УДК 159.944+316.6
Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда (Стар
как предиктор эмоционального выгорания ИМ!)
(социально-когнитивный подход) Жм1
Е. И. Ярошенко
Ярошенко Елена Игоревна, аспирант кафедры общей и социальной психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Статья посвящена эмпирическому исследованию особенностей проявления эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик работников уголовно-исполнительной системы, представленных в показателях удовлетворенности трудом и отношении к субъектам и объектам профессиональной деятельности в контексте социально-когнитивного подхода. Проверялась гипотеза о существовании связи особенностей проявления феномена эмоционального выгорания и психологического отношения к элементам профессиональной деятельности служащих пенитенциарных учреждений. Выборку составили сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области. В качестве психодиагностического инструментария использовались методика диагностики уровня эмоционального выгорания, разработанная В. В. Бойко, методика определения удовлетворенности трудом А. В. Батаршева, опросник «Оценка удовлетворенности работой» В. А. Розановой и методика «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С. В. Духновского. Установлено, что эмоциональное выгорание как социально-психологический феномен тесно связано с отношением индивида к объектам и субъектам трудовой деятельности. На эмоциональное выгорание личности влияют различные виды отношения индивида к элементам профессиональной деятельности на отдельных этапах развития данного феномена: на ранних этапах (фаза напряжения) наиболее значимым предиктором ЭВ является психологическое отношение индивида к объектам труда (удовлетворенность достижениями на работе), на позднем этапе ЭВ (фаза истощения) - психологическое отношение индивида к субъектам труда (личная и групповая удовлетворенность, удовлетворенность взаимоотношением с сотрудниками). Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психологическое отношение, социально-когнитивный подход, профессиональная деятельность, удовлетворенность трудом, пенитенциарная система.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-83-88
Введение
Психологическое отношение сотрудника к осуществляемой им деятельности является значимым фактором, определяющим уровень его профессиональной эффективности, и важной составляющей психологического благополучия личности [1, с. 80-86]. Наиболее информа-
тивным показателем отношения человека к деятельности является удовлетворенность различными ее аспектами [2, с. 4-12]. Изменение психоэмоционального отношения к объектам и субъектам профессиональной деятельности приводит к переживанию субъектом труда собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой [3]. В связи с этим целесообразно рассмотреть отношение сотрудников организаций к элементам профессиональной деятельности в качестве фактора психологического благополучия и способности противостоять стрессовым ситуациям и, как следствие, эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации личности.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к определению феномена эмоционального выгорания, который рассматривается учеными как синдром хронического переутомления, вызванный напряженной деятельностью и межличностным взаимодействием в профессиональной среде [4].
В качестве методологических основ в рамках настоящего исследования синдрома эмоционального выгорания (ЭВ) был выбран социально-ког -нитивный подход (СКП) в связи с его глубоким и всесторонним уровнем охвата концептуальных положений социально-психологических феноменов. Основоположником СКП выступает А. Бандура. Исходя из данного подхода, значимым компонентом личности служит ее социальное окружение, в рамках которого она проявляет активность, индивидуальное поведение, собственные убеждения и такие характеристики, как уверенность в себе и самоэффективность [5, с. 94-124].
D. Cervone, W. G. Shadel, S. Jencius указывают на следующие особенности социально-когнитивного подхода: а) принцип взаимного детерминизма: индивид и общественная среда оказывают воздействие друг на друга; б) исследование объекта познания происходит через призму оценки различий в функционировании когнитивных и аффективных компонентов личности, формирующихся во взаимодействии с социальным окружением;
в) личность представляет собой комплексную и динамическую систему, участвующую непосредственно в своем развитии [6, с. 33-51].
Несмотря на наличие многочисленных исследований феномена эмоционального выгорания, он недостаточно изучен в парадигме СКП. Между тем важными объектами исследования в рамках СКП являются социальные установки, отношения и ценности личности. Феномен психологического отношения личности к элементам профессиональной деятельности как целостная единица практически никем не рассмотрен, в то время как именно данная категория выступает одним из основных мотиваторов поведения и самочувствия индивида [7, с. 30-34].
