УДК 316.472.4:681.3
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-5-9
CYBERBULLING AS A SOCIO-PEDAGOGICAL PROBLEM IN HIGHER SCHOOL
КпуБНога L.P., Artyukhirn A.I., Chumakov V.I.
Volgograd state medical University, Volgograd, Russian Federation
КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Кнышова Л.П., Артюхина А.И., Чумаков В.И.
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается актуальная социально-педагогическая проблема интернет-травли (кибербуллинга) лиц с ограниченными возможностями здоровья среди студентов высшей медицинской школы. Анализируются подходы к изучению явления в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, обосновываются причины и последствия интернет-травли. Проведено исследование в форме опроса среди студентов, целью которого было выяснить причины, формы и последствия кибербуллинга. По итогам полученных результатов исследования раскрываются формы кибербуллинга, обосновывается слабая степень разработанности темы профилактики и выявления травли в интернете в теории и практике инклюзивного образования. Приводятся данные исследования представленности заявленного феномена в студенческой среде. Исследователи прослеживают взаимосвязь между кибербуллингом и академической успеваемостью учащихся. Рассматриваются социально-психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья в контексте изучаемого феномена, оценка информации о наличии и формах травли лиц с ограниченными возможностями здоровья в сети интернет в целом и социальных сетях, в частности. Проведена оценка мотивации и способности к совершению кибербуллинга в отношении уязвимых групп учащихся. Авторы предлагают включение результатов исследования в преподаваемые дисциплины в рамках бакалавриата и курсов повышения квалификации. Приводятся меры практического характера по профилактике кибербулинга в студенческой среде.
Ключевые слова: насилие, травля, кибербуллинг лицо с ограниченными возможностями здоровья, педагогические технологии профилактики интернет-травли.
Abstract. The article discusses the current socio-peda-gogical problem of Internet bullying (cyberbullying) of persons with disabilities among students of higher medical schools. The approaches to the study of the phenomenon in domestic and foreign psychological and pedagogical literature are analyzed, the causes and consequences of Internet bullying are substantiated. A study was conducted in the form of a survey among students, the purpose of which was to find out the causes, forms and consequences of cyberbullying. Based on the results of the research, forms of cyberbullying are revealed, a weak degree of development of the topic of prevention and detection of bullying on the Internet in the theory and practice of inclusive education is justified. The research data on the representation of the claimed phenomenon in the student community are presented. Researchers track the relationship between cyberbullying and student academic performance. We consider the socio-psychological characteristics of people with disabilities in the context of the phenomenon being studied, assessing information about the presence and forms of bullying ofpeople with disabilities on the Internet in general and social networks in particular. The assessment of motivation and ability to commit cyberbullying in relation to vulnerable groups of students. The authors propose the inclusion of research results in the taught disciplines as part of undergraduate and continuing education courses. Practical measures for the prevention of cyberbullying in the student community are given.
Keywords: violence, bullying, cyberbullying a person with disabilities, educational technologies for the prevention of Internet bullying.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
[1]. Щипанова, Д.Е. Кибербуллинг как фактор риска в образовательной среде / Д.Е. Щипанова // Новые
REFERENCES
[1]. Schipanova, D.E. Cyberbullying as a risk factor in the educational environment / D.E. Shchipanova //
информационные технологии в образовании : материалы VIII Международной научно-практической конференции / Российский государственный профессионально-педагогический университет. -Екатерингбург : Издательство РГППУ, 2015. - С. 619-623.
[2]. Черкасенко, О.С. Кибербуллинг: проблемы изучения феномена / О.С. Черкасенко // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. -№ 8. - С. 92-95.
[3]. Южанинова, Е.Р. Интернет как новое пространство самореализации молодёжи / Е.Р. Южанинова // Вестник ОГУ. - 2013. - № 7 (156). - С. 82-89.
[4]. Алиева, А.М. Проблема кибербуллинга в образовательной среде / А.М. Алиева // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2018. - № 5 (22). - С. 59-61.
[5]. Иванова, А.К. Буллинг и кибербуллинг как явление образовательной среды: примеры современных исследований проблемы / А.К. Иванова // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 5. - С. 50.
[6]. Крайнов, С. В. Технологии «обратной связи» как путь модернизации высшей медицинской школы / С. В. Крайнов, А. Н. Попова, И. В. Линченко, А. И. Артюхина // Colloquium-journal. - 2018.- № 1-1 (12). - С. 17-19.
New information technologies in education: materials of the VIII International scientific and practical conference / Izdatel'stvo rossiyskogo gosudar-stvennogo professionalnogo and pedagogicheskogo universiteta. - Ekaterinburg. 2015. -- S. 619-623.
