Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2391
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / ФАЗЫ ВЫГОРАНИЯ / НАПРЯЖЕНИЕ / VOLTAGE / РЕЗИСТЕНЦИЯ / ИСТОЩЕНИЕ / EXHAUSTION / ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ / STAGES OF BURNOUT / RESISTANT / BURN OUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шиляева И.Ф., Биктагирова Алсу Рашитовна

В статье рассматриваются понятие и особенности формирования синдрома эмоционального выгорания; приводятся эмпирические данные эмоционального выгорания у педагогов и выводы о связи длительности профессиональной деятельности с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания; даются общие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шиляева И.Ф., Биктагирова Алсу Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURNOUT IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY

The article discusses the concept and features of formation of syndrome of emotional burnout; experimental data of emotional burnout of teachers and conclusions about the relationship of the duration of professional activity with the occurrence and Genesis of emotional burnout; provide General advice on the prevention of emotional burnout in professional activities.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

И.Ф. Шиляева, А.Р. Биктагирова

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, фазы выгорания, напряжение, резистенция, истощение, профилактика выгорания.

Аннотация: В статье рассматриваются понятие и особенности формирования синдрома эмоционального выгорания; приводятся эмпирические данные эмоционального выгорания у педагогов и выводы о связи длительности профессиональной деятельности с возникновением и генезом состояния эмоционального выгорания; даются общие рекомендации по профилактике эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.

doi: 10.21510/1817-3292-2017-1-93-101

Современная система образования диктует новые, более высокие требования к педагогам, к успешности их профессиональной деятельности, тем самым способствуя возникновению стрессовых ситуаций у них. Каждый из педагогов обладает индивидуальным комплексом способов реагирования на трудности профессиональных ситуаций и их преодоление. Вместе с тем он подвержен синдрому эмоционального выгорания, который исследователями определяется как «симптом нашего времени», или «современная болезнь цивилизации», - подобно меланхолии в XIX веке, неврастении в начале ХХ века, паранойе в период между двумя войнами. Такие коллективные болезни свидетельствуют о нарушении отношений между человеком и обществом: причем неясно, кто больше виноват - общество, создавшее культ скорости, производительности и эффективности, или человек, угодивший в ловушку жажды успеха и признания. Например, в 1974 году психиатр из Нью-Йорка Х.Дж. Фрейденбергер (Freidenberger) впервые опубликовал статью о волонтерах, которые работали в социальной сфере от имени местной церкви. У волонтеров наблюдались симптомы, похожие на депрессию, эмоциональное истощение и усталость. В их анамнезе он обнаруживал всегда одно и то же: сначала эти люди были в абсолютном восторге от своей деятельности, но потом восторг постепенно уменьшался. Изменялось и их отношение к людям, которым они помогали: сначала это было доброжелательное, внимательное отношение, затем оно превращалось в отвергающее, негативное циничное. Также ухудшались и отношения с коллегами: возникало чувство вины и желание отстраниться от всего этого. Для обозначения подобного состояния Х.Дж. Фрейденбергер ввел понятие «эмоциональное выгорание», характеризуя психологическое состояние здоровых людей, находящихся в активном общении с клиентами или пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [3].

Термин «эмоциональное выгорание» в современной науке трактуется неоднозначно. Так, по мнению К. Маслач (С. Maslach), этот синдром включает в себя эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [9]. Позднее К. Кондо [7] определяет «burnout» («выгорание») как состояние дезадаптированно-сти к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Т.В. Форманюк считает синдром эмоционального выгорания специфическим видом профессионального заболеания лиц, работающих с людьми [8]. По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотрав-мирующие воздействия [1].

Первоначально количество профессиональных работников, подверженных «эмоциональному сгоранию», было незначительно - сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. В 1982 году Р. Шваб расширяет группу профессионального риска: это, прежде всего, учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней [1]. Как пишет К. Маслач, деятельность этих профессиональных работников весьма разнообразна, но всех их объединяет близкий контакт пеппгогичесннй жирнпл ппшнортостпнп м 1 (ла), son

пеппгогичесний журнпл апшнортостпнп м 1(68), яои в®ааэи

с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время [9].

Исследования педагогической деятельности показали, что профессия педагога обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоцио-генную. Высокая эмоциональная напряженность, наличие большого числа факторов стресса, постоянное проявление эмпатии в работе педагога могут способствовать развитию эмоционального выгорания у педагогов. В силу этого диагностика психологических особенностей эмоционального истощения педагогов рассматривается как актуальное направление исследований в современной психологической науке. Данная проблема, на наш взгляд, представляется важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, и, прежде всего, ученики, которые, контактируя, становятся заложниками синдрома.

