хулиганы или жертвы, но также как свидетели, защитники или подкрепление (M. Welsh, R. D. Parke, K. Widaman, R. O'Neil, 2001).
Важность решения проблемы школьных издевательств состоит в том, что они являются сильными маркерами риска для возникновения у детей в будущем различных негативных поведенческих, медицинских, социальных и эмоциональных проблем, влияющих по-разному на хулиганов и жертв. Недавний систематический обзор подчеркнул, что влияние школьных издевательств может осуществляться на протяжении многих лет после преследования, приводя к увеличению суицидальных мыслей; общей или социальной тревоге, низкой самооценке и одиночеству, депрессии [2; 3].
Хотя участие в школьных издевательствах необязательно является причиной всех вышеуказанных негативных факторов, тем не менее, исследования показали, что зачастую они служат трамплином к различным нежелательным последствиям для жизни детей.
В рамках международных исследований было выявлено, что случаи издевательств в детском возрасте были в значительной степени связаны с более высокими показателями отсева из школ и прогулов. Запугивание также связано со снижением успеваемости.
9
-к к
ig о* Ж
о 5
о §
о г к ч №
о *
к
№
а
3
3
к
3 3
№ к
So 3
№ № № Ж
к к
к
у
к
Ж г а № Ж Ö
ч g
о* Ж
3
Kl
№
№
Было также установлено, что участие в школьной травле коррелирует с такими факторами, как низкий уровень учебных достижений (F. Stram, S. Thoresen, T. Wentzel -Larsen, G. Dyb, 2010), прогулами школьных занятий, употребление наркотиков (M. M. Ttofi, D. P. Farrington, F. Lösel, 2012), рисками возникновения правонарушений [4].
Таким образом, запугивание и агрессия являются всесторонне негативным фактором для здорового развития ребенка. Однако с этим все еще не согласны некоторые взрослые и сами дети, которые видят в данном процессе «формирование характера ребенка». Учитывая долгосрочные последствия буллинга, крайне важно, чтобы эффективные меры вмешательства были предприняты для смягчения данного негативного школьного явления. 4 Обсуждение (Discussion)
Программы борьбы с издевательствами в школах также разнообразны, как и определения, разработанные для понимания этой формы насилия. Первая программа профилактики школьного бул-линга была реализована в 90-х годах 20 века в Норвегии после серьезного инцидента издевательств, который вызвал внимание всей страны. Разработанная Д. Ольвеусом превентивная программа (Olweus Bullying Prevention Program — OBPP) была направлена
§ на выявление данного явления в начальных классах, в помощь §
агрессорам и их жертвам справляться с последствиями такого типа школьного насилия. Эти цели достигаются путем перестройки социальной среды ребенка в школе, создании чувства общности между учащимися и взрослыми в школьной среде. OBPP базирует-
а
«о §
а ся на четырех ключевых принципах:
из
S>
1) взрослые, как в школе, так и дома, должны проявлять теплоту, позитивный интерес и быть вовлеченным в жизнь школь-
§ ников;
и ^
го
У
§
ОЗ
2) взрослые должны устанавливать жесткие границы неприемлемого поведения учащихся;
3) взрослые должны последовательно («нефизически») реаги-
hq ровать на нарушение правил;
4) взрослые должны выступать в качестве позитивных и авторитетных образцов для подражания.
Программа профилактики буллинга Д. Ольвеуса в докладе Министерства здравоохранения и социальных служб США в 2006 г. была названа единственной «многообещающей» программой из 32 программ предотвращения насилия среди детей.
