Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
662
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / КИБЕРБУЛЛИНГ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буракова Ирина Сергеевна, Перепёлкина Наталья Александровна, Пилюгина Екатерина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы диагностики, профилактики и коррекции Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу. Общество давно знакомо с таким понятием, как буллинг (социальная агрессия), однако стоит отметить, что на сегодняшний день буллинг может протекать и в других формах, таких как физическая травля, психологическая травля и кибербуллинг. Именно кибербуллинг сейчас встает на первое место. Это так просто: унижать, оскорблять посторонних людей, и при этом быть невиновным. Ведь очень сложно в сети Интернет определить, с какого аккаунта идет буллинг. Также важно отметить, что в большинстве случаев и проявление аддиктивного поведения, и проявления буллинга (кибербуллинга) зависят от того, какие взаимоотношения происходят в семье. Важно помнить, что от стиля семейного воспитания зависит, будет ли ваш ребенок сутки напролёт пропадать в интернете, за компьютером или нет. Если раньше буллинг принимал более грубые физические формы, то в современном мире школьное насилие принимает совершенно иную форму, которая называется кибербуллинг. Важно подчеркнуть, что не только школьники могут попасть под влияние кибербуллеров, многие взрослые, пользующиеся Интернетом, могут стать жертвами Интернет-травли. С целью выявления Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу у школьников в нескольких общеобразовательных организациях региона Кавказских Минеральных Вод было проведено экспериментально-психологическое исследование, к котором принимали участие обучающиеся в количестве 107 человек в возрасте 11-12 лет и их родители. Авторы статьи провели диагностику школьников и рассматривают основные направления работы по профилактике и коррекции кибербуллинга младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буракова Ирина Сергеевна, Перепёлкина Наталья Александровна, Пилюгина Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS, PREVENTION AND CORRECTION TENDENCIES TO CYBERBULLYING IN YOUNGER TEENAGERS

The article discusses the issues of prevention and correction of Internet addiction, propensity to cyberbullying. Society has long been familiar with such a concept as bullying (social aggression), however, it is worth noting that today bullying can occur in other forms, such as physical bullying, psychological bullying and cyberbullying. It is cyberbullying that now comes first. It's so simple: humiliate, insult strangers, and at the same time be innocent. After all, it is very difficult on the Internet to determine from which account the bullying is coming. It is also important to note that in most cases, both the manifestation of addictive behavior and the manifestations of bullying (cyberbullying) depend on what kind of relationships occur in the family. It is important to remember that the style of family education depends on whether your child will be on the Internet all day long, at the computer or not. If bullying used to take more brutal physical forms, then in the modern world school violence takes a completely different form, which is called cyberbullying. It is important to emphasize that not only schoolchildren can fall under the influence of cyberbullers, many adults who use the Internet can become victims of Internet bullying. The authors of the article conducted a diagnosis of schoolchildren and consider the main directions of work on the prevention and correction of cyberbullying of younger adolescents.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

http://classinform.ru/profstandarty/11.013-graficheskii-dizainer.htm

14. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Проектные умения в подготовке специалистов в области дизайна // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 2 (6). - С. 25.

15. Чембаров Е.А., Белова И.Л. Экодизайн, как новое направление в дизайне // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. - 2014. - № 4 (8). - С. 13.

16. Швецова Е.А., Белова И.Л. Формирование у студентов интереса к научно-исследовательской деятельности в процессе обучения дизайну В сборнике: Традиции и инновации в дизайне. - 2018. - С. 76-81.

Педагогика

УДК 376.6

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Буракова Ирина Сергеевна

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Перепёлкина Наталья Александровна

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент Пилюгина Екатерина Ивановна

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск)

ДИАГНОСТИКА, ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К КИБЕРБУЛЛИНГУ У МЛАДШИХ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диагностики, профилактики и коррекции Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу. Общество давно знакомо с таким понятием, как буллинг (социальная агрессия), однако стоит отметить, что на сегодняшний день буллинг может протекать и в других формах, таких как физическая травля, психологическая травля и кибербуллинг. Именно кибербуллинг сейчас встает на первое место. Это так просто: унижать, оскорблять посторонних людей, и при этом быть невиновным. Ведь очень сложно в сети Интернет определить, с какого аккаунта идет буллинг. Также важно отметить, что в большинстве случаев и проявление аддиктивного поведения, и проявления буллинга (кибербуллинга) зависят от того, какие взаимоотношения происходят в семье. Важно помнить, что от стиля семейного воспитания зависит, будет ли ваш ребенок сутки напролёт пропадать в интернете, за компьютером или нет. Если раньше буллинг принимал более грубые физические формы, то в современном мире школьное насилие принимает совершенно иную форму, которая называется кибербуллинг. Важно подчеркнуть, что не только школьники могут попасть под влияние кибербуллеров, многие взрослые, пользующиеся Интернетом, могут стать жертвами Интернет-травли. С целью выявления Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу у школьников в нескольких общеобразовательных организациях региона Кавказских Минеральных Вод было проведено экспериментально-психологическое исследование, к котором принимали участие обучающиеся в количестве 107 человек в возрасте 11-12 лет и их родители. Авторы статьи провели диагностику школьников и рассматривают основные направления работы по профилактике и коррекции кибербуллинга младших подростков.

Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, младшие подростки, девиантное поведение, профилактика кибербуллинга.

Annotation. The article discusses the issues of prevention and correction of Internet addiction, propensity to cyberbullying. Society has long been familiar with such a concept as bullying (social aggression), however, it is worth noting that today bullying can occur in other forms, such as physical bullying, psychological bullying and cyberbullying. It is cyberbullying that now comes first. It's so simple: humiliate, insult strangers, and at the same time be innocent. After all, it is very difficult on the Internet to determine from which account the bullying is coming. It is also important to note that in most cases, both the manifestation of addictive behavior and the manifestations of bullying (cyberbullying) depend on what kind of relationships occur in the family. It is important to remember that the style of family education depends on whether your child will be on the Internet all day long, at the computer or not. If bullying used to take more brutal physical forms, then in the modern world school violence takes a completely different form, which is called cyberbullying. It is important to emphasize that not only schoolchildren can fall under the influence of cyberbullers, many adults who use the Internet can become victims of Internet bullying. The authors of the article conducted a diagnosis of schoolchildren and consider the main directions of work on the prevention and correction of cyberbullying of younger adolescents.

Key words: bullying, cyberbullying, younger teenagers, deviant behavior, prevention of cyberbullying.

Введение. Актуальность данной темы обуславливается тем, что на сегодняшний день компьютеризация общества достигла огромных масштабов. И такое явление как буллинг в современном мире приобретает новую, более опасную форму: кибербуллинг, под которой понимается травля или намеренные агрессивные действия, направленные против жертвы посредством электронных гаджетов. Мы считаем, что в настоящее время проблема кибербуллинга среди школьников является актуальной как в педагогическом процессе, так и в повседневной жизни людей. Всемирная сеть втягивает в себя как наркотик, и, вследствие чего, формируется компьютерная зависимость. Не удивительно, что с каждым разом все больше и больше людей становятся компьютерными аддиктами. Стоит также отметить, что данное явление широко распространенно среди подростков и детей.

М.В. Жукова дает такое понятие, как «кибераддикция (киберзависимость)», под которой понимается «патологическая привязанность к компьютеру, а также невозможность оторваться от него ни на миг» [2, С. 36].

В начальной школе более распространены два типа зависимостей: компьютерная зависимость (геймерство) и Интернет-зависимость. Если еще год-два назад мы могли говорить, что у младших школьников в большей степени присутствует игровая компьютерная зависимость, то на сегодняшний день мы считаем, что Интернет-зависимость и геймерство стоят на одном уровне. Дети все чаще сидят в интернете, в социальных сетях (ВКонтакте, YouTube, WhatsApp, Viber). Именно поэтому в нашей работе под компьютерной зависимостью мы буем рассматривать Интернет-зависимость.

Изложение основного материала статьи. Психологические признаки компьютерной зависимости схожи с психическими зависимостями другого типа. Самыми распространяемы психологическими признаками компьютерной аддикции являются: потеря чувства времени; охлаждение к друзьям, семье; безразличие к другим формам досуга; «потеря

контроля» над временем; оправдание собственного поведения. С.В. Краснова выделяет предполагаемые факторы компьютерной аддикции: конфликты с родителями, безнадзорность, отвержение; возможность анонимного социального влияние на людей; возможность для реализаций фантазий и идей; «подслушивание» чужих личных состояний [3, С. 25].

Основным фактором появления у младших подростков компьютерной зависимости, по-нашему мнению, является недостаток живого общения: с родителями, сверстниками, родственниками, а также конфликтные ситуации внутри семьи, проблемы коммуникации в классе и школе. Дети, которые не имеют реального общения, комфортно себя чувствуют в компьютерном мире. В социальных сетях они могут найти себе друга, или же наоборот, найти себе жертву, над которой они сами смогут «издеваться».

