УДК 159.923.33
ПОДВЕРЖЕННОСТЬ КИБЕРБУЛЛИНГУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Евгения Юрьевна Волчегорская, доктор педагогических наук, профессор, Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск
Аннотация
В статье рассмотрена проблема подверженности явлениям кибербуллинга учащихся начальной школы. Проведен анализ изучения распространения различных проявлений электронной виктимизации с помощью методики The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 на группе учащихся 2-х-4-х классов в возрасте 8-11 лет в количестве 265 человек. Результаты исследования позволяют констатировать широкую распространенность явлений кибербуллинга среди младших школьников и увеличение частоты его проявлений к окончанию начальной школы.
Ключевые слова: виктимизация, буллинг, кибербуллинг, учащиеся начальных классов.
EXPOSURE TO CYBER-BULLYING OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
Evgeniya Yuryevna Volchegorskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Frolova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article deals with the problem of susceptibility to cyberbullying phenomena of primary school students. The analysis of the study of the spread of various manifestations of electronic victimization, using the technique The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 for a group of the students in grades 2-4 at the age of 8-11 years in the number of 265 people has been undertaken.
The results of the study allow us to state the wide prevalence of cyberbullying phenomena among the younger students and increase in the frequency of its manifestations by the end of primary school.
Keywords: victimization, bullying, cyberbullying, elementary school students.
ВВЕДЕНИЕ
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых удивительных явлений последнего времени, в связи с чем наряду обыденной межличностной коммуникацией нередко возникает проблема буллинга (от англ. bullying -запугивание, издевательство), под которым понимают травлю одного человека со стороны другого человека или же группы лиц.
Значительная доля буллинга приходится на детей школьного возраста, однако случаи травли можно встречать и во взрослой среде: к примеру, в армии или в рабочих коллективах.
Согласно исследованиям компании Microsoft, Россия занимает первое место среди 25 стран мира по проявлениям травли. Около 50% российских детей и молодых людей в возрасте от 8 до 17 лет подвергались он-лайн действиям, которые могли бы характеризовать как насильственные. 49% респондентов знают о возможности травли в сети, 67% - испытывают беспокойство по этому поводу, 49% - подвергались травле в режиме on-лайн, 71% - off-лайн, 86% - обоим видам насилия [5].
Подверженность детей агрессии, которую можно определить, как целенаправленное причинение вреда физического или психологического характера человеку, который этого
не желает, особенно в условиях образовательной организации, что может иметь серьезные негативные психосоциальные и академические последствия. По данным исследований, объектам агрессии свойственны негативное самоощущение, более низкая самооценка, депрессия, тревога, суицидальные тенденции и более высокий абсентеизм во взрослом возрасте [3].
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 30% детей подвергаются травле и унижениям, более 10% детей в возрасте 11 лет регулярно сталкиваются с явлениями кибербуллинга (преследования в Сети).
Ежедневно примерно 90% детей в возрасте от 12 лет выходят в интернет, причем 50% из них не имеют понятия о принципе конфиденциальности. Дети все чаще обращаются на горячую линию «Дети онлайн», осуществляющую психологическую помощь с жалобами на кибербуллинг (преследование в интернете, проявление он-лайн агрессии). 64% пользователей старше 12 лет используют для выхода в интеренет мобильные устройства.
Более 50% родителей считают, что пользование интернет несет опасность для их детей (большое количество ненужной и даже опасной информации, вред для здоровья, опасность возникновения зависимости, нежелание читать книги, отказ от прогулок и занятий спортом, отрицательное влияние на успешность в учебе), однако только 14% родителей знают о наличии компьютерных программ, которые закрывают доступ к опасным сайтам.
Из инструмента, позволяющего облегчить и интенсифицировать деятельность, расширить возможности человека, компьютер превращается в непременный атрибут его межличностных отношений, которые, чаще всего, осуществляются в режиме он-лайн.
В данной статье будет рассмотрена конкретная разновидность буллинга -суЬегЬи11у1^. СуЪегЪи11у1^ (от англ. кибер-травля) - это термин, относящийся к множеству форм притеснения с применением цифровых технологий.
Это понятие возникло в 2000-х годах и тесно связано с повсеместным распространением травли в сети школьниками в возрасте от девяти до двенадцати лет.
Исследователи выделяют кибербуллинг как отдельное направление травли.
Кибербуллинг представляет собой ряд преднамеренных, систематических агрессивных действий индивида или группы лиц, направленное против жертвы, неспособной к самозащите и осуществляемое в форме электронного взаимодействия.
Кибербуллинг сегодня - универсальный метод самоутвердиться в обществе. Это не стоит практически никаких денег, доступ в Интернет есть у каждого, и по итогам деятельности непросто определить исполнителя. В результате кибербуллинг приобретает особую популярность именно среди школьников, для которых, с одной стороны, очень важно добиться общественного признания, с другой стороны, у них зачастую не хватает ресурсов, сил и выдержки, для того чтобы утвердиться самостоятельно.