Действительно, с повышением интереса к прекращению школьного буллинга стало быстро увеличиваться количество программ, направленных на его профилактику. Однако, несмотря на то, что некоторые вмешательства и дали многообещающие результаты, общие результаты усилий по профилактике буллинга оказались неоднозначными. Так, проведенный в 2008 г. мета-анализ 16-ти исследований по профилактике буллинга (Merrell ^ W., Gueldner
к
к иа
B. A., Ross S. W., Isava D. M. School Psychology Quarterly, g
2008), показал, что ни одна из шестнадцати программ борьбы с издевательствами не показала снижения наблюдаемых случаев школьной травли. Более того, в нескольких исследованиях были обнаружены значительные негативные эффекты (H. Gaffney, M. Ttofi, D. P. Farrington, 2000). Хотя эти результаты довольно трудно интерпретировать, вполне возможно, что некоторые программы с благими намерениями могут оказать неблагоприятное воздействие на школьников. Этот вывод является весьма разочаровывающим, поэтому было бы полезно рассмотреть, почему эти программы де-
граммы буллинговой превенции, в которых акцент ставится на поощрении уменьшения социального доминирования агрессоров, редко становятся успешными, поскольку хулиганы, не видя ника-
о* Ж
о с
ихо
ол о
г и
ч
№
с к и № а
о
о3
к
о
№ |
монстрируют такую ограниченную эффективность. а
л № Л Ж -К
к к
у
Одно из предположений заключается в том, что издевательства (в отличие от более серьезного насилия) являются более выгодными для хулиганов. Помимо агрессивных и доминирующих черт
характера, хулиганы имеют более высокую самооценку (р. Olweus, ^
а
1995), а запугивание и насилие порой становится эффективной Ж
а
стратегией для их общественного доминирования. Поэтому про- |
ж о Й
ол№ №
кой личной выгоды и эффективных стимулов при выполнении рекомендаций, просто отвергают их.
Это особенно актуально для начальной школы, когда взрослые порой путают нормальные процессы социально-коммуникативного развития младших школьников с буллингом. В этом возрасте дети начинают реорганизовывать свои дружеские отношения, что естественным образом может вызывать обиды и межличностные конфликты. Это не должно быть неправильно истолковано как запугивание, которое включает преднамеренную повторную агрессию в дисбалансе власти. Нормальное развитие учащихся начальных классов также включает в себя и экспериментирование с властью (но учитель начальных классов должен помнить, что эта нормальная динамика должна быть направлена на развитие здорового чувства воли, а не на причинение вреда власти над кем-то еще).
Трудности в реализации ресурсоемких программ профилактики буллинга обусловили востребованность исследований, направленных на разработку алгоритмов создания такой школьной среды, которая бы предотвращала проблемное поведение младших школьников и поддерживала их адаптивное поведение. Так, Д. Смит и Д. Сандху (D. Smith, D. Sandhu, 2004) в своем обзоре литературы выявили, что наиболее эффективны те программы профилактики буллинга в среде учащихся начальных классов, которые основаны на развитии навыков эмоциональной грамотности, таких как ^ сопереживание и уважение прав других; на повышении факторов
а устойчивости, таких как самооценка; на установление высокой
«о
о
' степени «связанности» между учащимися и их семьями, сверстни-
о;
I
sj ^
го
ч
§ СЦ
si
ками, школами.
Еще одним из направлений превенции буллинга в начальной школе является опора на использование эффективных целевых вмешательств в поведение детей. Так, широко известная программа «Профилактика буллинга для поддержки позитивного поведения — "Bully prevention in positive behavior support" (BP-PBS) — для
bj учащихся начальной школы (S. W. Ross, R. H. Horner, 2009) ор-
ганизована на основе трехуровневой модели. Основной уровень направлен на создание позитивной, предсказуемой среды для всех учащихся в любое время дня. Этот уровень предписывает использование общественного признания соответствующего поведения; краткий, предсказуемый и ясный континуум последствий для проблемного поведения, активный сбор и использование данных для принятия решений.