В нашем исследовании приняли участие семьдесят педагогов; были использованы В следущие диагностические инструменты.

1. Опросник «Профессиональное выгорание», разработанный на основе трехфактор-ной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Цель методики - диагностика «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений» (редукция персональных достижений) [2]. Тест содержит двадцать два утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности. Ответы оцениваются по 7-балльной шкале измерений и варьируют от «никогда» (0 баллов) до «всегда» (6 баллов).

2. Методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания». Цель методики - измерение уровня проявления эмоционального выгорания в виде трех фаз развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение» [6]. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя восемьдесят четыре суждения, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет».

В ходе диагностики уровня эмоционального выгорания по опроснику «Профессиональное выгорание» получены следующие результаты: 10 % - крайне высокая степень эмоционального выгорания, 43 % - высокая степень, 37 % - средняя степень, и только у 10 % - низкая степень эмоционального выгорания.

Рассмотрим особенности проявления эмоционального выгорания более детально по шкалам (таблица 1).

низкая степень

крайне высокая степень ЭВ; 10%

Рис. 1. Выраженность эмоционального выгорания (ЭВ)

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

Таблица 1

Результаты исследования характеристик эмоционального выгорания у педагогов по опроснику Н. Водопьяновой и Е. Старченковой

Уровни Шкалы эмоционального выгорания

Эмоциональное истощение Деперсонализация Профессиональная успешность

Очень высокий 15% 39% -

Высокий 46% 38% 15%

Средний 31% 23% 39%

Низкий 8% - 46%

Исходя из полученных результатов (табл. 1), можно сказать, что эмоциональное истощение характерно почти для половины педагогов - 46 %, что выражается в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном пресыщении. По шкале деперсонализации также достаточно выражен высокий уровень - 39 %, свидетельствующий о дефор-мированности отношений с другими людьми, появлении негативного (иногда циничного) отношения к окружающим. По шкале профессиональной успешности 46 % педагогов продемонстрировали низкий уровень, тем самым оценивая свои профессиональные успехи и достижения отрицательно. Отсюда следует, что, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, чем меньше он самореализован в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Для выявления особенностей формирования эмоционального выгорания у педагогов нами была использована методика В.В. Бойко, дающая подробную картину синдрома эмоционального выгорания и позволяющая увидеть его ведущие симптомы. Оперируя содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику психологического состояния исследуемого.

Полученные результаты показывают, что первая фаза - напряжение психологических защит личности - у 39 % педагогов еще не сформирована, у 34 % - на стадии формирования, у 27 % - уже сформирована (рис. 2). На этой фазе приглушаются эмоции, притупляется острота чувств и переживаний, возникает недовольство собой и, более того, чувство собственной бесполезности, тревожность и депрессия. Именно эта фаза является предвестником и пусковым механизмом в формировании синдрома эмоционального выгорания.

П£ППГОГИЧ€СНИЙ ЖУРНПЛ БПШИОРТОСТПНП М 1(63). ЯОГ7

(ДООП

не

сформирована; 39%

на стадии формирования; 34%

сформирована; 27%

Рис. 2. Уровень сформированности фазы напряжения

Вторая фаза - резистенция, сопротивление психологических защит. Она предпола-

гает неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование; эмоционально-нравственную дезориентацию; расширение сферы экономии эмоций; редукцию профессиональных обязанностей. Но по фазе резистенции мы видим, что у 44 % испытуемых она уже сформирована (рис. 3), что свидетельствует о том, что большая часть испытуемых либо прошли фазу напряжения, либо оказались в фазе резистенции. Поскольку большинство педагогов по выраженности синдрома эмоционального выгорания находятся в фазе резистенции - 44 %, то именно на этой стадии начинается сопротивление нарастающему стрессу с момента появления напряжения. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается уменьшить давление внешних обстоятельств.

Рис. 3. Уровень сформированности фазы резистенции

Отметим, что в целом синдром эмоционального выгорания у педагогов выражен достаточно высоко, и утешает лишь то, что у половины испытуемых - 50 % фаза истощения еще не сформирована (рис. 4). Данная фаза характеризуется утратой здоровья, профессиональных ценностей; эмоциональной и личностной отстраненностью, эмоциональным дефицитом, падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, где защитная реакция как «выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.

а5®§§ж5 профессионально* оерпзовпние: провлемы. нпунп, прпнтикп

сформирована; 50%

на стадии формирования; 24%

ЁТ

^сформирована; 26%

Рис. 4. Уровень сформированности фазы истощения

не

Для каждой фазы характерны определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания. Данная методика позволяет также проанализировать особенности формирования этих фаз в зависимости от выраженности симптомов. В таблице 2 представлены ведущие симптомы по выделенным фазам синдрома эмоционального выгорания.

