ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Марина Алексеевна Николаева,
кандидат педагогических наук, доцент кафедра рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург).
E-mail:[email protected]
Алла Евгеньевна Авдюкова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург).
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА
Ключевые слова: надпрофессиональные компетенции, цифровые навыки, буллинг, кибербуллинг, образовательный web -квест.
Аннотация. В статье рассматривается проблема профилактики кибербуллинга в образовательной среде, которая на сегодняшний день является актуальной в связи с возрастающим влиянием цифровых ресурсов на социальную жизнь человека. Авторами описаны видовые характеристики и признаки буллинга, в частности, экономический, психологический, социальный, физический и кибербуллинг. В образовательной среде по статистическим данным наблюдается бездействие педагогов и администрации в ситуациях буллинга. Это связано с недостаточным уровнем владения цифровыми навыками у современных педагогов.
Digital-skills - кластер надпрофессиональных компетенций, который включает медиаграмотность, программирование и искусственный интеллект, моделирование, дизайн и робототехнику, техническую грамотность. В связи с этим определена проблема исследования, которая заключается в поиске инструментов для формирования надпрофессиональных компетенций будущих педагогов в учебном процессе. Авторы анализируют причины, формы и особенности коммуникации кибербуллинга, которые обусловлены спецификой интернет-среды. В статье представлены результаты контент-анализа творческих работ студентов - будущих педагогов - на тему «Рекомендации для работы с детьми, подвергающихся кибербуллингу». Анализ работ показал, что лишь 10% студентов в свои рекомендации включают меры, связанные с работой в интернет-пространстве.
Авторы также предлагают обсудить результаты исследования, направленного на изучение развития цифровых навыков (digital-skills) студентов педагогического вуза, уровень владения которыми влияет на качество разработки инструментов по профилактике кибербуллинга. Результаты исследования показали, что студенты, как очной, так и заочной формы обучения, отмечают высокую значимость медиаграмотностии технической грамотностидля своей работы или учебы. Одновременно осознавая, что
уровень владенияцифровыми навыкамив настоящий моментявляется недостаточным для профилактики кибербуллинга.
В качестве одного из инструментов по профилактике кибербуллинга авторы предлагают использовать web -квесты. На учебных занятиях будущие педагоги учатся не просто разрабатывать web -квесты, но и моделировать сценарии выхода из ситуаций, связанных с травлей, тем самым развивая свои надпрофессиональные компетенции в цифровой среде.
Для цитирования: Николаева, М.А. Формирование цифровых навыков у будущих педагогов с целью профилактики кибербуллинга / М.А. Николаева, А.Е. Авдюкова// Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 3(88). - С. 93-109.
Marina A. Nikolaeva,
Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor Department of Advertising and Public Relations, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).
E-mail: [email protected]
Alla E. Avdyukova,
Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor Department of Advertising and Public Relations, Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).
E-mail: [email protected]
BUILDING DIGITAL SKILLS IN FUTURE TEACHERS TO PREVENT CYBERBULLING
Keywords:above-professional competencies, digital skills, bullying, cyberbullying, educational web-quest.
Abstract. The article deals with the problem how to prevent cyberbullying in the educational environment, which is currently relevant due to the increasing influence of digital resources on our social life. The authors describe the specific characteristics and features of bullying, including economic, psychological, social, physical and cyberbullying. According to the statistics there is inaction in bullying situationsin the educational environment. This is due to the insufficient level of digital skills of modern teachers.
Digital skills is a cluster of above-professional competencies that includes media literacy, programming and artificial intelligence, modeling, design and robotics as well as technical literacy. In this regard the research problem is identified as findingthe tools to form above-professional competencies of future teachers in the educational process. The authors analyze the causes, forms and features of cyberbullying which are determined by the specifics of the Internet environment.
The article presents the results of content analysis of creative works of the future teachers under the topic "Recommendations for working with children exposed to cyberbullying". The analysis of the works showed that only 10% of the students include measures related to working in the Internet space in their recommendations. The authors also propose to discuss the results of a study aimed at development of digital skills of the future teachers, since their level of proficiency affects the quality of tools helping to preventcyberbullying. The results of the study showed that students, both full-time and part-time, note high importance of media literacy and technical literacy of their work or study. At the same time they realize that the level of proficiency in digital skills is currently insufficient to prevent cyberbullying.
As one of the tools for preventing cyberbullying the authors suggest using web quests. During the training sessions, future teachers learn not only to develop web quests, but also to model scenarios for getting out of situations related to bullying, thereby developing their professional competencies in the digital environment.
For citing: Nikolaeva M.A., Avdyukova A.E. (2020) Formirovaniye tsifrovykh navykov u budushchikh pedagogov s tselyu profilaktiki kiberbullinga [Building digital skills in future teachers to prevent cyberbullying]. Pedagogical journal of Bashkortostan. - No. 3(88):93-109. (InRuss)
DOI: 10/21510/1817-3992-2020-88-3-93-109
Введение. В настоящее время, в эпоху информационных технологий, люди все чаще стали проводить время в Интернете. Современный человек не представляет себе и дня без какого-либо технического сопровождения. Просмотр новостей, работа с различного рода документами, общение. Все современные гаджеты (телефоны, планшеты, ноутбуки и т.п.) облегчают жизнь людям - Интернет же является огромным хранилищем нужной информации. Подрастающему поколению, как оказалось, намного проще общаться онлайн, через социальные сети, чем со своими сверстниками офлайн, так как киберпространствопозволяет общаться анонимно, что спровоцировало в интернете ряд таких явлений, как кибербуллинг, троллинг, моббинг.
