Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТАЖ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуслякова Нина Ивановна, Кадырова Альфина Жаватовна

В статье раскрываются особенности эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. Определены подходы к исследованиям эмоционального выгорания. Выделены группы факторов, влияющих на появление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. С целью изучения особенностей эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций была проведена диагностика педагогов дошкольных образовательных организаций в количестве 280 человек. В качестве методика исследования была выбрана методика изучения эмоционального выгорания (В. В. Бойко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE PHENOMENON OF BURNOUT OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article reveals the features of emotional burnout among teachers of preschool educational organizations. The approaches to the research of emotional burnout are defined. Groups of factors influencing the appearance of emotional burnout syndrome of teachers of preschool educational organizations are identified. In order to study the features of emotional burnout among teachers of preschool educational organizations, diagnostics of 80 teachers of preschool educational organizations was carried out. The method of studying emotional burnout was chosen as the research method (V. V. Boyko).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Все участники эксперимента хотя бы один раз подвергались виктимизирующим воздействиям со стороны сверстников. Наиболее часто младшие школьники испытывают воздействия в виде нападения на собственность и социальных манипуляций, реже всего участники эксперимента подвергались электронной манипуляции, что, скорее всего, объясняется характерным для начальной школы родительским контролем использования виртуальной реальности. В связи с чем работа по предупреждению буллинга уже с младшего школьного возраста становится актуальной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутенко В.Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» / В.Н. Бутенко, О.А. Сидоренко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2015. - № 3. - С. 138-143.

2. Кривцова С.В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С.В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2015. - Т. 2, № 3. - С. 52-59.

3. Норкина Е.Г. Методика на выявление «Буллинг-структуры» / Е.Г. Норкина // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 3 (8). - С. 170-174.

4. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде - мифы и реальность / М.В. Сафонова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3 (46). - С. 182-185.

5. Mynard, H. Development of the multidimensional peer-victimization scale / H. Mynard, S. Joseph // Aggressive Behavior. - 2000. - Vol. 2, No 26. - Р. 169-178.

6. Maunder, Rachel E. School bullying from a sociocultural perspective / Rachel E. Maunder, Sarah Crafter // Aggression and Violent Behavior - 2018. - Vol. 38. - Р. 13-20.

7. Teacher Characteristics and Peer Victimization in Elementary Schools: A Classroom-Level Perspective / B. Oldenburg, M. Duijn, M. Sentse, G. Huitsing, R. Ploeg, C. Salmivalli, R. Veenstra // J Abnorm Child Psychol. - 2015. - No. 43. - Р. 33-44.

REFERENCES

1. Butenko, V.N., Sidorenko O.A. (2015), "Bullying in the school educational environment: the experience of studying the psychological characteristics of "abusers" and "victims"", Vestnik Krasnoyar-skogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva, No 3, рр. 138-143.

2. Krivcova, S.V. (2015), "Bullying in the student environment: how to understand, resist and not be afraid?", Izvestiya ASOU. Nauchnyj ezhegodnik, Vol. 2, No. 3, рр. 52-59.

3. Norkina, E.G. (2016), "Methodology for identifying the "Bullying structure", Tavricheskij nauchnyj obozrevatel, No. 3 (8), рр.170-174.

4. Safronova, M. V. (2014), "Bullying in the educational environment - myths and reality", World of science, culture, education, No 3 (46), рр. 182-185.

5. Mynard, H. and Joseph, S. (2000), "Development of the multidimensional peer-victimization scale", Aggressive Behavior, Vol. 2, No. 26, pp. 169-178.

6. Maunder, Rachel E., Crafter, Sarah (2018), "School bullying from a sociocultural perspective", Aggression and Violent Behavior, Vol. 38, pp. 13-20.

7. Oldenburg B., Duijn M., Sentse M., Huitsing G., Ploeg R., Salmivalli C., Veenstra R. (2015), "Teacher Characteristics and Peer Victimization in Elementary Schools: A Classroom-Level Perspective", J Abnorm Child Psychol, No. 43, рр. 33-44.

