Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 159.947 (19.00.01)
ВОДЕНИЦКАЯ Жанна Викторовна, аспирант кафедры психолого-педагогического образования
ГЫЧЕВ Александр Витальевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры психолого-педагогического образования
ГРИЦКЕВИЧ Наталья Константиновна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования
СНИЖЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОО
В статье дается характеристика работоспособности педагогов дошкольной образовательной организации. Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных в психологическом плане видов социальной активности. Отсутствие единых требований со стороны администрации, сложные взаимоотношения между коллегами, внешнее сдерживание эмоций приводит к повышению эмоционального напряжения, что негативно сказывается на здоровье. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. В данной статье рассматривается сниженная работоспособность (утомление, монотония, психическое пресыщение, напряжение/стресс) как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов детского сада. Анализируются причины возникновения синдрома «эмоциональное выгорание». В статье представлены результаты эмпирического исследования сниженной работоспособности педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, которые позволяют не только выявить взаимосвязь и факторы проявления эмоционального выгорания педагогов детского сада, но и оказать им своевременную психологическую поддержку, направленную на сглаживание выявленных нарушений. Знание закономерностей сохранения и укрепления психологического здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями необходимы педагогам ДОО.
Ключевые слова: сниженная работоспособность педагогов ДОО, факторы проявления эмоционального выгорания.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -248-251
VODENITSKAYA Zhanna Viktorovna,
Post-graduate student, Chair for Psychological-Pedagogical Education
GYCHEV Alexander Vitalyevich, Doctor. of Medical Sciences, Professor, Chair for Psychological-Pedagogical Education
GRICKEVICH Natalya Konstantinovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Chair for Psychological-Pedagogical Education
REDUCED EFFICIENCY AS A FACTOR MANIFESTING THE EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF PRE-SCHOOL INSTITUTIONS
The article highlights the working efficiency of teachers of pre-school educational institutions. Professional work of teachers is one of the most psychologically intense social activities. Lack of uniform requirements from the administration, complex relationships between colleagues, external restraint of emotions lead to increased emotional stress, which adversely affects the health. The traces of stressful experiences of teachers manifest themselves in teachers’ negative attitude to work, constant fatigue, distraction, reduced work efficiency, and dissatisfaction with professional activity. The article describes the reduced efficiency (fatigue, monotony, mental satiation, stress) as a factor manifesting the emotional burnout of teachers of kindergartens and analyzes the causes of the syndrome of "emotional burnout". The article presents the results of the empirical research of decreased performance of teachers of preschool educational institutions in the conditions of implementing the Federal state educational standards, which allow not only to reveal the interdependence of the factors of burnout symptoms of kindergarten teachers, but also to provide them timely with psychological support, knowledge of the laws of preservation and strengthening of mental health in pedagogical work, and the ability to manage their own negative emotions.
Key words: reduced efficiency of teachers of preschool educational institutions, factors manifesting the symptoms of emotional burnout.
Модернизация системы образования в России, широкое распространение инновационных технологий, введение ФГОС приводит к тому, что успешность педагога в профессиональной деятельности во многом определяется его работоспособностью. Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных в психологическом плане видов социальной активности. Эффективность трудовой деятельности во многом определяется работоспособностью организма [4].
Изучению работоспособности посвящены работы М.В. Антроповой, О.И. Дорогиной, А.С. Егорова, Е.П. Ильина, Г. Лемана, К.К. Платонова и др. Изучением профессиональной работоспособности в разных видах деятельности занимались В.А. Бузунов, В.В. Крыжановская, В.И. Медведев, Е.И. Стеженская и др. Работоспособность педагогов обеспечивает своевременную адаптацию к быстро меняющимся условиям образовательной среды, объему и интенсивности труда, способствует целенаправленному профессиональному становлению личности. Уровень работоспособности зависит от многих факторов: физиологических (функциональная зрелость организма, свойства нервной системы и т.п.), психологических (эмоциональное состояние, тре-
- 248 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
вожность и др.), внешнесредовых (условия организации деятельности, время дня, года и т.п.)
[3].
Что же такое работоспособность педагога? Это его способность стабильно, в течение длительного времени поддерживать интенсивный ритм своей деятельности в условиях высоких нервных перегрузок и возрастающей сложности труда. Длительные перегрузки ведут к снижению работоспособности, ухудшению здоровья [5].
