Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛЕКЦИЯ ПО МОРФОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ'

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛЕКЦИЯ ПО МОРФОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛЕКЦИЯ / МОДУЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MIXED LEARNING / INTEGRATED LECTURE / MODULAR DISCIPLINES / MEDIСAL EDUСATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибраева Салима Сайфуллаевна, Хамчиев Курейш Мавлович, Хасенова Калима Мирамбаевна, Рахимжанова Жанар Айбасовна

В данной статье представлена методика проведения интегрированной лекции в медицинских вузах. Проведение интегрированных лекции по морфологии и физиологии для студентов 1 курса доказало свою состоятельность и практичность, что отражается в результатах обратной связи - анкетирования и в результатах успеваемости обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибраева Салима Сайфуллаевна, Хамчиев Курейш Мавлович, Хасенова Калима Мирамбаевна, Рахимжанова Жанар Айбасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED LECTURE ON MORPHOLOGY AND PHYSIOLOGY

This article presents a method of conducting an integrated lecture at medical higher education institutions. Integrated lecture on morphology and physiology for freshmen students has proven its consistency and practicality which was reflected in the feedback records - samplings and general assessment of students.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛЕКЦИЯ ПО МОРФОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ»

УДК: 612:37.043.2:572.7

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛЕКЦИЯ ПО МОРФОЛОГИИ И

ФИЗИОЛОГИИ

ИБРАЕВА САЛИМА САЙФУЛЛАЕВНА

кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нурсултан e-mail: salima.ibrayeva@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2256-4945

ХАМЧИЕВ КУРЕЙШ МАВЛОВИЧ кандидат медицинских наук, профессор, завкафедрой нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нурсултан e-mail: kureysh2562@gmail.сom ORCID ID 0000-0003-3981-1751

ХАСЕНОВА КАЛИМА МИРАМБАЕВНА кандидат медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нурсултан e-mail: kalmia-1055@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8908-8130

РАХИМЖАНОВА ЖАНАР АЙБАСОВНА кандидат биологических наук, профессор кафедры нормальной физиологии НАО "Медицинский университет Астана", Казахстан, Нурсултан e-mail: zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712

АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена методика проведения интегрированной лекции в медицинских вузах. Проведение интегрированных лекции по морфологии и физиологии для студентов 1 курса доказало свою состоятельность и практичность, что отражается в результатах обратной связи - анкетирования и в результатах успеваемости обучающихся.

Ключевые слова: смешанное обучение, интегрированная лекция, модульные дисциплины, медицинское образование.

INTEGRATED LECTURE ON MORPHOLOGY AND PHYSIOLOGY

IBRAEVA SALIMA SAYFULLAEVNA

Candidate Medical Science, Professor, Department of Normal Physiology,

NAO "Medical University of Astana," Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: salima.ibrayeva@mail.ru ORCID ID 0000-0002-2256-4945 KHAMCHIEVKUREISH MAVLOVICH Candidate Medical Science, Professor, Head of the Department of Normal

Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail: kureysh2562@gmail.com ORCID ID 0000-0003-3981-1751 KHASENOVA KALIMA MIRAMBAEVNA Candidate of Medical Sciences, Professor of the Department of Normal

Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan e-mail:

kalmia-1055@mail.ru ORCID ID 0000-0001-8908-8130 RAKHIMZHANOVA ZHAR AYBASOVNA candidate of biological sciences, professor of the Department of Normal Physiology of the Medical University of Astana, Kazakhstan, Nur-Sultan zhanar0803@mail.ru ORCID ID 0000-0002-4344-3712 ABSTRACT

This article presents a method of conducting an integrated lecture at medical higher education institutions. Integrated lecture on morphology and physiology for freshmen students has proven its consistency and practicality which was reflected in the feedback records - samplings and general assessment of students.

Keywords: mixed learning, integrated lecture, modular disciplines, medical education

Введение. Наиболее распространенный способ передачи информации в вузе - лекция. Интегрированная лекция подразумевает вовлечение преподавателей модульных дисциплин (физиология, анатомия и др.) в процесс сознательного, осмысленного, а самое главное, мотивированного освоения знания. Позволяет привить студентам навыки комплексного подхода при освоении дисциплин, клинического мышления, системного подхода к обучениюи - [1, 2]. В нашей методике преподаватели модульных дисциплин, совместно читают лекции по теме, дополняя вопросы анатомии данными

физиологии. В данном методе акцент обучения смещается на морфо-функциональный подход, что повышает мотивацию студента и осознанность студента при изучении материала. Перед проведением лекции материалы просматриваются, согласовывается, что будет выделено для каждого преподавателя из фрагментов лекции. В аудитории лекцию ведут оба преподавателя, по очереди излагая материал. Материалы готовятся в формате презентации «Power Point» и «3D-prezi». Восприятие аудиторией материала существенно улучшается за счет того, что информация по теме лекции подается комплексно - [3, 4].

В отличие от традиционных лекций, где материал подается отдельно по предмету, при чтении лекции вдвоем преподаватели, дополняя материал обеспечивают студентам лучшее понимание и освоение темы. При этом роль преподавателя может сводиться к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта. Такая форма общения позволяет успешнее обсуждать все вопросы, постигать их суть, и что еще важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели традиционный подход (Vernon, Blake, 1993; Володин Н.Н. с соавт., 2000). - [1, 2, 3]. В медицинском образовании в медицинском университете Астана, методика проведения интегрированной лекции используется впервые.