Проблема буллинга особенно ярко проявляется в современном образовательном пространстве школы, тем самым привлекаявнимание со стороны педагогического сообщества, поскольку это новое, малоизученное и с практической стороны вопроса слабо разработанное явление. Под буллингом, в широком смысле, понимают агрессивную травлю человека, насильственного характера, с целью унижения или принуждения к чему-либо.
Педагоги и администрация школы в ситуациях буллинга бездействуют по ряду объективных причин: не знают, как правильно подойти к проблеме; как грамотно выстроить коммуникацию, не навредив жертве; у педагогов не хватает времени отслеживать активности школьников в сети интернет и так далее. В тоже время и сам педагог, представляя себя и свою деятельность в рамках медийного пространства, не защищен от нападок со стороны общественности. Учитель подвержен негативной оценке учеников, родителей, коллег, администрации образовательного учреждения. Таким образом, ситуация складывается тревожная по причине отсутствия у современных педагогов надпрофессиональных компетенций - digital-skills, к которым относятся: медиаграмотность, программирование, работа по созданию искусственного интеллекта, моделирование, дизайн, робототехника, техническая грамотность. В этой связи необходимо отметить, что формирование и развитие цифровых навыков должно происходить ещё в стенах высшего учебного заведения.
Методология исследования. Методология данного исследования включает: качественный анализ научно-практической литературы и интернет-источников по проблеме кибербуллинга, инструментов и средств его профилактики в образовательной среде; онлайн опрос, целью которого является изучение важности и необходимости развития надпрофессиональных компетенций digital-skills студентов педагогического вуза как средства профилактики кибербуллинга в образовательной среде, а также контент-анализ творческих работ студентов, посвященных профилактике кибербуллинга в школе.
Операционализация понятий данного исследования позволила сформулировать проблему, которая заключается в поиске инструментов формирования надпрофессиональных компетенций педагогов в учебном процессе вузовской подготовки. Эта проблема может быть решена в нескольких аспектах. Какую роль надпрофессиональные компетенции педагога играют в профилактике кибербуллинга? Нужно ли вводить дисциплины в учебный процесс вузовской подготовки, на которых будут формироваться необходимые надпрофессиональные компетенции? Какие именно нужны надпрофессиональные компетенции для профилактики кибербуллинга в школе?
Материалы и методы. Д. Ольвеусявляется одним из первых ученых, обратившихся к данной проблеме, определяет буллинг как насилие над личностью, поскольку называет человека, подвергшегося буллингу, жертвой [19, 20]. Не противоречит данной позиции, определение E. Roland, который в таком явлении как буллинг рассматривает «физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации» [21].
Поддерживая идею Т.Г. Гришиной, «насилие - как явление, которое вызывается агрессивностью, присуще каждому человеку» [4] необходимо отметить, что происходит это при определенных условиях, которые запускают механизмы травли. Как замечает А.Е. Авдюкова, насилие и немотивированная агрессия находятся на первых местах, среди факторов, нарушающих безопасность в образовательной среде [1]. Е.В. Змановская определяет агрессию, как «деструктивное мотивированное поведение, противостоящее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб или вызывающее психологический дискомфорт (страх, напряженность, подавленность)» [6, 9].
Согласно исследованиям Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой, наиболее часто жертвами различного рода насилия становятся в основном подростки [5,45]. С.А. Котова, отмечает, что унижения и преследования наносят детям психологические травмы, сравнимые с последствиями любого другого вида насилия. У подростка может возникнуть чувство постоянного страха, стыда, унижения и беспомощности, что может привести к сильному стрессу [8].
В ходе исследования был проведен качественный анализ содержания контента статей по проблемам буллинга. Были выделены следующие видовые характеристики и признаки современного буллинга: характеристики, признаки, средства, поведение жертвы и меры воздействия на обидчика представлены в таблице.
Таблица
Видовые характеристики и признаки буллинга_
Вид буллинга Характеристика Средства Признаки Поведение Меры воздействия на
буллинга жертвы обидчика
(обидчиков)
Экономический У жертвы Вербальные и Заметные Рассказывает Нормативно-
буллинг вымогают, невербальные старшим. правовые меры от
отбираются Пытается социальных
деньги, скрыть, но не опасностей.
ценности, вещи. получается.
Порча
имущества
(одежда, обувь,
личные вещи).
Лишение благ.
Психологический Словесная Вербальные Скрытые Слезы. Совершенствование
буллинг агрессия: Перемена вербального
публичное настроения. поведения жертвы.
унижение, Потеря Психологическое
высмеивание в аппетита. сопровождение.
форме Замкнутость.
оскорблений, Социальная
насмешек, изоляция.
обзывательств, Нервный срыв.