Отсутствие единых требований со стороны администрации, сложные взаимоотношения между коллегами, внешнее сдерживание эмоций приводят к повышению эмоционального напряжения, что негативно сказывается на здоровье. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Все эти факторы могут привести к синдрому «эмоционального выгорания» [1]. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних стресс-факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, утрата веры в собственные силы и др. [2].
Причинами эмоционального выгорания становятся монотонность и однообразие работы, отсутствие карьерного роста, профессиональное несоответствие, возрастные изменения и социально-психологическая дезадаптация. Внутренними условиями для возникновения эмоционального выгорания могут быть акцентуации характера определенного типа, высокая тревожность, агрессивность, конформность, неадекватный уровень притязаний.
В научных трудах Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой, В.В. Бойко, Г.А. Макарова, А.А. Рукавишникова и др. представлены научные подходы к изучению эмоционального выгорания. Авторы выделяют перечень симптомов эмоционального выгорания: усталость, утомление, истощение, психосоматическое недомогание, негативное отношение к работе, негативная Я-концепция, злоупотребление алкоголем, табаком и т.д. Первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу «Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие». По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением работоспособности, самооценки и др. На формирование эмоционального выгорания оказывает влияние специфика профессиональной деятельности. Решение основной задачи педагогики и психологии по здоровьесбережению - сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления педагога в его деятельности. Данный факт обусловливает актуальность нашего исследования.
Мы провели исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56 "Теремок"» пгт. Краснобродский Кемеровской области. Педагогический коллектив женский, возраст от 28 до 54 лет. Почти 60% педагогов имеют стаж свыше 20 лет. Выборка составила 33 педагога. Исследование проводилось с целью исследования состояний сниженной работоспособности педагогов дошкольной образовательной организации (ДОО). Объектом исследования является педагогическая деятельность педагогов ДОО. Предметом исследования являются состояния сниженной работоспособности как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов ДОО. При проведении исследования нами были использованы следующие методики:
1. Методика ДОРС А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской - дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряжен-ность/стресс и утомление) [6]. Развитие названных состояний ведет к снижению уровня работоспособности, влияет на качественные характеристики поведения и эмоциональный тон переживаний, провоцируя серьезные изменения в способах межличностных коммуникаций.
2. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко [7]. Методика позволяет выделить следующие три фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Каждая фаза стресса диагностируется на основе четырех характерных для нее симптомов.
Анализ результатов исследования по методике ДОРС А.Б. Леоновой и С.Б. Величковской (дифференцированная оценка состояний сниженной работоспособности) показал:
- 249 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
- утомление (состояние истощения и дискоординации в протекании основных реализующих деятельность процессов, развивающееся вследствие продолжительного и интенсивного воздействия рабочих нагрузок): у 21,2% респондентов (7 чел.) - низкая и у 72,7% респондентов (24 чел.) - умеренная степень состояния сниженной работоспособности, у 6,1% (2 чел.) -выраженная степень состояния;
- монотония (состояние сниженного сознательного контроля за исполнением деятельности, возникающее в ситуациях однообразной работы с частым повторением стереотипных действий): у 30,3% респондентов (10чел.) - низкая и у 69,7% респондентов (23 чел.) - умеренная степень состояния сниженной работоспособности;
- психическое пресыщение (состояние неприятия слишком простой и субъективно неинтересной или малоосмысленной деятельности, которое проявляется в выраженном стремлении прекратить работу): у 54,5% респондентов (18 чел.) - низкая и у 39,4% респондентов (13 чел.) - умеренная степень состояния, у 6,1% респондентов (2 чел.) - выраженная степень состояния сниженной работоспособности;
- стресс (состояние повышенной мобилизации психологических и энергетических ресурсов, развивающееся в ответ на повышение сложности или субъективной значимости деятельности): у 15,2% респондентов (5 чел.) - низкая и у 81,8% респондентов (27 чел.) - умеренная степень состояния сниженной работоспособности, у 3,1% респондентов (1 чел.) - выраженная степень состояния.
По результатам диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко) в коллективе доминируют фазы резистенции: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (35% респондентов), расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей (по 30%); фаза истощения: эмоциональный дефицит (30%), психосоматические и психовегетативные нарушения (25%). По результатам исследования выявлена сформировавшаяся фаза резистенции (35% испытуемых). Фазы напряжения и истощения находятся в стадии формирования (соответственно 35% и 40%).
