УДК 159.9:37.015.3
Курнаева Ирина Тагировна,
Центр развития ребенка-Детский сад №142, Тверь e-mail: irina.kumaeva@sinergy-pro .ru
СВЯЗЬ СТАТУСА ПЕДАГОГОВ В КОЛЛЕКТИВЕ И ВЫРАЖЕННОСТИ ФАЗ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается влияние синдрома эмоционального выгорания педагогов на результативность их профессиональной деятельности, актуальность проблемы эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений в аспекте их связи с социально-психологическими характеристиками субъектов педагогической деятельности (связи эмоционального выгорания педагогов с их социометрическим статусом).
Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогический
коллектив, синдром эмоционального выгорания, фазы эмоционального выгорания, социометрический статус.
Kurnaeva Irina Tagirovna,
The child development center-Kindergarten №142, Tver e-mail: irina.kurnaeva@sinergy-pro .ru
THE CONNECTION STATUS OF TEACHERS IN THE COMMUNITY AND THE SEVERITY OF PHASES OF EMOTIONAL BURNOUT
Abstract. The article examines the impact of syndrome of emotional burnout of teachers on the effectiveness of their professional activities, the urgency of the problem of burnout among teachers of preschool institutions in terms of their social and psychological characteristics of subjects of pedagogical activities (communication of emotional burnout of teachers with their sociometric status).
Key words: teaching practice, teaching staff, burnout syndrome, phases of burnout, sociometric status.
Актуальность проблемы психоэмоционального здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений и его взаимосвязи с социальнопсихологическими факторами обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к различным аспектам деятельности педагогов вообще и педагогов дошкольных образовательных учреждений в
частности, учреждений, которые являются первой, базовой частью всей системы образования и служат для подготовки ребенка к дальнейшему обучению, закладки в него основных общечеловеческих знаний и умений, всестороннего развития природных способностей и приобщения к социальной жизни. В воспитательной деятельности содержание и характер отношений между ее участниками являются залогами ее успеха. Поэтому очевидно, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной и личностной отстраненностью педагога-воспитателя, расширением сферы экономии эмоций, игнорированием индивидуальных особенностей воспитанников, оказывает достаточно сильное влияние на характер и успешность профессиональной деятельности [3].
Предметом нашего исследования, проведенного на кафедре дошкольной педагогики и психологии ТвГУ, является социометрический статус в коллективе как фактор формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений. Гипотезу исследования составила утверждение о том, что степень профессионального выгорания педагогов ДОУ оказывается выше, если их социометрический статус в педагогическом коллективе является низкостатусной или высокостатусной. Для решения задач и проверки гипотезы в исследовании использовались следующие методы исследования: сбор и анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ периодических изданий и научных публикаций по теме исследования, скрытое внешнее наблюдение, заочный опрос (анкетирование) по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, по методике диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) К. Маслач и С. Джексон в адаптации Водопьяновой Н.Е., социометрия. Эмпирическую базу исследования составили педагоги детского сада в составе 34 человек.
Диагностика синдрома эмоционального выгорания педагогов и воспитателей исследуемого ДОУ была проведена по двум методикам -опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)» по методике К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Водопьяновой Н.Е. [2], и методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко [1]. Результаты диагностики по этим методикам оказались сопоставимы и не выявили противоречий. По первой методике высокий уровень эмоционального выгорания был выявлен у 6 сотрудников (20% коллектива), и проявился по фактору деперсонализации (43%), т.е. некоторой эмоциональной «сухости», отстраненности от субъекта профессиональной коммуникации. По методике В.В.Бойко, подтвердившей в целом благоприятную психоэмоциональную обстановку в коллективе, не способствующая быстрому прогрессивному формированию симптомов профессионального выгорания, также
выявлены единичные случаи сформированности фаз выгорания, не позволяющие оценить уровень их статистической значимости. Эта методика была выбрана в качестве ведущей, так как она предоставляет возможность не только для количественной, но и, что существенно, для четко структурированной качественной оценки проявления симптомов профессионального выгорания.
Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Каждый член педагогического коллектива из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д., то есть оказывает влияние. Нами было проведено параметрическое социометрическое исследование со статистически обоснованным для коллектива в составе 34 членов социометрическим ограничением в количестве 7 выборов. Для
определения социометрического статуса педагога или воспитателя использовался индекс социометрического статуса. Таким образом, было выявлено, что исследуемая группа представлена 26% высокостатусных педагогов и воспитателей, 42% низкостатусных (в основном, новички коллектива и педагогами с большим стажем) и 32% среднестатусных педагогов.
Сравнительный анализ уровня эмоционального выгорания воспитателей и педагогов ДОУ, занимающих высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные позиции в коллективе был проведен на основании усредненных показателей выраженности каждой из трех фаз выгорания по методике В.В.Бойко. Для двух фаз - напряжения и резистенции, более высокие значения этого показателя были как раз в группе среднестатусных сотрудников. По последней фазе - фазе истощения, с перевесом в 1 балл лидировали низкостатусные сотрудники. Высокостатусные педагоги и воспитатели имели низкие показатели проявления профессионального выгорания во всех трех фазах. С одной стороны, эта данность противоречит выдвинутой гипотезе исследования о том, что степень профессионального выгорания педагогов ДОУ оказывается выше, если их социометрическая позиция в структуре педагогического коллектива является низкостатусной или высокостатусной. С другой стороны, максимальный средний показатель (30 баллов у среденестатусных сотрудников в фазе резистенции) находится значительно ниже нижнего порога диагностики формирования синдрома эмоционального выгорания, установленного автором методики В.В.Бойко (36 баллов). Таким образом, специфика исследуемого коллектива педагогов и воспитателей, имеющих низкий количественный уровень проявления симптоматики эмоционального выгорания, который, в свою очередь, не позволяет установить значимые зависимости ее проявления как от социометрического статуса педагога и воспитателя, так и от других
социально-психологических факторов, не представляет возможности в полной мере подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу том, что степень профессионального выгорания педагогов ДОУ оказывается выше, если их социометрическая позиция в структуре педагогического коллектива является низкостатусной или высокостатусной. Следовательно, это требует или проведения дополнительных исследований в
педагогических коллективах других ДОУ, где выраженность синдрома эмоционального выгорания окажется выше и будет значимой для исследования влияний на нее, или более детального количественного и качественного анализа результатов настоящего исследования, например, не по фазам выгорания в целом, а по каждому наиболее сформированному для фазы симптому, и выявлении взаимосвязи проявления этого симптома и социометрического статуса соответствующего членов педагогического коллектива.
Список литературы
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в
профессиональном общении. СПб., 1999. - 105 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
3. Гонина О.О. Проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений с разным социометрическим статусом в коллективе // "Детский сад: теория и практика" № 11 /2014. - С. 98- 105.