that demonstrates broad involvement of students, improving their cognitive function, encouraging them, contributing to the development of their cognitive and creative activities.
Key words: innovative methods, pedagogy, medical university, innovations, modern technologies, educational technologies, modern concept, modular training, active form of training.
Г.А. Ашурбаева, студентка, ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Екатеринбург,
Е-mail: [email protected]
Е.В. Филиппова, канд. мед. наук, асс., ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава РФ, г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ В ПЕДАГОГИКЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Статья посвящена инновационным методикам в педагогике медицинских высших учебных заведений, где немаловажное внимание уделяется нововведениям, а именно образовательным технологиям, которые участвуют в процессе формирования у обучающихся клинического мышления на основе ком-петентностно-ориентированного подхода. В статье затрагивается тема современного педагогического обучения студентов вузов с описанием и анализом инноваций, внедрённых в современную концепцию модульного обучения. Эти нововведения легли в основу активной формы обучения, которая обеспечивает не только приобретение знаний, но и способность применять их в определенной практической ситуации. С данной прерогативой был проведен систематический обзор англоязычных и русскоязычных публикаций из следующих баз данных: e-library и cyberleninka (русскоязычные статьи), PubMed и Google Scholar (публикации на английском языке). К критериям включения статей в представленный обзор можно отнести относительную новизну работ в течение последних 5 лет; исследования с описанием подходов к методам обучения в высших учебных заведениях, а также оригинальные исследования. В данном обзоре предлагаются такие методики обучения, как «Педагогическая мастерская построения знаний», составление тематического кроссворда и синквейнов. Помимо предложенных выше, особое внимание уделяется и ролевой игре, базирующейся на работе с пациентами, клинических разборах с использованием ситуационных задач. Как замена традиционным технологиям были предложены интерактивные лекции, «Мыслительная пара», головоломка. В то же время применение командного обучения (TBL) и проблемно-ориентированного обучения (PBL) рассматривают как отдельную, специфическую форму открытий в активном обучении студентов. Результатом методов, предложенных авторами, стал эффективный подход, который продемонстрировал широкую вовлеченность студентов, улучшение их когнитивной функции, поощряющий их, способствующий развитию познавательной и творческой деятельности.
Ключевыеслова: инновационные методики, педагогика, медицинский вуз, инновации, современные технологии, образовательные технологии, современная концепция, модульное обучение, активная форма обучения.
Современное развитие информационных технологий оказало значимое влияние на формирование педагогического процесса во всех вузах. И поскольку ежегодно возрастают требования к качеству работы и уровню методической подготовленности преподавателей, достижение приемлемого результата стало возможным только благодаря оптимизации методической подготовки преподавателей c применением дифференцированного подхода. Кроме того, для совершенствования учебного процесса важное значение имеют и особенности обучения, в частности изменения стереотипов подготовки студентов, сложившихся в процессе обучения в школе.
Цель исследования - описание инновационных подходов к методам обучения студентов медицинских высших учебных заведений.
Задачи: 1. Найти литературу, проанализировать её.
2. Обобщить данные различных источников;
3. Сделать выводы об эффективности предложенных методик преподавания в медицинских вузах.
4. Сформулировать практическую значимость полученного материала.
Материалы и методы исследования
Стратегия поиска
В ходе написания статьи проведен систематический обзор англоязычных и русскоязычных публикаций по инновационным методикам в педагогике медицинских вузов. Кроме того, произведён анализ литературных источников из следующих баз данных: е-library и cyberlen^ (публикации на русском языке), PubMed и Google Schratar (англоязычные статьи).
Критерии включения публикаций в обзор: 1. Глубина научного поиска 5 лет (январь 2016 г - июнь 2021 г.).
2. Описание исследований новых методик обучения в педагогике медицинских вузов.
3. Оригинальные исследования;
4. Доступ к полнотекстовому формату публикаций.
