УДК 159.944+316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ФЕНОМЕНА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КЗ® НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ТРУДОВОГО СТАЖА ШШ
СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ уШщ
Е. И. Ярошенко
Ярошенко Елена Игоревна, аспирант, кафедра общей и социальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Статья посвящена эмпирическому исследованию проявлений эмоционального выгорания личности сотрудников такой стрес-согенной сферы, как пенитенциарная система. Проверялась гипотеза о существовании особенностей проявления феномена эмоционального выгорания служащих пенитенциарных учреждений на различных этапах их трудового стажа. Выборку составили сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области. В качестве психодиагностического инструментария использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В. В. Бойко, и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон. В ходе исследования выявлена динамика проявления эмоционального выгорания, происходящая с течением времени работы в пенитенциарной системе. Был установлен ряд достоверных различий общего показателя эмоционального выгорания и его фаз и симптомов у служащих со стажем от трех до шести лет и двух других подгрупп - начинающих и длительно работающих в пенитенциарной системе. В первые три года работы сотрудники этой системы устойчивы к формированию эмоционального выгорания. В следующий период профессиональной жизни, от 3 до 6 лет, наблюдается значительное повышение уровня эмоционального выгорания, сопровождающегося выраженными симптомами сформированной стадии резистен-ции: именно в это время показатели эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарной системы достигают своего пика. После 6 лет работы симптомы эмоционального выгорания снижаются, что может объясняться формированием ресурсных механизмов противостояния профессиональным стрессам. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, фазы и симптомы выгорания, профессиональная деятельность, сотрудники пенитенциарной системы, стаж работы, стадии профессионализации.
DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-333-338
Введение
Интенсивные экономические, социокультурные и политические трансформации в современной социальной реальности приводят к значительному росту требований, предъявляемых к профессиональным качествам личности. Нестабильность, стресс-факторы и неблагоприятный организационный климат деструктивно воздействуют на эффективность профессиональной де-
ятельности и психоэмоциональное самочувствие личности, вызывая такой симптомокомплекс, как эмоциональное выгорание.
В синдром эмоционального выгорания в профессиональной среде входят: редукция эмоциональных проявлений и чрезмерно критическое отношение к своему профессиональному «Я», дезорганизация этических представлений, избегание эмоционально затратных трудовых полномочий, повышение уровня негативных эмоций [1, с. 326-334]. Основными симптомами выгорания являются снижение функции продуцирования и выражения эмоций, апатия, демотивация, рост количества конфликтов с окружающими, деперсонализация, потеря уверенности в своих способностях.
Т. Кокс и А. Гриффитс, проанализировав данные многочисленных исследований, создали интегративную модель феномена выгорания, включающую три аспекта: а) сильную мотивацию; б) негативную рабочую обстановку; в) использование субъектом неадекватных копинг-стратегий [2]. А. М. Пайнз установил, что формированию эмоционального выгорания предшествует первоначальная глубокая вовлеченность в процесс организационной деятельности, а также мотивация, ожидания и стремления работника [3, с. 41].
Ряд авторов рассматривают напряженность труда как возможность постепенного повышения ресурсов адаптации и профессионального развития при условии совладания личности с когнитивно и эмоционально трудной работой [4-7]. В противном случае нарушения в механизме адаптации и самоконтроля приводят со временем к эмоциональному выгоранию [8, 9]. Негативные составляющие профессиональной деятельности (например, неустойчивость режима работы, нестабильный график) способны привести к увеличению уровня неудовлетворенности своим «Я», напряженности, повышению роста психологического дискомфорта, неуверенности в себе, снижению уровня субъективного благополучия [10, с. 80-86, 11].
В настоящее время подавляющее большинство исследований эмоционального выгорания связано с социально-ориентированными про-
фессиями, такими как врач, воспитатель, педагог, либо с профессиями в сфере бизнеса. Однако до сих пор отсутствуют работы, связанные с изучением особенностей эмоционального выгорания представителей пенитенциарных учреждений.