Цель данного исследования - выявление связи между особенностями параметров эмоционального выгорания и социально-психологическими характеристиками работников, представленных в показателях удовлетворенности трудом и отношении к субъектам и объектам профессиональной деятельности в контексте СКП.
Организация исследования
В исследовании приняли участие сотрудники Управления федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области N = 73). Возраст работников - от 25 до 40 лет. Участники были разделены на 3 подгруппы в зависимости от длительности профессионального стажа: 1-я - от нескольких месяцев до 3 лет (24 испытуемых); 2-я - от 3 до 6 лет (13 испытуемых); 3-я - от 6 лет и более (37 испытуемых).
В качестве психодиагностического инструментария использовался метод тестирования с использованием следующих методик: методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко [8]; методики определения удовлетворенности трудом А. В. Батаршева [9, с. 470-473]; опросника «Оценка удовлетворенности работой» В. А. Розановой [10]; методики
Результаты проведенного корреляционного анализа свидетельствуют о наличии обратной взаимосвязи параметров эмоционального выго-
«Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С. В. Духновского [11]. Обработка результатов осуществлялась при помощи методов статистического анализа: Коэффициента ранговой корреляции Спирмена; Множественной линейной регрессии с использованием пакета программного обеспечения IBM SPSS Statistics ver. 22.
Результаты исследования и их анализ
При анализе полученных данных выявлена динамика показателей ЭВ в зависимости от продолжительности срока службы. Сравнение средних значений по общему показателю ЭВ в подгруппах испытуемых позволило получить следующие результаты: у служащих от нескольких месяцев до 3 лет ср. знач. = 81,97; наиболее высокие баллы обнаружены у сотрудников со стажем от 3 до 6 лет (ср. знач. = 148); у работников с длительным стажем от 6 лет ср. знач. = 124,7.
Выявлены более высокие значения общего показателя уровня ЭВ у руководящего состава уголовно-исполнительной системы (ср. знач. = = 182,21) в сравнении с младшим составом (ср. знач. = 67,78).
В зависимости от выраженности симптомов и фаз эмоционального выгорания в соответствии с ключами методики В. В. Бойко выделены следующие сотрудники: 1) со сформированной первой фазой ЭВ (12,33%, 9 человек), 2) с двумя сформированными фазами ЭВ (2,74%, 2 человека), 3) с тремя сформированными фазами ЭВ (10,96%, 8 человек), 4) с фазами в стадии формирования (73,97%, 54 человека).
Применение коэффициента ранговой корреляции Спирмена позволило получить достоверную взаимосвязь показателей, выявляемых с помощью методики В. В. Бойко и методики определения удовлетворенности трудом А. В. Батаршева, а также стажем работы (табл. 1). Для представленной выборки критическое значение rc = 0,232 приp < 0,05 и rc = 0,303 приp < 0,01.
рания и удовлетворенности профессиональной деятельностью как формы социально-психологического отношения личности.
Таблица 1
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена по методикам В. В. Бойко и А. В. Батаршева
Удовлетворенность трудом Напряжение Резистенция Истощение
Удовлетворенность достижениями в работе -0,595** -0,439** -0,486**
Удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками -0,560** -0,485** -0,499**
Удовлетворенность взаимоотношениями с руководством -0,445** -0,343** -0,395**
Удовлетворенность условиями труда -0,427** -0,359** -0,423**
Стаж работы в организации 0,688** - 0,808**
Примечание. ** - достоверные различия показателей в строках прир < 0,01.
Негативное психологическое отношение личности к таким параметрам рабочей среды, как взаимоотношения с сотрудниками и руководством, условиями труда и достижениями, достоверно связаны с основными фазами эмоционального выгорания (см. табл. 1). Данная связь обосновывается тем фактом, что в основе ЭВ и удовлетворенности трудом (отношением к объектам организации, выполняемой работе и условиям ее протекания) лежит сложный социально-когнитивный симптомокомплекс, связанный с включенностью индивида в сложную многосто-
роннюю систему взаимодействия с обществом, наличием личностных ресурсов, копинг-страте-гий, системы мотивации, установок и ценностей субъекта труда. Нарушения в функционировании какого-либо компонента, исходя из положений СКП, неизменно ведут к нарушению системы в целом и отдельных ее компонентов.