грубостей, угроз,
сплетен. Часто
выражается в
негативной
оценке внешнего
вида человека,
его физических
особенностей.
Социальный Дискриминация Вербальные и Скрытые Подавленное Нормативно-
буллинг по невербальные настроение. правовые меры от
национальным Социальная социальных
или социальным изоляция. опасностей.
характеристикам. Фиксирование
Чаще всего агрессивного
наблюдается поведения обидчика.
групповое
давление.
Возможны в
адрес жертвы
оскорбительные
жесты или
действия,
игнорирование,
отказ от
общения,
исключение из
игры, бойкот.
Физический Физическое Невербальные Заметные Подавленное Административное
буллинг воздействие на настроение. наказание
жертву. Насилие Замкнутость. (предупреждение,
происходит сначала в легкой форме: пинки, толчки, щипки, плевки, удары, подножки, выкручивание рук, а затем в тяжелой -нанесение побоев. Возможно и сексуальное насилие. штраф). Уголовное наказание.
Кибербуллинг Проявление агрессии с использованием средств коммуникации. Угрозы через социальные сети, электронную почту, 8М8-сообщения. Физическийбулл инг может перейти в кибербуллинг, если издевательство сняли на видео и выложи в сеть. Вербальные и невербальные Скрытые Повышенная тревожность. Много времени проводит в интернете. Проблемы со сном. Фиксирование деяний обидчика. Административное наказание (предупреждение, штраф).
Наиболее опасным для образовательной среды является кибербуллинг, под которым понимается виртуальная травля. Термин кибербуллинг был впервые введен канадским ученым Биллом Белси (Bill Belsey), он определял его, как преднамеренное, повторяющиеся враждебное поведение отдельных групп или лиц с целью нанести вред другим, используя информационные и коммуникационные технологии. Б. Белси создал уникальный сайт (http://www.billbelsey.com/), на котором открытоговорит о киберзапугивании как новой угрозе поколения, которое «всегда на связи»[17].
Кибербуллинг является одной из разновидностей буллинга, это более сложная, легкодоступная и всеохватывающая формабуллинга. Отличие кибербуллинга от буллинга заключается в специфике места преследования -это интернет-среда, которая обеспечивает анонимность преследователя, наличие большой аудитории пользователей, возможность давить на жертву в любое время суток и в любом месте. В отличие от других видов буллинга, физического, психологического, социального, экономического, которые заканчиваются по большей части за пределами образовательной среды, кибербуллинг преследует ребенка 24 часа в сутки, даже когда ребенок находится дома, не оставляя времени для того, чтобы человек смог почувствовать свою защищенность. Достаточно лишь наличие технических устройств, свободного времени и желания кого-то терроризировать. Жертва
получает электронные сообщения неожиданно, без возможности их отфильтровывать, что делает атаку более болезненной. Усугубляется ситуация анонимностью преследователя, когда подросток не знает, кто его травит и может преувеличивать опасность.
Еще одной отличительной особенностью кибербуллинга является то, что ребенок боится обращаться за помощью к родителям и педагогам, так как есть опасность дополнительного наказания - запрет на пользование компьютером или мобильным телефоном, ведь это единственный, на первый взгляд педагогов и родителей, выход в такой ситуации. Страх потерять доступ к интернету перевешивает, и подросток начинает скрывать эту проблему от всех.
В России проблему кибербуллинга начали изучать сравнительно недавно, хотя она является чрезвычайно актуальной. Так, по мнению А.С.З инцовой, в России каждый третий ребенок подвергается травле через Интернет [7,С.122]. Определяя кибербуллинг как новую форму угрозы безопасности личности подростка, А.А Баранов и С.В. Рожина подчеркивают все серьезность проблемы, так как «все действия, направленные против личности, происходят в виртуальном пространстве» [2,63]. По мнению С.А. Котовой это может стать причиной эмоционального расстройства, депрессии и нести необратимый характер для всех участников ситуации [8, С.18]. Анализом последствий кибербуллинга и разработкой профилактических мер и способов защиты занимаются Л.А. Найденова и И.С. Осипова, которые, как и большинство авторов, относят кибербуллинг к форме психологического насилия [7].
Наиболее часто молодые люди подвергаются следующим типам кибербуллинга: хейтинг - критика в адрес конкретного человека; киберсталкинг - использование гаджетов для преследования жертвы и регулярные угрозы; троллинг - высмеивание, грифинг - преследование участников онлайн-игр; секстинг - рассылка интимных фотографий и видеозаписей [11].
Обидчик (агрессор) может воздействовать на жертву напрямую 24 часа в сутки, используя при этом различные средства и зоны для выхода в Интернет. Основные каналы воздействия: на первом месте - социальные сети и личная SMS или e-mail переписка, на втором - форумы, сетевые игры, реже - мессенджеры (WhatsApp, Viber, Telegram).Как правило, обидчик действует анонимно, он свободен в своих действиях и в выборе контактов. Чаще всего агрессорами становятся люди, которые сами уже пережили травлю. Интернет-пространство для обидчика является полем для свободных действий, в котором отсутствуют социальные ограничения; анонимность позволяет думать, что действия в сети останутся безнаказанными. Агрессор волен поступать так, как ему нравится. Он может даже поменять свою позицию относительно жертвы, потерять к ней интерес, но при этом совершенно не подумает о реальности.