Профессиональная деятельность в области уголовно-исполнительной системы сопровождается рядом специфических стресс-факторов. О. В. Крапивина [12], E. Crawley [13], B. Garland, E. G. Lambert и др. [14] отмечают психотрав-мирующую и стрессогенную сущность среды исправительно-трудовых учреждений. Кроме того, для данной сферы труда характерны низкая автономность индивида [15] и постоянные ролевые конфликты, связанные с необходимостью поддержания определенного уровня отношений со своими коллегами и заключенными [16]. Сотрудники уголовно-исполнительной системы вынуждены много общаться с правонарушителями, обладающими высоким уровнем агрессивности, негативными установками по отношению к персоналу, что может отрицательно сказываться на психоэмоциональном самочувствии и жизненных смыслах личности.
Целью данного исследования явилось установление особенностей проявления феномена эмоционального выгорания личности сотрудников пенитенциарной системы на различных этапах трудового стажа работника.
Методика исследования
Выборку составили сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области (N = 52). Все испытуемые мужского пола, в возрасте от 25 до 38 лет, имеют высшее образование, со стажем работы от нескольких месяцев до 10 лет. Выборка была поделена на три подгруппы в зависимости от длительности стажа: 1) служащие от 0 до 3 лет (32,4% испытуемых), 2) от 3 до 6 лет (32,4%) и 3) от 6 лет и более (35,2%).
В качестве психодиагностического инструментария использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В. В. Бойко, и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач и С. Джексон (адаптация Н. Водопьяновой, Е. Старченковой). Обработка данных осуществлялась при помощи ¿/-критерия Манна-Уитни с использованием пакета программного обеспечения IBM SPSS Statistics ver. 22.
Результаты исследования и их анализ
С помощью методики В. В. Бойко были получены средние значения общего показателя и выраженности отдельных фаз и стадий эмоционально-
го выгорания (табл. 1, рисунок). Наиболее высокие значения эмоционального выгорания установлены в подгруппе служащих в пенитенциарной системе от 3 до 6 лет, то есть со средней длительностью стажа. Данная подгруппа отличается также от начинающих сотрудников и служащих с большим стажем самыми высокими показателями по всем фазам и стадиям формирования эмоционального выгорания.
Наиболее выраженной фазой проявления эмоционального выгорания во всех выделенных подгруппах является фаза резистенции, свидетельствующая о сопротивлении нарастающему стрессу. Однако наиболее высокие значения резистенции наблюдаются у сотрудников со стажем от 3 до 6 лет.
В соответствии с ключами методики Бойко можно выделить уровни сформированности фаз и симптомов эмоционального выгорания. Количественный анализ данных позволил установить, что полностью сформированные фазы и симптомы эмоционального выгорания характерны только для подгруппы со стажем от 3 до 6 лет. Для этих сотрудников характерны сформированная фаза резистенции и такие устойчивые симптомы, как тревога и депрессия, неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, расширение сферы экономии эмоций (слабое эмоциональное реагирование), редукция профессиональных обязанностей (выполнение работы на автоматизме). Две другие подгруппы - начинающих служащих и сотрудников с большим стажем работы - характеризуются либо отсутствием симптомов, либо началом их формирования.
Таким образом, в нашем исследовании установлена динамика проявления эмоционального выгорания, зависящая от времени работы сотрудников в пенитенциарной системе. В первые три года работы сформированных симптомов эмоционального выгорания еще не наблюдается, а только начинается их формирование. На промежуточном этапе профессионального становления, от трех до шести лет работы, достигается пик показателей выраженности компонентов эмоционального выгорания, а на следующей стадии профессионализации сотрудников пенитенциарной системы происходит снижение показателей эмоционального выгорания. Этот факт может свидетельствовать о постепенной выработке и тренировке адаптационных ресурсов личности.
Изучение эмоционального выгорания с использованием методики К. Маслач и С. Джексон также показало, что наиболее высокие значения показателей эмоционального выгорания характерны для подгруппы со стажем работы от 3 до 6 лет (табл. 2).