Данные многонационального исследования HBSC, проводимого в сотрудничестве с ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в 2019 году показали, что за последние 12 месяцев 23 % детей в РФ подергались буллингу как офлайн, так и онлайн. Стоит отметить, что среди этих детей каждый десятый в возрасте от 9-16 лет подвергался буллингу чаще одного раза в месяц. Но чаще всего буллингу подвергаются дети 11-12 лет [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что все чаще в школе мы можем встретить такое явление, как буллинг. Однако не все учителя могут справиться с этим. Также сложность заключается в том, что многие педагоги оказываются не готовыми к серьезным противостояниям одних групп детей с другими, они не знают, как работать с такими детьми. Если в младшем школьном возрасте учитель является авторитетом учащихся, то к классу 4-5 авторитет взрослого утрачивает свою силу.

Буллинг имеет четыре компонента: регулярность в осуществлении; происходит там, где участники имеют неодинаковую власть; агрессивность и негативное поведение; происходит умышленно [4, С. 21].

Буллинг может протекать в следующих формах: физический школьный буллинг; психологический школьный буллинг; кибербуллинг.

Под «кибербуллингом» принято понимать «нападения, с целью нанесения психологического вреда, осуществляющиеся через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи» [5].

Ученые отмечают, что кибербуллинг может быть прямым или косвенным: прямой кибербуллинг - непосредственная атака жертвы через социальные сети, Sms, e-mail; косвенный кибербуллинг - привлечение в травлю других людей. На сегодняшний день участились случаи, когда дети взламывают странички своих одноклассников и от их лица рассылают различные оскорбления, фотографии, тем самым разрушая коммуникативное поле жертвы [4, С. 51].

Несомненно, что самым важным и первым институтом социализации ребенка является его семья. Именно семья имеет ряд функций, которые влияют на личностное развитие школьников. Важно отметить, что чем больше функций у семьи, тем богаче и ярче внутрисемейные взаимоотношения. Неблагополучные семьи рушат не только взаимоотношения между членами семьи, но также и личные качества. Шаблоны поведения в таких семья не могут содействовать укреплению целостности личности детей, а также адекватному восприятию окружающего мира и самого себя. В большинстве случаев типы семейного воспитания формируют у детей аддиктивные механизмы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, если родители привыкли искать выход из ситуации путем аддиктивного поведения, в таком случае большинстве детей унаследуют данное поведение.

С целью выявления Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу у младших подростков было проведено экспериментально-психологическое исследование в нескольких общеобразовательных организациях региона Кавказских Минеральных Вод. В исследовании принимали участие обучающиеся в возрасте 11-12 лет и их родители. Нами были сформированы контрольная и экспериментальная группы.

Контрольная группа - 55 обучающихся (МБОУ СОШ №10 г. Ессентуки). Экспериментальная группа представлена обучающимися общеобразовательными учреждениями города - курорта Железноводск, в эту группу вошли 52 обучающихся (из них 25 человек - Базовая общеобразовательная школа Филиала государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске и 27 человек - МБОУ «Лицей казачества имени А.Ф. Дьякова»).

В ходе экспериментального исследования проводилась комплексная диагностика по следующим направлениям:

1) На основе методики «Опросник, обращенный к младшему школьнику» (автор С.А. Котова) провели исследование уровня компьютерной зависимости у младших, его результаты по определению уровня компьютерной зависимости представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования младших подростков по определению уровня компьютерной зависимости

Экспериментальная группа (n=52) Контрольная группа (n=55)

Норма 20 чел. 38,5% Норма 21 чел. 38,2%

Зона риска 32 чел. 61,5% Зона риска 34 чел. 61,8%

Несмотря на то, что среди обучающихся контрольной и экспериментальной групп есть школьники, которые не склонны к аддиктивному поведению, большинство респондентов нуждаются в профилактике:

2) исследование буллинг-структуры среди обучающихся осуществлялось по методике «Буллинг-структура» Е.Г. Норкиной. По итогам диагностики контрольную и экспериментальную группы разделить на следующие подгруппы (классификация Ольги Львовны Глазман): инициатор (обидчик); помощник инициатора; защитник жертвы; жертва; наблюдатель (свидетель) [2].

