Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВИДЫ ВНЕДРЕНИЙ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ / NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / TEACHER COMPETENCE / TYPES OF IMPLEMENTATIONS / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / EFFICIENCY OF APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулдаева Айгуль Абдулдаевна, Досжанова Гульнур Нурлановна

Одним из ключевых факторов повышения качества подготовки медицинских кадров, готовых к самостоятельной практической деятельности, является использование инновационных методов преподавания в педагогической деятельности, как результат непрерывного совершенствования педагогических компетенций ППС ВУЗа. Для повышения эффективности обучения у студентов Медицинского университета Астана занятия проводятся с применением новых образовательных технологий, направленные на их активное участие в учебном процессе. Анализ обратной связи показал удовлетворенность обучающихся применением новых образовательных технологий по 6 основным критериям: 1) доступность восприятия учебного материала; 2) систематизация знаний у студентов; 3) развитие творческого мышления студентов; 4) способствует саморазвитию и самообразованию; 5) снятие психологической инерции у студента; 6) критическое осмысление учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулдаева Айгуль Абдулдаевна, Досжанова Гульнур Нурлановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INNOVATIVE METHODS IN MEDICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF NJSC «MEDICAL UNIVERSITY ASTANA»

One of the key factors in improving the quality of training medical personnel who are ready for independent practical activity is the use of innovative teaching methods in pedagogical activity, as a result of continuous improvement of the pedagogical competencies of the teaching staff of the university. To improve the effectiveness of training for students of Astana Medical University, classes are conducted using new educational technologies aimed at their active participation in the educational process. Feedback analysis showed students' satisfaction with the use of new educational technologies according to 6 main criteria: 1) the accessibility of the perception of educational material; 2) systematization of students' knowledge; 3) development of students' creative thinking; 4) promotes self-development and self-education; 5) removal of psychological inertia from a student; 6) critical understanding of educational material.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»»

ю

УДК: 378.147.34

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ НАО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА»

АБДУЛДАЕВА АЙГУЛЬ АБДУЛДАЕВНА кандидат медицинских наук, ассоциированный профессор, руководитель центра трансферта образовательных и дистанционных технологий, НАО «Медицинский университет Астана», Нур-Султан

Казахстан. ORCID Ю 0000-0002-1310-3290 ДОСЖАНОВА ГУЛЬНУР НУРЛАНОВНА PhЮ, главный специалист центра трансферта образовательных и дистанционных технологий, НАО «(Медицинский университет Астана», Нур-Султан Казахстан. ORCIЮ Ю 0000-0001-8255-6261 АННОТАЦИЯ

Одним из ключевых факторов повышения качества подготовки медицинских кадров, готовых к самостоятельной практической деятельности, является использование инновационных методов преподавания в педагогической деятельности, как результат непрерывного совершенствования педагогических компетенций ППС ВУЗа. Для повышения эффективности обучения у студентов Медицинского университета Астана занятия проводятся с применением новых образовательных технологий, направленные на их активное участие в учебном процессе. Анализ обратной связи показал удовлетворенность обучающихся применением новых образовательных технологий по 6 основным критериям: 1) доступность восприятия учебного материала; 2) систематизация знаний у студентов; 3) развитие творческого мышления студентов; 4) способствует саморазвитию и самообразованию; 5) снятие психологической инерции у студента; 6) критическое осмысление учебного материала.

Ключевые слова: новые образовательные технологий, компетентность преподавателя, виды внедрений, дистанционные образовательные технологий, эффективность применения

USE OF INNOVATIVE METHODS IN MEDICAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF NJSC «MEDICAL UNIVERSITY ASTANA»

ABDULDAYEVA AIGUL ABDULDAEVNA

candidate of medical sciences, associate professor, head of the center for the transfer of educational and distance learning technologies, NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan Kazakhstan ORCID ID 0000-0002-1310-3290

DOSZHANOVA GULNUR NURLANOVNA PhD, chief specialist of the center for the transfer of educational and distance learning technologies, NJSC "Astana Medical University", Nur-Sultan Kazakhstan