Вследствие этого крайне популярно самоутверждение за счет окружающих, построенное на принципе «самовозвышения» за счет унижения других.
В настоящее время проблема виртуального давления приобретает свою актуальность в связи с тем, что под угрозой находится психологическая безопасность человека, которая является одним из важных условий полноценного развития личности ребёнка, сохранения и укрепления его психического здоровья.
Участившиеся случаи суицида, как последствия кибербуллинга, среди детей и подростков привлекают сегодня пристальное внимание всех участников образовательных отношений. Увеличение случаев интернет-агрессии объясняется возможностью анонимных контактов, снижением чувства вины, связанным с невозможностью отследить реакцию жертвы [1; 2].
Особую озабоченность вызывает неуклонное снижение возрастных границ кибербуллинга, с которым сталкиваются дети, начиная с младшего школьного возраста.
Выявлению распространенности кибербуллинга среди учащихся начальных классов посвящено данное исследование.
МЕТОДИКА
Выборку составили 265 учащихся начальных классов в возрасте 8-11 лет (80 учащихся 2 класса, 92 учащихся 3 класса и 93 учащихся 4 класса).
В качестве инструмента исследования подверженности кибербуллингу применялась адаптированная методика The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 (MPVS-24), предназначенная для оценки прямой и косвенной виктимизации: 24 формы, виктимизирующих действий [4]. Нами был изучен один вид виктимизации (электронная виктимизация). Были изучены 4 формы виктимизирующих воздействий, имеющих отношение к кибербуллингу: «посылают мне неприятные сообщения по электронной почте», «пишут плохое обо мне в социальной сети «ВКонтакте», «Одноклассники» и др.», «пишут неприятные вещи обо мне в чате «Viber», «WhatsApp» и др.», «присылают неприятные СМС».
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Методика The Multidimensional Peer Victimization Scale-24 позволила выявить, что хотя бы один раз подвергались различным формам электронной виктимизации 146 учащихся 2-х-4-х классов (55,09%). Из них более одного раза испытывали виктимизирующие воздействия 30,94% школьников.
Таблица 1 - Данные по видам виктимизации, которым были подвержены испытуемые
Проявления электронной виктимизации 2 класс (N=80) 3 класс (N=92) 4 класс (N=93)
хотя бы один раз не один раз хотя бы один раз не один раз хотя бы один раз не один раз
N % N % N % N % N % N %
Присылают неприятные письма 3 3,75 1 1,25 11 11,96 6 6,52 21 22,58 19 20,43
Пишут неприятные вещи в социальной сети 6 7,50 3 3,75 9 9,78 5 5,43 14 15,05 8 8,60
Пишут гадости в чате 8 10,00 3 3,75 11 11,96 6 6,52 23 24,73 15 16,13
Пишут гадкие СМС 4 5,00 1 1,25 17 18,48 6 6,52 19 20,43 9 9,68
15,85 15,09
ГШ
9,06
6,04
I
Присылают неприятные Пишут неприятные вещи Пишут гадости в чате Пишут гадкие СМС письма в социальной сети
Хотя бы один раз ■ Неоднократно Рисунок 1 - Распределение испытуемых по проявлениям электронной виктимизации (в %)
Чаще всего учащиеся читают о себе неприятные вещи в чатах (хотя бы один раз сталкивались с этим явлением 15,85% всех обследованных и неоднократно 9,06%) и получают неприятные СМС (15,09% однократно и 6,04% систематически). Получают неприятные письма по электронной почте 13,21% младших школьников, причем достаточно часто 9,81% детей. С травлей в социальных сетях сталкивались хотя бы один
раз 10,94% испытуемых, систематически читают о себе неприятные сообщения в сетях 6,04% детей младшего школьного возраста. Таким образом, чаще всего дети систематически подвергаются электронной виктимизации в форме получения неприятных писем по электронной почте и публикации неприятных сообщений в чате.
Данные исследований свидетельствуют о возрастании случаев подверженности электронной виктимизации у детей от 2 к 4 классу, что, по-видимому, связано с овладением компьютерными технологиями.
Учащиеся 2-х классов чаще всего впервые сталкиваются с явлениями электронной виктимизации в форме оскорбительных сообщений в чате (10,00%) и социальных сетях (7,50%), реже всего в виде писем, получаемых по электронной почте (3,75%).
Учащиеся 3-х классов чаще всего знакомятся с явлениями электронной виктимизации в виде получения неприятных СМС (18,48%), оскорблений в чате и получения писем по электронной почте (по 11,96%).
Большее количество учащихся 4-х классов однократно подверглись электронной виктимизации в форме неприятных сообщений в чате (24,73%) и писем, получаемых по электронной почте (22, 58%).
