Научная статья на тему 'РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / БУЛЛИНГ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баталов Дмитрий Рамильевич

В статье анализируются вопросы, связанные с профилактикой буллинга в школьной среде среди детей младшего школьного возраста. Рассматривается генезис данного понятия, концептуальные подходы к организации превентивных мер. Характеризуются виды буллинга и факторы, провоцирующие агрессивное поведение. Описываются модели воспитания в семье, которые могут приводить к буллингу (гиперопека, гипоопека, сверхтребовательность). Выделяются психолого педагогические особенности детей младшего школьного возраста (конформность, приобретение определённого статуса в группе, процессы самоидентификации). Автором выявлены технологии, значительно снижающие уровень агрессии и нивелирующие проявления буллинга в школьной среде среди детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF BULLYING AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article analyzes issues related to the prevention of bullying in the school environment among children of primary school age. The genesis of this concept, conceptual approaches to the organization of preventive measures are considered. The types of bullying and factors provoking aggressive behavior are characterized. Models of upbringing in the family are described that can lead to bullying (hyper-custody, hypocustody, overdemanding). The psychological and pedagogical features of children of primary school age are distinguished (conformity, the acquisition of a certain status in a group, the processes of selfidentification). The author identified technologies that significantly reduce the level of aggression and level the manifestations of bullying in the school environment among children of primary school age.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»



Р

ОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 379.8.09

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-89-95 Д.Р. Баталов

Московский городской педагогический университет, Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Аннотация: В статье анализируются вопросы, связанные с профилактикой буллинга в школьной среде среди детей младшего школьного возраста. Рассматривается генезис данного понятия, концептуальные подходы к организации превентивных мер. Характеризуются виды буллинга и факторы, провоцирующие агрессивное поведение. Описываются модели воспитания в семье, которые могут приводить к буллингу (гиперопека, гипоопека, сверхтребовательность). Выделяются психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста (конформность, приобретение определённого статуса в группе, процессы самоидентификации). Автором выявлены технологии, значительно снижающие уровень агрессии и нивелирующие проявления буллинга в школьной среде среди детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, буллинг, профилактика, технологии, воспитательная среда школы.

Для цитирования: Баталов Д.Р. Роль современных технологий в профилактике буллинга среди детей младшего школьного возраста // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №6 (110). С. 89-95. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-89-95

THE ROLE OF MODERN TECHNOLOGIES IN THE PREVENTION OF BULLYING AMONG CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Dmitry R. Batalov

Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Abstract: The article analyzes issues related to the prevention of bullying in the school environment among children of primary school age. The genesis of this concept, conceptual approaches to the organization of preventive measures are considered. The types of bullying and factors provoking aggressive behavior are characterized. Models of upbringing in the family are described that can lead to bullying (hyper-custody,

БАТАЛОВ ДМИТРИЙ РАМИЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры социально-культурной деятельности,

Московский городской педагогический университет BATALOV DMITRY RAMILEVICH - Postgraduate student at the Department of Social and Cultural Activities, Moscow City Pedagogical University

© Баталов Д.Р., 2022

hypo-custody, over-demanding). The psychological and pedagogical features of children of primary school age are distinguished (conformity, the acquisition of a certain status in a group, the processes of self-identification). The author identified technologies that significantly reduce the level of aggression and level the manifestations of bullying in the school environment among children of primary school age.

Keywords: children of primary school age, bullying, prevention, technology, educational environment of the school.

For citation: Batalov D.R. The role of modern technologies in the prevention of bullying among children of primary school age. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 6 (110), pp. 89-95. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-6110-89-95

Поиск путей профилактики буллинга в младшем школьном возрасте является одной из актуальных проблем, обусловленных участившимися случаями проявления агрессии. Так, по результатам исследования отечественных ученых А. Бандуры, Е. Березиной, приблизительно 20 % детей систематически подвергаются насилию со стороны ровесников раз в неделю или чаще, а 58 %- эпизодически [1, с. 130; 2, с. 3-5].

