Педагогическая модель формирования правового сознания включает следующие функциональные элементы: цель, задачи, закономерности, принципы, средства, методы, формы, критерии, показатели результативности, адекватные когнитивнопознавательному, эмоционально-ценностному, деятельностнопрактическому структурным элементам.
На основе педагогической модели разработана комплексная программа формирования правового сознания подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. Определены ведущие ее направления реализации, адекватные структурным элементам правового сознания. Выделены пути воплощения программы: 1) учебная классная работа; 2) внеклассная учебная работа; 3) внеклассная воспитательная работа; 4) правоохранительная практика; 5) научно-исследовательская деятельность учащихся.
Библиографический список
1. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб.,1890.
2. Крюковский, В.Я. Учебник законоведения / В.Я. Крюковский, Н.Н. Товстолес. - СПб., 1912.
3. Недбайло, Н.Е. Советские социалистические правовые нормы. - Львов, 1959.
4. Чефранов, В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. - Киев, 1976.
5. Фарбер, И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963.
6. Ткаченко, Ю.Г Методологические вопросы теории правоотношений - М., 1980.
7. Грошев, А.В. Уголовный закон и правосознание. - Екатеринбург, 2001.
8. Остроумов, Г.С. Правовое осознание действительности. - М., 1969.
9. Щегорцев, В.А. Социология правосознания - М., 1981.
10. Сабо, И. Основы теории права. - М., 1994.
11. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии. - М., 1996.
Bibliography
1. Korkunov, N.M. Lekcii po obtheyj teorii prava. - SPb.,1890.
2. Kryukovskiyj, V.Ya. Uchebnik zakonovedeniya / V.Ya. Kryukovskiyj, N.N. Tovstoles. - SPb., 1912.
3. Nedbayjlo, N.E. Sovetskie socialisticheskie pravovihe normih. - Ljvov, 1959.
4. Chefranov, V.A. Pravovoe soznanie kak raznovidnostj socialjnogo otrazheniya. - Kiev, 1976.
5. Farber, I.E. Pravosoznanie kak forma obthestvennogo soznaniya. - M., 1963.
6. Tkachenko, Yu.G Metodologicheskie voprosih teorii pravootnosheniyj - M., 1980.
7. Groshev, A.V. Ugolovnihyj zakon i pravosoznanie. - Ekaterinburg, 2001.
8. Ostroumov, G.S. Pravovoe osoznanie deyjstviteljnosti. - M., 1969.
9. Thegorcev, V.A. Sociologiya pravosoznaniya - M., 1981.
10. Sabo, I. Osnovih teorii prava. - M., 1994.
11. Enikeev, M.I. Osnovih obtheyj i yuridicheskoyj psikhologii. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 31.10.13
Определены три группы педагогических условий эффективной реализации программы формирования правового сознания: организационные, процессуальные, содержательные.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью и корректностью методологических и теоретических подходов, использованием комплекса взаимосвязанных методов научного исследования, адекватных предмету и задачам исследования, согласованностью теоретических положений и выводов, достаточностью источниковедческой базы, надежностью и валидностью экспериментальных методик, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным использованием статистических методов обработки с последующей качественной интерпретацией полученных данных.
УДК 37.088
Kostin E.Yu. RESEARCH OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS, INTERACTING WITH CHILDREN WITH COMPLEX SPECIAL NEEDS. The article describes the state of emotional burnout of teachers in the context of the profile of professional activity in the conditions of pre-school educational institution. Gives a description of the General characteristics of the subjects of the received results.
Key words: emotional burnout, teachers, children with complex special needs, development phases syndrome, symptoms of burnout.
Е.Ю. Костин, аспирант каф. педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова», г. Москва, E-mail: [email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
Статья описывает состояние эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проводится описание общей характеристики испытуемых по полученным результатам.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагоги, дети со сложной структурой дефекта, фазы развития синдрома, симптомы выгорания.