[2]. Cherkasenko, O.S. Cyberbullying: Problems of Studying the Phenomenon / OS Cherkasenko // No-vaya nauka: sovremennoe sostoyanie and puty razvitiya. - 2016. - No. 8. - S. 92-95.
[3]. Yuzhaninova, E.R. Internet as a new space for youth self-realization / E.R. Yuzhaninova // Vestnik of OSU. - 2013. - No. 7 (156). - S. 82-89.
[4]. Aliyev, A.M. The problem of cyberbullying in the educational environment / A.M. Aliyev // Stu-dencheskiy elektronnyi jurnal STRIZH. - 2018 .-No. 5 (22). - S. 59-61.
[5]. Ivanova, A.K. Bullying and cyberbullying as a phenomenon of the educational environment: examples of modern research of the problem / A.K. Ivanova // Mir nauki. - 2018. - T. 6. - No. 5. - P. 50.
[6]. Kraynov, S. V. "Feedback" technologies as a way to modernize a higher medical school / S. V. Krai-nov, A. N. Popova, I. V. Linchenko, A. I. Artyukhin // Colloquium-journal. - 2018.- No. 1-1 (12). - S. 17-19.
Artyukhina A.I. — SPIN-ID: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697 Chumakov V.I. — SPIN-ID; 4188-6128 ORCID ID: 0000-0002-3119-9337 Knyshova L.P.— SPIN-ID; 3758-7589 ORCID ID: 0000-0001-6002-1231
Author Contributions. Artyukhina A. I.— literature review, writing a text; Chumakov V. I. — statistical data processing; Knyshova L. P.— collection and processing of materials, research concept and design. Conflict of Interest Statement. The authors declare no conflict of interest.
Артюхина А.И. — SPIN-код: 1733-7173; ORCID ID: 0000-0003-1004-6697 Чумаков В.И. — SPIN-код: 4188-6128; ORCID ID: 0000-0002-3119-9337 Кнышова Л.П.— SPIN-код: 3758-7589; ORCID ID: 0000-0001-6002-1231
Вклад авторов. Артюхина А.И.— концепция и дизайн исследования, написание текста; Чумаков В.И.— статистическая обработка данных, написание текста; Кнышова Л.П. — сбор и обработка материалов, обзор литературы, написание текста.
Заявление о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Введение. Проблемы интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья, организация получения ими образования, в том числе высшего, регламентируется ФЗ № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). При этом проблемы социализации имеют целый спектр нерешенных вопросов, одной из которых является проблема безопасного посещения интернета детьми и молодежи с ОВЗ. Согласно исследованию, проведенному исследовательской сетью «EU Kids Online» (2011), установлено, что дети и подростки с ОВЗ подвергаются жестокому
обращению в Интернете («кибербуллингу») от своих сверстников.
Травля посредством Интернета — социальных сетей и с помощью мобильной связи наносит серьезный вред психологическому и эмоциональному состоянию даже здорового человека, не сложно представить, как это влияет на лиц с ОВЗ. Если еще 20 - 30 лет назад психологи и социологи отмечали единичные случаи детской и/или подростковой агрессивности, то с изменением структуры и социально-правовой составляющей современного общества явление кибербуллинга среди современной молодежи стало встречаться повсеместно и в массовом порядке. Рассматривая лиц с
ОВЗ через призму современной социальной структуры, видно, что сегодня они относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. Несмотря на это всесторонних, глубоких исследований, направленных на поиск решения этой проблемы, недостаточно. Этим объясним возрастающий научный интерес к исследованию процесса интеграции инвалидов и лиц с ОВЗ в общество в современных условиях. Еще одним объективным основанием решения этой проблемы является рост инвалидизации общества, который требует поиска путей как физического, так и психологического состояния лиц с ОВЗ.