Социальные сети - это быстро развивающиеся коммуникационное пространство, привлекающее молодежь своей открытостью, доступностью, псевдореальностью. Пользуясь возможностями интернет-пространства обидчик может привлечь сторонников для более масштабной травли. Сторонников условно можно разделить на два типа:
а) потенциальные обидчики;
б) поддающиеся влиянию или ведомые.
Чаще всего действия обидчика являются целенаправленными. Предметом травли может быть все, что связано с личностью жертвы -внешний вид, физические особенности, имидж, репутация, социальное положение, достижения, круг общения, род занятий и тому подобное. При отсутствии соответствующих знаний, умений и навыков такая коммуникация имеет реальные последствия и для ребенка, и для взрослого человека. Роль компетентного педагога в данной ситуации очевидна.Он при всех образовательных тенденциях остается ключевым специалистом в вопросах воспитания и защиты подрастающего поколения. Именно педагог должен обеспечить предупреждение возникновения кибербуллинга, тем более, что требования к подготовке специалистов в данной сфере все больше разворачиваются в сторону надпрофессиональных компетенций.
По мнению А.В. Пеша надпрофессиональные компетенции - это широкий набор навыков и моделей поведения, особенностей межличностных отношений и качеств личности, которые позволяют человеку быстро ориентироваться и адаптироваться к задачам и вызовам окружающей среды, налаживать отношения и устанавливать контакты, показывать высокую эффективность труда и достигать поставленных целей и задач [12].
Анализируя Профессиональный стандарт педагога[15] можно выделить ряд требований, которые актуализируют потребность в изменении подхода к организации учебного процесса в вузе:
• трудовые действия - «формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)»,
• необходимые знания - «владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая Некомпетентность; предметно-педагогическая профессиональная ИКТ-компетентность человеческой деятельности».
При этом необходимо отметить, что стандарт педагога, разработанный международной ассоциацией по развитию информационных технологий в образовании ISTE (ISTE StandardsforStudents, Educators, ComputerScientists, TechnologyCoachesandAdministrators), достаточно конкретно определяет задачи педагога в условиях цифрового общества. Педагоги «направляют обучающихся на позитивный вклад в развитие цифрового общества и способствуют формированию у них понимания социальной ответственности, а именно помогают учащимся обрести положительный социальный опыт ответственного, корректного и этичного поведения в сети, на котором должны строиться взаимоотношения и взаимодействие в сообществах;
формируют культуру обращения к онлайн-ресурсам, которая способствует развитию у обучающихся легкости и свободы в обращении к сетевым СМИ, цифровой грамотности, любознательности и критического мышления; курируют работу обучающихся с цифровыми инструментами, приучая их к соблюдению принципов цифровой безопасности, правовых и этических норм, авторского права и права интеллектуальной собственности; реализуют и популяризируют принципы формирования и управления персональными данными и информацией, которая используется для идентификации в сети, защищают конфиденциальность данных обучающихся» [18]. А.А. Марголис, Первый проректор МГППУ, в предисловии к российскому изданию ISTE, отмечает, что «новые стандарты ISTE закрепляют новое понимание той роли, которую цифровые технологии играют в образовании».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что надпрофессиональные компетенции -это функциональные умения и навыки, используемые в ситуации неопределенности, неоднозначности и постоянно изменяющихся условий в профессиональной и общественной сферах, которые позволяют специалисту действовать и эффективно реагировать на эти изменения. Следовательно, надпрофессиональные компетенции позволяют выйти за пределы основных функциональных обязанностей.
В феврале 2020 года было проведено исследование, направленное на изучение развития надпрофессиональных компетенций студентов педагогического вуза, в котором приняли участие 305 студентов Уральского государственного педагогического университета, обучающихся по программам бакалавриата«44.03.01 - Педагогическое образование» и «44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Из них 68% студентов обучаются на очной форме и 32% - на заочной форме.Цель исследования - оценка характера влияния развития надпрофессиональных компетенций молодых специалистов на их востребованность на рынке труда и способность эффективно выполнять свои функциональные обязанности в ситуациях современных социальных вызовов и рисков.
1 этап. Контент-анализ творческих работ, выполняемых в рамках дисциплины «Педагогическая диагностика и коррекция» по теме: «Рекомендации для работы с детьми, подвергающихся кибербуллингу» показал, что лишь 10% студентов в свои рекомендации включают меры, связанные с обучением воспитанников грамотному поведению в интернет-пространстве на основе владения надпрофессиональными компетенциями digital-skills. Причем 90% студентов в своих творческих работах делают акцент на проведении педагогической беседы, что, как выяснилось в рамках сегодняшней реальности, малоэффективно. Этот факт вызывает интерес, поскольку перед творческой работой была проведена интерактивная лекция, на которой актуализировалась проблема малоэффективности традиционных методов работы с кибербуллингом и затрагивалась тема поиска современных способов решения данной проблемы. В обсуждении студенты отметили
важность использования цифровых навыков в процессе профилактики травли в интернете, а также пришли к выводу, что прежде чем помогать воспитаннику справляться с ситуациями кибербуллинга, наставник должен сам владеть digital-skills, быть грамотным и продвинутым интернет-пользователем.