ORCID ID 0000-0001-8255-6261

ABSTRACT

One of the key factors in improving the quality of training medical personnel who are ready for independent practical activity is the use of innovative teaching methods in pedagogical activity, as a result of continuous improvement of the pedagogical competencies of the teaching staff of the university. To improve the effectiveness of training for students of Astana Medical University, classes are conducted using new educational technologies aimed at their active participation in the educational process. Feedback analysis showed students' satisfaction with the use of new educational technologies according to 6 main criteria: 1) the accessibility of the perception of educational material; 2) systematization of students' knowledge; 3) development of students' creative thinking; 4) promotes self-development and self-education; 5) removal of psychological inertia from a student; 6) critical understanding of educational material.

Keywords: new educational technologies, teacher competence, types of implementations, distance learning technologies, efficiency of application

Характерной особенностью современной системы медицинского образования стала инновационная и практическая деятельность, которая напрямую зависит от формирования в системе профессионального образования основанного на модели компетентности преподавателя - [2].

С этой целью в ВУЗах внедряются инновационные методы и формы обучения, предъявляющие более высокие требования к профессиональным и личностным навыкам педагогических работников. Ведь от компетентности преподавателя, умения заинтересовать, увлечь студентов зависит эффективность проводимых занятий, качество подготовки специалистов - [1].

В свою очередь качество и эффективность проводимых занятий зависят от умелого использования эффективных педагогических технологий — это активные и интерактивные методы, предполагающие не пассивное восприятие материала, а акцент на взаимодействие обучающихся, активное участие их в учебном процессе.

В НАО «Медицинский университет Астана» (НАО «МУА») внедрение и применение новых образовательных технологий (НОТ) в учебном процессе осуществляется в рамках Плана мероприятий по реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 - 2025 годы в соответствии с Концепцией внедрения инновационных технологий и методов обучения и Положением «Внедрение новых образовательных технологий» в НАО «МУА». Все внедряемые в Университете технологии обучения подразделяются на 4 основные категории: инновационные технологии, симуляционные технологии, активные формы обучения и технологии Е-!еагп1пд (Таблица 1).

Таблица 1 - Виды внедрений, применяемые в НАО «МУА»

Инновационные технологии обучения Симуляционные технологии обучение

> Проблемно-ориентированное обучение (PBL) > Проблемно - ориентированное обучение основанное на медицинских ошибках (D -PBL) > Командно-ориентированное обучение (TBL) > Случай-ориентированное обучение (CBL) > Ситуационно-ориентированное обучение (SBL) > Научно - ориентированное обучение (RBL) > Технологии проектного обучения > Использование стандартизированного пациента > Объективный структурированный практический экзамен (ОСПЭ) / объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) > Клинические сценарий для высоко реалистичных манекенов > М i ^ Методы преподавания клинических компетенции СЕХ со стандартизированным пациентом

Активные формы обучения Технологии e-learning

> ролевые игры / деловые игры / игровые методы /приемы > кейс-стад и > интегрированное обучение / обучение в сотрудничестве > мозговой штурм / рефлексия / интеллект карты > учебные симпозиумы / конференции / олимпиады > учебные дискуссии / дебаты и т.д. > перевернутое обучение > Интерактивные тренажеры на портале trens.amu.kz и dl.amu.kz (ситуационные задачи, ролевые игры, виртуальный пациент) D видео ролики > Обучающие видеотренажеры / видеолекции/ учебное видео практических и лабораторных навыков/ /электронные учебники > Программный комплекс интерактивных приложении > Мобильные приложения

Учитывая введение карантинных мер, связанных с пандемией Covid-19 и переходом на 100% дистанционное обучение в НАО «МУА» успешно внедрены дистанционные образовательные технологий и цифровые средства обучения на всех уровнях медицинского образования, в том числе в обучающих программах с использованием технологии смешанного обучения, совмещающей аудиторное обучение с участием тренера (Face-to-Face) с дистанционным (online/off-line) обучением. С целью развития технологии E-learning в Университете открыта профессиональная студия записи мультиме-

дийных электронных разработок, где профессорско - преподавательский состав имеет возможность самостоятельно внедрять новые мультимедийные технологий и модернизировать имеющиеся образовательные / научно - исследовательские разработки. На базе медиа - студии по разным дисциплинам разработаны электронные учебники, мультимедийный контент, который активно используется на портале дистанционного обучения Моо^е.