Проведенный корреляционный анализ данных методик В. В. Бойко и С. В. Духновского позволил получить достоверную взаимосвязь показателей эмоционального выгорания и субъективной оценки межличностных отношений (табл. 2).
Таблица 2
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена по методикам В. В. Бойко и С. В. Духновского
Фазы эмоционального выгорания Напряженность отношений Отчужденность в отношениях Конфликтность в отношениях Агрессия в отношениях
Напряжение 0,529** 0,374** 0,373** 0,496**
Резистенция 0,604** 0,473** 0,408** 0,517**
Истощение 0,562** 0,491** 0,472** 0,543**
Примечание. Обозначения см. табл. 1.
Установлено, что такие параметры, как «напряженность отношений» и «агрессия в отношениях», достоверно взаимосвязаны со всеми фазами эмоционального выгорания. Наиболее сильной является связь резистенции и отчужденности в отношении (г = 0,604), что объясняется попыткой индивида уйти от излишних социальных контактов как формы защиты от чрезмерного эмоционального напряжения.
Представленные переменные отражают особенности межличностного взаимодействия как результат социальной интеракции с другими индивидами. Если предыдущий пункт в большей степени отражал отношение индивида к объектам труда, то в данном случае описывается связь выгорания с особенностями отношения личности к другим субъектам труда.
Регрессионная модель эмоционального выгорания. В случае прогнозирования фазы напряжения коэффициент регрессии имел значение Я = 0,895 (Я2 = 0,800, скорректированный Я2 = 0,652). Достоверным предиктором является удовлетворенность достижениями на работе, в = -0,468, ( = 2,827, р = 0,008. При прогнозировании фазы резистенции коэффициент регрессии имел значение Я = 0,825 (Я2 = 0,680, скорректированный Я2 = 0,442). Достоверных предикторов не выявлено. В случае прогнозирования истощения коэффициент регрессии имел значение Я = 0,887 (Я2 = 0,787, скорректированный Я2 = 0,628). Достоверными предикторами оказалась: а) личная и групповая удовлетворенность (опросник В. А. Розановой), в = -1,117, Г = -2,62, р = 0,013;
б) удовлетворенность взаимоотношением с сотрудниками (методика А. В. Батаршева), в = = 1,004, Г = 2,437, р = 0,021.
Обсуждение результатов
Анализ данных исследования показал, что на развитие эмоционального выгорания влияют специфика профессиональной деятельности и срок службы, что согласуется с ранее проведенными исследованиями М. А. Черкасовой, В. М. Позднякова [12, с. 22-31] и М. Г. Деболь-ского и М. П. Чернышковой [13, с. 70-78.]. Начальники отрядов со средней продолжительностью работы (от 3 до 6 лет) имеют наиболее высокие показатели выгорания. Данные результаты свидетельствуют о более сложном характере профессиональной деятельности руководящего состава. Снижение показателей ЭВ при длительном сроке службы указывает на постепенную выработку сотрудниками адаптационных стратегий, позволяющих противостоять негативным последствиям ЭВ.
Негативное эмоциональное отношение к значимым объектам и субъектам труда становится частью единой профессионально-личностной характеристики индивида. Данные результаты частично совпадают с данными корреляционного анализа указанных параметров Е. О. Марийчук [14, с. 1 -10], однако в нашем случае выявлена более тесная связь между исследуемыми переменными. Кроме того, в работе автора не проведен анализ отношения индивида к другим субъектам трудовой деятельности.