В результате исследования были получены следующие данные, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты анализа «буллинг-структуры» экспериментальной и контрольной групп

Показатель Инициатор Помощник Защитник Жертва Наблюдатель

ЭГ (n=52) 10 7 5 10 20

КГ (n=55) 12 10 5 8 20

Анализ буллинг-структуры показывает, что среди обучающихся контрольной и экспериментальной групп, наиболее обширной является подгруппой «наблюдателей». Это значит, что школьники в большинстве случаев привыкли спокойно смотреть за буллингом. В экспериментальной группе процент инициаторов превышает этот же показатель в контрольной группе. Напротив, в контрольной группе доля помощников превышает эту же категорию в экспериментальной группе.

Результаты данной диагностике подтверждают необходимость работы по профилактике буллинга в целом, а также кибербуллинга. Школьники привыкли искать себе жертв и тем самым самоутверждаться за их счет. Но не стоит забывать о социальных сетях, в которых школьники могут также издеваться над своими жертвами, и при этом быть безнаказанными. Также важно отметить, что школьники, которые в школе являются жертвами, могут вымещать свою злость и агрессию в виртуальном мире, тем самым быть такими же инициаторами или помощниками, но уже с помощью социальных сетей. Стоит отметить, что помощники «выполняют» работу инициаторов, а значит, в учебных классах создана благоприятная среда для развития буллинга и кибербуллинга. Многие обучающиеся в разговоре с психологом не раз говорили, что сами становились жертвами кибербуллинга в сети ВКонтакте, а кто-то говорил, что сам был инициатором этого действия.

3) оценка прямой и косвенной виктимизации младших подростков осуществлялась с помощью Методики «Многомерная шкала виктимизации сверстников» Стивена Джозефа. Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ диагностики по методике «Многомерная шкала виктимизации сверстников», экспериментальная и

контрольная группы

Шкала Экспериментальная группа (n=52) Контрольная группа (n=55)

хотя бы один раз % неоднократно % хотя бы один раз % неоднократно %

Физическая 14 12 12 10

Вербальная 67 46 58 43

Социальное манипулирование 62 43 58 34

Электронная виктимизация 37 21 24 14

Социальное отвержение 32 12 29 12

Все младшие подростки хотя бы один раз подвергались различным видам виктимизации, при этом электронная встречается чаще, чем физическая, что проявляется в написании непристойных СМС, либо в язвительных и насмешливых комментариях в социальных сетях, реже в написании неприятных электронных писем.

4) определение детско-родительских отношений в семьях младших подростков - четвертое направление диагностики. Мы считаем, что повышение роли семьи в профилактике аддиктивного поведения у школьников - одно из наиболее важных направлений предотвращения компьютерной зависимости у школьников. Диагностическая методика «Тест-опросник родительского отношения» (авторы А.Я.Варга, В.В. Столин), проведённая в экспериментальной и контрольной группах, дала следующие результаты (Таблица 4).

Таблица 4

Результаты диагностики типа родительского воспитания

Показатели Экспериментальная группа (n=52) Контрольная группа (n=55)

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий

n1 % n2 % n3 % n1 % n2 % n3 %

Принятие-отвержение 7 13,5 34 65,4 11 21,2 20 36,4 17 30,9 18 32,7

Кооперация 8 15,4 32 61,5 12 23,1 20 36,4 22 40,0 13 23,6

Симбиоз 7 13,5 26 50,0 19 36,5 20 36,4 20 36,4 15 27,3

Контроль 15 28,8 25 48,1 12 23,1 10 18,2 26 47,3 16 29,1

Маленький неудачник 12 23,1 24 46,2 16 30,8 13 23,6 27 49,1 15 27,3

Проанализировав результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, мы пришли к выводу о том, что необходима работа по профилактике и коррекции аддиктивного поведения у младшего подростков, склонных к кибербуллингу.

Для профилактики и коррекции Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу в экспериментальной группе обучающихся был апробирован блок тренинговых занятий для обучающихся, а для их родителей цикл лекций и бесед по вопросам кибербезопасности и кибербуллинга. Блок занятий, состоящий из 12 встреч длительностью 1.5 часа каждая, проводился во внеурочное время. Данные занятия были направлены на формирование умений и навыков эффективной коммуникации, навыков поведения в конфликтных ситуациях, личностный рост обучающихся.

Контрольная диагностика поеазала снижение количества подростков с Интернет-зависимостью в экспериментальной группе. Следует отметить, что большое количество респондентов находятся на уровне перехода в «зону риска».

Анализ «буллинг-структуры» показал, что в экспериментальной группе уменьшилось количество «инициаторов» и «жертв», но значительно выросло количество защитников. В то время как в контрольной группе изменений практически не произошло. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что апробированный блок тренинговых занятий позволил снизить уровень буллинга и кибкрбулинга среди обучающихся экспериментальной группы.