Цель: изучить эффективность «интегрированной лекции» - в процессе обучения и сравнить использования данной методологии с традиционными формами проведения лекционных занятий.

Материалы и методы. Были проанализированы ответы 175 студентов 1 курса НАО "Медицинский университет Астана". Обучающимся было прочитано десять лекций по методике интегрированной лекции. Оценка проводилась по нескольким критериям: мотивация к изучению материала дисциплины, самооценка студентом вовлечен-

ности в научно-образовательный процесс, самооценка преподавателем его роли в подготовке к занятию, роль формирующей оценки знаний в подготовке к итоговому экзамену.

Результаты и обсуждение: Метод чтения интегрированной лекции рассматривается как успешный инновационный метод обучения, направленный на комплексное обучение студента - [4]. В данном методе акцент обучения смещается на междисциплинарный подход, студент получает целостную картину при изучении материала, где строение органов объясняется их функцией, физиология преподносится с позиций морфологии. Данная методика учит студента шире и глубже осмысливать все сказанное преподавателем во время лекций и написанное в учебниках, развивает умение анализировать и критически оценивать литературу, целенаправленное изучение и использование ресурсов - [3, 4].

Результаты сравнения успеваемости: во 2-м полугодии, с внедрением новой инновационной технологии были получены заметные результаты ее эффективности. Так, качественный показатель повысился на 15%, за счет увеличения доли положительных оценок на экзамене (А-В) с 75,0% до 90,5%. С целью контроля эффективности было проведено анкетирование 175 студентов 12 групп 1-го курса (из них 100 на каз.яз. и 75 на англ.яз). Анкета включала 8 закрытых вопросов (оценка по 5-балльной шкале) и 3 открытых вопроса.

А. По результатам статистической обработки закрытых вопросов анкет сложилась следующая картина:

В общем подсчете сумма баллов 85,8% анкет составила более 25 баллов, из них 57,5% - 30 баллов. Менее 25 баллов было в 19,0% анкет, при этом только 1 анкета - с отрицательным отзывом. При анализе результатов анкетирования по языковым группам установлено преобладание максимальных значений оценки в группах обуче-

ния на казахском языке - по 40 баллов отметили 30 человек из 12. А в группах обучения на русском языке - 32 из 10 студентов.

Б. По результатам проведенного анкетирования открытых вопросов:

1. На вопрос «Как в целом Вы оцениваете качество ведения лекционных материалов?» - почти половина опрошенных указали, что данная инновация позволит развитию клинического мышления у студентов и улучшению коммуникативных компетенций, что приводит к повышению качества обучения (48,6 %).

2. На вопрос «Как в целом вы оцениваете обратную связь при чтении лекции? - почти все респонденты (90.86-95.31%) отметили, что при проведении обратной связи ощущали себя реальными врачами, только 1.65-2.48% человек не почувствовали этого.

3. Оценка усвоения знаний студентами, посредством письменных ответов на тестовые задания позволила понять, что данная информационная технология повышает клиническое мышление обучающегося.

4. 92,3% студентов отметили важность проведения подобных лекций.

5. 96,4% отметили высокий уровень профессионализма лекторов и их умение мотивировать студентов на самостоятельную работу.

6. 82,1% студентов особенно отметили достаточно высокий уровень методической оснащенности лекции.

7. Почти 100% студентов отметили, что хотели бы и в дальнейшем заниматься по данной методике и рекомендовали бы другим кафедрам использовать данную технологию в учебном процессе.

Выводы: В отличие от традиционных лекций, где материал подается отдельно по каждому предмету, при чтении лекции вдвоем (интегрированной лекции) преподаватели, дополняя друг друга и

информационный материал по теме, обеспечивают студентам лучшее понимание и освоение темы. При этом роль преподавателя может сводиться к роли эксперта по обсуждаемой проблеме, руководителя по пользованию информационными источниками и консультанта. Такая форма общения позволяет успешнее обсуждать все вопросы, постигать их суть, и что еще важнее, оставляет более глубокий след в памяти, нежели традиционный подход. Курс интегрированных лекций по морфологии и физиологии, прочитанный для студентов 1 курса в пилотном проекте, доказала свою состоятельность и практичность, что отражается в результатах обратной связи - анкетирования и в результатах успеваемости обучающихся.

Список литерaтуры:

1. Сорокина Е.И. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий / Е.И.Сорокина, Л.Н.Маковкина / М.О.Колобова // Теория и практика образования в современном мире: Материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). - СПБ.: Реноме, 2013. - С. 167-169.

2. Kham^iyev K.M., Zhaksylykova G. A., Bukeeva Zh. K., Derbissalina G. A. Introdu^on of an innovative method of problem-based learning (PBL) in the eduoational proeess of JSС "MUA" // Astana meditsinalyk journal, Astana, 2014. - № 3. - P. 274-277.

3. Khamсhiyev K.M., Kutebayev T.Zh., Khamсhiyeva E.K. Experienee of implementing problem-based learning (PBL) in edueation of kazakhstan: student's opinion International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. - № 4. - С. 1.

4. Хaмчиев К.М., Жaнaлиевa М.К., Мaдиевa Ш.А., Тулиевa A.M. Применение элементов методики обучения нa основе принятия решений (DBL) в медицинском вузе // В сборнике: European Sсientifiс Сonferenсe / Сборник стaтей XI Mеждунaродной нaучно-прaктической конференции. 2018. - С. 191-194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.