Данное противоречие нашло свое подтверждение в результатах онлайн-опроса (2 этап). Студентам, будущим педагогам, было предложено оценить важность развития надпрофессиональных компетенций на трех уровнях:
• первый - отметить, полезны ли надпрофессиональные компетенции для работы или учебы (по шкале от 5 «очень полезн» до 1 «бесполезны»);
• второй - указать уровень развития надпрофессиональных компетенций в настоящий момент (по шкале от 5 «очень высоко развиты» до 1 «очень слабо развиты»);
• третий- оценить возможность развития надпрофессиональных компетенций в процессе обучения вузе (по шкале, где 5 «широкий спектр для развития» до 1 «возможности развития фактически отсутствуют»).
Последнийуровень, третий, в рамках данного исследования был ограничен кластером надпрофессиональных компетенций «digital-skills», в который входит: медиаграмотность; программирование и искусственный интеллект; моделирование, дизайн и робототехника; техническая грамотность.
Данные компетенции демонстрируют способность человека применять цифровые ресурсы в профессиональной деятельности и повседневной жизни; использовать информационно-коммуникационные технологии и владеть основами программирования; создавать контент на основе цифровых технологий, а также строить коммуникацию и уметь управлять информацией посредством использования информационных ресурсов.
Результаты онлайн-опроса показали, что студенты-педагоги оценили возможность развития цифровых навыков в процессе обучения в вузе, в среднем на 3,2 (по шкале от 1 до 5 баллов). Вероятно, столь невысокая оценка обусловлена тем, что в содержание образовательной программы по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» включена только одна дисциплина «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» и ее трудоемкость составляет всего 2 зачетные единицы.
ФГОС по направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» и «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» для программ бакалавриата устанавливает общепрофессиональные компетенции, в частности ОПК-2 «Способен участвовать в разработке основных дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)» [13, 14]. Можно сделать вывод, что профессиональный стандарт педагога и ФГОС по
направлению подготовки «44.03.01 Педагогическое образование» и «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» рассматривают возможности ИКТ в основном в рамках учебного процесса. При этом медиаграмотность не обозначена и не представлена.
Вместе с тем студенты как очной, так и заочной формы обучения, отмечают достаточно высокую значимость медиаграмотности (4,6) и технической грамотности (4,1) для своей работы или учебы (рис.1).
Рис.1 Кластер "Digital-skills": надпредметные компетенции
4,5
3,7
3,1
3,2
2,7
Польза для работы / учебы
Уровень компетенции в Возможности развития в настоящий момент процессе обучения в вузе
Медиаграмотность В Программирование / искусственный интеллект
Моделирование / дизайн / робототехника Техническая грамотность
При этом уровень развития медиаграмотностив настоящий момент (по шкале от 5 «очень высоко развиты» до 1 «очень слабо развиты») составляет 3,7. Студенты, обучающиеся на заочной форме, определяют свой уровень ниже 3,1%, что ниже по сравнениюсо студентами, обучающимисяочно - 4,4. Результаты исследования показали, что средний уровень развития технической грамотности в настоящий момент составляет 3,1%. Причем уровень студентов очной и заочной формы обучения значительно отличается: 3,9 - у студентов очной формы и 2,3 - заочной формы обучения.
Невысоко студенты оценивают свой уровень владения в настоящий момент программированием, искусственным интеллектом (2,9), моделированием, дизайном и робототехникой (2,7).
Субъективная оценка уровня развития digital-skills показала, что при профилактике кибербуллинга будущим педагогам будет сложно действовать эффективно, тем более в ситуациях уже начавшейся травли, так как от педагога требуется быстро и грамотно среагировать и объяснить воспитаннику алгоритм действий.
40% студентов, как очной, так и заочной формы обучения, выделяют техническую грамотность как самую важную для выполнения должностных обязанностей в кластере digital-skills. Второй по степени важности определяют медиаграмотность-29% студентов, большая часть из них- это
студенты, обучающиеся на заочной форме (64%). 27% студентов для выполнения должностных обязанностей выделяют программирование и искусственный интеллект.
Всего 20% студентов выделили моделирование, дизайн и робототехнику как самую важную надпрофессиональную компетенцию для выполнения должностных обязанностей, из них 68% это студенты заочной формы обучения. На рисунке 2 представлены средние показатели по кластеру digital-skills: польза для работы или учебы (40,9%), уровень компетенции в настоящий момент (30%),возможности развития в процессе обучения в вузе (29,1%).
Рис. 2 Кластер Digital-skills (средние показатели, %)
29,1%
Польза для работы / учебы О Уровень компетенции в настоящий момент Возможности развития в процессе обучения в вузе
Выводы. 1. Профилактика кибербуллингав образовательной среде должна осуществляться не только в рамках проведения разъясняющих бесед с обучающимися, как считают 90% будущих педагогов, но и выработкой правильного, грамотного поведения в ситуациях травли в самом интернет-пространстве.