Контактная информация: gukovamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 23.08.2021

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Нина Ивановна Гуслякова, доктор психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск; Альфина

Жаватовна Кадырова, аспирант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-

педагогический университет, г. Челябинск, педагог-психолог, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района, г. Челябинск

Аннотация

В статье раскрываются особенности эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. Определены подходы к исследованиям эмоционального выгорания. Выделены группы факторов, влияюшдх на появление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций. С целью изучения особенностей эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций была проведена диагностика педагогов дошкольных образовательных организаций в количестве 280 человек. В качестве методика исследования была выбрана методика изучения эмоционального выгорания (В.В. Бойко).

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, дошкольная образовательная организация, стаж работы, профессиональная сфера.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p419-426

FEATURES OF THE PHENOMENON OF BURNOUT OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Nina Ivanovna Guslyakova, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk; Alfina Zhavatovna Kadyrova, the post-graduate student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, educational psychologist, Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance of the Kalinin District, Chelyabinsk

Abstract

The article reveals the features of emotional burnout among teachers of preschool educational organizations. The approaches to the research of emotional burnout are defined. Groups of factors influencing the appearance of emotional burnout syndrome of teachers of preschool educational organizations are identified. In order to study the features of emotional burnout among teachers of preschool educational organizations, diagnostics of 80 teachers of preschool educational organizations was carried out. The method of studying emotional burnout was chosen as the research method (V. V. Boyko).

Keywords: emotional burnout syndrome, preschool educational organization, work experience, professional sphere.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Современное общество требует, чтобы каждая образовательная организация осуществляла подготовку высокообразованных, целеустремленных, конкурентоспособных, инициативных, физически здоровых личностей, способных занять достойное место в обществе. В современном мире достижений, потребления, развития технологий, развлечений и получения удовольствия от жизни на человека влияет множество внутренних, внешних и личностных факторов, вызывающих стресс, тревожность, депрессию, усталость, апатию, снижение мотивации к работе, является распространенным явлением.

До настоящего времени выгорание являлось в трудах исследователей «болезнью коммуникативных профессий» - в любой профессиональной сфере, связанной с коммуникацией и работой в сфере «человек-человек». Однако теперь отмечается синдром выгорания у работников различных профессий, даже тех, кто работает с компьютерами [2]. Однако наиболее подвержены эмоциональному выгоранию педагоги. Для того, чтобы обеспечить и поддерживать высокий уровень профессионализма в образовательных организациях, необходимо обратить внимание на эмоциональное выгорание педагогов разных категорий, работающих с детьми, в частности, с дошкольниками.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Обязанность педагога за несколько лет нахождения ребенка в детском саду положить основу эмоционального, морального, социального, творческого и интеллектуального развития ребенка, исходя и его способностей, врожденных особенностей и задатков. Это развитие обеспечивается профессионализмом педагога дошкольной образовательной организации. Для этого необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагога, которая позволит им работать по стандарту. Компетенция педагога - это одно из главных требований стандарта ФГОС ДОО [2].

Эмоциональное выгорание у педагогов детского сада в большей степени обусловлено факторами профессиональной деятельности, ее спецификой и «вредностями» педагогической профессии. В связи с большим перечнем требований к педагогу дошкольной образовательной организации возникает вопрос:

- насколько педагог эмоционально и психологически готов к восприятию и реализации таких требований ФГОС;

- насколько быстро он сможет перестроиться к новым требованиям в профессиональном и личностном плане?

Как известно, понятие эмоционального выгорания появилось в психологии на основе исследования психиатра Х. Дж. Фрейденбергом (1974 г.), который наблюдал и описывал различные психологические и эмоциональные состояния здоровых людей в связи с интенсивностью рабочей нагрузки в процессе работы с клиентами, пациентами, учениками. Его исследования были связаны с многочисленными фактами наличия неуравновешенных, безэмоциональных, неадекватных как в общении, так и поведении людей именно социальных сфер, то есть тех, которые работают с людьми. Как было выяснено, именно данная группа профессиональных работников предрасположена к различным психосоматическим расстройствам.