Среднее значение выраженности показателей эмоционального выгорания испытуемых
Таблица 1
Фаза эмоционального выгорания Подгруппы
1 - со стажем до 3 лет 2 - со стажем от 3 до 6 лет 3 - со стажем от 6 лет и выше
Напряжение 29,65*2 54,82*1 36,00
Переживание психотравмирующих обстоятельств б,7б**2;*3 14,82**1 10,6*1
Неудовлетворенность собой 4,96*2 10,18*1;*3 9,4*2
«Загнанность в клетку» 7,00*2 12,3б*1;*3 7,47*2
Тревога и депрессия 7,88**2 17,45**1;*3 8,53*2
Резистенция 47,46**2 76,73**1;**3 45,27**2
Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование 14,57 19,73 11,8
Эмоционально-нравственная дезориентация 12,54 15,45 11,8
Расширение сферы экономии эмоций 7,8*2 21,18*1;**3 8,67**2
Редукция профессиональных обязанностей 12,54*2 20,3б*1;**3 13,00**2
Истощение 33,00**2 51,36**1 34,53
Эмоциональный дефицит 9,11 11,73 8,4
Эмоциональная отстраненность 12,7 15,09 11,27
Личностная отстраненность (деперсонализация) 7,34 15,36 8,27
Психосоматические и психовегетативные нарушения 4,46 9,18 6,6
Общий показатель 107,00**2 182,91**1**3 115,8**2
Примечание. * - достоверные различия показателей в строках при р < 0,05; ** - достоверные различия при р < 0,01; 1 2, 3 - подгруппы с различным стажем. Выделенные ячейки указывают на полную сформированность фаз и симптомов эмоционального выгорания.
200,00
§
§ - ■:: :
Я £
Ю «
О §
¡5 й '
« э
« -
£ ^
§
&й
50,00 0.00
1Ъ
шШшж
1Щ стаж от 0 до 3 лет
□ от 3 до 6 лет
□ от 6 лет и более
Напряжение Резистенция Истощение Эмоциональное
выгорание
Диаграмма распределения показателей средних значений фаз эмоционального выгорания (по
методике Бойко)
Среднее значение выраженности показателей эмоционального выгорания испытуемых
Таблица 2
Эмоциональное выгорание Подгруппы
1 - со стажем до 3 лет 2 - со стажем от 3 до 6 лет 3 - со стажем от 6 лет и выше
Эмоциональное истощение 16,11*2 24,07*1 18,79
Деперсонализация 7,67 12,93 10,22
Профессиональная успешность (редукция профессиональных достижений) 37*2 28,86*1 31,79
Интегральный индекс эмоционального выгорания 0,269683*2 0,443201*1 0,347976
Примечание. * - достоверные различия показателей в строках при р < 0,05; 1 2, 3 - подгруппы с которыми установлены различие.
С целью выявления достоверности различий подгрупп испытуемых в выраженности эмоционального выгорания был применен ¿/-критерий Манна-Уитни. Был установлен ряд достоверных различий общего показателя эмоционального выгорания и его фаз и симптомов второй подгруппы (со стажем от трех до шести лет) и двух других подгрупп - начинающих служащих и сотрудников с большим стажем (см. табл. 1, 2).
Обсуждение результатов
В ходе предпринятого исследования установлено, что проявление эмоционального выгорания личности сотрудников пенитенциарной системы связано с их трудовым стажем. Высокий уровень эмоционального выгорания характерен для группы испытуемых со средней длительностью стажа работы (от 3 до 6 лет). Именно в это время показатели данного феномена достигают пика своего проявления. Был установлен ряд достоверных различий общего показателя эмоционального выгорания и его фаз и симптомов второй подгруппы (со стажем от трех до шести лет) и двух других подгрупп - начинающих служащих и сотрудников с большим стажем. Мы объясняем полученный результат следующим образом: лица с небольшим трудовым стажем еще не накопили потенциал для выгорания и, соответственно, не успели достигнуть высокого уровня формирования данного феномена. Группа сотрудников, стаж работы которых превышает 6 лет, благодаря личностным копинг-стратегиям и развитию механизмов социально-психологической адаптации способны противостоять эмоциональному выгоранию в ходе профессиональной деятельности.
