Научная статья на тему 'Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы'

Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
913
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Первитская А. М.

Статья посвящена одной из проблем профессиональной деформации педагогов, связанной с синдромом эмоционального выгорания. Рассма­тривается вопрос о связи показателей эмоционального выгорания педагога со стажем его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы»

2. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

3. Шляпникова И.А. Проективные методы психодиагностики. Учебное пособие под редакцией Е.Л. Солдатовой. - Челябинск: Издательство ЮУрГУ 2005. - 71 с.

ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ

© Первитская А.М.*

Курганский государственный университет, г. Курган

Статья посвящена одной из проблем профессиональной деформации педагогов, связанной с синдромом эмоционального выгорания. Рассматривается вопрос о связи показателей эмоционального выгорания педагога со стажем его профессиональной деятельности.

Ключевые слова синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация.

В конце XX века большой интерес исследователей привлек феномен «эмоционального выгорания» как специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми (учителей, психологов, психиатров, полицейских, юристов, работников сферы обслуживания и др.) [3]. Первые работы по проблеме синдрома эмоционального выгорания появились в США. В 1974 г. американский психиатр Х. Фрейденбергер описал этот феномен в своей статье, опубликованной в «Журнале социальных взглядов» и дал ему название «burnout» (с греческого - прекращение горения). Здесь этот термин был представлен в контексте концепции, характеризующей психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности [4].

Профессиональная деятельность педагога всегда была связана с высокой моральной ответственностью за свой труд. Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий, от его психологического здоровья во многом зависит и психологическое здоровье его учеников. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога увеличивается риск развития СЭВ. Педагоги имеют один из наиболее высоких рейтингов выгорания среди других профессий ти-

* Доцент кафедры Общей и социальной психологии, кандидат психологических наук.

па «человек - человек». По данным ВОЗ синдром эмоционального выгорания сформирован у 60 % педагогов.

Актуальность темы, обуславливается наличием в современной психологии проблемы психологического благополучия педагога. Такая профессиональная деформация как эмоциональное выгорание, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессиональной деятельности.

В настоящее время выделяют около сотни симптомов, сигнализирующих о развитии выгорания. Остановимся на классификации, предложенной В.В. Бойко, согласно которой, каждой из фаз выгорания соответствуют свои симптомы. Симптомы фазы напряжения: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревога и депрессия. Симптомы фазы резистенции: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, Расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Симптомы фазы истощения: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, или деперсонализация, психосоматические и психовегетативные нарушения [1, 2].

Изучение эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы было проведено под нашим исследованием на кафедре Общей и социальной психологии Курганского государственного университета А.А. Ма-лыхиной.

Уровень выгорания у педагогов был изучен при помощи методик: опросник В.В. Бойко «Эмоциональное выгорание» и опросник «Профессиональное выгорание» вариант опросника «ПВ» для учителей русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. 60 педагогов были разделены на 3 группы по критерию стажа их педагогической деятельности.

1 группа: до 3-х лет;

2 группа: от 4-х до 10-ти лет;

3 группа: от 11-ти и более лет.

Значимые различия между показателями выгорания у 3 групп педагогов были выявлены при помощи "-критерия Вилкоксона (для несвязных выборок) (р < 0,05).

Значимые различия между 1 и 2 группой обнаружены по следующим показателям: эмоциональное истощение; деперсонализация; фаза напряжения; фаза резистенции; фаза истощения.

Сравнив между собой группы педагогов со стажем работы до 3 -х лет и от 4-х до 10-ти лет, видим, что эмоциональное истощение и фаза напряжения выше у педагогов, чей стаж работы не превышает трёх лет. Это может объясняться адаптацией к профессии, несоответствием ожиданий, связанных с профессией и реальной действительностью. Высокие показатели по фазе напряжения указывают на то, что молодой учитель находится в ситуации постоянного эмоционального стресса. Возможно, он чувствует, что его знаний

и опыта недостаточно для эффективной работы в школе. У педагогов со стажем работы от 4-х до 10-ти лет в большей степени выявлена сформирован-ность фазы резистенции. Возможно, в связи с опытом данной группы учителей, их организм еще пытается активно бороться с проявлениями СЭВ, хотя у некоторых педагогов уже наблюдаются проявления фазы истощения. Для педагогов со стажем работы от 4-х до 10-ти лет - это также средний возраст создания семьи. Вступивших в брак педагогов ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов деперсонализации - равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы.

Между 2 и 3 группой значимые различия были выявлены по следующим показателям: деперсонализация; профессиональная успешность; фаза истощения.

Показатели деперсонализации у 3 группы педагогов ниже, чем у 2 группы. Возможно, это связано с тем, что у педагогов со стажем работы от 11-ти и более лет уже сложилась семейная жизнь, и они больше могут посвятить себя работе, наладить контакт с коллегами и учениками. У педагогов 3 группы выше оценки по шкале профессиональная успешность, чем у педагогов 2 группы (чем выше баллы, тем ниже оценивает свою успешность педагог). Это может говорить об их склонности занижать свои профессиональные достижения по сравнению со своими более молодыми коллегами. Возможно, это происходит из-за быстрых качественных изменений в подходе к процессу обучения (появлению новых методов, освоению новых технических средств работы - компьютеров, интерактивных досок и т.п.). Высокие показатели фазы истощения в большей степени характерны для 3 группы педагогов, что свидетельствует об эмоциональных перегрузках данной группы и неспособностью к эффективной работе.

Между 1 и 3 группами достоверные различия выявлены по следующим показателям: фаза напряжения; фаза резистенции; фаза истощения.

Фаза напряжения в большей степени сформирована у педагогов 1 группы, так как недостаток опыта в педагогической деятельности вызывает определенные психологические нагрузки и молодому специалисту сложно преодолевать профессиональные стрессы. Фазы истощения и резистенции выражены у педагогов 3 группы, что может говорить о пределе сил и возможностей у педагогов со стажем работы более 11 лет: кое-кто уже «выдохся» и не в состоянии эффективно продолжать педагогическую деятельность, а кто-то еще пытается сопротивляться стрессу.

Таким образом, анализ эмоционального выгорания у педагогов с разным стажем педагогической деятельности выявил существенные различия в его структуре у разных групп педагогов. В первые три года работы у педагогов имеется тенденция к более высокому эмоциональному истощению и выражена фаза напряжения по сравнению со 2 и 3 группами педагогов. Моло-

дые специалисты, приходя на работу, сталкиваются с различными ситуациями, к которым внутренне не готовы, вследствие чего, может возникать чувство собственной некомпетентности и разочарования. Можно предположить, что если учитель не покинет школу в первые 3 года работы, то сможет проработать там всю жизнь. Для педагогов со стажем работы от 4-х до 10-ти лет характерны высокие показатели фазы резистенции. Это может свидетельствовать о том, что организм педагогов данной группы пытается бороться с проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Также у данной группы педагогов выражена деперсонализация, то есть обострение негативизма, циничности по отношению к окружающим или самому себе. Для группы педагогов со стажем работы от 11-ти и более лет характерны значительные изменения в борьбе с СЭВ - большинство педагогов находится в фазе истощения своих ресурсов, а значит не в состоянии продолжать эффективную педагогическую деятельность. Этому способствует и низкие показатели по шкале профессиональной успешности, дающие информацию о низкой оценке самим педагогом своих профессиональных возможностей.

Список литературы:

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М., 1996. - 472 с.

2.Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб., 1999. - 105 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. -752 с.

4. Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C., Jackson S.E. MBIGeneral Survey // In C. Maslach, S.E. Jackson, and M.P. Leiter (Eds.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.