К. Маслак и С. Джексон в 1976 г. предложили модель выгорания, основанную на трех симптомах: эмоциональном истощении (то есть состояние опустошенности в процессе общения с людьми), деперсонализации (так называемый «негатив», то есть навязчивое желание видеть только плохое) и редукции личных достижений (то есть когда человек не видит своего дальнейшего развития). Если рассматривать данные симптомы как единое целое, то данный феномен - это выгорание, если же каждый по отдельности - это не синдром [3].

Зарубежная психология рассматривает тождественное значение стресса и выгорания, основываясь на профессиональной сфере [6], возможность его взаимосвязи с депрессией. Однако если наблюдать за проявлениями синдрома выгорания и депрессии, то станет ясно, что выгорание касается только непосредственной работы, при этом неважно, имеются ли у людей какие-либо расстройства, тогда как депрессия может наблюдаться во всех сферах жизнедеятельности человека и характеризуется общей угнетенностью состояния человека. Таким образом, синдром выгорания проявляется в отношении к работе, депрессия - к себе самому [7]. Если обратится к проблеме выгорания отечественных исследователей, то с 1980-х годов в психологической науке используются термины «профессиональное выгорание», «эмоциональное выгорание» и «психическое выгорание» [5].

Термин «эмоциональное выгорание» является самым первым симптомом в синдроме и способствует запуску всех остальных симптомов. Термин «профессиональное выгорание» используется в том случае, когда речь идет именно об отношении к работе, его поведению и действиям именно в профессиональной сфере. Термин «психическое выгорание» затрагивает психическую сферу личности человека и отражается на всех видах деятельности как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим [4].

Понятие синдрома значительно шире, нежели просто профессиональное выгорание. Такой позиции придерживаются исследователи, чьи наблюдения направлены на конкретную сферу, например, сферу учителей, педагогов, социальных работников.

Примером может служить определение, данное Н. В. Мальцевой о том, что синдром психического выгорания отличается сложностью, динамичностью и формируется в процессе педагогической деятельности [9].

Исследователь ссылается на положение В. В. Бойко, согласно которому синдром эмоционального выгорания представляет собой механизм психологической защиты от какого-либо психотравмирующего воздействия [1].

Таким образом, синдром эмоционального выгорания представляет собой некий замкнутый круг, выходом из которого может послужить решение, предложенное О.Н. Гнез-диловой [9]. По мнению автора, эмоциональное выгорание можно предупредить путем внедрения каких-либо новых действий, задач для педагога, новых технологий, обучения и т.д., что способствует активизации личностного и творческого потенциала.

Согласно В.Е. Орлу, выгорание не подразумевает таких понятий как «деятельность», «личность», «психические процессы» [8]. Автор акцентирует внимание том, что эмоциональное выгорание влияет не только на личность и эмоциональное состояние человека, но и на мотивацию к деятельности и т.д.

Здесь автор говорит о том, что дерегуляторная функция выгорания является причиной разрушения системы профессиональной деятельности, что проявляется в снижении профессиональной эффективности и снижении удовлетворенности работой, жизнью и т.д. [8]. Отметим, что В.Е. Орёл говорит о системности выгорания, которая направлена на разрушение когнитивной, регуляторной, мотивационной функций. Однако в этом случае, нужно задаться вопросом, что же на самом деле системность, если речь идет о разрушении. Несмотря на существование различных представлений и мнений относительно данного понятия, как в зарубежной, так и в отечественной психологии, практически все исследователи указывают на то, что вопросы о причинах эмоционального выгорания, психологических механизмах, составляющих его основу, глубинных аффективных и когнитивных составляющих остаются всё еще открытыми. Это придаёт актуальность задаче изучения генеза, функционирования и строения синдрома эмоционального выгорания личности, в том числе с точки зрения представленности в нём различных по уровню осознанности и структурированности составляющих у педагогов дошкольного образования.

Анализируя различные подходы к феномену синдрома эмоционального выгорания, можно выделить несколько направлений его исследования:

1. Индивидуально-психологический подход (несоответствие высоких ожиданий индивида и реальными условиями работы).

2. Социально-психологический («коммуникативная» нагрузка в определенных сферах деятельности, особенной социальной, где на работника «выплескиваются» негативные эмоции, требуют сочувствия и т.д., причиной также является поверхностность контактов, огромное количество людей, с которыми необходимо общаться и т.д.).

