Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / "НАПРЯЖЕНИЕ" / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗАГРУЖЕННОСТЬ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / "РЕЗИСТЕНЦИЯ" / "ИСТОЩЕНИЕ" / PROFESSIONAL ACTIVITY / "VOLTAGE" / EMOTIONAL LOAD / BURNOUT SYNDROME / "RESISTANCE" / "DEPLETION"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева Любовь Дмитриевна, Попова Людмила Витальевна

Целью статьи «Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО на современном этапе» является изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО. В статье обосновываются многочисленные эмоциональные факторы, вызывающие чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к истощению и выгоранию. Среди особенностей и трудностей педагогической работы выделили ее высокую психическую напряженность. Итоги проведенного эмпирического исследования подтверждают позицию классического подхода к изучению синдрома эмоционального выгорания: увеличение времени работы педагога влияет на увеличение проявления профессионального выгорания, и обосновывают необходимость постоянной работы по профилактике и преодолению выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN DOO EDUCATORS AT PRESENT STAGE

The purpose of the article "Features of the syndrome of emotional burnout among preschool teachers at the present stage" is to study the features of the syndrome of emotional burnout among preschool teachers. The article substantiates numerous emotional factors that cause feelings of dissatisfaction, accumulation of fatigue, which leads to exhaustion and burnout. Among the features and difficulties of pedagogical work, they singled out its high mental tension. The results of the conducted empirical study confirm the position of the classical approach to the study of the emotional burnout syndrome: an increase in the time of a teacher's work affects an increase in the manifestation of professional burnout, and justifies the need for constant work to prevent and overcome burnout.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Таблица 1

Качества поколения «Х» и «Y» в рабочей среде

Поколение «Х» Поколение <^»

Сосредоточенность на построении карьеры Сосредоточенность на построении карьеры

Самообеспечение Оптимистичный подход к работе

Баланс между работой и личной жизнью Баланс между работой и личной жизнью

Скептичный подход к работе Признание и вознаграждение

Необходимость мгновенной обратной связи Технологическая смекалка

Техническая подкованность Работа в команде/группе

Признание и вознаграждение Против рутинной работы

Индивидуальный подход к работе

Выводы. На формирование ценностей поколения Х повлияли такие важные события, как распад СССР, дестабилизация ситуации в связи с многочисленными терактами, появление интернета и разнообразных интернет-платформ для постоянной онлайн-коммуникации, развитие науки, в особенности таких секторов как биотехнологии и цифровые гуманитарные науки. Все эти факторы сформировали у «иксов» определенные представления о жизни: рассчитывать только на себя, иметь альтернативные пути развития событий. Некоторые из этих постулатов и принципов передались их детям - представителям поколения миллениумов. Но при учете переосмысления ценностей, у поколения Y наблюдается не только ярко выраженная коммуникабельность, но и социальные навыки; целенаправленность на реализацию своего потенциала; индивидуальный подход к выполнению любого вида деятельности; оптимистичный подход к решению проблем; желание работать ради получения опыта, а не продвижения по карьерной лестнице. Если коротко охарактеризовать отличие поколения Y от предыдущего поколения Х, то если для поколения Х, формировавшегося в эпоху перестройки, ключевыми понятиями являются деньги и вещи, то для поколения Y - успех [2].

Литература:

1. Радаев В.В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. - 2018. - №. 3. - С. 15-33.

2. Хомякова Екатерина Ивановна «Поколение у» в контексте социального взаимодействия в современном обществе // Известия ТПУ. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-y-v-kontekste-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 16.10.2020).

3. Яровова Т.В., Тиллаев А.Х. Профессионально-личностное развитие обучаемых в стратегии реализации гуманистического подхода // Педагогическое образование и наука. - 2020. - №3. - С. 77-81.

4. Яровова Т.В. Учебная мотивация студента вуза: методический аспект // Образование личности. — №2. — 2019. — С. 21-27.

5. Яровова Т.В. Проблемы воспитания молодежи в современной России // Материалы форума «Учитель новой школы и вопросы воспитания подрастающего поколения». - М.: АРКТИ. 2014.

