9. Активное обучение поспособствовало вовлечению студентов и улучшению их внимания, мышления и памяти за счет использования таких методов, как работа в группах и рефлексия во время лекции [4].
10. В результате исследования Annette Burgess было обнаружено отличие в опыте обучения студентов TBL от PBL, несмотря на их, казалось бы, равную высокую эффективность [5].
11. В ходе исследования оказалось, что для широкомасштабного внедрения следует рассмотреть смешанный подход, использующий сильные стороны обоих методов [5].
12. В исследовании Jane Bleasel большая часть студентов предпочла TBL как оптимальную стратегию обучения, поскольку структура и формат TBL спо-
Библиографический список
собствуют обучению и участию по сравнению с PBL [6]. Хотя использование TBL требовало руководства со стороны преподавателя, оно оставалось ориентированным на учащихся, что привело к целому ряду положительных результатов [6].
13. Исследование Mohammed Nazeer дало представление о полезности кроссвордов в медицинском образовании специалитета для укрепления концепций и словарного запаса в интерактивной атмосфере обучения, а также о восприятии студентами включение кроссвордов в преподавание анатомии [7].
14. Использование предложенных подходов с их совмещением в обучении поможет достичь ярко выраженного улучшения успеваемости обучающихся, повышения их мотивации, желания к стремлению личностного совершенствования.
1. Яворская С.Д., Николаева М.Г, Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24979
2. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И., Степченко М.А., Мещерина Н.С., Борисова Н.А. Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза. Высшее образование в России. 2017; № 3 (210): 146 - 150.
3. Сапожникова И.Е. Опыт преподавания эндокринологии с использованием активных методов обучения в медицинском вузе. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019; № 2 (34): 104 - 109.
4. Sivarajah R.T. A Review of Innovative Teaching Methods. Academic Radiology. 2019; № 26 (1): 101 - 113.
5. Burgess A. Implementation of modified team-based learning within a problem based learning medical curriculum: a focus group study. BMC Medical Education. 2018; № 18 (74). (Electronic resource). Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1186/s12909-018-1172-8.pdf
6. Bleasel J. Team-based learning (TBL) in the medical curriculum: better than PBL? BMC Medical Education. 2017; № 17 (243). Available at: https://link.springer.com/content/ pdf/10.1186/s12909-017-1068-z.pdf
7. Nazeer M. Crossword Puzzles as an Active Learning Mode for Student Directed Learning in Anatomy Teaching: Medical Undergraduate Perceptions. International Journal of Medical Research & Health Sciences. 2018; № 7 (10): 12 - 19.
References
1. Yavorskaya S.D., Nikolaeva M.G., Bolgova T.A., Gorbacheva T.I. Innovacionnye metody obucheniya studentov medicinskogo vuza. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2016; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24979
2. Knyazeva L.I., Knyazeva L.A., Goryajnov I.I., Stepchenko M.A., Mescherina N.S., Borisova N.A. Pedagogicheskie tehnologii v uchebnom processe kafedry medicinskogo vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 3 (210): 146 - 150.
3. Sapozhnikova I.E. Opyt prepodavaniya 'endokrinologii s ispol'zovaniem aktivnyh metodov obucheniya v medicinskom vuze. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2019; № 2 (34): 104 - 109.
4. Sivarajah R.T. A Review of Innovative Teaching Methods. Academic Radiology. 2019; № 26 (1): 101 - 113.
5. Burgess A. Implementation of modified team-based learning within a problem based learning medical curriculum: a focus group study. BMC Medical Education. 2018; № 18 (74). (Electronic resource). Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1186/s12909-018-1172-8.pdf
6. Bleasel J. Team-based learning (TBL) in the medical curriculum: better than PBL? BMC Medical Education. 2017; № 17 (243). Available at: https://link.springer.com/content/ pdf/10.1186/s12909-017-1068-z.pdf
7. Nazeer M. Crossword Puzzles as an Active Learning Mode for Student Directed Learning in Anatomy Teaching: Medical Undergraduate Perceptions. International Journal of Medical Research & Health Sciences. 2018; № 7 (10): 12 - 19.
