Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИСТАНЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «KAHOOT» В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ'

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «KAHOOT» В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НОРМАЛЬНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ / «KAHOOT» / МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ / MEDICAL EDUCATION / DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES NORMAL PHYSIOLOGY / "KAHOOT / " MOBILE APPLICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сембекова Камила Тажмаганбетовна, Хамчиев Курейш Мавлович, Рахимжанова Жанар Айбасовна, Ибраева Салима Сайфуллаевна, Жашкеева Аделия Маратовна

Исследование посвящено внедрению в учебный процесс и изучению роли системы контроля знаний студентов на занятиях по физиологии с использованием мобильного приложения «Kahoot». В результате анализа успеваемости студентов и обратной связи, показана эффективность использования мобильных приложений в образовательном процессе. Функциональность мобильных устройств возрастает с каждым годом, что предоставляет возможность использовать их в качестве одного из ведущих образовательных инструментов, особенно в условиях дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сембекова Камила Тажмаганбетовна, Хамчиев Курейш Мавлович, Рахимжанова Жанар Айбасовна, Ибраева Салима Сайфуллаевна, Жашкеева Аделия Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY "KAHOOT" IN ASSESSING THE LEVEL OF STUDENTS KNOWLEDGE IN PRACTICAL CLASSES OF NORMAL PHYSIOLOGY

He study focuses on the introduction into the educational process and studying the role of the student knowledge control system in physiology classes using the Kahoot mobile application. As a result of student performance analysis and feedback, the efficiency of using mobile applications in the educational process is shown. The functionality of mobile devices increases every year, which provides the opportunity to use them as one of the leading educational tools, especially in the context of distance learning

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИСТАНЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «KAHOOT» В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

УДК: 612.378.147:004-057.875

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

«KAHOOT» В ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

СЕМБЕКОВА КАМИЛА ТАЖМАГАНБЕТОВНА

старший преводаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан

ORCID ID 0000-0002-2256-4945 ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ кандидат медицинских наук, профессор, зав. кафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: kureysh2562@gmail.aom ORCID ID 0000-0003-3981-1751

РАХИМЖАНОВА ЖАНАР АЙБАСОВНА кандидат биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нур-Султан zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712

ИБРАЕВА САЛИМА САЙФУЛЛАЕВНА кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: salima.ibrayeva@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2256-4945

ЖАШКЕЕВА АДЕЛИЯ МАРАТОВНА магистр биол. наук, ст. преподаватель кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, НурСултан e-mail: Adeliya_2007_86_@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8006-7691

АННОТАЦИЯ

Исследование посвящено внедрению в учебный процесс и изучению роли системы контроля знаний студентов на занятиях по физиологии с использованием мобильного приложения «Kahoot». В результате анализа успеваемости студентов и обратной связи, показана эффективность использования мобильных приложений в образовательном процессе. Функциональность мобильных устройств возрастает с каждым годом, что предоставляет

возможность использовать их в качестве одного из ведущих образовательных инструментов, особенно в условиях дистанционного обучения.

Ключевые слова: медицинское образование, дистанционные образовательные технологии, нормальная физиология, «Kahoot», мобильное приложение.

ROLE OF DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY "KAHOOT" IN ASSESSING THE LEVEL OF STUDENTS KNOWLEDGE IN PRACTICAL CLASSES OF NORMAL PHYSIOLOGY

SEMBEKOVA KAMILA TAJMAGAMBETKYZY

Senior lecturer of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: sembekovak@mail.ru

ORCID ID 0000-0003-2414-305X KHAMCHIYEVKUREYSHCH MAVLOVICH Candidate of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.€om ORCID ID 0000-0003-3981-1751

RAKHIMZHANOVA ZHANAR AIBASOVNA Candidate of Biological Sciences, Professor of the Department of Normal Physiology NJSC " Astana Medical University ", Kazakhstan, Nur-sultan e-mail: zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712

IBRAEVA SALIMA SAYFULLAEVNA Candidate Medical Science, Professor, Department of Normal Physiology, NAO "Medical University of Astana," Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: salima.ibrayeva@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2256-4945

ZHASHKEYEVA ADELIYA MARATOVNA Master of Biological Sciences, Senior lecturer Departments of Normal Physiology NJSC "Astana Medical University", Kazakhstan, Nur-sultan e-mail: Adeliya_2007_86_@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8006-7691

ABSTRACT

The study focuses on the introduction into the educational process

">• /pv

oh

and studying the role of the student knowledge control system in physiology classes using the Kahoot mobile application. As a result of student performance analysis and feedback, the efficiency of using mobile applications in the educational process is shown. The functionality of mobile devices increases every year, which provides the opportunity to use them as one of the leading educational tools, especially in the context of distance learning.