6. Яровова Т.В., Белогуров А.Ю. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде вуза: методологический аспект // Педагогическое образование и наука. — 2019. — №5. — С. 89-94.

7. Acar A.B. Do intrinsic and extrinsic motivation factors differ for Generation X and Generation Y // International Journal of Business and Social Science. - 2014. - Т. 5. - №. 5. - С. 12-20.

8. Powers T., Valentine D. Generation Y values and lifestyle segments // Journal of consumer marketing. -2013. - Т. 30. - №. 7. - С. 597-606.

9. Компания по исследованию рынка "Globalwebindex": https://www.globalwebindex.com

Психология

УДК 88.6

кандидат педагогических наук, доцент Андреева Любовь Дмитриевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» ( г. Якутск); кандидат педагогических наук Попова Людмила Витальевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» ( г. Якутск)

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ДОО НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Целью статьи «Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО на современном этапе» является изучение особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО. В статье обосновываются многочисленные эмоциональные факторы, вызывающие чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к истощению и выгоранию. Среди особенностей и трудностей педагогической работы выделили ее высокую психическую напряженность. Итоги проведенного эмпирического исследования подтверждают позицию классического подхода к изучению синдрома эмоционального выгорания: увеличение времени работы педагога влияет на увеличение проявления профессионального выгорания, и обосновывают необходимость постоянной работы по профилактике и преодолению выгорания.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, синдром эмоционального выгорания; фазы: «напряжение», «резистенция», «истощение»; эмоциональная загруженность.

Annotation. The purpose of the article "Features of the syndrome of emotional burnout among preschool teachers at the present stage" is to study the features of the syndrome of emotional burnout among preschool teachers.

The article substantiates numerous emotional factors that cause feelings of dissatisfaction, accumulation of fatigue, which leads to exhaustion and burnout. Among the features and difficulties of pedagogical work, they singled out its high mental tension. The results of the conducted empirical study confirm the position of the classical approach to the study of the emotional burnout syndrome: an increase in the time of a teacher's work affects an increase in the manifestation of professional burnout, and justifies the need for constant work to prevent and overcome burnout.

Keywords: professional activity, burnout syndrome; phases: "voltage", "resistance", "depletion"; emotional load.

Введение. На настоящее время проблема исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов является актуальной, что вызвано возрастающей потребностью общества не только к профессиональным компетенциям, но и к личностным качествам педагогов в их педагогико-воспитательной деятельности, возрастающей роли педагога во вхождении учащихся в социальную среду современного общества.

Меняется общество, вместе с тем меняется образ жизни и взгляд подрастающего «цифрового поколения» на этот мир, что отражается и на их поведение. Можно выделить следующие эмоциогенные факторы, как объективные, так и субъективные, которые оказывают негативное воздействие на личность педагога, вызывая сильное эмоциональное напряжение и стресс. Так как работать на благо других, заботиться, в первую очередь, о своих воспитанниках, пренебрегая своими интересами и выгодой, приводит к возникновению эмоционального выгорания.

Изложение основного материала статьи. «Синдром выгорания (от греч. syndrome - сочетание и англ, burn-out -прекращение горения) — клиническое нарушение, термин был введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергером (1974 г.). Состояния физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. В исследованиях Кристины Маслач и Джексона показано, что данный синдром сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализациями, снижением работоспособности» [5, С. 127].

В исследованиях А. Пинес однофакторная модель выгорания представлена как «состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызванное длительным включением в ситуацию, которая предъявляет высокие требования к эмоциональной сфере» [3]. По предложенному С. Маслач определению понятия «выгорание» выделяется трёхкомпонентная модель «синдрома истощения физических и духовных сил», представляющая собой совокупность психических свойств таких, как «эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений, отображающие специфику педагогической деятельности» [8, С. 127]. Более значимый из них - второй компонент выгорания, деперсонализация, отражающая профессиональную позицию педагога в общении с субъектами образовательного процесса (ребенок, родители, администрация и сам педагог), а именно, непродуктивные отношения.