Данный обзор был сформирован, исходя из соответствующих поисковых запросов: на английском языке - «innovative methods in the pedagogy of а medical university», «innovative methrads in teaching medral sch^», «TBL and PBL», «new methodology in teaching at а medral university», <ЛеасЫпд of mediral universities», «methrads and teaching of mediral university», «pedagogy of mediral instituons», «^m based ^аттд»; на русском языке - «инновационные методики в педагогике мед. вузов», «Инновационные методы обучения в медицинском вузе», «методика и педагогика медицинского университета», «новая методика в преподавании медицинских учреждений», «ролевые игры в педагогике», «преподавание в медицинских учреждениях».
На стадии первичного поиска среди публикаций, представленных на просторах баз данных, было найдено 18 315 англоязычных и 12 026 русскоязычных публикаций. В процессе отбора полнотекстовых статей с описанием экспериментального исследования и подходящим по структуре материалом было исключено 30 334 публикаций. По итогу было проанализировано 7 статей, посвящённых описанию инновационных методов обучения в преподавании медицинских учреждений.
Результаты исследования и их обсуждение
Важным элементом стратегии перестройки профессионального образования является внедрение активных форм обучения в учебный процесс [1]. На наш взгляд, активную форму обучения можно реализовать только на фоне общей заинтересованности как обучающихся, так и всего преподавательского состава высших учебных заведений. Эта модель основывается на комбинации идей, напоминающих «мозговой штурм». Прежде всего необходимо выявить, какой способ является наиболее оптимальным для их продуктивности, при этом достаточно будет провести опрос и беседу, составив единую, неповторимую методику, которую можно будет видоизменять по ходу. Для того чтобы определить, является данная методика эффективной, можно провести эксперимент «до и после», что докажет её эффективность.
В статье С.Д. Яворской предложены продуктивная модель организации внеаудиторной самостоятельной работы, реализующаяся на базе кафедры акушерства и гинекологии Алтайского государственного медицинского университета, а именно «Педагогическая мастерская построения знаний», составление тематического кроссворда, синквейнов [1]. Технология «Педагогическая мастерская построения знаний» представляет специфичную форму проведения занятий, которая содействует профессиональному, личностному росту преподавателя и студентов, развитию креативных и коммуникативных способностей, подъёму мотивации учебно-познавательной деятельности и навыков поиска [1]. В данном случае преподаватель играет роль наставника, предоставляет информацию, позволяющую разрешить возможные противоречия [1]. В процессе обсуждения клиническая ситуация приобретает жизненную окраску, благодаря чему участники с большим интересом рассматривают возможные механизмы решения [1]. Подобная вариация преподавания позволяет расширить свой кругозор, тем самым повышая общекультурный уровень и закрепляя пройденный материал, благодаря чему можно условно изобразить применение абстрактных, теоретических познаний на практике [1].
Среди технологий, предложенных в обзоре «Тематический кроссворд», рассматривают как вариант индивидуальную работу после изучения блока теории для закрепления пройденного материала с использованием учебной и научной литературы [1]. Кроссворды можно рассмотреть как альтернативу тестовому контролю знаний студентов [1]. Такой способ обучения стимулирует познавательную активность обучающихся, заставляет их взглянуть на данную ситуацию с разных сторон, стимулируя развитие логического мышления и творческого подхода [1]. При этом преподаватель исполняет дифференцировку созданием ресурсов и постановкой задач различной степени сложности [1].
Способ «Критического мышления» предполагает создание синквейнов как методического приема развития критического мышления, которое является важным умением для медицинских работников. Составление синквейнов сочетает в себе элементы базовых образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной [1]. Представленная методика позволяет не только резюмировать информацию, излагать сложные идеи, но и подталкивать к нахождению нестандартного подхода к решению клинических случаев [1].