Преобразования, происходящие в современном Российском обществе, особенно в социальной сфере диктуют необходимость иных подходов у профессиональной деятельности, в том числе в сфере образования. Важным является поддержание высокого уровня деятельности педагогического персонала с учетом довольно большого не только объема работы, но и психологического дискомфорта, что связано как с социально-бытовыми условиями, так и с контингентом воспитанников. Общеизвестно,
что технический прогресс, насыщение инновационными, компьютерными технологиями, довольно часто вызывают психологическое напряжение и, как следствие, появление признаков эмоционального выгорания у педагогов. Особенно у тех педагогов, которые работают с детьми, имеющими те или иные отклонения в развитии.
Настоящая действительность характеризуется сложным внутренним развитием, обусловленным как наличием позитив-
ных сдвигов, так и актуализацией факторов, ведущих к негативным изменениям в эмоционально-личностной сфере человека (развитие тревожности, искажение или игнорирование эмоциональных переживаний и др.), блокированию личностного роста и личностным деструкциям, что довольно убедительно, в чем мы также вполне согласны, показывает в своих исследованиях
Н.Е. Водопьянова [1].
В условиях деятельности педагогов с контингентом детей, нуждающихся в особом подходе и требующих большего затраты времени, пристального внимание требуют изучение тех изменений эмоционального состояния человека, которые возникают в результате перегрузок и стрессов вследствие интенсивной работы с большим количеством респондентов, страдающих от самых различных физических, личностных и социальных проблем, что согласно представлениям современной психологии составляет сущность феномена «эмоционального выгорания» (Maslach, 1982 Pelman, Hartman, 1982) и является одной из разновидностей эмоционального стресса [2].
Исследование эмоционального выгорания является значимым тем, что в настоящее время очень велико количество детей с нарушениями психического развития и обнаруживается тенденция к его увеличению. Вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья, в настоящее время, уделяется большое внимание. Также не требует доказательства утверждение о том, что педагогическая деятельность в современных условиях, в силу своей специфичности, предполагает риск формирования синдрома эмоционального выгорания. В этом аспекте представляется совершенно обоснованным и необходимым, углубленное изучение факторов формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников, в частности, у воспитателей ДОУ.
Исследования показывают, что у специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, наблюдается психоэмоциональное напряжение, эмоциональное истощение, усталость, невротизация, редукция персональных достижений, при которой обнаруживается тенденция к негативному оцениванию себя, признаки выраженной деперсонализации, возникает деформация отношений с другими людьми, наступают необратимые изменения в соматическом здоровье и другие проявления эмоционального выгорания (P.O. Агавелян, А.Х. Пашина, Н.М. Назарова, В.Н. Феофанов, Т.И. Яндинова и др.). Особенно ярко перечисленные признаки эмоционального выгорания наблюдаются у педагогов, взаимодействующих с детьми со сложной структурой дефекта (ССД). Эта та категория профессионалов, работа которых связана с ежедневными стрессогенными факторами такими, как психическая перегрузка, высокая ответственность за воспитанников, самоотверженная помощь, несоответствие между интеллектуально-энергетическими затратами и моральноматериальным вознаграждением, ролевые конфликты, зачастую с неадекватным поведением воспитанников и др. [3].
На протяжении длительного времени, нами проведено экспериментальное исследование в котором приняли участие 68 педагогов, работающих с детьми со сложной структурой дефекта; все - женщины. Средний возраст педагогов составил 44,3 года, средний стаж - 19,6 лет. В процессе эксперимента был подобран и использован комплекс психолого-педагогических методов, в который вошли научные исследования и методики, в том числе опросник «Синдрома эмоционального выгорания» В.В. Бойко, который предназначен для диагностики такого психологического феномена как эмоциональное выгорание, возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резис-
тенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Далее приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития: I фаза напряжения - 1) симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», 2) симптом неудовлетворенности собой, 3) симптом «загнанности в клетку», 4) симптом «тревоги и депрессии»; II фаза «резистенции» - 1) симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», 2) симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», 3) симптом «расширения сферы экономии эмоций», 4) симптом «редукции профессиональных обязанностей»; III фаза истощения - 1) симптом «эмоционального дефицита», 2) симптом «эмоциональной отстраненности», 3) симптом личностной отстраненности, или деперсонализации, 4) симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений [4]. Также в исследовании использовался опросник выявления эмоционального выгорания (МВ!) К. Мас-лач С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, который предназначен для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Данная методика позволяет выявить уровень эмоционального выгорания по трем шкалам: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений» [1].
