УДК 343.72
Шевко Н.Р. Исхаков И.И.
особенности проявления кибербуллинга
в социальных сетях
some peculiarities of cyberbullying in the social networks
Б статье рассматриваются проблемы проявления психологической травли среди молодежи с использованием сети Интернет. Авторами выделены ключевые особенности интернет-коммуникации, способствующие развитию данного явления.
Ключевые слова: буллинг, кибербуллинг, интернет-травля, информационные технологии.
Some problems of the psychological bullying among the youth in the Internet are considered. The authors highlight key peculiarities of the Internet communication promoting development 19 of this phenomenon.
Keywords: bullying, cyberbullying, information technologies.
Травля в Интернете распространена по всему миру, но наиболее характерна для развитых стран Северной Америки, Европы и Азии, отличающихся высоким уровнем распространения и развития Интернета.
Феномен кибербуллинга встречается в различных социальных средах, однако подавляющее большинство случаев травли в глобальной сети приходится на подростковую среду.
Кибербуллинг - это травля в Интернете, особый вид преступлений, совершаемых с использованием высоких технологий, и, более того, в интернет-среде. Среди клю-
чевых особенностей интернет-коммуникации можно выделить следующие:
1) вневременность. Межличностная текстовая коммуникация в Интернете практически не ограничена по времени: пользователь может в любой момент выйти из диалога и в любой момент его продолжить;
2) мультимедийность. Пользователю в Интернете доступны многочисленные способы коммуникации: текст, графические изображения, фото- и видеоматериалы, аудиальная коммуникация;
3) анонимность. В исследуемом вопросе анонимность - одно из ключевых понятий. Пользователь далеко не всегда раскры-
Шевко Наиля Рашидовна, кандидат экономических наук, начальник кафедры экономики, финансового права и информационных технологий в деятельности ОВД Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected]
Исхаков Ильяз Ильдарович, курсант Казанского юридического института МВД России
© Шевко Н.Р., 2017 © Исхаков И.И., 2017
Статья получена: 09.03.2017. Статья принята к публикации: 17.03.2017. Статья опубликована онлайн: 29.03.2017.
вает перед другими свою реальную личность, вследствие чего серьезно размывается понятие ответственности за свои слова;
4) опосредованность. Интернет-коммуникация, как правило, является непрямым диалогом между пользователями, при котором участники беседы не могут видеть друг друга и использовать такие невербальные средства коммуникации, как жесты, мимика, взгляд.
Сегодня нет строго разделения между онлайн и оффлайн-реальностями: в обычной жизни мы общаемся с теми же людьми, с которыми потом имеем дело в электронной почте, смс-сообщениях и социальных сетях [1, С. 5-8].
Соответственно, и буллинг может переходить из оффлайн среды в онлайн и наоборот: издевательства над жертвой могут начаться в школе и продолжиться в социальной сети, к примеру, в Facebook или Вконтакте. Оба вышеописанных вида ком-20 муникации считаются направленными против общества. Тем не менее, между ними есть определенная разница: при буллинге в реальной жизни коммуникация ведется напрямую между людьми, а когда речь заходит о буллинге в Сети, мы имеем дело с опосредованной коммуникацией через телекоммуникационные устройства.
Кибербуллинг фактически позволяет нападающему обойтись без последствий, т.е. избежать физического насилия и уклониться от ответственности. При этом дополнительным «плюсом» кибербул-линга для подростков является то, что можно заниматься травлей, не выходя из собственного дома. Известный американский программист Алан Купер, «отец Visual Basic», выделил три аспекта интернет-коммуникации и назвал их принципом Triple A - anonymous, accessible, affordable (анонимность, доступность и «дешевизна» компьютерно-посредован-ной коммуникации) [3].
Анонимность - невозможность точно определить и вычислить автора сообщения. Анонимность делает травлю гораздо проще для исполнителя, поскольку он не видит реальной реакции жертвы. Также
срабатывает так называемый «эффект дистанцирования», при котором преступник, находящийся на большом расстоянии от жертвы, становится способен на гораздо более жестокие вещи, нежели при обычной коммуникации.