Таблица 2

Уровень сформированности симптомов по фазам эмоционального выгорания у педагогов по методике В.В. Бойко

ФАЗА эмоц. выгорания СИМПТОМЫ эмоционального выгорания Не сложившийся Складывающийся Сложившийся Доминирующий

НАПРЯЖЕНИЕ Переживание психотравмирующих обстоятельств 38% 11% 20% 31%

Неудовлетворенность собой 44% 51% 5% -

«Загнанность в клетку» 57% 14% 7% 22%

Тревога и депрессия 46% 28% 20% 6%

РЕЗИСТЕНЦИЯ Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 34% 17% 27% 22%

Эмоционально-нравственная дезориентация 46% 34% 10% 10%

Расширение сферы экономии эмоций 34% 23% 3% 40%

Редукция профессиональных обязанностей 20% 35% 24% 21%

ИСТОЩЕНИЕ Эмоциональный дефицит 51% 29% 3% 17%

Эмоциональная отстраненность 47% 27% 10% 16%

Личностная отстраненность 46% 20% 7% 27%

Психосоматические и психовегетативные нарушения 47% 26% 6% 21%

Из полученных результатов видно, что в фазе напряжения доминирующим является симптом переживания психотравмирующих обстоятельств - 31 %, проявляющийся как

пеппгогичесний журнпл спшнортостпнп м 1(68), яои эЖёЖёЖб

осознание психотравмирующих факторов деятельности, где накапливается отчаяние и негодование; у 51 % испытуемых выражен нарастающий симптом неудовлетворенности собой. В фазе резистенции доминирует симптом расширения сферы экономии эмоций - 40 %: испытуемые настолько устают от контактов на работе, что им порой не хочется общаться даже с близкими; поэтому именно домашние часто становятся одной из «жертв» эмоционального выгорания. Помимо этого, уже в данной фазе у 35 % педагогов начинает формироваться симптом «редукция профессиональных обязанностей», проявляющийся в попытке облегчить или сократить обязанности, требующие эмоциональных затрат. Положителен тот факт, что все симптомы фазы истощения у большинства педагогов явно не проявляются.

При анализе полученных результатов возникает вопрос о причинах данных явлений, и в качестве гипотезы нами выдвинуто предположение о влиянии длительности профессиональной деятельности (стажа работы) на формирование эмоционального выгорания. Результаты анализа степени выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания в зависимости от стажа работы у педагогов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Выраженность синдрома эмоционального выгорания по фазам у педагогов в зависимости от стажа работы

Фазы эмоционального выгорания СТАЖ РАБОТЫ

От 1 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 15 лет От 15 до 20 лет Более 20 лет

НАПРЯЖЕНИЕ 8,3% 25% 29% 39% 32%

РЕЗИСТЕНЦИЯ 58,3% 75% 57% 56% 40%

ИСТОЩЕНИЕ 33,3% - 14% 5% 28%

Можно видеть, что в «группу риска» попадают, прежде всего, молодые и зрелые педагоги. Показательно, что у 33,3 % начинающих педагогов уже проявляются симптомы истощения. Возможной причиной выгорания в начале профессиональной деятельности может стать несоответствие ожиданий, связанных с профессией, и реальной действительностью. Затем симптомы истощения немного сглаживаются, видимо, в связи с адаптацией к условиям трудовой деятельности, но вновь начинают проявляться у педагогов со стажем работы более двадцати лет. Возможно, это связано с возрастными особенностями, с кризисом самосознания личности, невосприимчивостью к новому.

Для уточнения наших предположений был проведен статистический анализ с использованием ^-критерия Манна-Уитни, который позволяет оценить существенность различий исследуемого феномена в различных выборках. В нашем случае выборка была разделена на 2 группы: 1 группа - со стажем работы от 1 года до 18 лет; 2 группа - от 19 до 40 лет. С помощью данного критерия выполнен сравнительный анализ существенности различий в степени выраженности фаз синдрома эмоционального выгорания у педагогов в зависимости от стажа работы. Данные статистического анализа представлены в таблице 4.