Процесс буллинга реализуется с участием агрессора, жертвы и наблюдателей. Жертвой может стать любой человек, но обычно для этого выбирают того, кто слабее или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами насилия становятся дети и подростки, имеющие какие-либо физические недостатки (имеющие проблемы со зрением, слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП)), то есть те, кто не может защитить себя. Психологические особенности, имеющие свои проявления в поведении лиц с ОВЗ (замкнутые или наоборот слишком импульсивные) также являются факторами, определяющими проявление в их отношении агрессии (буллинга) [1]. Анализ публикаций по данной теме показывает, что в последнее время феномен кибербул-линга в молодёжной среде привлекает к себе все большее внимание исследователей социальной и педагогической сферы. В науке пока нет четкого определения кибербуллинга. Разными авторами данный термин понимается по - разному. Так, по мнению С. Хидуя и Дж.В. Патчина, некоторые американские исследователи предполагают достаточно широкое определение кибербуллинга, которое включает в себя, любой опыт с любым типом преследования, которые могут происходить в интернете. Другие же ориентируются только на конкретные виды вреда, такие как унижение или угроза физической расправой, без привлечения других форм, таких как оскорбление и ненормативная лексика. Так же открыт вопрос о месте проведения кибербуллинга, поскольку нет четкого понимания. Одни считают, что это полностью интернет - пространство, другие же рассматривают только такие технологии как веб - камера
или онлайн - игровые сети. Третьи считают, что кибербуллинг может возникнуть в сфере использования программного обеспечения основанного на общении по средствам видеоконференций, например Skype [2]. Однако степень изученности интернет-травли среди студентов высшей школы на данном этапе является недостаточной.
В своей работе «Интернет как новое пространство самореализации молодёжи» Е.Р. Южа-нинова выделяет следующие формы кибербул-линга: анонимные угрозы, использование личной информации; киберотчуждение (исключение из круга общения), флейминг (обмен фразами, перерастающий в конфликт), создание двойника виртуальной личности (компрометирующее поведение двойника разрушает авторитет исходной виртуальной личности), киберпреследование, хеп-пислепинг (сцены реального насилия, снятые на камеру и размещённые в сети интернет) [3].
Последствия кибербуллинга в отношении лиц с ОВЗ психологического характера носят особенно серьезный характер, к ним следует отнести: снижение самооценки; потеря уверенности в себе; нарушение психического развития; психические расстройства; психо-эмоциональная нестабильность; постоянное чувство тревоги, страха, развитие паранойи - мысли о суициде [4]. Одной из причин растущего интереса к проблеме буллинга и кибербуллинга является его связь с академической успеваемостью. Поскольку учащиеся проводят большую часть своего времени в образовательном учреждении, нельзя отрицать, что это оказывает существенное влияние на социальное, интеллектуальное и поведенческое развитие обучающегося. Образовательная среда - важная часть безопасности личности студента. На наш взгляд, верным является предположение, что академическая успеваемость улучшается в атмосфере всесторонней поддержки и безопасности [5]. В отличие от школьного кибербуллинга, проблема кибербуллинга среди студентов в высшей школе усугубляется отсутствием психологической помощи обучающимся, недостаточностью техник «обратной связи» между субъектами педагогического процесса [6].
Цель: эксплицировать оценку студентами степени распространенности кибербуллинга в отношении лиц с ОВЗ, а также меры профилактики данного феномена.
Материалы и методы. Методом исследования было выбран социологический опрос с использованием авторской анкеты, учитывающей следующие показатели: оценка возможности и сложности установления контактов с лицами с ОВЗ, обучающимися в ВолгГМУ, оценка информации о наличии и формах травли лиц с ОВЗ в виртуальном мире в целом и социальных сетях, в частности, оценка мотивации и способности к совершению кибербуллинга в отношении лиц с ОВЗ. В анкетировании приняло участие 119 студентов, обучающих в Волгоградском государственном медицинском университете.
Результаты и обсуждения. Кибербул-линг - это одна из форм преследования, травли, запугивания, насилия при помощи информационно-коммуникационных технологий. В нашем исследовании мы избрали целевую аудиторию -молодые люди в возрасте 18-25 лет, обучающиеся в Волгоградском государственном медицинском университете, с 1-5 курсы, лечебного, педиатрического, медико-биологического, а также факультетов социальной работы и клинической психологии. Среди опрошенных были, как здоровые студенты, так и учащиеся с ОВЗ.
Согласно результатам проведенного исследования, около половины опрошенных (69,8%) утверждают, что легко, без затруднений находят контакт с лицами с ОВЗ. При этом почти одна треть студентов совсем не стремится найти контакт с такими людьми. 41% респондентов, утверждают, что не сталкивались с ситуациями издевательства одних людей над другими. В то время как, 14,5% имели дело с унижениями лиц с ОВЗ, а 29,1% сталкивались с оскорблениями (вербальной агрессией), что, в свою очередь, говорит о том, что травля инвалидов и лиц с ОВЗ принимает самые различные формы. В виртуальном мире, сталкивались с травлей лиц с ОВЗ 51,7% опрошенных респондентов, что свидетельствует о том, что кибербуллинг является реальной существующей проблемой, требующей особого внимания и поисков ее решения. По мне-
нию опрошенных (40,2%) буллингу подвергаются чаще, те, кто имеют как внешние, так и физические отличия (уродства, несовершенства), те, кто слабее и не могут дать сдачи - 26,5 %, те, кто имеют свое, отличное от основной массы, мнение
— 23,1%.