Наиболее значимым предиктором формирования фазы напряжения являются проблемы с субъективной удовлетворенностью своего отношения к профессиональному статусу и личным достижениям в карьере. В дальнейшем данный фактор перестает оказывать влияние на последующее развитие выгорания, и доминирующую функцию выполняют не факторы отношения к объектам труда, а факторы отношения к его субъектам - личная и групповая удовлетворенность и удовлетворенность взаимоотношением с сотрудниками. Таким образом, в процессе формирования отдельных фаз ЭВ участвуют различные предикторы отношения к объектам (на ранних стадиях) и субъектам (на поздних) труда.
Стоит отметить отсутствие взаимосвязи между фазой ЭВ «Резистенция» и стажем работы, а также отсутствие влияния на данную фазу системы отношения индивида к объектам либо субъектам его трудовой деятельности. Мы склонны связывать это с тем, что, исходя из научных представлений В. В. Бойко [15], на данной стадии происходит перестройка системы социально-психологического отношения личности, в результате чего редуцируются такие эмоциональные проявления, как сочувствие, эмпатия, сопереживание. Субъекты трудовой деятельности пытаются дистанцироваться от имеющихся переживаний, в результате чего значимость воздействия системы отношения становится не столь сильной, как при наличии формирования других фаз выгорания.
Установленные в результате корреляционного и регрессионного анализа данные соотносятся с проведенными исследованиями P. N. Lemyre, H. K. Hall и G. C. Roberts [16, с. 221-234], которые применяли методологию СКП для исследования ЭВ спортсменов в ходе лонгитюдного исследования. Значимыми факторами развития ЭВ, по мнению авторов, становятся аттитюды к требованиям коллег, к успешной деятельности (социально предписанный перфекционизм, воспринимаемые способности и достижения). R. Schwarzer и E. Greenglass [17] использовали СКП к исследованию выгорания учителей. В качестве значимых компонентов ЭВ авторы рассматривают взаимодействие таких факторов, как степень эмоциональной напряженности рабочей среды, отсутствие стремления к достижению профессиональных целей, недостаток внешних и внутренних ресурсов, субъективно высокие требования среды, наличие негативных моделей поведения, отсутствие социальной поддержки, демотивация, сомнения (особенно в своей компетентности и самоэффективности).
В то же время мы установили ранее не рассматриваемую другими авторами значимость психологического отношения индивида к объектам и субъектам трудовой деятельности, а также выявили различия во влиянии данных типов отношений на формирование отдельных фаз ЭВ.
Заключение
В результате проведенного исследования были установлены следующие закономерности:
1. Эмоциональное выгорание как социально-психологический феномен тесно связано с отношением индивида к объектам и субъектам трудовой деятельности.
2. Данные феномены входят в единый социально-когнитивный комплекс личности, связанный с особенностями поведения и установок личности как продукта социализации.
3. На ЭВ личности влияют различные виды отношения индивида к элементам профессиональной деятельности на отдельных этапах развития данного феномена.
4. На ранних этапах (фаза напряжения) наиболее значимым предиктором ЭВ выступает психологическое отношение индивида к объектам труда (удовлетворенность достижениями на работе).
5. На позднем этапе ЭВ (фаза истощения) наиболее значимым предиктором являются психологическое отношение индивида к субъектам труда (личная и групповая удовлетворенность, удовлетворенность взаимоотношением с сотрудниками).
Учитывая положения социально-когнитивной теории и результатов проведенного исследования, считаем возможной разработку профилактических мероприятий по предупреждению развития эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарной системы. Своевременная психологическая диагностика сотрудников позволит предотвратить негативные последствия феномена ЭВ и спрогнозировать основные результаты профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности как субъекта социального бытия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 80-86.
2. Ильин Е. П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности / под ред. Б. А. Ашмарина, Е. П. Ильина, Б. А. Петрова. Л., 1981. С. 4-13.
3. ТутушкинаМ. К. Практическая психология : учебник. СПб., 2001. 368 с.
4. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М., 2014. 239 с.
5. Bandura A. Social Cognitive Theory of Mass Communication // Media Effects : Advances in Theory and Research / eds. J. Bryant, M. B. Oliver. N.Y., 2009. P. 94-124.
6. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-cognitive theory of personality assessment // Personality and Social Psychology Review. 2001. Vol. 5, iss. 1. P. 33-51.
7. Сироткина М. М. Формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности у будущих учителей : результаты педагогического эксперимента // Весщ БДПУ. Сер. 1. 2016. № 2. С. 30-34.
8. Бойко В. В. Психоэнергетика. СПб., 2008. 416 с.
9. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. 490 с.
10. УразаеваВ. А. (РозановаВ. А.) Психология решения управленческих задач. М., 1989. 352 с.
11. Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006. 51 с.
12. Черкасова М. А., Поздняков В. М. Особенности про-
фессионального выгорания у сотрудников уголовно-исполнительной системы на различных этапах прохождения службы // Прикладная юридическая психология. 2013. № 1. С. 22-31.
13. Дебольский М. Г., Чернышкова М. П. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы // Учен. записки Рос. гос. социального ун-та. 2015. Т. 14, № 3 (130). С. 70-78.
14. МарийчукЕ. О. Социально-психологические факторы профессионального выгорания молодых специалистов педагогических профессий // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8, № 1. C. 1-10.
15. Бойко В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб., 2004. 474 с.
16. Lemyre P. N., HallH. K., Roberts G. C. A social cognitive approach to burnout in elite athletes // Scand. J. Med. Sci. Sports. 2008. Vol. 18, iss. 2. P. 221-234.
17. Schwarzer R., Greenglass E. Teacher Burnout from a Social-Cognitive Perspective : A Theoretical Position Paper // Understanding and Preventing Teacher Burnout a Sourcebook of International Research and Practice / ed. by R. Vandenberghe, A. M. Huberman. N.Y., 1999. P. 238-246.
Образец для цитирования:
Ярошенко Е. И. Особенности психологического отношения личности к объектам и субъектам труда как предиктор эмоционального выгорания (социально-когнитивный подход) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 83-88. БО!: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-83-88
Features of Psychological Attitude of Personality to Objects and Subjects of Labor as a Predictor of Emotional Burnout (Socio-Cognitive Approach)
Е. I. Yaroshenko
Еlena I. Yaroshenko, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya Str., 410012 Saratov, Russia, [email protected]
The article presents the empirical research results of emotional burnout level and socio-psychological characteristics of the penitentiary system employees, presented in terms of job satisfaction and attitudes towards subjects and objects of professional activity in the context of a social cognitive approach. The hypothesis: There is a connection between the emotional burnout level and the psychological attitude to the elements of professional activity among penitentiary institutions employees.The sample group consisted of Federal Penal Enforcement Service (FSIN) employees of the Saratov region. Psycho-diagnostic tools were the method of emotional burnout level diagnostics by V. V. Boyko, the method of determining job satisfaction by A. V. Batarsheva, the questionnaire «Assessment of job satisfaction» by V. A. Rozanova and the method «Subjective assessment of interpersonal relationships» (SOMO) by S. V. Dukhnovsky. The study found that emotional burnout as a socio-psychological phenomenon is closely related to the person's attitude towards objects and subjects of professional activity. At different stages of emotional burnout development, various types of attitudes appear. Therefore, at the early stages (phase of stress) the most significant predictor of emotional burnout was psychologi-
cal attitude to the labor objects (satisfaction with achievements at work), at the late stage of emotional burnout (exhaustion phase) psychological attitude to the labor subjects (personal and group satisfaction, satisfaction with professional relationships) was observed.
Keywords: emotional burnout, psychological attitude, socio-cognitive approach, professional activity, job satisfaction, penitentiary system.
References
1. Shamionov R. M. Subektivnoe blagopoluchie lichnosti kak subekta sotsialnogo bytiya [Subjective Well-Being of Personality as a Subject of Social Existence]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 1, pp. 80-86 (in Russian).