Князева Л.И., основываясь на преподавательском опыте кафедры внутренних болезней, в рамках контекстного обучения призывает к использованию ролевых игр, базирующихся на применении тренировочной модели, представляющей собой отдельные разделы грядущей профессиональной деятельности медицинского работника [2]. Это даёт возможность для создания профессиональной, познавательной и личной мотивации, обеспечивая градационное модификацию учебной деятельности обучающегося в профессиональную деятельность врача [2].
В статье И. Сапожниковой особую значимость приобрела активизация практико-ориентированных аспектов преподавания во время аудиторной работы, при которой уделяют время взаимоотношениям между врачом и пациентом на клинических разборах, принятию нестандартных решений, ситуационных задач, имитирующих всевозможные клинические ситуации [3]. Для преподавателя подобный подход служит каналом обратной связи, который позволяет обнаружить непонятные для студентов нюансы в целях подъема производительности учебного процесса [3].
Rebecca T. Sivarajah утверждает об оптимальности использования активной модели обучения, ориентированной на учащихся и требующей участие каждого студента [4]. Метаанализ 225 исследований Scott Freeman, о которых упоминается в данной статье, при сравнении традиционной лекции с активным обучением на университетских курсах STEM (наука, технология, инженерия и математика) продемонстрировал, что активное обучение снижает частоту неудач с 32% до 21% и повышает успеваемость студентов по оценке курса и инвентаризации концепций на 0,47 стандартных отклонения [4]. Другое исследование, представленное в данной статье, относительно влияния двух типов активного обучения, командного и рассуждения на основе прецедентов, показало, что студенты в более низкомакадемическомквартиле показалилучшую успеваемость после использования командного подхода [4]. Rebecca T. Sivarajah также убеждена в необходимзссн г^введензу^лввзк игр, косколчку онсдеммнстрсруют сходство работы студсвтмвнасуачтичеукчмманитисчалгаргичоом дчятслевоста втача[4].
Интеракснвнсе лекции такжесогут быыь п^дюожеуысачалыертауаво традиционнлс лекуияа [4].Вллуела лтчциз м»очудянся мо^сристуя4 псмокию-щие студенсамо^умывапь пуепвдчвалвый ммтаржесс рас^смуавакь^^^асти,е которых им ыосет потрл^ватьсадоеслоитвлурая томчжк[4]. рсдибнрюфаукау мероприятвяпымыгвючуозлекс судаенвоускрсцескин прютяженек всес лeнмив [4]. Благодаря дазковр пауходк сдд/амилы зопомснею» (золнос внфнк4нуим, во-гут обсудить случай ез жизнскс Ле^ияможзтексюч а— живмпспацнента вас модель длз квгрядсосту »рваюлсжеесего в дове декцон ыа4оысваркн [4]. слее более актизньк, слссеыв увдам ждако оысовисв «мыc4итл»увcю сазу» с головоломку [4].
«Мыслетельнсш амру» - чомссдсто (^швдечве по прюзачсевноН с»оCвcм4 из двух игpлнчс, куз каееуоС чэжкды« те »вх саесе у>с» oыPлчгвл псвнаыжалноl« вопрос [4]. ^есм уь4Lумeес кечстся сетсоамр с комачдоо, урчмвc^4 вли вскм врос-сом (общиЗ досууос ссмс. 1) [4с. Свсмвсопя, сто эшс олучшчау н^сык» с^сквсс проблем учлвиxуу з поеыссет их cеoеoан4стчвмдeто ошчбки шли конкмаоь мышление других людей [4].
Рис. 1. «Мыслительная пауа»
Groups
1 2 3
Рис. 2. Головоломка
Головоломка же разделена на отдельные, связанные части и требует, чтобы учащиеся стали экспертами в предметной области, а затем преподавали эту тему сверстникам, которые стали экспертами в своих темах (рис. 2) [4]. Группа делится на команды, и каждому участнику присваивается одна фигура. Он рассказывает другим членам команды о том, что знает об этом фрагменте, собирая головоломку [4].
