3. Принцип вариативности, направлен на создание разнообразной «избыточной» среды, по отношению к которой становится возможным осуществление реального выбора в построении индивидуальной образовательной программы в условиях образовательного форума [4].
При реализации вышеуказанных принципов в образовательном форуме создается система перехода от «знаниевого» к «деятельностному» содержанию образования.
Выводы. Подводя итоги комплексной характеристики образовательных форумов, необходимо отметить, что они могут организовываться и проводиться как в сфере формального образования, так и неформального по инициативе различных организаций и объединений, и затрагивать актуальные запросы и потребности различных целевых групп. Образовательные форумы имеют вариативную характеристику, строятся по модульному принципу, обладают высоким педагогическим, адаптивным потенциалом и ориентируются на индивидуальные потребности участников форума. Образовательные форумы позволяют сформировать востребованные современными условиями компетенции, а также стимулируют развитие социальной, образовательной активности, инновационного, критического, проектного мышления представителей подрастающего поколения.
Литература:
1. Гарькин И.Н. Молодежные форумы - площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов // Молодой ученый. - 2014. - № 18 (77). - С. 533-535.
2. Официальный сайт студенческой олимпиады «Я- профессионал». - URL: https://yandex.ru/profi/school (дата обращения 10.05.2020).
3. Пальцев И.М. Молодежные форумы как одна из форм политической активности молодого поколения //Общество: политика, экономика, право. - 2017. - №1. - С.38-40.
4. Попова С.Ю., Пронина Е.В. Молодежный форум как образовательная площадка // Научно-методический журнал «Образование личности». - 2015. - № 1. - С. 138-143.
Педагогика
УДК 37.014
кандидат педагогических наук, доцент Башмакова Елена Анатольевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); инструктор физической культуры Дегтярев Евгений Анатольевич
Автономная некоммерческая образовательная организация «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы (г. Долгопрудный)
ФАКТОРЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В последние годы наблюдается повышенный интерес российских исследователей к проблеме буллинга. Одним из первых отечественных ученых, обратившихся к изучению данного явления, являлся И.С. Кон. Исследователи буллинга отмечают всплеск данного явления в подростковом возрасте. Буллинг в подростковом возрасте значительно чаще возникает в школе или на школьной площадке, чем за ее пределами, например, по месту жительства обучающихся. С вовлечением детей и подростков в мир социальных сетей и мобильных телефонов появился новый вид школьного насилия -кибербуллинг. Дети и подростки выкладывают большой объем личной информации в Интернет на своих страницах в социальных сетях. Эта информация может быть использована агрессором в целях запугивания своего объекта. Кибербуллинг может выйти из границ Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе, в одном районе или городе. Буллинг среди школьников в последние годы активно обсуждается психологами, педагогами и родителями на форумах в сети Интернет, где участники предлагают описания своего опыта по предупреждению данного явления. В связи с наличием данной проблемы в подростковой среде в статье рассматриваются факторы и причины возникновения буллинга и кибербуллинга, предлагается воспитательная стратегия образовательной организации по профилактике и предупреждению этого вида насилия.
Ключевые слова: подростковый возраст, буллинг, конфликт, агрессия, причины, факторы, кибербуллинг.
Annotation. In recent years, there has been an increased interest of Russian researchers in the problem of bullying. One of the first Russian scientists who turned to the study of this phenomenon was I.S. Kohn. Bullying researchers note a surge in this phenomenon in adolescence. Bullying in adolescence is much more likely to occur in school or on the school playground than outside of it, for example, at the place of residence of students. With the involvement of children and adolescents in the world of social networks and mobile phones, a new type of school violence has emerged - cyberbullying. Children and teenagers post a large amount of personal information on the Internet on their social media pages. This information can be used by the aggressor to intimidate its target. Cyberbullying can go beyond the boundaries of the Internet to real life in the form of other manifestations of bullying, when the aggressor and the object of bullying are in the same school, in the same district or city. Bullying among schoolchildren in recent years has been actively discussed by psychologists, teachers and parents on forums on the Internet, where participants offer descriptions of their experience in preventing this phenomenon. In connection with the presence of this problem in the adolescent environment, the article examines the factors and causes of bullying and cyberbullying, and suggests an educational strategy of an educational organization for the prevention and prevention of this type of violence.
