Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов'

Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9554
1080
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ / EMOTIONAL STRESS / SYNDROME OF EMOTIONAL FADING / THERAPIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огнерубов Николай Алексеевич, Огнерубова Марина Александровна

Приведен литературный обзор синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Интерес к синдрому профессионального выгорания у врачей обусловлен тенденцией гуманизации современной науки, привлечением внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности и влиянием на него самой этой деятельности. Всемирная организация здравоохранения признала, что синдром эмоционального выгорания требует медицинского вмешательства. В МКБ-10 он выделен в отдельный диагностический таксон. Актуальность этого синдрома обусловлена появлением целого ряда психосоматических нарушений и психиатрических заболеваний, увеличением числа суицидальных попыток и ростом профессиональных преступлений медицинских работников. Проведены исследования с целью установления эмоционального выгорания у 126 врачей-терапевтов с различным стажем работы и различного возраста с применением опросника В.В. Бойко. Согласно полученным данным, у врачей-мужчин в 46 % случаев формируется фаза резистенции, что свидетельствует о наличии у них психологически защитных механизмов. При этом формирование данных симптомов деформирует личность профессионала, характерным является неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям. У каждого третьего врача в стадии формирования находятся все три фазы: напряжение, резистенция, истощение; это указывает, что большинство врачей испытывает в процессе трудовой деятельности психоэмоциональное напряжение и стресс, которые провоцируют развитие симптомов эмоционального выгорания. Полученные результаты могут быть использованы для профилактики и преодоления эмоционального выгорания врачей-терапевтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огнерубов Николай Алексеевич, Огнерубова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literary review of syndrome of emotional fading at doctors of different occupations was described. Interest to syndrome of professional fading at doctors is determined by tendency of humanization of modern science, drawing attention of researchers to the subject of professional activity and influence on it of this activity. World-wide organization of health keeping recognized that the syndrome of emotional fading requires medical intervention. ICI-10 it is marked into separate diagnostic taxon. relevance of this syndrome is determined by appearance of full raw of psychosomatic abnormalities and psychiatric disease, by increasing of amount of suicidal attempts and increasing of professional crimes of medical workers. Research was made to determine emotional fading at 126 therapists with different working experience and different age with use of inquirer of V.V. Bioko. According to data, at 46 % of male doctors is formed the phase of resistance, which tell us that they have psychological protecting mechanisms. Wherein forming of the symptoms deforms personality of the professional worker, characterized feature is inadequacy of emotional reactions, formal relation to duties. every third doctor at the stage of forming has all three stages: tension, resistance, fading, this shows that most of doctors experiences at the process of working activity psychological and emotional tension and stress, which lead to development of symptoms of emotional fading. The results may be used for preventive measures and overcoming of emotional fading of therapists.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов»

УДК 159.9:61

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ

© Н.А. Огнерубов, М.А. Огнерубова

Ключевые слова: эмоциональный стресс; синдром эмоционального выгорания; врач -терапевт. Приведен литературный обзор синдрома эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Интерес к синдрому профессионального выгорания у врачей обусловлен тенденцией гуманизации современной науки, привлечением внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности и влиянием на него самой этой деятельности. Всемирная организация здравоохранения признала, что синдром эмоционального выгорания требует медицинского вмешательства. В МКБ-10 он выделен в отдельный диагностический таксон. Актуальность этого синдрома обусловлена появлением целого ряда психосоматических нарушений и психиатрических заболеваний, увеличением числа суицидальных попыток и ростом профессиональных преступлений медицинских работников. Проведены исследования с целью установления эмоционального выгорания у 126 врачей-терапевтов с различным стажем работы и различного возраста с применением опросника В.В. Бойко. Согласно полученным данным, у врачей-мужчин в 46 % случаев формируется фаза резистенции, что свидетельствует о наличии у них психологически защитных механизмов. При этом формирование данных симптомов деформирует личность профессионала, характерным является неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям. У каждого третьего врача в стадии формирования находятся все три фазы: напряжение, резистенция, истощение; это указывает, что большинство врачей испытывает в процессе трудовой деятельности психоэмоциональное напряжение и стресс, которые провоцируют развитие симптомов эмоционального выгорания. Полученные результаты могут быть использованы для профилактики и преодоления эмоционального выгорания врачей-терапевтов.

Каждая профессия накладывает свой психологический отпечаток на личность человека, по-своему «деформируя» ее в ущерб общей гармонии. Профессия медработника не является исключением.

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Подверженными «эмоциональному выгоранию» признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [1-4].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидальных побуждений. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на чужую боль [ 1].

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) характеризуется исчезновением чувств и переживаний, негативным отношением к партнерам по общению, возникновением конфликтов, упадком настроения, потерей человеком представлений о ценности жизни.

Выгорание проявляется, с одной стороны, в душевном неблагополучии (дискомфорте), неудовлетворенности качеством личной жизни, а также в физическом недомогании. С другой стороны, оно отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.