Доступность - доступ в Интернет. Сегодня Интернет (по крайней мере, в развитых странах) стал практически повсеместным - доступ в Сеть есть почти у всех. Причем, благодаря мобильным устройствам и беспроводным сетям, этот доступ пользователь получает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, то есть непрерывно [2].
Дешевизна - стоимость участия в интернет-коммуникации. При наличии у человека компьютера или мобильного устройства с доступом в Интернет (как известно, в развитых странах он есть практически у всех) участие в компьютерно-опосредованной коммуникации практически ничего не стоит.
Кибербуллинг особо привлекателен 20 для подростков тем, что нападающий не видит свою жертву и ее прямую реакцию, а значит, ему гораздо легче подавить в себе возможное чувство жалости. Принцип снижения социальных реакций характеризует коммуникацию в Сети как менее эмоциональную за счет отсутствия нереальной коммуникации. Коммуникаторы в данном случае не видят друг друга. То есть, они не имеют возможности наблюдать за мимикой, жестами, сменой выражения лица, взглядом, положением тела и другими нереальными выражениями состояния. Если до онлайн коммуникации ее участники были незнакомы, то зачастую и пол, и возраст, и социальный статус собеседника остаются неизвестными. В итоге это может привести к тому, что участники коммуникации становятся более сконцентрированы на себе и меньше задумываются о чувствах, мнениях и реакциях друг друга, что, в свою очередь, ведет к более раскованному и даже агрессивному поведению, сопровождающемуся составлением негативных оценок собеседника.
При этом участники онлайн-коммуни-
кации под воздействием этого принципа перестают задумываться о возможном низком социальном статусе или природной застенчивости собеседника.
Кибербуллинг хорошо подходит для тех подростков, которые чувствуют неуверенность в себе, делая что-то в одиночку, кто предпочитает прятаться за спинами лидеров, успокаивая себя тем, что их поступки - гораздо хуже. Существует определенная модель социальной идентичности групповых эффектов (Social Identity Model of Deindividuation Effects), согласно которой люди могут относить себя к одной из двух категорий личности: индивидуальная идентичность или групповая идентичность.
Люди, склонные к индивидуальной идентичности, осознают себя как независимую социальную единицу и действуют согласно своим личным убеждениям, целям и потребностям.
Однако бывает такое, что в человеке 21 групповая идентичность доминирует над индивидуальной. В таком случае люди очень сильно подвержены «эффекту толпы» и при этом зачастую забывают о собственных рамках. Такие люди становятся действительно гораздо сильнее (и гораздо смелее), находясь в группе единомышленников (например, хулиганское поведение футбольных фанатов во время и после матчей).
Применительно к феномену кибербул-линга доминирование групповой идентичности над индивидуальной превращает участников в сильную группу, работающую как единый механизм с повышенным порогом «дозволенности» в угнетении членов так называемой «контр-группы» (outgroup). Здесь начинает работать принцип «кто не с нами, тот против нас».
Кибербуллинг также привлекает тех подростков, кто в реальной жизни является скорее жертвой буллинга, нежели участником, детей, не отличающихся особой физической силой и не умеющих быстро придумать подобающий ответ, желающих изменить свой образ и занять позицию силы. «Гиперперсональная модель коммуникации» рассматривает
следующее преимущество компьютерно-опосредованной коммуникации: благодаря некоторым ее особенностям (в том числе, анонимность, пониженные социальные рамки, возможность тщательно обдумать свой ответ) онлайн коммуникация становится идеальным средством для самопрезентации в искаженном виде.
В обычной жизни люди, как правило, стараются предстать перед обществом в «приятном свете»: быть приветливыми, дружелюбными, отзывчивыми, чтобы быть принятыми окружающими. Коммуникация в сети предоставляет пользователям возможность выбирать информацию о себе, которую они хотят раскрыть. В большинстве случаев это способствует тому, что люди показывают только свои «хорошие» стороны (например, очень мило общаются в чатах). В результате собеседники располагают к себе друг друга, вступая в доверительные отношения. Вследствие этого происходит идеализация партнера, и его сообщения начинают восприниматься более «близко к сердцу», чем иногда при прямой коммуникации в реальной жизни. Это явление может быть использовано в онлайн-бул-линге, когда один человек сначала вызывает максимальное доверие другого, а потом резко меняет тактику общения, становясь агрессивным и пугающим. Онлайн- коммуникация позволяет обдумывать каждое слово и создать безупречный образ «супер-злодея», скрыв собственную слабость и неловкость.
