Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ЦЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ'

ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ЦЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1558
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ПРОФИЛАКТИКА / СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / SOCIALIZATION / CYBERBULLYING / PREVENTION / EDUCATIONAL ORGANIZATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санина Елена Ивановна, Дегтярев Евгений Анатольевич

Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. Интернет и социальные сети - еще одно пространство, где дети сталкиваются с агрессией и другими вызовами нашего времени, с которыми им приходиться встречаться и в реальной жизни. Социализация детей в условиях цифровой среды - это помощь семьи и педагогов в том, чтобы дети безопасно осваивались в цифровом пространстве. В связи с чем, очевидна необходимость активизации воспитательного потенциала школы по профилактике кибербуллинга в детской среде. Образовательная организация имеет особый статус для решения проблемы кибербулинга в подростковой среде. Важно отметить, что эта работа должна содержать не систему мер по профилактике, а представлять собой стратегию действий всех сфер деятельности школы, воспитательный потенциал которой направлен на качественно новый уровень профилактики буллинга и кибербуллинга в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTING CYBERBULLYING AS A GOAL OF SOCIALIZING ADOLESCENTS IN THE DIGITAL ENVIRONMENT

Teenagers are the most vulnerable group for cyberbullying. The Internet and social networks are another space where children face aggression and other challenges of our time, which they have to face in real life. Socialization of children in a digital environment is the help of families and teachers to ensure that children learn safely in the digital space. In this regard, there is an obvious need to activate the educational potential of the school to prevent cyberbullying in the children's environment. The educational organization has a special status for solving the problem of cyberbullying in the adolescent environment. It is important to note that this work should not contain a system of measures for prevention, but should represent a strategy for all areas of school activity, the educational potential of which is aimed at a qualitatively new level of prevention of bullying and cyberbullying in the adolescent environment.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ЦЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ»

вуза. Результатом такого участия является выступление на научной конференции с сообщением (докладом). Отсюда дополняем список целей обучения профессиональной речи задачами формирования таких навыков и умений: составлять краткое сообщение в форме тезисов; реферировать научные источники; писать доклад на научную тему.

Основные коммуникативные тактики этого этапа, которые выносятся на обучение, - это публичное выступление, участие в диалоге-дискуссии. Для участия иностранного студента-третьекурсника в учебно-профессиональном и собственно профессиональном общении необходимо совершенствовать его навыки и умения, сформированные на первом и втором курсах основного этапа обучения, за счет усложнения и расширения структурных компонентов освоенных им коммуникативных программ.

Выводы. Итак, вычлененные и описанные нами стратегии и тактики обучения профессиональной речи являются основополагающим и перспективным моментом при создании программ и учебников по обучению иноязычной речи. Конкретные цели проблемного обучения профессиональней речи предполагают и определенную стратегию обучения, направленную: во-первых, на ориентацию студента в том, чего и как он достигнет при изучении иностранного языка в учебно-профессиональной, собственно профессиональной и научно-профессиональной сферах общения; во-вторых, на разработку преподавателем четких критериев уровневой оценки коммуникативной компетенции иностранных студентов - агрономов в профессиональной сфере общения; в-третьих, на обоснование модели обучения профессиональной речи на всех этапах преподавания иностранного языка как целостной сквозной системы обучения; и, наконец, на обеспечение авторов учебников ориентирами, позволяющими осуществлять отбор, презентацию материала и определять приемы и методы работы с ним.

Литература:

1. Гейченко Е.И., Васецкая Л.И. Первые ключи в профессию: Учебник русского языка / Е.И. Гейченко, Л.И. Васецкая. - Запорожье, 2004. - 220 с.

2. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации / Т.М. Дридзе - М.: Наука, 1985.

3. Иванова A.C. Роль и место прагматического подхода при обучении языку специальности на первом сертификационном уровне / А.С. Иванова // Русское слово в мировой культуре. В 4х т. - СПб.: Политехника, 2003. - Т.4; Проблемы преподавания русского языка: обучение и контроль. - С. 137-140.

4. Межжерина A.B. Координация системного и функционального уровней при обучении РКИ / А.В. Межжерина // Изучение и преподавание филологических дисциплин в техническом вузе. - К., 1997. -С. 81-83.

5. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: Проблемы обучения / О.Д. Митрофанова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1985. - 128 с.

6. Митрофанова О.Д. Нефилологическая аудитория как субъект учебного процесса и объект лингвистического воздействия / О.Д. Митрофанова // Русское слово в мировой культуре. В 4х т. - СПб.: Политехника, 2003 - Т.4.: Проблемы преподавания русского языка: обучение и контроль. - С. 173-179.