В исследовании Annette Burgess представлено командное обучение (TBL) как относительно новая методика в медицинских учебных программах [5]. Как PBL (проблемно-ориентированное обучение), так и TBL предназначены для облегчения подхода, ориентированного на учащихся, когда студенты в небольших группах используют обучение с помощью сверстников для решения аутентичных, профессионально значимых проблем [5]. Существуют различия между PBL и TBL с точки зрения требований к подготовке, численности групп, стратегий обучения и структуры классов [5]. Оба метода опираются на конструктивистскую теорию обучения, чтобы вовлечь и мотивировать студентов в процесс обучения [5]. Для того чтобы изучить восприятие студентами нового материала и его освоение по новой методике, в 2014 г две итерации смешанной учебной программы PBL были преобразованы в формат TBL, причем две группы PBL по 10 студентов в каждой были объединены в один класс TBL по 20 человек, разделенный на четыре группы по пять студентов [5]. По завершении двух сессий TBL всем студентам было предложено принять участие в одной из двух фокус-группах, в которых было 14 человек [5]. В результате исследования студенты оценили активный и совместный подход TBL [5]. Они восприняли ключевые преимущества TBL, включающие меньший размер группы, процесс проверки подготовительной готовности, содействие со стороны клинициста, акцент на фундаментальных научных концепциях и немедленную обратную связь [5]. Конкурентоспособность TBL рассматривалась как стимул к обучению [5]. Данные элементы мотивировали студентов к подготовке, способствовали самостоятельному обучению, а также с помощью сверстников - целенаправленному обсуждению в команде [5]. Важным преимуществом PBL по сравнению с TBL была возможность адекватного клинического обоснования врамкахдеятельностипорешениюпроблем [5].
Для проведения исследования Jane Bleasel была взята группа студентов 1-го курса (169 человек), завершившая обучение в рамках учебных блоков по двум методикам - PBL и TBL [6]. В результате опроса студентов 144/169 (85%) по PBL и 152/169 (90%) по TBL были обнаружены положительные аспекты опы-ута обучающихся по TBL по сравнению с PBL [6]. Данный метод включает меньший состав группы, использование тестов обеспечивает готовность к занятиям, немедленную обратную связь от старших врачей и эффективность по времени
[6]. По поводу метода PBL студенты сообщили, что переменный опыт преподавателей, ограниченное направление и большой размер группы препятствуют их обучению[6].
Для оценки полезности кроссвордов в качестве учебного пособия медицинской программы бакалавриата было проведено исследование Mohammed Nazeer
[7]. В выборку исследования вошли 150 студентов первого курса МББС, разделённые на 25 групп, каждой из которых было дано упражнение из 8 кроссвордов [7]. В результате исследования большая часть студентов (97%) была заинтересована данной методикой, также успеваемость студентов улучшилась с 50% до 84%, что является значимым [7].
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Предложенные методики представили эффективную основу для лучшего освоения студентов учебной программы, демонстрируя широкую вовлеченность всей представленной аудитории (студенты, преподаватели).
2. Способ «педагогическая мастерская», компиляция тематических кроссвордов и синквейнов стали инновационной альтернативой традиционной методике, состоящей из лекции и практики [1]. Они поспособствовали организации компетентностного подхода к обучению, росту общекультурного и профессионального уровня знаний студентов [1].
3. Сочетание вышеуказанных педагогических подходов в обучении содействует выработке у студентов навыков самостоятельной работы и поиска необходимой информации из дополнительных источников, что делает практику инициативной, увлекательной [1].
4. Подходы к обучению, выявленные в ходе обзора, позволили раскрыть значимость личностного - креативность как для себя лично, так и для окружающих (сокурсников, преподавателя) [1].
5. Ролевые игры помогли в создании необходимых условий для улучшения основных аспектов учебного процесса, сделав его динамичным, что способствует достижению цели - установлению у студентов профессиональной компетенции [2].