Повторное проведение диагностики позволяет сделать вывод, что в результате внедрения блока тренинговых занятий в семьях экспериментальной группы уровень семейных взаимоотношений значительно вырос. Большинство семей получили средние баллы, что свидетельствует о том, что родители стали прислушиваться к своим детям, считаться с их мнением и интересами. Однако, важно обратить внимание на то, что многие семьи набрали «пограничное» количество баллов по

многим критериям. Следовательно, необходимость профилактической и коррекционной работы педагога среди обучающихся и их семей остается.

Выводы. Результаты диагностики показали, что существует корреляция между стилем воспитания и риском формирования аддиктивного поведения. Как правило, в тех семьях, у которых есть отклонения в стиле воспитания, у детей возникает повышенный уровень компьютерной зависимости. И наоборот, в семьях, где присутствует тепло, уважение и любовь, у детей риска развития компьютерной зависимости незначительны.

Таким образом, профилактика и коррекция Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу у младших подростков является важным направлением воспитательной работы.

Проведенное исследование может расцениваться как пилотное, поскольку проведено на небольшом объёме выборки. Но результаты данного исследования позволяют говорить о необходимости более детального анализа характеристик аддиктивного поведения и его связи с кибербуллингом (и даже с кибераддикцией). Целесообразно продолжить исследование в контексте определения индивидуальных характеристик не только способствующих, но и препятствующих возникновению кибербуллинга. Результаты, полученные в данном исследовании, а также в планируемых работах позволят разработать эффективные подходы к профилактике этого феномена.

Литература:

1. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

2. Жукова, М В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками: учеб.-метод. пособие / М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2017. - 220 с.

3. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, Е.В. Быковская. -Москва: Эксмо, 2008. - 123 с.

4. Рожина, С. В. Кибербуллинг и особенности совладания с ним у подростков / С.В. Рожина. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 72 с.

5. Спиркина, Т.С. Исследование динамики Интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 311. - С. 159-161.

6. Об исследовании «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) // https://www.euro.who.int/ru: [сайт],2022. - URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc (дата обращения 15.04.2022).

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, заместитель декана по научной работе и информатизации факультета дошкольного образования Гасанова Диана Имиралиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Алиханов Закир Ибадулахович ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Демирова Лейла Имиралиевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Рассматриваются наиболее значимые особенности процесса формирования российской идентичности в условиях поликультурной образовательной среды. Непосредственно перед началом их изучения внимание уделяется социально-политической ситуации, характерной для современного мира. На основе её исследования доказывается необходимость совершенствования процесса развития российской идентичности в современной системе образования. Далее говорится об основных направлениях, на которых в этой связи необходимо сосредоточить активность современным педагогам-исследователям и практикам. Демонстрируется первоочередная важность таких взаимосвязанных аспектов, как модернизация процесса преподавания культур народов России, русского языка, а равно и необходимость развития у учащихся ценностного отношения к своей стране, культурному наследию населяющих её народов и институту гражданства.

Ключевые слова: гражданская идентичность, многонациональное общество, поликонфессиональное общество, поликультурная образовательная среда, модернизация системы образования.

Annotation. The most significant features of the Russian identity formation process in a multicultural educational environment are considered. Immediately before the beginning of their study, attention is paid to the modern socio-political situation. Based on its research, the necessity of the Russian identity development process improving in the modern education system is proved. Further, it is said about the main directions on which, in this regard, it is necessary to focus the activity of modern teachers-researchers and practitioners. The primary importance of such interrelated aspects as the modernization of the Russian national cultures and Russian language studding, as well as the need for students to develop a value attitude to their country, the cultural heritage of the peoples inhabiting it and the institution of citizenship is demonstrated.

Key words: civic identity, multinational society, multi-confessional society, multicultural educational environment, modernization of the education system.

Введение. Одним из основополагающих принципов современной политической теории является необходимость построения общей идентичности среди граждан любой страны и выработка у них чувства общности [1; 4-5; 11; 15]. Формирование гражданской идентичности означает предупреждение эскалации социальной напряжённости, которая может произойти из-за противоречий по этнокультурному, языковому или конфессиональному основанию. Соответственно, в качестве универсальной ценностной основы идентичности, укрепляемой государством, должно фигурировать современное гражданское право, защищающее законные интересы граждан вне зависимости от их специфических характеристик.

Гражданская идентичность отличается от самоидентификации личностей с этнокультурным сообществом. Действительно, характерные признаки этнокультурного сообщества - язык, специфику ролевого поведения, верования и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.