С точки зрения сущности термина «эмоциональное выгорание» и реакции на него предложено несколько определений и понятий. С нашей точки зрения, наиболее отражает суть этого синдрома определение, предложенное В.В. Бойко (2004 г.) и другими исследователями. Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [2; 5-8].

Интерес к синдрому эмоционального выгорания у врачей вызван общей тенденцией к привлечению внимания исследователей к субъекту профессиональной деятельности в части влияния на него самого характера этой деятельности [9-11].

Эмоциональное выгорание - процесс достаточно коварный, поскольку подверженный этому синдрому человек довольно часто плохо осознает его симптомы. Он не видит себя со стороны и не может понять, что с ним происходит. На сегодняшний день этот синдром можно предупредить, а также лечить.

Синдром эмоционального сгорания развивается постепенно. Условно можно говорить о трех стадиях. Сначала приглушение эмоций, исчезает острота чувств и сладость переживаний. Вроде бы все пока нормально, но скучно и пусто на душе. Приглушены чувства к семье. Даже любимая пища стала грубой и пресной.

Потом приходят негативные чувства к людям, с которыми приходится работать: они начинают раздражать, в кругу своих коллег начавший «выгорать» профессионал с пренебрежением, а то и с издевкой рассказывает о своих подопечных. Далее он начинает чувствовать неприязнь к ним. И если на первых порах он легко сдерживает ее, то затем ему скрывать свое раздражение удается с трудом, и, наконец, следует выплеск озлобленности. Жертвой становится ни в чем не повинный человек, который ждал от профессионала помощи и человечности. Причем «выгорающий» специалист сам не понимает причины поднимающегося в нем раздражения.

Заключительная стадия - утрата профессиональных ценностей. Специалист по привычке может сохранять и апломб, и респектабельность, но если приглядеться к нему, то станут заметны «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие другого человека вызывает дискомфорт и реальное чувство тошноты - вплоть до рвоты. Вообще, синдром сгорания очень часто сопряжен с психосоматикой.

В физическом отношении профессионал постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами и т. д. [12].

Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать, - учеников, клиентов, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к клиентам (ученикам, пациентам и т. д.) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем станут прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации. Важное проявление выгорания - это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения обра-

зования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений -возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [1].

Специалисты в области выгорания отмечают, что развитие этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, и его последствия начинают ощутимо проявляться в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми. По концепции М. Бу-риша, в развитии синдрома профессионального выгорания выделяют несколько главных фаз [13-16].

Многие исследователи считают, что выгорание выступает отдельным аспектом стресса, потому оно определяется и исследуется в основном как модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры. Реакция выгорания начинается в большей степени как результат (следствие) требований, включающих стрессоры межличностного характера. Таким образом, оно представляет собой следствие профессионального стресса, в котором модель эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений есть результат действия разнообразных рабочих требований (стрессоров), особенно межличностной природы [1].

Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.

Увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса. Л. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость [17].

Стрессы на рабочем месте тесно связаны с выгоранием. Компоненты выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания, а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональную эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [18].

У людей, пораженных СЭВ, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

1) физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т. ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечнососудистой системы) [1];

2) эмоциональные симптомы (эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества). К врачу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать своим пациентам - не может войти в их положение, соучаствовать, сопереживать, реагировать. Причем некоторое время тому назад таких ощущений не было, и врач переживает их появление. Со временем эти проявления усиливаются и приобретают более устойчивый характер - положительные эмоции появляются все реже, а отрицательные - все чаще. Грубость, раздражительность, обиды, резкость и капризы становятся неотъемлемыми в эмоциональной сфере [6; 19-22].

Медицинский работник почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Его почти ничего не волнует, ничего не вызывает эмоционального отклика, ни положительные, ни отрицательные эмоции. Эти проявления эмоциональной защиты указывают на приобретенный характер за длительные годы работы с людьми. Человек постепенно начинает вести себя как робот-автомат при сохранении эмоции в других сферах деятельности [2; 16; 23-24];

3) поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и прочее; импульсивное эмоциональное поведение) [1];

4) интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

5) социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег) [1].

В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [25].

К внешним факторам относят уровни материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Многие психологи отмечают доминирующую роль этих факторов в возникновении выгорания.

К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, относят следующие факторы:

- склонность к эмоциональной ригидности;

- интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности;

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Т.В. Решетовой:

- неэмоциональность или неумение общаться;

- алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), что всегда связано с тревогой;

- трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

- люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т. д.) [18].

На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров - заказчиков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека. Плата высока - нервное перенапряжение.

Например, хирурги работают «на износ», ответственность и самоконтроль столь велики, что, по данным исследований, врачи этой медицинской специализации уходят из жизни раньше других своих коллег.

СЭВ наблюдается не только у специалистов с большим стажем работы, но и у молодых. Признаки эмоционального выгорания, истощения впервые появляются, как правило, в возрасте от 30 до 40 лет, когда частично утрачивается интерес к работе, деформируется отношение с пациентами и коллегами, негативно оцениваются собственные успехи, достижения. В это время появляется настойчивое желание уйти из профессии; некоторые так и делают, находя себя в новых специальностях, с иными заработками. Но таких немного.

