Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / МОДЕЛЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баталов Дмитрий Рамильевич

Актуальность . Ослабление воспитательно-социализирующего потенциала семьи и школы, нарушение механизмов социального контроля в обществе, влияние неконтролируемых информационных потоков приводят к снижению духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения и проявлению безнравственности, вседозволенности, насилия и агрессии. Все это способствует росту числа детей из группы риска и появлению такого явления, как «буллинг». Цель исследования - разработка процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации, которая позволит нивелировать возникающие негативные последствия, проявляющиеся в тяжелых психологических травмах и дисгармонии целостного развития младших школьников. Методы исследования. На основе анализа научной литературы, подходов и концепций по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы, а также моделирования выявлены факторы проявления буллинга среди школьников и дана их характеристика; разработана модель профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста и выявлены педагогические условия для ее реализации. Результаты исследования. Сконструирована процессная модель профилактики буллинга среди младших школьников и обоснованы этапы ее реализации в воспитательной среде общеобразовательной организации. Выводы. Профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста должна опираться на разработанную модель и комплекс мер предупреждения возникновения насилия в школьном коллективе с позиции целенаправленной организации конструктивных межличностных отношений и продуктивного осуществления совместной деятельности обучающихся в воспитательной среде общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баталов Дмитрий Рамильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF BULLYING PREVENTION AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF GENERAL EDUCATION ORGANIZATION

Importance. The weakening of the educational and socializing potential of the family and school, the violation of social control mechanisms in society, the influence of uncontrolled information flows lead to a decrease in the spiritual and moral orientations of the younger generation and the manifestation of immorality, permissiveness, violence and aggression. All this contributes to the growth of the number of children at risk and the emergence of such a phenomenon as “bullying”. The purpose of the research is to develop a process model of bullying prevention among younger schoolchildren in the educational environment of a general education organization, which will help to neutralize the emerging negative consequences manifested in severe psychological trauma and disharmony of the holistic development of younger schoolchildren. Research methods. Based on the analysis of scientific literature, approaches and concepts on the problem of bullying prevention among primary school children, the study of fundamental legal documents in the field of education and social sphere, as well as modeling, the factors of bullying among schoolchildren are identified and their characteristics are given; a model of bullying prevention among primary school children and pedagogical conditions for its implementation are revealed. Results and Discussion. A process model of bullying prevention among younger schoolchildren is constructed and the stages of its implementation in the educational environment of a general education organization are substantiated. Conclusion. Prevention of bullying among primary school children should be based on the developed model and a set of measures to prevent the occurrence of violence in the school community from the perspective of purposeful organization of constructive interpersonal relationships and productive implementation of joint activities of students in the educational environment of a general education organization.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА СРЕДИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки 2023. Т. 28. № 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities/

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities 2023, vol. 28, no. 2 http://journals.tsutmb.ru/humanities-eng/

ISSN 1810-0201 (Print) ISSN 2782-5825 (Online)

ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 373

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-267-275

Модель профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации

Дмитрий Рамильевич БАТАЛОВ

ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., 4, корп. 1

dimon.b-36@mail.ru

Актуальность. Ослабление воспитательно-социализирующего потенциала семьи и школы, нарушение механизмов социального контроля в обществе, влияние неконтролируемых информационных потоков приводят к снижению духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения и проявлению безнравственности, вседозволенности, насилия и агрессии. Все это способствует росту числа детей из группы риска и появлению такого явления, как «буллинг». Цель исследования - разработка процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации, которая позволит нивелировать возникающие негативные последствия, проявляющиеся в тяжелых психологических травмах и дисгармонии целостного развития младших школьников. Методы исследования. На основе анализа научной литературы, подходов и концепций по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы, а также моделирования выявлены факторы проявления буллинга среди школьников и дана их характеристика; разработана модель профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста и выявлены педагогические условия для ее реализации. Результаты исследования. Сконструирована процессная модель профилактики буллинга среди младших школьников и обоснованы этапы ее реализации в воспитательной среде общеобразовательной организации.