6. Разборы клинических случаев на базе ситуационных задач оказались эффективны в преподавании эндокринологии в рамках дисциплины по выбору студентами выпускного курса [3].
7. Ситуационные задачи помогли студентам в освоении диагностики, лечения различных заболеваний и в обеспечении новизны, развития клинического мышления и новых способов в понимании основных процессов, лежащих в основе заболевания [3].
8. Ситуационные задачи помогли в осмыслении значимости ключевых аспектов темы, оценить подготовленность учащихся применять приобретённые знания на практике [3].
9. Активное обучение поспособствовало вовлечению студентов и улучшению их внимания, мышления и памяти за счет использования таких методов, как работа в группах и рефлексия во время лекции [4].
10. В результате исследования Annette Burgess было обнаружено отличие в опыте обучения студентов TBL от PBL, несмотря на их, казалось бы, равную высокую эффективность [5].
11. В ходе исследования оказалось, что для широкомасштабного внедрения следует рассмотреть смешанный подход, использующий сильные стороны обоих методов [5].
12. В исследовании Jane Bleasel большая часть студентов предпочла TBL как оптимальную стратегию обучения, поскольку структура и формат TBL спо-
Библиографический список
собствуют обучению и участию по сравнению с PBL [6]. Хотя использование TBL требовало руководства со стороны преподавателя, оно оставалось ориентированным на учащихся, что привело к целому ряду положительных результатов [6].
13. Исследование Mohammed Nazeer дало представление о полезности кроссвордов в медицинском образовании специалитета для укрепления концепций и словарного запаса в интерактивной атмосфере обучения, а также о восприятии студентами включение кроссвордов в преподавание анатомии [7].
14. Использование предложенных подходов с их совмещением в обучении поможет достичь ярко выраженного улучшения успеваемости обучающихся, повышения их мотивации, желания к стремлению личностного совершенствования.
1. Яворская С.Д., Николаева М.Г, Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования. 2016; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24979
2. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И., Степченко М.А., Мещерина Н.С., Борисова Н.А. Педагогические технологии в учебном процессе кафедры медицинского вуза. Высшее образование в России. 2017; № 3 (210): 146 - 150.
3. Сапожникова И.Е. Опыт преподавания эндокринологии с использованием активных методов обучения в медицинском вузе. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019; № 2 (34): 104 - 109.
4. Sivarajah R.T. A Review of Innovative Teaching Methods. Academic Radiology. 2019; № 26 (1): 101 - 113.
5. Burgess A. Implementation of modified team-based learning within a problem based learning medical curriculum: a focus group study. BMC Medical Education. 2018; № 18 (74). (Electronic resource). Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1186/s12909-018-1172-8.pdf
6. Bleasel J. Team-based learning (TBL) in the medical curriculum: better than PBL? BMC Medical Education. 2017; № 17 (243). Available at: https://link.springer.com/content/ pdf/10.1186/s12909-017-1068-z.pdf
7. Nazeer M. Crossword Puzzles as an Active Learning Mode for Student Directed Learning in Anatomy Teaching: Medical Undergraduate Perceptions. International Journal of Medical Research & Health Sciences. 2018; № 7 (10): 12 - 19.
References
1. Yavorskaya S.D., Nikolaeva M.G., Bolgova T.A., Gorbacheva T.I. Innovacionnye metody obucheniya studentov medicinskogo vuza. Sovremennyeproblemynaukiiobrazovaniya. 2016; № 4. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24979
2. Knyazeva L.I., Knyazeva L.A., Goryajnov I.I., Stepchenko M.A., Mescherina N.S., Borisova N.A. Pedagogicheskie tehnologii v uchebnom processe kafedry medicinskogo vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2017; № 3 (210): 146 - 150.