Статья поступила в редакцию 13.07.21
УДК 37.013
Degtyarev E.A., senior lecturer, Autonomous Non-profit Educational Organization "Phystech-Lyceum" n.a. P.L. Kapitsa (Dolgoprudny, Moscow Region, Russia),
E-mail: [email protected]
STRATEGY FOR THE PREVENTION OF BULLYING AND CYBERBULLYING OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT. The increasing role of cyberspace in the life of modern teenagers actualizes a problem of bullying and cyberbullying as a new type of violence at school. The article reveals the meaning of the concept of crime prevention in an educational organization. Types of prevention, such as prevention, suppression, correction, are considered. Prevention as a method of preventive activity is of particular importance in an educational organization, since it excludes the use of coercive measures to prevent bullying and cyberbullying. To solve the problem of bullying and cyberbullying in the adolescent environment, it is necessary to develop a system of activities of an educational organization to resolve it. Such system of actions can be defined as a strategy of an educational organization for prevention of cyberbullying in adolescent environment. Specifics of the activities of an educational organization for the prevention of bullying and cyberbullying are determined by the following principles: goal-setting, consistency, objectivity, optimality, non-linearity. The article shows relationship between the concepts of bullying and cyberbullying. One of the tools for implementing the strategy of bullying prevention in the adolescent environment, at present, is a mediation method. Adolescence causes activation of educational potential of an educational organization in prevention of bullying and cyberbullying, since at this age it is important to form positive interaction, both at the group and individual level.
Key words: bullying and cyberbullying, prevention and prevention, adolescence, strategy, mediation approach.
Е.А. Дегтярев, инструктор физ. культуры, Автономная некоммерческая образовательная организация «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы,
г. Долгопрудный, E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Увеличение роли киберпространства в жизни современных подростков актуализирует проблему буллинга и кибербуллинга как нового вида насилия в школе. В статье раскрывается сущность понятия «предупреждение преступности в образовательной организации». Рассмотрены виды предупреждения, такие как профилактика, предотвращение, пресечение, исправление. Профилактика как метод предупредительной деятельности имеет особое значение в образовательной организации, так как исключает применение принудительных мер по предотвращению буллинга и кибербуллинга. Для решения проблемы буллинга и кибербуллинга в подростковой среде необходимо разработать систему деятельности образовательной организации по её разрешению. Такую систему действий можно определить как стратегию образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. Специфика деятельности образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга определяется следующими принципами: целеполагания, системности, объективности, оптимальности, нелинейности. В статье показана связь понятий буллинга и кибербуллинга. Одним из инструментов реализа-
ции стратегии профилактики буллинга в подростковой среде в настоящее время является медиативный метод. Подростковый возраст обусловливает активизацию воспитательного потенциала образовательной организации в профилактике буллинга и кибербуллинга, так как в этом возрасте важно формировать положительное взаимодействие как на групповом, так и индивидуальном уровне.
Ключевые слова: буллинг и кибербуллинг, предупреждение и профилактика, подростковый возраст, стратегия, медиативный подход.
Современная образовательная среда динамически развивается в направлении цифровизации, как и общество в целом. В этой связи с увеличением роли киберпространства в жизни современных подростков, с вовлечением детей в мир социальных сетей появился новый вид школьного насилия - кибербуллинг В подростковом возрасте опасность этого явления усугубляется тем, что травля в виртуальной среде может выйти в реальную жизнь в виде других ее проявлений.
С другой стороны, родители не имеют достаточного представления о ки-бербуллинге и его проявлениях в подростковой среде. Предупреждение буллинга и кибербуллинга в подростковой среде - социальная функция образовательной организации.
Сущность понятия «предупреждение буллинга и кибербуллинга» характеризуется следующими специфическими признаками:
- применение правовых форм, способов, средств и методов профилактики;
- снижение преступного поведения детей и подростков в киберпростран-
стве;
- ограничение влияния преступных связей и включение подростков в систему общественно полезных отношений [1, с. 6].