За проявлениями интернет - травли какого-либо человека с ОВЗ в социальных сетях наблюдают редко 55,6% опрошенных, постоянно
- только 5,1%. Это говорит о том, что кибербул-линг является достаточно скрытой проблемой, и проявляется эпизодически. При этом, 31,6% опрошенных заявили о своей психологической неготовности к выстраиванию общения с лицами с ОВЗ. По 13,7 % заявили о виктимности (позиция жертвы) лица с ОВЗ как причине кибер-буллинга и стремлении привлечь к себе внимание. Это обуславливает необходимость внедрения занятий в виде тренингов по установлению контактов с лицами с ОВЗ. В качестве аргумента для мотивации к кибербуллингу в отношении лиц с ОВЗ, 74,4% респондентов видят желание самоутвердиться, а также желание развлечься (15,4%), что свидетельствует, о том, что большинство кибербулле-ров зачастую реализуют свое патологическое стремление самоутвердиться за счет унижения и оскорбления более слабого собеседника. При этом 31,6% респондентов ответили, что имеют фейковый аккаунт в социальных сетях, тем самым, подтверждая, что современные молодые люди предпочитают анонимность при общении в интернете, что создает предпосылки для нарушений правил этикета, в том числе, для кибербул-линга. Только 6% опрошенных занимались когда-либо кибербуллингом, 4% респондентов и/или их знакомые утверждают, что создавали группы, высмеивающие какого-либо человека с ОВЗ, и 5% подтвердили, что оставляли негативные комментарии о другом человеке с ОВЗ на его странице или каком-либо сообществе.
Меры по профилактике кибербулинга в отношении лиц с ОВЗ предложенные респондентами содержали следующие варианты: учить людей с ОВЗ искать свои сильные стороны, на которые они могли бы опираться; проводить профилактические беседы, семинары со студентами, не имеющих проблем со здоровьем, с целью формирования правильного отношения к
лицам с ОВЗ; формирование еще в детском возрасте позитивного отношения к людям с ОВЗ; запрет на трансляцию телепередач в которых присутствуют оскорбления в адрес других лиц и /или лиц с ОВЗ. По мнению опрошенных, юноши (12%) более склонны к кибербуллингу нежели девушки (7,7%). В целом, 80,3% считают, что гендерные различия не имеют значения как значимый фактор кибербуллинга. Итоги исследования были интегрированы в содержание следующих дисциплин: «Педагогика» для студентов 1 курса направления «социальная работа» - была предложена разработка исследования по теме кибербуллинга лиц с ОВЗ, результаты исследования планируются к освещению в рамках курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского составе ВолгГМУ по вопросам методики инклюзивного образования в медицинском вузе.
Выводы. Таким образом, полученные данные демонстрируют готовность и желание студентов ВолгГМУ получать больше информации с целью формирования конструктивного отношения к лицам с ОВЗ, их поддержке и методам помощи в вопросе интеграции в общество
инвалидов и лиц с ОВЗ. Все это подтверждает необходимость разработки и принятия целого комплекса психолого-педагогических мер превенции кибербуллинга лиц с ОВЗ. К таким мероприятиям, в первую очередь, относится проведение бесед с самими представителями лиц с ОВЗ, с целью формирования у них осознания своих возможностей, как личности и члена общества, что позволит им адекватно воспринимать себя и порой просто игнорировать любую попытку ки-бербуллинга, не вступать в провокации к конфликтам самостоятельно. Проведение профилактических бесед в школах и вузах, способствующих воспитанию чувства морали в детском и особенно в подростковом возрасте, что, как известно, ведет к повышению общей культуры населения, профилактике буллинга и пропаганде гуманного отношения к лицам с ОВЗ. В тоже время, по итогам исследования нами выявлено, что необходимо создание условий нормального функционирования для лиц с ОВЗ, а также ужесточение мер наказания за травлю, осуществляемой в любой форме - как в он-лайн так и очно.
Ответственный за переписку: Артюхина Александра Ивановна — доктор педагогических наук, руководитель курса педагогики и образовательных технологий дополнительного профессионального образования, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет», г. Волгоград,
Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Corresponding Author: Artyukhina Alexandra Ivanovna — Ph.D, Chair, Department of pedagogy and educational technologies of additional professional education, Volgograd state medical University,
Volgograd, Russian Federation, e-mail: alexandraiart2591 @gmail. com