Сравнивая полученные результаты с уже проведенными другими авторами исследованиями соотношения эмоционального выгорания и процесса профессионализации личности, можно отметить определенные сходства и различия. Ю. И. Виданова [17], Н. Е. Водопьянова и Е. С. Старченкова [18] установили повышенный уровень выгорания у начинающих административных работников, объясняя это их низким уровнем профессионализации и адаптации. В то же время они отмечают снижение выгорания с возрастом в связи с самореализацией, за исключением случаев профессиональной деформации лиц со стажем работы более 10 лет. Иная динамика эмоционального выгорания, установленная в нашем исследовании, может объясняться отличающимся характером профессиональных трудностей работников уголовно-исполнительной системы. Первичное вхождение в рабочую среду у служащих пенитенциарной системы связано с большими ожиданиями, касающимися своей роли, и чувством
долга. Административные работники, изучавшиеся Ю. И. Видановой, имеют отличные от представителей силовых ведомств просоциальные установки и, сталкиваясь с бюрократической работой, поначалу вынуждены адаптироваться к ней.
Полученные нами данные согласуются с исследованием эмоционального выгорания у педагогов, проведенным Л. С. Третьяковой [19]. Она выявила максимальный уровень выгорания у группы со средним стажем (4,1 года), что соответствует длительности диапазона трудового стажа наиболее уязвимых сотрудников пенитенциарной системы (от 3 до 6 лет). Подобное сходство может объясняться определенным соответствием воспитательной деятельности педагога и испра-вительно-воспитательных функций сотрудника пенитенциарного учреждения. Пенитенциарный служащий, по-видимому, подобно педагогу на средней стадии своей профессионализации начинает явно осознавать несоответствия своих первоначальных ожиданий реальной профессиональной реальности.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что специфика проявления эмоционального выгорания связана со стадиями профессионализации пенитенциарных служащих. Этот факт необходимо учитывать при разработке программ психологической коррекции и профилактики эмоционального выгорания.
Заключение
Новизна проведенного исследования заключается в установлении взаимосвязи стажа работы и уровня развития эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарной системы. Установлена связь особенностей эмоционального выгорания работников с этапами их профессиональной социализации. Так, при изучении выборки в зависимости от стажа работы нами впервые было установлено, что максимальные значения показателей эмоционального выгорания наблюдаются в группе со стажем профессиональной деятельности от 3 до 6 лет. В этот сензитив-ный период сотрудники особенно подвержены деструктивному влиянию психотравмирующих факторов. Такие ситуации могут привести к тяжелым психологическим последствиям: профессиональной деформации, стрессовому расстройству, повышенной конфликтности, суицидальному и самоповреждающему поведению, психосоматическим заболеваниям, в том числе алкогольной и наркотической зависимости. На основе полученных нами эмпирических данных становится возможным создание плана психо-коррекционных мероприятий по своевременной диагностике эмоционального выгорания и прове-
дение соответствующих психопрофилактических мероприятий в пенитенциарной системе. Эти меры будут связаны с нормализацией социальных установок, формированием релевантных ситуации моделей поведения, стабилизацией эмоционального состояния работника и адаптацией к актуальному этапу профессиональной социализации личности. Особую значимость результаты исследования представляют в организационной деятельности, характеризующейся повышенными требованиями к психофизиологической подготовленности индивида, например в охранно-сыскной и правоохранительной сферах деятельности.
Список литературы
1. Леонова А. Б., Величковская С. Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний : сб. ст. / под ред. А. О. Прохорова. Казань, 2002. Вып. 4. С. 326-343.
2. Cox T., Griffiths A. The nature and measurement of work-related stress : theory and practice // Evaluation of Human Work / eds. J. R. Wilson, N. Corlett. Boca Raton, 2005. P. 553-571.
3. Pines A. M. Burnout : From tendium to personal growth. N.Y., 1981. 229 p.
4. Kohn M. L., Schooler C. Work and personality. Norwood, 1983. 400 p.
5. Kubicek B., Korunka C. Does job complexity mitigate the negative effect of emotion-rule dissonance on employee burnout? // Work & Stress. 2015. Vol. 29, № 4. P. 379-400.
6. Hobfoll S. E. The influence of culture, community, and the nested-self in the stress process : Advancing conservation of resources theory // Applied Psychology : An International Review. 2001. Vol. 50, iss. 3. P. 337-421.