Скугаревская М.М. определяет «синдром выгорания» как состояние эмоционального, психического, физического истощения, постоянного стресса, переходящих в хроническое состояние усталости и неудовлетворенности на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, педагоги и др.)» [9, С. 3-9].

Психолог Щавелева М.А. утверждает, что «в процессе профессиональной деятельности могут возникнуть внешние и внутренные неразрешимые ситуации (эмоциогенные факторы), которые вызывают нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к угасанию интереса, понижению мотивации к своей профессии, неудовлетворённостью своим статусом, финансовым положением. И в результате меняется психофизиологическое и возрастное состояние, что приводит к частым головным болям, бессоннице, глубокой депрессии и т.п.

Кроме этого возникают психологические и поведенческие симптомы: чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; неуверенность; раздражительность; неспособность принимать решения. Следствие этого - снижением эффективности профессиональной деятельности» [5, С. 200].

Отечественным психологом Осиповой А.А. выдвинуты следующие «причины появление синдрома эмоционального выгорания:

- неразрешённые конфликты собственной личности;

- низкий уровень поддержки и высокий уровень критичности коллег;

- индивидуальная и групповая работа с немотивированными и маломотивированными клиентами;

- низкая результативность работы;

- запрет на инновации и творческое самовыражение, носящий чаще всего административный характер;

- стремление сохранить свои профессиональные секреты и боязнь быть разоблаченным, когда данные секреты не содержат декларируемых методов;

- отсутствие возможностей обучаться и совершенствоваться;

- отсутствие возможности и желания обобщать и передавать свой опыт» [6, С. 510].

Можно заключить следующее, что эмоциональное выгорание как психологическое явление характеризуется психоэмоциональным истощением: человек чувствуют разбитость и растерянность. Деперсонализация проявляется в негативном или равнодушном отношении педагога к субъектам профессиональной деятельности, так же неуверенность в своей компетентности и успешности приводит к утрате профессиональной мотивации.

Обобщая многообразие последствий эмоционального выгорания, выделим наиболее часто возникающие:

- эмоциональная напряженность, вытекающая в такие состояния как отрешенность, растерянность, усталость, эмоциональная опустошенность;

- психологическая неустойчивость личности, которая проявляется в негативной демонстрации поступков, противоречащих нормам социального поведения;

- разочарование в выборе своей профессии, что приводит не только к снижению результативности работы, но и взаимодействия с субъектами педагогической деятельности, а также индифферентное отношение к своим профессиональным обязанностям;

- неприятие себя как личности, своих профессиональных достижений и потенциала;

- ослабление физического состояния, психосоматические расстройства;

- дезинтеграция личности проявляется в диссоциации в обычных ситуациях, в неумении регулировать свои действия и поступки.

Таким образом, профессиональное выгорание разрушительно влияет не только на профессиональную деятельность человека, но и на его межличностные отношения, поведенческие и психофизиологические особенности [10].

В различных исследованиях выдвигается следующее положение, что «выгорание является одним из проявлений профессиональной деформации личности» [2]. Эти феномены сходны между собой, но имеют разную природу. «Профессиональная деформация» отражается отрицательно и в личной жизни человека по причине сформированного мировоззрения личности в процессе трудовой деятельности. «Выгорание» же - это чисто профессиональный феномен. Но данное утверждение, несмотря на последовательность и правомерность данного понятия, имеет спорные моменты.

Во-первых, Н.В. Гришина отмечает, что профессиональная деформация переносит в непрофессиональную жизнь не только негативное влияние, поэтому нужно более точно откорректировать данное понятие.

Во-вторых, логично предположить, что, «то негативное влияние, которое оказывает выгорание на деятельность и самочувствие людей, не может не проявиться и в других, непрофессиональных сферах жизни. Ряд исследований подтверждает наличие такой связи» [4].

В-третьих, утверждается, что «деформация личностных особенностей, должна проявляться на более поздних этапах профессиональной карьеры» [7, С. 221], хотя из-за несоответствия конкретных качеств личности, отвечающих требованиям профессии, «выгорание» может возникнуть и у молодых специалистов.