7. Чистякова А.Б. Организация обучения языку иностранных учащихся в вузе / А.Б. Чистякова -Харьков: Константа, 2005. - 127 с.

Педагогика

УДК 37.014

доктор педагогических наук, профессор Санина Елена Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» (г. Москва); инструктор физической культуры Дегтярев Евгений Анатольевич Автономная некоммерческая образовательная организация «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы (г. Долгопрудный)

ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРБУЛЛИНГА КАК ЦЕЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В

УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. Интернет и социальные сети — еще одно пространство, где дети сталкиваются с агрессией и другими вызовами нашего времени, с которыми им приходиться встречаться и в реальной жизни. Социализация детей в условиях цифровой среды - это помощь семьи и педагогов в том, чтобы дети безопасно осваивались в цифровом пространстве. В связи с чем, очевидна необходимость активизации воспитательного потенциала школы по профилактике кибербуллинга в детской среде. Образовательная организация имеет особый статус для решения проблемы кибербулинга в подростковой среде. Важно отметить, что эта работа должна содержать не систему мер по профилактике, а представлять собой стратегию действий всех сфер деятельности школы, воспитательный потенциал которой направлен на качественно новый уровень профилактики буллинга и кибербуллинга в подростковой среде.

Ключевые слова: социализация, кибербуллинг, профилактика, стратегия образовательной организации.

Annotation. Teenagers are the most vulnerable group for cyberbullying. The Internet and social networks are another space where children face aggression and other challenges of our time, which they have to face in real life. Socialization of children in a digital environment is the help of families and teachers to ensure that children learn safely in the digital space. In this regard, there is an obvious need to activate the educational potential of the school to prevent cyberbullying in the children's environment. The educational organization has a special status for solving the problem of cyberbullying in the adolescent environment. It is important to note that this work should not contain a system of measures for prevention, but should represent a strategy for all areas of school activity, the educational potential of which is aimed at a qualitatively new level of prevention of bullying and cyberbullying in the adolescent environment.

Keywords: socialization, cyberbullying, prevention, educational organization strategy.

Введение. В условиях цифровизации общества социализация детей и подростков как целевая задача образовательной организации имеет особое значение в связи с привлечением интернета и социальных сетей в образовательный процесс школы. Цифровая среда, с одной стороны, обладает уникальным потенциалом обеспечения равных возможностей для получения доступного и качественного образования, свободного выбора личностью обучающих курсов, как в нашей стране, так и за рубежом. С другой стороны, интернет и социальные сети являются пространством, где агрессивное поведение проявляется в новом виде школьного насилия - кибербуллинга.

Изложение основного материала статьи. Интернет обладает свойством сохранять информацию продолжительное время, непроверенная стигматизирующая (от греч. — «ярлык, клеймо») информация может храниться в интернет - пространстве неограниченное время. Возрастные и психофизиологические особенности детей и подростков, в силу отсутствия у них жизненного опыта, не позволяют им оценивать и прогнозировать ситуацию, к которой может привести информация, представленная ими в социальных сетях. В каких целях может быть использована информация представленная о себе в информационном пространстве. Персональная информация может быть использована третьими лицами и нести интернет -угрозу. Анонимность, непрерывность угроз, отсутствие обратной связи - особенности кибербуллинга, которые ведут к тревожному и депрессивному состоянию ребёнка. Кибербуллинг может выходить за пределы Интернета в реальную жизнь в виде других проявлений травли, когда агрессор и объект травли находятся в одной школе или в одном городе [5].

Цифровая среда является дополнительным пространством для реализации угроз и травли, но не является самостоятельным фактором их возникновения. Высокая пользовательская активность детей в социальных сетях и их слабая информированность об опасностях Интернет-пространства приводит к повышенной тревожности детей, повышает риск суицидального поведения. В связи с чем, очевидна необходимость активизации воспитательного потенциала школы по профилактике кибербуллинга в детской среде.

Образовательная организация имеет особый статус для решения проблемы кибербулинга в подростковой среде, с одной стороны, общество ставит задачи по управлению и разрешению конфликтов в информационно-образовательной среде, с другой, родители возлагают ответственность за сбережение психофизического здоровья подростков. Важно отметить, что эта работа должна содержать не систему мер по профилактике, а представлять собой стратегию действий всех сфер деятельности школы, воспитательный потенциал которой направлен на качественно новый уровень функционирования всего образовательного процесса. Профилактика буллинга и кибербуллинга, очевидно, должна содержать управленческие элементы планирования первоочередных и долгосрочных задач, решать технические вопросы, расширять возможности психологической поддержки детей и подростков.