Такое регулярное пребывание в ситуации школьного насилия приводит к тяжелым последствиям: повышению уровня тревожности, девиантному поведению, нарушению механизмов самоидентификации и, как следствие, снижению учебной мотивации и отказу посещать школу.

Агрессивное поведение детей обусловлено, по мнению Е. Гребенкина, рядом факторов: а) индивидуальными факторами (заниженная самооценка, высокая импульсивность, пристрастие к компьютерным играм, стремление к риску); б) поведенческими факторами (различные типы девиаций); в) социальными факторами (низкий социально-экономический статус в семье, отклоняющееся поведение родителей, зависимость от социальной помощи, сверстники с преобладанием девиантных стратегий поведения).

Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы многих психических качеств (новая социальная ситуация, трудности в обучении, в коммуникации с учителями и сверстниками приводит к ситуациям, когда ребенок может стать агрессором или

жертвой), при этом жертва в начальной школе может также подвергаться принуждению в домашних условиях, так как может быть представителем иной конфессии, культуры, определенной социальной страты, тем самым еще больше провоцируя обидчиков. Травля среди учащихся младших классов, в основном, заключается в физическом причинении вреда здоровью и производится открыто.

Для выявления эффективных путей профилактики данного негативного явления обратимся к генезису понятия «буллинг».

Одним из зарубежных ученых, охарактеризовавших буллинг в контексте поведенческих стратегий, стал британский исследователь Д. А. Лэйн, определивший его «.. .как длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации [3]».

Согласно же интерпретации Национальной ассоциации школьных работников США буллинг - «.это динамические и повторяющиеся модели вербального и/или невербального поведения, производимые одним или несколькими учениками в отношении другого ученика, причем стремление нанести вред намеренно, а также есть реальная или кажущаяся разница в силе» [16], где каждый участник имеет свое мнение по поводу происходящего.

Д. Олвеус выделил такие виды буллинга, как физическая и вербальная агрессия, изоляция, вымогательство, повреждение имущества, кибербуллинг (угрозы сверстникам с помощью мобильного телефона и интернета) [5].

Специфическую группу составляют научные исследования, определяющие ролевую структуру буллинга, показывающие, что ключевыми субъектами в буллинге выступают его свидетели (эта группа наиболее многочисленна и наиболее влиятельна, Rodkin 2015); что существуют различия в способе буллинга у мальчиков и девочек, когда происходит освоение приемлемых, социально допустимых способов социальной идентификации (Silva 2013); а также что буллинг в школе выступает в качестве ресурса социального научения.

Проблему буллинга на современном этапе активно исследуют отечественные ученые, такие как Е. В. Гребенкин, И. А. Баева, Е. В. Бур-мистрова, E. H. Волкова, Т. Г. Волкова, Е. Н. Добрынина, О. А. Мальцева, Н. О. Зиновьева и др.

Так, Е. Н. Добрынина отмечает, что, согласно социологическим исследованиям, дети склонны совершать акты вандализма, вмешиваться в драки, издеваться над сверстниками вследствие защиты личного «Я».

В буллинговой ситуации проявляются несколько видов поведения: агрессивное (обидчик стремится достичь высокого статуса в классе, самоутвердиться за счет более слабого одноклассника и применяет агрессивный тип поведения); виктимное (жертва травли стремиться избежать насилия и сохранить социальный статус); конформное (свидетели травли, «проявляя конформное поведение, подкрепляют и стимулируют осуществление насильственных действий со стороны агрессоров по отношению к жертве [4]».

Среди социальных факторов, провоцирующих буллинг, О. А. Мальцева выделяет следующие:

- предшествующий жизненный опыт школьников (проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в группе сверстников, в учреждениях образования, посещаемых ранее);

- низкий уровень коммуникативных навыков;

- школьные традиции, которые могут стимулировать жестокое поведение

(особенности взаимоотношений учителей и школьников, а также внутри класса, наличие общепризнанных социальных ролей) [5].