3. Sapozhnikova I.E. Opyt prepodavaniya 'endokrinologii s ispol'zovaniem aktivnyh metodov obucheniya v medicinskom vuze. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2019; № 2 (34): 104 - 109.
4. Sivarajah R.T. A Review of Innovative Teaching Methods. Academic Radiology. 2019; № 26 (1): 101 - 113.
5. Burgess A. Implementation of modified team-based learning within a problem based learning medical curriculum: a focus group study. BMC Medical Education. 2018; № 18 (74). (Electronic resource). Available at: https://link.springer.com/content/pdf/10.1186/s12909-018-1172-8.pdf
6. Bleasel J. Team-based learning (TBL) in the medical curriculum: better than PBL? BMC Medical Education. 2017; № 17 (243). Available at: https://link.springer.com/content/ pdf/10.1186/s12909-017-1068-z.pdf
7. Nazeer M. Crossword Puzzles as an Active Learning Mode for Student Directed Learning in Anatomy Teaching: Medical Undergraduate Perceptions. International Journal of Medical Research & Health Sciences. 2018; № 7 (10): 12 - 19.
Статья поступила в редакцию 13.07.21
УДК 37.013
Degtyarev E.A., senior lecturer, Autonomous Non-profit Educational Organization "Phystech-Lyceum" n.a. P.L. Kapitsa (Dolgoprudny, Moscow Region, Russia),
E-mail: [email protected]
STRATEGY FOR THE PREVENTION OF BULLYING AND CYBERBULLYING OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE ADOLESCENT ENVIRONMENT. The increasing role of cyberspace in the life of modern teenagers actualizes a problem of bullying and cyberbullying as a new type of violence at school. The article reveals the meaning of the concept of crime prevention in an educational organization. Types of prevention, such as prevention, suppression, correction, are considered. Prevention as a method of preventive activity is of particular importance in an educational organization, since it excludes the use of coercive measures to prevent bullying and cyberbullying. To solve the problem of bullying and cyberbullying in the adolescent environment, it is necessary to develop a system of activities of an educational organization to resolve it. Such system of actions can be defined as a strategy of an educational organization for prevention of cyberbullying in adolescent environment. Specifics of the activities of an educational organization for the prevention of bullying and cyberbullying are determined by the following principles: goal-setting, consistency, objectivity, optimality, non-linearity. The article shows relationship between the concepts of bullying and cyberbullying. One of the tools for implementing the strategy of bullying prevention in the adolescent environment, at present, is a mediation method. Adolescence causes activation of educational potential of an educational organization in prevention of bullying and cyberbullying, since at this age it is important to form positive interaction, both at the group and individual level.
Key words: bullying and cyberbullying, prevention and prevention, adolescence, strategy, mediation approach.
Е.А. Дегтярев, инструктор физ. культуры, Автономная некоммерческая образовательная организация «Физтех-лицей» имени П.Л. Капицы,
г. Долгопрудный, E-mail: [email protected]
СТРАТЕГИЯ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА И КИБЕРБУЛЛИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Увеличение роли киберпространства в жизни современных подростков актуализирует проблему буллинга и кибербуллинга как нового вида насилия в школе. В статье раскрывается сущность понятия «предупреждение преступности в образовательной организации». Рассмотрены виды предупреждения, такие как профилактика, предотвращение, пресечение, исправление. Профилактика как метод предупредительной деятельности имеет особое значение в образовательной организации, так как исключает применение принудительных мер по предотвращению буллинга и кибербуллинга. Для решения проблемы буллинга и кибербуллинга в подростковой среде необходимо разработать систему деятельности образовательной организации по её разрешению. Такую систему действий можно определить как стратегию образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга в подростковой среде. Специфика деятельности образовательной организации по профилактике буллинга и кибербуллинга определяется следующими принципами: целеполагания, системности, объективности, оптимальности, нелинейности. В статье показана связь понятий буллинга и кибербуллинга. Одним из инструментов реализа-