В научной литературе проблема школьного буллинга и кибербуллинга отражена в человековедческих концепциях педагога и теоретико - прикладных исследованиях в области педагогической конфликтологии. Основы конфликтологии в современной школе раскрываются в работах С.В. Баныкиной, А.С. Белкина, Е.В Гребенкова, В.И. Жаворонковой, Е.И. Степанова и др.

Рост травли детей в Интернете - общемировая тенденция, но для того, чтобы минимизировать риски общения школьников в Сети, прежде всего, необходимо упорядочить педагогическое сопровождение в школах, чтобы учителя, дети и родители могли совместно работать над снижением рисков инновационного способа насилия над ребенком [5].

Целью стратегии развития воспитывающего потенциала образовательной организации в обеспечении профилактики и предупреждения кибербуллинга в подростковой среде является благополучие детей и подростков в психоэмоциональном, физическом, правовом и общечеловеческом смысле жизни, в первую очередь в семье. Цель эта долгосрочная и может быть достигнута во взаимодействии школы и семьи.

Родители, в настоящее время, имеют не достаточно знаний о понятии «кибербуллинга», и не всегда могут помочь ребёнку защититься от интернет - угроз, поэтому первоочередная задача по профилактике и предупреждению кибербуллинга должна начинаться с правового просвещения родителей. Родительская эмоциональная поддержка может быть актуальной и своевременной, главное, объяснить ребёнку, как защитить себя от кибербуллинга. Запрет и ограничения использования отдельных сервисов оказываются неэффективными, нужны знания о компьютерных технологиях, обеспечивающих онлайн - безопасность их ребенка.

Среди общепринятых рекомендаций, можно выделить следующие:

- не выставляйте в социальной сети персональные данные (номер мобильного, адрес почты, другие);

- для безопасного общения в интернете, заходите в онлайн, включив VPN;

- обращайтесь к администрации сайта, если кибербуллинг происходит в социальной сети;

- не замалчивайте происходящее, напишите заявление в полицию.

Е.И. Беспалов отмечает, что «при обсуждении гипотетического поведения при возникновении неприятной ситуации в Интернете 77% 6-9-летних детей отвечают, что обратятся за помощью к родителям, а среди 15-17-летних 54% планируют справляться с проблемой самостоятельно, при этом, не указывая, как именно» [1].

Второе важное направление работы школы подготовка специальных кадров - социальных педагогов и психологов - по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. Статистика доказывает, что кибербуллинг наносит жертве опасную психологическую травму, с которой иногда самостоятельно справиться не удаётся. Несчастный случай - разовое явление, с которым сталкивается человек, например, смертью близких, потеря здоровья и другие жизненные обстоятельства, а кибербуллинг происходит в течение длительного времени, изо дня в день. Понятие кибербуллинг объединило в себе два английских слова (cyber + bullying), что в переводе означает цифровая травля. В основном это происходит в социальных сетях или чатах. Иногда даже на форумах, где создаются агрессивные темы.

Определение травли в детской и подростковой среде дал в 1993 году норвежский психолог D. Olweus: «буллинг (травля) — это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство власти или силы» [7] Эта тема стала одной из самых обсуждаемых в контексте детских коллективов в начале 21 века [2].

Появление Интернет-площадки, быстро распространило новый вид травли, где стало возможным осуществлять насилие над личностью, не взаимодействуя со своей жертвой непосредственно, а общаясь в

виртуальном пространстве. Агрессивное преследование человека приобрело новые формы с применением разнообразных современных технологий [3].

Опасность кибербуллинга заключается в том, что в процесс травли могут вовлекаться другие люди, не всегда с их согласия. Кибербуллинг имеет разновидности. «Прямой кибербуллинг — это целенаправленная компания, развернутая одноклассниками: травля ребенка в пространстве современных технологий через письма или сообщения. Распространение как правдивой, так и ложной информации о человеке с целью дискриминации и унижения его достоинства и др. При косвенном - в процесс травли жертвы вовлекаются другие люди (как дети, так и взрослые), массированная атака сообщениями по мобильному телефону с угрозами. Преследователь может взломать аккаунт жертвы и, мимикрируя под хозяина, рассылать с этого аккаунта сообщения знакомым жертвы, разрушая коммуникативное поле жертвы и порождая сомнение в его моральных качествах» [3].