Выводы. Профилактика буллинга среди детей младшего школьного возраста должна опираться на разработанную модель и комплекс мер предупреждения возникновения насилия в школьном коллективе с позиции целенаправленной организации конструктивных межличностных отношений и продуктивного осуществления совместной деятельности обучающихся в воспитательной среде общеобразовательной организации. Ключевые слова: буллинг, модель, профилактика, воспитательная среда школы Для цитирования: Баталов Д.Р. Модель профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 267-275. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-267-275

© Баталов Д.Р., 2023

267

PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION

Original article

https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2023-28-2-267-275

Model of bullying prevention among younger schoolchildren in educational environment of general education organization

Dmitrii R. BATALOV

Moscow City University 1 Bldg, 4 Selskohoziajstvenny Dr., Moscow, 129226, Russian Federation dimon.b-36@mail.ru

Importance. The weakening of the educational and socializing potential of the family and school, the violation of social control mechanisms in society, the influence of uncontrolled information flows lead to a decrease in the spiritual and moral orientations of the younger generation and the manifestation of immorality, permissiveness, violence and aggression. All this contributes to the growth of the number of children at risk and the emergence of such a phenomenon as "bullying". The purpose of the research is to develop a process model of bullying prevention among younger schoolchildren in the educational environment of a general education organization, which will help to neutralize the emerging negative consequences manifested in severe psychological trauma and disharmony of the holistic development of younger schoolchildren.

Research methods. Based on the analysis of scientific literature, approaches and concepts on the problem of bullying prevention among primary school children, the study of fundamental legal documents in the field of education and social sphere, as well as modeling, the factors of bullying among schoolchildren are identified and their characteristics are given; a model of bullying prevention among primary school children and pedagogical conditions for its implementation are revealed. Results and Discussion. A process model of bullying prevention among younger schoolchildren is constructed and the stages of its implementation in the educational environment of a general education organization are substantiated.

Conclusion. Prevention of bullying among primary school children should be based on the developed model and a set of measures to prevent the occurrence of violence in the school community from the perspective of purposeful organization of constructive interpersonal relationships and productive implementation of joint activities of students in the educational environment of a general education organization.

Keywords: bullying, model, prevention, pedagogic environment of school

For citation: Batalov, D.R. (2023). Model of bullying prevention among younger schoolchildren in educational environment of general education organization. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 28, no. 2, pp. 267-275. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-267-275

АКТУАЛЬНОСТЬ

Социальные изменения, происходящие в XXI веке, открывают новые возможности для воспитания школьников, которые должны быть активными, целеустремленными, выполняющими нормы поведения социума и умеющие конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми с учетом общечеловеческих ценностей. Однако влияние неконтролируемых информационных потоков, ослабление воспитательно-социализирующего потенциала семьи и школы, нарушение механизмов социального контроля в обществе, приводят к смещению духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения, замене культурных норм, семейных ценностей и устойчивых моральных принципов культом транслируемой западной безнравственности, вседозволенности, насилия и агрессии. Все это способствует росту числа детей из группы риска и появлению такого явления, как «буллинг».

Понятие «буллинг» подразумевает агрессивное отношение буллера применительно к своей жертве, которая не в состоянии защититься в физической ситуации, с осознанным желанием напугать или причинить боль. Буллинг можно проследить в процессе общения детей в школе, и чаще всего причины кроются, с одной стороны, в овладении властью, статусом, конкуренцией между школьниками, а с другой стороны, жертва не способна ответить на агрессивное поведение обидчика и подвержена стрессу, обидам. В дальнейшем возникают поведенческие девиации при столкновении преследователя и жертвы.

Под влиянием отрицательных эффектов буллинга (с определенными паттернами поведения жертвы, агрессора, свидетелей) возникают негативные последствия, которые проявляются в серьезных деформациях ценностных ориентаций, в физических и социа-лизационных дефектах, тяжелых психологических травмах и дисгармонии целостного развития младших школьников. Данные последствия наносят непоправимый ущерб

гармоничному развитию детей, их социально-нравственному и личностному здоровью, формируя почву для саморазрушения субъектов образования и всего современного общества.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На основе анализа научной литературы, подходов и концепций по проблеме профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста, исследования основополагающих нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы, а также моделирования выявлены факторы проявления буллинга среди школьников и дана их характеристика; разработана модель профилактики буллинга среди детей младшего школьного возраста и выявлены педагогические условий для ее реализации.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Постановка цели конструируемой авторской процессной модели профилактики бул-линга среди детей отражена в содержании ряда основополагающих нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы.