Второй уровень программы BP-PBS включает в себя все компоненты, описанные в основном уровне, с дополнительной поддержкой, предоставляемой учащимся, которые подвергаются риску и для которых основной уровень поддержки недостаточен. Он обычно включает вмешательства, проводимые в небольших группах детей, в том числе усиление подкрепления и более инди- £
»К
видуальное рассмотрение последствий. На этом уровне младших § школьников учат устранять социальные поощрения, которые под- о
а
держивают издевательства. §
§
о г к
Л
№ о
поведения и которые не реагируют на первом и втором уровнях №
а о
Наконец, третий уровень поддержки предназначен для младших школьников, у которых установлены негативные модели
вмешательства. Здесь происходит более тщательный анализ пред- О шествующих факторов и последствий, которые контролируют проблемное поведение ребенка. Учебная программа BP-PBS, используемая учителями, акцентирует внимание на нахождении ребенка в менее контролируемых условиях, таких как столовая, спортивный зал, игровая площадка, вестибюль, зоны рекреации, где физическая
3
сг
к
о
о
№ К
№ №
и словесная агрессия могут быть наиболее распространена. Препо- ж
к к
у
даваемые конкретные навыки включают знакомство со следующими правилами: а) если кто-то проявляет к Вам неуважение, произнесите «стоп» и используйте жест «стоп», подняв руку (позиция «жертвы); б) если вы видите, что с кем-то неуважительно обраща- §
а
ются, скажите «остановись» и заберите «жертву» (позиция «свиде- §
ж о Й
теля»); в) если после того, как вы скажете «остановиться», неуважительное поведение продолжится, уходите; г) если после вашего ухода неуважительное поведение продолжается, сообщите об этом
8 ж
г а №
№
№
взрослому; д) если кто-то тебе говорит «остановись», прекрати то, что ты делаешь, сделай вдох и продолжай свой день (позиция «агрессора»). Основное внимание уделяется изучению того, как выглядит уважительное поведение и как справляться с ситуациями, когда кто-то забывает проявлять уважение.
Анализ лучших практик в профилактике издевательств обнаружил эффективность таких мер, как обучение родителей; некарательный характер дисциплинарных методов; использование учебных видеофильмов [5; 6].
Еще одним подходом к предотвращению насилия в начальной школе, является создание учебной среды, способствующей развитию позитивных социальных навыков, эффективному решению проблем и ответственному разрешению конфликтов. Авторы отмечают особую роль классного руководителя и администрации школы, уточняя, что слишком часто учителя видят себя только «носителями знаний», а не сторонниками ответственного социального развития, детей, и не предпринимают шагов, необходимых для обеспечения позитивного и безопасного развития детского общества. Тем не менее, исследования показывают, что эффективное академическое обучение процветает в классе, где есть здоровая, уважительная, позитивная школьная среда Orpinas, A. M. ^г^, § D. Staniszewski, 2003), что повышение социальной компетентности учащихся ведет к большей дружбе, позитивным отношениям и успехам в учебе [3].
Вместе с тем исследователи предупреждают, что нельзя слепо копировать программы превенции, разработанные для кон-
а
«о g
х кретных школ и школьных сообществ. Так, например, эмпирически
подтвержденные исследования эффективности программы Bully Busters, разработанной в Университете Джорджии и опробованной в государственной начальной школе штата Джорджия (США), сообщили о снижении на 40 % агрессивного поведения и на 19 % виктимного опыта у учащихся младшего школьного возраст. Однако воспроизведенная в другой аналогичной школе год спустя, дан-hq ная программа не была столь же эффективной. Протестировав
I
О
го
У
§
СЦ
si
школьную версию программы Bully Busters в начальной школе, исследователи выяснили, что программа была эффективна в области повышения информированности педагогов, однако ее влияние на поведение учеников оказалось минимальным. Было установлено, что, несмотря на общее положительное изменение знаний и эффективности учителей, влияние программы на детей определялось количеством проведенных учителями аудиторных мероприятий [4].