По признанию самих врачей, это лишь кажущийся выход из ситуации, который влечет за собой новые фобии - утраты социального статуса и положения, устоявшегося коллектива и т. д.

Одна из особенностей профессии врача - необходимость единолично принимать решения. Эту свою профессиональную роль он переносит и на семейные отношения, что нередко приводит к кризисным ситуациям с близкими людьми и в семье.

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям. Так, по данным Т.Ю. Фокина, распространенность

сформированного синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов составляет 7,3 % [9]. В то же время отдельные признаки синдрома выявлены в 57,3 % случаях. Это свидетельствует о высоком уровне профессионального психоэмоционального напряжения у врачей-стоматологов. Причем наибольшая выраженность синдрома выгорания обнаруживается у врачей до 30 лет, что свидетельствует о высоком уровне дезадаптации в данной возрастной группе. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее - с редукцией профессиональных достижений.

Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их полоролевой ориентации. Так, установлено, что мужчины более чувствительны к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требуют от них демонстрации истинно мужских качеств, таких как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требуют от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения [26].

Кроме того, работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей [27].

У медицинских работников нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. В Англии среди всех случаев нетрудоспособности врачей 40 % связаны как раз с эмоциональным стрессом (Р. Бт8(Ше, 1995). Среди обследованных врачей общей практики и хирургов высокий уровень тревоги был выявлен в 39 % случаев, клинически выраженная депрессия -в 24 % случаев. Треть врачей принимают медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения. Установлено, что одним из факторов синдрома эмоционального выгорания является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер.

Существует определенные группы врачей, которые подвержены дополнительным стрессогенным воздействиям, в частности, врачи-женщины. Только 22 % женщин-врачей удовлетворены свой работой по сравнению с 48 % их коллег-мужчин. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют эмоциональное выгорание. Врачи испытывают более сильное выгорание по сравнению с обслуживающим персоналом больниц. Наиболее высок уровень выгорания - у врачей-онкологов, что объясняется постоянной конфронтацией с реальностью, сложностью болезни и высокой смертностью пациентов.

Согласно исследованиям Т.Ю. Фокиной, среди врачей-стоматологов выявлена значительная распространенность профессионального стресса и синдрома профессионального выгорания. Среди личностных характеристик, влияющих на их развитие, является интроверсия, сензитивность и эмоциональная лабильность [9].

Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.

Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчиненный», так и между коллегами [26].

Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания, - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т. д.)

Наиболее тесные корреляции обнаружены между выгоранием и удовлетворенностью трудом. Данный параметр имеет положительные корреляции со всеми тремя компонентами выгорания: эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений [18].

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами [28].

Профессиональная заболеваемость у медиков по сравнению с работниками других бюджетных отраслей очень высокая. Она в 30 раз выше, чем у учителей, и в 33 раза выше, чем в сфере торговли и ресторанном бизнесе, а по данным Всемирной организации здоровья (2002) продолжительность жизни врача составляет в среднем 54 года.

Существует чрезвычайно большое количество данных, посвященных массовому характеру алкогольной и наркотической зависимости врачей, особенно мужчин, причем авторы считают этот феномен следствием повышенного профессионального риска и непосредственно связывают его с синдромами хронической усталости и эмоционального выгорания.

Феномен эмоционального выгорания врачей следует рассматривать в двух аспектах:

1) как фактор снижения качества медицинского обслуживания и нарушения интересов пациента. Например, врач, потерявший интерес к работе, механически выполняет свои обязанности. Наиболее ярким симптомом при этом является реагирование без чувств и эмоций, которое свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Он не уделяет достаточного внимания пациентам, не хочет повышать квалификацию. Связка «врач -пациент» разрушается, и при этом довольно часто страдает качество лечения. И в какой-то момент он может оказать некачественную услугу, совершить ошибку. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда врач всем своим видом показывает, что мне «наплевать на вас»;

2) как медико-социальная проблема разрушения личности специалистов высокого класса в одной из массовых профессий гуманистического ряда.

Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщен-

ность и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу успешно проведенной операции или лечения, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, одобрение и уважение коллег; но и сожаление, угнетение из-за неправильного диагноза или ошибки в лечении, зависть к преуспевающим коллегам, разочарование в профессии и т. п.

По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» деятельности профессию врача следует отнести к профессиям высшего типа именно по необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности.

Труд большинства медицинских работников осуществляется в таких условиях, что на них воздействует комплекс неблагоприятных производственных факторов различной природы, нервно-эмоционального перенапряжения, высокой ответственности. К числу психологических стресс-факторов, эффект которых сказывается па медицинском персонале, относятся:

- большое количество контактов с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, которые несут отрицательную энергию;

- повышенные требования к профессиональной компетентности врача и к служению другим, самоотдаче;

- ответственность за жизнь и здоровье других людей;

- производственная среда с новыми факторами социального риска, такими как преступность, наркомания, бездомность и др.