2. Ilin E. P. Udovletvorennost deyatelnostyu kak sotsi-alno-psikhologicheskii fenomen [Satisfaction with activity as a socio-psychological phenomenon]. Psikho-fiziologicheskoe izychenie uchebnoi i sportivnoi de-yatelnosti [Psychophysiological Study of Educational and Sports Activities]. Ed. by B. A. Ashmarin, E. P. Ilin, B. A. Petrov. Leningrad, 1981, pp. 4-13 (in Russian).
3. Tutushkina M. K. Prakticheskayapsikhologiya: uchebnik [Practical Psychology: Handbook]. St. Petersburg, 2001. 368 p. (in Russian).
4. Chutko L. S., Kozina N. V. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya. Klinicheskie i psikhologicheskie aspekty.
[Burnout Syndrome. Clinical and Psychological Aspects]. Moscow, 2014. 239 p. (in Russian).
5. Bandura A. Social Cognitive Theory of Mass Communication. In: Media Effects: Advances in Theory and Research. Eds. J. Bryant, M. B. Oliver. New York, 2009, pp. 94-124.
6. Cervone D., Shadel W. G., Jencius S. Social-cognitive Theory of Personality Assessment. Personality and Social Psychology Review, 2001, vol. 5, iss. 1, pp. 33-51.
7. Sirotkina M. M. Formation of Value Attitude to Professional Activity of Future Teachers: The Results of the Pedagogical Experiment. Vestci BDPU, Ser. 1, 2016, no. 2, pp. 30-34 (in Russian).
8. Boyko V. V. Psikhoenergetika [Psychoenergy]. St. Petersburg, 2008. 416 p. (in Russian).
9. Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M. Sotcialno-psihologicheskaia diagnostika razvitiia lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological Diagnosis of Personal Development and Small Groups]. Moscow, 2002. 490 p. (in Russian).
10. Urazaeva V. A. (Rozanova V. A.). Psihologiia resheniia upravlencheskikh zadach [Psychology of Solving Management Problems]. Moscow, 1989. 352 p. (in Russian).
11. Dukhnovskii S. V. Subektivnaia ocenka mezhlichnostnykh otnoshenii. Rukovodstvo po primeneniiu [Subjective Assessment of Interpersonal Relationships. Application Guide]. St. Petersburg, 2006. 51 p. (in Russian).
12. Cherkasova M. A., Pozdniakov V. M. Osobennosti
professional'nogo vygoraniya u sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy na razlichnyh ehtapah prohozh-deniya sluzhby [Features of Professional Burnout in the Staff of the Penitentiary System at Various Stages of Service]. Applied Legal Psychology, 2013, no. 1, pp. 22-31 (in Russian).
13. Debolskii M. G., Chernyshkova M. P. Osobennosti professional'nogo vygoraniya sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Features of professional burnout of employees of the penitentiary system]. Scientific Notes of the Russian State Social University, 2015, vol. 14, no. 3 (130), pp. 70-78 (in Russian).
14. Mariichuk E. O. Socio-psychological Factors of Professional Burnout of Young Specialists of Pedagogical Professions. Psychological Science and Education, 2016, vol 8, no. 1, pp. 1-10 (in Russian).
15. Boyko V. V. Energiia emotcii [Energy of Emotions]. 2th ed. rev. and add. St. Petersburg, 2004. 474 p. (in Russian).
16. Lemyre P. N., Hall H. K., Roberts G. C. A Social Cognitive Approach to Burnout in Elite Athletes. Scand. J. Med. Sci. Sports, 2008, vol. 18, iss. 2, pp. 221-234.
17. Schwarzer R., Greenglass E. Teacher Burnout from a Social-Cognitive Perspective: A Theoretical Position Paper. In: Understanding and Preventing Teacher Burnout a Sourcebook of International Research and Practice. Ed. by R. Vandenberghe, A. M. Huberman. New York, 1999, pp. 238-246.
Cite this article as:
Yaroshenko E. I. Features of Psychological Attitude of Personality to Objects and Subjects of Labor as a Predictor of Emotional Burnout (Socio-Cognitive Approach). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 1, pp. 83-88. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-83-88