2. Профилактика и быстрое реагирование на ситуации травли невозможно без освоения самими педагогами digital-skills.
3. В рамках дисциплин «Педагогическая диагностика и коррекция» и «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» необходимо предусмотреть темы, связанные с профилактикой кибербуллинга. Например, проведение интегрированных занятий, на которых студенты будут отрабатывать и правильно применять цифровые навыки для профилактики и осуществления помощи в ситуациях травли в интернет-пространстве.
В качестве одного из профилактических инструментов предлагаем использовать web-квесты, которые требуют от студентов знания цифровых навыков и педагогических диагностик. В этой связи можно выделить
платформу Learnis.ru, которая разработана учителем информатики и ИКТ МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга М.Ю. Новиковым. В основе Learnis.ru. автором выбран подвид жанра квестов - «выход из комнаты», в котором перед игроком стоит задача выйти из виртуального запертого помещения, используя подсказки и предметы в комнате. Подсказки могут быть как в явном виде, так и в форме загадок или учебных задач, решение которых и будет являться ключом для дальнейшего развития сюжета [10].
Необходимо отметить, что всего 30% студентов высоко оценивают свой уровень развития цифровых навыков. Следовательно, возникает необходимость в формировании у будущих педагогов этих навыков, что позволит им эффективно реагировать и действовать в ситуациях, связанных с кибербуллингом.
Более подробно опишем сценарий учебного занятия со студентами. Для наиболее продуктивной работы знакомство с ресурсом Learnis.ru начинается с прохождения студентами ^еЬ-квеста, который подготовил преподаватель. Выход из квест-комнаты возможен после выполнения следующих заданий: знакомство с проблемой буллинга через медленное чтение книги Тассиес «Украденные имена», изучение особенностей подросткового возраста и прохождение викторины «Правда или ложь»; история кибербуллинга; характеристика основных направлений кибербуллинга; работа со статистическими данными и нормативными документами; профилактика кибербуллинга.Далее студентам предлагается самим разработать занятие для подростков, используя ресурс Learnis.ru.
Разнообразие сценариев для прохождения web-квестов позволит будущим педагогам не только усовершенствовать свои навыки в области применения информационно-коммуникационных технологий, «прокачать» свои цифровые навыки, а также собрать копилку с необходимым методическим материалом для предупреждениякибербуллинга и его последствий.Использование на практике web-квестов во время внеурочной деятельности в образовательных организациях показывает, что школьники учатся грамотному поведению в сети, отрабатывают и анализируют смоделированные ситуации.
Представленная выше разработка характеризуется особой ценностью, поскольку по данным мониторинга центра Общественной палаты РФ «Безопасность 2.0» количество случаев травли молодых людей со стороны сверстников в информационном пространстве за 2019 год выросло в три раза по сравнению с прошлым годом [9].Так, с января по сентябрь 2019 года зафиксировано 423 эпизода кибербуллинга, которые получили широкий общественный резонанс. Регионами-лидерами по кибербуллингу являются Московская и Астраханская области, Краснодарский и Приморский край, а также Кемеровская, Владимирская, Нижегородская и Ленинградская области.
Необходимо отметить, что для профилактики кибербуллинга значимость надпрофессиональных компетенций у будущих педагогов
очевидна. Результаты исследования показали, что будущему современному учителю необходимо постоянно развивать и совершенствовать цифровые навыки, так как они являются одними их ключевых в XXI веке. Формирование надпрофессиональных компетенций необходимо начинать в период обучения в высшем или средне профессиональном учебных заведениях. Это связано с быстрым внедрением цифровых ресурсов и в повседневную жизнь человека, и в профессиональную деятельность. Кроме профилактики кибербуллинга особую значимость digital-skills обретают в повышении успешности и конкурентоспособности будущих педагогов. Например, для создания сайта педагога и электронного портфолио необходимы базовые навыки в области программирования-н'вЬ-разработка, web-дизайн. Владение на достаточном уровне компьютерным дизайном позволит сделать уроки и учебно-методический инструментарий привлекательнее и современнее. Современный учитель сегодня должен владеть в совершенстве «облачными» технологиями. Медиаграмотность необходима для комфортного присутствия в социальных сетях, для организации эффективной неформальной коммуникации. Информационная грамотность, доведенная до автоматизма, включает в себя владение цифровыми устройствами, коммуникационными и мобильными приложениями, позволяет находить информацию по требованию, фильтровать и в то же время управлять доступом к ней, что позволяет обезопасить себя в сети Интернет, а также осуществить квалифицированную помощь учащимся.
Приведено немало рекомендаций по предотвращению и профилактике кибербуллинга, так как этот процесс имеет латентный характер. Оценить динамику роста насилия в сети очень тяжело, так как не каждый человек сообщает о подобных действиях по отношению к нему, поэтому количество реальных проявлений кибербуллинга в разы выше предполагаемых данных. Стоит помнить, что у кибербуллинга нет возрастных ограничений, он может осуществляться не только асоциальными элементами. Поэтому современному педагогу необходимо владеть надпрофессиональными компетенциями, в частности,digital-skills, для грамотной и своевременной профилактики.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта №1929-07435 Теоретико-методологические аспекты формирования надпрофессиональных компетенций студентов высших учебных заведений.