Профессиональная деятельность работников сферы здоровья несет в себе потенциальную угрозу развития СЭВ. Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интроверсии имеют определенное значение в формировании СЭВ [1; 9].

Врач на уровне эмоционального переживания постоянно имеет дело со смертью. Она может выступать для него в трех формах:

1) реальная (бесполезность реанимационных мероприятий, смерть на столе хирурга);

2) потенциальная (от результатов деятельности врача, от его профессионализма зависит здоровье, а возможно, и жизнь человека);

3) фантомная (в виде ее могут выступать жалобы на состояние здоровья мнительного человека, страх и тревога хронического больного, взаимоотношения с родственниками тяжелобольных и даже представление о смерти в общественном сознании) [29].

В каждом из этих случаев для врача существует проблема невключения своих чувств в ситуацию. Это далеко не всегда удается, потому что со всеми этими образованиями (реальной, потенциальной и фантомной смертью) ему просто необходимо строить отношения. Естественно, что только эмоционально зрелая, целостная личность в состоянии решать эти задачи и справляться с подобными трудностями.

Сталкиваясь с негативными эмоциями, медицинский работник невольно и непроизвольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сам испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие

непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью.

Подвержены формированию СЭВ прежде всего те, кто осуществляет уход за тяжелыми больными с онкологическими заболеваниями, ВИЧ/СПИДом, в ожоговых и реанимационных отделениях. Сотрудники «тяжелых» отделений постоянно испытывают состояние хронического стресса в связи с негативными психическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями, напряженностью и сложностью труда и пр. А в результате постепенно формирующегося СЭВ возникают психическая и физическая усталость, безразличие к работе, снижается качество оказания медицинской помощи, порождается негативное и даже циничное отношение к пациентам [29]. Таким образом, специфика профессиональной деятельности медицинских работников является предпосылкой к развитию СЭВ.

Целью исследования является выявление наличия синдрома эмоционального выгорания у врачей-терапевтов. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие 126 врачей-терапевтов из медицинских учреждений г. Воронежа и г. Тамбова.

Выборка составила 80 женщин и 26 мужчин (врачи общей практики, хирурги, врачи-диагносты и др.).

Для изучения СЭВ была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.

Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три фазы «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса диагностируется на основе четырех характерных для нее симптомов (табл. 1).

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания; 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выраженности симптома; 3) находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания - сумма всех двенадцати симптомов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания». Индивидуально каждым врачом была заполнена анкета, проведена обработка первичных данных и определены количественные показатели выраженности СЭВ.

Из литературных источников известно, что подверженность выгоранию зависит от гендерных различий. Поэтому исследование было направлено на изучение уровня СЭВ у врачей-мужчин и врачей-женщин различного возраста 30-40 лет и 50-60 лет, т. е. имеющих различный профессиональный стаж.

Таблица 1

Симптомы эмоционального выгорания для разных фаз стресса

Фаза стресса № Симптом

1 Переживание психотравмирующих обстоятельств

Напряжение 2 Неудовлетворенность собой

3 «Загнанность в клетку»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Тревога и депрессия

1 Неадекватное эмоциональное реагирование

Резистенция 2 Эмоционально-нравственная дезориентация

3 Расширение сферы экономии эмоций

4 Редукция профессиональных обязанностей

1 Эмоциональный дефицит

Истощение 2 Эмоциональная отстраненность

3 Личностная отстраненность (деперсонализация)

4 Психосоматические и психовегетативные нарушения

601

50

40''" 30

20-К" 10 0

ш

__А___

□ не сформирована

□ формируется

□ сформирована

напряжения

резистенции

истощение

Рис. 1. Фазы СЭВ у врачей-мужчин в возрасте 30-40 лет

80 70 60 50 40 30 20 10 0

у*—71

1

1

7-

г* Л

□ не сформирована

□ формируется

□ сформирована

напряжения резистенции

истощение

Рис. 2. Фазы СЭВ у врачей-мужчин в возрасте 50-60 лет

С целью анализа полученных данных нами выделены 2 группы врачей-мужчин: первая группа - в возрасте 30-40 лет; вторая группа - в возрасте 50-60 лет.

Результаты распределения врачей по сформирован-ности фаз СЭВ представлены на рис. 1-2.

Согласно полученным данным у большинства врачей-мужчин (46 %) в возрасте до 40 лет была сформирована фаза резистенции. Это свидетельствует о нали-

чии у них развитых психологических защит и механизмов сопротивления.

В то же время фаза напряжения у большинства (55 %) из них не сформирована, равно как и фаза истощения - 42 %.

У каждого третьего врача первой группы в стадии формирования находятся все три фазы: напряжения (35 %), резистенции (32 %) и истощения (42 %). Это

Таблица 2

Формирование симптомов фазы напряжения СЭВ у врачей-мужчин различных возрастов (%)

№ Симптомы Не сформирован Формируется Сформи рован

п/п гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр 2 гр. 1 гр. 2

1 Переживание психотравмирующих обстоятельств 75 70 25 30 - -

2 Неудовлетворенность собой 84 64 14 35 - -

3 «Загнанность в клетку» 86 84 13 14 1 2

4 Тревога и депрессия 50 72 29 14 21 14

Фаза напряжения 55 44 35 36 10 20

указывает на то, что большинство специалистов испытывают в процессе трудовой деятельности психоэмоциональное напряжение и стресс, которые провоцируют развитие симптомов эмоционального выгорания.