а5Ж§§Ж5 ПРО<Р€ССИОНПЛЫЮ€ ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа степени выраженности фаз эмоционального выгорания у педагогов

в зависимости от стажа работы

Фазы синдрома эмоционального выгорания Эмпирические значения и-критерия Манна-Уитни

НАПРЯЖЕНИЕ Уэмп = 468**

РЕЗИСТЕНЦИЯ Уэмп = 446*

ИСТОЩЕНИЕ иэмп = 597**

* при 467 (р< 0,05) и ** при 410 (р <0,01)

При определении существенности различий в степени выраженности фазы напряжения и фазы истощения у педагогов с различным стажем профессиональной деятельности достоверных различий обнаружено не было. Что касается фазы резистенции, то здесь выявлены достоверные различия: симптомы резистенции в большей степени выражены у педагогов 1 группы, со стажем работы до 18 лет.

Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, действительно, не дают однозначного ответа на вопросы о том, что же является главным в возникновении этого явления; какова основная его причина - личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия или факторы рабочей среды. Ответы на данные вопросы важны, прежде всего, для разработки мер по предупреждению выгорания. Определенной попыткой ответа на них явился подход К. Маслач, согласно которому, выгорание - результат несоответствия между личностью и работой; и увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Выделяется несколько сфер такого несоответствия.

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности - возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

пеппгогичесний журнпл апшнортостпнп м 1(68), яо!7 в®ааэи

Таким образом, управляемая рабочая нагрузка, оптимальный контроль (поддерживающий автономию работника), справедливое вознаграждение, чувство общности, разделенные ценности - вот пять ключевых областей, которые противостоят выгоранию.

Указанный подход представляется перспективным, поскольку позволяет определить совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и приступить к его устранению.

Большая роль в борьбе с синдромом эмоционального сгорания принадлежит самому работнику, культуре его труда и профессионального общения [5]. Соблюдая приведенные ниже рекомендации, сотрудник сможет либо предотвратить эмоциональное выгорание, либо понизить степень его выраженности.

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Достижение краткосрочных целей не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2. Использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», то есть отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого служат различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, и можно поговорить, в том числе, на отвлеченные темы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление как познавательными процессами, так и личностью -поведением, эмоциями и действиями. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.

5. Избегание ненужной конкуренции. В жизни много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к «победе» создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания.

4. Эмоциональное общение. Когда человек анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, то они могут найти разумное решение возникшей у него проблемы.

5. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс негативно воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

Важным условием профилактики эмоционального выгорания является разделение между домом и работой, между частной и профессиональной жизнью. Выгорание усиливается тогда, когда границы между ними стираются, и работа начинает занимать большую

gsSaaas ПРО<Р€ССИОНПЛh H ОС ОБРПЗОППНИС: ПРОБЛЕМЫ, НПУНП, ПРПНТИКП

часть жизни. Семейные проблемы - следствие выгорания могут быть облегчены «снижением рутинности», когда люди участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, позволяющие им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- анализ литературы по данной тематике позволяет сформировать теоретическую позицию, согласно которой синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения;

- феномен эмоционального выгорания все еще трактуется неоднозначно - одни авторы говорят о нем как о профессиональной деформации, негативно отражающейся на профессиональной деятельности; другие - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий;

- подтверждается тот факт, что эмоциональное выгорание - это не миф, а реальность - половина опрошенных педагогов (53%) имеют достаточно высокую степень эмоционального выгорания;

- значимого влияния стажа работы на проявление фаз эмоционального выгорания не обнаружено, но, тем не менее, симптомы истощения проявляются уже у начинающих педагогов (33 %);

- большинство педагогов находятся во второй фазе психического выгорания - в фазе резистенции (сопротивления); данный факт указывает, что при проведении определенных профилактических мероприятий они могут справиться с негативными проявлениями синдрома эмоционального выгорания.

Исследование феномена психического выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду [4]. И такой антипод, действительно, есть: это понятие «вовлеченность» (engagement), характеризующееся противоположными выгоранию составляющими - энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью [9]. Таким образом, исследование континуума «вовлеченность - выгорание» перспективно в плане выявления динамики профессионального развития личности.

1. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В.В. Бойко. - М. : информационно-издательский дом «Фи-линъ», 2005. 278с.

2. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. СПб. : Питер, 2005. 336с.

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. 221с.

4. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы [Текст] / Е.В.Орел // Психологический журнал. 2001. № 1. С.89-100.

5. Петрова, И.Ф. Культура общения личности (социально-философские аспекты) : автореф. дис. ... канд. фи-лос. Наук : 09.00.11. -Уфа, 2003. - 19 с.

6. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара : издательский дом «БАХРАХ», 2001. 672с.

7. Ронгинская, Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях [Текст] / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. 2002. № 3. С.85-95.

8. Форманюк, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-63.

9. Maslach С., LeiterМ.P. The truth about bumout: How organization cause personal stress and what to do about in. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997. 200р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.