1. Авдюкова, А.Е. Моделирование психологической безопасности в воспитывающей среде / А.Е. Авдюкова //Педагогическое образование и наука. 2018. № 6. С. 96-103.
2. Баранов, А.А. Кибербуллинг - новая форма угрозы безопасности личности подростка / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. Вып. 11. С. 62-66.
3. Волкова, И.В. Характеристики подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Мининского университета. 2016. №2.URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-podrostkovogo-bullinga-i-ego-opredelenie?(дата обращения: 9.03.2020).
4. Гришина, Т.Г. Социально-психологические условия формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли / Т.Г. Гришина // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8., № 1А. С. 320-333.
5. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. —248 с.
6. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская.— Москва : Академия, 2004. 288 с.
7. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга / А.С. Зинцова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2014.- № 3 (35).- С. 122-128.
8. Котова, С.А. Кибербуллинг - угроза психическому здоровью детей и подростков / С.А. Котова // Актуальные вопросы психологии: (материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 2012).-Москва, 2012.-С.145-149.
9. Михайловская, М. Число случаев травли в Интернете за год выросло в три раза// Парламентская газета. - 2019. - 2 октября.-URL :https://www.pnp.ru/social/chislo-sluchaev-travli-v-internete-za-god-vyroslo-v-tri-raza.html). (дата обращения 08.06.2020).
10. Новиков, М.Ю. Использование сервиса создания веб-квестов для организации игровой деятельности обучающихся : тезисы доклада на IX Всероссийской конференции «Информационные технологии для Новой школы» (Санкт-Петербург,28-30 марта 2018 г.) / М.Ю.Новиков. - URL: https://pro-informatika.ru/assets/files/colleagues/conference/itnsh2018.pdf. (дата обращения 08.06.2020).
11. Общественная палата назвала российские регионы-лидеры по кибербуллингу // Такие дела: электронный журнал. - URL: https://takiedela.ru/news/2019/10/02/kiberbulling-regiony/(дата обращения 08.06.2020).
12. Пеша, А.В. Анализ существующих подходов к вопросу формирования надпрофессиональных компетенций выпускников высших учебных заведений / А.В. Пеша // Достойный труд - основа стабильного общества:материалы XI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 2019.-Екатеринбург, 2019.- С. 196201.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки):приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 125. - URL: www.consultant.ru (дата обращения: 21.08.2020).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование:приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121. - URL :www.consultant.ru. (дата обращения: 21.08.2020).
15. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель):приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016). - URL :www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2020).
16. Руководство по противодействию и профилактике буллинга / А.А.Реан, М.А. Новикова, И.А. Коновалов, Д.В. Молчанова.Москва, 2019. 63 с.-URL :http://omkpt.ru/structure/uvs/ospp/informatsiya-dlya-pedagogov/rukovodstvo-po-profilaktike-bullinga/rucuvodstvo.pdf). (дата обращения: 21.08.2020).
17. Белси, Б. «Создание связей, чтобы изменить ситуацию»:[ персональный сайт Билла Белси]. - URL: http://www.billbelsey.com/). (дата обращения: 21.08.2020).
18. ISTE Standards for Students, Educators, Computer Scientists, Technology Coaches and Administrators by ISTE® (International Society for Technology in Education), iste.org. All rights reserved. ©2009-2017 ISTE стандарты / Перевод Барышева А., Васильева М., Невская О., Полякова В., Сотникова А., Теплова М., Тузова О.
19. Olweus, D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. London, UK: Hemisphere, 1978.
20. Olweus, D. Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. K. Rubin & D. Pepler (Eds.) The development and treatment of childhood aggression. 1991. pp. 85128. Hillsdale, NJ: Erlbaum.
21. Roland, E. School Influences on Bullying / E. Roland.-DurhamUniversity,1998.275p.- Available from:http://etheses.dur.ac.uk/1047/1/1047.pdf?ETh0S%20(BL)(accessed:21.08.2020).
References
1. Avdyukova A. E.(2018) Modelirovaniye psikhologicheskoy bezopasnosti v vospityvayushchey srede [Modeling of psychological safety in the upbringing environment]Pedagogical education andscience.No. 6: 96-103.(In Russ).
2. Baranov, A.A., Rozhina, S.V. (2015)Kiberbulling - novaya forma ugrozy bezopasnosti lichnosti podrostka [Cyberbullying - a new form of threat to the security of a teenager's personality] Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant. Issue. 11: 62-66. .(In Russ).
3. Volkova I. V. (2016) Kharakteristiki podrostkovogo bullinga i yego opredeleniye [Characteristics of teenage bullying and its definition] Bulletin of the Minin University. No. 2 Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristiki-podrostkovogo-bullinga-i-ego-opredelenie? (accessed: 9.03.2020). .(In Russ).
4. Grishina T.G. (2019) Sotsial'no-psikhologicheskiye usloviya formirovaniya viktimnosti u podrostkov v situatsii shkol'noy travli [Socio-psychological conditions for the formation of victimhood among adolescents in the situation of school bullying] Psychology. Historical and critical reviews and modern research. Vol. 8., No. 1A: 320-333. .(In Russ).