C появлением кибербуллинга, травля приобрела практически круглосуточный характер, так как человек попадает под бомбардировку сообщений, постов в социальных сетях и по месту учебы, и дома. Отсюда -столь трагические последствия. Целью кибербуллинга является ухудшение эмоционального состояния жертвы и/или разрушение ее социальных отношений [4, 6].

Педагогам и психологам необходимы дополнительные знания о факторах, снижающих тревожность, депрессивность и суицидальное поведение детей и подростков. К ним относятся такие факторы, как общая удовлетворенность жизнью, особенно в семье; психоэмоциональное здоровье ребёнка, общение с одноклассниками; стабильная самооценка и академические достижения; уверенность в будущем, признание его успешности со стороны одноклассников и педагогов.

В вопросах профилактики кибербуллинга в воспитательном и образовательном процессе школы необходимо повышение цифровой грамотности и правовой культуры школьников. Цель эта долгосрочна. Важным моментом профилактики буллинга и кибербуллинга является индивидуально-личностная и психофизическая характеристика подростка.

Цифровые технологии стали неотъемлемой частью среды, в которой живёт человек. Риски, связанные с интернет - угрозами, нельзя устранить целиком. Безопасное непрерывное освоение цифрового пространства пользователем цифровых технологий в любой области его деятельности и в разные возрастные периоды жизни, диктуют общие правила для работы в интернете: осведомлённость о потенциальных рисках и способах совладания с ними, знании о защите персональной информации и т.д.

Стратегия работы образовательной организации включает и создание службы по информационной безопасности. Цифровые платформы служат для личного распространения эмоций и одновременно можно изучать коллективные реакции. По цифровым средам можно исследовать тревожность и депрессию детей и подростков. Данное исследование поможет предсказать и предупредить о неблагоприятных последствиях психоэмоционального состояния ребёнка.

Подростки выступают наиболее уязвимой группой для кибербуллинга. Интернет и социальные сети — еще одно пространство, где дети сталкиваются с агрессией и другими вызовами нашего времени, с которыми им приходиться встречаться и в реальной жизни. Социализация детей в условиях цифровой среды - это помощь семьи и педагогов в том, чтобы дети безопасно осваивались в цифровом пространстве.

Средний школьный возраст (11-15 лет) самый активный перестроечный период всех систем организма ребёнка. Изменения в психоэмоциональной сфере могут привести к грубости, жестокости, агрессивности. Именно в это время, усвоив определенные нормы поведения, подросток может следовать им всю последующую жизнь. В этот период происходит относительно осознанное и произвольное становление нравственности подростков в процессе общения. Для профилактики буллинга и кибербуллинга в подростковой среде необходимо повышать уровень коммуникативной компетентности детей [4].

Выводы. Анализ отечественной и зарубежной философской, социологической, психологической и педагогической литературы по проблеме буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте, позволил сформулировать основные направления стратегии образовательной организации по профилактике и киберсоциализации подростков в цифровой среде:

- повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в профилактике буллинга и кибербуллинга;

- индивидуальные консультации детей специалистами школьных психолого-педагогических служб;

- формирование основ положительных эмоциональных отношений детей и подростков в классе;

- правовое просвещение детей их родителей и учителей;

- создание службы по информационной безопасности.

Правовая помощь является важным направлением работы образовательного учреждения. Во всём мире до начала 2000-х годов не существовало законов, которые бы регулировали вопросы кибербуллинга. В настоящее время преступления против достоинства личности также перешли в новый формат.

В силу возрастных особенностей подростков, противоречивости мироощущения развивающейся личности школьника в условиях современного мира, профилактика кибербуллинга среди детей - является актуальной в практике работы образовательных организаций.

Литература:

1. Беспалов, Е.И. Результаты онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь» в 2010 году. Режим доступа: http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otchet.pdf

2. Бочавер, А.А., Хломов, К.Д. Буллинг (травля) как объект исследований и культурный феномен. / Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10 (3), 2013. - С. 149-159.

3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11 № 3. С. 178-191.

4. Королева, Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205-224.

5. Kizilcec R.F., Saltarelli A.J., Reich J., Cohen G.L. (2017). Closing globalachievement gaps in MOOCs // Science. 2017. Vol. 355. No. P. 251-252.

6. Kim J., Walsh E., Pike K., Thompson E.A. Cyberbullying and victimization and youth suicide risk: the buffering effects of school connectedness // The Journal of School Nursing. 2019. Р. 251-257.

7. Olweus, D. Bullying at school: What we know what we can do. / New York: Blackwell. - 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.