Keywords: adolescence, bullying, conflict, aggression, causes, factors, cyberbullying.
Введение. В условиях цифровизации общества перед образовательной организаций в центре внимания появляется проблема социализации обучающихся в новых условиях образовательной среды: информационно-насыщенной, коммуникационно-мобильной, обладающей потенциалом свободы выбора программ и курсов обучения. Обеспечение равных возможностей для получения доступного и качественного образования, с одной стороны, и, с другой стороны, бесконтрольное использование интернета и социальных сетей, особенно в подростковой среде общеобразовательной школы выявило следующие противоречия между:
- увеличением роли киберпространства в жизни современных подростков и необходимостью объективной оценки состояния буллинга в подростковой среде со стороны родителей;
- существующими концепциями профилактики и предупреждения конфликтов и отсутствием стратегии образовательной организации по разработке и реализации человековедческих технологий по профилактике кибербуллинга в подростковой среде.
В последние годы наблюдается повышенный интерес как российских исследователей к проблеме кирербуллинга, так и в зарубежных учёных. Исследователи кирербуллинга отмечают всплеск данного явления в подростковом возрасте [1, 12].
Изложение основного материала статьи. Выявление причин кибербуллинга в подростковой среде, позволит правильно и грамотно решить проблему проектирования стратегии образовательной организации по профилактике кибербулинга в подростковой среде. Для определения причин возникновения кибербуллинга, прежде всего, необходимо изучить психолого-возрастные особенности обучающихся.
В подростковом возрасте появляется потребность в общении со сверстниками. Происходит поиск своего места в жизни и в обществе сверстников. «Отношения со сверстниками в подростковом возрасте настолько важны, что нарушение этих взаимоотношений может привести к значительным проблемам в развитии личности подростка и выражаться, в том числе в низких отметках на уроках» [5, с. 246]. Общение в подростковом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится гораздо содержательнее, сложнее, многообразнее, чем у младших школьников. Общение со сверстниками для подростков большая ценность, чем общение с родителями, ближними [4, с. 35].
Причиной возникновения буллинга и кибербуллинга в этой связи, может быть социальный интерес, который проявляется в отношении подростка к самому себе: стремление к превосходству или субъективное чувство неполноценности. А так же проявляется и в отношении к другим, как позитивно, так и негативно. Особое отношение к другим, вызывающие причины кибербуллинга, характеризуется недоброжелательностью и агрессивностью. Соперничество, зависть, месть, злая шутка и другие случаи конфликтогенного поведения, - это самовозвышение за счет унижения другого [6].
В педагогической литературе проблема буллинга в подростковом возрасте отражена:
- в основных теориях исследования конфликтов, которые разработаны отечественными и зарубежными учеными [2, 8] (Анцупов А.Я., Дарендорф Ральф, Дмитриев А.В., Крейхи Б.);
- в человековедческих концепциях педагога, теоретико - прикладных исследованиях в области педагогической конфликтологии [4, 5] (Баныкина С.В., Белкин А.С., Жаворонкова В.И.);
- в основах конфликтологии в современной школе (Баныкина С.В., Гребенкин Е.В., Степанов Е.И.);
- семейной медиации (Паркинсон Л.) и др.
«Буллинг (от англ. Bully - хулиган, драчун, насильник) - психологический террор, избиение, травля одного человека другим или группой людей. Школьный буллинг рассматривается в современном мире как серьезная социально-педагогическая проблема» [13, 14]. Проблема буллинга не имеет национальных границ и необходимо её практическое решение, необходима профилактика его наиболее опасных последствий. «Буллинг выражается в длительном физическом или психическом насилии со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации» [7]. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах и унижениях [2].
В научной литературе выделяют следующие виды буллинга:
1. Социальная агрессия, направленная на индивида через отдельные группы или сообщества, исключая непосредственного общения с агрессором.