У большинства врачей-мужчин (72 %) в возрасте 50-60 лет была сформирована фаза резистенции, у 14 % она находилась на этапе формирования.

В то же время фаза истощения была сформирована у лиц данной группы в 30 % случаев. Формирование этой фазы наблюдалось у 29 % врачей, а ее отсутствие констатировано в 41 % наблюдений.

Полученные данные свидетельствуют о том, что врачи различных специальностей в процессе своей трудовой деятельности постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение, способствующее развитию синдрома эмоционального выгорания.

Представляет определенный интерес формирование отдельных симптомов различных фаз СЭВ у врачей-мужчин (табл. 2).

Анализ симптомов фазы напряжения показал, что симптом эмоционального выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» формируется у 25 % врачей группы 1 и 30 % врачей группы 2.

В фазе напряжения данный симптом является наиболее выраженным у медицинских работников и проявляется усиливающимся осознанием психотравми-рующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы, раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование.

Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». Однако у 75 % врачей 1 группы и 70 % врачей 2 группы данный симптом не сформирован.

Синдром «неудовлетворенность собой» был сформирован у 2 % врачей в возрасте 30-40 лет и в 1 % наблюдений у врачей 2 группы. Медицинские работники с проявлениями этого синдрома испытывают недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя. Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах «выго-

рания» они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту. У большинства медицинских работников данные симптомы не сформированы.

Симптом «загнанности в клетку» был сформирован у 1 % врачей-мужчин в возрасте 30-40 лет и 2 % случаев в возрастной группе 50-60 лет. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса. То есть психотравмирующие обстоятельства влияют на медработников, и притом, что и устранить их невозможно, они переживают чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика.

Такой симптом эмоционального выгорания, как «тревога и депрессия» был сформирован у 21 % врачей-мужчин в возрастном интервале 30-40 лет и в 14 % случаев в возрасте 50-60 лет. У большинства (50 %) врачей 1 группы и 72 % 2 группы данный симптом не сформирован. Этот синдром обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания врачами ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.

Результаты диагностики сформированности симптомов фазы напряжения СЭВ представлены на рис. 3.

Фаза резистенции была сформирована у большинства врачей различных возрастных периодов. Рассмотрим сформированность отдельных ее симптомов (табл. 3).

Симптом «неадекватного эмоционального реагирования» является наиболее выраженным в данной фазе. Он сформирован у 55 % врачей в возрасте 30-40 лет и у 72 % в возрасте 50-60 лет. В 30 % случаев первой группы и в 14 % наблюдений второй этот симптом находится в стадии формирования.

Выраженность данного синдрома - несомненный «признак выгорания». Он показывает, что медицинские работники перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, демонстрируя последнее.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» выражен у 29 % мужчин в возрасте 30-40 лет и у 21 % в возрасте 50-60 лет, в то время как у большинства медицинских работников он находится в стадии формирования. Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с пациентами и коллегами.

60 50 40 30 20 10 0

71

/

□ врачи-мужчины, возраст 30-40 лет (группа 1)

□ врачи-мужчины, возраст 50-60 лет (группа 2)

Рис. 3. Сформированность симптомов фазы напряжения СЭВ у врачей-мужчин различного возраста (%): 1 - переживание психо-травмирующих обстоятельств; 2 - неудовлетворенность собой; 3 - «загнанность в клетку»; 4 - тревога и депрессия

1

2

3

4

Таблица 3

Распределение врачей-мужчин по сформированности симптомов фазы резистенции СЭВ (%)

№ Симптомы Не сформирован Формируется Сформирован

п/п гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2

1 Неадекватное эмоциональное реагирование 15 14 30 14 55 72

2 Эмоционально-нравственная дезориентация 33 36 38 43 29 21

3 Расширение сферы экономии эмоций 46 26 19 41 43 33

4 Редукция профессиональных обязанностей 25 18 28 25 46 57

Фаза резистенции 22 14 32 14 46 72

Следовательно, большая часть врачей испытывают потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к пациенту, они защищают свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

Симптом «расширения сферы экономии эмоций» был сформирован в 43 % случаев у мужчин в возрасте 30-40 лет и у 33 % в возрастном периоде 50-60 лет. У 46 % врачей-мужчин 1 группы и 26 % врачей второй группы он не сформирован, в то время как у 19 % первой группы и 41 % мужчин второй группы он формируется.

Сформированность данного симптома свидетельствует о том, что врачи устают на работе от контактов, разговоров, ответов на вопросы, и им уже не хочется общаться даже с близкими. И часто именно домашние становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания. На службе специалисты еще общаются соответственно нормативам и обязанностям, а дома они замыкаются.