7. Bakker A. B., Demerouti E. Job demands-resources theory / eds. P. Y. Chen, C. L. Cooper // Wellbeing. A complete reference guide. Chichester, 2014. P. 37-64. DOI: 10.1100219781118539415.wbwell019
8. Zapf D., Vogt C., Seifert C., Mertini H., Isic A. Emotion work as a source of stress : The concept and development of an instrument // European Journal of Work and Orga-
nizational Psychology. 1999. Vol. 8, iss. 3. P. 371-400.
9. Richards J. M., Gross J. J. Emotion regulation and memory : The cognitive costs of keeping one's cool // Journal of Personality and Social Psychology. 2000. Vol. 79, № 3. P. 410-424.
10. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 80-86.
11. Безносое С. П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004. 270 с.
12. Крапивина О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2004. 22 с.
13. Crawley E. Doing Prison Work. The public and private lives of prison officers. N.Y., 2011. 304 p.
14. Garland B., Lambert E.G., Hogan N.L., Kim B., Kelley T. The relationship of affective and continuance organizational commitment with correctional staff occupational burnout. A Partial replication and expansion study // Criminal Justice and Behavior. 2014. Vol. 41, № 10. P. 1161-1177.
15. Dowden C., Tellier C. Predicting wok-related stress in correctional officers : Ametanalysis // Journal of Criminal Justice. 2004. Vol. 32. P. 31-47.
16. Bringas-Molleda C., Fernández-Muñiz A., Álvarez-Fresno E., Martínez-Cordero A., Rodríguez-Díaz F. J. Influence of burnout on the health of prison workers // Revista Espanola De Sanidad Penitenciaria. 2015. Vol. 17. P. 67-73.
17. Виданова Ю. И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников // Вестн. СПбГУ. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2007. № 4. С. 364-370.
18. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : диагностика и профилактика. СПб., 2005. 343 с.
19. Третьякова Л. С. Профессиональное выгорание социальных педагогов на разных этапах профессионализации // Современные тенденции и проблемы психологической науки : материалы Всерос. науч. конф., посвященной 110-летию со дня рождения П. М. Якобсона (Уфа, 17-18 мая 2012 г.). М. ; Берлин, 2015. С. 61-65.
Образец для цитирования:
Ярошенко Е. И. Особенности проявления феномена эмоционального выгорания на различных этапах трудового стажа сотрудников пенитенциарных учреждений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 3. С. 333-338. БО!: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-333-338
Social and Psychological Features of Emotional Burnout at Various Stages of Seniority of Correctional Staff
Е. I. Yaroshenko
Еlena I. Yaroshenko, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., 410012, Saratov, Russia, [email protected]
The article presents the results of empirical research of correctional staff's emotional burnout. The hypothesis: there is an existence of features of correctional staff's emotional burnout at various stages of their seniority. Empirical selection is presented by employees of Federal Service Directorate of Execution of Punishment in Saratov region. Methods: V. Boyko's method for burnout level assessment; K. Maslach Burnout Inventory (MBI). This research shows dynamics of
emotional burnout which people working in penal system eventually acquire. It is established that there is a number of reliable differences on the general indicator of emotional burnout and its phases and symptoms between employees with experience from three to six years and two other subgroups: beginners and those who have been working in penal system for long time. In the first three years of work employees of penal system are mainly steady against formation of emotional burnout. During the next period of career from 3 to 6 years substantial increase of level of the emotional burnout which is followed by the expressed symptoms of the created resistance stage s observed. In this time frame of work indicators of emotional burnout of penal system employees reach the peak. In the period of work over 6 years decrease of emotional burnout symptoms is observed that can be explained by formation of resource mechanisms of opposition to professional stress.
Key words: emotional burnout, phases and symptoms of burnout, professional activity, correctional staff, seniority, professionalization stages.
References
1. Leonova A. B., Velichkovskaya S. B. Differentsialnaya diagnostika sostoyaniy snizhennoy rabotosposobnosti [Differential diagnostics of conditions of the lowered working capacity]. In: Psikhologiya psikhicheskih sostoyaniy: sb. st. [Psychology of mental states: collection of articles]. Ed. by A. O. Prokhorova. Kazan, 2002, iss. 4, pp. 326-343 (in Russian).
2. Cox T., Griffiths A. The nature and measurement of work-related stress: theory and practice. In: Evaluation of Human Work. Eds. J. R. Wilson, N. Corlett. Boca Raton, 2005, pp. 553-571.