Вместе с тем, главными факторами, оказывающими влияние на степень заинтересованности студентов в учебе, являются эффективная работа преподавателя, умелое использование инновационных технологий обучения, качество подачи материала, формы, методы и приемы проведения занятий, отношение преподавателя к студентам.

Анализ обратной связи на примере факультета «Общая медицина» среди студентов 1-5 курсов по 5-ти бальной шкале показал удовлетворенность (86%) обучающихся применением НОТ по 6 основным критериям: 1) доступность восприятия учебного материала; 2) систематизация знаний у студентов; 3) развитие творческого мышления студентов; 4) способствует саморазвитию и самообразованию; 5) снятие психологической инерции у студента; 6) критическое осмысление учебного материала (Рисунок 1, 2).

Также проводится мониторинг оценки эффективности занятий с применением новых образовательных технологий по результатам апробации, с учетом качественного показателя знаний до и после внедрения, где можно отметить прирост качества знаний и успеваемости обучающихся после внедрения НОТ.

Рисунок 1 - Результативность применения НОТ по мнению студентов факультета «Общая медицина» в разрезе курсов

(5-max, баллов)

Рисунок 2 - Применение инновационных методов обучения в учебном процессе по мнению студентов факультета «Общая

медицина» в разрезе курсов

Таким образом, достижение конечных результатов академической программы обучения осуществляется посредством развития и оценки общих и специальных компетенций, обучающихся:

- знание и понимание в изучаемой области (применяемые методы преподавания и оценки: CBL, PBL, TBL, e-learning);

- коммуникативные навыки (применяемые методы преподавания и оценки: TBL и другие активные формы обучения);

- навыки научных исследований (применяемые методы преподавания и оценки: Project-based learning, разбор с позиций доказательной медицины, актуализация СРО с направленностью на будущую специальность);

- общая образованность (развитие языковых компетенций) -все технологии;

- социально-этические (применяемые методы преподавания и оценки: разбор через интегрированный клинический симпозиум и конференции медицинских ошибок);

- экономические и организационно-управленческие (применяемые методы преподавания и оценки: TBL, Project-based learning, e-learning).

Исходя из этого, следует отметить реальные преимущества при внедрении в практику обучения новых образовательных технологий:

- Совершенствование / развитие педагогической компетенции ППС путем участия на курсах повышения квалификации, в том числе и на Школе молодого педагога;

- Регулярный мониторинг качества обучения и удовлетворенности обучающихся по применению на занятиях новых образовательных технологий;

- Применение НОТ независимо от формы обучения, включая дистанционный формат обучения;

меоищне

- Внедрение НОТ, ориентированное на результат в разрезе курсов, например, виды внедрения НОТ имеют различия на уровне бакалавриата, интернатуры, резидентуры и магистратуры;

- Обучение ППС на кафедре для применения / внедрения новых образовательных технологий на занятиях;

- Разнообразие современных технологии / методов обучения, применяемые в Университете прописывается с Силлабусе дисциплины;

- Привлечение независимых лиц, имеющих опыт внедрения в рецензируемой области с целью рационального оценивания и рекомендации по улучшению учебного процесса с применением НОТ;

- Повышение инновационной компетентности ППС, их участие на международном конкурсе «Педагогические инновации» и республиканских конкурсах на присуждение звания «Лучший в системе здравоохранения» и «Лучший преподаватель Вуза»;

- Механизмы развития мотивации профессорско - преподавательского состава НАО «МУА.

Список литературы:

1. Маматкулова М.Т. Разработка методов и средств объективный оценки достижения целей обучения - // Биология и интегративная медицина 2017, 4, 218

2. Шукуров Ф.А., Халимова Ф.Т., Абдуллаева М.А. Анализ результатов оценки качества работы преподавателя высшего учеб-ного заведения - // Биология и интегративная медицина 2019, 12, 119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.