Keywords: medical education, distance education technologies normal physiology, "Kahoot," mobile application.

Введение. В современном мире все большую популярность получает использование различных технологий, в том числе мобильных приложений, для обучения. Образовательные стандарты высшего образования ставят перед преподавателями сложную задачу, а именно внедрение инновационных методов обучения и применение современных цифровых технологий. В условиях дистанционного обучения студентов вуза оптимизация системы контроля при помощи мобильных технологий оказывается важной и своевременной задачей, что и обусловливает актуальность данной работы. Значимость внедрения мобильных приложений в образовательный процесс подтверждается постоянным увеличением функциональности мобильных устройств, которые могут широко и разнообразно использоваться в качестве ведущего образовательного инструмента (в частности, как инструмента системы контроля). Кроме того, появляются работы, посвящённые принципиально новым возможностям применения мобильных устройств в образовательном процессе - [1, 2]. Имеется достаточно большой выбор средств информационных технологий, доступных преподавателю при подготовке и проведении учебного занятия: различные интернет ресурсы, мобильные приложения и др. - [3]. Одной из таких цифровых технологий является

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

п ц

методика «КаИооЬ, которая с успехом применяется на кафедре нормальной физиологии Медицинского университета Астана уже более 8 лет.

Целью данного исследования является оценка эффективности мобильного приложения «КаИооЬ для оптимизации системы контроля на занятиях по физиологии человека.

Материалы и методы. Эффективность использования интернет-сервиса «Kahoot» для оптимизации системы контроля на занятиях по дисциплине «Физиология» оценивалась по степени усвоения студентами теоретического материала. В анкетировании участвовали 200 студентов 1 курса специальности «Общая медицина», «Общественное здравоохранение, «Сестринское дело», «Фармация», «Стоматология».

Результаты и обсуждение.

Как уже было отмечено, в учебном процессе кафедры нормальной физиологии широко используется приложение «КаИооЬ, контент которого разрабатывается преподавателями кафедры нормальной физиологии, как инструмент для быстрого создания интерактивного модуля: викторин, опросов и обсуждений, которые могут быть как индивидуальным соревнованием, так и групповым. Создавая раздел в «КаИооЬ, преподаватель вначале составляет тестовые задания, которые рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры, а затем загружает их в приложение. Для создания разнообразного контента большинство тестовых заданий разработано с применением фото и видеоматериалов. Чтобы начать игру на занятии, преподаватель предоставляет группе сгенерированный системой код, который они потом вводят на своих устройствах. В приложении есть ряд интересных возможностей, которые помогают мотивировать и увлечь студентов: яркий дизайн, музыка, а также соревновательный дух, которым заражается вся группа. Чем быстрее студенты отвечают

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

на вопросы, тем больше баллов получают. После каждого вопроса приводится таблица с промежуточными результатами, показывающая, кто набрал больше всего баллов и кто лидер в данный момент. Когда тест завершен, преподаватель загружает результаты тестирования в виде таблицы с обзором каждого вопроса (кто как ответил, за какое время и т.д.) и проводит обратную связь с работой над ошибками по анализу итогов тестирования.

Приложение доступно в освоении и использовании за счет своей игровой формы; «каИооЬ создает прекрасную соревновательную атмосферу в группе и раскрепощает студентов, что способствует повышению их интереса к последующим этапам занятия и оптимизации работы преподавателя.

Оценка эффективности методики. В контрольной группе формирующее оценивание проводилось традиционным способом: фронтальный, индивидуальный опрос (1 группа, п = 100). Контроль и оценивание на занятиях в экспериментальной группе проходят с использованием мобильного приложения «Kahoot», при этом используются разные виды учебной деятельности (коллективная, индивидуальная, парная, групповая - 2 группа, п = 100.