Так, например, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г., с изменениями на 14.06.2022 г.) указана значимость гуманистического характера образования (воспитания и обучения), защиты прав и свобод личности, воспитания взаимоуважения1.

В Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» сделан акцент на усиление в образовательных организациях воспитательной составляющей, создающей базис для

1 Об образовании в Российской Федерации (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023): Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

продуктивной социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения2.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. одним из основных направлений работы образовательных организаций определен приоритет утверждения в детской среде позитивных моделей поведения, снижения уровня антиобщественных проявлений со стороны детей, оказания помощи в различных проблемных, стрессовых и конфликтных ситуациях3.

Важность профилактики возникновения девиантных форм поведения отмечается и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО, 2021 г.). Авторы документа отмечают необходимость профилактики агрессии среди школьников, создание вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение)4.

В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 г. и плана мероприятий на 2021-2025 гг. по ее реализации (с изм. на 18 марта 2021 г.) указана значимость мер раннего предупреждения, профилактики, коррекции и превентивного устранения причин антиобщественных действий детей, таких как запугивание, травля (буллинг) ребенка со стороны одноклассников, обеспечение психологической и соци-

2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»: Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3. Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

3 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. от 29.05.2015 № 996-р // Российская газета. 2015. 8 июня.

4 Об утверждении федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. URL: http://publi-cation.pravo.gov.ra/Document/View/0001202107050028

альной помощи детям в условиях психологического и социального неблагополучия. В документе подчеркнута необходимость развития единой образовательной (воспитывающей) среды, одним их аспектов которой выступает совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся5.

На основе анализа литературы нами выявлены пять факторов проявления буллинга среди школьников: политический, информационный, семейный, виртуальный, социали-зационный.

1. Политический фактор характеризуется политической нестабильностью и напряженностью в мире и обществе; проявлением экстремизма и ксенофобии; девальвацией духовных ценностей и морально-нравственных норм в обществе.

2. Информационный фактор включает в себя проявления неконтролируемых агрессивных информационных потоков (периодическая печать, книги, телевещание, чтение новостных лент в социальных сетях и т. д.).

3. Семейный фактор проявляется социальным расслоением общества, кризисом в семейных отношениях; загруженностью большинства родителей на работе, вследствие чего происходит отчуждение детей от родителей.

4. Виртуальный фактор подразумевает открытость глобальной информационной сети и риск ухода детей в виртуальную реальность, где происходит стирание граней между ребенком и компьютером.

5. Социализационный фактор - это недостаточная деятельность институтов социализации подрастающего поколения (образовательных учреждений, системы дополни-

5 Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2021-2025 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года»): Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р (ред. от 18.03.2021). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

тельного образования, учреждений социально-культурной сферы).

Нами разработана модель, цель которой состоит в том, чтобы обеспечить профилактику буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации.

Целевой блок модели отражает ведущий ориентир исследования - профилактику бул-линга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации, связанный с социальным заказом общества и системы образования для разрешения конфликтов среди детей.

Авторская модель интегрирует методологическую основу исследования, связанную с выявлением научных подходов и принципов, содержание которых включает в себя основные направления, методы и формы изучаемого феномена; уровни профилактики; функции; свойства воспитательной среды школы и педагогические стратегии средооб-разования.

Методологический блок процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации отражает совокупность научных подходов (личностно-ориентированного, средового и деятельност-ного), выступающих базовыми ориентирами раскрытия многоплановых концептуальных позиций изучаемого феномена, реализации способов педагогической деятельности в логике ценностной позиции исследователя.