Полученные данные исследования были подвергнуты статистической обработке [8] с использованием корреляционного анализа и выявлена взаимосвязь. По результатам корреляционного анализа выявлено, что существует умеренная взаимосвязь утомления с истощением (эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения (r=0,31±0,07)) и стресса с загнанностью в клетку (r=0,25). Пресыщение влияет на эмоционально-нравственную дезориентацию и расширение сферы эмоций (r=0,38±0,1). Это характеризуется выраженностью стремления быть в центре внимания и добиваться своих целей. На педагогах, которые работают с детьми и честно относятся к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных им детей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь воспитанников. Плата высока: нервное перенапряжение - вот цена ответственности, которую платит педагог. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит воспитатель в группу, зависит успешность, здоровье и настроение воспитанников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999.
2. ВодопьяноваН.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.
3. Дорогина О.И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности // Образование и наука. - 2012. - №1.
4. Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. - 2011. - № 3. Т.2. - С. 115-117.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.
6. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. Психология психических состояний. Под ред. А.О. Прохорова. Вып. 6. - Казань, 2006.
7. Методика диагностики эмоционального выгорания (В.В.Бойко). URL: http://psylist.net/praktikum/19.htm (дата обращения: 14.12.2012г.)
8. Ермолаев ОЮ. Математическая статистика для психологов. 4-е изд-е, испр. - М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 2006.
9.
- 250 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
REFERENCES
1. Boyko V.V. the Syndrome of emotional burnout in professional communication. [Sindrom «jemocional'nogo vygoranija» v professional'nom obshhenii]. St. Petersburg: Piter, 1999. (in Russ.)
2. Vodopyanova N.E. burnout Syndrome: diagnosis and prevention. [Sindrom vygoranija: diagnostika i profilaktika]. St. Petersburg: Piter, 2005. 336 p. (in Russ.)
3. Dorogina O.I. Psychological peculiarities of teachers with different levels of efficiency. [Psihologicheskie osobennosti pedagogov s raznym urovnem rabotosposobnosti]. Education and science. 2012. No. 1. (in Russ.)
4. Zakharova E.A. Requirements for professional development of teachers in the context of postgraduate education. [Tre-bovanija k professional'nomu razvitiju pedagogov v uslovijah poslediplomnogo obrazovanija]. Young scientist. 2011. No.
3. Vol. 2. P. 115-117. (in Russ.)
5. Zeer E.F. Psychology professions: a Training manual. [Psihologija professij: Uchebnoe posobie]. Ekaterinburg: PPPU, 1997. (in Russ.)
6. Leonova A.B., Velichkovsky S.B. Differential diagnosis of States of reduced efficiency. The psychology of mental States. [Differencial'naja diagnostika sostojanij snizhennoj rabotosposobnosti. Psihologija psihicheskih sostojanij]. Edited by A.O. Prokhorov. Vol. 6. Kazan, 2006. (in Russ.)
7. The technique of diagnostics of emotional burnout. [Metodika diagnostiki jemocional'nogo vygoranija]. Boyko V.V. URL: http://psylist.net/praktikum/19.htm (accessed on 14.12.2012.)
8. Yermolaev O.Y. Mathematical statistics for psychologists. [Matematicheskaja statistika dlja psihologov]. 4th edition, Rev. Moscow: Moscow psychological-social Institute: Flint, 2006(in Russ.)
Информация об авторе Information about the author
Воденицкая Жанна Викторовна, аспирант, кафедра психолого-педагогического образования, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия
Гычев Александр Витальевич, доктор медицинских наук, профессор, кафедра психологопедагогического образования, Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия
Грицкевич Наталья Константиновна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психолого-педагогического образования, педагог-психолог, Томского государственного педагогического университета, Томск, Россия [email protected]
Получена: 27.07.2015
Vodenitskaya Zhanna Viktorovna, Post-graduate student, Chair for Psychological-Pedagogical Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk city, Russia
Gychev Alexander Vitalyevich, Doctor,of Medical Sciences, Professor, Chair for Psychological-Pedagogical Education, Tomsk State Pedagogical University,
Tomsk city, Russia
Grickevich Natalya Konstantinovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Chair for Psychological-Pedagogical Education, Pedagogue-psychologist, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk city, Russia [email protected]
Received: 27.07.2015
- 251 -