Особое значение в возникновении таких ситуаций имеет семья, в которой преобладают модели воспитания, которые могут приводить к буллингу. В частности, гиперопека (ребенок лишен возможности принимать собственные решения, социально инфантилен, склонен к девиантному поведению); гипоопека (ребенок предоставлен сам себе); сверхтребовательность (родители предъявляют высокие требования и не проявляют эмоционального тепла).

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать при разработке системы профилактических мер.

Профилактика в контексте рассматриваемой научной проблемы - это превентивная деятельность, нацеленная на предотвращение девиантного поведения, где ключевым методом выступает проектирование созидательной школьной среды, личный пример, убеждение.

Э. ОЫеш определил ключевые характеристики школьной среды, значительно снижающие степень агрессивности:

- теплые взаимоотношения и положительный интерес, активное участие взрослых в жизни ребенка;

- жесткие ограничения неприемлемого поведения;

- диагностика уровня агрессивности и наблюдение за учащимися;

- нефизические последствия для поведенческих нарушений [6].

В настоящее время достаточно много программ, направленных на противодействие буллингу. Они используются на различных уровнях социального взаимодействия, и основная концепция их использования состоит в непрерывном сотрудничестве между семьей-школой-местным сообществом - социумом.

Наиболее востребованными являются такие направления антибуллинговых программ, которые включаются в себя просветительскую работу с родителями, учителями, представителями школьного сообщества. Предполагается

также превентивная работа с теми школьниками, которые участвуют в травле, и отдельно со всем коллективом. Необходимо создание условий для осознания агрессором своих действий. Особое значение имеет психологическая поддержка того, на кого направляется буллинг.

Особое значение имеет воспитательная среда, которая создается в процессе досуго-вой деятельности. Разнообразные творческие досуговые практики являются эффективным средством для предупреждения школьного буллинга. Атмосфера, созданная в процессе социально-культурного взаимодействия, позволяет раскрывать индивидуальные способности каждого школьника и формировать положительный имидж среди сверстников.

На сегодняшний день можно выделить несколько направлений профилактики данного негативного явления:

- первичная профилактика (предотвращение ситуаций буллинга в образовательном учреждении, формирование социально-культурной активности личности, включение в общественно значимые продуктивные практики творческого взаимодействия);

- вторичная профилактика (сдерживание провокационных факторов буллинга на основе развития диады «подросток - взрослый», «педагог -родители)»;

- третичная профилактика (профессиональная психологическая помощь, консультации).

В контексте первичной профилактики особое значение имеет применение различных технологий в процессе моделирования внеу-чебной деятельности младших школьников. Охарактеризуем их более подробно.

Так, например, очень часто используются педагогические технологии, в частности, педагогическая медиация для решения возникающих конфликтных ситуаций. Педагогическая медиация - цикл специально организованных сессий, проводимых с учащимися, оказавшимися в проблемной ситуации, организованных

в следующей последовательности: причина конфликта - иерархия конфликтной ситуации по степени приоритетности - причины - пути решения - реальность - реализация решений.

Культуротворческие технологии, нацеленные на развитие творческого потенциала личности и включение ребенка в созидательные инициативы. С этой целью применяется ряд креативных практик, популярных среди детей младшего школьного возраста, таких, как эбру - создание рисунка на поверхности воды специальными красками и его оттиск; воркшопы; блоггинг, квизы (интеллектуальная игра-викторина на логику, сообразительность), творческие баттлы (состязание в креативности по востребованным направлениям: вокал, поэзия, танцы, юмор и др.), фотосушка (обмен любительскими фотографиями); документальный театр (импровизационные спектакли, где зритель является активным участником происходящего, когда в ходе постоянных встреч актеры и зрители обсуждают различные проблемы, решение которых воплощается в дальнейшем сценическом действии).

Эдьютейнмент-технологии (education-образование и entertainment-развлечение) -новый тренд в сфере обучения и сфере проведения досуга (согласно данным «The 2017-2022 Global Game-based Learning Market»), в частности, образовательные игры, среди которых наиболее актуальными в младшем школьном возрасте являются игры на развитие практических навыков (эмоционального интеллекта и т. д.). В результате взаимодействия объекта и активного субъекта обучения приобретается индивидуальный опыт [8, с. 132].