3. Организационно-психологический (определенные потребности работника, например, необходимость автономности, больше свободы действий или наоборот, недостаток поддержки, обратной связи, развития, постоянные конфликты на работе и т.д., то есть причины кроются именно в организационной структуре и руководстве работодателя, непосредственно начальника).

В. В. Бойко выделяет три фазы формирования эмоционального выгорания:

1. Фаза напряжения как некий стимул для начала формирования и дальнейшего развития эмоционального выгорания. Вследствие своей динамичности, данная фаза характеризуется постоянством симптомов и усилением психотравмирующих факторов.

2. Фаза резистенции как попытка сопротивления сложившимся обстоятельствам.

3. Фаза истощения характеризуется общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов [1].

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

Е. Малер выявил несколько групп симптомов эмоционального выгорания:

- по отношению к самому себе: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания; бессонница; негативная Я-концепцию;

- по отношению к работе: негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; ограниченность выбора рабочих действий; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); чувство бессмысленности

- по отношению к окружающим: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия; переживание чувства вины [12].

Таким образом, следствиями эмоционального выгорания могут стать тревожность, агрессивность, неадекватность поведения, попустительский стиль в детской группе.

Мы провели исследование, основная цель которого - дополнить уже собранные к настоящему времени данные о распространенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных организаций и, таким образом, на новом материале подтвердить или скорректировать сделанные ранее выводы о распространенности данного феномена среди педагогов дошкольных образовательных организаций. Выборку составили 280 человек в возрасте от 22 до 65 лет, педагоги дошкольных организаций г. Челябинска.

В ходе исследования применялась методика изучения эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения».

Полученные результаты по критерию сформированности фаз мы разделили на три группы. Первую группу составили испытуемые, у которых отмечается полная сформиро-ванность минимум одной из фаз синдрома (итоговое количество баллов в одной из фаз > или = 61). Во второй группе отмечается начало формирования минимум одной фазы (итоговое количество баллов в одной из фаз 37-60 баллов). И третью группу составили испытуемые, у которых отсутствует сформированность синдрома эмоционального выгорания (итоговое количество баллов меньше 36 баллов). Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Сформированность фаз и симптомов эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных организаций_

---- Симптом Симптом Симптом в стадии Симптом

Фаза сформирован формирования не сложился

Фаза «напряжение» 33% 41% 26%

Переживание психотравмирующих обстоятельств 38% 36% 26%

Неудовлетворенность собой 11% 35% 54%

«Загнанность в клетку» 21% 64% 15%

Тревога и депрессия 63% 27% 10%

Фаза «резистенция» 37% 46% 17%

Неадекватное избирательное эмоциональное реаги- 45% 43% 12%

рование

Эмоционально-нравственная дезориентация 38% 41% 21%

Расширение сферы экономии эмоций 22% 63% 15%

Редукция профессиональных обязанностей 44% 37% 19%

Фаза «истощение» 63% 22% 15%

Эмоциональный дефицит 53% 15% 32%

Эмоциональная отстраненность 52% 34% 14%

Личностная отстраненность (деперсонализация) 67% 28% 5%

Психосоматические и психовегетативные нарушения 78% 11% 11%

Фаза «Напряжение» представляет собой механизм запуска эмоционального выгорания. Переживания психотравмирующих обстоятельств предполагают наличие ощущения накопления неудовлетворенности, отчаяния, данный симптом сформировался у 38% испытуемых, т.е. данные педагоги дошкольных образовательных организаций восприни-

мают условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравми-рующие.

Ощущение неудовлетворенности собой говорит о то, что на данный момент педагоги не испытывают недовольства собой в профессиональном плане, однако у 35% педагогов этот симптом начинает складываться, соответственно, эмоциональные выплески уже формируются (напряженность в общении, появление психологической защит на конкретные ситуации).

Симптом «загнанности в клетку» сформирован у 21% педагогов. Наличие тревоги и депрессии говорит о начале сопротивления стрессовым ситуациям и начало формирования эмоциональной защиты.