2. Непосредственная агрессия с физическим насилием.
3. Поведенческая агрессия: оскорбления и унижение достоинства жертвы.
4. Вербальная агрессия: интриги, шантаж и др.
5. «Словесный буллинг» - унижение непристойными словами, обзывания, придумывание кличек [3, 11].
В условиях цифрового общества, и, в частности, изменения образовательной среды, происходит вовлечение обучающихся в интернет-пространство. Подростки выкладывают личную информацию в Интернет на своих страницах в социальных сетях. Такая информация используется другими людьми в целях агрессии против него самого. Появился новый вид насилия - кибербуллинг. Опасность кибербуллинга состоит в том, что данный вид насилия может выйти из границ Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений насилия.
Рост травли детей в Интернете - общемировая тенденция, но для того, чтобы минимизировать риски общения школьников в Сети, прежде всего, необходимо упорядочить педагогическое сопровождение в школах, чтобы учителя, дети и родители могли совместно работать над снижением рисков инновационного способа насилия над ребенком [4].
Учитывая важность профилактики школьного буллинга и кибербуллинга, необходимо выяснить причины и факторы возникновения конфликтов, на основании которых происходит развитие ситуации буллинга и кибербуллинга.
Анализ научной литературы, позволил выделить четыре группы факторов возникновения конфликтов в подростковой среде, влияющих на развитие буллинга и кибербуллинга [3, 4, 10]:
1. Материально-бытовая неустроенность, недостаточность финансовых средств в семье подростка и т.п.
2. Организационно-управленческие. Факторы, описывающие причины конфликтов между самими обучающимся, а так же между учащимися и педагогами, обусловленные не выполнения ими учебных обязанностей [4].
3. Социально-психологически факторы. Эти факторы обусловлены созданием социальных групп. В процессе межличностной и межгрупповой коммуникации происходит искажение информации, предъявляется непроверенная информация или заведомо ложная информация, что приводит к негативным последствиям во взаимодействии подростков [10].
4. Личностные. Индивидуально-психологические и возрастные особенности подростка влияют на поведение его и умение взаимодействовать с другими школьниками. Данные факторы обусловлены спецификой культуры конфликтного поведения, конфликтоустойчивостью и агрессивным поведением подростка [3].
Выводы. Для решения проблемы буллинга и кибербулинга в подростковой среде нужна стратегия развития воспитательного потенциала образовательной организации, основными направлениями которой являются:
- повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в профилактике буллинга и кибербуллинга;
- индивидуальные консультации детей специалистами школьных психолого-педагогических служб;
- формирование основ положительных эмоциональных отношений детей и подростков в классе;
- правовое просвещение детей их родителей и учителей;
- создание службы по информационной безопасности в образовательной организации [9].
Буллинг и кибербуллинг среди подростков в настоящее время обуславливают активную работу педагогов, психологов и родителей по предупреждению данного явления. Среди возможных моделей системы профилактики школьного буллинга и кибербуллинга предлагается медиативный подход, который ещё требует всестороннего исследования.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А.Я. Анцупов. - М.:Владос, 2003. - 208 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология // А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов.: Учебник для вузов. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2015. - 528 с.
4. Баныкина, С.В. Конфликтология в школе. Часть II / С.В. Баныкина .// Учебно-методическое пособие для средних общеобразовательных учреждений. - М., 2002 г. - 224 с.
5. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин .// Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
6. Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. Социальный интерес: понятие, структура, диагностика, развитие // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-10. - С. 2276-2279
7. Кон И. С. Мальчик - отец мужчины. / Игорь Кон. - Москва: Время, 2009. - 702 с.
8. Крейхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крейхи. - СПб.: Питер, 2003. - 336 с.
9. Санина, Е.И. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды [Текст]. / Е.И. Санина, Е.А. Дегтярёв. // Сборник научных трудов «Проблемы современного педагогического образования». - Ялта: РИО ГПА, 2020, - Выпуск 68. - Ч. 4. - С. 210-212.