Анализ научной литературы по данному вопросу показал, что основной признак классификации понятия «предупреждение преступности» - это метод предупредительной деятельности (профилактика, предотвращение, пресечение, исправление). Наиболее эффективное направление в рамках образовательной организации по предупреждению буллинга и кибербуллинга принадлежит профилактике как системе мер воздействия на причины и условия проявления данного вида преступления. В него входят все виды воздействия, кроме принудительных, направленных на развитие общечеловеческих качеств личности. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова профилактика понимается как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка» [2]. Заметим, что «профилактика должна иметь охранозащитный характер, который реализуется в комплексе мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству. Обеспечение профилактики нарушений общения невозможно без глубокого изучения природы явлений и путей его предупреждения» [3].
Рассмотрим систему деятельности образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. Для решения проблемы буллинга и кибербулинга в подростковой среде недостаточно разработать план образовательной организации, нужно разработать такую систему действий по его предупреждению, чтобы, используя все свои средства и возможности, образовательная организация приобрела бы более совершенное и качественное состояние в соответствии с той миссией, которую возлагает на неё общество в целом и каждый родитель в частности. Такую систему действий можно определить как стратегию образовательной организации по профилактике кибербулинга в подростковой среде.
Слово «стратегия» впервые было применено в военном деле. В настоящее время оно используется в различных областях деятельности. Сущность понятия раскрывается через постановку задач, разработку плана действия образовательной организации, выбор инструментов для исполнения поставленных целей и задач. Проектирование стратегии профилактики буллинга и кибербуллинга в образовательной организации зависит от понимания долгосрочных целей, обеспечения алгоритма действий деятельности возможностями школы, при этом учитываются возрастные и индивидуальные особенности подростков, взаимоотношение и взаимное понимание всех участников образовательного процесса.
Основные направления стратегии образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга подростков:
- создание службы информационной безопасности (изучение, сбор информации, анализ общения детей и подростков в социальных сетях);
- создание психолого-педагогического центра образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга;
- правовое просвещение детей, их родителей и учителей.
Правовая помощь является важным направлением работы образовательной организации. Во всём мире до начала 2000-х годов не существовало законов, которые регулировали бы вопросы кибербуллинга. В настоящее время преступления против достоинства личности также перешли в новый формат [3].
Для образовательных организаций стратегия профилактики буллинга и ки-бербуллинга выполняет гуманистическую функцию в силу того, что она воздействует на причины преступления и оказывает влияние на условия, которые способны его породить. На этом этапе не предусмотрены уголовно-правовые меры наказания. Основное направление деятельности школы - формирование основ положительных эмоциональных отношений детей и подростков в коллективе и их общения в социальных сетях.
Специфика деятельности образовательной организации по профилактике
буллинга и кибербуллинга определяется следующими принципами: целеполага-ния, системности, объективности, оптимальности, нелинейности.
Принцип целеполагания определяет краткосрочные и перспективные задачи по профилактике кибербуллинга в образовательной организации. На основе выявления проблем и первоочерёдности их решения создаётся план действий по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде.
Принцип системности рассматривает деятельность образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга как функционирование системы, компоненты которой взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе деятельности. Выделим следующие компоненты данной системы: субъект (управляющая подсистема), объект (управляемая подсистема), меры профилактики (операция отношения социального управления между субъектом и объектом системы).
Принцип объективности основан на закономерностях и тенденциях развития общества. В условиях образовательной организации это значит, что необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков при определении мер профилактики буллинга и кибербуллинга.
Принцип оптимальности означает, что, исходя из возможностей образовательной организации и при соблюдении законности применения тех или иных мер профилактики, предупредительная деятельность направлена на эффективный результат в кратчайшее время.
Принцип нелинейности предполагает всестороннее изучение проблемы, определение системы мер, охватывающих все направления деятельности по профилактике буллинга и кибербуллинга, соблюдая при этом последовательность решения задач, стоящих перед образовательной организацией (1).
Результаты исследований «Дети России онлайн 2009 - 2011», а также исследования Е.Н. Волковой о взаимосвязи и взаимообусловленности буллинга и кибербуллинга показали, что, с одной стороны, буллинг среди подростков, если на него нет реакции со стороны взрослых (педагогов, родителей), переходит в виртуальный мир. С другой стороны, анонимность угроз и оскорблений в виртуальной среде оказывает негативное воздействие, так как оно менее доступно влиянию взрослых и потому может перейти в школьный буллинг. В связи с этим деятельность организации по профилактике буллинга и кибербуллинга должна вестись одновременно по предупреждению данных проявлений насилия над личностью подростка [4].