При использовании опросника В.В. Бойко показано, что среднего уровня, превышающего 9 баллов, достигают у специалистов ССД четыре симптома - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (12±7,4), редукция профессиональных обязанностей (11,4±8,5), переживание. У психотравмирующих обстоятельств (10,6±8,3) и расширение сферы экономии & эмоций (9,6±8,8). Каждый из них сформирован (И6 баллов) не менее, чем у 25% специалистов. Минимальное значение среднего балла характерно для симптома «загнанности в клетку» (3,1±4,9); какие-либо его признаки отсутствуют у 85% специалистов ССД. Хотя бы один из симптомов эмоционального выгорания сформирован у 71% специалистов ССД, поскольку три из четырех наиболее выраженных симптомов эмоционального выгорания характеризуют стадию резистенции, именно она достигает максимального развития и сформирована у 17% респондентов. Хотя бы одна из стадий эмоционального выгорания сформирована у 22% специалистов ССД.
При использовании методики К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой, высокая степень выгорания по шкале эмоционального истощения ^27 баллов) выявлена у 26% педагогов ССД; по шкале деперсонализации (ИЗ баллов) - у 14%; по шкале редукции личных достижений ^31 балла) - у 28%. Низкой степенью выгорания по первой из шкал (Л6 баллов) характеризуются у 34% респондентов; по второй из шкал ^6 баллов)
- 59%; по третьей шкале ^39 баллов) - 42%. Шкалы по К. Мас-лач проявляют высокую степень связи с симптомами и стадиями выгорания по В. Бойко.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Установлено, что значительный процент педагогов ССД подвергается эмоциональному выгоранию; хотя бы один из симптомов ЭВ сформирован у 70% педагогов; одна из стадий -у 22%. Также показано, что высокая степень выгорания по шкале редукции личных достижений присутствует у 27% педагогов, по шкале эмоционального истощения - у 25%, по шкале деперсонализации - у 17%.
2. Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов ССД являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, расширение сферы экономии эмоций и переживание психотравмирующих обстоятельств; наиболее выраженная стадия - стадия резистенции.
Библиографический список
1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - М.; СПб., 2005.
2. Maslach, С. Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Human Resources Administration.
- 1984. - Vol.7.
3. Редина, Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2010.
4. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999.
Bibliography
1. Vodopjyanova, N.E. Sindrom vihgoraniya: diagnostika i profilaktika / N.E. Vodopjyanova, E.S. Starchenkova. - M.; SPb., 2005.
2. Maslach, S. Jackson S.E. Patterns of burnout among a national sample of public contact workers // Journal of Human Resources Administration.
- 1984. - Vol.7.
3. Redina, T.V. Lichnostnihe determinantih ehmocionaljnogo vihgoraniya u specialistov uchrezhdeniyj dlya deteyj s ogranichennihmi vozmozhnostyami zdorovjya: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2010.
4. Boyjko, V.V. Sindrom «ehmocionaljnogo vihgoraniya» v professionaljnom obthenii. - SPb., 1999.
Статья поступила в редакцию 05.11.13
УДК 371.377 Lee T.T. THE PROBLEM OF THE FORMATION OF MORALITY. The paper analyzes the problem of the formation of morality, the basic aspects of moral education. A list of moral relations: for the country, society, animate and inanimate nature, collective, material and spiritual values to other people, to himself, etc.
Key words: morality, ethics, formation, upbringing, personality.
Т.Т. Ли, аспирантка ФГБОУ ВПО «Московский гос. гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ
В статье анализируется проблема формирования нравственности, рассматриваются основные аспекты нравственного воспитания. Приведен перечень нравственных отношений: к Родине, обществу живой и неживой природе, коллективу материальным и духовным ценностям, другим людям, к самому себе и т.д.
Ключевые слова: нравственность, мораль, формирование, воспитание, личность.