3. Pines A. M. Burnout: From Tendium to Personal Growth. New York, 1981. 229 p.
4. Kohn M. L., Schooler C. Work and personality. Norwood, 1983. 400 p.
5. Kubicek B., Korunka C. Does job complexity mitigate the negative effect of emotion-rule dissonance on employee burnout? Work & Stress, 2015, vol. 29, no. 4, pp. 379-400.
6. Hobfoll S. E. The influence of culture, community, and the nested-self in the stress process: Advancing conservation of resources theory. Applied Psychology: An International Review, 2001, vol. 50, iss.3, pp. 337-421.
7. Bakker A. B., Demerouti E. Job demands-resources theory. In: Wellbeing: A complete reference guide. Eds. P. Y. Chen, C. L. Cooper. Chichester, 2014. pp. 37-64. DOI: 10.1100219781118539415.wbwell019
8. ZapfD., Vogt C., Seifert C., Mertini H., Isic A. Emotion work as a source of stress: The concept and development of an instrument. European Journal of Work and Organizational Psychology, 1999, vol. 8, iss. 3, pp. 371-400.
9. Richards J. M., Gross J. J. Emotion regulation and me-
mory: The cognitive costs of keeping one's cool. Journal of Personality and Social Psychology, 2000, vol. 79, no. 3, pp. 410-424.
10. Shamionov R. M. Subektivnoe blagopoluchie lichnosti kak subekta sotsialnogo bytiya [Subjective Well-being of Personality as a Subject of Social existence]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 1, pp. 80-86 (in Russian).
11. Beznosov S. P. Professionalnaia deformatciia lichnosti [Professional deformation of personality]. St. Petersburg. 2004, 270 p. (in Russian).
12. Krapivina O. V. Emotcionalnoe vygoranie kak forma professionalnoi deformatcii u penitentciarnykh sluzhash-chikh [Emotional burning out as a form of professional deformation in penitentiary employees]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Psychol.). Tambov, 2004. 22 p. (in Russian).
13. Crawley E. Doing Prison Work. The public and private lives of prison officers. New York, 2011. 304 p.
14. Garland B., Lambert E. G., Hogan N. L., Kim B., Kel-ley T. The relationship of affective and continuance organizational commitment with correctional staff occupational burnout. A Partial replication and expansion study. Criminal Justice and Behavior, 2014, vol. 41, no. 10, pp. 1161-1177.
15. Dowden C., Tellier C. Predicting wok-related stress in correctional officers: Ametanalysis. Journal of Criminal Justice, 2004, vol. 32, pp. 31-47.
16. Bringas-Molleda C., Fernandez-Muniz A., Alvarez-Fresno E., Martinez-Cordero A., Rodriguez-Diaz F. J. Influence of burnout on the health of prison workers. Revista Espanola De Sanidad Penitenciaria, 2015, vol. 17, pp. 67-73.
17. Vidanova Iu. I. Psikhicheskoe vygoranie v protsesse pro-fessionalizatsii administrativnykh rabotneykov [Mental burnout in the process of professionalizing administrative staff]. Vestn. SPbGU[Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 6. Political science. International relationships], 2007, no. 4, pp. 364-370 (in Russian).
18. Vodopianova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniia: diagnostika i profilaktika [Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention]. St. Petersburg, 2005. 343 p. (in Russian).
19. Tretyakova L.S. Professionalnoe vygoranie sotsialnykh pedagogov na raznykh etapakh professionalizatsii [Professional burnout of social pedagogues at different stages of professionalization]. In: Sovremennye tendentsii i problemy psikhologicheskoy nauki: materialy Vseros. nauch. konf., posvyashchennoy' 110-letiyu so dnya rozh-deniya P. M. Yakobsona [Current trends and problems of psychological science: materials of the All-Russian scientific conference dedicated to the 110th anniversary of the birth of P. M. Jakobson]. (Ufa, May 17-18, 2012). Moscow, Berlin, 2015, pp. 61-65 (in Russian).
Cite this article as:
Yaroshenko Е. I. Social and Psychological Features of Emotional Burnout at Various Stages of Seniority of Correctional Staff. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 333-338. DOI: 10.18500/1819-7671-2018-18-3-333-338