Осознание проблемы буллинга и кибербуллинга среди подростков и дальнейшие изменения образовательной среды в направлении цифровизации обусловливают развитие теоретико-прикладных исследований в области педагогической конфликтологии. «Буллинг обладает характеристиками, позволяющими определить его как особую форму конфликтного деструктивного взаимодействия: продолжительный повторяющийся характер буллинга, неравенство сил обидчика и жертвы, определенные типы участников - обидчик, жертва, свидетель» [5].
Как, правило, в школах специалистами психологической службы проводится индивидуальное консультирование детей и их родителей. Ведётся работа по правовому просвещению родителей и учителей о кибербуллинге и методах защиты от него, от других интернет-угроз, о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн-безопасность ребенка.
В настоящее время можно привлекать подростков к совместной работе по профилактике буллинга и кибербуллинга. Например, предложить школьникам проект «Кибербуллинг. Способы защиты от агрессии в пространстве современных коммуникационных технологий». Преимущество такой работы состоит в том, что подростки имеют возможность самостоятельно изучить эту проблему. Ответить на вопросы: что такое кибербуллинг? Каковы причины возникновения такого вида агрессии? Какие последствия могут быть, и какие риски несёт ки-бербуллинг?
Важно, чтобы этот проект подростки выполняли группой (4 - 5 человек). Это даёт им возможность обсуждать проблему возникновения кибербуллинга и совместно находить ответы на поставленные вопросы. В качестве практико-о-риентированного задания школьникам можно предложить создать программу лектория, в котором будут представлены материалы для просветительской работы по трём категориям слушателей: сверстники, родители и педагоги. Особенностью проектной деятельности обучающихся является защита проекта, что даёт им возможность аргументированно высказывать свою точку зрения, вступать в дискуссию, вести диалог
Следующим шагом профилактической деятельности образовательной организации может являться участие в работе круглого стола «Общение реальное и виртуальное. Безопасная интернет-среда». Его участники - подростки, родители, педагоги, психологи, представители правоохранительных органов. Обсуждение, поставленных вопросов, направлено на воспитание и развитие коммуникативных умений, формирование семейных ценностей, положительного правового сознания подростков.
Одним из инструментов реализации стратегии профилактики буллинга в подростковой среде в настоящее время является медиативный метод. В медиа-
ции взаимодействуют все участники конфликта. Разрешение проблемы происходит через диалог «Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав» [6].
Медиация - это особый вид переговоров, при котором нейтральный посредник помогает сторонам конфликта найти взаимовыгодное решение (медиация - от лат. mediate и англ. mediation - посредничество). Медиатор -третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения, фокусирует стороны на их интересах и способствует поиску взаимовыгодного решения проблемы.
В профилактике буллинга медиативный подход способствует воспитанию положительного психоэмоционального состояния в споре, развитию умения брать на себя ответственность за причинённую боль, формирует активную жизненную позицию и другое. А главное назначение медиативного подхода в том, чтобы развивать общечеловеческие качества личности, такие как сопереживание, толерантность, быть коммуникативным в коллективе, осознавать ценности общения и этику поведения.
Таким образом, стратегия образовательной организации профилактики буллинга и кибербуллинга в подростковой среде включает решение следующих задач:
Библиографический список
- выявление причин и факторов, влияющих на создание конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
- создание условий по формированию конструктивных отношений в коллективе и уважительного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- правовое воспитание;
- формирование положительного ценностного правового сознания, обеспечивающего усвоение этики поведения и киберэтики.
Реализация стратегии осуществляется как традиционными методами (беседа, совместное проведение мероприятий, где формируются командные умения), так и посредством современных человековедческих технологий (медиативный подход). Подростковый возраст обусловливает активизацию воспитательного потенциала образовательной организации в профилактике буллинга и кибербуллинга, так как в этом возрасте важно формировать положительное взаимодействие как на групповом, так и индивидуальном уровне.