Фаза резистенции характеризуется преобладанием симптома неадекватного эмоционального реагирования (у 45% педагогов данный симптом сформировался), когда происходят следующие изменения: педагог начинает действовать согласно своему эмоциональному состоянию, считая это правильным, не видя при этом разницы между допустимым и эффективным поведением, наблюдаются равнодушие и неуважение к личности.

Следующий ярко выраженный симптом в данной фазе сформирован у 44% педагогов дошкольных образовательных организаций, это симптом редукции профессиональных обязанностей. Данный симптом говорит о том, что педагоги предпринимают попытки упростить свои обязанности, сократить их по количеству или по времени, как следствие - недостаток внимания к детям в группе.

Симптом эмоционально-нравственной дезориентации в стадии формирования у 41% педагогов дошкольных образовательных организаций. Проявляется данный симптом следующим образом: появляется «свое» мнение, педагог начинает определять хороших и плохих детей, доносить эту информацию до родителей. Симптом расширения сферы экономии эмоций проявляется вне профессиональной деятельности: дома, с близкими, происходит замыкание педагога в себе, либо выплескивают негатив на них.

В фазе истощения преобладающим является симптом психосоматических и психовегетативных нарушений (78%). У педагогов дошкольных образовательных организаций наблюдается ухудшение физического самочувствия, нарушение сна, головные боли. Симптом эмоционального дефицита наблюдается у 53% испытуемых. В общении это проявляется через грубость, обидчивость, раздражительность. В работе прослеживаются неспособность сопереживать, помочь в эмоциональном плане. Симптомы эмоциональной и личной отстраненности проявляется в безэмоциональности, равнодушии, отсутствии какого-либо реагирования на любые обстоятельства.

Результаты исследования показывают, что наибольшее количество педагогов нашей выборки находится в фазе «истощения» - 63%. Фаза «резистенция» сформировалась у 37% педагогов дошкольных образовательных организаций, фаза «напряжение» - у 33% Можно предположить о том, что большая часть педагогов при условии проведении необходимой коррекционной работы способна преодолеть негативные проявления синдрома. Дальнейшим этапом исследования является составление и описание модели психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций.

ВЫВОДЫ

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Отрицательное эмоциональное состояние педагога снижает эффективность обучения и воспитания детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, разрушает психологическое здоровье. Синдром эмоционального выгорания влечет за собой появление депрессивных настроений, чувства беспомощности, бессмысленности своего существования,

низкой оценки профессиональной компетентности, что, в итоге, сказывается на работоспособности, приводя к снижению продуктивности деятельности и, в свою очередь, финансовым потерям конкретного человека, связанным с затратами на лечение различного рода психосоматических заболеваний.

Результаты исследования показывают, что наибольшее количество педагогов нашей выборки находится в фазе «истощения» - 63%. Фаза «резистенция» сформировалась у 37% педагогов дошкольных образовательных организаций, фаза «напряжение» - у 33% Дальнейшим этапом исследования является составление и описание модели психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 220 с.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 198 с.

3. Гончарова О.Л. Диагностический инструментарий психолога / О.Л. Гончарова. -Москва : Принт-Издат, 2017. - 137 с.

4. Ковальчук В.И. Особенности проявления выгорания личности в процессе профессиональной деятельности / В.И. Ковальчук // Психология. - 2016. - № 1. -С. 46-50.

5. Ляшенко, В.Г. Концептуальные модели и факторы профессионального выгорания педагогов в учреждении высшего образования / В.Г. Ляшенко, Т.В. Целютина // StudNet. - 2020. - № 8. -С.51-58

6. Киселева, Т.Г. Профилактика эмоционального выгорания педагогов / Т.Г. Киселева // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 9 (39). - С. 204-206.

7. Магомедова Л.В. Синдром эмоционального выгорания педагога, влияющий на продуктивную деятельность в коллективе / Л. В. Магомедова // Вестник науки и образования. - 2019. - № 17 (71). - С. 96-98.

8. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. - Москва : Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.

9. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (дата обращения: 16.07.2021).

