Научная статья на тему 'РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БУЛЛИНГА В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БУЛЛИНГА В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
765
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ТРАВЛЯ / БУЛЛИНГ / ВИКТИМИЗАЦИЯ / БУЛЛИНГ-ПОЗИЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Жукова Марина Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна, Фролова Елена Владимировна

В статье раскрываются проблемы травли в начальной школе. Целью исследования было выявление подверженности буллингу детей младшего школьного возраста. Для выявления буллинг-позиций была использована методика Е.Г. Норкиной «Буллинг-структура», для изучения прямой и косвенной виктимизации применялась адаптированная методика The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24). В результате исследования установлено, что значительная часть младших школьников с различной частотой подвергалась виктимизирующим воздействиям со стороны сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волчегорская Евгения Юрьевна, Жукова Марина Владимировна, Шишкина Ксения Игоревна, Фролова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF BULLYING AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article reveals the problems of bullying at primary school. The aim of the study was to identify the susceptibility to bullying of children of primary school age. To identify bullying positions, the method of E.G. Norkina "Bullying Structure" was used, the adapted method of The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24) was used to study direct and indirect victimization. As a result of the study, it was found that significant part of the younger schoolchildren were subjected to victimizing influences from their peers with varying frequency.

Текст научной работы на тему «РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БУЛЛИНГА В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 159.99

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БУЛЛИНГА В СРЕДЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Евгения Юрьевна Волчегорская, доктор педагогических наук, профессор, Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

В статье раскрываются проблемы травли в начальной школе. Целью исследования было выявление подверженности буллингу детей младшего школьного возраста. Для выявления буллинг-позиций была использована методика Е.Г. Норкиной «Буллинг-структура», для изучения прямой и косвенной виктимизации применялась адаптированная методика The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24). В результате исследования установлено, что значительная часть младших школьников с различной частотой подвергалась виктимизирующим воздействиям со стороны сверстников.

Ключевые слова: насилие, травля, буллинг, виктимизация, буллинг-позиция, младшие школьники.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p416-419

PREVALENCE OF BULLYING AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Evgeniya Yuryevna Volchegorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Kseniya Igorev-

na Shishkina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Frolova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian

Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article reveals the problems of bullying at primary school. The aim of the study was to identify the susceptibility to bullying of children of primary school age. To identify bullying positions, the method of E.G. Norkina "Bullying Structure" was used, the adapted method of The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24) was used to study direct and indirect victimization. As a result of the study, it was found that significant part of the younger schoolchildren were subjected to victimizing influences from their peers with varying frequency.

Keywords: violence, bullying, bullying, victimization, bullying position, primary school students.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач системы образования является создание безопасной образовательной среды, что предполагает не только и не столько организацию мероприятий, связанных с охраной здоровья учащихся, обеспечение соответствия санитарным нормам, но в большей степени создание безопасной и психологически комфортной обстановки в классных коллективах и школьной травли как источника психологического дискомфорта становится особенно актуальной.

В основном буллинг является процессом, скрытым для окружающих, однако психические травмы, нанесенные ребенку-жертве путем физических или психологических издевательств, значительно ухудшают качество его жизни, приводя к серьезным последствиям. В связи с чем в последнее время большое внимание уделяется причинам, последствиям и профилактике издевательств среди учащихся.

Первое упоминание о травле в школе появилось еще в начале 20 века в трудах К. Дьюкса, однако проблема буллинга вызвала интерес в научных кругах только в конце 20 -начале 21 века в трудах зарубежных (П.П. Хайнеман, A. Пикас, E. Роланд, Д. Олвеус, Д. А.

Лэйн, E. Мунте, Д.П. Таттум). и отечественных (А. А. Бочавер, С.Н. О.Л. Глазман, Енико-лопов, И.С. Кон, С.В. Кривцова, В.С. Собкин, К. Д. Хломов и др.) исследователей.