10. Трофимов Г.Д. Управление конфликтами на предприятии. / Трофимов Г.Д. - Москва: Лаборатория книги, 2010. - 109 с.
11. Шаповаленко, И. В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. -М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
12. Swearer, S. Bullying prevention and intervention / S. Swearer, D. Espelage, S. Napolitano. - New York: The Guilford Press, 2009.
13. Smith, P.K. School bullying: Insights and perspectives / P.K. Smith, S. Sharp. - London: Routledge, 2002.
14. Olweus, D. Bullying at school. What we know and what we can do / D. Olweus. - Oxford: Blackwell Publishers, 1994.
Педагогика
УДК 378.4
старший преподаватель Баяндина Ольга Васильевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)
АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ КАТЕГОРИИ «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ»
Аннотация. В рамках концепции устойчивого развития одной из целей является - качественное образование, что предполагает пересмотреть содержание результатов обучения, а, следовательно, к проектированию профессиональных образовательных программ. Существующие подходы к пониманию категории «Универсальные компетенции» раскрывают отдельные аспекты изучаемого феномена, и перед исследователем стоит задача самоопределения в рамках решения отдельных исследовательских задач. Несмотря на разнообразие рассматриваемых подходов, их содержание не противоречит друг другу, и это позволяет выделить общие группы требований к результатам обучения между различными подходами, которые стоит учитывать при проектировании образовательного процесса.
Ключевые слова: профессиональное образование, CDIO, tuning, универсальные компетенции.
Annotation. Within the framework of the concept of sustainable development, one of the goals is - quality education, which implies a review of the content of learning outcomes, and, consequently, the design of professional educational programs. Existing approaches to understanding the category of "Universal competencies" reveal certain aspects of the phenomenon under study, and the researcher is faced with the task of self-determination within the framework of solving individual research tasks. Despite the diversity of the approaches considered, their content does not contradict each other, and this allows us to identify common groups of requirements for learning outcomes between different approaches that should be taken into account when designing the educational process.
Keywords: professional education, CDIO, tuning, universal competencies.
Введение. Попытки решить глобальные проблемы человечества привели к созданию Концепции устойчивого развития в 1980 г. В настоящее время в области проблем устойчивого развития сделано много попыток решения актуальных проблем человечества. В результате сформулировано 17 целей устойчивого развития.
Изложение основного материала статьи. В контексте данного исследования рассмотрим цель, связанную с образованием. Изначально, в первичной трактовке, упомянутая цель звучит как «Цель 4 - Доступное образование», но в 2013 году институт статистики ЮНЕСКО и центр всеобщего образования создали группу, цель которой - смещение фокуса с доступного образования на качественное и доступное образование. Образовательное сообщество достигло согласованности в значимых для личности качествах (навыках, умениях), определило набор показателей, которыми можно их измерить. Исследователи предлагают сфокусироваться на «знаниях, умениях и навыках»таких, которые необходимы на протяжении всей жизни человека, независимо от будущей профессии [3]. Рассматриваемые качества, которым исследователи присвоили значения ключевых, соотнесены с базовыми сферами человеческой деятельности, такими как -физическое благополучие, социальная и эмоциональная сфера, культура и искусство, грамотность и коммуникация, счет и математика, методы научения и когнитивная деятельность, наука и технология. Рассматриваемые сферы деятельности охватывают уровни образования в последовательности: дошкольное, начальное и послешкольное образование. Обозначенные ключевые качества человека сопровождают его жизнедеятельность на всех уровнях образования.
Исследовательская группа ЮНЕСКО предлагает рекомендации по развитию ключевых качеств начиная на этапе дошкольного образования и заканчивая первым этапом среднего образования, поскольку на втором этапе и далее учащиеся выбирают различные области специализации [3]. Следовательно, в фокус рекомендаций не попал вопрос о ключевых качествах в профессиональном образовании. Но, тем не менее, мировым образовательным сообществом фиксируется вопрос о важности развития ключевых качеств для достижения одной из целей устойчивого развития, в том числе и в профессиональном образовании [3].