Проектные технологии, нацеленные на развитие креативного мышления, поиск альтернативных путей решения, самостоятельности, на работу в команде (наиболее популярными проектами являются волонтерские, событийные, социальные, экологические).

Рекреационно-оздоровительные, ориентированные на формирование здорового образа жизни (спортивное ориентирование, дружеские матчи, спортивные квесты и др.).

Младшему школьному возрасту свойственны особые модели взаимодействия со сверстниками, в связи с этим следует ориентироваться на современные диджитал-форматы профилактики (стримы, веб-кве-сты, онлайн-челенджи, трансформационные творческие лаборатории и т. д.). Важно также учитывать, что в медиа-пространстве лидирующие позиции занимают диджитал-каналы.

Геймификация, как непременная составляющая диджитал-технологий, тоже эффективный ресурс для налаживания социальных коммуникаций среди сверстников, так как позволяет по максимуму получить необходимую информацию, приобрести цифровые навыки и создавать свой творческий продукт.

Дадим описание современных форматов диджитал-технологий, которые способствуют активному включению младших школьников в творческий процесс.

Виртуальное граффити - интерактивный продукт, позволяющий создавать необычные изображения на «виртуальном» холсте и претворять в жизнь самые креативные идеи, которое «художник» наносит при помощи электронного «баллончика для граффити», а полученное изображение можно транслировать в удалённые аудитории чрез интернет-каналы, притом сам процесс рисования можно фиксировать в формате видеофайла.

Интерактивный шоу-танец - танцевальная интерактивная активность, в ходе которой участник под музыку взаимодействует с изображением на экране при помощи диджитал-технологий (многие хореографы взяли на вооружение данную технологию, позволяющую значительно разнообразить рисунок танца, а также сделать наиболее эффективным процесс обучения танцу).

Аркадная игра «Профград - город талантов», состоящая из 7 локаций и позволяющая школьнику попробовать свои силы в различных профессиях.

Видеоигры и анимационные уроки, которые уже достаточно длительное время используются в антибуллинговой программе в Финляндии под названием К1Уа («хороший»). Она

распространяется на всех учащихся общеобразовательных школ от 5 до 11 лет и воссоздает ситуации преследования, в которых дети учатся различать и действовать.

Фотоэссе - документальный тематический рассказ с помощью фотографий, которые могут рассказывать о различных жизненных ситуациях, вызывая гамму эмоций у зрителя.

Квесты с применением QR-кода, где в каждой локации игры применяется QR-код, который в специальном приложении можно открыть и прочитать задание, получить необходимую информацию, увидеть описание объекта, а также - различные фото, видео и текст.

Возможности организации интересной внеаудиторной деятельности в школе позволяют не только сплачивать школьный коллектив, но и усваивать нормы правильного поведения детей, прививать навыки взаимного уважения друг к другу, формировать нравственные убеждения, а также не допускать проявлений кризисных ситуаций и насилия.

Воспитательная среда школы способствует снижению рисков возникновения буллинга среди младших школьников. Учителям - совместно с учениками и родителями - необходимо создавать событийные ситуации, где дети имеют возможность праздновать дни рождения, участвовать в квестах и выставках личных достижений. Для решения многих социально значимых практических задач имеются все необходимые возможности.

С 2015 года в России существует Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация - Российское движение школьников. Их деятельность направлена не только на развитие детей с учетом их интересов и потребностей, но и организацию досуга и занятости школьников. Многочисленные проекты, которые предлагаются этой организацией, объединяют не только школьников от 8 до 18 лет, но и их родителей, и педагогов. Каждый из них может зарегистрироваться на сайте и принимать участие в проектах и акциях Российского движения школьников.

Воспитательная среда школы позволяет осуществлять превентивную деятельность

по недопущению возникновения буллинга у школьников, для этого необходимо использовать разнообразные методы, направленные на решение личностно-средовых проблем, преодоление стрессовых ситуаций и снятие напряжения. Наиболее эффективными формами являются тренинги самозащиты, сопротивления давлению, личностного развития, формирования стрессо-устойчивости и другие.