Итак, буллинг - явление негативное, вне зависимости от того, происходит ли оно в реальной жизни или онлайн-среде. Однако, по мнению большинства ученых, буллинг онлайн представляет собой большую опасность для современной молодежи, чем оффлайн-буллинг.
В связи с тем, что кибербуллинг происходит в интернет-среде, которая характеризуется безличностью и анонимностью, оказывается очень сложно установить личности преступников и, как следствие, возложить на кого-то ответственность.
Подростки, ставшие жертвами буллинга
22
в онлаине, как правило, не делятся этим со взрослыми, так как не считают их авторитетом в отношении интернет-пространства.
Исследование в области кибербуллин-га, проведенное Pew Research Center в 2014 году [4], показало, что 40% пользователей глобальной сети хотя бы раз в жизни сталкивались с буллингом в Интернете на собственном опыте. При этом 73% опрошенных пользователей сталкивались с онлайн-буллингом вообще (становились жертвами сами или были свидетелями буллинг в отношении других людей). Помимо прямого вопроса об опыте кибербуллинга, исследователи задавали также и вопросы о форме буллин-га, которой подвергся респондент.
Самый популярный ответ на этот вопрос - «Кто-то опубликовал унизительный или обидный комментарий обо мне в Интернете» - согласно полученным данным, 14% всех подростков испытывали это на себе.
Только 3% опрошенных рассказали об оскорбительных видео с их участием, опубликованных в Интернете. 13% подростков признались, что кто-то распространял о них оскорбительные слухи в сети, а 7% рассказали о том, что им угрожали в онлайне. При этом доля подростков, когда-либо становившихся участниками (то есть, исполнителями) кибербуллинга, ниже, чем доля жертв, однако показатели вполне сравнимы.
В различных исследованиях эта цифра колеблется от 3% до 44,1%, средний показатель составляет 18%. Согласно исследованиям по кибербуллингу Research Center [5], доля «буллеров» среди под-
ростков составляет от 11% до 20% в разные годы (средний показатель - 16,8%). Это означает, что в среднем каждый шестой подросток хотя бы раз в жизни занимался нападками, оскорблениями, унижениями или насмешками в глобальной сети. При этом 11% опрошенных признались, что были вовлечены в процесс буллинга онлайн два или более раз за последний месяц. Около 9% опрошенных рассказали, что они писали оскорбительные комментарии о других людях в Интернете, и 5% подростков, по их словам, угрожали кому-либо в Интернете хотя бы один раз за последний месяц.
Итак, от кибербуллинга тяжелее укрыться, чем от традиционного буллинга, потому что жертвы доступны для преследователей через компьютеры или смартфоны в любом месте, в любое время суток в любом месте земного шара.
Однако криминологически значимые аспекты влияния информационного пространства сети Интернет на преступность несовершеннолетних нельзя рассматривать как отдельно стоящую проблему без изучения криминальной обстановки в стране, их взаимовлияния, причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Криминологическое изучение и прогнозирование влияния информационного пространства сети Интернет на преступность несовершеннолетних, определение ее места в структуре детерминант позволит разработать и внедрить эффективные методы предупреждения преступности несовершеннолетних.
22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Екимова В.И., Замалалдинова А.М. Жертвы и обидчики в ситуации буллинга : кто они? [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. № 4. Том 4. №4. С. 5-8.
2. Ларюхина Н.Г. Проблема буллинга в подростковом возрасте [Электронный вариант]. URL : http://www.rae.ru/forum2012/pdf/0554.pdf.
3. Cooper A. Sexuaity and the Internet : Surfing into the new millennium // CyberPsychology and Behavior. 1998. № 1(2). Р. 187-193.
4. Duggan M. Online Harassment. - report for Pew Research Center, 2014. URL : http:// www.pewinternet.org/2014/10/22/online-harassment.
5. Cyberbullying Research Center report, 2010. URL : http://www.cyberbullying.us.