В данной выборке симптом «редукции профессиональных обязанностей» был сформирован у 46 % лиц 1 группы и у 57 % врачей 2 группы. В 28 % случаев у врачей-мужчин 1 группы и в 25 % наблюдений у врачей-мужчин 2 группы данный симптом находится в стадии формирования. Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат [2-4]. Врач не находит

нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным, что порой приводит к неправильной интерпретации полученных данных и, как следствие, ошибке в диагностике и лечении.

Тревожным является то, что у половины врачей-мужчин в возрастном периоде 30-40 лет и 50-60 лет симптом «редукция профессиональных обязанностей» не только сложился, но и является доминирующим в фазе «Резистенция» (рис. 4).

Распределение врачей обеих групп по уровню сформированности симптомов фазы истощения представлено в табл. 4.

У большинства врачей фаза «истощения» находится в стадии формирования. Данная фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

Согласно полученным данным, симптом «эмоционального дефицита» был сформирован у 29 % врачей 1 группы и у 27 % врачей 2 группы. Однако у большинства врачей в возрасте 30-40 лет (43 %) и 50-60 лет (46 %), данный симптом не сформирован. Данный симптом проявляется в уверенности, что эмоционально человек уже не может помогать субъектам своей деятельности [6; 19-21]. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать, усили-

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

□ врачи-мужчины, возраст 30-40 лет (группа 1)

□ врачи-мужчины, возраст 50-60 лет (группа 2)

1

2

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

Рис. 4. Сформированность симптомов фазы резистенции СЭВ у врачей-мужчин обеих групп: 1 - неадекватное эмоциональное реагирование; 2 - эмоционально-нравственная дезориентация; 3 - расширение сферы экономии эмоций; 4 - редукция профессиональных обязанностей

Таблица 4

Сформированность симптомов фазы истощения СЭВ у врачей обеих групп (%)

№ п/п Группы врачей Не сформирован Формируется Сформирован

Симптомы гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2 гр. 1 гр. 2

1 Эмоциональный дефицит 43 46 28 27 29 27

2 Эмоциональная отстраненность 50 51 21 36 13 29

3 Личностная отстраненность 46 51 25 29 29 20

4 Психосоматические и психовегетативные нарушения 61 43 18 36 21 21

Фаза истощения 43 41 42 29 15 30

вать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу. О том, что это не что иное, как эмоциональное выгорание, говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита».

Симптом «эмоциональной отстраненности» сформирован у 29 % врачей-мужчин в возрасте 30-40 лет и лишь в 13 % случае в возрасте 50-60 лет. У 21 % врачей 1 группы и 36 % врачей 2 группы этот симптом формируется. У большинства врачей обеих групп данный симптом «эмоциональной отстраненности» не сформирован, составляя 50 и 51 % соответственно. В случае сформированности данного симптома врачи полностью исключают эмоции из сферы своей профессиональной деятельности. Их почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат.

В других сферах он живет полнокровными эмоциями [2; 16; 23-24; 30-33].

Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Пациенты таких медицинских работников обычно переживают проявленное к ним безразличие и могут быть глубоко травмированы.

Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» был сформирован у 29 % мужчин в возрасте 30-40 лет, а также лишь у 7 % врачей в возрасте 50-60 лет. У большинства врачей он так же, как и предыдущий симптом, не сформирован.

Данный симптом проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций - с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В бо-

70 60 50 40 30 20 10 0

□ врачи-мужчины, возраст 30-40 лет (группа 1)

□ врачи-мужчины, возраст 50-60 лет (группа 2)

Рис. 5. Сформированность симптомов фазы истощения СЭВ у врачей обеих групп: 1 - эмоциональный дефицит; 2 - эмоциональная отстраненность; 3 - личностная отстраненность; 4 - психосоматические и психовегетативные нарушения

60-, 50 40 30 20 10 0

Ж -

□ врачи-мужчины, возраст 30-40 лет (группа 1)

□ врачи-мужчины, возраст 50-60 лет (группа 2)

Рис. 6. Результаты совокупности сформированности различных фаз у врачей-мужчин обеих групп: 1 - сформирована 2 фаза; 2 -сформированы все фазы; 3 - сформирована 1 фаза; 4 - отсутствие фаз СЭВ

1

2

3

4

1

2

3

4

лее тяжелых формах «выгорания» личность резко защищает свою антигуманистическую философию «ненавижу», «презираю». В этих случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности - неврозоподобными психопатическими состояниями. Таким врачам, безусловно, противопоказана профессиональная деятельность с людьми.

Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» сформирован у 21 % врачей обеих групп. У большинства медицинских работников он также не сформирован.

Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний [13; 34-38].

Результаты исследования сформированности симптомов фазы истощения СЭВ представлены на рис. 5.

Таким образом, в процессе диагностики эмоционального выгорания мы установили, что наиболее выраженными у врачей являются такие симптомы эмоционального выгорания, как переживание психотрав-мирующих обстоятельств (сформировавшийся симптом), неадекватное эмоциональное реагирование - у 55 и 72 % врачей 1 и 2 группы, редукция профессиональных обязанностей - у 46 % врачей в 1 группе и у 57 % во второй группе.