Конечно, мы понимаем сложность решения проблемы буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. Проявление жестокости и агрессивные действия в реальном и виртуальном пространстве не могут исчезнуть полностью. Основная задача деятельности образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде - максимально обезопасить общение детей в интернет-сети, научить их противостоять агрессивным нападкам в реальной жизни и в виртуальном пространстве, сформировать информационную компетентность.
1. Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности, учебное пособие. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1999.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений. Москва: Азъ, 1994.
3. Санина Е.И., Дегтярев Е.А. Профилактика кибербуллинга как цель социализации подростков в условиях цифровой среды. Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Ялта: РИО ГПА, 2020; Выпуск 68, ч. 4: 210 - 212.
4. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга. Вестник Мининского университета. 2017; № 3.
5. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014; Т. 11, № 3: 178 - 191.
6. Юферова М.А., Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В., Стрелова А.И. Медиация в образовании: учебно-методическое пособие. Ярославль: РИО ЯГПУ 2018. References
1. Schedrin N.V. Osnovy obschej teoriipreduprezhdeniya prestupnosti: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj universitet, 1999.
2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 72 500 slov i 7 500 frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva: Az', 1994.
3. Sanina E.I., Degtyarev E.A. Profilaktika kiberbullinga kak cel' socializacii podrostkov v usloviyah cifrovoj sredy. Problemy sovremennogopedagogicheskogoobrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov. Yalta: RIO GPA, 2020; Vypusk 68, ch. 4: 210 - 212.
4. Volkova E.N., Volkova I.V. Kiberbulling kak sposob social'nogo reagirovaniya podrostkov na situaciyu bullinga. Vestnik Mininskogo universiteta. 2017; № 3.
5. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tehnologij. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2014; T. 11, № 3: 178 - 191.
6. Yuferova M.A., Koryakovceva O.A., Bugajchuk T.V., Strelova A.I. Mediaciya v obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie. Yaroslavl': RIO YaGPU, 2018.
Статья поступила в редакцию 12.07.21
УДК 378
Zagryadskaya N.A., Cand of Sciences (Philology), senior lecturer, Moscow Region State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
GROUP WORK STRATEGIES IN TEACHING ENGLISH TO STUDENTS OF RUSSIAN PHILOLOGY. The article deals with a problem of using group work strategies in teaching communication skills to philology students. The author gives a brief outline of group work methods. Some aspects of their history are touched upon. The definition of group work by various researchers is presented. Advantages and disadvantages of the method are considered. The author underlines that group work is especially important in foreign language teaching. The function of the teacher in group work is described and analyzed and the roles they can take are mentioned. Some difficulties in performing these roles are touched on. The stages of group work in class are enumerated and described from the point of view of several scientists. Major emphasis is placed on the preparatory stage, as it is essential for developing students' motivation and further activity. Particular attention is paid to different types of group work strategies such as jigsaw, brainstorming and others. The article suggests a way of applying group work activities while teaching English to philology students. The level of their motivation after the practice is also considered.
Key words: communication, group work, language teaching, communicative competence, critical thinking, collaborative learning, teamwork, feedback, teacher training, cooperative learning, non-linguistic departments.
Н.А. Загрядская, канд. филол. наук., доц., Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ-ФИЛОЛОГАМ
Статья посвящена вопросу использования групповых технологий в преподавании дисциплины «Иностранный язык» студентам филологических профилей. В статье дается краткий обзор истории возникновения групповых методов работы с древних времен до наших дней. Особое внимание уделяется самому понятию групповой работы, приводятся определения, предложенные различными учеными. Автор останавливается на преимуществах и недостатках групповых технологий, анализирует роль преподавателя в организации группового обучения. Отдельно освещаются этапы проведения групповой работы. Особое внимание обращается на важность подготовительного этапа, от которого зависит успешность выполнения всего задания и поддержание мотивации студентов. В статье приводится пример применения групповых технологий в обучении иностранному языку студентов-филологов, делаются выводы о положительных и отрицательных результатах применения методов.
Ключевые слова: коммуникация, групповые технологии, обучение иностранному языку, коммуникативная компетенция, языковое образование, критическое мышление, обучение в сотрудничестве, работа в команде, самоанализ, обратная связь, педагогическое образование, неязыковые вузы.