Личностно-ориентированный подход в психолого-педагогической науке разрабатывался исследователями Е.В. Бондаревской, И.С. Якиманской [1; 2]. Данный подход в профилактике буллинга среди младших школьников отражает признание уникальности, своеобразия и самобытности каждого школьника, его право на защиту и поддержку при принятии решений и выхода из затруднительной ситуации, развитие готовности справляться с возникающими психологическими затруднениями и жизненными проблемами, научение социально приемлемым способам самоутверждения и самореализации.

При реализации личностно-ориентиро-ванного подхода осуществляется моделирование в воспитательной среде общеобразовательной организации определенных лично-стно-ориентированных педагогических ситуаций с содержательными ориентирами нравственного выбора и воспитательной направленности, отказа от прежних неконструктивных убеждений и дезадаптивных поведенческих моделей, сознательной минимизации препятствий и барьеров антисоциальной совместной деятельности, переосмысления и рефлексии обстоятельств насилия и травли (требующих проявления волевых решений разрешения ситуации), провоцирующих экспансию ненормативного межличностного взаимодействия в ходе буллинга в детском коллективе (Е.И. Григорьева, Л.Г. Пак, В.В. Сериков и др. [3-6]).

Средовой подход в нашем исследовании определяет значимость использования многообразных возможностей воспитательной среды в профилактике буллинга среди младших школьников посредством реализации педагогических стратегий средообразования, средовых стимулов уважения прав и достоинств детей, авансирования доверия и полномочий, выстраивания партнерства и сотрудничества, безиерархичности общения, открытости социуму, соучастия в судьбе другого, адекватного противостояния негативному влиянию группы.

Деятельностный подход разрабатывался учеными К.А. Абульхановой-Славской, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном [7-9]. Идеи деятельностного подхода отражают необходимость включения обучающихся в социально одобряемую деятельность как значимый регулятив возможности противостоять буллингу среди младших школьников через освоение ими социально адекватных норм и установок, социально ориентированных мотивов и социальных ценностей, позитивных поведенческих моделей, а также с позиции высокой сплоченности коллектива и ответственной зависимости сверстников друг перед другом.

Деятельностный подход нацеливает на продуктивное приспособление и адаптацию детей к требованиям и ожиданиям, предъявляемым окружением школы и класса, предопределяет предупреждение агрессивных действий и проявление саморегуляции поведения для достижения взаимовыгодного и согласованного социально значимого и лично-стно признаваемого результата, способствует возникновению позитивных новообразований личности участников буллинга, выраженных в структурных преобразованиях ранее сформированных мотивов, ценностей, установок когнитивной, эмоциональной, поведенческой сфер.

В процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации каждому из выделенных научных подходов соответствуют основополагающие принципы, позволяющие оптимально организовать прикладной аспект реализации педагогической деятельности по внедрению основных идей исследования.

Наиболее существенным можно выделить принцип аксиологичности, который формирует готовность детей к принятию и использованию ценностей в поведении и взаимодействии, смысловой оценке собственных поступков, действий сверстников и взрослых.

Принцип коммуникативного сотрудничества позволяет демонстрировать конструктивность влияния группы на ее членов и осуществлять совместную ценностно-ориентированную деятельность в воспитательной среде школы.

В ходе средового подхода приоритетным выступает принцип превентивности, обозначающий векторную направленность профилактических действий на «сохранение и развитие целостности «Я» обучающихся, которые нуждаются в педагогической поддержке, на выработку механизма защиты «Я» от разрушения, от возможности манипулирования их чувствами, волей, сознанием» [10, с. 57].

При реализации данного принципа значимым выступает признание приоритета безопасности как высшей ценности, создание

комфортного благоприятного психологического микроклимата в школьном коллективе, ориентированность на активность детей в преодолении рисков и угроз буллинга, развитие умений школьников выйти за пределы конкретной ситуации экстремальности и найти способы защиты от нее при правильном распределении средовых контекстов и строгом соблюдении этических норм и границ.

В рамках деятельностного подхода реализуется принцип социального закаливания, определяющий включение младших школьников в имитационно смоделированные определенным образом рискогенные остроконфликтные ситуации в межличностном взаимодействии в коллективе, требующие напряжения сил, эмоциональных переживаний, волевого участия для их разрешения и минимизации посредством овладения многообразными способами их редукции, преодоления страха, непротивления злу насилием [11].