Младших школьников необходимо погружать в систему коллективных отношений с использованием многочисленных форм социально одобряемой деятельности. При этом актуализация возможностей воспитательной среды общеобразовательной организации в профилактике буллинга среди младших школьников должна осуществляться с учетом реализации определенных функций

и соответственно педагогическим стратегиям средообразования.

Таким образом, современные технологии (образовательные, коммуникативные, эдьютейнмент-технологии, рекреативно-оздоровительные, культуротворческие, проектные, диджитал-технологии, игровые и др.) обладают большими возможностями в профилактике буллинга среди младших школьников. При создании определенных организационно-педагогических условий современные технологии позволяют минимизировать возникновение поведенческих девиаций у детей, своевременно решать выявленные личностно-средовые проблемы, повышать самооценку школьников, конструировать воспитательную среду школы для самораскрытия, самоутверждения и самореализации младших школьников.

Список литературы

1. Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург: Евразия, 2016. с. 37.

2. Бердышев, И. Лекарство против ненависти / И. Бердышев, Е. Куценко // Первое сентября. 2015. № 18. с. 130.

3. Березина Е. Б., Бовина И. Б. Насилие в школе: социально-психологические объяснения и рекомендации // Психологическая наука и образование. 2017. № 6. с. 3-5.

4. Лейн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лейн. Текст: непосредственный // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. Санкт-Петербург: Питер, 2014. С. 240-274.

5. Мальцева, О. А. Профилактика жестокости и агрессивности в подростковой среде и способы ее преодоления / О. А. Мальцева. Текст: непосредственный // Тюменский госу-дарственный университет. 2017. № 9. С. 51-54.

6. Olweus, D. Aggressors and their victims: bullying in schools / D. Olweus // Disruptive Be-haviour in Schools / eds N. Frude, H. Gault. Chichester: Wiley, 1984. P. 57-76.

7. Bowers, L. Cohesion and power in the families of children involved in bully/victim prob-lems at school / L. Bowers, P. Smith, V. Binney // Journal of Family Therapy. 1992. № 14. P. 371-387.

8. Баталов Д. Р. Диджитал-технологии как эффективный ресурс профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста // Документ в социокультурном пространстве региона: теория, история и современность. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Казань. 2021. С. 132.

Reference s

1. Bandura A. Theory of social learning. Saint Petersburg: Eurasia, 2016. p. 37.

2. Berdyshev, I. Medicine against hatred / I. Berdyshev, E. Kutsenko // The first of September. 2015. No. 18. p. 130.

3. Berezina E. B., Bovina I. B. Violence at school: socio-psychological explanations and recommendations // Psychological science and education. 2017. No. 6. pp. 3-5.

^ Педагогика культуры М шу I

4. Lane, D. A. School bullying (bullying) / D. A. Lane. Text: direct // Child and adolescent psychotherapy / edited by D. Lane, E. Miller. St. Petersburg: Peter, 2014. pp. 240-274.

5. Maltseva, O. A. Prevention of cruelty and aggressiveness in the adolescent environment and ways to overcome it / O. A. Maltseva. Text: direct // Tyumen State University. 2017. No. 9. pp. 51-54.

6. Olweus, D. Aggressors and their victims: bullying in schools / D. Olweus // Disruptive Be-haviour in Schools / eds N. Frude, H. Gault. Chichester: Wiley, 1984. P. 57-76.

7. Bowers, L. Cohesion and power in the families of children involved in bully/victim prob-lems at school / L. Bowers, P. Smith, V. Binney // Journal of Family Therapy. 1992. № 14. P. 371-387.

8. Batalov D. R. Digital technologies as an effective resource for the prevention of bullying among children of primary school age // Document in the socio-cultural space of the region: theory, history and modernity.

Materials of the IV International Scientific and Practical Conference. Kazan. 2021. p.132

*

Поступила в редакцию 30.10.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.