В контексте нашего исследования мы рассмотрели понятие синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов: существование и мотивы возникновения данного феномена.

Глобальные рынки образовательных услуг представляют собой принципиально новые отношения в системах образования, предполагают новую роль современного педагога не как источника информации, а как организатора активной познавательной деятельности. На сегодняшний день остаются актуальными «советы М. Рубинштейна, который в 1927 году писал о том, что педагогу важно развивать в себе умение "вживаться в чужую психику, даже перевоплощаться, но не растворяться в ней", "стоять выше, но не ставить себя выше других". Термин эмпатия, был введен значительно позже. Спустя пятьдесят лет в США появился термин "burnout", буквально переведенный как "эмоциональное сгорание"» [7, С. 76-97].

В психолого-педагогических исследованиях подтверждается феномен склонности к эмоциональному выгоранию в большей степени у людей с педагогической профессией в связи с их высокой эмоциональной загруженностью. Это связано с тем, что они вследствие своей основной деятельности вступают в ежедневный социальный и эмоциональный контакт с её субъектами.

Для изучения синдрома эмоционального выгорания педагогов в дошкольных учреждениях г. Якутска провели диагностику уровней эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.

Испытуемыми стали педагогический коллектив дошкольной образовательной организации, состоящий из 21 педагогов женского пола, возраст которых составляет от 32 до 64лет (стаж работы в педагогической профессии составляет от 10 до 30 лет; образование среднее-специальное и высшее).

В ходе проведенного исследования по определению уровней эмоционального выгорания педагогов ДОО, были получены следующие результаты. Стадии формирования симптомов эмоционального выгорания в фазе «Напряжение» значительными оказались симптомы: «Переживания психотрамвирующих обстоятельств» у 36,4%, связанное с возрастом, в частности, возрастной ценз испытуемых был от 50-59 лет. Это показатель того что, человек с возрастом более раним и подвержен к психотрамвирующим переживаниям. Симптом «Тревоги и депрессии» показали 36.4% респондентов. Основной причиной мы выделили кризис среднего возраста. Основной причиной выделили чувство неудовлетворённости своей профессиональной деятельностью, чувством сомнения в правильности выбора педагогической профессии, что отмечается высоким уровнем тревожной напряженности. Наименьшее проявление симптома» неудовлетворенности собой у 100% -0 показатель, т.е все респонденты вне зависимости от стажа работы и возрастного ценза удовлетворены собой. Это хороший показатель, если человек самодостаточный и идет в ногу со временем, то сможет гибко реагировать на любую жизненную ситуацию.

Анализ результатов выборки фазы «Резистенция (сопротивления)» наиболее значимыми оказались симптомы: «Редукции профессиональных обязанностей» 63,6% педагогов, не зависимо от возраста и стажа работы, показали тревожность, чувствительность к критике со стороны начальства или в быту. У 63,7% педагогов (стаж работы составляет 26-35) обнаружили симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Что указывает на то, что со временем в процессе своей педагогической деятельности человек начинает сдерживать свои эмоции, чувство эмоциональной отдачи притупляется, становится избирательным.

Результаты выборки показывают, что в фазе «резистенция (сопротивления)» среди основных причин, провоцирующих у педагогов симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», можно особо отметит: нестабильное финансового состояние, психологическую уязвимость, социальная нестабильность, недостаточно высокий уровень эмоционального интеллекта; а также высокий уровень тревожности за жизнь и здоровье воспитанников, коммуникативная нагрузка.

Результаты фазы «Истощение» эмоционального выгорания, наиболее значимыми оказались симптомы «Эмоционального дефицита» у 18,2% педагогов с большим стажем работы (возрастных). С развитием цифровизации образования современный мир ставит перед педагогами новые вызовы классическому образованию. Старшему поколению педагогов все сложнее оперативно обновлять современный образовательный контент, приходит чувство эмоциональной беспомощности во взаимодействии с субъектами своей деятельности.