Буллинг в большинстве исследований рассматривается как травля одного из членов детского сообщества, его агрессивное преследование путем физических (побои, пинки, щипки, удары), психологических (изоляция, игнорирование, обзывание, запугивание), экономических (нападение на собственность, вымогательство, шантаж) или виртуальных (распространение слухов, видео, фотографий) воздействий и характеризующееся неравенством сил, осознанностью и повторяемостью, что является маркером отличия буллин-га от случайного конфликта или ссоры, которые иногда происходят во взаимоотношениях между людьми [5; 6; 7].

В системе образования наблюдается неоднозначное отношение к проблеме буллин-га. По данным исследований, педагоги считают, что школьное насилие является порождением современного общества и характерно для подростковой среды, распространено в обычных общеобразовательных школах, и не свойственно для лицеев и гимназий. В качестве объектов травли выступают дети, имеющие отличительные особенности (внешность, характер, воспитание, поведение). Проблема профилактики буллинга и предотвращения его последствий лежит, по мнению респондентов, в плоскости профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов, однако в целом является проблемой родителей [4].

Среди педагогов школ бытует мнение о том, что проблема школьного насилия существовала всегда и сегодня ей уделяется неоправданно много внимания. Безусловно, в любом детском коллективе всегда были дети, которые подвергались насмешкам и издевательствам, со стороны отдельных учеников или большого количества учащихся класса, однако школьная травля приобретает все более травматичный характер, связанный с возможностью распространения сцен насилия, снятых школьниками в сети Интернет.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что буллинг в школе детерминируется социальными и личностными факторами.

К личностным особенностям, приводящим к возникновению буллинга, называют агрессивность, низкий уровень успеваемости и развития мотивов, связанных с учебной деятельностью, склонность к доминированию, проблемы в развитии эмпатии, низкая самооценка [1].

Анализ социальных факторов, которые могут спровоцировать буллинг, в качестве основных позволяет назвать нарушение внутрисемейных отношений (низкий социально-экономический уровень жизни, смерть одного из родителей, конфликтность семьи, агрессивные проявления по отношению к ребенку или кому-то из членов семьи, тип воспитания); конфликтогенную среду (наличие внутриклассных конфликтов, проявления насилия со стороны педагогов в виде унижений, оскорбительных высказываний, предвзятого отношения к детям); отсутствие контроля в школе за поведением учащихся (неумение и нежелание противостоять агрессивному поведению); распространенность сцен насилия в средствах массовой информации [2].

Сегодня школьный буллинг является серьезной проблемой, которая влечет за собой соматические (головные боли, нарушения пищеварения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой и иммунной систем, блокады мыслительной деятельности), психологические (тревожность, раздражительность, агрессивность) и социальные (нарушения общения, аддиктивное поведение, школьная дезадаптация) последствия, в связи с чем требует особого внимания педагогической общественности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

С целью выявления степени распространенности буллинга среди детей младшего подросткового возраста нами было проведено исследование учащихся 4 классов школ города Челябинска в возрасте 10-11лет в количестве 567 человек.

Первым направлением исследования было выявление буллинг-позиций с помощью авторской методики Е. Г. Норкиной «Буллинг-структура», целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых школьниками в буллинге [3].

Вторым направлением исследования было выявление степени виктимизации учащихся. Для исследования прямой и косвенной виктимизации применялась адаптированная методика The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24), предназначенная для оценки прямой и косвенной виктимизации: 24 форм, виктимизирующих действий. Нами были изучены 6 видов виктимизации (физическая и вербальная виктими-зация, социальная манипуляция, социальное отвержение, нападение на собственность, электронная виктимизация) [5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Согласно результатам исследования, десятая часть младших школьников является активными агрессорами, выступая в качестве буллеров (4,76%) или их помощников (5,64%). Пятая часть участников исследования подвергаются насилию, являясь жертвами буллинга. Более половины учащихся (60,86%) являются сторонними наблюдателями.

На рисунке 1 отражены данные по буллинг-позициям, занимаемым испытуемыми.