В содержательный блок процессной модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации входят: основные направления исследуемого феномена (появление причин возникновения школьного буллинга; коррекция проявлений дезадап-тивного поведения школьников); уровни профилактики буллинга среди школьников (первичная, вторичная, третичная); совокупность форм и методов профилактики буллин-га среди школьников в воспитательной среде школы (ролевые игры, коммуникативные игры, коллективно-творческие дела, видеоигры, анимационные уроки, тренинги и др.).

Немаловажное значение имеет диагностический блок модели. Мы выделяем несколько этапов, среди которых диагностиче-ско-оценочный, коррекционно-стабилизиру-ющий, рефлексивно-превентивный.

Создание педагогических условий для реализации модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации подразумевает создание особой программы развития негативного отношения обучающихся к различного рода дезадаптивным по-

веденческим проявлениям в классе, школе; тесного взаимодействия семьи и школы для предупреждения школьного насилия и устранения его последствий; осуществление педагогической поддержки формирования опыта конструктивного взаимодействия обучающихся на основе выявлений затруднений в выстраивании общения, сотрудничества и сотворчества в школьном коллективе и их своевременной минимизации.

Результативный блок модели включает характеристику уровней сформированности опыта конструктивного взаимодействия младших школьников по мотивационному, когнитивному и деятельностному критериям.

ВЫВОДЫ

Конструирование авторской процессной модели осуществлялась путем искусственного, упрощенного построения идеализированного изучаемого феномена, отображения его общих характеристик, выделения существенных свойств, взаимосвязи структурных элементов, воспроизводящих целостность функционирования представленного аналога

для преобразования и получения нового знания об исследуемом объекте.

Процессный характер модели профилактики буллинга среди младших школьников в воспитательной среде общеобразовательной организации предусматривает определение этапности педагогического управления развитием изучаемого аналога-прототипа и выстраивание логики проводимого исследования. Процессная модель фиксирует переход от цели (теоретической и эмпирической) к содержанию (характеристике структурных блочных составляющих, организационно-управленческих элементов, специфики деятельности участников образовательных отношений) и к ожидаемому результату, отслеживаемому в соответствии с его нормативной оценкой по обоснованному критериально-диагностическому инструментарию. Разработка авторской процессной модели направлена на то, чтобы спрогнозировать возможную динамику сформированности опыта конструктивного взаимодействия младших школьников как социально значимого результата исследования.

Список источников

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 4. С. 44-53. https://elibrary.ru/skedrr

2. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. М.: Изд-во «Лаборатория знаний», 2013. 222 с. https://elibrary.ru/sumlip

3. Григорьева Е.И., Негин В.В., Солнцев М.Н. Профилактика девиантного поведения участников контркультурных подростковых объединений экстремистской направленности в условиях досуга // Подготовка кадров социально-культурной сферы: традиции и стратегии развития: материалы Междунар. науч. конф. / отв. ред. Т.В. Рябова, В.А. Кавера. СПб., 2019. С. 274-278. https://elibrary.ru/zcaxal

4. Григорьева Е.И. Роль общественных досуговых объединений в формировании толерантной культуры молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11 (115). С. 185-188. https://elibrary.ru/piktll

5. Пак Л.Г., Харитонова Е.В. Минимизация рисков обучающегося в образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. Ст. 192. https://elibrary.ru/ylkknb

6. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 447 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006734842

7. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 1999. 224 с. URL: https://www.studmed.ru/view/abulhanova-ka-psihologiya-i-soznanie-lichnosti_1b693e5ad86.html (дата обращения: 09.01.2023).

8. Леонтьев А.Н. Психологическая теория деятельности. Вчера, сегодня, завтра. М., 2006. 389 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002902945

9. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с. URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf (дата обращения: 09.01.2023).

10. Шацкий С.Т., Шацкая В.Н. Сохраним то, что есть в детях. М.: Карапуз, 2011. 352 с. URL: https://thebooks.su/book/251361-sohranim-to-chto-est-v-detyah.html (дата обращения: 09.01.2023).