Таким образом, результаты исследования по всем трем фазам: «напряжение», «резистенция», «истощение» - выявили у педагогов разные стадии выгорания. В фазе «резистенции (сопротивления)» обнаружены наиболее значимые симптомы «редукции профессиональных обязанностей» (72.7%), что означает профессиональную неуверенность педагогов в собственных силах. Основные причины этого явления могут быть связаны:

- с изменениями в системе современного дошкольного образования: внедрение новых образовательных технологий;

- с недостаточной сформированностью компетентности, отвечающей современным требованиям, у педагога ДОО, которые не могут способствовать его успешной работе в условиях личностно-ориентированного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- с некомфортными условиями труда педагогов, связанными не только с физиологическими факторами, но и с такими как: недостаточная вентеляция воздуха, что вызывает гиподинамию, плохое качество освещения, отвлекающий шум и т.п.

Выводы. Таким образом, по результатам проведения эмпирического исследования было установлено, что подавляющее число педагогов испытывают синдром профессионального выгорания. В результате проведенного эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО можно сделать следующее заключение: чем больше стаж работы педагога, тем более вероятнее увеличение проявления профессионального выгорания, что подтверждает необходимость систематической профилактической работы по преодолению выгорания на постоянной основе.

Литература:

1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. Спб.: Питер, 2009. 207 с.

2. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 97-104.

3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. Спб.: Питер, 2005. 49 с.

4. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. 2009. 156 с.

5. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта. 2009. 200 с.

6. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2010. - 510 с.

7. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 2009. - С. 76-97.

8. Первичная профилактика психических, неврологических и психосоциальных расстройств / под. ред. А.Н. Моховикова. М.: Смысл. 2010. 127 с.

9. Скугаревская, М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2009. №7. С. 3-9.

10. Третьякова В.С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. №2. С. 71-85.

Психология

УДК 316.47:316.6

старший преподаватель кафедры социальной психологии и виктимологии Волохова Валентина Игоревна

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); начальник отдела информационного обеспечения и организации мероприятий Шабанов Денис Михайлович

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования (г. Москва)

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИАЛЬНО-СКОНСТРУИРОВАННЫХ

ПОНЯТИЙ

Аннотация. В статье исследуется феномен социально-сконструированных понятий и его трансформация через призму социальных отношений. В основе социально-сконструированных понятий рассматриваются социально-психологические механизмы, такие как подражание, заражение и идентификация. Обозначается содержательный компонент социально-сконструированного понятия на примерах таких социокультурных дефиниций как детство, родительство, еда, социальный статус, интернет-зависимость, образование. Делается вывод о том, социально-сконструированное понятие - это трансформация взглядов, норм, ценностей по отношению к измеряемой категории или понятию, которое охватывает социальные, культурные, исторические, экономические условия развития общества, имеющие объективную и субъективную составляющую в репрезентации данного конструкта.

Ключевые слова: социальный конструкт, социально-сконструированные понятия, детство, родительство, время, заражение, идентификация, подражание, социальная норма, социальное пространство.

Annotation. The article covers the phenomenon of socially constructed concepts and its transformation from the perspective of social relations. Socially constructed concepts are based on socio-psychological mechanisms such as imitation, infection and identification. The content component of a socially constructed concept is defined through socio-cultural definitions such as childhood, parenthood, food, social status and internet addiction. The conclusion is that a socially constructed concept is a transformation of views, norms, values in relation to a measurable category or concept that covers social, cultural, historical, economic conditions of the society development and has an objective and subjective component in the concept representation.

Keywords: social construction (social construct), socially constructed concepts, childhood, parenthood, time, infection, identification, imitation, social norm, social space.

Введение. Актуальность изучения современного пространства социально-сконструированных понятий обусловлена ускорением внедрения новых информационных технологий, расширением границ социального пространства, размытием социальных функций и развитием нового дизайна социокультурного измерения. Социально-сконструированными понятиями называют некий договор о различных явлениях и понятиях, которые в данный момент развития общества являются актуальными и общественно признанными. Такая социальная конструкция означает «порождение определенной культуры, общества или социальной группы, существующее исключительно в силу того, что члены данного социума или социальной группы согласны считать его реально существующим или согласны следовать определенным социально сконструированным правилам по отношению к нему» [12, С. 25].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.