10. Писаревская, М.А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие / М.А. Писаревская // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN419.pdf (дата обращения: 16.07.2021).

11. Скворцов Н.А. Проявления эмоционального выгорания педагогов / Н.А. Скворцов // «Студенческий научный форум». Материалы XII Международной студенческой научной конференции. - 2020. - URL: http://scienceforum.ru/2020/article/2018019919 (дата обращения: 15.07.2021).

12. Третьякова В.С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде / В.С. Третьякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 2. - С. 71-85.

REFERENCES

1. Boyko, V.V. (2016), The syndrome of emotional burnout in professional communication, Peter, St. Petersburg.

2. Vodopyanova, N. E. (2017), The syndrome of "mental burnout" in communicative professions, Peter, St. Petersburg.

3. Goncharova, O. L. (2017), Diagnostic tools of a psychologist, Print-Izdat, Moscow.

4. Kovalchuk, V. I. (2016), "Features of the manifestation of personality burnout in the process of professional activity", Psychology, No. 1, pp. 46-50.

5. Lyashenko, V. G. (2020), "A conceptual model and factors of professional burnout of teachers in higher education institution", StudNet, No. 8, pp. 51-58.

6. Kiseleva, T. G. (2015), "Prevention of emotional burnout of teachers", Problems of modern science and education, No. 9 (39), pp. 204-206.

7. Magomedova, L.V. (2019), "Emotional burnout syndrome of a teacher that affects productive activity in a team", Bulletin of Science and Education, No. 17 (71), pp. 96-98.

8. Orel, V. E. (2005), The syndrome of mental burnout of an individual, Publishing house Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

9. Pak, S. N.(2016), "The main aspects of the professional burnout syndrome of teachers", Modern problems of science and education, No.6, available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25469 (accessed 16 July 2021).

10. Pisarevskaya, M. A. (2019), "Emotional burnout of a teacher and his psychological well-being", The world of science. Pedagogy and psychology, No.4, available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN419.pdf (accessed 16 July 2021).

11. Skvortsov, N.A. (2020), "Manifestations of emotional burnout of teachers", Student Scientific Forum", materials of the XII International Student Scientific Conference, "available at: http://scienceforum.ru/2020/article/2018019919 (accessed 15 July 2021).

12. Tretyakova, V. S. (2019) "Research of the emotional burnout syndrome in the pedagogical environment", Vocational Education and the Labor market, No. 2, pp. 71-85.

Контактная информация delfina200585@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.08.2021

УДК 159.972

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЭЛИТНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ - КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

Дмитрий Олегович Кулешов, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский институт войск национальной гвардии России

Аннотация

В данной статье реализована попытка совершенствования психологических качеств элитной личности курсантов военного института войск национальной гвардии Российской Федерации, посредством авторской программы формирования качеств элитной личности «ВЕКТОР-ЭЛИТ». Актуальность научного исследования обусловлена потребностью современного общества в повышении качества и оптимизации жизни сотрудников силовых ведомств с учетом их психологических особенностей. Методами изучения психологических особенностей элитной личности послужили анкетирование и тестирование. Статистическая обработка данных проводилась посредством программы SPSS («Statistical Package for the Social Sciences»). В исследовании приняли участие 160 курсантов. Результаты, полученные в ходе исследования, показали, что посредствам авторской программы, возможно, формировать и совершенствовать качества соответствующие психологическим особенностям элитной личности.

Ключевые слова: элита, элитность, личность курсанта, смысложизненные ориентация, элитные ориентации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p426-431

IMPROVEMENT OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF ELITE PERSONALITY OF FUTURE OFFICERS - CADETS OF MILITARY INSTITUTE

Dmitry Olegovich Kuleshov, the junior research associate, St. Petersburg Military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

In this article, the attempt was made to improve the psychological qualities of the elite personality of cadets of the military institute of the National Guard of the Russian Federation, through the author's program for the formation of the qualities of the elite personality "VECTOR-ELITE." The relevance of scientific research is due to the need of modern society to improve the quality and optimization of life of law enforcement officials, taking into account their psychological characteristics. The methods of studying the psychological features of the elite personality were questionnaire and testing. Statistical data pro-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.