11. Рожков М.И. Как сформировать способность преодолевать трудности? // Народное образование. 2015. № 7 (1450). С. 197-200. https://elibrary.ru/vhxdhn

References

1. Bondarevskaya E.V. (1995). Tsennostnye osnovaniya lichnostno-orientirovannogo vospitaniya [The value foundations of personality-oriented education]. Pedagogika [Pedagogy], no. 4, pp. 44-53. (In Russ.) https ://elibrary.ru/skedrr

2. Yakimanskaya I.S. (2013). Osnovy lichnostno orientirovannogo obrazovaniya [Fundamentals of Personality-Oriented Education]. Moscow, Laboratoriya Znanii Publ., 222 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/sumlip

3. Grigoreva E.I., Negin V.V., Solntsev M.N. (2019). Profilaktika deviantnogo povedeniya uchastnikov kontrkul'turnykh podrostkovykh ob"edinenii ekstremistskoi napravlennosti v usloviyakh dosuga [Prevention of deviant behavior of participants of countercultural teenage associations of extremist orientation in leisure conditions]. In: Ryabova T.V., Kavera V.A. (executive eds.). Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konfe-rentsii «Podgotovka kadrov sotsial 'no-kul'turnoi sfery: traditsii i strategii razvitiya» [Proceedings of International Scientific Conference "Training of Personnel in the Socio-Cultural Sphere: Traditions and Development Strategies"]. St. Petersburg, pp. 274-278. (In Russ.) https://elibrary.ru/zcaxal

4. Grigoreva E.I. (2012). Role of social leisure unions in formation of tolerant culture of youth. Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, no. 11 (115), pp. 185-188. (In Russ.) https://elibrary.ru/piktll

5. Pak L.G., Kharitonova E.V. (2017). Minimization of risks of the student in the educational organization. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education. Surgery, no. 2, art. 192. (In Russ.) https://elibrary.ru/ylkknb

6. Serikov V.V. (2012). Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom protsesse [Personal Development in the Educational Process]. Moscow, Logos Publ., 447 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01006734842

7. Abulkhanova-Slavskaya K.A. (1999). Psikhologiya i soznanie lichnosti [Psychology and Personality Consciousness]. Moscow, 224 p. (In Russ.) Available at: https://www.studmed.ru/view/abulhanova-ka-psihologiya-i-soznanie-lichnosti_1b693e5ad86.html (accessed 09.01.2023).

8. Leontev A.N. (2006). Psikhologicheskaya teoriya deyatel'nosti. Vchera, segodnya, zavtra [Psychological Theory of Activity. Yesterday, Today, Tomorrow]. Moscow, 389 p. (In Russ.) Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01002902945

9. Rubinshtein S.L. (2002). Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 720 p. Available at: http://yanko.lib.ru/books/psycho/rubinshteyn%3Dosno-vu_obzhey_psc.pdf (accessed 09.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. 10. Shatskii S.T., Shatskaya V.N. (2011). Sokhranim to, chto est' v detyakh [Let's Keep That is in the Children]. Moscow, Karapuz Publ., 352 p. (In Russ.) Available at: https://thebooks.su/book/251361-sohranim-to-chto-est-v-detyah.html (accessed 09.02.2023).

11. Rozhkov M.I. (2015). Kak sformirovat' sposobnost' preodolevat' trudnosti? [How to form the ability to overcome difficulties?]. Narodnoe obrazovanie = National Education, no. 7 (1450), pp. 197-200. (In Russ.) https://elibrary.ru/vhxdhn

Информация об авторе

Баталов Дмитрий Рамильевич, аспирант, Департамент социально-культурной деятельности и сценических искусств, Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, https://doi.org/0009-0009-9339-7097, dimon.b-36@mail.ru

Поступила в редакцию 22.02.2023 Поступила после рецензирования 05.04.2023 Принята к публикации 27.04.2023

Information about the author

Dmitrii R. Batalov, Post-Graduate Student, Socio-Cultural Activities and Performing Arts Department, Moscow City University, Moscow, Russian Federation, https://doi.org/0009-0009-9339-7097, dimon.b-36@mail.ru

Received 22.02.2023 Approved 05.04.2023 Revised 27.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.