Формирование нравственности сегодня как никогда приобретает особую необходимость в связи с более развивающейся технократизацией общества, прагматизацией социального бытия, снижением уровня нравственных требований и многими другими причинами. Данное положение усугубляется неопределенностью общественного реформирования, смещением сложившихся ценностных и смысловых ориентаций, нарушением моральных норм, изменением общественных ценностей. В связи с вышеперечисленным задача нравственного воспитания имеет огромную значимость; ее крайне необходимо осмыслить на данный момент как одну из приоритетных.
Рассматривая структуру нравственности личности, следует отметить, что в качестве синонима зачастую используется термин «мораль». Многие психологи, педагоги и философы придерживаются такого мнения (Е.М. Бабосов, Т.Т. Акмамбетов, В.А. Беляева, Е.В. Беляева, И.Л. Зеленкова, В.А. Блюмкин, Г.Т. Квасов, Е.В. Золотухина-Оболина, В.А. Кондратов, Н.Н. Крутов, РВ. Петропавловский, Я.С. Котигер, С.Ш. Пашаев, В.И. Писаренко, Г.Н. Гумницкий, И.Я. Писаренко, Л.А. Попов, О.Г. Филатова, А.И. Титаренко, В.И. Чамлер, Т.В. Цырлина, и др.) [1].
Между тем, эти понятия следует различать. Ученые Л.Н. Коган, В.И. Басова, А.И. Шемшурина, Г.Н. Сериков, И.Ф. Харламов определяют мораль как совокупность правил и норм поведения в обществе то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика [1]. То есть, мораль связана с внешней необходимостью, а нравственность, в свою очередь, с целеполаганием самой личности. И, если мораль является внешним фактором определения поведения человека в обществе, то нравственность - это внутренний, субъективный, самодетерминированный регулятор всей жизнедеятельности человека, в качестве которого выступает совесть человека [2; 3].
Вышеперечисленные определения весьма важны и актуальны для педагогики. Процесс формирования нравственности, есть не что иное, как процесс перевода моральных правил, норм и требований в привычки, знания и навыки поведения личности [4].
Сущность нравственного воспитания заключается в систематическом воздействии на личность со следующей целью -передать существующие в обществе нравственные ценности, а так же развитие ее способностей к нравственному совершенствованию. Нравственное воспитание - это совокупность нравственных отношений (к обществу, коллективу, к самому себе, природе, духовным и материальным ценностям, и т.д.). Следует отметить, что данные отношения, в обязательном порядке, обусловлены общепринятыми в обществе правилами и нормами [5].
Моральные категории, идеалы, причины, нормы принимаются людьми, определенных социальных групп как форма нрав-
ственного сознания общества. Так как для человека характерна субъективность представлений, духовного склада, переживаний и чувств, то и мораль выступает не только формой общественного сознания, но и формой нравственного сознания индивида.
В соотношении идеального, обыденного и возвышенного проявляются особенности развития духовности. Под возвышенным понимают отношение человека к гармонии, идеальному, красоте, целесообразности и т.д. Возвышенное - это всегда надстройка над обыденным, формирование которой зависит от духовного воспитания. Обыденное, в свою очередь, отражает отношение человека к быту, к повседневному, и основывается на простых, конкретных взаимоотношениях между людьми. Данные личные проявления в любом случае окрашены общественным сознанием. Нравственные нормы, принципы, категории, идеалы, усвоенные и принятые личностью, выражают ее определенные отношения к окружающему, к самому себе [6].
Согласно И.Ф. Харламову моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею, исходя из типа ведущей деятельности на определенном возрастном этапе. Из чего следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования положительных моральных отношений в системе деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств. В частности, формирование таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.
По Цукановой Н.И. сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:
- уважение, сочувствие, желание прийти на помощь окружающим людям;
- умение и желание приветливо обращаться с окружающими людьми, проявление эмпатийного поведения;
- желание делать приятное для окружающих;
- умение прислушиваться к общественному мнению, обуславливать им свое поведение, получая при этом личное удовлетворение.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о родственности и близости понятий «толерантное поведение» и «гуманное поведение». С точки зрения педагогики толерантному поведению присущи следующие характеристики
- способность видеть в человеке носителя других ценностей, других форм поведения, логики мышления, а также осознание его права быть другим;