5 Заключение (Conclusion)
Выявлено два эффективных подхода, которые показывают наибольшую перспективу для снижения количества фактов проявления буллинга (наряду с другими формами агрессии и конфликта). Это создание позитивного школьного климата и эмоциональное обучение. Элементы позитивного школьного климата могут разли- р чаться, но всегда включают эмоциональную, социальную и физиче-
0 -к
1
скую составляющие, нормы и правила, их применение и соблюде- |
а
0
1
§
|
Л
№
о *
8 №
свидетелей; должны ли учителя начальных классов чрезмерно пола- ^
II
3
ние, качество взаимного взаимодействия. При создании позитивного школьного климата необходимо ответить на ряд вопросов: осознается ли, что буллинг в начальной школе может привести к негативным последствиям на всю жизнь как для жертв, так и для хулиганов и
гаться на наказание за плохое поведение; различаются ли педагогом типичные процессы развития, требующие руководства, и издевательства, требующие уверенного вмешательства; готовы ли учителя бороться с издевательствами; понимают ли некоторые учителя, что
8
1
I
№ 8
сами иногда запугивают учеников или демонстрируют недостаток 3
№
сочувствия к детям, над которыми издеваются. §
-к
Второе эффективное направление превенции буллинга — со- 8
циально-эмоциональное обучение, которое включает в себя обуче- §
к
ние навыкам самосознания, самоуправления, социальной осведом- | ленности и управления отношениями. Многочисленные метаанализы, § обзоры исследований и индивидуальные исследования сотен тысяч §
I
к
I Й
учащихся показывают, что социально-эмоциональное обучение улучшает эмоциональное самочувствие, саморегуляцию, взаимоотношения в классе, а также поведение детей. Это уменьшает ряд про-
i
№
блем, таких как беспокойство, эмоциональный стресс и депрессия. Более того, учителя также извлекают выгоду из социально-эмоционального обучения. Те, у кого есть эмоциональные и социальные навыки, имеют более высокую степень удовлетворенности работой и меньшую утомляемость, проявляют больше позитивных эмоций по отношению к своим ученикам, лучше управляют своими классами и используют больше стратегий, которые развивают творческий потенциал, выбор и самостоятельность у их учеников. Социально-эмоциональное обучение, основанное на обучении навыкам самосознания, самоуправления, социальной осведомленности, ответственного принятия решений и управления отношениями, улучшает эмоциональное самочувствие, саморегуляцию, взаимоотношения в классе. Развитие эмоциональной компетентности защитит детей от становления жертвой издевательств. Социальная компетентность и положительные взаимодействия со сверстниками защитят ребенка от того, чтобы стать жертвой буллинга.
Библиографический список
1. Huitsing G., Lodder G.M.A., Oldenburg B., Schacter H.L., Salmi-valli C., Juvonen J. & Veenstra R. (2019), "The healthy contextparadox: Victims adjustment during an anti-bullying intervention" Journal of Child and Family Studies, no. 28 (9), pp. 2499-2509. DOI 10.1007/s10826-018-1194-1.
2. Holt M.K., Vivolo-Kantor A.M., Polanin J.R., Holland K.M., | DeGue S., Matjasko J.L., Wolfe M. & Reid G. (2015), "Bullying and suicidal
ideation and behaviors: A meta-analysis" Pediatrics, no 135 (2), pp. 496509. DOI 10.1542 / peds.2014-1864. ^ 3. Zych I., Ortega-Ruiz R. & Rey R. Del. (2015), "Systematic review
of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, pre-
§ vention, and intervention", Aggression and Violent Behavior, no. 23, pp. 1-X 21. DOI 10.1016 / j.avb.2015.10.001.
^ 4. Valdebenito S., Ttofi M. & Eisner M. (2015), " Prevalence rates of
drug use among school bullies and victims: A systematic review and meta-g analysis of cross-sectional studies", Aggression and Violent Behavior, no. 23, pp. 137-146. DOI 10.1016 / j.avb.2015.05.004.
5. Бобровникова Н. С. Положительный опыт профилактики буллинга в России и за рубежом // Sciences of Europe. 2020. № 60-3. С. 32-37. DOI:
§
SJ ор
г е ч
чол
05 10.24412/3162-2364-2020-60-3-32-37.
^ 6. Волкова Е. Н., Цветкова Л. А., Волкова И. В. Методологические осно-
^ вания для разработки программ профилактики подросткового буллинга // Си -
бирский педагогический журнал. 2019. № 74. С. 88-100. DOI: 10.17223/17267080/74/5.
Ye. Yu. Volchegorskaya1, M. V. Zhukova2, K. I. Shishkina3
1ORCID No. 0000-0001-6764-7747 Professor (Full), Doktor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0003-1184-9977 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
3ORCID No. 0000-0003-0925-4616 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Subject Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS
AND CONDITIONS OF BULLYING PREVENTION IN PRIMARY SCHOOL
Abstract
Introduction. This article is devoted to the problem of bullying as a collective model of behavior of children of primary school age. The article analyzes the literature sources on the problem of bullying prevention, examines the existing prevention programs, identifies two effective approaches that show the greatest prospect for reducing the number of bullying manifestations in school.