Анализ систематических проявлений электронной виктимизации показывает, что учащиеся 2-х классов чаще всего подвергаются травле в чате и социальной сети ( по 3,75%), 3-х классов по электронной почте, в социальной сети и мобильной сети (по 6,52%), для учащихся 4-х классов актуальным средством травли становится электронная почта (290,43%) и чаты (16,13%).
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет утверждать о достаточно широкой распространенности явлений кибербуллинга в начальной школе.
Младшие школьники подвергаются практически всем изученным формам электронной виктимизации.
Наблюдается увеличение систематической травли детей на протяжении обучения в начальных классах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зинцова, А.С. Социальная профилактика кибербуллинга // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. - 2014. - № 3 (35). - С. 122-128.
2. Ксенофонтова, И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг / И.В. Ксенофонтова // Фольклор и Интернет : сборник статей. - М. : [б.и.], 2009. - С. 285-294.
3. Patterson, L.J. Adolescent Bystander Behavior in the School and Online Environments and the Implications for Interventions Targeting Cyberbullying / L.J. Patterson, A. Allan, D. Cross // Journal of School Violence. - 2017. - Vol. 4. - No 16. - Р. 361-375.
4. Mynard, H. Development of the multidimensional peer-victimization scale / H. Mynard, S. Joseph // Aggressive Behavior. - 2000. - Vol. 2. - No 26. - Р. 169-178.
5. Online Bullying Among Youth 8-17 Years Old-Russia // URL : WW Online Bullying Survey -Executive Summary - Russia_Final.pdf. - Дата обращения 01.09.2019.
REFERENCES
1. Zintsova, A.S. (2014), "Social prevention of cyberbully", Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, Vol. 35, No 3, pр. 122-128.
2. Ksenofontova, I.V. (2009), "The specificity of communication in terms of anonymity: memet-ics, onigbog", The Internet and folklore. A collection of articles, Ed. Kargin A.S., State Republican center of Russian folklore, Moscow, pр. 285-294.
3. Patterson, Lisa J. Allan, A. and Cross, D. (2017), "Adolescent Bystander Behavior in the School and Online Environments and the Implications for Interventions Targeting Cyberbullying", Journal of School Violence, Vol. 4, No 16, Рр. 361-375.
4. Mynard, H. and Joseph, S. (2000), "Development of the multidimensional peer-victimization scale", Aggressive Behavior, Vol. 2, No 26, Pp. 169-178.
5. Online Bullying Among Youth 8-17 Years Old-Russia (2019), available at: WW Online Bullying Survey - Executive Summary - Russia_Final.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.10.2019
УДК 159.937
«АНТИЦИПАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ», КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА, С ПОЗИЦИИ НЬЮТОНОВСКОЙ ПАРАДИГМЫ И КАТЕГОРИЙ ПРИЧИННОСТИ АРИСТОТЕЛЯ
Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, Галина Владимировна Пантелеева, кандидат психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассмотрена научная проблема теоретического исследования и моделирования антиципации, антиципационных систем и антиципационного управления с позиции ньютоновской парадигмы и категорий причинности Аристотеля. Как оказалось, так называемая аристотелевская «конечная причина» не очень хорошо соответствует ньютоновской парадигме, но очень хорошо подводит теоретическую базу под объяснение механизмов антиципации в органических системах.
Одним из первых эту проблему поднял американский биолог Роберт Розен, идеи которого чудесным образом сочетаются с идеями российских и советских психологов ХХ века.
Ключевые слова: антиципация, упреждение, упреждающие системы, упреждающее управление, ньютоновская парадигма, категории причинности Аристотеля.
"ANTICIPATION CONTROL", AS A DISTINCTIVE FEATURE OF THE ORGANIC WORLD, FROM THE PERSPECTIVE OF THE NEWTONIAN PARADIGM, AND THE ARISTOTELIAN CATEGORIES OF CAUSALITY
Igor Anatolyevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, Galina Vladimirovna Panteleeva, the candidate of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Annotation
The article considers the scientific problem of theoretical research and modeling of anticipation, anticipation systems and anticipation control from the perspective of the Newtonian paradigm and Aristotelian categories of causality. As it turned out, the so-called Aristotelian "final cause" does not correspond very well with the Newtonian paradigm, but it very well brings the theoretical basis for explaining the mechanisms of anticipation in organic systems.
One of the first to address this problem was the American biologist Robert Rosen, whose ideas miraculously combine with the ideas of Russian and Soviet psychologists of the twentieth century.
Keywords: anticipation, anticipatory systems, anticipatory control, Newtonian paradigm, and the Aristotelian categories of causality.
До сих пор в науке однозначно не решен вопрос с понятием «антиципации», «упреждения» в биологических системах. С ее биологическими механизмами. И, далее, с такими производными от биологии, как биомеханика и психология, где антиципация играет одну из ключевых ролей в поведении. В частности, в поведении атлетов в экстремальных условиях спортивных состязаний.
Роберт Розен (Robert Rosen) в своих фундаментальных работах, посвященных антиципации (1979-2012), указывал, что упреждающее управление (anticipatory control)