Наименее выраженными симптомами эмоционального выгорания у врачей являются неудовлетворенность собой (сложившийся симптом только в 2 % случаев у лиц в возрасте 30-40 лет и в 1 % наблюдений в возрасте 50-60 лет), «загнанность в клетку» (сложившийся симптом - у 1 % лиц первой группы и в 2 % у лиц второй группы).

Результаты проведенного анализа сформированно-сти различных фаз представлены на рис. 6.

Полученные результаты показали, что среди врачей есть лица, у которых полностью не сформирована ни

60 50 40 30 20 10 0

rt

*

напряжения резистенции истощение

Рис. 7. Сформированность фаз СЭВ у врачей-женщин 30-40 лет

□ не сформирована

□ формируется

□ сформирована

80

70

60

50

40

30

20

10

0

напряжения резистенции

Рис. 8. Сформированность фаз СЭВ у врачей-женщин 50-60 лет

Е

истощение

□ не сформирована

□ формируется

□ сформирована

одна фаза - 50 % у врачей первой группы и у 52 % второй соответственно, у 25 % врачей первой группы и у 35 % второй группы была сформирована только одна фаза, все фазы были сформированы у 11 % врачей первой группы и в 15 % случаев у врачей второй группы. Две фазы были сформированы у 14 % врачей в возрасте 30-40 лет и у 15 % в возрасте 50-60 лет (рис. 6).

Аналогичное исследование по выявлению уровня СЭВ было проведено с врачами-женщинами двух возрастных групп 20-40 лет и 50-60 лет (рис. 7-8).

Существует классификация профессий, предложенная А.С. Шафрановой еще в 1925 г., в основу которой положены критерии «трудности» и «вредности» деятельности [39].

По роду своей деятельности медицинские работники подвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса, к которым относятся: вредные химические вещества и биологические агенты, ионизирующие излучения, шум, вибрация, канцерогены, высокое нервно-психическое напряжение, вынужденное положение тела во время работы, перенапряжение анализаторных систем и др.

Существует общая обеспокоенность относительно того, что сама по себе специальность врача способствует развитию болезненных состояний. Это проявляется как разочарование в профессии и деморализация, нарастающая склонность к размышлению о том, чтобы оставить эту профессию, а также в ухудшении состояния психического и соматического здоровья практи-

кующих врачей, снижении устойчивости браков среди медиков, развитии склонности к употреблению психоактивных веществ, алкоголя, суицидам и росту профессиональных преступлений среди медицинских работников [30-33; 40].

Практическое исследование показало, что у большинства врачей сформирована фаза резистенции, симптомы которой отражают сформированность защитных механизмов, механизмов сопротивления психотравми-рующим воздействиям, при этом сформированность данных симптомов деформирует личность профессионала. Характерными является неадекватность эмоциональных реакций, формальное отношение к своим обязанностям, врач как бы принимает позицию «ничего личного».

Исследование не выявило преобладания среди врачей работников со сформированной фазой истощения, что говорит о высокой сопротивляемости стрессу.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке методов профилактики и преодоления эмоционального выгорания в частности и профессиональной деформации личности в целом медицинских работников и представляют интерес для психологов, специалистов по работе с персоналом и руководителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 338 с.

2. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., 2003. 448 с.

3. Van Yperen N. W. Informational support, equity and bumout: The moderatin effect of self-effi cacy // J. of Occupat. Psychol. 2004. V. 71. № 1. P. 29-33.

4. Perlman B., Hartman E. A. «Burnout»: summary and future and research // J. Human relations. 1982. V. 14. № 5. P. 153-161.

5. Психология здоровья: учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.

6. Касимовская Н.А. Внедрение школ профессионального здоровья в методологию диспансеризации - одно из направлений сохранения здоровья медицинских работников // Общественное здоровье, управление здравоохранением и подготовка кадров: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 85-летию кафедры общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики им. И.М. Сеченова. М., 2007. С. 179-181.

7. Kyriacou C. Teacher stress and burnout: An international review // Educat. Res. 1987. V. 29. P. 38-44.

8. Pines A., Aronson E. Career burnout: causes and cures. N. Y., 1988. 321 p.

9. Фокина Т.Ю. Личностно-психологические аспекты синдрома злокачественного выгорания у врачей-стоматологов: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2009.

10. Судаков К.В. Новые акценты классической концепции стресса // Бюл. экспер. биол. и мед. 1997. Т. 2. С. 124-130.

11. Китаев-Смык Т.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.

12. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. С. 443-463.

13. Кайбышев В.Т. Профессионально детерминированный образ жизни и здоровье врачей в условиях современной России // Медицина труда и пром. экология. 2006. № 12. С. 21-26.

14. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005. 336 с.

15. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб., 2003. 1312 с.

16. Tang C.S-K., Lau B.H-B. Gender role stress and bumout in Chinese human service professionals in Hogn Kong // Anxiety, Stress and Coping: An Int. J. 1996. V. 9. № 3. P. 217-227.

17. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 90-101.

18. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. № 43. С. 25-32.

19. Barth A.R. Burnout bei Lehrern. Gottingen: Hogrefe, 1992. 215 S.

20. Schaufeli W.B., Enzmann D. The Bumout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC, 1999. 128 p.

21. Klis M., Ronginska Т., Gaida W., Schaarschmidt U. Zdrowie psy-chiczne w zawodzie nauczycielskim // J. Zespo wypalenia zawodowe-go a cechy osobowosci nauczycieli. Zielona Gora; Potsdam, 1998. № 32. P. 53-58.

22. Балахонов А.В., Белов В.Г., Пятибрат Е.Д., Пятибрат А.О. Эмоциональное выгорание у медицинских работников как предпосылка астенизации и психосоматической патологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Вып. 3. С. 57-71.

23. Maslach C., Jackson S.E. The role of sex and family variables in burnout // Sex Roles. 1985. V. 12. P. 41-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Paine W.S. Job Stress and Burnout. Beverly Hills, 1982. V. 9. P. 44-50.

25. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер, 1999. 105 с.

26. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. М., 1998. № 8. С. 84-89.

27. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1996. 154 с.

28. Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-

западного региона России // Гигиена и санитария. М.: Медицина, 2003. № 3. С. 24-27.

29. Захаров С. Синдром выгорания у врачей. URL: http://forums. rusmedserv.com/ show thread. php? t=8748 (дата обращения: 03.02.2015).

30. Огнерубов Н.А. Профессиональные преступления медицинских работников: автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2014.

31. Огнерубов Н.А. Ятрогении в медицинской деятельности: уголовно-правовой аспект. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2010. 144 с.

32. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания как детерминанта преступности в сфере медицинской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 1. С. 245-247.

33. Огнерубов Н.А. Криминологические аспекты профессионального выгорания медицинских работников // Наука образование и бизнес: проблемы перспективы, интеграция: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. М., 2013. С. 122-123.

34. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб., 2004. 474 с.

35. Kondo K. Burnout syndrome // Asian medical. 2001. № 34. P. 34-42.

36. Lazarus R.S., Folkman S. Transactional theory and research on emotions and coping // Eur. J. of Personality. 1987. V. 1. P. 141-169.

37. Maslach C. Burnout: a social psychological analysis // The burnout syndrome: current research, theory, interventions / еd. J.W. Jones. L., 1982. V. 11. № 78. P. 78-85.

38. Maslach C. Understanding burnout: Defi nitional issues in analyzing a complex phenomenon // Job Stress and Burnout. V. 9 / еds. W.S. Paine. Beverly Hills, 1982. P. 26-31.

39. Шафранова А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения. М., 1925. 280 с.

40. Freudenberger H.J. Staff burn-out // J. of Social Issues. 1994. V. 30. P. 159-165.

Поступила в редакцию 4 марта 2015 г.

Ognerubov N.A., Ognerubova M.A. SYNDROME OF EMOTIONAL FADING AT THERAPISTS

Literary review of syndrome of emotional fading at doctors of different occupations was described. Interest to syndrome of professional fading at doctors is determined by tendency of humanization of modern science, drawing attention of researchers to the subject of professional activity and influence on it of this activity. World-wide organization of health keeping recognized that the syndrome of emotional fading requires medical intervention. ICI-10 it is marked into separate diagnostic taxon. relevance of this syndrome is determined by appearance of full raw of psychosomatic abnormalities and psychiatric disease, by increasing of amount of suicidal attempts and increasing of professional crimes of medical workers. Research was made to determine emotional fading at 126 therapists with different working experience and different age with use of inquirer of V.V. Bioko. According to data, at 46 % of male doctors is formed the phase of resistance, which tell us that they have psychological protecting mechanisms. Wherein forming of the symptoms deforms personality of the professional worker, characterized feature is inadequacy of emotional reactions, formal relation to duties. every third doctor at the stage of forming has all three stages: tension, resistance, fading, this shows that most of doctors experiences at the process of working activity psychological and emotional tension and stress, which lead to development of symptoms of emotional fading. The results may be used for preventive measures and overcoming of emotional fading of therapists.

Key words: emotional stress; syndrome of emotional fading; therapist.

Огнерубов Николай Алексеевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой онкологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, e-mail: ognerubov_n.a@mail.ru

Ognerubov Nikolay Alekseyevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Medicine, Professor, Head of Oncology, Operative Surgery and Topographical Anatomy Department, e-mail: og-nerubov_n.a@mail.ru

Огнерубова Марина Александровна, Медико-санитарная часть № 97 Федерального медико-биологического агентства России, г. Воронеж, Российская Федерация, врач, e-mail: ognerubov_n.a@mail.ru

Ognerubova Marina Aleksandrovna, Medical Sanitary Union № 97 of Federal Medical Biological Agency of Russia, Voronezh, Russian Federation, Doctor, e-mail: ognerubov_n.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.