Materials and methods. A comprehensive study of the subject of the study, which is the prevention of bullying manifestations in a modern comprehensive primary school, required a broad analysis of scientific sources. The main materials were the works of American and Russian scientists on the prevention of school bullying.
о
о
c
E-mail: [email protected] о
о
<—i
о c
a
Cc c
0
rs a
n ^ n
1
0 n
s u n
g
P
v
v
e n
1
о' n
n
P
r
У
CC h
о о
a
R
is
I
Results. The problem of school bullying, as a social phenomenon of modern society, is a serious threat to the health and safety of younger schoolchildren, being a "trigger" for various kinds of emotional, social and medical problems in the future. It is assumed that the introduction of preventive programs can become an effective measure that helps to level the impact of school bullying or its prevention.
Discussion. It is emphasized that there are many interpretations of the content of the concept of "school bullying" and, as a result, the variety of existing anti-bullying programs, the results of the implementation of which cannot be interpreted as unambiguous. As a result, there is a need for research that allows creating programs that contribute to the formation of adaptive behavior of children and the formation of emotional literacy skills.
Conclusion. It is concluded that to ensure the effectiveness of the school bullying prevention program, its construction can be based on two approaches: creating a psychologically comfortable and favorable social environment in an educational institution and teaching children a number of positive emotional skills.
Keywords: Bullying; Bullying prevention; Aggression; Bullying; Bullying prevention program; Victim; Primary school.
Highlights:
School bullying is one of the forms of collective aggressive behavior in the social community is widespread in Russian schools.
a £
jS The introduction of preventive programs, the peculiarity of
N
^ which is the creation of a favorable social climate and the development of emotional competence, will allow avoiding negative consequences in the near and distant future.
£
je References
1. Huitsing G., Lodder G.M.A., Oldenburg B., Schacter H.L., Salmi-valli C., Juvonen J. & Veenstra R. (2019), "The healthy contextparadox: Vic-^ tims adjustment during an anti-bullying intervention" Journal of Child and ^ Family Studies, no. 28 (9), pp. 2499-2509. DOI: 10.1007/s10826-018-1194-1.
2. Holt M.K., Vivolo-Kantor A.M., Polanin J.R., Holland K.M., DeGue S., Matjasko J.L., Wolfe M. & Reid G. (2015), "Bullying and suicidal ideation and behaviors: A meta-analysis" Pediatrics, no 135 (2), pp. 496509. DOI: 10.1542 / peds.2014-1864.
3. Zych I., Ortega-Ruiz R. & Rey R. Del. (2015), "Systematic review of theoretical studies on bullying and cyberbullying: Facts, knowledge, prevention, and intervention", Aggression and Violent Behavior, no. 23, pp. 121. DOI: 10.1016 / j.avb.2015.10.001.
4. Valdebenito S., Ttofi M. & Eisner M. (2015), "Prevalence rates of drug use among school bullies and victims: A systematic review and metaanalysis of cross-sectional studies", Aggression and Violent Behavior, no. 23, pp. 137-146. DOI: 10.1016 / j.avb.2015.05.004.
5. Bobrovnikova N.S. (2020), Polozhitel'nyj opyt profilaktiki bullinga v Rossii i za rubezhom [Positive experience of bullying prevention in Russia and abroad], Sciences of Europe, 60-3, 32-37. DOI: 10.24412/31622364-2020-60-3-32-37. (In Russian).
6. Volkova E.N., Cvetkova L.A. & Volkova I.V. (2019), Metodo-logicheskie osnovaniya dlya razrabotki programm profilaktiki podrostkovogo bulling [Methodological bases for the development of programs for the pre- o vention of adolescent bullying], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 74, 88-100. DOI: 10.17223/17267080/74/5. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 15.09.2021; одобрена после рецензиро-
28.09.2021; accepted for publication 26.10.2021.
о
h h о
<—1 о
вания 28.09.2021; принята к публикации 26.10.2021. i
о'
а
The article was submitted 15.09.2021; approved after reviewing а
о
о 2 а
а ^
0
а
1 i
S' а 2
f b u
i а
g P
v
v
e а
i а
а
P
i §'
а y
о h о о