Анализ результатов проведенного исследования, показывает наличие статистически значимых различий уровня успеваемости с внедрением новой инновационной технологии «КаИооЬ. Выявлено следующее: абсолютная успеваемость в студенческих группах с использованием мобильного прилоения составила 98,3%, в то время как аналогичный показатель в группах, в которых тестирование проводилось традиционным спообом - 89,6%. Аналогичная направленность отмечалась и при изучении показателя относительной успеваемости: 88,9 в группе с использованием инновационной методики и 76,4 в группе с традиционной формой оценки знаний.

Изучение оптимизации системы контроля на занятиях по физиологии при помощи мобильного приложения «Kahoot», на наш взгляд, логично дополняет и углубляет перечисленные выше исследования в данной области

С целью получения обратной связи было проведено анкетирование студентов обеих групп с использованием платформы «Google формы». Анкета включала 8 закрытых вопросов (оценка по 5-балльной шкале) и 3 открытых вопроса.

По результатам статистической обработки закрытых вопросов анкет сложилась следующая картина, в общем подсчете сумма баллов 87,6% анкет составила более 25 баллов, из них 50,5% - 30 баллов. Менее 25 баллов было в 17,0% анкет. При анализе результатов анкетирования по группам установлено, с максимальным значением оценки - по 40 баллов отметили 85% студентов из 50 групп.

По результатам проведенного анкетирования открытых вопросов

1. На вопрос «Как в целом Вы оцениваете приложении Kahoot?» - более половины респондентов указали, что интерактивная технология дает не только количественную информацию, но возможность определить уровень усвоения теоретического материала, используя навыки работы с мобильным устройством. Сам процесс проверки понимания или обсуждения какого-то вопроса превращается в настоящую игру, дискуссию между командами или группами, в настоящее соревнование, кто быстрее ответить на вопрос. Приложение «Kahoot» позволяет ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, развивать умение самостоятельно определять цель своего обучения, устанавливать причинно-следственную связь, что способствует к повышению качества обучения (92.86-96.13%).

2. На вопрос «Как в целом вы оцениваете эффективность использования? - почти все респонденты (89,8 %) отметили, что онлайн - тестирование мотивирует обучающегося в активизации по усвоению учебного материала, дисциплинирует, помогает выявить и устранить проблемы в знаниях. Использование сервиса в образовательной деятельности позволяет проверить не только понимание учебного материала, также получить обратную связь, корректировать знания.

3. Оценка теоретических знаний студентами посредством использования приложения «Kahoot» позволяет получить обратную связь, планировать учебный процесс на основании полученного результата. 85,8% студентов отметили важность использования приложения «Kahoot» для проверки усвоения и понимания теоретического материала, и мониторинга качества обучения.

5. 90,2% отметили высокий уровень профессионализма ППС кафедры, и их умение мотивировать студентов на самостоятельную работу.

6. 90% студентов особенно отметили достаточно высокий уровень качества тестового материала: методически правильно составление тестовых заданий, краткая формулировка, корректная формулировка, условия проведения, ограничения по времени. 10% хорошо оценили качество содержание тестового задания, что ориентированы на получение однозначного ответа, термины тестового задания четко определены по разделам.

Выводы. Таким образом, использование мобильного приложения «Kahoot» в образовательном процессе, в первую очередь, как инструмента оценки, а также как обучающей технологии, является весьма эффективным. Об этом свидетельствует анализ результатов успеваемости обучающихся и отзывы студентов о данной методике, ее применении на кафедре нормальной физиологии Медицинского

Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» 2021 Б -спец выпуск

университета Астана. Особенно хочется отметить, что данная цифровая технология может быть с успехом использована при изучении любой дисциплины на ранних уровнях образовательного процесса.

Список литературы:

1. Погуляев Д.В. Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе // Прикладная информатика. № 5. 2006. С. 80- 84.

2. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. Т. 14. № 1. 2011. С. 241-252.

3. Хамчиев К.М., Жаналиева М.К., Мадиева Ш.А., Тулиева A.M. Применение элементов методики обучения нa основе принятия решений (DBL) в медицинском вузе // В сборнике: European Saen^f^ Сonferenсe / Сборник стaтей XI Mеждунaродной нaучно-прaктической конференции. 2018. - С. 191-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.