5. Zinovieva N.O., Mikhailova N.F. Psikhologiya i psikhoterapiya nasiliya. Rebenok v krizisnoy situatsii. [Psychology and psychotherapy of violence. A child in a crisis situation]. - St. Petersburg: Rech, 2003.-- 248 p. .(In Russ).
6. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya (psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya) [Deviantology (psychology of deviant behavior)]. - Moscow: Academy, 2004. - 288 p. (In Russ).
7. Zintsova A.S.(2014) Sotsial'naya profilaktika kiberbullinga [Social prevention of cyberbullying] Bulletin of the Nizhny Novgorod University n.a. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. - No. 3 (35): 122-128. .(In Russ).
8. Kotova S.A. Kiberbulling - ugroza psikhicheskomu zdorov'yu detey i podrostkov [Cyberbullying - a threat to the mental health of children and adolescents].In: Actual questions of psychology (materials of the International scientific-practical conference). -Moscow, 2012. -Pp.145-149. .(In Russ).
9. Mikhailovskaya M. Chislo sluchayev travli v Internete za god vyroslo v tri raza [The number of bullying cases on the Internet has tripled over the year] Parliamentary newspaper dated 02.10.2019. -Available from: https://www.pnp.ru/social/chislo-sluchaev-travli-v-internete-za-god-vyroslo-v-tri-raza.html. (accessed:08.06.2020). .(In Russ).
10. Novikov M.Yu. Ispol'zovaniye servisa sozdaniya veb-kvestov dlya organizatsii igrovoy deyatel'nosti obuchayushchikhsya [Using the service of creating web-quests for organizing the game activity of students]: аbstracts of the report at the IX All-Russian Conference "Information Technologies for the New School" (St. Petersburg,March 28-30, 2018).. -Available from: https://pro-informatika.ru/assets/files/colleagues/conference/itnsh2018.pdf (accessed: 08.06.2020). .(In Russ).
11. Obshchestvennaya palata nazvala rossiyskiye regiony-lidery po kiberbullingu [The Public Chamber named the Russian regions-leaders in cyberbullying] Electronic magazine "Takie dela". Available from: https://takiedela.ru/news/2019/10/02/kiberbulling-regiony/ (accessed:08.06/2020). .(In Russ).
12. Pesha A.V. Analiz sushchestvuyushchikh podkhodov k voprosu formirovaniya nadprofessional'nykh kompetentsiy vypusknikov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Analysis of existing approaches to the formation of supra-professional competencies of graduates of higher educational institutions]. In: Decent work is the basis of a stable society:Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. -Ekaterinburg, 2019 .- Pp. 196-201. .(In Russ).
13. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoye obrazovaniye (s dvumya profilyami podgotovki) [On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the education 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles)] :order of the Ministry of Education and Science of Russia of 22.02.2018 N 1. Available from: www.consultant.ru (accessed: 21.08.2020). .(In Russ).
14. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye [On the approval of the federal state educational standard of higher education -bachelor's degree in the education program 44.03.01 Pedagogical education] : order of the Ministry of Education and Science of Russia of 22.02.2018 N 121. - Available from: www.consultant.ru (accessed: 21.08.2020). .(In Russ).
15. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') [On the approval of the professional standard" Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)] : Order of the Ministry of Labor of Russia of 18.10.2013 N 544n (revised from 05.08.2016). -Available from: www.consultant.ru (accessed: 30.09.2020).
16. Rean A.A., Novikova M.A., Konovalov I.A., Molchanova, D.V. Rukovodstvo po protivodeystviyu i profilaktike bullinga [Guidelines for counteracting and preventing bullying]. Moscow, 2019. 63p. -Available from: http://omkpt.ru/structure/uvs/ospp/informatsiya-dlya-pedagogov/rukovodstvo-po-profilaktike-bullinga/rucuvodstvo.pdf). (accessed: 21.08.2020). .(In Russ).
17. Bill Belsi's website "Making connections to make a difference!". -Available from: http://www.billbelsey.com/(accessed: 21.08.2020). .(In Russ).
18. ISTE Standards for Students, Educators, Computer Scientists, Technology Coaches and Administrators by ISTE® (International Society for Technology in Education), iste.org. All rights reserved. © 2009-2017 ISTE standards / Translated by A. Baryshev, M. Vasilieva, O. Nevskaya, V. Polyakova, A. Sotnikova, M. Teplova, O. Tuzova. .(In Russ).
19. Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. London, UK: Hemisphere, 1978. (In Eng).
20. Olweus D. Bully-victim problems among school children: Basic facts and effects of a school-based intervention program. K. Rubin & D. Pepler (Eds.) The development and treatment of childhood aggression. 1991. pp. 85128. Hillsdale, NJ: Erlbaum. (In Eng).
21. RolandE. School Influences on Bullying. - Durham University, 1998. 275 p.Available from:http://etheses.dur.ac.uk/1047/1/1047.pdf?EThOS%20(BL)(accessed: 21.08.2020). (In Eng).