Наблюдатели Защитники Жертвы Помощники Буллеры

60,86%

11,46%

17,28%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 1 - Распределение испытуемых по буллинг-позициям

70%

Методика The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 позволила выявить, что хотя бы однократно физической виктимизации подвергались 51,85% опрошенных детей, вербальной - 46,91%, социальным манипуляциям - 56,79% младших школьников, нападению на имущество - 60,85% учащихся начальных классов, социальное отвержение испытывали 48,85% испытуемых, а электронной виктимизации подвергались 28,92% детей.

На рисунке 2 отражены данные по видам виктимизации, которым были подвержены испытуемые.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

51,85%

56,79%

60,85%

46,91%

48,85%

28,92%

Физическая виктимизация

Социальные манипуляции

Вербальная виктимизация

Нападение на собственность

Социальное отвержение

Электронная виктимизация

Рисунок 2 - Подверженность различным видам виктимизации среди младших школьников

ВЫВОДЫ

Анализ результатов проведенного исследования позволяет констатировать наличие широкой распространенности буллинга в среде младших школьников, практически все дети вовлечены в процесс, занимая ту или иную буллинг-позицию. Особое внимание педагогов следует уделить обширной группе детей, занимающей позицию наблюдателя, поскольку эти дети могут в дальнейшем выполнять роль буллера или помощника.

Все участники эксперимента хотя бы один раз подвергались виктимизирующим воздействиям со стороны сверстников. Наиболее часто младшие школьники испытывают воздействия в виде нападения на собственность и социальных манипуляций, реже всего участники эксперимента подвергались электронной манипуляции, что, скорее всего, объясняется характерным для начальной школы родительским контролем использования виртуальной реальности. В связи с чем работа по предупреждению буллинга уже с младшего школьного возраста становится актуальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3. - С. 138-143.

2. Кривцова С.В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С.В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2015. - Т. 2, № 3. - С. 52-59.

3. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» / Е.Г. Норкина // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 3 (8). - С. 170-174.

4. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность / М.В. Сафонова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). - С. 182-185.

5. Mynard, H. Development of the multidimensional peer-victimization scale / H. Mynard, S. Joseph // Aggressive Behavior. - 2000. - Vol. 2, No 26. - Р. 169-178.

6. Maunder, Rachel E. School bullying from a sociocultural perspective / Rachel E. Maunder, Sarah Crafter // Aggression and Violent Behavior - 2018. - Vol. 38. - Р. 13-20.

7. Teacher Characteristics and Peer Victimization in Elementary Schools: A Classroom-Level Perspective / B. Oldenburg, M. Duijn, M. Sentse, G. Huitsing, R. Ploeg, C. Salmivalli, R. Veenstra // J Abnorm Child Psychol. - 2015. - No. 43. - Р. 33-44.

REFERENCES

1. Butenko, V.N., Sidorenko O.A. (2015), "Bullying in the school educational environment: the experience of studying the psychological characteristics of "abusers" and "victims"", Vestnik Krasnoyar-skogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva, No 3, рр. 138-143.

2. Krivcova, S.V. (2015), "Bullying in the student environment: how to understand, resist and not be afraid?", Izvestiya ASOU. Nauchnyj ezhegodnik, Vol. 2, No. 3, рр. 52-59.

3. Norkina, E.G. (2016), "Methodology for identifying the "Bullying structure", Tavricheskij nauchnyj obozrevatel, No. 3 (8), рр.170-174.

4. Safronova, M. V. (2014), "Bullying in the educational environment - myths and reality", World of science, culture, education, No 3 (46), рр. 182-185.

5. Mynard, H. and Joseph, S. (2000), "Development of the multidimensional peer-victimization scale", Aggressive Behavior, Vol. 2, No. 26, pp. 169-178.

6. Maunder, Rachel E., Crafter, Sarah (2018), "School bullying from a sociocultural perspective", Aggression and Violent Behavior, Vol. 38, pp. 13-20.

7. Oldenburg B., Duijn M., Sentse M., Huitsing G., Ploeg R., Salmivalli C., Veenstra R. (2015), "Teacher Characteristics and Peer Victimization in Elementary Schools: A Classroom-Level Perspective", J Abnorm Child Psychol, No. 43, рр. 33-44.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.08.2021

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Нина Ивановна Гуслякова, доктор психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск; Альфина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.